Можно ли считать государственный совет законодательным органом свое мнение обоснуйте

Обновлено: 24.04.2024

Нижняя палата парламента по поручению ее председателя Вячеслава Володина соберется 15 июля на внеочередное заседание. Соответствующее решение должен принять 11 июля в 10.00 совет Госдумы. Об этом сообщается в Telegram-канале нижней палаты парламента.

«Один из вопросов повестки совета – проведение в соответствии со статьей 14 (часть «д») регламента Госдумы внеочередного пленарного заседания Госдумы [по инициативе спикера], – говорится в Telegram-канале палаты. – Будет рассмотрено предложение о проведении его 15 июля».

Итоговое заседание Госдумы прошло 6 июля. 7 июля руководители палаты и фракций посетили Кремль – по итогам сессии они общались с президентом РФ Владимиром Путиным.

С 11 июля, согласно «календарю работы» депутатов Госдумы, у них начинается работа с избирателями в регионах. Многие парламентарии уже уехали по субъектам Федерации, от которых они избирались в Госдуму. Один из депутатов отметил, что был «ошеломлен» необходимостью резко возвращаться на Охотный Ряд, поскольку работает на юге России, куда перелеты из-за военной спецоперации закрыты. Еще один собеседник на Охотном Ряду отмечает, что некоторые депутаты уже уехали в Крым на поезде, а билетов сейчас в регион (и обратно) не достать.

Госдума отработала сессию по законам спецоперации

Не предупредили в том числе высокопоставленных депутатов. По словам двух собеседников, близких к руководству Госдумы, даже заместителей Володина (вне зависимости от фракционной принадлежности) не предупреждали о предстоящем внеочередном сборе членов нижней палаты парламента.

«Повестку нам еще не предоставили, и я думаю, что она будет очень короткой», – сказал один из вице-спикеров Госдумы. «Я не знаю повестку совета», – заявил «Ведомостям» координатор фракции КПРФ Николай Коломейцев, подчеркнув, что он «не блефует» и не понимает, будет она внешнеполитической или коснется внутренних вопросов РФ. Зампредседателя фракции ЛДПР Ярослав Нилов также признался, что не знает, с чем связан созыв внеочередного заседания Госдумы.

По словам собеседника в аппарате Госдумы, часть более ранних, но важных для Белого дома инициатив могли не успеть принять из-за их длительной оценки другими структурами: «Думаю, накопилась какая-то критическая масса непринятых законопроектов в сфере экономики и финансов, которые к осени могут быть запоздалыми, поэтому Госдума и должна их срочно выпустить». Депутат Михаил Делягин («Справедливая Россия») предположил, что на внеочередном заседании Госдумы будут рассматриваться законопроекты, которые вносило правительство РФ, но которые Госдума так и не приняла. Правда, назвать их он отказался.

Имело бы смысл экстренно собираться лишь для того, чтобы на время летних каникул передать полномочия другому органу, например тому же Белому дому, говорит источник в руководстве Госдумы: «Остальное можно было бы решить в плановом порядке».

К компетенции Госдумы относятся и полномочия не только по принятию законов, но и по решению кадровых вопросов, к примеру утверждению вице-премьеров, а также министров по представлению главы правительства. «Коммерсантъ» не исключал, что именно «кадровый вопрос», возможно, предстоит решить нижней палате парламента. Собеседник, близкий к правительству, назвал эту версию сомнительной.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на вопрос «Ведомостей», знает ли глава государства о предстоящем заседании и его повестке.

Иванова О.В., адъюнкт кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России.

Права законодательного учреждения Государственному Совету были предоставлены Манифестом 20 февраля 1906 г. . Государственный Совет, как и Государственная Дума, наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями. Положения закона о том, что "законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный Совет" и др., а также практика работы названных учреждений позволяют сделать вывод, что Государственный Совет превратился во вторую палату российского парламента, Дума стала первой палатой парламента.

Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотр Учреждения Государственной Думы // ПСЗ-3. Т. XXVI. Отд. 1. N 27423.

Согласно Указу "О переустройстве учреждения Государственного Совета" от 20 февраля 1906 г. были радикально изменены принципы формирования Государственного Совета. Ранее его члены назначались царем, по новому же закону преобразованный орган состоял из двух категорий членов: назначаемых монархом и выборных. Названный указ содержит перечень пяти категорий выборных членов Государственного Совета: избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов), избираемые от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 членов); выборные от каждого губернского земского собрания (по одному члену); выборные от дворянских обществ (18 членов). Был принят новый демократический избирательный закон от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу". Он содержал нововведение: к существовавшим ранее трем избирательным куриям (земледельческой, городской и крестьянской) добавилась еще одна - рабочая курия . Закон, однако, закреплял неравные представительства от каждой из четырех курий. Предусматривались многостепенные выборы, причем для каждой курии устанавливалось разное количество ступеней: двухступенные выборы для крупных землевладельцев и буржуа, четырехступенные - для крестьян и трехступенные - для рабочих. Крестьянству России, насчитывавшему 100 млн. человек, обеспечивалось значительное представительство в Государственной Думе (45% мест). Авторы избирательного закона надеялись на консервативные и монархические установки крестьян, но ошиблись. В I и II Государственных Думах крестьяне требовали ликвидации помещичьего землевладения.

Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М. С. 574 - 578.

23 апреля 1906 г. были опубликованы "Основные государственные законы Российской империи" в новой редакции (из них было изъято определение "неограниченное" самодержавие) . В них устанавливалось, что император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Думой. Прерогативами императора объявлялись: пересмотр Основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

Палиенко Н.И. Основные законы и формы правления в России. Ярославль, 1910. С. 78.

Однако и после появления Манифеста и Основных законов многие важные вопросы оставались неразрешенными. Какова будет отныне роль самодержавия, о котором в Манифесте не говорилось ни слова? Как сочетать самодержавие и Думу? Почему в Манифесте не упоминается о конституции? Каковы будут полномочия новой Думы? В советской историографии отмечалось, что акт 17 октября декларировал основные начала конституционного строя, однако это была юридическая, а не фактическая конституция. При этом авторы воспроизводили ленинскую точку зрения, согласно которой Манифест 17 октября был шагом по пути превращения абсолютизма в буржуазную монархию .

Тихомиров Л.А. Верховная власть и Основные законы. М., 1909.

Авторитетный эмигрантский исследователь, профессор В.В. Леонтович наиболее четко охарактеризовал либеральную точку зрения: Манифест 17 октября - это "переход к конституционному строю", а новые Основные законы - это дуалистическая непарламентская конституция.

По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного Совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

В гл. 8 новой редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы: обязанности граждан (всеобщая воинская повинность (ст. 70) и всеобщая обязанность платить налоги); права подданных определены в соответствии со статьями Декларации прав (ст. ст. 72 - 74 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования, ст. 75 гарантирует неприкосновенность жилища, ст. 77 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 76 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; ст. ст. 78 - 80 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; ст. 81 признает свободу вероисповедания). Утверждение этих принципов зависело от законов, регулирующих каждый отдельный случай из дарованных конституцией свобод, а также развития административной практики. Привести законодательство и административную практику в полное соответствие с конституционными принципами не удалось, хотя некоторые шаги в этом направлении все же были сделаны. Были приняты Указ от 24 ноября 1905 г. "О печати", Указ от 4 марта 1906 г. "О союзах и объединениях" и Указ "О собраниях" (также от 4 марта 1906 г.). Окончательное урегулирование этих проблем оставалось за народным представительством, однако Дума так и не смогла провести изложенные в новых законодательных актах положения в жизнь. Россия обладала сегментарной государственной формой, которая предполагает определенное разделение ролей между различными государственными институтами при осуществлении политической власти, но при отсутствии системы сдержек и противовесов и доминировании одного из органов власти (императора), жесткую централизацию и преобладание авторитарных методов управления при наличии ограниченных демократических свобод и самостоятельного местного самоуправления .

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 22 - 24.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Демин В.А., кандидат исторических наук, доцент юридического факультета (кафедры истории и социологии) Московского государственного индустриального университета.

Согласно Основным государственным законам от 23 апреля 1906 г. законодательная власть делилась между императором и двумя палатами - Государственным советом и Государственной думой. Они формально пользовались равными правами. При обсуждении реформы Государственного совета несколько министров предлагали предоставить ему право отлагательного вето. Однако большинство высших сановников отождествляли такой порядок с однопалатной системой, а также указывали, что с ограниченными правами Совет не сможет выполнить свою основную задачу - предотвращать прямые столкновения Думы и императора .

Мемория совещания для разработки необходимых в действующем Учреждении Государственного совета изменений. (СПб., 1906). Протоколы секретного совещания в феврале 1906 года под председательством бывшего императора по выработке Учреждения Государственной думы и Учреждения Государственного совета // Былое. 1917. N 5 - 6.

Можно отметить, что двухпалатная система с формальным равноправием палат в начале XX в. существовала в большинстве конституционных монархий Европы (кроме нескольких балканских стран и, с оговорками, Норвегии), а также Японии. Впервые права верхней палаты были ограничены отлагательным вето в Великобритании лишь в 1911 г.

Законодательство 1906 г. (Учреждение Государственной думы 20 февраля; Правила 8 марта о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, а равно о производстве из казны расходов, росписью не предусмотренных; Учреждение Государственного совета 24 апреля) предусматривало следующий порядок взаимодействия палат. Все правительственные законопроекты (кроме выработанных по инициативе Государственного совета) первоначально вносились в Думу и после одобрения ею передавались в верхнюю палату.

Совет мог одобрить законопроект, отклонить его или частично согласиться с ним. В первом случае проект представлялся на утверждение императору, во втором считался отпавшим, в последнем Совет либо возвращал проект в Думу со своими поправками, либо передавал его в согласительную комиссию, образуемую законодательными палатами на паритетных началах. Ее численность определялась Советом (обычно в составе 6 - 7, иногда 10 членов от каждой палаты). Заключение комиссии с мнением меньшинства рассматривалось Думой. Если она соглашалась с поправками Совета, законопроект представлялся императору без нового обсуждения в верхней палате. Иначе законопроект вновь передавался в Государственный совет. Он либо соглашался с проектом в редакции Думы, либо его отклонял.

Законопроекты, разработанные по инициативе Совета, первоначально рассматривались им, после его одобрения поступали в Думу, которая пользовалась теми же правами, что и Совет, относительно остальных проектов. Впрочем, практического значения законодательная инициатива верхней палаты не имела, за исключением частных вопросов его формирования.

Бюджет империи ("государственная роспись доходов и расходов") также первоначально вносился в Думу. В случае неустраненных разногласий между палатами считалась принятой сумма, установленная прошлогодней росписью. Однако, если обе палаты предлагали изменить ее в одну сторону, считалось принятым меньшее изменение. Таким образом, для отмены или сокращения существующих расходов требовалось соглашение обеих палат. Не допустить введения новых законов или увеличения существующих Дума (формально - и Совет) по общему правилу могла собственной властью .

Об исключениях из правила см.: Демин В.А. Государственная дума России (1906 - 1917). М., 1996. С. 56 - 60. Правила 8 марта // Государственная дума России. Энциклопедия. Т. 1. М., 2006. С. 508 - 509. В мирное время эти исключения не отменяли общий принцип.

На практике в России, как и в других странах, фактического равноправия палат не сложилось. Из примерно 3,5 тыс. проектов, одобренных Думой за все время ее существования, Совет отклонил 46, 19 отказался рассматривать (из-за роспуска одобрившего их состава нижней палаты), не успел рассмотреть 158. По 39 проектам не была окончена согласительная процедура. Остальные законопроекты были одобрены верхней палатой, в том числе без поправок - около 3,3 тыс. (93%). В редакции, установленной Советом при первом рассмотрении, Дума одобрила лишь 23 проекта.

Из права Думы рассматривать проекты первой вытекало два фактических ограничения прав верхней палаты. Во-первых, были случаи, когда Дума в конце сессии одобряла срочный законопроект, который по практическим причинам было необходимо принять до каникул. Если в этих случаях Государственный совет был согласен с проектом в принципе, то фактически был лишен возможности вносить в него поправки (палаты не имели времени для выработки согласованного решения) даже в случае несогласия с существенными положениями думской редакции. В частности, таким образом было принято Положение о Московском народном университете (1908 г.). Имели место и другие подобные случаи .

Всеподданнейший отчет председателя Государственного совета за III сессию. СПб., 1908. С. 19.

Еще более ограниченными были права Государственного совета при обсуждении законопроектов, ранее проведенных в чрезвычайно-указном порядке. Они фактически не могли быть отменены и даже пересмотрены верхней палатой. Во-первых, Государственная дума могла не рассматривать их неопределенное время, не передавая в Совет. В частности, таким образом с 1911 по 1917 гг. действовало положение о земском самоуправлении в западных губерниях (Белоруссии и Правобережной Украине), законопроект о котором ранее был отклонен верхней палатой.

Во-вторых, при нормальном ходе законодательного процесса такие вопросы не могли попасть в верхнюю палату раньше чем через несколько лет после издания, так как приемлемые для Думы проекты этого рода не могли быть для нее срочными: они уже действовали. Отмена уже вошедших в жизнь страны законодательных указов была отнюдь не всегда возможна по политическим причинам. Например, Совет не решился отменить указ об облегчении положения старообрядцев, которому не сочувствовал.

При рассмотрении соотношения палат по остальным законопроектам можно заметить следующее. В начале XX в. в зарубежной Европе решающую роль в законодательстве играли нижние палаты как представляющие нацию и вследствие этого более легитимные. В вопросах, имеющих политическое значение, верхние палаты не решались длительное время блокировать решение нижней. Такая попытка, имевшая место в Великобритании на рубеже 1-го и 2-го десятилетий, повлекла за собой, как указывалось, сокращение полномочий верхней палаты. Обратное положение имело место в США из-за особенностей их партийной системы .

Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. Т. 2. М., 1930. С. 243.

В России Государственный совет фактически играл роль арбитра между Думой и правительством. Во времена I и отчасти II Думы (1906 - 1907 гг.), а также Первой мировой войны и Прогрессивного блока (1915 - 1917 гг.), когда нижняя палата в определенной степени отражала настроения общества, верхняя стремилась избегать конфликтов с ней. В частности, почти все важные решения думские решения времен войны одобрялись Советом (кроме тех, которые он не успел рассмотреть). В 1906 - 1907 гг. решения Думы по финансовым вопросам также неизменно утверждались верхней палатой, несмотря даже на возражения правительства. Думские проекты, направленные против контрреволюционных репрессий, отклонялись Советом по формальным мотивам.

В то же время в 1907 - 1914 гг. Государственная дума, избранная по "бесстыжему" Положению о выборах 3 июня 1907 г., не представлялась полноценным народным представительством. Поэтому Государственный совет обычно поддерживал правительство против него, внося существенные поправки или отклоняя думские проекты о либеральных преобразованиях, а также предложения о сокращении или, в отдельных случаях, повышении государственных расходов.

Определение членов Совета министров и Николая II, данное соответствующему проекту при его обсуждении (Крыжановский С.Е. Воспоминания. Берлин, б.г. С. 112 - 113).

Вопреки мнению правительства Совет отклонил лишь три важных проекта, из которых одному (о введении условного осуждения) правительство не придавало важного значения (его поддерживал лишь министр юстиции, а не председатель Совета министров), по второму (о введении земства в западных губерниях) сам император разрешил членам верхней палаты голосовать "по совести", по третьему (о введении городского самоуправления в Польше) имелись разногласия в среде министров .

ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 982.

Рассматривая общие итоги законодательства начала XX в., можно отметить следующее. Государственный совет отклонил целый ряд реформаторских проектов (о создании волостного земства, расширении веротерпимости, введении земства на большинстве окраин, введении условного осуждения, допуске женщин в адвокатуру, подчинении ведомству народного просвещения церковно-приходских школ и др.) и внес консервативные поправки в другие.

Тем не менее большинство реформ было одобрено верхней палатой. Из трех важнейших преобразований (крестьянского землевладения, местного суда, создания волостного земства) Совет одобрил два первых. Из других реформ значительное большинство также прошло через верхнюю палату. В частности, были приняты законы о распространении земского самоуправления на юго-восточные губернии, усилении финансирования местного самоуправления, введении и улучшении страхования промышленных рабочих от несчастных случаев и болезни, очень значительном увеличении расходов на народное образование, введении условного досрочного освобождения, разрешении суду засчитывать время предварительного заключения в срок наказания, введении права застройки, увеличении максимального срока аренды до 36 лет, уравнении женщин в наследственных правах (кроме внегородских земельных владений) и др.

Таким образом, именно Государственная дума определяла направление развития законодательства. Совет в соответствии с требованиями императора и правительства ограничивался корректировкой думских реформ, практически отказавшись от права законодательной инициативы и не пытаясь провести контрреформы.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

«План государственного преобразования» и создание Совета

12 марта 1801 г. на Российский императорский престол взошел Александр I Павлович. Первая половина правления Александра I прошла под знаком умеренно-либеральных реформ, разработанных в образованном им неофициальном совещательном органе «Негласном комитете». 5 апреля 1801 г. Указом «Наказ Совету» Александр I создает официальный государственный орган Непременный совет, отмечая, что «Совет есть место, учреждаемое при Нас для рассуждения и уважения дел государственных». По смыслу указа Императора Непременный совет был учрежден только для рассмотрения законодательных вопросов.

Распустив Негласный комитет, Александр I отнюдь не собирался прекращать реформы. Александр I поставил перед Сперанским задачу разработки «Плана государственного преобразования», который бы в корне изменил существующую в России систему управления

«План государственного преобразования» достаточно полно отражал основные идеи Александра I. Он одобрил его, однако не спешил претворять в жизнь: из всех предложений реформатора царь осуществил лишь одно, наименее значимое. В 1810 г. был учрежден Государственный совет. В него теперь должны были отправляться все проекты законов для предварительного обсуждения. Государственный Совет был законосовещательным органом, его решения имели рекомендательный характер. Царь мог утвердить и мнение большинства, и мнение меньшинства его членов, мог и полностью отвергнуть предложения Государственного Совета.

Понимая со временем необходимость реформирования Непременного совета, императором Александром I был издан Манифест от 1 января 1810 года, который имел название «Образование Государственного совета»

Деятельность Государственного Совета

По своей структуре текст Манифеста о создании с Совета состоит из преамбулы и двух отделений. Первое отделение именовалось «Коренные законы Государственного совета», которое в точности повторяет главные начала, содержащиеся в преамбуле.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственный Совет являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. Первое заседание Государственного совета, на котором Манифест был обнародован, пришлось на 1 января 1810 г. Обнародование Манифеста было поручено М.М. Сперанскому. Также на первом заседании Государственного совета был объявлен список членов Государственного совета, наименование Председателя, Государственного секретаря, Статс-Секретарей и их помощников и расписание дней «Присутствия». В этот же день Император Александр I вручил председателю Государственного совета проект первой части Гражданского уложения и план финансов. Затем были объявлены члены Государственного совета, которые были приведены к присяге. На этом первое заседание Государственного совета было закрыто.

Принципы и структура Совета

В общем виде принципы организации и деятельности можно свести к следующим:

  1. члены совета назначаются на должность и увольняются с нее исключительно Императором;
  2. все решения в Государственном совете принимаются исключительно большинством голосов;
  3. все основные вопросы рассматриваются в Государственном совете и только через него докладываются Императору;
  4. проекты всех законов, указов, уставов, новых учреждений рассматриваются Государственным советом;
  5. никакой закон, устав, учреждение «не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти».

Помимо вопросов, касающихся законодательства Российской Империи, рассмотрению Государственного совета подлежали и дела административные.

Компетенция Государственного совета по делам судебным была самой малой, по сравнению с законодательными и административными сферами деятельности. Объяснить это можно прежде всего тем, что, во-первых, Государственный совет создавался для рассмотрения законодательных вопросов, а, во-вторых, для рассмотрения дел судебных существовал другой орган государственной власти – Сенат. Однако Государственному совету было предоставлено право в особых случаях принимать жалобы на решения Сената, поступавшие в комиссию по принятию прошений. К судебной функции Государственного совета относились также следствия, производимые им по донесениям, возбуждавшим ответственность министров.

Государственный совет при Александре I состоял из четырех департаментов, возглавляемых Председателями:

  1. Департамент законов, первым председателем которого стал граф П. В. Завадовский.
  2. Департамент дел военных, под председательством графа А.А. Аракчеева.
  3. Департамент дел гражданских и духовных, возглавляемый светлейшим князем П.В. Лопухиным.
  4. Департамент государственной экономии.

Учреждение Государственного совета позволило построить последовательный и системный законотворческий процесс, который в сочетании с кодификацией российского законодательства обеспечивал нормальное развитие Российской империи.

Прежде всего, обеспечивался тот необходимый и достаточный уровень унификации и эффективности управления, утрата которого ставила под угрозу распад всех государственных институтов.

В 2021 году в Госсовете прошло 35 заседаний — их результатом стали 96 поручений президента.

Государственный совет — это конституционный орган президентской власти, который помогает главе государства управлять страной. Для этого участники Госсовета и президент регулярно проводят совещания и обсуждают вопросы, которые считают важными.

По итогу заседаний президент может выпустить новый указ, предложить Госдуме рассмотреть новый законопроект или поручить другим органам власти какую-либо работу. Сам Госсовет только предлагает вариант действий, но на итоговое решение повлиять не может.

Расскажу, когда появился Государственный совет, как он устроен и какие функции сейчас выполняет.

Скидка 35% на все курсы Учебника

Какие законы регулируют работу Госсовета

Указ о создании Государственного совета РФ Владимир Путин выпустил в 2010 году. До 2020 года Госсовет действовал только на основании этого указа, но теперь право президента собирать совет закреплено в Конституции РФ.

По Конституции президент формирует Госсовет «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». При этом понятие публичной власти появилось также после принятия поправок к Конституции в 2020 году.

Термин «публичная власть» уточняет закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который вступил в силу 1 июня 2022 года. Согласно ему в систему публичной власти входят органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также «иные государственные органы» — какие именно, не уточняется. Получается, что публичная власть — это все органы для управления обществом на разных уровнях.

Возможности Госсовета ограничиваются компетенциями президента и федеральным законом «О Государственном совете РФ».

Что делает Государственный совет и какие у него полномочия

На совещаниях члены Госсовета обсуждают вопросы развития страны и готовят предложения президенту по:

  • согласованности политики публичной власти, внутренней и внешней политики государства;
  • урегулированию разногласий между федеральной и региональными властями;
  • социально-экономической политике государства и вопросам федерализма;
  • важным указам, распоряжениям и федеральным законам;
  • федеральному бюджету и национальной стратегии;
  • основным вопросам государственной кадровой политики: например, определению требований к госслужащим или вопросам ротации;
  • повышению эффективности высших должностных лиц;
  • задачам, которые поручил президент.

Финансируется Госсовет за счет федерального бюджета.

Состав и структура Государственного совета

Председатель Госсовета — это президент. Он формирует состав совета — список людей, которые будут давать ему рекомендации и помогать с принятием решений по госуправлению.

Кроме президента в состав совета всегда входят: председатель правительства, председатель Совета Федерации, председатель Госдумы, руководитель администрации президента и все главы регионов России. Председатель и члены совета не получают зарплату, они работают на общественных началах.

В совете есть президиум, который также формирует президент. Президиум планирует работу совета, предлагает темы для обсуждения и анализирует итоги работы. В него могут входить как члены совета, так и другие государственные служащие.

На заседаниях президиума Госсовета обязательно председательствует президент. После каждого такого заседания на сайте президента публикуются подробные расшифровки обсуждений.

Комиссии Госсовета

Президент формирует комиссии по разным направлениям. Это рабочие группы, которые должны готовить материалы для работы совета, анализировать текущую ситуацию и собирать лучшие практики решения проблем в своей сфере.

У каждой комиссии есть свой председатель из числа членов совета. Периодически председатели меняются.

Сейчас в Госсовете 17 тематических комиссий:

  1. Государственное и муниципальное управление.
  2. Здравоохранение.
  3. Инвестиции, коммуникации, связь, цифровая экономика.
  4. Культура.
  5. Малое и среднее предпринимательство.
  6. Молодежная политика.
  7. Наука.
  8. Образование.
  9. Промышленность.
  10. Сельское хозяйство.
  11. Социальная политика.
  12. Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда.
  13. Транспорт.
  14. Туризм, физическая культура и спорт.
  15. Экология и природные ресурсы.
  16. Экономика и финансы.
  17. Энергетика.

Решения Государственного совета

По итогам заседания совет готовит доклады и предлагает решения разных вопросов, а председатель — то есть президент — подписывает их.

Способ принятия решений никак не регулируется. Это значит, что участники совета никак не влияют на решения президента, а только при необходимости помогают ему собрать нужную информацию и проанализировать возможные варианты действий.

Например, президент может самостоятельно предложить Госдуме законодательную инициативу и подписать такое решение как председатель совета. Госсовет, в свою очередь, может вносить предложения Правительству, региональным и муниципальным властям, но подписывает их все равно президент.

Функции Государственного совета в 2022 году

Госсовет регулярно проводит заседания, большая часть из них — заседания комиссий. На таких встречах функции председателя может выполнять назначенный секретарь или любые другие его члены. Сейчас секретарь Госсовета — помощник президента Игорь Левитин.

Как правило, на заседаниях совета его члены слушают доклады друг друга и вносят предложения по теме обсуждения. Госсовет оформляет предложения в виде рекомендаций и отправляет их другим органам власти. Например, 21 января 2022 года в Госсовете заседала комиссия по здравоохранению. На ней прочитали доклад о распространении коронавируса и способах борьбы с ним, рассмотрели исполнение прошлых поручений президента по здравоохранению и предложили вопросы к следующему заседанию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: