Можно ли считать что гражданское общество и правовое государство создают условия для реального

Обновлено: 18.04.2024

Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго, так как в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство — лишь политическая часть общества, его элемент. Общество в широком смысле — система исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство занимает в обществе центральное положение. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам — нередко как орудие подавления и насилия.

В настоящее время во многих европейских государствах и в Российской Федерации в частности сложилось устойчивое понимание того, что границы между государственной властью и обществом не могут всегда проводиться в пользу государства. Новый период отношений характеризуется устранением барьеров между гражданским обществом и государством, поиском путей для взаимопонимания.

В демократических государствах постепенно исчезает существовавшее длительное время противостояние общества и государства. Государство осознает свою ответственность перед гражданским обществом и стремится обеспечить соблюдение правовых норм, эффективность управления и социальные нужды, усиливается контроль гражданского общества за государством.

Таким образом, гражданское общество находится в диалектической взаимосвязи с государством, которая проявляется в том, что чем сильнее гражданское общество, тем эффективнее роль государства. И наоборот, неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое подчиняет себе общество. В то же время было бы ошибкой противопоставлять общество и государство, так как они не могут существовать отдельно. Общество порождает, выделяет из своих недр государство — его политическую организацию.

Следует подчеркнуть, что хотя гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся систему, его движение вперед протекает более успешно, если государство создает для этого благоприятные условия. Вот почему для формирования гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства закона и господства права и на других принципах, лежащих в основе правового государства.

Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно развиваются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения. Гражданское общество оказывает влияние на государство. Оно является определяющим по отношению к своему государству, ибо всякое государство — это концентрированное выражение и воплощение общества. Отсюда вытекает следующее: каково общество, таково и его государство. В свою очередь государство оказывает обратное влияние на гражданское общество, его структуры. Так, принимаемые государством правовые акты либо стимулируют его развитие, либо оказываются тормозом. В правовом государстве правотворческая деятельность находится под контролем общества, обеспечивает его поступательное развитие и демократизацию всех сторон его жизни.

Степень зрелости гражданского общества и всех его составляющих институтов — это тот критерий, который характеризует стабильность и прочность конституционного строя. В связи с этим закрепление в конституционно-правовых нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.

Российское государство как главная властвующая и организующая сила содействует развитию институтов гражданского общества, обеспечивает нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействует их развитию и совершенствованию. Это выражается в следующем.

1. Государство гарантирует конституционное право граждан на объединение в общественные организации и создаст необходимые условия для их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет в законодательстве наряду с другими формами собственности собственность общественных организаций.

2. Государство определяет правовое положение общественных и иных организаций, осуществляет регистрацию их уставов. Внутренние же отношения между членами организации регулируются нормами общественных организаций.

3. Деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану их прав и интересов осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же содействуют в реализации некоторых решений общественных организаций, например, решений кооперативных или частных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение и др.

Однако Российская Федерация, способствуя формированию гражданского общества, должна учитывать, что в России имеется ряд специфических особенностей, которые оказывают существенное влияние на весь этот процесс. Во-первых, в социальной психологии граждан России сформировалась привычка доверять сильной авторитетной государственной власти, которая всегда брала на себя решение всех важнейших вопросов общественной жизни; во-вторых, в сознании россиян традиционно сильны коллективистские начала, привычки вести совместную жизнедеятельность; в-третьих, основная часть населения России никогда не была реальным собственником, была отчуждена от земли и средств производства.

С учетом этих особенностей необходимо рассматривать проблемы формирования гражданского общества в России. Конституция РФ и законодательство в целом создают благоприятные условия для формирования полноценного гражданского общества, однако сам процесс с неизбежностью потребует длительного периода, постоянного внимания и помощи со стороны государства. Закрепление идей гражданского общества в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, так как реализация их на практике способствует совершенствованию конституционного строительства.

Развитое демократическое правовое государство является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия. Практически правовое государство на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде к середине XX века в основном в развитых индустриальных странах.

Для полного формирования правового государства, помимо провозглашения конституционного принципа, прежде всего нужен определенный уровень материальной обеспеченности людей, развитая экономика, определенный культурный уровень населения. Отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство немыслимо.

Правовое государство нельзя установить одним каким-либо актом. Для его становления необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией. Полное оформление правового государства происходит после периода постиндустриального общества.

Основой правового государства служит развитое гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов. Гражданское общество и государство - не равнозначные понятия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и другие институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, культурные объединения, научные ассоциации, профсоюзы и др.

Гражданское общество - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.

Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества.

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, то есть в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.

Гражданское общество - это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого -обеспечить свободу и благосостояние граждан.

Вся идея правового государства сводилась к идее верховенства закона. Но это упрощенное представление. Сам закон - это форма выражения права. Немало было и есть законов, которые санкционируют произвол и беззаконие. Говорить о правовом государстве как верховенстве закона недостаточно. Речь идет именно о верховенстве правового закона, закона, основанного на правовых принципах.

Правовое государство предполагает ограничение власти правом. Но взаимодействие между правом и государством в реальной жизни может быть и другим, где существует произвол и беззаконие. Концепция правового государства непременно предполагает теоретическое и практическое признание приоритета права над государством, политикой, насилием, отвергает этатистские представления и режимы, исходящие из трактовки права, отождествляемого с законом, - из трактовки права как орудия государства, средства управления, формы политики. Тем более идея правового государства отвергает и идеологизированное представление о государстве как механизме господства одних над другими, как диктатуре одного класса над другим.

Государство в собственном смысле слова по своей глубинной природе и социальному предназначению - это политическая сила (организация), предназначенная для охраны права и действующая сама в границах права. Именно связанность правом и отличает действительное государство (государство в собственном смысле) от иных политических организаций, от иных форм внеправового господства и властвования. Конечно, внешними признаками государства может обладать и такая политическая власть, которая на деле творит произвол, не связана правом и не защищает правопорядок - таков любой тоталитарный политический режим, который, строго говоря, не может и считаться государством, например, при фашизме, большевизме.

Коль скоро концепция правового государства исходит из признания примата права, то оказываются совершенно неприемлемыми и трактовки права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых. Юридическое право как нечто признанное государством, закрепленное законом, есть лишь некая внешняя (пусть и необходимая) форма правовой системы страны, порожденной обществом на данной ступени его развития, в том числе и прежде всего существующей экономической системой: отношения собственности и есть правовое выражение производственных отношений. Однако чисто «экономический» подход к праву представляет собой вульгарный материализм, и лишь одностороннее выведение права из отношений собственности, в которых налицо самостоятельные, равные, свободные субъекты.

И тут мы подходим к действительной основе основ права - к человеку. Социальное свойство, качество (одно из качеств) человека -право. Право есть сфера свободы личности, то, без чего человек не может быть личностью, не может самоопределиться и раскрыть свое творческое, деятельное начало. Но право не есть безграничная свобода, равнозначная вседозволенности и произволу. Право - мера (масштаб) социальной свободы, масштаб относительно справедливый и равный (формально).

Право характеризует триединство: свобода, справедливость, равенство возможностей. Граница прав и свобод человека - право и свобода другого человека, других людей, тем самым права человека предполагают и его обязанности перед другими людьми (связь прав и обязанностей - правоотношение: генетическая клетка всей правовой действительности).

Из сказанного вытекает фундаментальное исходное положение: каждый человек рождается свободным и равным другому человеку; каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой — охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Узурпация власти тиранами, диктаторами, вождями, элитами извращает природу государства, обращает силу государства против его граждан, государство превращается в диктаторский политический режим, в самодержавие, в господство бюрократии и милитаризма.

Народ имеет право на революционное устранение такого подобия государства и на основе демократических выборов установить власть, связанную правом, установить правление закона и господство права. Но в настоящее время речь может идти только о мирной смене власти, насилие порождает насилие, разрушает культуру и цивилизацию, подавляет личность. Насилие, гражданская война, агрессия особенно недопустимы в современном мире при наличии средств массового уничтожения людей. Итак, государство по природе своей -правовой союз граждан, и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

Тут уместно обратить внимание на то, что суд, правосудие выступает высшей гарантией прав и свобод человека. Судебную власть нельзя трактовать как орган борьбы с преступностью, как «правоохранительный» орган - суд, это власть, действующая наравне с законодательной и исполнительной властями. Высший судебный орган должен обладать полномочиями охраны конституции, правом отмены решений парламента, президента, правительства, если эти решения противоречат конституции государства и нарушают права и свободы человека и гражданина.

Правовое государство - это такое демократическое государство, где обеспечивается господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей.

Соотношение гражданского общества и правового государства

Гражданское общество является совокупностью социально-экономических, национальных, семейных, религиозных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и групп.

Структура гражданского общества включает в себя: негосударственные социально-экономические отношения и институты (социальное партнерство, предпринимательство и др.), общественные объединения, церковь, семью, политические партии и движения и др. Гражданское общество — это «свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства».

Гражданское общество связано прежде всего с периодом, когда на смену отношениям подданства приходят отношения гражданства и одновременно, когда ликвидируется общественное неравенство, все граждане объявляются формально-юридически равными. При этом происходит отделение государства от социальных структур, сужается сфера государственной регламентации, расширяется охраняемая сфера свободы личности. Формирование гражданского общества занимает несколько столетий, этот процесс продолжается и на современном этапе.

Гражданское общество предполагает определенную правовую культуру общества, основанную на уважении прав человека и гражданина и правовой характер отношений, охватываемых правовым регулированием. Гражданское общество предполагает и определенную децентрализацию государственной власти, и развитие самоуправления. Большое развитие получает парламентаризм, развитие всех форм непосредственной и представительной демократии. Юридической основой гражданского общества является всеобщее равенство перед законом и судом.

К числу основных признаков гражданского общества можно отнести:

  • наличие обществ и ассоциаций свободных индивидов;
  • самоуправленческий характер всей системы организаций;
  • открытый характер гражданского общества как системы связей и отношений;
  • связи и отношения координационного типа;
  • плюралистическую систему;
  • правовое и демократическое сообщество.

Если государство организовано как вертикальная система органов, отношений, должностных лиц и др., то гражданское общество является горизонтальной системой отношений граждан и их объединений. Эти отношения характеризуются равноправием и партнерством и строятся на основе договоров. Вся деятельность всех субъектов гражданского общества подчиняется правовым началам. Большое место в деятельности гражданского общества на современном этапе занимают религиозные и другие некоммерческие организации, политические партии, профсоюзы. Возрастает значение общепризнанных норм и принципов международного права в регулировании отношений гражданского общества внутри отдельных государств.

Государство является основным элементом политической системы общества. Таким образом, взаимоотношения государства и гражданского общества строятся на принципах, аналогичных построению отношений между государством и другими составными элементами политической системы. Но политическая система, помимо гражданских объединений (партий, организаций, движений), включает в себя и государство.

В правовом государстве отношения между ним и гражданским обществом основываются на принципе невмешательства, когда осуществляется процесс позитивного правового регулирования . В случаях нарушения регулятивного взаимодействия внутри гражданского общества государство обязано вмешаться в эти отношения и детально урегулировать их. Другими словами, свобода гражданского общества реализуется лишь в сфере дозволенного, в противном случае государство обязано обеспечить защиту свободы от нарушений на основе закона.

Само понятие правового государства как государства права было впервые сформулировано в работе К.Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания» (1813). Идеи правового государства особое распространение приобрели в Новое и Новейшее время в трудах Ш.-Л. Монтескьё, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Т Гобса, Г. Гегеля, И. Канта, К.Т. Велькера.

В России идеи правового государства были сформулированы в трудах В.М. Гессена, С. А. Муромцева, С.А. Котляровского, П.И. Новгородцева, М.М. Ковалевского и др.

Модель правового государства прежде всего нашла закрепление в конституциях, принятых после Второй мировой войны. В Конституции Российской Федерации также закрепляется положение, что Россия является «демократическим, правовым государством с республиканской формой правления». Аналогичные положения закреплены в большинстве современных конституций различных государств. Но одною провозглашения государства правовым недостаточно, необходимы надлежащее и полное обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Отношения между государством и личностью строятся на основе взаимной ответственности . Это выражается в установлении ограничений в деятельности государственных органов, их должностных лиц, а также участников иных отношений. Ответственность государства перед гражданским обществом выражается в ответственности исполнительной ветви власти перед представительными органами власти, которые формируются на основе выборов из среды самого гражданского общества. Существуют такие формы ответственности должностных лиц, как выборы, референдумы, отзывы депутатов, отставка членов правительства, судей и др., импичмент, дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность и др.

Правовое государство является политической организацией общества, которое основано на верховенстве закона и создает условия для обеспечения основных прав человека и гражданина . Правовое государство само себя ограничивает правом, для чего создается необходимый баланс властей, законодательно определяются формы и методы контроля гражданского общества за государственными структурами. Концепция правового государства основывается на принципе верховенства закона, различении закона и права (правового закона), особой роли суда как арбитра при разрешении споров. Среди других принципов правового государства выделяют следующие принципы:

  • принцип приоритета права (господства права);
  • принцип правовой защищенности человека и гражданина;
  • принцип единства права и закона;
  • принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Принято выделять три основных компонента правового государства:

  • правовой;
  • индивидуально-правовой;
  • организационно-правовой.

Правовой компонент обеспечивает реализацию принципа формально-юридического равенства, выражается в создании правовых законов. Индивидуально-правовой компонент связан с реализацией правовых форм в отношениях между государством и личностью. Организационно-правовой компонент предполагает наличие нормативных предписаний, формы их реализации, механизм исполнения решений и формы контроля за их исполнением и др.

Если государство является родовым понятием, то правовое государство — видовым. При построении правовой государственности недопустимо разрушать основы государственности вообще, так как вид не может терять признаков рода. Обычными признаками государства являются: публичная власть, наличие специального аппарата управления, наличие системы налогов, правовой и судебной системы, монополия на правотворчество, наличие территориальных делений и др. Отличительными признаками правового государства в основном являются: наличие гражданского общества, разделение властей, верховенство закона, реальность прав и свобод граждан, наличие взаимной ответственности государства и личности.

В принципе, модель правового государства в настоящем смысле слова не реализована ни в одной стране. В Конституции Российской Федерации норма о правовом государстве является прежде всего нормой-целью, нормой-задачей. Можно говорить лишь о степени развития тех или иных его элементов, о становлении эффективного механизма контроля и ответственности, реализации правовых предписаний.

В правовом государстве должно обеспечиваться верховенство правового закона, а власть должна быть четко юридически определенна (состав, компетенция, порядок формирования) и ограниченна. Законы обладают высшей юридической силой, т.е. исключается ситуация, когда доминирует подзаконное нормотворчество исполнительных органов власти. Существует реальная система судебного контроля и надзора за законностью, режим демократического конституционного правления. Правовому государству присущ вид демократического политического режима, народ объявляется источником власти. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина по Конституции РФ объявляются высшей ценностью, т.е. определяющими общими началами действующего законодательства.

Типичными признаками правового государства являются:

  • верховенство правового закона;
  • реальное осуществление режима законности;
  • наличие механизма юридических гарантий прав и свобод;
  • осуществление режима разделения и координации (согласования и единства) властей;
  • реальное осуществление режима демократии и народного суверенитета;
  • обеспечение принципа формально-юридического равенства;
  • наличие системы социальной защиты и социальных гарантий;
  • эффективное действие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • соблюдение режима конституционализма, государственного и народного суверенитета;
  • правовое государство является моделью самоуправления: реальное развитие всех избирательных процессов, наличие системы самоуправления;
  • наличие системы качественного, непротиворечивого законодательства;
  • реальное обеспечение правопорядка как предпосылки эффективной реализации прав личности;
  • равенство прав, свобод и обязанностей;
  • доступность и эффективность правосудия;
  • создание институциональных гарантий прав человека;
  • легитимность и демократический характер государственной власти.

Важнейшей формой реализации гражданами права на управление государством являются свободные выборы, основанные на равноправии и демократических принципах и нормах, периодичности, установленной в законодательстве. Демократическое правовое государство основано на реализации принципа законности, т.е. создании гарантий законности. В числе этих гарантий можно рассматривать правоприменительный и правозащитный механизмы государства и гражданского общества, особенно необходимо наличие независимой и действенной судебной власти. Но необходимы и четкие механизмы контроля над судебными органами для преодоления признаков автаркии судебной власти.

Наряду с различиями между гражданским обществом и государством необходимо отметить их единство в достижении общих задач, направленных на формирование действенного механизма защиты прав и свобод граждан, гражданских объединений и инициатив. Независимость и автономность гражданского общества обеспечиваются государством, тогда государство становится правовым, т.е. составной частью гражданского общества. Правовое государство строится на принципах гражданского общества, на принципах самоуправления. Оно является организацией, органично сочетающей управление и самоуправление. Фактически правовое государство становится формой организации гражданского общества. Правовое государство должно быть государством социальным, иначе нормативные положения, фиксирующие компоненты и механизм такой государственной модели, становятся простыми декларациями. Правовое государство является типом государства с точки зрения цивилизационного подхода, так как оно обеспечивает не просто господство закона, а верховенство правового закона.


Основные компоненты гражданского общества



Гражданское общество и государство


Гражданское общество — та часть общества и те сферы его жизнедеятельности, в которых личность и организации свободных и равноправных граждан защищены законами от прямого вмешательства органов государственной власти.

Функции гражданского общества

• Является главным каналом связи граждан с государством.


• Осуществляет социальный контроль по отношению к своим членам → располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать социальные нормы, обеспечить воспитание граждан.
• Создаёт прочные структуры, на которых держится всё общество.

Развитие гражданского общества предполагает наличие правового государства.


Образец задания


«…Исторический опыт развития либерально»демократических и авторитарно-тоталитарных систем XX века показывает, что именно от потенциала гражданского общества зависят коренные характеристики экономической системы государства. Гражданское общество, в свою очередь, влияет на политическую систему.

Полноценное гражданское общество по определению функционирует только в демократическом пространстве как широкая модель общественных и личностных
связей преимущественно горизонтального (неиерархического) уровня. Явно просматривается и такая зависимость: чем глубже и разностороннее негосударственные
общественные структуры и связи, тем меньше опасность установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов.

Конечно же, гражданское общество — не изолированное явление социальной жизни. Его качественные характеристики тесно связаны с типом и формой данного государства. Более того, формирование гражданских объединений, ассоциаций и союзов всегда идёт параллельно и одновременно с формированием государственных институтов. Можно смело сказать, что каково общество, таково и государство, которое оно имеет.

В современной политологии структура гражданского общества предполагает учёт следующих показателей. Основу взаимосвязей составляют отдельные люди (индивиды), которые вступают в общественные отношения в процессе производственной деятельности. На производственные отношения как бы накладываются межличностные отношения. Неотъемлемую составную часть отношений этого уровня являют этнические, культурные и религиозные связи. Наконец, «верхний слой» отношений внутри гражданского общества составляют объединения по интересам, отражающие стремление различных групп граждан добиться решения как индивидуальных и групповых, так и общезначимых целей» (Адаптировано по книге: Филатова М. Н., Светенко А. С. Политология).

1. (П) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Ответ: пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) потенциал гражданского общества;
2) сущность гражданского общества;
3) соотношение государства и гражданского общества;
4) структура гражданского общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

2. (Б) В чём, согласно тексту, состоит потенциал гражданского общества? Какова зависимость между негосударственными общественными структурами и связями и опасностью установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов?

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) раскрыт потенциал гражданского общества: обусловливает коренные характеристики экономической системы государства; влияет на политическую систему;
2) раскрыта зависимость между негосударственными общественными структурами и связями и опасностью установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов: чем глубже и разностороннее негосударственные общественные структуры и связи, тем меньше опасность установления в стране диктаторских и тоталитарных режимов.

3. (П) Какие уровни общественных отношений составляют структуру гражданского общества? Какие отношения являются его фундаментом? Объясните почему.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) перечень уровней общественных отношений, составляющих структуру гражданского общества: производственные; межличностные, этнические, культурные, религиозные связи; объединения по интересам;
2) наименование отношений, являющихся фундаментом гражданского общества: производственные;
3) объяснение: производственные отношения являются фундаментом гражданского общества, поскольку они удовлетворяют базовые человеческие потребности (в пище, одежде, жилье и т. д.), обеспечивают жизнедеятельность индивидов.

Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.

4. (В) Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните графы таблицы.


Ответ должен содержать заполненные графы таблицы:


Могут быть даны в графах таблицы иные, близкие по смыслу формулировки.

5. (П) В одном телевизионном ток»шоу, посвящённом тенденциям развития современного общества, была высказана точка зрения, согласно которой отделение гражданского общества от государства является естественным: государство и гражданское общество мешают друг другу. Как соотносятся между собой гражданское общество и государство? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: гражданское общество является условием существования демократического государства; политически развитое государство будет всегда стремиться поддержать гражданское общество и обеспечить все необходимые условия для его существования.

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:
«…гражданское общество — не изолированное явление социальной жизни. Его качественные характеристики тесно связаны с типом и формой данного государства. Более того, формирование гражданских объединений, ассоциаций и союзов всегда идёт параллельно и одновременно с формированием государственных институтов. Можно смело сказать, что каково общество, таково и государство, которое оно имеет».

6. (В) Авторы утверждают, что «полноценное гражданское общество функционирует только в демократическом пространстве». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите по одному аргументу (объяснению) в защиту и опровержение этой точки зрения.

Ответ должен содержать следующие аргументы (объяснения):

1) в защиту этой точки зрения, например: только демократия обеспечивает подлинную свободу граждан в хозяйственной, религиозной, нравственной и других сферах общественной жизни, что раскрепощает индивидов, превращая их из подданных государства в свободных граждан, которые и составляют основу гражданского общества;

2) в опровержение этой точки зрения, например: гражданское общество охватывает все сферы человеческой деятельности, которые находятся вне непосредственного влияния государства. Отсюда следует, что гражданское общество в той или иной мере всегда существовало (отношения в крестьянской общине, в семье, между друзьями, религиозные отношения и др.), принимая на каждом этапе развития общества конкретную форму.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: