Можно ли подать в суд на скорую помощь

Обновлено: 28.03.2024

Добрый день! Моему сыну 1 год, 2 месяца назад ему сделали операцию по диагнозу инвагинация кишечника. Ему сделали операцию только после того как опытный участковый хирург дал нам направление на операцию и сказал чтобы в скорой помощи срочно ее делали. Хотя 2 дна до этого мы вызывали скорую помощь, ничего не определил, 2 наряд так же ничего не определил но забрали в больницу. Там хирург скорой помощи нас направил домой сказав что это простые колики. Т.е. из-за неграмотности этих врачей ребенка спустя 2 дня пришлось резать, хотя можно было бы обойтись без этого, если бы диагноз был поставлен несовременно.

Можно ли подать суд на скорою помощь в данной ситуации (или на кого подавать в суд)?

здравствуйте.При подаче искового заявления желательно

подготовить доказательства, подтверждающие причинно-следственную связь между
дефектами медицинской помощи и наступившими последствиями. В качестве
доказательств используются любые медицинские документы, заключения экспертов,
показания свидетелей и специалистов. Чем больше их будет собрано в судебном
процессе, тем выше вероятность выиграть дело. Алгоритм обращения в суд граждан
в связи с причинением вреда здоровью: 1. Собрать и скопировать все доступные
вам медицинские документы по делу: выписки, амбулаторные карты, истории
болезни, заключения и консультации различных специалистов, справки МСЭК. В
случае невозможности добыть какой-либо документ из больницы, его можно
запросить через суд по вашему ходатайству после подачи искового заявления. 2. В
случае, если медицинская специальность, по которой вы проходили лечение, входит
в программу обязательного медицинского страхования, необходимо обратиться в
медицинскую страховую компанию, выдавшую вам полис ОМС. По вашему заявлению
страховая компания бесплатно проведет досудебную экспертизу качества
медицинской помощи и выдаст вам мотивированное заключение по качеству лечебных
мероприятий. 3. Можно проконсультироваться у высококвалифицированного
специалиста в данной области медицины, мнением которого можно аргументировать
вашу позицию. 4. Письменно обратиться в органы управления здравоохранением с
требованием рассмотреть данный случай на специальной врачебной комиссии и дать
подробный ответ по выявленным нарушениям. 5. Обратиться к руководителю
медицинского учреждения, где был причинен вред вашему здоровью с требованием
добровольной компенсации вреда. 6. Оформить исковое заявление в машинописном
виде с соблюдением определенной формы. 7. Подать исковое заявление.
Подготовленное исковое заявление можно доставить в суд двумя способами: или
принести лично, или переслать по почте. План искового заявления: 1) События.
Подробно описать ход событий с самого начала, не более 2-х страниц. Необходимо
точно указать все даты, названия медицинских учреждений и, по возможности,
фамилии конкретных работников. 2) Нарушения. Указать какие, по вашему мнению,
были допущены нарушения со стороны работников ответчика — что было сделано
неправильно. 3) Доказательства нарушений. Если на момент подачи заявления у вас
нет таких доказательств, это не является препятствием для возбуждения
гражданского дела, но тогда доказательства придется изыскивать в ходе судебных
заседаний. 4) Причиненный вред. Подробно описать какой вам причинен вред: —
моральный вред, «физические и нравственные страдания», иными словами, душевные
переживания и телесные ощущения негативного характера; — имущественный ущерб —
это все расходы, связанные с повреждением здоровья, которые можно точно
подсчитать (лечение, протезирование, спец. питание и т.п.), включая утраченный
заработок. 5) Доказательства причиненного вреда. Указать документы,
подтверждающие повреждение здоровья (справка МСЭК, заключения специалистов;
квитанции, чеки, врачебные рекомендации о необходимости приобретении лекарств).
6) Нарушенные законы. Указать, какие нормы действующих законов нарушены
ответчиком. Как правило, это обязательства по оказанию безопасных медицинских
услуг надлежащего качества. 7) Исковые требования. Указать суммы, которые вы
просите суд взыскать с ответчика. Дать ссылку на статьи законов, где указана
возможность такого взыскания. Далее идут слова: «ПРОШУ СУД», и под отдельными
пунктами указывается сумма морального вреда и имущественного ущерба. Исковые
требования включают в себя компенсацию морального вреда и возмещение
имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда указывается истцом
произвольно, исходя из его личной точки зрения. Однако окончательную сумму
определяет суд с учетом объективных факторов, свидетельствующих о степени
страданий истца, степени вины ответчика и других обстоятельств дела. 8)
Приложение. К исковому заявлению необходимо приложить все документы, какие вы
сочтете нужными для судьи. Обязательным является приложение копий искового
заявления по числу ответчиков. 9) Дата. Подпись. Будьте здоровы!

Очень важное для граждан толкование норм закона в непростой жизненной ситуации сделал Верховный суд РФ. Речь идет об ответственности неотложной медицинской помощи и последствиях ее некачественного оказания.

Сергей Михеев

Наша история началась стандартно. Одной гражданке дома стало плохо и была вызвана "скорая помощь". Приехавший врач ничего особенного не усмотрел и рекомендовал женщине на следующий день обратиться к участковому терапевту. На том "скорая" и уехала. Но легче женщине не стало, а до поликлиники на другой день она дойти не смогла, почувствовала себя хуже. "Скорая помощь" была вызвана повторно. И уже врач второй неотложки диагностировал у женщины инсульт. Неотложка отвезла пациентку в больницу. Но было поздно. В больнице женщина скончалась через неделю.

Ее сын был уверен, что в несчастье виноваты врачи, которые не увезли мать в больницу сразу. Он подал в суд на больницу и потребовал два миллиона рублей компенсации морального вреда. Но в местных судах ему не повезло. Даже несмотря на то что в материалах дела было два заключения, которые подтвердили ошибку медиков, суды мужчине отказали. А вот Верховный суд с мнением коллег не согласился. И их решения отменил.

Теперь - подробности этого решения. По закону ответственность за вред пациенту врач несет только в том случае, когда доказана прямая причинно-следственная связь между действиями медика и смертью больного.

С этим и столкнулись близкие жительницы города Дзержинска Нижегородской области. Зимой пожилая женщина почувствовала себя плохо. Дети вызвали матери "скорую".

Приехавшая бригада не измерила температуру и не стала делать кардиограмму, а только констатировала "острое нарушение мозгового кровообращения". Врачи передали информацию в поликлинику по месту жительства пенсионерки и посоветовали ей обратиться к участковому терапевту. Утром следующего дня женщине стало хуже, поэтому она опять вызвала неотложку. Другой медик диагностировал инсульт и принял решение госпитализировать женщину. В больнице та пролежала всего пару дней и скончалась.

После похорон сын умершей начал писать жалобы во всевозможные ведомства, чтобы найти виновных в смерти матери. В местной больнице Скорой помощи провели врачебную комиссию. Она-то и пришла к выводу, что первая "скорая" была не права. То есть вывод комиссии самих медиков гласил - ошибкой был отказ в госпитализации. Наказали медиков не сильно. Главврач сделал подчиненным замечание.

Сын же умершей женщины продолжил жаловаться. В конце-концов, спустя почти два года, в больнице начались проверки регионального управления Росздравнадзора и минздрава области. Подчеркнем - все проверяющие признали нарушением бездействие медиков.

Более того, ведущий кардиолог региона профессор и внештатный эксперт Росздравнадзора подготовил об этом случае свое заключение. В нем профессор подчеркнул, что из-за несвоевременной госпитализации медики упустили возможность "оказать адекватную помощь больной с острым нарушением мозгового кровообращения в стационаре".

Сын женщины, имея на руках все документы, подтверждающие его правоту, обратился в суд и потребовал взыскать с Дзержинской больницы Скорой помощи два миллиона рублей компенсации морального вреда из-за смерти матери.

По ходатайству истца суд назначил судмедэкспертизу в "Кировском областном бюро СМЭ", чтобы установить причинно-следственную связь между действиями медиков и смертью больной. Специалисты в своем заключении записали, что точную причину смерти женщины можно установить лишь при патолого-анатомическом исследовании трупа, которое никто не проводил. В то же время эксперты признали, что бригада медиков оказала помощь с недостатками: не сделала ЭКГ, не измерила температуру и не повезла в больницу.

Правда, в этом же заключении эксперты заявили следующее - даже без учета ошибок медиков "скорой" женщина вряд ли бы выздоровела, учитывая сопутствующие заболевания, такие как нездоровое сердце и гипертонию. И этот документ был приобщен к делу.

Местные суды иск сына рассмотрели. Первая инстанция, ссылаясь на выводы экспертов, истцу отказала. Апелляция оставила такое решение без изменений. Местные суды сослались на отсутствие связи между ненадлежащим оказанием медпомощи и смертью.

После этих отказов сын пенсионерки дошел до Верховного суда РФ. Вот главное, что заявила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда. По ее мнению, нижестоящие инстанции напрасно обязали истца доказывать ошибку врачей и ее причинно-следственную связь со смертью пациентки.

Судьи Верховного суда РФ подчеркнули, что истец представил все необходимые доказательства, которые дают ему право требовать компенсацию морального вреда: замечание главврача, который признал ошибку своих подчиненных, и заключение эксперта. А вот Дзержинская больница не привела никаких аргументов, которые бы подтвердили невиновность врачей в случившейся трагедии, подчеркнула Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

Кроме того, Верховный суд обратил внимание на то, что выводы судебной экспертизы первая инстанция не оценила в совокупности с заключением профессора. Хотя тот установил, что из-за несвоевременной госпитализации медики упустили возможность "оказать адекватную помощь больной в стационаре".

Поэтому Верховный суд считает, что местные суды неправомерно отказали истцу. Все решения судов по этому делу были отменены, а спор Верховный суд отправил на новое рассмотрение.

Эксперты обращают внимание на акт врачебной комиссии, где отказ в госпитализации назван ошибкой. Это важное экспертное мнение, потому что суды стараются не полагаться только на свое усмотрение. И решение комиссии, подтвердившей врачебную ошибку, должно служить убедительным доказательством для суда.

В подобных случаях родственник умершего вправе обратиться в территориальный орган Росздравнадзора с жалобой на действия врачей. Ведомство в таких случаях устраивает внеплановую проверку медучреждения, по итогам которой составляется акт. Этот документ и будет одним из доказательств для подтверждения морального вреда.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Михаил Толчеев ответил на вопросы читателей "Российской газеты", поступившие в ходе прямой линии по поводу стартовавшей судебной реформы.

fparf.ru

Напомним, созданы девять отдельных кассационных судов и пять апелляционных судов общей юрисдикции. Помимо прочего Михаил Толчеев перечислил, какие нарушения могут стать безусловным основанием для пересмотра дела. Например, если дело рассмотрено судом в незаконном составе или отсутствует протокол судебного заседания.

Михаил Николаевич, пока не зазвонил телефон, ответьте на первый и главный вопрос, который волнует всех. Действительно ли создание кассационных судов повысит шансы на выявление и исправление судебных ошибок?

Михаил Толчеев: Мы все на это очень рассчитываем. Идея сплошной кассации давно обсуждалась в юридических кругах и, по мнению большинства, способна значительно повлиять на систему исправления судебных ошибок.

Поясните читателям, что значит "сплошная кассация".

Михаил Толчеев: Кассация - это инстанция, предназначенная для пересмотра решений, вступивших в законную силу. До 1 октября этого года в судах общей юрисдикции кассационное обжалование существовало в усеченном виде: решение о приемлемости поданной жалобы и возможности ее рассмотрения судебной коллегией принимал судья соответствующего суда единолично.

Коллегия рассматривала только около трех процентов поданных жалоб.

Что изменилось?

Михаил Толчеев: Теперь все такие жалобы будут рассматриваться в кассационном суде (не "привязанном" к субъекту РФ) тремя судьями с изучением материалов дела и приглашением участников спора.

Кроме того, раньше рассмотрение и апелляционных, и кассационных жалоб производилось в суде субъекта РФ. Теперь эти функции разделены, что позволяет рассчитывать на исключение непроцессуального общения и солидарности судей одного и того же суда, принимающего решение по делу.

Мы также рассчитываем, что кассационные суды станут авторитетным источником правоприменительного толкования, что, в свою очередь, приведет к повышению правовой определенности и предсказуемости судебных решений.


Инициатором судебной реформы стал председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. Фото: Сергей Куксин

Звонок из Москвы. Студент юрфака Алексей интересуется, в каких случаях решение может быть отменено кассационным судом?

Михаил Толчеев: Решение может быть отменено, если будет установлено неправильное применение нижестоящим судом норм закона. При этом, как и прежде, суды кассационной инстанции не вправе давать иную оценку доказательствам или рассматривать новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой или апелляционной инстанции.

Для подачи кассационной жалобы никуда уезжать не нужно, она направляется через суд первой инстанции, а в заседании можно участвовать по видео

То есть новых полномочий не прибавилось? Только расселили разные инстанции по разным регионам, и все?

Михаил Толчеев: Но теперь решение может быть отменено или изменено кассационным судом и в том случае, если оно противоречит установленным судом фактическим обстоятельствам дела.

В закон также введено указание на допущенные при рассмотрении дела процессуальные нарушения, которые станут безусловными основаниями для отмены решения кассационным судом. Среди них рассмотрение дела судом в незаконном составе, отсутствие протокола судебного заседания, принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и другие.

Все эти новшества позволяют надеяться, что произойдет действительно "процессуальная революция", способная обеспечить надлежащий уровень исправления судебных ошибок и формирования единообразного правоприменения.

Практический вопрос от Анны Алексеевны из Брянска. Как подать жалобу в кассационный суд? Придется ехать в другой регион?

Михаил Толчеев: Жалоба в кассационный суд подается аналогично апелляционной жалобе. Ехать в другой регион не нужно.

Почему?

Михаил Толчеев: После рассмотрения апелляционной жалобы в суде субъекта РФ все материалы дела возвращаются в суд первой инстанции, принявший решение по делу.

Туда же в течение трех месяцев с момента вынесения апелляционного определения может быть подана кассационная жалоба. К ней прилагаются копии по числу лиц, участвующих в деле, и документ об уплате госпошлины.

Но на процесс же все равно придется ехать, да? Например, апелляционный суд для Брянской области находится в Москве, а кассационный - в Саратове.

Михаил Толчеев: Для непосредственного участия в судебном заседании придется ехать в кассационный суд, для дистанционного предусмотрена видео-конференц-связь.

А кроме того, Закон "О судебной системе Российской Федерации" предполагает создание в случае необходимости в отдаленных районах обособленного судебного присутствия кассационного суда, которое будет выполнять его функции.

В каких случаях можно использовать видео-конференц-связь?

Михаил Толчеев: Согласно закону доступ к видео-конференц-связи будет предоставляться при наличии технической возможности в районных судах.

Петр из Краснодара спрашивает. Региональный суд рассмотрел кассационную жалобу по старым правилам 30 сентября. Куда подавать вторую кассационную жалобу - в Верховный суд или кассационный? И с какого момента начинает течь срок ее подачи?

Михаил Толчеев: Эти и другие вопросы, связанные с началом действия нового регулирования, Верховный суд РФ рассмотрел в специальном Постановлении Пленума № 26 от 9 июля 2019 года.

В случае если право на обращение в первую кассацию уже реализовано в порядке, действовавшем до вступления в силу изменений, кассационная жалоба может быть подана в судебную коллегию Верховного суда РФ в течение трех месяцев начиная с 1 октября 2019 года, если на момент ее подачи не истек шестимесячный срок с даты рассмотрения жалобы в первой кассации.

Михаил Толчеев: В этом случае жалоба подается в кассационный суд общей юрисдикции. Это прямо предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 377 ГПК РФ.

Как относятся адвокаты к реформам, происходящим в судебной системе? Содержат ли они долгожданные новеллы, усиливающие статус?

Михаил Толчеев: В целом я бы назвал это сдержанным оптимизмом.


В номере за 3 октября "Российская газета" сообщила о начале работы нового кассационного суда в Москве

Одна из новаций судебной реформы - представлять интересы сторон в судах, начиная с регионального уровня, могут только дипломированные юристы. Многие звонившие рассказывали, что уже с 1 октября у них в областных судах стали спрашивать дипломы. Кто не приносил, тех не допускали к процессу.

Михаил Толчеев: Профессионализация судебной деятельности - это необходимость, которую осознает все большее число специалистов. И прежде всего судебная система.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что судейский корпус поддерживает идею ограничения допуска к представительству в суде непрофессиональных участников. Требование наличия статуса адвоката или юридического образования для лиц, профессионально представляющих интересы участников процесса в суде, начиная с уровня апелляционного суда, на мой взгляд, хотя и компромиссный, но все же вполне определенный шаг в этом направлении.

Читатель Михаил Петрович из Оренбурга интересуется, сегодня все законы можно найти в интернете. Все можно изучить самостоятельно. Обязательно ли идти за помощью к тому, кто имеет диплом?

Михаил Толчеев: Правосудие - сложный механизм, требующий глубокого знания права, а не только норм закона. Участие в качестве его составляющей представителя, не посвященного в тонкости этой работы, приводит к возложению на суд не свойственных ему функций и к раскоординации системы.

Тогда почему вы считаете принятый вариант компромиссным, раз реформой введены ограничения для людей без диплома?

Михаил Толчеев: Компромиссным же это решение следует признать потому, что для стабильной работы системы недостаточно знать правила ее работы.

Должны быть созданы действенные механизмы реализации ответственности за неисполнение этих правил. Статус адвоката такие механизмы предполагает. Адвокат действует в рамках, которые установлены Кодексом профессиональной этики адвоката, содержащим систему этических и профессиональных требований и формирующим обязанности адвоката по отношению как к своему доверителю, так и к системе правосудия.

Большинство добросовестных юристов также следуют этим правилам. Однако, в отличие от адвокатов, в отношении юристов без адвокатского статуса механизмы возложения ответственности, скажем, за недобросовестное исполнение обязанностей, предательство интересов клиента и т.д. отсутствуют.

Вы сказали о сдержанном оптимизме в отношении судебных реформ. Готова ли к ним адвокатура, в каком она состоянии сейчас?

Михаил Толчеев: Адвокатура сегодня стабильна, она функционирует в том виде, в каком была задумана разработчиками и вдохновителями Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" 2002 года. Тем не менее существуют определенные проблемы как внешнего, так и внутреннего характера.

Кто-то говорит о кризисе.

Михаил Толчеев: Кризисом эти трудности некоторые коллеги называют чаще в исключительно спекулятивном порядке, преследуя какие-то собственные цели. Кто-то по незнанию, а кто-то осознанно пытается нагнетать ситуацию, чтобы реализовать собственные устремления и амбиции, будучи не в состоянии осуществить их с помощью иных методов.

В этом ряду мы наблюдаем и обезличенные обвинения, когда сообщается о злоупотреблениях без приведения фактов и указания на конкретных лиц (что создает негативное впечатление, но не влечет правовой ответственности за сказанное), и оценку отдельных явлений как устойчивой тенденции развития без достаточных на то оснований.

Для успеха судебной реформы важно, чтобы адвокатура была сильной.

Михаил Толчеев: Задача органов адвокатского самоуправления заключается в том, чтобы обеспечить системную защиту прав адвокатов и сообщества в целом.

Сегодня представители адвокатского сообщества включены в законодательный процесс, представлены в качестве экспертов в различных государственных и общественных организациях.

Мы добились повышения ставок оплаты труда адвокатов, участвующих в судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования или суда. Все больше регионов страны реализуют программы централизованного назначения адвокатов в качестве защитников, что минимизирует возможности недобросовестного манипулирования правом на защиту и нарушения прав адвокатов.

Федеральная палата приступила к реализации масштабной программы цифровизации адвокатуры.

Насколько однородна корпорация во взглядах?

Михаил Толчеев: Совершенно не однородна. Нужно понимать, что адвокат - это человек, не только обладающий обширными познаниями в области регулирования социальных отношений, но и наделенный определенной внутренней свободой. У адвоката нет начальников. Никто, включая органы адвокатского самоуправления, не определяет поступки адвоката.

Он абсолютно самостоятельно принимает решения и сам несет за них ответственность. Это во многом и предполагает несхожесть наших взглядов. Наши поступки диктуются только теми ценностями, о которых я говорил выше и на верность которым мы принесли присягу адвоката. Именно поэтому не находят широкой поддержки попытки нагнетания ситуации, огульного опорочивания и разрушения авторитетов в адвокатуре, когда кто-то, не называя конкретных лиц и событий, чтобы избежать обвинений в клевете, стремится бросить камень в сообщество в целом. Но, мне кажется, сообщество обладает достаточной мудростью, чтобы отделить факты от домыслов и стратегий реализации собственных амбиций.

В статусе вице-президента Федеральной палаты адвокатов вы совсем недавно. Расскажите, по какому принципу обновляется Совет ФПА? Как проходят выборы президентов и вице-президентов?

Михаил Толчеев: Президента и вице-президентов избирает Совет ФПА открытым голосованием простым большинством голосов. Раз в два года сам Совет обновляется на одну треть Съездом адвокатов, на котором представлены все адвокатские палаты страны и каждая палата имеет один голос. Кандидатуры для вхождения в Совет предлагаются действующим президентом ФПА. Полагаю, основным принципом обновления является необходимость равномерности представления в Совете ФПА мнения региональных адвокатских палат.

Есть ли внутрикорпоративные рычаги для смены руководства, если им недовольны?

Михаил Толчеев: Конечно, есть. Конференция региональной палаты может не утвердить предложенные ее президентом кандидатуры на вхождение в Совет. Трудно представить себе президента палаты, который не считается с мнением адвокатов. Адвокаты не такие люди, которые будут терпеть подобное отношение. Кроме того, существует механизм переизбрания президента и всего состава Совета региональной палаты по требованию большинства адвокатов палаты, представлению территориального управления Минюста или по решению Совета ФПА.

В октябре была опубликована Справка о реализации полномочий ФПА РФ по содействию адвокатской деятельности и защите профессиональных и социальных прав адвокатов. С момента создания организации в 2003 году проделана большая работа. От чего в основном приходится защищать адвокатов?

Михаил Толчеев: От незаконных попыток вторжения в адвокатскую деятельность. Всегда ведь есть искушение использовать власть в отношении процессуального оппонента.

Как я уже сказал, основной задачей органов адвокатского самоуправления является системное реагирование на нарушения прав адвокатов. Но и точечными инцидентами пренебрегать нельзя. Каждое нарушение прав адвоката является вторжением в процесс отправления правосудия и потенциально ставит под сомнение его легитимность. Незаконные допросы и обыски адвокатов, недопуск их к доверителю в СИЗО, лишение возможности реализовать предоставленные законом права в суде - все это бросает тень на правосудие в целом. Деятельность может определяться как правосудие, только если отвечает конституционным и международным стандартам. Они требуют реальной возможности осуществления адвокатом предоставленных законом правомочий, а не исполнения декоративной функции. Кроме того, мы пытаемся добиться справедливого налогообложения адвокатов, обеспечения социальных гарантий и многого другого.

Статус адвоката не предполагает возможности его дискриминации по сравнению другими гражданами. Тем не менее, к примеру, только на том основании, что адвокаты не являются предпринимателями, следователи и судьи отказываются применять к ним содержащуюся в УПК РФ оговорку в отношении "экономических" составов при избрании меры пресечения в случае уголовного преследования.

Приходится ведь защищать адвокатуру и от нерадивых коллег? Как ФПА реализует свои полномочия в этом вопросе? Или в основном такие люди покидают корпорацию после привлечения их к уголовной ответственности, например, за мошенничество?

Михаил Толчеев: Как я уже отметил выше, адвокатура обладает действенными механизмами саморегуляции. К ним, прежде всего, следует отнести наличие Кодекса профессиональной этики адвоката и дисциплинарных органов, наделенных правомочиями возлагать на адвоката взыскания, вплоть до прекращения статуса. Так реализуется принцип независимости адвокатуры, обеспечивающий гарантии конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Только само сообщество вправе принимать решение о правильности действий адвоката, что устраняет возможность давления на него со стороны процессуального оппонента - следователя или прокурора. Исключение составляет уголовное преследование адвокатов, и здесь мы вынуждены констатировать негативную тенденцию: в последнее время участились попытки перенесения гражданско-правовых отношений в уголовную плоскость - вторжения в вопросы обоснованности гонорара адвоката, в хозяйственную деятельность органов адвокатского самоуправления и т.д.

С 1 октября действуют 9 кассационных судов общей юрисдикции. Первый кассационный суд - в городе Саратове; Второй кассационный суд - город Москва; Третий кассационный суд - город Санкт-Петербург; Четвертый кассационный суд - город Краснодар; Пятый кассационный суд - город Пятигорск; Шестой кассационный суд - город Самара; Седьмой кассационный суд - город Челябинск; Восьмой кассационный суд - город Кемерово; Девятый кассационный суд - город Владивосток; кассационный военный суд - в городе Новосибирске.

Кроме того, создано 5 апелляционных судов общей юрисдикции. Первый апелляционный суд - в городе Москве; Второй апелляционный суд - город Санкт-Петербург; Третий апелляционный суд - город Сочи; Четвертый апелляционный суд - город Нижний Новгород; Пятый апелляционный суд - город Новосибирск.

Допустим, дело рассмотрено в первой инстанции в районном суде Алтайского края, апелляция будет в краевом суде в Барнауле, а кассация в кассационном суде в Кемерово. Если первая инстанция - Сахалинский облсуд, то апелляция в Новосибирске, кассация во Владивостоке.

У многих из нас периодически возникают спорные или даже конфликтные ситуации, связанные с оказанием медицинской помощи. Кому-то не дают направление на консультацию, кто-то ждет госпитализации, обследования, а кому-то намекают, что "через кассу" исследования пройти проще и быстрее. Как же быть пациенту в такой ситуации? На вопросы "РГ-Недели" ответила член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков, гендиректор "Капитал Медицинское Страхование" Надежда Гришина.

iStock

Слышали о процедуре досудебного урегулирования конфликтов с медорганизацией. Что это такое?

Досудебное урегулирование - это простой и эффективный для пациента способ отстоять свои права на качественную медицинскую помощь. Конечно, вы правы, при возникновении трудностей можно обратиться к руководителю медицинской организацией, кто-то напишет гневное письмо в контролирующие ведомства (Росздравнадзор, ФОМС, Минздрав и пр.) или же жалобу в правоохранительные органы, а иногда - и иск в суд. Все эти возможности правомерны, но, к сожалению, их результативность не всегда соответствует ожиданиям. Обращения в государственные учреждения по регламенту могут рассматриваться до 30 дней, и зачастую спускаются на местный уровень, откуда может прийти отписка, и порочный круг замыкается. Что касается судов, то они настолько перегружены, что рассмотрение заявления может занимать длительное время. Время идет, а помощь пациенту нужна здесь и сейчас.

Большинство страховых медорганизаций - это крупные компании, со своим собственным круглосуточным колл-центром, куда можно дозвониться меньше, чем за минуту. Обращение примут и быстро помогут решить проблему. У представителей СМО для этого достаточно полномочий: начиная со звонка в администрацию медучреждения и заканчивая проведением экспертизы качества медицинской помощи. Медорганизацию, если нарушение подтвердится, могут наказать штрафом. Но главное - страховщики "подстрахуют" пациента, чтобы он получил именно то лечение и в том объеме, какое ему нужно.

Много ли жалоб пациентов удается решить на досудебном этапе?

Люди обращаются к страховым представителям все чаще. Например, в 2020 году только в нашу страховую медорганизацию поступило 3539 жалоб от пациентов, которые оказались обоснованными. (Тут тоже существует отбор - ведь бывают случаи, когда пациент необъективно оценивает работу медиков - в таких случаях страховой представитель аргументированно объясняет, почему он не прав).

Так вот, из этих 3,5 тысяч обоснованных жалоб в досудебном порядке урегулировано 2613, то есть 74%. В 1-м квартале 2021 г.- 78%. Согласитесь, такие высокие цифры говорят о качестве нашей работы и об эффективном взаимодействии всех участников системы ОМС.

Вы же понимаете, что пациент не отзовет жалобу, если он не решит ситуацию в свою пользу.

Как конкретно страховщики помогают пациентам?

Как я уже отметила, за страховыми организациями закреплена функция организатора оказания медицинской помощи. Приведу несколько примеров, как решаются проблемы пациентов при обращении в страховую компанию. Одна из пациенток обратилась к врачам по поводу образования в молочной железе. Ей поставили диагноз "фиброаденома", назначили гормональные препараты.

При этом ни цитологическое исследование, ни консультация онколога не проводились - пациентке объяснили, что это не нужно. Через три месяца, когда новообразование увеличилось в размере, женщина обратилась в другую медорганизацию, где ей назначили биопсию и направили к онкологу. Затем ее госпитализировали в республиканский онкодиспансер, где провели обширную операцию. На этом мытарства пациентки не закончились. Ей назначили химиотерапию по месту жительства, но необходимых лекарств в наличии не оказалось. Врач выписал рецепт, но ждать нужно было около двух недель. Очевидно, что такое промедление в ее ситуации опасно для жизни. Пациентка обратилась к нам. После звонка в медорганизацию препарат срочно доставили из онкодиспансера в центральную районную больницу, и уже на следующий день больная смогла продолжить лечение. Дальнейшее лечение, сроки соблюдения химиотерапии мы взяли на контроль.

Нередко пациентам отказывают в записи на прием к врачу, направлении на бесплатные анализы или диагностику. Один из пациентов обратился к нам в связи с отказом в бесплатном проведении МРТ по рекомендации и направлению гематолога-онколога. По его просьбе страховой представитель организовал запись на обследование на бесплатной для пациента основе, а к медицинской организации, в которой он наблюдался, были применены штрафные санкции.

Часто сами пациенты или их родственники, если считают, что нанесен вред здоровью, пытаются разобраться и наказать врачей через прокуратуру. Это эффективно?

Чаще всего такие случаи связаны с причинением вреда здоровью пациента или с его смертью. Понимая боль родных, я все-таки скажу: лучше разбираться не с помощью правоохранителей, возбуждая уголовные дела против врачей, а с помощью специалистов страховых компаний. И действовать нужно, когда можно что-то изменить, когда трагедия еще не произошла.

Вот пример из практики. Мужчина пришел к участковому терапевту по банальной причине: одышка, боли в области сердца. Угрожающей жизни патологии врач не увидел, назначил амбулаторное лечение. Пациенту стало хуже, он трижды вызывал "скорую". Госпитализировали его только после третьего вызова, но уже было поздно. Спасти его не удалось. Супруга пациента написала жалобу в следственный комитет. Разбирательства длились долго, проведение судебно-медицинской экспертизы заняло больше года. Вывод СК - состава преступления нет, в возбуждении уголовного дела отказано. Не удовлетворившись результатом, женщина обратилась в нашу страховую компанию, в которой был застрахован её муж при жизни. Экспертиза выявила дефекты оказания помощи, которые привели к ухудшению состояния здоровья мужчины. Акт экспертизы СМО стал основанием для обращения женщины в суд с заявлением о компенсации ей морального вреда, связанного со смертью мужа.

В суде страховая компания выступила на ее стороне, поддержала исковые требования. В итоге судебное решение было вынесено в пользу женщины. Ей назначили компенсацию морального вреда. При этом, хочу подчеркнуть, женщина не понесла никаких материальных затрат ни на проведение экспертизы страховой компанией, ни на составление искового заявления в суд.

Но согласитесь: то, что случилось с ее мужем, можно было предупредить, когда он еще был жив. Для этого нужно было сделать звонок по телефону, указанному на полисе ОМС и попросить помощи страхового представителя. Почему его отправили лечиться амбулаторно, не обследовав? Почему бригады "скорой" не предлагали госпитализировать? Страховая компания, если бы больной или его жена позвонили на горячую линию, связалась бы с администрацией больницы. И, возможно, получи пациент лечение своевременно, он бы остался жив.

С 2021 года изменился порядок направления пациентов в федеральные клиники. Теперь страховые компании не участвуют в контроле качества оказания медпомощи на этом уровне. Означает ли это, что теперь вы этими пациентами не занимаетесь?

По новому порядку, качество оказания медпомощи в федеральных клиниках контролирует Федеральный фонд ОМС. Но мы своих пациентов защищаем всегда. С принятием нового порядка мы стараемся взаимодействовать с органами власти, с ФМО для того, чтобы сделать маршрутизацию пациента в федеральную клинику максимально простой. К сожалению, обращений по порядку направления в федеральные медцентры всегда много. Жалуются на отказы лечащих врачей дать направление, на завышенные сроки ожидания госпитализации. Бывают жалобы на требования оплатить лечение из личных средств.

В любом случае страховые представители обязаны обеспечить информационное сопровождение пациента при направлении его в федеральную клинику. Нам важно быть партнерами в помощи пациенту. Обеспечить прозрачность мог бы информационный обмен между участниками системы ОМС данными обо всех направлениях пациентов в федеральные медцентры. Такое предложение мы направили в координационные советы по организации медпомощи в сфере ОМС в 14 регионах РФ. В нескольких регионах эта инициатива уже получила поддержку. Так что, уверена, наши пациенты без защиты не останутся.


Одна из пациенток обратилась к врачам по поводу уплотнения в молочной железе. Ей поставили диагноз "фиброаденома", назначили гормональные препараты. При этом ни цитологическое исследование, ни консультация онколога не проводились - пациентке объяснили, что это не нужно. Через три месяца, когда новообразование увеличилось в размере, женщина обратилась в другую клинику, где ей назначили биопсию и направили к онкологу. Затем ее госпитализировали в республиканский онкодиспансер, где провели операцию по удалению опухоли. На этом мытарства пациентки не закончились: ей назначили химиотерапию по месту жительства, но необходимых лекарств не оказалось в наличии. Врач выписал рецепт, а ждать нужно было около 2 недель. Очевидно, что такое промедление в ее ситуации опасно для жизни. Пациентка обратилась в свою страховую. После звонка в мед­организацию препарат срочно доставили из онкодиспансера в центральную районную больницу, и уже на следующий день больная смогла продолжить лечение. Дальнейшее лечение, сроки соблюдения химиотерапии страховщики взяли на контроль.

Каждый россиянин имеет право на медицинскую помощь, которая должна предоставляться бесплатно. В случае острой необходимости, служба «03» обязана выехать по адресу, с которого поступил звонок и предоставить квалифицированную помощь больному. Однако случаются ситуации, когда от действий медиков пациенту становится только хуже. Это может быть неверно поставленный диагноз или ошибочно подобранное лечение. Бывает, что диспетчер вовсе отказывает в вызове медицинской бригады.

В таких и не только случаях, на нерадивых медиков можно повлиять, посредством законодательства, написав жалобу на скорую помощь.

Нормативная база


В деле подачи жалобы на скорую помощь, стоит ссылаться на следующие законодательные акты:

    «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (в частности, статьи 2, 4, 11, 19, 35) — главный закон, на который стоит опираться. , утверждающий порядок оказания скорой медицинской помощи. (о внесении изменений в Приказ от 06.2013 N 388н). . . .
  1. В некоторых ситуациях применимы ст. 124 «Неоказание помощи больному» и ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ.

Причины жалобы на скорую помощь

Для того, чтобы пожаловаться на работников скорой помощи, нужны основания. К ним можно отнести:

  • долгое ожидание врачебной бригады или отказ на вызов;
  • неверная постановка диагноза;
  • приехав по адресу, медики затянули с оказанием помощи;
  • врач поставил неверный диагноз;
  • члены врачебной бригады «03» проявили халатность или некомпетентность в отношении больного (сюда относятся ошибочные методы обследования или лечения, назначение лекарств, на которые, по словам больного, есть аллергия);
  • отсутствие необходимых медикаментов (их перечень указан в приложении №5 Приказа Минздрава РФ N 388н);
  • врач хамит или грубо обращается с больным, нарушая нормы медицинской этики;
  • работники «скорой» просят деньги за медицинские услуги.

Если нарушен хотя бы один из вышеперечисленных, пунктов, пациент имеет право пожаловаться на службу «03».

Обязанности скорой помощи

  • Время ожидания службы скорой помощи не должно превышать 20 минут.
  • Медицинская бригада должна оказать помощь своевременно.
  • Медицинские манипуляции должны производиться в соответствии с порядками, определенными для каждой профильной бригады «скорой».
  • В соответствии со своей должностной инструкцией, врач отвечает за правильность проведения всех лечебных и диагностических процедур, использование инструментария, оборудования и аппаратов; за рациональное применение лекарств. Медицинский работник должен произвести комплекс мер по улучшению или стабилизации самочувствия больного.
  • Врач скорой помощи должен соблюдать нормы профессиональной этики, не допускать грубости и унизительного отношения в сторону больного.
  • Бригады службы «03» должны работать круглосуточно.
  • Бригада «03» должна организовать транспортировку больного до медицинского учреждения, в случае необходимости.
  • Предоставление помощи бесплатно.

Куда писать жалобу на скорую помощь?

Если права больного, прописанные в ФЗ №-323, были ущемлены работниками «скорой», стоит подать письменную жалобу в вышестоящие инстанции (ФЗ N-59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Жалобу на службу «03» следует направлять:

  • Главврачу станции службы «03».
  • Территориальное отделение Министерства здравоохранения.
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.
  • Прокуратура. Данный правоохранительный орган принимает обращения от граждан с просьбой отреагировать на правонарушение, провести соответствующую проверку и наказать виновных.
  • Суд. Граждане имеют право отстаивать свои интересы в судебном порядке (ст. 11 ГК РФ).
  • Полиция. Граждане могут обратиться в данный орган с целью зафиксировать правонарушения со стороны медицинских работников и защитить свои права. Это касается действий уголовного характера со стороны медиков, что случается достаточно редко.

Образец претензии

При составлении письменной жалобы на «скорую», необходимо указывать следующие реквизиты:

  • Название органа и адрес, куда направляется документ.
  • ФИО заявителя и его контактные данные.
  • Название документа (напр. «Жалоба на службу скорой помощи»).
  • Повествовательная часть (заявитель описывает инцидент, указывая все уточняющие детали).
  • Указание правонарушения (или их перечень) со стороны медицинского работника, со ссылкой на нормативно-правовую базу.
  • Суть требования.
  • Список прилагаемых документов (при необходимости).
  • Дата составления документа.
  • Подпись.

Пошаговая инструкция подачи жалобы на скорую помощь

  1. Жалоба на скорую помощь должна быть составлена в письменном виде в 2-х экземплярах. Один направляется в уполномоченные органы, другой больной оставляет у себя.
  2. Для начала стоит обратиться к руководителю станции службы «03». В случае, если со стороны медицинской выездной бригады было допущено явное правонарушение в отношении больного, виновников инцидента может наказать их непосредственный руководитель. Он обязан принять заявление от потерпевшего, рассмотреть его, применить необходимые меры и дать письменный ответ.
  3. Письменную претензию на врачей скорой помощи можно отнести лично в инстанции, занимающиеся обращениями граждан. В каждом представительстве Министерства здравоохранения есть кабинеты, занимающиеся вопросами прав граждан.
  4. Жалобы могут быть направлены по почте.
  5. Также можно пожаловаться посредством сети интернет. Написать в разделе интернет-приемная или на электронный адрес, указанный на официальном сайте территориального отделения Министерства здравоохранения или Росздравнадзора.
  6. Подав письменную жалобу на медицинских работников службы «03», ответ придется ждать в течении 30 суток со дня подачи (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ.)

Жалоба на конкретного врача скорой помощи

Согласно приказу Минздрава РФ, N 388н, врач службы «03» должен осуществлять свою профессиональную деятельность на основании утвержденных стандартов. В его функции входит проведение диагностики, также лечебные и реанимационные мероприятия, оценка тяжести состояния пациента. Если врач проявил некомпетентность или халатность, больной имеет право добиться справедливости путем подачи письменной жалобы на работника «скорой».

Для начала стоит позвонить в службу «03» и узнать, к какой подстанции относится дом заявителя. В названии документа должно значится: «жалоба на врача скорой помощи». В текстовой части необходимо описать факт нарушения, фамилию доктора и номер бригады. Должно быть указано больше конкретных данных (названия лекарств, последовательность действий медицинского персонала и т.д.).

Обратиться с жалобой на врача можно для начала в станцию скорой помощи. С нерадивым доктором будет произведена беседа, разбирательство на планерке, а в следствие, лишение премии. Для того, чтобы привлечь врача службы «03» к дисциплинарной ответственности, имеет смысл обратиться с заявлением в местное отделение Росздравнадзора. Специалисты, работающие в данной инстанции имеют медицинское образование, могут провести независимую проверку по факту нарушения и обладают полномочиями для привлечения к ответственности медицинских работников.

Подать жалобу на врача скорой помощи, в зависимости от тяжести правонарушения можно и в другие уполномоченные органы, на усмотрение пациента.

Претензия на скорую помощь в прокуратуру

Прокуратура занимается контролем исполнения законодательства РФ. В данный орган следует направлять заявление, если жалоба на скорую помощь уже подавалась в профильные инстанции (Росздравнадзор или Минздрав РФ), и ответ, полученный на претензию, не устроил пациента. Тогда больной, столкнувшийся с халатностью, некомпетентностью или другими правонарушениями со стороны медицинского персонала, имеет право подать жалобу в прокуратуру с просьбой провести соответствующую проверку и наказать виновных.

В шапке документа необходимо указать наименование правоохранительного органа и его адрес. В текстовой части жалобы на скорую помощь в прокуратуру нужно четко, грамотным языком описать суть инцидента, с фамилиями действующих лиц и уточняющими данными. Далее приводится перечень прилагаемой документации. Здесь необходимо приложить копию ответа из профильных инстанций, если жалоба уже подавалась в данные органы.

Перед тем, как написать письменную претензию, следует запросить документ, подтверждающий факт вызова пациентом бригады «03». Это может быть копия карты вызова, выписка из реестра об обращении на Станцию в течение определенного периода и т.д. Станция «скорой» может выдать данные выписки только по письменному запросу. Предоставляются они либо самому больному, либо его законному представителю (п.3 ст.13 «Соблюдение врачебной тайны» ФЗ №323).

Куда позвонить, чтобы пожаловаться на скорую помощь?

ГородНаименование учрежденияТелефон
Вся РоссияПолиция02
Москва

Если скорая помощь отказалась приезжать

Нарушая ст. 11 ФЗ №323, сотрудники службы «03» дают повод пациенту для подачи жалобы.

Скорая не может без весомых оснований отказать в вызове. Поводы для вызова службы «03» перечислены в п.11 и п.13 приказа Минздрава РФ N-388н. Бригада «скорой» должна выезжать ко всем гражданам РФ, вне зависимости от территориального расположения. Время ожидания службы «03» в труднодоступные районы корректируется с учетом местоположения. При необходимости, организовывается эвакуация больного.

Лица, не имеющие гражданства и иностранцы имеют равные права с россиянами на получение медицинской помощи (ст. 19 ФЗ №323).

Если по телефону «03», больному ответили отказом на вызов, диспетчера можно привлечь к уголовной ответственности, согласно ст. 124 и ст. 125 УК РФ. В таких случаях часто достаточно позвонить по телефону «02», и, уже сотрудники полиции связываются с диспетчером «скорой». Данный звонок дисциплинирует работников станции «03».

Когда скорая помощь может отказаться приехать?

Причины для обоснованного отказа в вызове службы «03»:

  • Состояние больного удовлетворительное и он уже находится на учете в больнице.
  • Человек пьян и вызывает службу «03» для того, чтобы снять похмельный синдром.
  • Вызов с целью снятия зубной боли.
  • Перевязка ран, уколы, ингаляции и другие плановые процедуры, назначенные лечащим врачом.
  • Вызов для написания рецепта к лекарственному препарату.
  • Констатация смерти.
  • Если больной вызывает «скорую» для того, чтобы его доставили до больницы. В ситуациях, не требующих экстренного медицинского вмешательства, пациент должен самостоятельно добираться до медицинского учреждения.

Нюансы

Жалоба на скорую помощь должна быть написана в деловом стиле. Нельзя допускать ошибки и помарки в документе.

Желательно, чтобы к жалобе прилагались доказательства факта нарушения со стороны врачей «скорой». Это могут быть фото или видео, свидетельства очевидцев, документы, подтверждающие неверные действий врача. Имея данную доказательную базу, у пациента будет больше шансов добиться справедливости.

Заявитель может потребовать наложения на медицинского работника дисциплинарного взыскания, возмещения ущерба здоровью в материальной форме или увольнения по статье.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: