Можно ли мусульманину работать в суде

Обновлено: 18.04.2024

Ассалям Алейкум! я столкнулся с большой проблемой просьба помочь! просто я общался с людьми которые почти всех называют кафирами.
Хотел бы знать: становиться ли человек кафиром если работает в милиции (но мусульман не трогает)? Любители такфира говорят, что сама работа в милиции уже выводит из ислама.
А как на счет того, кто принял добровольно гражданство немусульманской страны?
Также такфиристы обвиняют в неверии некоторые течения, как джамаат таблиг, насколько это правомочно?
Помогите разобраться.

А с каких пор взятие гражданства кафирской страны указывает на то, что человек стал кафиром или доволен самим куфром?!
Это настоящий абсурд, ведь кстати многие лидеры современных хауариджей и такфиристов как раз проживают в Англии и имеют их гражданство. Поэтому весьма странно слышать такие слова от такфиристов, хотя им не чуждо обвинение в неверии даже друг друга. Имам аль-Асбахани говорил: “Ахлю-Сунна уаль-джама’а не обвиняют друг друга в неверии в отличие от приверженцев нововведений, как хариджиты, рафидиты и къадариты, которые обвиняют друг друга в неверии! Если семеро из них соберутся в одном собрании (маджлис), то они обязательно разойдутся по причине обвинения друг друга в неверии. Они подобны иудеям и христианам, о которых Аллах сказал: «Иудеи сказали: “Христиане не следуют прямым путем”, а христиане сказали: “Иудеи не следуют прямым путем”» (аль-Бакъара 2: 113)”. См. “аль-Худджа” 2/255.
А если человека преследует его страна и он смог сбежать в другую страну кафирскую, и чтобы спокойно там проживать взял их гражданство, они такого тоже кафиром именуют?! А сами эти люди где проживают и чье гражданство интересно знать имеет?! Тем более, что для такфиристов нет исламской страны сейчас нигде. Самим себе они не желают сделать такфир?!
Имам Ибн Хазм говорил: “Что касается того, кто сбежит на землю неверных по причине опасения притеснения, и при этом не будет сражаться с мусульманами и помогать неверным против них, и не сможет найти среди мусульман того, кто окажет ему помощь, то нет на нем никакого греха, поскольку он является вынужденным. И мы упоминали, что Ибн Шихаб аз-Зухри утверждал, что Хишам ибн ‘Абдуль-Малик уехал на землю римлян, поскольку аль-Уалид ибн Язид дал обет убить его”. См. “аль-Мухалля” 12/125.

становиться ли человек кафиром если работает в милиции (но мусульман не трогает)? Любители такфира говорят, что сама работа в милиции уже выводит из ислама.

Теперь, уяснив положение того, кто устроился на работу в милиции, при этом не произнося присягу, не желая возвеличить законов тагутов, не исполняя суда не по шариату Аллаха и т.п., то максимум что можно сказать о нем, что он совершает грех, однако сам по себе этот поступок не является неверием, выводящим из религии. Спроси брат этих людей: "В чем именно куфр, скажем гаишника, который только следит за порядком на дорогах, который при этом не судит никакими законами?!" А регулирование на дорогах никак не противоречит законам Аллаха, чтобы именовать это судом не на основании ниспосланного Аллахом.
Беда многих джахилей из числа такфирюг в том, что они не понимают и не разделяют, что законы бывают двух видов: Низам идарий - который никак не противоречит религии и не идет с ней вразрез, а это как установление порядка и различных правил на дорогах, в общественных местах, учреждениях и т.д. И второй низам шар'ий, как замена забивания камнями прелюбодеев штрафом, или вместо отсечения руки вору тюрьмой и т.д. Второй вариант - это и есть куфр! При чем вид куфра - большой или малый будет различаться от ситуации к ситуации и от человека к человеку.
Шейх Мухаммад Амин аш-Шанкыти сказал: "Необходимо различать между системой законов внедренные человеком и применение которых является куфром (неверием) в Создателя небес и земли, и системой, которая не приводит к этому. Это объясняется тем, что системы бывают двух типов: административной и законодательной. Административная система выполняет функцию упорядочивания дел и направляет их в той манере, которая не противоречит шариату, и нет ничего неправильного в этом и никто из сахабов или тех кто пришел после них не возражал против этого. Умар (да будет доволен им Аллаха) сделал многое из того, что не было во времена посланника (мир ему и благословение Аллаха), как например регистрация имён в реестре, учет присутствующих и отсутствующих, несмотря на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал этого и он не знал о том, что Ка'б ибн Малик отсутствовал во время экспедиции на Табук, до тех пор пока они не достигли Табука. Также, Умар (да будет доволен им Аллах) купил дом Сафуана ибн Умайа в Мекке и сделал их тюрьмой, не смотря на то, что ни пророк (мир ему и благословение Аллаха) ни Абу Бакр не организовывали тюрем. Подобные административные вопросы, которые направлены на облегчение дел и не идут в разрез с шариатом – как например управление делами работников, вопросы работы, так чтобы они не шли против шариата – является примером системы созданной человеком, и является приемлемой, если не идет в разрез с принципами шариата, и направлена на заботу об интересах общества.
Но в случае законодательной системы, которая идет в разрез с законами Создателя небес и земли, и обращение к ней за суждение – то это неверие (куфр) в Создателя небес и земли, также как заявление о том, что несправедливо при разделе наследства давать мужчинам больше женщин и им должны быть даны равные доли, или заявление о том, что многоженство это форма притеснения, или что развод является несправедливостью по отношению к женщине, или порицание забивания камнями и отсечения руки и т.д. Поэтому, применение подобной системы управления человеческими жизнями, имуществом, честью, родословной, мышлением и религией является неверием в Создателя небес и земли, и восстанием против божественной системы, которая была установлена Тем, Кто создал все человечество и Кто знает, что более полезно (для человека). Возвышен и Преславен Он, и нет другого законодателя, кроме Него"
. См. "Адауа аль-Байан" 4/93.
И не понимания всего сказанного, среди этих такфиристов есть настолько больные люди, которые делают такфир лишь за то, что ты надел форму полицейского, даже с намерением просто чтобы согреться.
Несомненно, есть такие виды куфра в делах, которые сами по себе являются большим куфром, а это такие вещи, как рвание и бросание Корана в грязное место, земной поклон идолу, и т.п. Однако такие деяния, как суд не по закону Аллаха, помощь неверным против мусульман и особенно просто работа в полиции, то они несмотря на запрет и куфр не из числа таких деяний тела, которые выводят из религии без обращения внимания на намерение.

В общем брат, знай, такфир конкретному мусульманину - вещь серьезная и опасная, которую не решают глупцы с просторов инета, не обладающие элементарными основами. Не общайся брат с этими людьми, ибо они могут испортить твою мирскую жизнь и жизнь будущую.
Саляфы и имамы строго запрещали нахождение и даже общение с приверженцами нововведений, а такфиристы наихудшие из них!
Имам Ибн аль-Уазир говорил: “Ошибиться и посчитать кафира мусульманином будет менее незначительно для тебя, чем ты ошибешься и вынесешь решение о мусульманине тем, что он кафир!” См. “Исар аль-хаккъ ‘аля аль-халькъ” 449.

ДОЗВОЛЕННО ЛИ РАБОТАТЬ В СУДЕ ИЛИ ЮРИСТОМ В КОНТОРЕ?

Был спрошен "Постоянный комитет по изданию фатв".

Вопрос: Каково положение работы в общественных судах и юридических конторах в арабских странах Халиджа, и я претендую на должность писаря в одной из юридических контор? Прошу уважаемых шейхов, чтобы они дали ответ упомянув при этом большое количество убедительных доводов. Так как, клянусь Аллахом, я нахожусь в замешательстве относительно этого вопроса".

Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, а затем:

Суды делятся на два вида: Шариатские суды и дисциплинарные суды (которые судят выдуманными законами). В свою очередь дисциплинарные суды делятся на два вида:

Первый вид: это те, которые судят не на основании того, что ниспослал Аллах в различных вопросах и в установлении наказаний.

Второй вид: связан с положениями позитивного администрирования, в них отсутствует противоречие тому, что ниспослал Аллах.

И положение работы в судах и юридических конторах определяется разновидностью этих судов. Так, если суд был Шариатским или дисциплинарным, нормы которого не противоречат положениям Шариата, то разрешается работать в них, служащими, судьями и юристами.

А если же, дисциплинарные суды занимаются судопроизводством касаемо крови, имущества и человеческих жизней, противореча в этом Шариату Всевышнего Аллаха, то не разрешается работать в них ни служащим и не администратором. Так как это действие будет помощью им в грехе и вражде, а Аллах Всевышний говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Трапеза, 2).

И если человек будет работать в таких заведениях, например судьёй, то он будет правящим не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, а это большой грех, который приводит совершающего его к Куфру выводящему из Религии.
А если же человек будет работать в юридических конторах такого же типа, то это тоже запретно. Так как этот человек подвергнет наказанию того, кто не является виновным по Шариату, в соответствии с не Шариатским судопроизводством. Или будет добиваться невиновности того, кто по Шариату заслуживает наказания, будь то побивание плетью или побивание камнями, или убийство, так как этот человек не будет осуждаться в соответствии с выдуманными законами. Такие дела противоречат Шариату и нельзя заниматься ими, а так же помогать тому, кто занимается ими.

Сказал шейх Мухаммад бин Иброхим, да помилует его Аллах:
«Из самых великих и распространённых противодействий Шариату, а так же оспаривания его положений и сопротивления Аллаху и Его посланнику это установление судов, которые правят выдуманными законами. Наподобие французского, американского и британского законов или каких-либо других учений кафиров. И какой же Куфр может быть выше этого Куфра? И какое же противоречие, может быть противоречием свидетельству о том, что Мухаммад посланник Аллаха, после этого противоречия?!» конец цитаты. (Послание о судействе по выдуманным законам стр. 7).

И уже предшествовало наше подробное разъяснение положения правления не на основании того что ниспослал Аллах в ответе на 974 вопрос. И так же мы упомянули в ответе на 22239 вопрос фатву шейха Мухаммада аль-Амин аш-Шинкыты, да помилует его Аллах, о разнице между Шариатскими положениями и административными положениями. И из этой фатвы становится ясным, что не дозволяется работать в судах, которые судят на основании того, что противоречит постановлениям Всевышнего Аллаха, кроме тех судов, которые связаны с административными делами, а это такие дела, под которыми подразумевается урегулирование дел и приведение их в порядок таким образом, чтобы это не противоречило Шариату.

Сказали учёные постоянной комиссии:
«Если будет в занятии адвокатской деятельностью или судейством утверждение истины и опровержение ложного согласно законам Шариата, и если в нём будет возвращение прав их владельцам и помощь притеснённым, то это узаконено Шариатом, так как в этом присутствует взаимопомощь в делах благочестия и богобоязненности. А если в занятии такой деятельностью не будет утверждения истины и опровержения ложного в соответствии с законами Шариата, и не будет возвращения прав их владельцам и помощи притеснённым, то не разрешается заниматься такой деятельностью. Так как в этом присутствует взаимопомощь в грехе и вражде. Сказал Всевышний Аллах: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Трапеза, 2).

«Постоянный комитет научных исследований и издания фатв» фатвы № 793, 794

Председатель : Шейх Абдуль-Азиз бин Баз
Заместитель: Шейх Абдур-Раззак Афифи
Член комитета Шейх АбдуЛлах бин Гудаян
Член комитета Шейх АбдуЛлах бин Ку’уд.

Современные фатвы ученых Ислама

ХУКМ РАБОТЫ В МЕСТАХ ПОКЛОНЕНИЯ НЕ АЛЛАХУ

Сказал шейх Солих аль-Фаузан:

لا يجوز للمسلم أن يعمل في أماكن الشرك وعبادة غير الله من الكنائس والأضرحة وغير ذلك

"Не разрешено муслиму работать в местах ширка и поклонения не Аллаху, как церкви, могилы, и остальные такие места"

Источник: "Аль-Мунтака", 1/173

Современные фатвы ученых Ислама

ХУКМ РАБОТЫ АДВОКАТОМ

Спросили шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База, да помилует его Аллах:

Вопрос: Каково постановление шариата относительно работы адвокатом ?

Он ответил:
«Я не знаю запрета на то, чтобы работать в адвокатуре, т.к. это представительство человека в защите его же и отстаивание его прав, если нет в этом преднамеренной лжи. Это подобно любому другому представительству (الوكلاء)».
(фатау аль-ислямия 3/505)

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах:

Вопрос: Каково ваше мнение о работе адвокатом, чтобы защитить людей и торговлю, кот. вовлечены в риба ?

«Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора:
1 – это случай, когда адвокат знает о деле, и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.
2 – это случай, когда идёт защита лжи, или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.
Аллах Всевышний сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
وَلا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا

Не будь заступником для изменников (обманывающих)

(сура ан-Ниса, 105)

И мы знаем, что если в этом деле не будет лжесвидетельства и обмана, и будет отстаивания истины, то тогда это будет дозволенным. Особенно, если тот, кто обращается за защитой, будет слабым и не сможет отстоять сам свою правоту. И защита слабого тому кто сильнее его является дозволенной в шариате.
Аллах Всевышний сказал (смысл):
И если тот, кто берёт в долг, будет слабоумным или немощным, и не может сам диктовать, то пусть диктует его доверенный по справедливости
аль-Бакара, 282

И защита слабого, помощь ему в отстаивание его права вещь благая.
Если же помощь будет тому, кто не является правым, и от этого пострадают правые, и это будет защитой зла, или использование ложного свидетельства и ухищрений, и все это будет известно адвокату, то такая помощь запретна. Как например защита или заместительство в деле риба или в запрещённом. Это запретно.
И мусульманину нельзя будь заместителем или доверенным в несправедливости, и нельзя будь адвокатом (защитником) в конкретных делах, кот. связаны с риба, т.к. это может навлечь проклятие Аллаха !»

(сборник фетв шейха аль-Фаузана 3/288,289)

Современные фатвы ученых Ислама

ДОПУСТИМАЯ РАБОТА ДЛЯ ЖЕНЩИН

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да помилует его Аллах

Вопрос: "Каковы разрешенные виды работы для мусульманки, где она может работать, не входя в противоречие с учением ее религии?"

Ответ: "Допустимые места работы для женщин это такие места, которые предназначены исключительно для женщин. Например, она может работать в сфере женского образования на должности администрации, или другой. Она также может работать на дому портнихой для женщин и так далее.

Не разрешено для нее работать в сферах, предназначенных для мужчин, потому что в таком случае она будет вынуждена смешиваться с мужчинами, что является огромной фитной, которой человек должен остерегаться. Необходимо понимать, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Я не оставил после себя искушения более пагубного для мужчин, чем женщины, и воистину, первое искушение сынов Исраила было связано с женщинами”. (Муслим, 4923, 4925)

Мужчина должен удерживать свою семью и свою жену от попадания в такие искушения и причины их создающие при любых обстоятельствах".

Шейх Мухаммад Ибн Салих аль-Усеймин, источник: "Фатауа аль мар'а", 139

Современные фатвы ученых Ислама

ЛУЧШИЙ СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ НА ЖИЗНЬ

Шейху Ислама Ибн Теймийе был задан следующий вопрос:

«Я прошу Шейха и Имама, последователя салафов и предводителя халяфов, наиболее знающего из всех, кого я встречал в странах Востока и Запада, Таки ад-Дина Абу Аббаса Ахмада Ибн Таймия, указать мне лучший способ заработать на жизнь».

Он, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, ответил:

"Лучший способ заработать на жизнь – это упование на Аллаха, вера в полноту Его заботы о тебе и хорошее мнение об Аллахе. Это означает, что тот, кто стремится заработать себе на жизнь, должен обратиться к Аллаху и просить Его.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал слова Всемогущего Аллаха в хадисе аль-кудси: «Все вы голодные, кроме тех, кого Я накормил. Просите же у меня пропитание, и Я накормлю вас. О мои рабы! Все вы голые, кроме тех, кого я одел. Просите же у меня одежду, и Я одену вас».

Всевышний Аллах сказал в Своей Книге:

«Просите у Аллаха из Его милости…». (Коран, 4:32)
а также:

«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха…». (Коран, 62:10).

Хотя в этом аяте идёт речь о пятничной молитве, это относится ко всем молитвам.

И по этой причине - а Аллах знает лучше – Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел входящим в мечеть, говорить: «О Аллах, открой для меня двери Твоего милосердия», и говорить тем, кто выходит из мечети: «О Аллах, я прошу из Твоей милости».

Друг Аллаха (Ибрахим), мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его». (Коран, 29:17).

Это – повеление, а повеление требует повиновения.

Поиск помощи Аллаха и обращение к Нему в вопросе пропитания и других вопросах, является великим принципом.

Затем, ему следует быть великодушным в зарабатывании денег, чтобы снискать в этом благословение для себя, и не следует проявлять в этом чрезмерность или жадность.

К деньгам нужно относиться как к туалету, в котором есть необходимость, но не занимает места в сердце, а стремление заработать должно быть подобно стремлению отремонтировать этот туалет.

В хадису марфу’, переданном ат-Тирмизи, говорится: «Кто делает этот мир своей главной заботой, Аллах рассеет его целеустремленность и вселит в него чувство недостатка, и он получит в этом мире только то, что было ему предопределено. А тот, кто делает своей главной заботой будущую жизнь, Аллах наполнит его сердце чувством достатка, и богатства этого мира придут к нему, даже если он не желает их».

Один Салаф сказал: «Ты нуждаешься в этом мире, но в твоей доле будущей жизни ты нуждаешься гораздо больше. И если ты начнешь с заботы о своей доле будущей жизни, твоя доля этой жизни сама устремится к тебе вместе с ней».

Всевышний Аллах сказал:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким». (Коран, 51:56-58).

Что касается определения конкретных способов зарабатывания на жизнь, будь то ремесло, торговля, строительство, земледелие и другие виды работ, то это зависит от человека, и я не знаю общего правила в этом вопросе.

Однако, если человек решил работать в какой-либо отрасли, пусть попросит благословения и помощи Аллаха в молитве Истихара, как учил нас учитель всего наилучшего, да благословит его Аллах и приветствует. В этой молитве есть великое благословение (барака

Современные фатвы ученых Ислама

ХУКМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз, да помилует его Аллах

Вопрос: "Некоторые люди видят дозволенность работы женщины вместе в другим мужчиной, например, как работа в больнице. Доказательством они берут пример некоторых сподвижниц, которые участвовали в походах и заботились о раненных сподвижниках. Каково же истинное положение этого в Исламе?"

Ответ: "Положение этого в Исламе известно - обязанностью для женщины является работать вместе с женщиной, а мужчинам работать вместе с мужчинами. Необходимо верующим мужчинам и женщинам опасаться запретного уединения, которое может привести их к разврату, к распространению нечестия и совершению порицаемого. Всевышний приказал верующим мужчине и женщине отдаляться от всех причин, ведущих ко злу. И нет сомнений в том, что запретное уединение - одна из причин, ведущих к распространению зла. Несомненно то, что работа женщины с женщинами, а мужчины с мужчинами - одна из причин, обеспечивающих сохранность и безопасность. Поэтому как сказал Всевышний:

"И ваше место пребывания в ваших домах и не одевайтесь так, как вы одевались во времена джахилийи" (33:33) - это сказал Всевышний, потому что эти причины обеспечивают сохранность.

Также как сказал Всевышний: "И скажи верующим мужчинам, чтобы они потупляли свои взоры и охраняли свои половые органы. Поистине, Аллах Сведущ в том, что они творят" (24:30).

Также как сказал Всевышний: "И скажи верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры и охраняли свои половые органы" (24:31).

Также сказал Всевышний: "И если вы будете спрашивать - то спрашивайте через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец" (33:53).

Для каждого пола своё место предназначения и каждому необходимо усердствовать и приносить пользу на своём поприще.
А что касается работы женщины во время походов - то их вынудила к этому необходимость по причине малочисленности мусульман на то время и сильная потребность в том, кто будет помогать в лечении больных и раненных, доставлять медикаменты и провизию. В подобных случаях, если к этому склоняет сильная нужда и используются все методы сохранности и обеспечение целомудренности, то подобные действия разрешены. Также, к примеру, если отсутствует врач-мужчина, специализирующийся в области определенного заболевания, то разрешается воспользоваться услугами врача-женщины, используя при этом все средства, обеспечивающие сохранность и отдаление от греха.

И ни в коем случае не надлежит сопоставлять людей того времени с нынешним поколением, которые слабы в своей религии, слабы в богобоязненности и стеснительности. А то поколение описано только лишь похвальными качествами: они обладали крепкой религией, богобоязненностью, были достойны доверия. Поэтому не сравнятся те и эти. Поэтому мы нуждаемся в высококвалифицированных врачах из числа мужчин и женщин. Врачи-мужчины лечат мужчин, врачи-женщины лечат женщин, но во время острой необходимости существуют конкретные положения, связанные с этим"

Ахлю-Сунна уаль-джама`a

ХУКМ РАБОТЫ В МЕСТАХ ПОКЛОНЕНИЯ НЕ АЛЛАХУ

Сказал шейх Солих аль-Фаузан:

لا يجوز للمسلم أن يعمل في أماكن الشرك وعبادة غير الله من الكنائس والأضرحة وغير ذلك

"Не разрешено муслиму работать в местах ширка и поклонения не Аллаху, как церкви, могилы, и остальные такие места"

Источник: "Аль-Мунтака", 1/173

Ахлю-Сунна уаль-джама`a

ХУКМ РАБОТЫ АДВОКАТОМ

Спросили шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База, да помилует его Аллах:

Вопрос: Каково постановление шариата относительно работы адвокатом ?

Он ответил:
«Я не знаю запрета на то, чтобы работать в адвокатуре, т.к. это представительство человека в защите его же и отстаивание его прав, если нет в этом преднамеренной лжи. Это подобно любому другому представительству (الوكلاء)».
(фатау аль-ислямия 3/505)

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах:

Вопрос: Каково ваше мнение о работе адвокатом, чтобы защитить людей и торговлю, кот. вовлечены в риба ?

«Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора:
1 – это случай, когда адвокат знает о деле, и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.
2 – это случай, когда идёт защита лжи, или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.
Аллах Всевышний сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
وَلا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا

Не будь заступником для изменников (обманывающих)

(сура ан-Ниса, 105)

И мы знаем, что если в этом деле не будет лжесвидетельства и обмана, и будет отстаивания истины, то тогда это будет дозволенным. Особенно, если тот, кто обращается за защитой, будет слабым и не сможет отстоять сам свою правоту. И защита слабого тому кто сильнее его является дозволенной в шариате.
Аллах Всевышний сказал (смысл):
И если тот, кто берёт в долг, будет слабоумным или немощным, и не может сам диктовать, то пусть диктует его доверенный по справедливости
аль-Бакара, 282

И защита слабого, помощь ему в отстаивание его права вещь благая.
Если же помощь будет тому, кто не является правым, и от этого пострадают правые, и это будет защитой зла, или использование ложного свидетельства и ухищрений, и все это будет известно адвокату, то такая помощь запретна. Как например защита или заместительство в деле риба или в запрещённом. Это запретно.
И мусульманину нельзя будь заместителем или доверенным в несправедливости, и нельзя будь адвокатом (защитником) в конкретных делах, кот. связаны с риба, т.к. это может навлечь проклятие Аллаха !»

(сборник фетв шейха аль-Фаузана 3/288,289)

Ахлю-Сунна уаль-джама`a

ДОПУСТИМАЯ РАБОТА ДЛЯ ЖЕНЩИН

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да помилует его Аллах

Вопрос: "Каковы разрешенные виды работы для мусульманки, где она может работать, не входя в противоречие с учением ее религии?"

Ответ: "Допустимые места работы для женщин это такие места, которые предназначены исключительно для женщин. Например, она может работать в сфере женского образования на должности администрации, или другой. Она также может работать на дому портнихой для женщин и так далее.

Не разрешено для нее работать в сферах, предназначенных для мужчин, потому что в таком случае она будет вынуждена смешиваться с мужчинами, что является огромной фитной, которой человек должен остерегаться. Необходимо понимать, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Я не оставил после себя искушения более пагубного для мужчин, чем женщины, и воистину, первое искушение сынов Исраила было связано с женщинами”. (Муслим, 4923, 4925)

Мужчина должен удерживать свою семью и свою жену от попадания в такие искушения и причины их создающие при любых обстоятельствах".

Шейх Мухаммад Ибн Салих аль-Усеймин, источник: "Фатауа аль мар'а", 139

Ахлю-Сунна уаль-джама`a

ХУКМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз, да помилует его Аллах

Вопрос: "Некоторые люди видят дозволенность работы женщины вместе в другим мужчиной, например, как работа в больнице. Доказательством они берут пример некоторых сподвижниц, которые участвовали в походах и заботились о раненных сподвижниках. Каково же истинное положение этого в Исламе?"

Ответ: "Положение этого в Исламе известно - обязанностью для женщины является работать вместе с женщиной, а мужчинам работать вместе с мужчинами. Необходимо верующим мужчинам и женщинам опасаться запретного уединения, которое может привести их к разврату, к распространению нечестия и совершению порицаемого. Всевышний приказал верующим мужчине и женщине отдаляться от всех причин, ведущих ко злу. И нет сомнений в том, что запретное уединение - одна из причин, ведущих к распространению зла. Несомненно то, что работа женщины с женщинами, а мужчины с мужчинами - одна из причин, обеспечивающих сохранность и безопасность. Поэтому как сказал Всевышний:

"И ваше место пребывания в ваших домах и не одевайтесь так, как вы одевались во времена джахилийи" (33:33) - это сказал Всевышний, потому что эти причины обеспечивают сохранность.

Также как сказал Всевышний: "И скажи верующим мужчинам, чтобы они потупляли свои взоры и охраняли свои половые органы. Поистине, Аллах Сведущ в том, что они творят" (24:30).

Также как сказал Всевышний: "И скажи верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры и охраняли свои половые органы" (24:31).

Также сказал Всевышний: "И если вы будете спрашивать - то спрашивайте через завесу. Это чище для ваших сердец и для их сердец" (33:53).

Для каждого пола своё место предназначения и каждому необходимо усердствовать и приносить пользу на своём поприще.
А что касается работы женщины во время походов - то их вынудила к этому необходимость по причине малочисленности мусульман на то время и сильная потребность в том, кто будет помогать в лечении больных и раненных, доставлять медикаменты и провизию. В подобных случаях, если к этому склоняет сильная нужда и используются все методы сохранности и обеспечение целомудренности, то подобные действия разрешены. Также, к примеру, если отсутствует врач-мужчина, специализирующийся в области определенного заболевания, то разрешается воспользоваться услугами врача-женщины, используя при этом все средства, обеспечивающие сохранность и отдаление от греха.

И ни в коем случае не надлежит сопоставлять людей того времени с нынешним поколением, которые слабы в своей религии, слабы в богобоязненности и стеснительности. А то поколение описано только лишь похвальными качествами: они обладали крепкой религией, богобоязненностью, были достойны доверия. Поэтому не сравнятся те и эти. Поэтому мы нуждаемся в высококвалифицированных врачах из числа мужчин и женщин. Врачи-мужчины лечат мужчин, врачи-женщины лечат женщин, но во время острой необходимости существуют конкретные положения, связанные с этим"

Ответ:
Именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к уверовавшим в
День Суда!

Адвокатская деятельность – это представление в суде интересов доверителя с
целью восстановления нарушенного права либо для устранения беззакония, а
адвокат – это доверенное другим человеком лицо.

Судопроизводство бывает либо шариатским, либо нешариатским.

Необходимо знать, что не всегда запрещается одной из сторон судебного
разбирательства принимать в своё владение всё то, что присуждено этой
стороне при рассмотрении дела светским (не шариатским) судом. Если этой
стороне известно, что право принадлежит именно ей, то ей позволительно
получать его. Стороне запрещается это в том случае, если она знает, что право
ей на самом деле не принадлежит.

Как известно, все установленные человеком законы содержат в себе то, что
совпадает с шариатом Аллаха, и то, что противоречит ему. И от разума
мусульманина не скроешь, что те решения, которые приняты на основе
выдуманных законов, не могут быть признаны шариатскими решениями, даже
если они и совпадают с шариатом. Наоборот, эти решения являются
тагутскими, так как Аллах говорит: «Суди между ними согласно тому, что
ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не
отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах» (Св. Коран, 5: 49).

Он также говорит: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют,
пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не
перестанут испытывать в душе стеснение [и сомнение] от твоего решения и
не подчинятся [твоему решению] полностью (без возражений)» (Св. Коран,
4: 65).

Обращение в тот суд, который не опирается на шариат Аллаха – это избрание
Тагута в качестве суда и следование за заблуждением и страстью.

Вместе с тем, если решение будет вынесено на основе выдуманного закона, то
следует согласиться с этим решение. Не оттого что это правомочное,
легитимное решение, а просто потому что право в этом случае достигло своего
правообладателя. Оно подобно тем постановлениям, которые принимались на
основе общепризнанных норм и обычаев доисламского периода и
удовлетворяли людей в качестве решения их спора. Когда пришел Ислам, он ٤
утвердил те доисламские обычаи, которые были похвальными, а всё остальное
отменил.

Если тот, кто задаёт вопрос, находится в стране, где судопроизводство
осуществляется и по вымышленным законам и по шариату, то он обязан
обращаться только в шариатский суд и ни в какой иной, и только в этом суде
ему позволительно работать. Если же в этой стране не найдётся иной формы
осуществления правосудия, кроме как основанного на выдуманных законах
(светских), то будет хорошо, если стороны найдут возможность избежать такого
суда посредством мирового соглашения.

Если человек всё же будет вынужден обратиться в нешариатский суд, то в этом
не будет ничего плохого, при том условии, что он не возьмёт больше, чем ему
положено, если ему присудят то, на что он не имеет право, или присудят больше
того, на что он имеет право.

Что касается адвоката, то ему не разрешается врать или искажать в суде факты и
доказательства в пользу доверителя. А что касается работы в адвокатском бюро,
то в этом нет греха, – инша Аллах! – так как основа в таких вещах – это
дозволенность. Адвокат впадает в грех только в том случае, если он обращается
в суд с ложными требованиями.

А Аллах же знает лучше!

حكم العمل في المحاماة

Постановление о дозволенности работать адвокатом.

Вопрос:
Работая адвокатом сам адвокат может столкнуться с тем, что будет помогать злу или защищать его, т.к. адвокат хочет доказать невиновность того, кого он защищает, может быть даже и виновного в том или ином деле. По этой причине будет ли его заработок дозволенным и есть ли какие-то условия для того, чтобы можно было заниматься этим делом ?

Ответ:
Хвала Аллаху.
Адвокатская деятельность, адвокатура (المحاماة) взято от слова защита (الحماية), и если же защита будет защитой зла, то нет сомнения в том, что это запретно, т.к. это будет совершением того, что запретил Аллах Всевышний сказав:
وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ

Не помогайте друг другу в грехе и вражде

(сура аль-Маида, 2)

Если же адвокатская деятельность будет направлена на защиту добра, то это будет дозволенным и похвальным делом, кот. приказал Всевышний Аллах сказав:
تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى

Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности

(сура аль-Маида, 2)

И исходя из этого, тому, кто решил заняться этим, ему следует обязательно, прежде чем зайти в конкретное судейское дело, изучить судейство и изучить дело того, кто обратился к нему за помощью. И если будет истина с тем кто обратился к нему, то он должен начать содействовать ему в истине и защищать его. Однако если истина будет не с тем, кто обратился к нему, то он всё равно должен зайти в это дело с целью обратной, т.е. сделать так, чтобы не зашёл тот, кто обратился к нему в грех перед Аллахом ! Это потому, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
انصر أخاك ظالما أو مظلوما. فقال رجل يا رسول الله أنصره إذا كان مظلوما أفرأيت إذا كان ظالما كيف أنصره ؟ قال تحجزه أو تمنعه من الظلم فإن ذلك نصره

«Помоги своему брату злотворящему и тому, над кем совершается зло !»
Один человек спросил: « О посланник Аллаха, я помогу тому, кому причиняется зло, а как мне помочь тому, кто совершает это зло ? И посланник Аллаха сказал:
«Удерживай его (или запрещай ему) от совершения зла, и это и будет твоей помощью ему !»
(Хадис приводит имам аль-Бухарий (6552), от Анаса, да будет доволен им Аллах. В другой версии хадиса у имама аль-Бухарий (2312), пророк, , ответил:
تأخذ فوق يديه

«Возьми его за руки (и удержи)».)

И если известно адвокату, что тот, кто просит его помощи, не на истине, то адвокат обязан сделать ему наставление, предостеречь его от последствий, предостеречь его от того, чтобы он заходил в этот процесс, и так же разъяснить ему весь вред последствий и ложность его просьбы, до тех пор, пока он не оставит это.

هل يجوز العمل في مهنة المحاماة ؟

Разрешено ли работать адвокатом ?

Ответ:
Хвала Аллаху !
Во-первых: мы просим Аллаха, чтобы он освободил вас от забот, и дал вам большую награду. Ответ на вопрос об адвокате был дан 9496 (первый вопрос).
Сама по себе профессия не является запретной, т.к. там нет того, что противоречило бы законам Аллаха, скорее всего адвокат является опорой для того, кто обратился к нему и он содействует ему, является представитель в разногласиях между клиентом и оппонентом.
Однако адвокат прежде должен проверить и разобраться в том, куда он вовлекается. И если в этом деле выяснится, что истина за тем, кто обратился к нему, и что необходимо отвести от него угрозу и несправедливость, то тогда дозволено ему защитить его, т.е. участвовать в этом, с целью вернуть подопечному его права. И это заходит в содействие в благом и в богобоязненности.
Если же в этом деле будут ущемлены права других людей и это дело будет против них, тогда не дозволено содействие в этом, т.к. это содействие будет в грехе и вражде.
Аллах Всевышний сказал:
تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

Помогайте друг другу в благочестие и богобоязненности и не помогайте друг другу в грехе и вражде, бойтесь Аллаха, поистине Аллах силён в наказании !

(сура аль-Маида, 2)

И чтобы добавить тебе спокойствия и уверенности мы предоставим тебе фетвы обладающих знанием в этом вопросе:

1. Спросили шейха ‘абдуль-‘Азиза ибн База, да помилует его Аллах:

Вопрос: Какое постановление шариата относительно работы адвокатом ?

Он ответил:
«Я не знаю запрета на то, чтобы работать в адвокатуре, т.к. это представительство человека в защите его же и отстаивание его прав, если нет в этом преднамеренной лжи. Это подобно любому другому представительству (الوكلاء)».
(фатау аль-ислямия 3/505)

2. Спросили шейха Салиха аль-Фаузана, да хранит его Аллах:

Вопрос: Какого ваше видение в работе адвокатом, чтобы защитить людей и торговлю, кот. вовлечены в риба ?

Ответ:
«Нет ничего плохого в том, чтобы человек выступал в качестве защитника интересов какого-то человека в споре, но это зависит от типа спора:
1 – это случай, когда адвокат знает о деле, и знает, что в нём нет лжесвидетельства, обмана, мошенничества и ухищрений, и отстаивает права подопечного, предоставляя доводы и разъясняя дело, то это разрешено.
2 – это случай, когда идёт защита лжи, или адвокат выступает от имени лжи, т.е. является заместителем обманывающего в этом процессе, то это запрещено.
Аллах Всевышний сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
وَلا تَكُنْ لِلْخَائِنِينَ خَصِيمًا

Не будь заступником для изменников (обманывающих)

(сура ан-Ниса, 105)

И мы знаем, что если в этом деле не будет лжесвидетельства и обмана, и будет отстаивания истины, то тогда это будет дозволенным. Особенно, если тот, кто обращается за защитой, будет слабым и не сможет отстоять сам свою правоту. И защита слабого тому кто сильнее его является дозволенной в шариате.
Аллах Всевышний сказал:
فَإِنْ كَانَ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ سَفِيهًا أَوْ ضَعِيفًا أَوْ لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يُمِلَّ هُوَ فَلْيُمْلِلْ وَلِيُّهُ بِالْعَدْلِ

И если тот, кто берёт в долг, будет слабоумным или немощным, и не может сам диктовать, то пусть диктует его доверенный по справедливости

(сура аль-Бакара, 282)

И защита слабого, помощь ему в отстаивание его права вещь благая.
Если же помощь будет тому, кто не является правым, и от этого пострадают правые, и это будет защитой зла, или использование ложного свидетельства и ухищрений, и все это будет известно адвокату, то такая помощь запретна. Как например защита или заместительство в деле риба или в запрещённом. Это запретно.
И мусульманину нельзя будь заместителем или доверенным в несправедливости, и нельзя будь адвокатом (защитником) в конкретных делах, кот. связаны с риба, т.к. это может навлечь проклятие Аллаха !»
(сборник фетв шейха Фаузана 3/288,289)

Во-вторых: вы находитесь в стране, кот. не судит по закону Аллаха, и управление там по другим внедрённым законам, но это не говорит о том, что вам запрещено там работать в адвокатуре, если это есть причина для защиты истины и устранения зла. И если не будут люди обращаться за судом в случаях ущемления прав, то тогда люди будут кушать права друг друга и будет хаос !
Однако, если судить или использовать эти законы больше, чем необходимо для достижения истины, то это будет запретным ! Дозволено только взять то, что принадлежит по право !
В этом случае не будет греха ни на обратившемся за помощью ни на защитнике в использование законов не шариатских !
Однако грех будет тогда, когда произойдёт подмена шариата на эти законы, и обязывание людей следовать им в установление истины ! Как на это указал ибнуль-Кайим в книге: «ат-турук аль-хакимия», на стр. 185.
И поэтому, я не наставляю тебя, чтобы ты оставил это работу ! Скорее я наставляю тебя, чтобы ты был постоянен в этом, чтобы продвигался в изучение этого, с помощью книг и слушая старших и опытных адвокатов, т.к. люди нуждаются в адвокатах, кот. заслуживают доверия, и кот. смогут вернуть им их права !
Главное, чтобы цель твоя была в помощи тем, кому причинили вред, и я радую тебя словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
مَن مَشى مع مظلوم حتى يُثْبِتَ له حَقَّهُ ثبَّت اللهُ قدميْهِ على الصراطِ يومَ تَزِلُّ الأقدام

«Тот, кто пойдёт с униженным, чтобы вернуть ему его права, и вернёт их, укрепит его стопы Аллах на мосту в день, когда будут стопы на нём поскальзываться !»
(Хадис приводит ибну аби Дунья. Так же о том что он хасан сказал шейх Альбаний в «сахих ат-таргийб», после хадиса № 2614)
И Аллах лучше знает.

ОБРАЩЕНИЕ В СУДЫ ТАГУТА

Шейха аль-Альбани спросили о дозволенности обращение в кафирский суд в случае получения своего права, которое невозможно получить иным путем, он ответил, что если человек убежден, что решение суда, которое будет в его пользу, не противоречит шариату, то можно, а в противном случае нельзя. И также он говорил, что это нельзя, кроме как при вынужденности, и в том, что не противоречит шариату, как например, чтобы не получить свыше того, что ему полагается. Сл. "Сильсилятуль-худа уа-ннур" № 337, 624.

Также и шейх Абдуррахман аль-Баррак, когда его спросили о дозволенности обращаться в кафирский суд тем, у кого проблемы в кафирской стране, он сказал, что если на жизнь, имущество или честь мусульманина покушаются в кафирской стране, он имеет право обратиться в кафисркий суд. Притесненный имеет право обратится к тому, кто сможет оказать ему помощь! И он также сказал, что подобный случай не имеет отношение к "обращению за судом к тагъуту", сказав: "Поистине те, которые обращаются за судом к тагъуту, предпочитают его над законом Аллаха и довольствуются им, и принимаютего решение, даже если знают, что это противоречит шариату Аллаха​!" См. "Фатауа аль-Баррак" № 12848.

Вопрос № 48: “Каково законоположение обращения к судам которые судят по выдуманным законам?”
Ответ: “По мере возможностей ему не следует обращаться к ним, однако если не возможно взять свое право кроме как через этот путь, то нет в этом проблем”.​
См. «Фатауа уа расаиль самахати-шшейх ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи» 1/166

Слова ученых Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом, которые говорили: "Не дозволено мусульманину обращаться на суд к выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда нет шариатского суда. А если в его пользу будет вынесено не правильное решение (кафирским судом), то нельзя ему это присваивать!" См. "Фатауа аль-Ляджна" 23/502.

Подобное говорил и шейх Ибн 'Усаймин, отвечая на вопрос относительно открытия юридической конторы: "Что касается изучения человеком выдуманных законов, то если он делает это, чтобы с помощью истины отвергнуть ложь, то нет в этом проблем. Но если он изучает его, чтобы следовать тому, что противоречит шариату, то это харам! И если адвокат (юрист) желает вернуть человеку его право, то нет проблем использовать эту профессию". См. "Ликъа Баб аль-мафтух" 6/33.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: