Может ли заработная плата считаться нецелевым расходованием по омс средств решение суда

Обновлено: 28.03.2024

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ[1] медицинские организации, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, должны расходовать эти средства только согласно тем направлениям, которые поименованы в ч. 7 ст. 35 данного закона. Однако в ходе проверок, осуществляемых территориальными фондами ОМС, вскрываются случаи нецелевого использования внебюджетных средств. Предлагаем рассмотреть некоторые факты нарушений, которые касаются расходов на оплату труда.

Затраты на оплату труда имеют наибольший удельный вес в общей сумме всех расходов медицинского учреждения. По этой причине проверка затрат, произведенных организацией на выплаты работникам, может быть самостоятельным объектом проверки либо являться частью вопросов общей программы проверки деятельности учреждения. Отметим, что наибольшее внимание уделяется данному объекту проверки, когда расходы на выплату заработной платы произведены за счет средств ОМС.

Кратко о контрольном мероприятии.

Приказом ФФОМС от 16.04.2012 № 73 утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее – Положение № 73). В соответствии с п. 17.2 Положения № 73 проверка расходов, входящих в структуру тарифа, включает в себя, в частности, проверку расходов на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда. В ходе контрольного мероприятия изучаются все документы, свидетельствующие об обоснованности производимых выплат:

штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов;

графики работы структурных подразделений и сотрудников;

приказы по личному составу;

коллективный договор, положение об оплате труда и т. д.;

первичные бухгалтерские документы по начислению заработной платы, уплате налогов и страховых взносов, установленных законодательством РФ.

Заметим, что территориальный фонд ОМС не просто проверяет наличие внутренних документов, касающихся оплаты труда: он анализирует законность содержащихся в них положений, сопоставляет документы друг с другом и делает выводы. В случае обнаружения несоответствий, выявления каких-либо нарушений встает вопрос об обоснованности всех расходов, произведенных на выплату зарплаты и иных сумм, обусловленных трудовым договором.

Далее предлагаем рассмотреть нарушения, выявляемые в ходе контрольных мероприятий.

Выплата премии без учета критериев, оценивающих результативность работы врача.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата работника включает в себя три основных составляющих: оклад (должностной оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты.

Стимулирующие выплаты устанавливаются к должностному окладу и выплачиваются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы. Критерии утверждаются руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников.

руководителям, заместителям руководителей;

врачам – руководителям структурных подразделений.

Данный показатель не находится в зависимости от причинно-следственной связи между действиями названных работников и возникновением случаев внутрибольничного инфицирования. Иными словами, поскольку в течение проверяемого периода в организации имели место случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений, выплата заместителям главного врача премии в размере 100% неправомерна.

Также в акте проверки ТФОМС было указано на нецелевое использование бюджетных средств в связи с начислением работникам учреждения выплат стимулирующего характера при наличии дисциплинарного взыскания. Приняв во внимание нормы положения об оплате труда, приказа по учреждению, ст. 8, 192, 194 ТК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что наличие у работника дисциплинарного взыскания в течение всего срока его действия исключает выплату ежемесячной премии этому работнику. Сумма, выплаченная в нарушение положения об оплате труда, является расходованием средств сверх норм и нецелевым использованием денежных средств и подлежит возврату в бюджет территориального фонда ОМС.

Таким образом, если премия за счет средств ОМС в учреждении выплачивается работникам без учета оценки качества выполненной работы, то данное расходование средств является их нецелевым использованием.

Начисление доплаты за вредные условия труда и предоставление дополнительного отпуска без учета спецоценки.

В статьях 22 и 212 ТК РФ закреплена обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель обязан в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

В соответствии со ст. 3 Закона № 426-ФЗ[2] специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий:

по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

по оценке уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). При этом, как следует из положений названного закона, допустимыми (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровень воздействия которых не превышают уровни, определенные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3 ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Как отметили арбитры в Постановлении АС УО от 14.08.2018 № Ф09-4695/18 по делу № А50-38212/2017, согласно ст. 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются. Таким образом, направление организацией средств ОМС на оплату дополнительных отпусков за вредные условия в данном случае является нецелевым использованием средств ОМС.

Выплата заработной платы врачу, у которого отсутствует сертификат специалиста.

Продолжая разговор о нецелевом использовании средств ОМС, нельзя не обратить внимание на нарушения, рассмотренные в Постановлении АС ДВО от 26.07.2018 № Ф03-3002/2018 по делу № А51-13625/2017. В нем судьи отметили, что использование средств ОМС направляемых на расходы на заработную палату, признается целевым при соблюдении следующих условий:

медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС;

должность медицинского работника включена в штатное расписание медицинской организации и соответствует номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н;

оказываемые медицинским работником работы (услуги) предусмотрены лицензией медицинской организации.

Следовательно, за счет внебюджетных средств фонда ОМС заработная плата эпидемиологам могла быть выплачена после их включения в штатное расписание по ОМС, при условии что данные виды работ (услуг) предусмотрены лицензией учреждения. Поскольку у учреждения отсутствовала лицензия на вид деятельности «эпидемиология», рассматриваемый факт был расценен как нецелевое использование средств ОМС.

Кроме того, суд счел признаком нецелевого использования средств ОМС то, что у медицинских работников отсутствовали соответствующие сертификаты специалистов. Из буквального содержания п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ[3] следует, что право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Таким образом, законодателем установлено четкое ограничение для лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, связанное с подтверждением квалификации. Наличие сертификата специалиста является обязательным и непременным условием осуществления медицинской деятельности медицинским работником. Переведенные на должность врачей-инфекционистов педиатры и терапевты переподготовку не проходили, сертификатов специалистов по специальности «инфекционные болезни» не имели, следовательно, у них не было права занимать указанные должности.

Также суд указал на нарушение, касающееся замещения врачами вакантных должностей медицинских сестер при отсутствии у них соответствующих сертификатов. Довод учреждения, что все указанные лица обладают достаточным уровнем медицинского образования, в том числе высшего, для замещения спорных должностей среднего медицинского персонала – медицинской сестры и рентгенлаборанта, отклонены. Арбитры отметили: данное обстоятельство не исключает обязательности выполнения установленных законом требований о наличии документов, подтверждающих уровень образования, и сертификата на замещение должностей среднего медицинского персонала. Выплата им заработной платы тоже квалифицирована как нецелевое использование средств ОМС.

В продолжение начатого разговора хотим обратить внимание на Определение ВС РФ от 06.04.2018 № 35-ПЭК18 по делу № А51-28676/2016. В нем был рассмотрен вопрос о правомерности выплаты заработной платы за счет средств ОМС медицинским сестрам, трудовая деятельность которых осуществлялась на основании свидетельства об окончании двухгодичных курсов Общества Красного Креста. Отметим, что ранее в судебной практике имелись решения, когда суд признавал данные выплаты неправомерным расходованием средств ОМС (см. Постановление АС ДВО от 03.10.2016 № Ф03-4581/2016 по делу № А51-2438/2016). Верховный суд вынес противоположный вердикт. В частности, суд указал следующее.

Исходя из Приказа Минздрава СССР от 19.10.1954 № 206-м лицам, окончившим двухгодичные курсы медицинских сестер обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР без отрыва от производства, присваивалась квалификация медицинской сестры с законченным средним медицинским образованием, на них распространялись все права и льготы, установленные для медицинских сестер с законченным средним медицинским образованием.

В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 № 418 лица, окончившие годичные курсы по подготовке медицинских сестер для детских яслей, получившие свидетельство об окончании обучения, были допущены к замещению должностей постовых медицинских сестер дома ребенка, диетсестер молочной кухни, медицинских сестер поликлиники (поликлинического отделения) по обслуживанию детей дошкольных учреждений.

Данные приказы не отменены и не признаны утратившими силу.

Принимая во внимание положения вышеперечисленных приказов, а также учитывая разъяснения, содержащиеся в Письме Минздрава РФ от 08.11.2016 № 16-5/2096392, судебная коллегия считает, что данные специалисты (медицинские сестры) имеют право участвовать в реализации программы модернизации здравоохранения Приморского края и получать стимулирующие выплаты.

Таким образом, данные выплаты являются целевым использованием средств ОМС. Однако выводы судов в отношении врачей клинической лабораторной диагностики и заведующей клинико-диагностической лаборатории признаны правильными: врач должен иметь сертификат специалиста при оказании им медицинской помощи.

Выплата всей суммы отпускных за счет средств ОМС.

Отметим, что на практике встречаются случаи нецелевого использования средств ОМС для оплаты отпусков.

Порядок расчета среднего дневного заработка регламентирован ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. В соответствии с п. 2 данного положения при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя, независимо от источников обозначенных выплат. При этом в учреждении должен быть сформирован единый расчет среднего заработка, сохраняемого во время ежегодного оплачиваемого отпуска.

Хотим обратить внимание: обязательства, возникающие в связи с выплатой среднего заработка, могут относиться сразу к нескольким видам деятельности, финансовое обеспечение которых осуществляется из разных источников: средств ОМС, средств федерального и (или) областного бюджетов, доходов от платной деятельности, средств ФСС. Однако выплата всей суммы отпускных за счет средств ОМС противоречит требованиям законодательства РФ (см. Постановление АС ПО от 01.12.2017 № Ф06-26200/2017 по делу № А55-32050/2016).

Части среднего заработка, относящиеся к различным видам деятельности, должны рассчитываться пропорционально сумме средств по различным источникам, учитываемым при расчете данных выплат. Если это требование не соблюдается и выплата произведена за счет ОМС, поименованные действия квалифицируются контрольным органом как нецелевое использование средств ОМС.

Выплата заработной платы работникам методических отделов за счет средств ОМС

Следующее нарушение, рассмотренное в Постановлении АС УО от 26.01.2018 № Ф09-8052/17 по делу № А50-9311/2017, схоже с предыдущим. Оплата труда сотрудников больницы, осуществляющих функции в сфере решения задач в области гражданской обороны, и работников организационно-методических отделов, доплаты работникам за работу с ВИЧ-инфицированными пациентами производились за счет средств ОМС. Как отмечается в постановлении, данные сотрудники организационно-методических отделов исходя из осуществляемых функций непосредственно в лечебно-диагностическом процессе не участвовали. В соответствии с территориальной программой услуги таких специалистов, как и услуги в сфере гражданской обороны и работа с ВИЧ-инфицированными пациентами, подлежали финансированию за счет средств бюджета субъекта РФ, а не за счет средств ОМС. Поскольку источник возмещения расходов непосредственно указан в территориальной программе ОМС, у больницы отсутствует возможность самостоятельно выбирать средства, за счет которых будет производиться возмещение расходов на оплату труда. Неправомерное расходование средств ОМС образует состав нарушения в виде нецелевого их использования, за которое предусмотрена ответственность по ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ. Напомним, что положения данной статьи содержат нормы-санкции (пени, штраф) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, определенные для медицинской организации (учреждения).

Возврат средств ОМС по результатам проверки

В результате использования не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, она уплачивает в бюджет территориального фонда (ч. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ):

штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств;

пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств. С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым Правительством РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка ЦБ РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение десяти рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (п. 20 Правил № 158н[4].

Разъяснения в части применения корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете операции по возврату средств ОМС были ранее приведены в письмах Минфина РФ от 26.10.2012 № 02-06-10/4496, ФФОМС от 21.03.2014 № 1621/21-1/и. В соответствии с указаниями чиновников перечисление сумм возврата средств бюджетными (автономными) медицинскими учреждениями следует отражать в учете как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций, вне зависимости от периода их поступления. С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 174н[5], данные операции отражаются таким образом:

Сторнированы подлежащие восстановлению в ТФОМС суммы по возврату средств ОМС, использованных не по целевому назначению и подлежащих возврату

Перечислены с лицевого счета бюджетного учреждения в ТФОМС суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС с одновременным отражением на забалансовом счете

(уменьшение* по коду вида доходов 132)

* Со знаком «минус».

Рассмотрим пример отражения в учете возврата средств ОМС.

Пример

В ходе проверки ТФОМС было выявлено нецелевое расходование средств, которое выразилось в выплате заработной платы врачам, не участвующим в оказании медицинской помощи по ОМС, в сумме 100 000 руб. На основании вынесенного ТФОМС решения был произведен возврат средств ОМС, потраченных не по целевому назначению. Возмещение произведено за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Сторнированы ранее начисленные обязательства по заработной плате

Сторнированы записи по выплате работникам учреждения и удержанию НДФЛ

Сторнированы ранее начисленные обязательства по страховым взносам

Сторнирована уплата страховых взносов

Сторнированы подлежащие восстановлению в ТФОМС суммы по возврату средств ОМС, использованных не по целевому назначению и подлежащих возврату

Произведено перечисление средств с лицевого счета по учету средств, полученных от платных услуг, на счет по учету средств ОМС

Перечислены с лицевого счета учреждения в ТФОМС суммы выявленного нецелевого использования средств ОМС с одновременным отражением на забалансовом счете

17 (уменьшение* по коду вида доходов 132)

Отражено принятие обязательств по заработной плате за счет средств, полученных от платных услуг

Отражены записи по выплате работникам учреждения и удержанию НДФЛ

Отражено принятие обязательств по уплате страховых взносов за счет платных услуг

Отражена уплата страховых взносов

Перечислен штраф и пени по проверке ТФОМС

(130 200 руб. x 10%)

* Со знаком «минус».

[1] Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

[3] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

[4] Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.

[5] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (ред. от 31.03.2018).

Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе ОМС, являются финансовым обеспечением оказания медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Тем не менее, суды рассматривают значительное количество споров между учреждениями и ТФОМС о нецелевом использовании средств ОМС. Как правило, в качестве нецелевого использования квалифицируется осуществление за счет указанных средств расходов:

  • не относящихся к видам медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС;
  • не входящих в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы.

Еще о нецелевом использовании средств по обязательному медицинскому страхованию и об ответственности за это нарушение читайте в "Энциклопедии решений" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Посмотрите, в каких ситуациях судьи признали расходы нецелевыми и потребовали вернуть средства ОМС в бюджет территориального фонда:

Суть нарушения

Обстоятельства дела

Судебный акт

Приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу.

В структуру тарифа ОМС заложены расходы на приобретение основных средств стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу. Покупка учреждениями медицинского оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу квалифицировано проверяющими как нецелевое использование средств ОМС. Причем не только в части, превышающей указанный ценовой предел, а в полном объеме стоимости этих основных средств.

Данной позиции судьи придерживаются и в ситуации с приобретением "сборного" основного средства - системы видеонаблюдения, состоящей из нескольких позиций оборудования и деталей, но принятой к учету в качестве единого инвентарного объекта стоимостью более 100 тыс. руб.

Оплата расходов на проведение капитального ремонта зданий и помещений медучреждений.

Суд установил, что медицинскими учреждениями в здании больницы и поликлиники фактически произведены работы капитального характера, а именно:

  • разборка, прокладка и изоляция трубопроводов;
  • демонтаж и установка раковин, моек, смесителей;
  • демонтаж и замена светильников, бактерицидных ламп, выключателей и розеток;
  • замена электрических кабелей;
  • замена оконных и дверных блоков, и др.

Расходы на выполнение указанных работ признаны нецелевым использованием средств ОМС, так как в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, затраты на проведение капитального ремонта не включены.

Неверно распределены между источниками финансирования общехозяйственные и накладные расходы.

Учетной политикой учреждения предусмотрено, что данные расходы распределяются пропорционально прямым затратам по оплате труда. Проверкой установлено, что фактически расходы разделены в иной пропорции. В результате неверного распределения за счет средств ОМС произведены общехозяйственные и накладные расходы, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности и средств бюджета. Аргумент учреждения, что учетная политика является его внутренним документом, на основании которого нельзя делать выводы о нецелевом использовании средств ОМС, судом не принят.

Произведены расходы по выплате заработной платы врачам и медицинскому персоналу в отсутствие у них соответствующих допусков, профессиональной подготовки и переподготовки, а также выплата заработной платы врачам-эпидемиологам при отсутствии у медучреждения лицензии на вид деятельности "эпидемиология".

Судьи указали, что использование средств ОМС, направляемых на расходы на заработную плату, признается целевым при соблюдении следующих условий:

  • работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС;
  • должность медработника включена в штатное расписание медорганизации и соответствует номенклатуре должностей медработников;
  • оказываемые медработником работы или услуги предусмотрены лицензией медорганизации.

Таким образом, зарплата эпидемиологам могла быть выплачена после их включения в штатное расписание по ОМС, при условии, что данные виды работ или услуг предусмотрены лицензией учреждения. Поскольку у учреждения лицензии на вид деятельности "эпидемиология" не было, рассматриваемый факт был расценен как нецелевое использование средств ОМС.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" также установлено четкое ограничение для лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, связанное с подтверждением квалификации. Наличие сертификата специалиста является обязательным и непременным условием осуществления медицинской деятельности медработником. Еще суд указал на нарушение, касающееся замещения врачами вакантных должностей медсестер при отсутствии соответствующих сертификатов. При этом довод учреждения, что врачи, замещающие должности среднего медперсонала, обладают высшим медицинским образованием, судом были отклонены, так как данное обстоятельство не исключает обязательности выполнения установленных законом требований о наличии документов, подтверждающих уровень образования, и сертификата на замещение должностей среднего медперсонала.

Произведен ремонт имущества, не учтенного на балансе медучреждения.

В связи с аварийной ситуацией учреждением выполнен ремонт теплотрассы, которая не числилась на его балансе и не была закреплена за учреждением на праве оперативного управления. При этом оплата ремонтных работ проведена по коду КОСГУ 225. Собственник аварийного участка теплотрассы не установлен. Суд поддержал проверяющих: учреждение было не вправе ремонтировать теплотрассу за счет средств ОМС, так как не является ни ее собственником, ни владельцем на праве оперативного управления, ни пользователем на праве аренды или безвозмездного пользования.

Оплачены расходы по транспортировке тел умерших пациентов в патолого-анатомическое отделение.

За счет средств ОМС медпомощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая, такого как заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия. Суд решил, что с момента смерти гражданин перестает быть лицом, застрахованным в системе ОМС, так как информация об умерших гражданах исключается из регистра застрахованных лиц. Следовательно, все, что происходит далее с телом умершего, в том числе и доставка трупа к месту вскрытия, не может оплачиваться за счет средств ОМС.

Произведена доплата за совмещение должности гладильщицы.

За счет средств ОМС произведена доплата медсестре больницы за совмещение должности гладильщицы, которая состоит в штате по приносящей доход деятельности. Территориальной программой ОМС финансовое обеспечение оплаты труда работников, оказывающих платные услуги, за счет средств ОМС не предусмотрено, так как эти расходы не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Суд признал доплату медсестре нецелевым использованием средств ОМС.

За счет средств ОМС выплачена заработная плата работникам патологоанатомического отделения больницы, врачу-дерматовенерологу.

В соответствии с территориальной программой ОМС финансовое обеспечение медицинской помощи, связанной с кожно-венерологическими заболеваниями, а также финансовое обеспечение патологоанатомических отделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований регионального бюджета. Следовательно, выплата зарплаты врачу-дерматовенерологу, а также содержание указанного структурного подразделения больницы, в том числе, расходы по выплате заработной платы его работникам за счет средств ОМС, является их нецелевым использованием.

За счет средств ОМС оплачен тренинг по психокоррекции для работников поликлиники.

Цель данного тренинга – развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости медперсонала, снижение числа конфликтов между медперсоналом и пациентами. Суд согласился с проверяющими: структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС не включает в себя расходы на проведение психокоррекционной сессии – тренинга для работников учреждения, поскольку такие расходы не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи, а значит за счет средств ОМС такие расходы оплачивать нельзя.

Средствами ОМС оплачены медикаменты, исследования, химреактивы и питание пациентов, не застрахованных в системе ОМС, а также проходивших лечение на платной основе или за счет средств регионального бюджета.

По Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за счёт средств ОМС медицинская помощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая. Поэтому суд признал средства ОМС, использованные на оплату медикаментов и питания пациентов, не застрахованных в системе ОМС, нецелевым расходом.

Территориальными программами ОМС не предусмотрено проведение за счёт средств ОМС исследований пациентов, получающих лечение за счет других источников финансирования. Соответственно, приобретение за счет средств ОМС и использование химреактивов для проведения исследований пациентов, которые проходят лечение на платной основе или за счет средств регионального бюджета, также было признано нецелевым расходом.

Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование средств ОМС на оплату труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Нецелевое использование средств ОМС на оплату труда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 N 15АП-5829/2021 по делу N А53-32313/2020
Требование: О признании недействительными акта по результатам комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования и требования устранении нарушений законодательства в сфере ОМС.
Решение: В удовлетворении требования отказано. В рассматриваемом случае, выплата заработной платы исполнительного директора ООО "Клиника Эксперт Шахты" в проверяемом периоде производилась за счет средств от предпринимательской деятельности, поэтому медицинской организацией не было допущено нецелевого использования средств ОМС по данному вопросу.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Нецелевое использование средств ОМС на оплату труда

Нормативные акты: Нецелевое использование средств ОМС на оплату труда

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Обзор: "Выплаты персоналу за счет ОМС: примеры нецелевых расходов из практики кассации 2021 - 2022 годов"
(КонсультантПлюс, 2022) Врач УЗИ оказывал помощь пациентам в отделении поликлиники при больнице. По лицензии организация могла вести эту деятельность только в стационаре. АС Восточно-Сибирского округа счел выплату зарплаты сотруднику нецелевым использованием средств ОМС.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Обзор: "Новогодние расходы, которые суды могут счесть нецелевыми: примеры из практики за 2020 - 2021 годы"
(КонсультантПлюс, 2021) Какие выплаты считать зарплатой, определяют в системе оплаты труда. В учреждениях ее устанавливают на основании нормативных актов органов власти и местного самоуправления.

Суды не соглашались с тратой целевых средств на зарплату, когда нет лицензии, аккредитации или сертификата специалиста. Они признавали некорректными затраты на матпомощь, которую медорганизация установила сама. Об этих и других ситуациях в нашем обзоре.

Зарплата, которую выплачивали до получения лицензии

Чтобы добавить в лицензию профиль услуг, организация наняла врача. АС Московского округа указал, что расходы на его зарплату носят инвестиционный характер. Они не связаны с выполнением программы ОМС.

Оплата труда врача амбулатории в случае, если услугу лицензировали только для стационара

Врач УЗИ оказывал помощь пациентам в отделении поликлиники при больнице. По лицензии организация могла вести эту деятельность только в стационаре. АС Восточно-Сибирского округа счел выплату зарплаты сотруднику нецелевым использованием средств ОМС.

Отметим, если территориальная программа не связывает лицензирование услуги и оплату труда медикам, суды могут оправдать организацию.

Выплаты эпидемиологу и его помощнику в случае, если их работу не лицензировали

Поликлиника оплачивала труд помощника эпидемиолога. Лицензию на деятельность по эпидемиологии она не получила.

Тарифное соглашение устанавливало особенности оплаты труда персонала, который участвует в оказании медпомощи. Оно разрешало платить зарплату из средств ОМС только по лицензированным видам деятельности.

АС Восточно-Сибирского округа посчитал, что организация нарушила это условие. Помощник эпидемиолога участвует в оказании медпомощи. Деятельность по эпидемиологии лицензируют. Затраты нельзя связать с выполнением территориальной программы, если тарифное соглашение их запрещает. Суд уже приходил к таким выводам.

Отметим, если программа ОМС не связывает лицензирование деятельности и выплату зарплаты медикам, суды могут оправдать организацию. Так поступил АС Северо-Кавказского округа, который рассматривал вопрос об оплате труда эпидемиолога. Аналогичные решения принимал ВС РФ, например, в 2018 и 2019 годах. Суды указывают:

  • проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий — обязанность медорганизации независимо от того, есть ли у нее на это лицензия;
  • нарушение лицензионных требований само по себе не доказывает, что расходы нецелевые, если иное не предусмотрено в документах о выделении денег.

Зарплата медиков без аккредитации или сертификата специалиста

Организация приняла на работу медсестер без аккредитации или сертификата, а также без среднего профобразования. Она объяснила это острой нехваткой кадров и высокими учебными оценками сотрудниц. Их допустила к работе комиссия организации после проверки знаний и навыков.

АС Северо-Западного округа отклонил эти доводы. Закон запрещает работникам без аккредитации или сертификата оказывать медуслуги. Затраты на оплату их труда не обеспечивают выполнение программы ОМС.

Доплата за "вредность" медработникам с безопасными условиями труда

По результатам спецоценки установили допустимые условия труда на рабочих местах эпидемиолога, медсестры стерилизационной и сотрудников физиотерапевтического отделения. Ранее у них были вредные условия. По коллективному договору им за это доплачивали. Работодатель сохранил выплаты и после спецоценки.

АС Дальневосточного округа указал, что ТК РФ не предусматривает доплаты за "вредность" при безопасных условиях труда — оптимальных или допустимых. Организация не обосновала, почему такие затраты нужны для выполнения программы ОМС.

Выплаты, для которых предусмотрен другой источник финансирования

АС Восточно-Сибирского округа признал нецелевыми расходами выплату повышенного регионом районного коэффициента. Организация могла платить его за счет ОМС только в базовом размере, который устанавливают федеральные акты. Остальную часть по ТК РФ финансируют из регионального бюджета. Ее оплата из средств ОМС не нужна для выполнения территориальной программы.

К аналогичному выводу пришел АС Дальневосточного округа в отношении пособия при выходе работника на пенсию. Назначать сумму обязывал региональный акт. Однако он устанавливал и источник выплаты — бюджет субъекта РФ.

АС Западно-Сибирского округа сделал сходный вывод в ситуации, когда организация по собственному желанию предусмотрела в коллективном договоре ежегодный дополнительный отпуск. Там же она указала, что оплачивает эти дни за счет приносящей доход деятельности. Суд отметил и то, что организация не доказала необходимость такого отпуска для выполнения программы ОМС.

Матпомощь, которую установила сама организация

Учреждение выплачивало сотрудникам матпомощь в связи со смертью близкого родственника, трудным финансовым положением работника, рождением детей. Оно закрепило выплаты в коллективном договоре.

Суды не одобрили трату целевых средств. Учреждение не доказало, что она нужна для выполнения территориальной программы. ВС РФ оставил решение в силе.

Отметим, для государственных и муниципальных учреждений выплату матпомощи иногда предусматривают акты вышестоящих органов. В данном случае для организации эту обязанность не установили.

Зарплата сотрудников, которые не нужны для выполнения программы ОМС

Организация оплачивала труд соцработника. Она исходила из того, что порядок оказания некоторых медуслуг включает эту должность в штатные нормативы.

Суды не согласились с таким подходом:

  • по номенклатуре должностей этот сотрудник не медик;
  • социальная помощь не входит в состав медуслуг;
  • штатные нормативы не подразумевают, что все указанные в них работники выполняют программу ОМС.

Другая организация включила в штат врача по экспертизе временной нетрудоспособности. АС Восточно-Сибирского округа посчитал эту должность лишней. Сотрудник выполнял только административные функции — выдавал больничные. В перечне медработников его должности нет, а экспертизу должен проводить лечащий врач.

Отметим: если экономически обосновать, что сотрудник нужен для выполнения территориальной программы, суды могут оправдать организацию. Например, АС Восточно-Сибирского округа принял доводы учреждений по должностям:

    ; учебно-методическим ресурсным центром; по развитию хирургической помощи; .

Суд не признал нарушением то, что этих должностей нет в рекомендованных штатных нормативах, а некоторых из них нет даже в номенклатурах и единых справочниках.

Еще в одном споре ВС РФ согласился с судами в том, что потребность в сотруднике нельзя определять лишь по названию должности. Организация отстояла оплату труда коммерческого директора, который изучал нормативные акты по ОМС, доводил информацию о них до работников, контролировал объем медпомощи, представление отчетов в ТФОМС и др.

Если работникам оказывали матпомощь или оплачивали обучение, которое для них необязательно, ТФОМС и суды могут признать расходы нецелевыми. Если же списывали просроченные медикаменты, шансы отстоять свою позицию выше. Расскажем о том, как решались споры по поводу этих и других затрат.

Зарплата и другие выплаты работникам

Медорганизация выплачивала зарплату районному врачу-педиатру. Он не оказывал медпомощь, не обеспечивал выполнение программы ОМС в целом. Его труд касался деятельности вышестоящего госоргана. ВС РФ признал расходы нецелевыми.

Еще один пример: поликлиника оплачивала труд помощника эпидемиолога. ТФОМС и 4-й ААС отнесли его к персоналу, который участвует в оказании медуслуг. По тарифному соглашению региона зарплату таким сотрудникам можно было платить за счет средств ОМС только по лицензированным видам деятельности. Организация не получила лицензию на ведение эпидемиологической деятельности, поэтому расходы посчитали нецелевыми.

Если же лицензия на переоформлении, траты нецелевыми не признают. Такое мнение высказал ВС РФ. Суд рассматривал случай, когда организация изменяла адрес деятельности в разрешительном документе. До завершения этой процедуры она работала по новому адресу. Организация нарушила лицензионные требования и условия, но говорить об отсутствии лицензии нельзя. Отметим, в перечне оснований для отказа в оплате медпомощи есть нарушение лицензионных требований. Поэтому в такой ситуации не избежать спора со страховой.

В другой ситуации организация оказала сотруднику разовую материальную помощь. Выплату предусмотрели в коллективном договоре как соцгарантию. ТФОМС и 7-й ААС посчитали затраты нецелевыми. Они не связаны с оплатой труда и не нужны для выполнения программы ОМС в целом.

"Нецелевкой" суд признал и излишнюю выплату компенсации за неиспользованный отпуск. По одному сотруднику больница взяла в расчет большее количество дней отдыха, чем тому полагалось. Другому заменила на денежную выплату часть ежегодного отдыха, которую по закону заменять нельзя. Это дело рассматривал АС Костромской области.

Обучение работников

ТФОМС и суды указывали, что средства ОМС нельзя тратить на необязательное обучение сотрудников.

Организация оплатила подготовку медработника по программе ординатуры. Закон об образовании относит эту программу к высшему образованию. Однако по ТК РФ и Закону об охране здоровья медикам надо оплачивать только профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. ВС РФ признал расходы организации нецелевыми.

Аналогичное решение принял АС Республики Бурятия. Он рассматривал расходы на оплату тренинга для начальника отдела кадров. По ТК РФ работодатель оплачивает обучение, если оно указано в нормативно-правовом акте в качестве условия работы сотрудника. В отношении данного работника такие требования не установлены. Расходы на его обучение нельзя считать необходимыми для деятельности организации в целом.

Другой пример: поликлиника оплатила повышение квалификации работника по направлению оказание паллиативной помощи и проведение медосмотров водителей. Территориальная программа не предусматривала оплату этих медуслуг за счет средств ОМС. Поэтому АС Северо-Западного округа отнес затраты на обучение к нецелевым.

Медоборудование и лекарства

Организация закупила алкотестеры. Она не доказала контролерам, что использовала их при оказании медуслуг по программе ОМС. Такое оборудование указано в некоторых стандартах медпомощи. Однако услуги по этим профилям не входили в территориальную программу. ВС РФ подтвердил, что расходы организации нецелевые.

В другом случае больница приобрела лекарства, которые не входят в стандарты медпомощи и в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. По Закону об охране здоровья для применения таких лекарств нужны медпоказания и решение врачебной комиссии. Больница не исполнила эти требования. АС Хабаровского края признал оплату закупки "нецелевкой".

Еще одна организация списала просроченные медикаменты. АС Центрального округа нарушения не увидел. Чтобы оказывать медпомощь по программе ОМС, надо иметь медикаменты. Объем услуг не всегда можно спрогнозировать. Контролеры не доказали, что организация не учитывала срок годности лекарств или закупила их в большем объеме, чем нужно обычно.

Аналогичный вывод сделал ВС РФ в марте и сентябре 2020 года. В последнем случае он рассмотрел ситуацию, когда лекарства с истекающими сроками годности пожертвовали другой медорганизации.

Другие затраты

Суды посчитали нецелевыми такие расходы:

    — оплату открыток и поздравительных писем; — покупку игрушек, благодарственных писем, почетных грамот и рамок для них; — приобретение комнатных растений, цветочных горшков, кашпо и балконных лотков.

По мнению судей, эти затраты нельзя считать необходимыми. Организация может работать и без них, поэтому оплачивает их по своему желанию. С выполнением конкретной программы ОМС они не связаны.

Аналогичные аргументы использовал АС Владимирской области. Он признал "нецелевкой" доставку сотрудников на работу транспортом медучреждения. Эту гарантию закрепили в коллективном договоре. Однако суд не увязал ее с выполнением программы ОМС.

Споры по общим вопросам финансирования

Средства ОМС нельзя тратить на территориальную программу другого субъекта РФ. Такой вывод подтвердил 19-й ААС. Организация уплатила налоги по региональному подразделению. Для этого использовала средства, которые получила на ведение деятельности в другом регионе. Суд отметил: по закону на территории каждого субъекта программы ОМС финансируют отдельно.

В другой ситуации учреждение взыскало со страховой компании деньги за медуслуги, оказанные сверх распределенных объемов. Суммы оно отнесло к иной приносящей доход деятельности и в таком же качестве их потратило. ВС РФ указал: медпомощь сверх распределенных объемов учреждение оказывает тоже по Закону об ОМС. Поэтому плату за нее надо считать целевыми средствами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: