Может ли уполномоченный иметь гражданство или вид на жительство другого государства

Обновлено: 19.04.2024

Сегодня Комитет Государственной Думы рекомендовал принять во втором чтении законопроекты, внесенные Президентом во исполнение обновленных положений Конституции, которые предусматривают запрет по наличию иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для определенных категорий должностей:

- проект федерального закона № 1065287-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

- проект федерального закона № 1065309-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания Павел Крашенинников сообщил, что законопроектами предусматриваются ограничения по наличию иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для определенных категорий должностей. Он напомнил, что уже установлен такой запрет для ряда должностей, в том числе для членов Правительства, депутатов ГД, сенаторов РФ, судей, прокуроров, Уполномоченного по правам человека в РФ и других. Конституцией предусмотрена возможность установления таких запретов и для других категорий должностей. При этом указанные ограничения не лишают человека права выбора, принимать эти условия или не связывать себя с государственной деятельностью.

1) Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточняет запрет на иностранное гражданство для государственных и муниципальных служащих, военнослужащих и других категорий должностей.

Устанавливается запрет на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы и иных должностей в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право гражданина РФ на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Кроме того, предусматривается обязанность таких лиц уведомить свое руководство о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства (подданства) либо получении вида на жительство за рубежом.

Изменения предлагаются в 24 федеральных закона. В том числе, в законы, регулирующие вопросы:

- военной службы, в том числе в Вооруженных Силах РФ, в войсках национальной гвардии, органах военной прокуратуры, военных следственных органах и др. При этом иностранное гражданство или вид на жительство допускается для службы по контракту на должностях солдат, матросов и сержантов и старшин;

- государственной гражданской службы, в том числе дипломатической службы (поправками ко 2 чтению запрет предлагается распространить на Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в иностранном государстве и на Постоянного представителя РФ при международной организации), службы в органах государственной охраны, таможенных органах, в федеральной противопожарной службе, в органах внутренних дел, Следственном комитете РФ, в уголовно-исполнительной системе, в органах принудительного исполнения,

- устанавливающие ограничения для замещения должностей Председателя, заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Председателя Центрального банка.Ко второму чтению предлагается распространить запрет также на заместителей Председателя Центрального банка;

- должности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг;

- должности губернатора, государственных должностей субъектов РФ и муниципальных должностей, в том числе, заместителей губернаторов, депутатов региональных законодательных (представительных) органов госвласти, председателей и членов избирательных комиссий; глав муниципальных образований, глав местных администраций; муниципальных депутатов, должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;

- устанавливающие ограничения для членства в общественных наблюдательных комиссиях за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

- для замещения должности капитана морского порта и должностей службы капитана морского порта.

Военнослужащие, государственные и муниципальные служащие, другие должностные лица и работники, для которых предусматриваются соответствующие ограничения, и которые на день вступления в силу новых норм имеют иностранное гражданство либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, должны сообщить об этом в течение 10 дней со дня вступления в силу данного федерального закона.

Такие лица смогут продолжить службу или работу на своих должностях, при условии подачи ими документов, свидетельствующих о намерении прекратить гражданство иностранного государства. По истечении 6 месяцев лица, не представившие документы, подтверждающие прекращение иностранного гражданства или права на постоянное проживание гражданина РФ за рубежом, подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы, работы.

Вместе с тем гражданин Российской Федерации, имеющий иностранное гражданство, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне. Это будет возможно в порядке, определенном Президентом. Но такие нормы не распространяется на жителей Республики Крым и города Севастополя, которые были признаны гражданами Российской Федерации в результате воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, и подали заявление об отказе от гражданства Украины, но не смогли его прекратить. Такие лица признаются гражданами России без иностранного гражданства и могут без ограничения претендовать на замещение государственных и муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной службы.

2) Проектом федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», ТК РФ дополняется новой статьей 349.6.

Указывается, что лица, не имеющие гражданства РФ, или российские граждане, имеющие иностранное гражданство либо вид на жительство за рубежом, не допускаются к замещению в госорганах или органах местного самоуправления должностей, не являющихся должностями государственной или муниципальной службы, но для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне.

Речь, прежде всего, идет об обеспечивающим персонале (например, переводчики, программисты, бухгалтеры, инженеры, секретари) . Конкретный перечень должностей таких работников утверждается государственным органом или органом местного самоуправления.

По аналогии с первым законопроектом, устанавливается обязанность таких работников сообщать о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства. Также определяется порядок прекращения с ними трудового договора, если их невозможно перевести на другую работу у данного работодателя.

Внести в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 24, ст. 2253; 2004, N 35, ст. 3607; N 50, ст. 4950; 2005, N 30, ст. 3104) следующие изменения:

1) статью 4 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.";

а) подпункт "а" пункта 1 дополнить словами ", а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства";

б) подпункт "а" пункта 8 дополнить словами ", приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства";

3) пункт 2.1 статьи 33 изложить в следующей редакции:

"2.1. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.";

4) второе предложение пункта 9 статьи 37 исключить;

а) в подпункте "е" пункта 24 слова "либо о гражданстве иностранного государства" исключить;

б) в подпункте "б" пункта 26 слова "либо о гражданстве иностранного государства" исключить;

6) пункт 5 статьи 61 признать утратившим силу;

7) второе предложение пункта 7 статьи 63 исключить;

8) в подпункте "е" пункта 5 статьи 76 слова "или наличии гражданства иностранного государства" исключить.

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также - документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 3 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

(см. текст в предыдущей редакции)

Законный представитель гражданина Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 2 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 4 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).

(часть 5 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового - место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания - место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

(часть 6 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае подачи уведомления, указанного в абзаце первом настоящей части, уполномоченным представителем лица, указанного в части третьей или четвертой настоящей статьи, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 7 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

8. Формы уведомлений, подаваемых в соответствии с настоящей статьей гражданином Российской Федерации, его законным представителем либо уполномоченным представителем, и порядок подачи указанных уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 13.07.2020 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. От обязанности подачи уведомления, указанного в части третьей настоящей статьи, граждане Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

(часть 9 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

10. От обязанности подачи уведомления, указанного в части четвертой настоящей статьи, законные представители соответствующих граждан Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

(часть 10 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

11. Правила, указанные в частях третьей - десятой настоящей статьи, применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

12. В случае прекращения гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве гражданин Российской Федерации вправе подать письменное уведомление о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

Законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, вправе подать письменное уведомление о прекращении у данного гражданина гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

13. К уведомлению, указанному в части двенадцатой настоящей статьи, прилагается копия документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем гражданина, к уведомлению также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

14. В случае подачи уведомления, указанного в части двенадцатой настоящей статьи, уполномоченным представителем гражданина Российской Федерации к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

Граждане РФ, имеющие вид на жительство в другой стране или гражданство другой страны, теперь обязаны письменно уведомлять об этом ФМС России.

Указанное уведомление направляется в территориальный орган ФМС России, по месту жительства данного гражданина в пределах РФ (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах РФ, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах РФ - по месту его фактического нахождения в РФ) в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

В уведомление вносятся, в частности, следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства (место пребывания, место фактического нахождения);

- серия и номер паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории РФ;

- наименование имеющегося гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

- дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

К уведомлению прилагается копия паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина РФ.

От обязанности подачи уведомления граждане РФ освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами или федеральными законами.

В случае приобретения гражданином РФ каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление.

Вводится уголовная ответственность за неисполнение лицом обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. Указанное преступление влечет наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года либо обязательными работами на срок до 400 часов.

Кроме того вводится административная ответственность за нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. рублей.

Также устанавливается обязанность гражданина РФ и/или законного представителя несовершеннолетнего гражданина РФ (за исключением постоянно проживающих за пределами РФ), имеющих на 4 августа 2014 года гражданство (подданство) иностранного государства, либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, до 3 октября 2014 года письменно уведомить об этом по месту жительства территориальный орган ФМС России. При этом форма и порядок подачи уведомлений определяются в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 142-ФЗ). Кроме того, данное правило не применяется в случаях, предусмотренных частями девятой и десятой статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 N 142-ФЗ).

От обязанности письменного уведомления о наличии иного гражданства освобождаются до 31 декабря 2015 года граждане РФ, приобретшие гражданство РФ в соответствии с Договором между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов от 18.03.2014 и Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

(Федеральный закон от 04.06.2014 N 142-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Сегодня Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении законопроекты, внесенные Президентом во исполнение обновленных положений Конституции. Принятыми законами предусматриваются запреты на наличие иностранного гражданства и вида на жительство за рубежом для государственных служащих, в т.ч. военнослужащих, муниципальных служащих и других категорий должностей:

- проект федерального закона № 1065287-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

- проект федерального закона № 1065309-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

Официальный представитель Президента при рассмотрении законопроектов палатами Федерального Собрания, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников напомнил, что такие запреты в соответствии с Конституцией уже установлены для ряда должностей, в том числе для членов Правительства, депутатов ГД, сенаторов РФ, судей, прокуроров и других. Конституцией предусмотрена возможность установления таких запретов и для других категорий должностей. Люди, исполняющие особые государственные функции и полномочия, должны быть защищены от возможного негативного влияния извне. При этом указанные ограничения не лишают человека права выбора: принимать эти условия или не связывать себя с государственной или муниципальной деятельностью.

1. Предусмотрен запрет на иностранное гражданство либо вид на жительство или иное право на постоянное проживание на территории иностранного государства для ряда государственных, муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы.

Изменения вносятся в 25 федеральных законов.

Запрет на иностранное гражданство и вид на жительство за рубежом распространяется на:

1) военную службу (в том числе в Вооруженных Силах РФ, в войсках национальной гвардии, в спасательных воинских формированиях МЧС, СВР, органах ФСБ, ФСО,органах военной прокуратуры, военных следственных органахи т.д.) – иностранное гражданство или вид на жительство допускается для военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин.

2) государственную гражданскую службу, в том числе дипломатическую службу;

3) службу в органах государственной охраны, таможенных органах, Следственном комитете, в органах внутренних дел, в федеральной противопожарной службе, в уголовно-исполнительной системе, в органах принудительного исполнения;

3) муниципальную службу;

4) должности Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в иностранном государстве и Постоянного представителя РФ при международной организации;

5) должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты РФ; должность Председателя Центрального банка РФ и его заместителей;

6) должность высшего должностного лица (губернатора) субъекта РФ;

7) должности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг;

8) иные государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в том числе заместители губернаторов, депутаты региональных законодательных (представительных) органов государственной власти, председатели и члены избирательных комиссий; главы муниципальных образований, главы местных администраций; муниципальные депутаты, должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;

9) членов региональных общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

10) должности капитана морского порта и должностей службы капитана морского порта.

11) Помимо этого, к кандидатам на должность губернатора, депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, а также уполномоченных (Уполномоченного при Президенте по правам ребенка и соответствующих уполномоченных в субъектах РФ; Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей и уполномоченных в субъектах РФ; уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг) вносится требование о постоянном проживании в Российской Федерации.

Устанавливается обязанность государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц уведомить свое руководство о прекращении российского гражданства, равно как и о приобретении иностранного гражданства, либо о получении вида на жительство за рубежом.

Так, государственные и муниципальные служащие, другие должностные лица и работники, для которых предусматриваются соответствующие ограничения, и которые на день вступления в силу новых норм имеют иностранное гражданство либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, должны сообщить об этом в течение 10 дней со дня вступления в силу данного федерального закона.

Такие лица смогут продолжить службу или работу на своих должностях, при условии подачи ими документов, свидетельствующих о намерении прекратить гражданство иностранного государства. По истечении 6 месяцев лица, не представившие документы, подтверждающие прекращение иностранного гражданства или права на постоянное проживание гражданина РФ за рубежом, подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы, работы.

Вместе с тем гражданин РФ, имеющий иностранное гражданство, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне. Это будет возможно в порядке, определенном Президентом. Предусматривается, что эти нормы не относятся к жителям Республики Крым и города Севастополя, которые были признаны российскими гражданами в результате воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, и подали заявление об отказе от гражданства Украины, но не смогли его прекратить. Такие лица признаются гражданами России без иностранного гражданства и могут претендовать на замещение должностей государственной или муниципальной службы.

2. Трудовой кодекс дополняется новой статьей 349.6.

Указывается, что лица, не имеющие гражданства РФ, или российские граждане, имеющие иностранное гражданство либо вид на жительство за рубежом, не допускаются к замещению в госорганах или органах местного самоуправления должностей, не являющихся должностями государственной или муниципальной службы, но для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне.

Речь, прежде всего, идет об обеспечивающим персонале (например, переводчики, программисты, бухгалтеры, инженеры, секретари) . Конкретный перечень должностей таких работников утверждается государственным органом или органом местного самоуправления.

Также устанавливается обязанность таких работников сообщать о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства. И определяется порядок прекращения с ними трудового договора, если их невозможно перевести на другую работу у данного работодателя.

Изменения, предусмотренные принятыми законами вступят в силу с 1 июля 2021 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: