Может ли существовать правовое государство при тоталитарном политическом режиме

Обновлено: 18.04.2024

1. Центральная идея. Для тоталитарного политического режима характерно полное, пронизывающее господство в общественном сознании и деятельности государственного аппарата квази-религиозной сверх-идеи, ради реализации которой оправданы любые средства и жертвы, т.е. тоталитаризм всегда идеократичен (власть не людей, а идей).

Авторитаризм имеет под собой определенную идеологическую платформу, но лишен сверх-идеи фикс, авторитарная идеология не стоит на первом месте и по своей силе и влиянию на социальное сознание и практики значительно уступает тоталитарной сверх-идее.

2. Носитель власти. При тоталитаризме центр государственной власти – харизматический вождь (т.е. власть персонифицирована), обладающий способностью видеть близкое светлое будущее, ведущий за собой общество, стоящий «по ту сторону добра и зла», т.е. вне закона. Фигура вождя сакрализуется и мифологизируется. Тип легитимации государственной власти на этапе формирования и расцвета тоталитаризма – всегда харизматический. Степень общественной поддержки вождя максимальная, предельная: все общество преклоняется перед ним.

При авторитаризме государственная власть концентрируется в руках лидера, группы людей или определенного органа, которые не обладают для большинства общества харизмой. Лидер авторитарного режима может являться узурпатором, его власть нередко основывается на военной силе и не воспринимается большинством населения как в высшей степени легитимная. Тип легитимации государственной власти может являться традиционным или религиозным, но по степени легитимности авторитарная власть всегда во много раз уступает тоталитарной.

3. Цель. Тоталитарный режим ставит своей целью полное переустройство всех сфер общества (отсюда их огосударствление), формирование качественно «нового человека» (советского, арийского) – «биоробота» с контролируемым набором потребностей, ценностей, ставящим государство на вершину пирамиды ценностей, готовым жертвовать жизнью ради сверх-идеи, вождя; тоталитаризм пытается построить «земной рай», совершенное общество единообразно мыслящих новых людей, по отношению к настоящему он трансформативен, и всецело устремлен в близкое светлое будущее.

Авторитарный режим лишен глобальных трансформативных целей; во главу угла ставится удовлетворение потребности во власти узкой группы людей. Авторитаризм живет настоящим, пытается сохранить существующее государственно-властное status quo, т.е. авторитарная власть вполне удовлетворена состоянием общества и природой существующего человека. Реформы при т.н. «либеральном» авторитаризме носят экономический характер, но не касаются духовной (ментальной) сферы.

4. Объект воздействия. Тоталитарный режим пытается всецело контролировать не только поведение людей, но и их образ мысли; каждодневно проводится пронизывающая все социальные сферы масштабная идеологическая пропаганда, «полиция мысли» (преследуется «голый умысел»), которой подчинены все социальные институты (СМИ, школа, партийные организации); стимулируется массовое доносительство, осуществляется негласная широкомасштабная расправа над инакомыслящими.

Авторитарный режим контролирует многие сферы поведения людей, но не претендует на сферу их сознания и личной жизни: достаточным здесь считается внешняя нормосообразность поведения людей, его мотивы и цели не имеют первостепенного значения. Полное единообразие в духовной сфере как цель не ставится; полиция мысли не осуществляется; идеологические противники устраняются из сферы политики, но не уничтожаются в массовом порядке.

5. Черты общества. Общество при тоталитарном режиме: (1) в высшей степени интегрировано, переживает идеологический апогей и систематически «чистит» свои ряды; (2) крайне политически активно, поддерживает все инициативы вождя и партии; (3) «закрытое», полностью отгорожено от других стран «железным занавесом»; (4) жестко структурировано в соответствии со сверх-идеей (единый организм): вождь-приближенные-партийная номенклатура-рядовые «граждане»; (5) мобилизовано и готово к внешней экспансии; (6) счастливо, поскольку живет в «последнее время», вершит «историю», двигаясь в близкое светлое будущее.

Общество при авторитаризме: (1) разобщено, расколото на слои, группы; присутствует идейная «разноголосица»; (2) политически пассивно, слабо поддерживает государственные инициативы; (3) в целом «закрытое», но имеются внешние экономические связи с другими государствами; (4) структурированность гораздо менее жесткая: властная верхушка ? подвластные; (5) не готово к покорению других народов и государств (отсутствует идейная основа); (6) в целом не ощущает себя счастливым, не вершит историю, живет в мире повседневности настоящего, скорее в период инерции, нежели пассионарного подъема.

6. Способы государственного воздействия. При тоталитарном режиме среди способов государственного воздействия на общество превалируют запреты, требования, ограничения, повсеместно внедряемые при помощи массового террора, открыто осуществляемых, масштабных внеправового принуждения и физической расправы при помощи силовых структур государства.

При авторитаризме среди способов государственного воздействия на общество превалируют требования, ограничения, запреты, осуществляемые большей частью при помощи принуждения, нежели убеждения; внеправовые методы используются не систематически, а эпизодически и, как правило, скрываются.

7. Противники, враги режима. Поскольку тоталитарная идея претендует на универсальность и совершенство, ее основным противником является свобода духа человека и идеологическое многообразие, поэтому в первую очередь уничтожаются идейные противники и конкуренты: церковь, партии, клубы; полностью подчиняются СМИ, искусство, наука; жестко осуществляется цензура; формируется мощная иерархическая система организаций, осуществляющих единообразное идеологическое воспитание граждан в соответствии со сверх-идеей.

Поскольку авторитарная власть лишена идеологической легитимации при помощи сверх-идеи и ей в первую очередь важен контроль в политической сфере, то осуществляется изгнание или лишение весомости политических конкурентов, но на тотальное господство в сфере общественного сознания авторитарная власть не претендует и не пытается уничтожить идеологические институты неполитического характера; отсутствует пронизывающая все общество система идеологического воспитания.

8. Политические партии. При тоталитаризме имеется единственная массовая мировоззренческая партия, возглавляемая «человекобогом» – пассионарным харизматическим лидером, организованная по жестко иерархическому принципу (вождь-ядро-рядовые члены) вокруг сверх-идеи и культа вождя, обладающая безусловной монополией на идейную «правду», слитая воедино с государственным аппаратом и осуществляющая функции государства. Ядро партии образуют фанатично преданные сверх-идее. Существует беспрекословная партийная дисциплина, система приказов, передаваемых сверху вниз. Цели партии – обеспечить духовное единообразие и единомыслие, интегрировать тоталитарное общество, вести его в светлое будущее в соответствии со сверх-идеей, показать единство государства и общества, осуществлять полномасштабный идеологический контроль.

Авторитарный режим также характеризуется однопартийной системой, но ведущая авторитарная партия лишена харизматического лидера, слаженной и общественно признанной моноидеологии, «сплоченности рядов» и пронизывающей все общество массовости. Партийная иерархия присутствует, но гораздо менее жесткая. Авторитарная партия не срастается всецело с государственным аппаратом. Ядро партии образует бюрократическая номенклатура. Партийная дисциплина менее жесткая и поддерживается, прежде всего, силовыми и прагматическими, а не идеологическими средствами. Цели партии – удержание политической власти, сохранение существующего режима, контроль за политической сферой.

9. Регулирование экономики. При тоталитаризме присутствует тотальный контроль за экономической сферой, при помощи методов принуждения строится гигантская административно-плановая экономическая система, подчиненная идеологическим постулатам, оперирующая на командно-бюрократической основе, большей частью оторванная от потребностей общества, состоящая из заводов-гигантов; личная инициатива в экономической сфере жестко карается, отрицается свобода труда, вводится система трудовой повинности, упраздняются все негосударственные экономические институты; большой процент составляет принудительный труд «неорабов».

При авторитарном политическом режиме возможна как административно-плановая, так и свободная, рыночная экономика, их различные «гибриды». Может существовать частная собственность, но государственный сектор экономики очень весомый. Малый и средний бизнес могут существовать, но их полной экономической свободы и юридической защищенности не наблюдается, т.е. политика главенствует над экономикой. Могут существовать негосударственные экономические институты. Трудовой повинности, как правило, нет, но свобода труда не гарантируется на практике.

10. Силовые структуры государства. При тоталитарном режиме фактически ведущую роль в государственном аппарате играют силовые структуры, которые подчиняются непосредственно вождю, действуют негласно, согласно секретным инструкциям или вообще по принципу «все дозволено», осуществляют широкомасштабную расправу над «врагами народа», инакомыслящими, идеологическими конкурентами режима.

Силовые структуры также играют ведущую роль при авторитарном режиме, но отсутствует их идеологическая «подпитка», поскольку нет сверх-идеи и вождя. Силовые структуры действуют противозаконно, но не систематически, а эпизодически. Широкомасштабной расправы над идеологическими противниками режима нет.

11. Условия формирования. Тоталитаризм формируется в результате масштабного социального, экономического, политического и культурно-духовного кризиса. Вождь и тоталитарная политическая элита приходят к государственной власти легитимным путем (революция, выборы) в результате массовой мобилизации общества вокруг экстремистских политических сил.

Авторитаризм появляется в результате политического кризиса и последующего переворота, поддержанного военной элитой, т.е., с точки зрения большинства общества, нелегитимным, силовым путем.

12. Продолжительность режима. Тоталитарный режим крайне нестабилен, недолговечен: харизматический лидер не вечен, сверх-идея утопична, зараженность ею общества не может длиться долго, свобода духа изначально присуща природе человека.

Авторитарный режим составляет большую часть государствогенеза, может длиться столетиями, поскольку распространяется преимущественно лишь на сферу политики.

13. Мимикрия под демократию. Тоталитарный режим мимикрирует под демократию, надевает маску народовластия при помощи института выборов, референдумов, плебисцитов, общественных судов, массовых манифестаций, парадов, митингов в поддержку власти; при тоталитаризме декларируются права человека, государственная власть патерналистски заботится о каждом гражданине, внедряет социальные льготы и т.п.

Авторитарный режим, как правило, не пытается создавать иллюзию демократии, действует более открыто; для авторитаризма не столь важно единство власти и народа; политическая активность не поощряется или даже запрещается, не действуют институты прямой и представительной демократии, выборные органы могут упраздняться.

14. Внешняя политика. Тоталитарный режим крайне предрасположен к экспансионистской внешней политике, стремится покорить другие государства, сделать свою сверх-идею универсальной.

Авторитарный режим, как правило, направляет насилие и внеправовое принуждение не вовне, а вовнутрь территории государства, не стремится покорить все государства и народы

15. Правовая система. Правовая система при тоталитаризме характеризуется ярко выраженной двойственностью: декоративное право для народа, включая конституцию и законы, и секретное неопубликованное «право-невидимка», которым руководствуются государственные органы и в котором на первом месте стоят обязанности и запреты. Тоталитарная правовая система носит ярко выраженный идеологический характер, широко используется морализаторство.

При авторитаризме в правовой системе также наблюдается расхождение между официально провозглашенным правом и реально действующим, но оно не приобретает столь глобальных масштабов как при тоталитаризме. Авторитарная правовая система не носит ярко выраженного идеологического характера.

Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Тоталитари́зм — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

Тоталитарное общество – это этатическое общество. Термин “этатизм”

означает “государство”. Этатическое общество – это такое общество, в

котором все стороны общественной жизни пронизаны жестким контролем со

стороны государства. Тоталитарные системы доводят практику этатизма до

высшей степени интенсивности, уничтожая все островки частной,

независимой от государства деятельности. В тоталитарном обществе и

социальная, и политическая, и экономическая жизнь каждого человека

возможна только в условиях государственного контроля.

Тоталитаризм — это политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Государство включает в сферу своего принудительного регулирования жизнь всех граждан, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия.

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить:

-идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)

-единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

-организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

-монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)

-милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

25.Принципы правового государства и их воплощение в Конституции РК. Проблемы построения правового государства и гражданского общества в РК.

Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:

а) приоритета права;

б) правовой защищенности человека и гражданина;

в) разделения властей;

г) верховенства закона;

д) единства права и закона;

е) взаимной ответственности государства и личности;

ж) наличии гражданского общества;

и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;

д) независимости судов;

е) существование антимонополистических структур.

В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строиться на взаимной ответственности и правовом равенстве. Поэтому в правовом государстве существуют следующие принципы деятельности субъектов:

а) принцип “разрешено только то, что прямо указано в законе” – для государственных органов и должностных лиц;

б) принцип “разрешено все, что прямо не запрещено законом” – для остальных субъектов права, в частности для граждан, юридических лиц и иных субъектов хозяйствования.

Главным принципом правового государства является разделение властей в целях недопущения произвола, диктатуры, тирании.

Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы “сдержек и противовесов”.

Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п.

Согласно 1 статье I раздела Конституции РК, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Единственным источником государственной власти является народ

(I раздел, статья №3, пункт 1 Конституции РК).

Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей. Доказательством этих слов служит основной Закон нашей страны. Принципы правовой государственности РК закреплены нормами действующей Конституции, в частности ст.1, 3, 4, 5, 6 и др. Гражданское общество в РК находится в стадии становления, принципы гражданского общества это, в первую очередь, принципы свободы и равенства. Они нашли свое закрепление в Конституции РК и действующем законодательстве, особенно в гражданском. Основные положения теории разделения властей следующие: разделение властей закрепляется Конституцией, ст.3, согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам. Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена другой. Никакая власть не может пользоваться правами, предоставляемыми Конституцией другой власти. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом пожизненного пребывания в должности.

Становление правового государства в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане, – сложный процесс.

К сожалению, в реформах последних десяти лет основное внимание уделялось экономике, в то время как приоритеты нравственной идеологии и политической философии отошли на второй план. Сосредоточившись на инвестициях, налогах, ценных бумагах, фондовых рынках, власть забыла о таких атрибутах конституционного народовластия, как ограничение властного произвола, разделение функций между ветвями власти, между центром и местными органами, построение системы сдержек и противовесов, гражданское общество.

Для стабильного экономического роста необходимо развивать гражданское обще­ство, которое служит противовесом государству. К сожалению, в Казахстане граж­данское общество до сих пор не стало альтернативой государству.

Современный этап становления правового общества в Республике Казахстан можно характеризовать как переходной или транзитный. Переходные общества испытывают большое давление авторитарных тенденций, поэтому естественны опасения о возможности становления авторитарных, тоталитарных режимов в этих государствах.

Одним из главных препятствий в формировании государства в новом тысячелетии является такой негативный фактор, как коррупция. Ни одно общество в истории не смогло избежать коррупции.

В Казахстане наблюдается рост коррупционных преступлений, что не может не тревожить.

Тоталитаризм - что это? Определение, особенности и признаки тоталитарной политической системы. Чем тоталитаризм отличается от авторитарного и демократического режимов? Примеры тоталитарных государств. Был ли тоталитаризм в СССР? Есть ли защита от тоталитаризма?

Фото Что такое тоталитаризм. Тоталитарный политический режим и его признаки

Что такое тоталитаризм

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию и карательные структуры.

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Примеры тоталитарных режимов: национал-социализм в Германии при Адольфе Гитлере, итальянский фашизм при Бенито Муссолини, режим Ким Ир Сена в Северной Корее.


Адольф Гитлер в 1933 году. Нацистский Третий рейх - пример тоталитарного политического режима. Фото: Hulton Archive / Getty Images

Согласно одной из трактовок, тоталитаризм - это форма авторитарного государства. И все же в обществознании принято разделять эти понятия, говорить о трех разных политических режимах: демократическом, авторитарном и тоталитарном.

В отличие от авторитарных режимов, тоталитарные государства стремятся контролировать не только политическую сферу, но и прочие области жизни - экономику, культуру, социальные отношения, частную жизнь граждан.

Термин тоталитаризм: происхождение и споры

Термин «тоталитарное государство» появился в 1920-е годы для обозначения диктаторского режима Бенито Муссолини - создателя итальянского фашизма. Первым эти слова употребил Джованни Амендола в 1923 году, критикуя фашистов.

Однако сам Муссолини считал выражение «тоталитарное государство» (stato totalitario) положительным. Он утверждал, что обществу необходимо сплочение за счет единой идеологии, и выдвигал лозунг: «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства».

Немецкие национал-социалисты тоже употребляли слова «тоталитарное государство» в положительном контексте.


Бенито Муссолини - лидер итальянских фашистов, сторонник тоталитарного государства. Фото: Fox Photos / Getty Images

С 1930-х годов слово «тоталитаризм» вошло в научную литературу и было включено в словари.

После победы над нацизмом и фашизмом в ходе Второй Мировой войны слово «тоталитаризм» носит исключительно отрицательную окраску. Поэтому не все ученые считают, что его можно использовать как строго научный термин. Критики отмечают, что ярлык «тоталитарный режим» зачастую употребляют произвольно, как оскорбление. Кроме того, этот термин уравнивает такие разные явления, как немецкий нацизм, сталинизм в СССР или франкизм в Испании.

Признаки тоталитарного политического режима

Обычно выделяются следующие признаки тоталитарного общества:

Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни. Происходит огосударствление и бюрократизация всех сторон жизни.

Власть монополизирована одной политической партией, а в ней - одним лидером, харизматическим «вождем» либо политическим кланом. Например - семьей Кимов в Северной Корее.


Ким Чен Ын - руководитель Северной Кореи, сын предыдущего вождя Ким Чен Ира и внук основателя КНДР Ким Ир Сена. Фото: Reuters

Руководство страны имеет неограниченные полномочия. Отсутствует разделение властей. Суды и парламент полностью подчинены верховной вождю и партии.

Оппозиция запрещена, многопартийности не существует. Инакомыслящих сурово преследуют.

Права и свободы человека декларируются, в действительности граждане беззащитны перед произволом властей.

Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

Карательные органы пронизывают все сферы, осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор как универсальные средства внутренней и внешней политики

Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства, жесткая трудовая дисциплина.

Единая обязательная для всех официальная идеология - обычно утопическая, подменяющая собой религию. Зачастую это вера в построение «нового мира» и уничтожение старого. Позитивная роль гражданского общества и его институтов отрицается.

Милитаризация общественной жизни.

Тоталитарный режим опирается на массовые движения люмпенизированных слоев населения. Например, Мао Цзэдун в Китае осуществлял «культурную революцию» с опорой на хунвэйбинов (банды погромщиков из числа школьников и студентов) и цзаофаней (погромщиков из молодых рабочих).

Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры тоталитарных режимов

К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, фашистскую Италию, милитаристскую Японию накануне и в годы Второй Мировой, Китай при Мао Цзедуне, СССР при Сталине, Северную Корею.

Пример жестокого тоталитарного режима - режим «красных кхмеров» в Кампучии (Камбодже) в 1975-1979. В ходе массовых репрессий диктатор Пол Пот, мечтавший построить коммунистическое общество, истребил от 1,7 до 3 млн соотечественников. Погибли от четверти до трети населения страны, что делает геноцид в Камбодже одним из самых кровавых в истории человечества.


Камбоджийский мальчик смотрит на черепа убитых при Пол Поте. «Поля смерти» - мемориал жертв режима «красных кхмеров». Фото: Reuters

Тоталитарным называли также режим Сапармурата Ниязова в Туркменистане (1991-2006). Президент, принявший титул Туркменбаши («отец всех туркмен») установил в стране личную диктатуру, общеобязательную официальную идеологию и культ личности. Ниязов активно вмешивался во все сферы жизни общества: поставил под свой контроль экономику, установил новый календарь, отменил пенсии, урезал школьное образование, запретил балет, оперу и цирк и т.п.

Был ли тоталитаризм в СССР?

Отдельная дискуссия ведется по поводу того, можно ли называть тоталитарным государством Советский Союз. В 1930-е годы многие сравнивали репрессивный режим Иосифа Сталина с режимами Гитлера и Муссолини, приходя к выводу, что все три страны погрузились в тоталитаризм.

В ходе Второй Мировой войны, когда СССР сражался против нацизма в союзе с Великобританией, США и другими странами Запада, разговоры о советском тоталитаризме затихли.

С началом Холодной войны, обвинения в тоталитаризме зазвучали с новой силой. Так, в 1947 году президент США Гарри Трумэн заявил: «Нет никакой разницы между тоталитарными государствами. Мне все равно, как вы их называете: нацистскими, коммунистическими или фашистскими».

Политологи Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в 1956 году строили свою теорию тоталитаризма, исходя из того, что тоталитарными считаются фашистские режимы и СССР сталинской эпохи.

Однако уже при Н.С. Хрущеве Советский Союз перестал соответствовать многим критериям тоталитарного государства: закончились массовые репрессии, начались идеологические послабления и некоторые отступления от жесткой плановой экономики. Это позволяет говорить, что после смерти Сталина в 1953 году СССР отошел от тоталитарной модели и стал превращаться в авторитарное государство не самого жесткого образца. Уже в 1960-70-е годы западные советологи стали отказываться от термина «тоталитаризм» и употреблять вместо него понятие «сталинизм».

В самом Советском Союзе термин «тоталитаризм» употребляли в отношении фашистской Италии и нацистской Германии, режима Пол Пота в Кампучии, во время конфликта с Югославией - в отношении режима Иосипа Броз Тито.

Что такое антиутопия. Тоталитаризм в произведениях искусства

Тоталитарные общества нередко изображаются в художественных произведениях в жанре антиутопии.

Антиутопия - это жанр, показывающий общество, которое в погоне за идеальным устройством выродилось в тоталитарное, где попраны права и свободы, а любое отклонение от официальной идеологи жестоко карается. Антиутопия - противоположность утопии, то есть изображению идеального общественного устройства.

Наиболее известные литературные произведения в жанре антиутопии - романы Евгения Замятина «Мы», Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», Джорджа Оруэлла «1984», Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Борьба с тоталитарным режимом - частый сюжет произведений современной массовой культуры. Тоталитарные общества, в частности, показаны в фильмах «Эквилибриум», «V - значит вендетта» и трилогии «Голодные игры».


Кристиан Бейл в фильме-антиутопии «Эквилибриум» (2002)

Есть ли средство от тоталитаризма?

Сторонники демократического устройства полагают, что именно реальная демократия служит лучшим средством для профилактики тоталитаризма. В качестве мер защиты называются:

Реальное разделение властей. Система сдержек и противовесов, которая не дает чрезмерно усилиться ни одной из ветвей власти.

Демократические права и свободы. Демократические выборы, свобода слова и собраний.

Многопартийность и плюрализм мнений.

Развитое гражданское общество - то есть общественные институты, независимые от государства.

Высокая политическая культура, не позволяющая прийти к власти популистам и потенциальным узурпаторам.

Личный нонконформизм, гражданское самосознание и готовность людей бороться за свои права.

Политический режим как одна из форм государства. Понятие, определение, смысл простыми словами. Какими бывают режимы - способы организации политической власти? Демократический политический режим, тоталитарный и авторитарный - их признаки и черты. Форма правления и политический режим.

Фото Политический режим - это… Демократический, тоталитарный и авторитарный режим правления

Что такое политический режим. Типы политических режимов

Политический режим - это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления в определенной стране. Простыми словами, политический режим определяет, как власть взаимодействует с обществом: с помощью принуждения и контроля либо с помощью диалога и честных выборов.

Политический режим может быть демократическим либо недемократическим – тоталитарным или авторитарным.

Демократия основана на коллективном принятии решений, соблюдении прав и свобод человека.

При авторитаризме власть сосредоточена в руках узкой элиты, не допускающей в политику конкурентов.

При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над всеми сторонами жизни общества и человека.

Задачи любого политического режима - обеспечивать стабильность власти, управляемость граждан, достижение политических целей, реализацию интересов правящей элиты.

Политический режим определяется:

Уровнем развития, интенсивностью общественно-политических процессов

Развитостью общественно-политических традиций, политическим сознанием и поведением граждан

Структурой правящей элиты

Состоянием отношений с бюрократией

Доминирующим в обществе типом легитимности: традиционным, харизматическим или легальным

Политический режим нельзя путать с формой правления: республикой или монархией. Монархия может быть и авторитарной (Саудовская Аравия), и демократической (Нидерланды). То же самое касается республик: они бывают демократическими (Франция), авторитарными (Китай) и тоталитарными (нацистская Германия).

Демократический режим и его признаки

Демократия - политическое устройство, при котором граждане принимают политические решения коллективно: лично или через избранных представителей.

Демократия основывается на признании народа единственным источником власти. Она предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, сменяемость власти.

Признаки демократического режима:

Назначение лидеров происходит с помощью честных и состязательных выборов.

Власть опирается на большинство населения, которое сознательно поддерживает ее.

Власть ориентируется на удовлетворение потребностей населения.

Правовое государство: разрешено все, что не запрещено.

Разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Многопартийность. Легальная оппозиция.

Большой объем прав и свобод граждан гарантирован фактически.

Карательные органы строго подчиняются закону.

Смешанная экономика: доминирует частный сектор, государство вмешивается в нее лишь опосредованно.

Идеология политического плюрализма

Примеры стран с демократическим режимом: Австралия, Германия, Великобритания, США, Индия, Япония.

Авторитарный режим и его признаки

Авторитаризм - это режим, где власть осуществляется при минимальном участии народа. При авторитарном режиме государственная власть сосредоточена в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц - например, определенной партии, военной верхушки, олигархической группы. Участие иных сил в политической жизни строго ограничено.

Признаки авторитарного режима:

Централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

Неподконтрольность власти народу, отсутствие реальной выборности и подотчетности власти населению.

Ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

Нарушается принцип разделения властей. Командный стиль руководства.

Власти активно используют репрессии против политических противников.

Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но нарушаются в реальности.

Доминирует официальная идеология, при этом допускаются другие идейные течения.

Правящая партия соединяется с государством.

Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.

Также авторитарный режим может опираться на другие традиционные общественные институты - бюрократию, церковь и т.п.

Обширный госсектор в экономике.

Нередко агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

Примеры стран с авторитарным режимом: Иран, Китай.

Тоталитарный режим и его признаки

Тоталитаризм - это политический режим, при котором государство стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Государственная власть сосредоточена в руках одного человека или небольшой группы лиц. «Вождь» опирается на господствующую партию, карательные структуры, люмпенизированные массовые движения.

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Признаки тоталитарного режима:

Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни.

Власть монополизирована одной политической партией, а в ней - одним лидером с неограниченными полномочиями.

Отсутствует разделение властей.

Оппозиция запрещена, многопартийности не существует.

Права и свободы человека декларируются, но не действуют.

Единая идеология обязательна для всех.

Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

Карательные органы осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор.

Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства.

Милитаризация общественной жизни.

Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры стран с тоталитарным режимом: Северная Корея эпохи Ким Ир Сена, СССР времен сталинизма, нацистская Германия при Гитлере.

Политические режимы. Таблица

Тоталитарный, авторитарный и демократический режим можно отличить по ряду критериев, приведенных в таблице ниже. Источник: И.В. Борзихина. «Политология. Учебное пособие».

Система законов мало разработана

Система законов минимальна

Развитая система демократических законов

Практически не ограничены

Фактически не ограничены

Строго ограничены законом

Представитель­ные органы власти

Отсутствуют или марионеточны

Имеют широкий круг полномочий

Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти

Массовая полити­ческая партия одна

Правящая партия огосударствлена

Официальная идеология одна

Господство одной идеологии

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено все, что

не запрещено законом

Проводят массо­вые политические

Осуществляют тайный политический сыск

Строго регламенти­рованы законом

Характер и ме­ра осуществле­ния власти

Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие

неконтролируемых властью областей общественной жизни

Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом

Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие

Слияние общест­венного сознания с властью

Отчуждение наро­да от власти

Поддержка предста­вителей власти народом

Идеалы поли­тического пове­дения:
1. власти
2. индивида

1. Компетентность
2. Послушание, бесправие

1. Соблюдение закона

2. Соблюдение законов

Укажите/выберите политический режим. Примеры заданий

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать признаки политических режимов, уметь объяснить разницу между тоталитаризмом, авторитаризмом и демократией.

Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

Б) гарантировано равенство всех перед законом

В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Правильный ответ: 211222

Найдите в при­ве­ден­ном списке от­ли­чи­тель­ные черты то­та­ли­тар­но­го политического режима. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) взаимная от­вет­ствен­ность государства и общества
2) монополия го­су­дар­ства на сред­ства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная си­сте­ма управления экономикой
5) власть под­чи­не­на контролю общества

Правильный ответ: 234

В го­су­дар­стве Z при­ня­та новая конституция, с опре­де­лен­ной пе­ри­о­дич­но­стью про­во­дят­ся выборы. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что в го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет то­та­ли­тар­ный режим? Вы­бе­ри­те вер­ные от­ве­ты и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Основные выс­шие ор­га­ны вла­сти фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве выборов.
2) Ветви вла­сти кон­сти­ту­ци­он­но разделены.
3) Отдельные ста­тьи кон­сти­ту­ции по­свя­ще­ны пра­вам и сво­бо­дам граждан.
4) Существует еди­ная обя­за­тель­ная по­ли­ти­че­ская идеология.
5) Установлен пол­ный кон­троль го­су­дар­ства над всеми ас­пек­та­ми жизни об­ще­ства и человека.
6) Глава го­су­дар­ства поль­зу­ет­ся авторитетом.

Правильный ответ: 45

Правильный ответ:
1) В стране Z - демократический режим.
2) В тексте упоминаются следующие признаки демократии:
- многопартийность, политический плюрализм
- свободные конкурентные выборы.
3) Может быть назван дополнительный признак:
- реальная гарантия соблюдения прав и свобод человека
- разделение властей

Суждения о политических режимах. Пример задания

Выберите вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме глас­ность яв­ля­ет­ся прин­ци­пом ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­но­го аппарата.
2) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме власть раз­де­ле­на на законодательную, испол­ни­тель­ную и судебную.
3) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий запрещена.
4) В от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, при де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме су­ще­ству­ет право вла­сти на взи­ма­ние на­ло­гов и сборов.
5) При де­мо­кра­ти­че­ском режиме, в от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, су­ще­ству­ет право вла­сти на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

Правильный ответ: 12

Выберите вер­ные суж­де­ния об ав­то­ри­тар­ном по­ли­ти­че­ском режиме.
1) Ав­то­ри­тар­ный режим все­гда уста­нав­ли­ва­ет­ся в ре­зуль­та­те на­силь­ствен­но­го за­хва­та по­ли­ти­че­ской власти.
2) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме не со­блю­да­ют­ся или су­ще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют­ся по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды граждан.
3) Ав­то­ри­тар­ный режим может су­ще­ство­вать в го­су­дар­ствах как с монархической, так и с рес­пуб­ли­кан­ской фор­ма­ми правления.
4) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме оп­по­зи­ция под­вер­га­ет­ся огра­ни­че­ни­ям и пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны дей­ству­ю­щей власти.
5) Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы впер­вые по­яв­ля­ют­ся в XX веке.

Правильный ответ: 234

Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам политического режима относят процедуры отбора правящих элит и политических лидеров.
2) К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека.
4) Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
5) Политическому режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», - признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», - указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

«Трудно не заметить, что индекс в целом адекватно фиксирует российскую специфику. Все, что касается технической и процедурной стороны права, а также работы полицейских сил, находится на приличном уровне и повышает место России в рейтинге. Все, что относится к функциям права как ограничителя произвола властей, к независимости судей, тянет Россию в самый конец рейтинга», - объяснял эксперт.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: