Может ли социалистическое государство быть правовым письменно аргументируйте свою позицию

Обновлено: 19.04.2024

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО – новый, высший исторический тип права, коренным образом отличающийся от всех исторических типов эксплуататорского права. С. п. представляет собой совокупность установленных либо санкционированных социалистическим государством (см.) правил поведения (норм), выражающих в форме законов и иных нормативных актов волю трудящегося народа во главе с рабочим классом, охраняемых социалистическим государством и служащих цели построения коммунизма.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции означала зарождение нового базиса и новой надстройки. С. п. как органическая часть новой надстройки призвана формировать, развивать и охранять социалистический базис, помогать новому строю доконать и ликвидировать старый базис и старые классы.

Коренное отличие С. п. от остальных исторических типов права состоит прежде всего в том, что если последние представляют собой выражение воли эксплуататорских классов и орудие закрепления эксплуатации масс, то С. п. впервые в истории явилось выражением воли эксплуатировавшихся ранее рабочего класса и всех трудящихся, орудием уничтожения всякой эксплуатации человека человеком и порождающих её основ. С. п. принадлежит огромная роль в деле построения социализма и коммунизма. Творческая роль советского С. п. в первую очередь объясняется тем, что в его нормах находит своё выражение проводимая Советским государством научно обоснованная политика Коммунистической партии, являющаяся жизненной основой советского общества.

В своём труде «Экономические проблемы социализма в СССР» И. В. Сталин разоблачил вульгаризаторские, субъективно-идеалистические ошибки, сводящиеся к отрицанию объективного характера экономических законов при социализме, смешению экономических законов, имеющих объективный характер, т. е. не зависящих от воли людей, и законов, принимаемых правительствами. Сила, жизненность установленных Советским государством юридических норм именно в том и заключается, что руководимое Коммунистической партией Советское государство при установлении норм С. п. учитывает требования и действия экономических законов, характерных для нашего общества.

Возникнув в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, советское С. п. прошло большой путь развития, активно и творчески способствуя всем преобразованиям в общественном устройстве, которые явились итогом умелого использования Советской властью экономического закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, а равно других экономических законов, в интересах построения социализма и постепенного перехода к коммунизму. В создании и развитии первого в мире С. п. ведущая роль принадлежит великому русскому народу. Первой советской конституцией, зафиксировавшей основные принципы С. п., явилась Конституция Российской Советской Социалистической Федерации. Эта Конституция была образцом для всех других конституций советских республик в первой главной фазе развития Советского государства.

В первой фазе развития Советского социалистического государства, когда существовали ещё эксплуататорские классы, С. п. не могло, естественно, быть выражением воли всего общества. Но уже тогда оно выражало волю подавляющего большинства народа в силу совпадения интересов всех трудящихся с интересами их авангарда – рабочего класса, осуществляющего со времени победы Великой Октябрьской социалистической революции под водительством Коммунистической партии государственное руководство обществом.

В результате построения социализма и изменения классовой структуры в СССР, создания обществау состоящего исключительно из трудящихся, С. п. выражает волю всего советского народа. С. п. второй фазы развития Советского государства отражает и закрепляет морально-политическое единство советского народа, расширение социальной базы диктатуры рабочего класса, превращение диктатуры в более гибкую и мощную систему государственного руководства обществом.

Советское право было социалистическим с первых дней своего возникновения, ибо оно служило задаче-укрепления, развития и победы социалистических отношений, имело своей целью построение социализма. Со времени победы социализма С. п. является социалистическим уже не только в силу своей цели, задач и принципов, но и потому, что это – право уже построенного социалистического общества, где уничтожена эксплуатация человека человеком, безраздельно утвердилась социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Победа социализма в Советской стране не могла не повлечь серьёзных изменений в конкретном содержании норм С. п. На смену многим отжившим, сыгравшим свою роль правовым нормам первой фазы развития Советского государства Советская власть создала новые правовые нормы, отражающие коренные преобразования общественного устройства и отвечающие назревшим потребностям социалистического общества.

Принятая в 1936 г. новая Конституция СССР – Основной закон Советской страны – отразила факт победы социализма в СССР, а следовательно и расширения сферы действия основного экономического закона социализма, получающего в этих условиях полный простор. В нормах советского С. п. находит своё выражение неустанная забота, проявляемая Советским государством и Коммунистической партией Советского Союза, о благе советского человека, о всемерном улучшении его жизни и повышении культурного уровня, о процветании всех народов нашей многонациональной страны. Конституция СССР определила преобразования советского права, обусловленные этим фактом.

Конституция СССР – юридическая база всего советского законодательства – содержит ведущие принципы С. п., свидетельствующие о его развёрнутом, последовательном, до конца выдержанном демократизме, не знающем себе равного в мире, о подлинном его гуманизме. Советское право закрепляет факт уничтожения частной собственности на средства и орудия производства, объявляет священной и неприкосновенной основой советского строя социалистическую собственность на средства и орудия производства. В то же время советское С. п. ставит под охрану закона право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан.

В условиях социализма источниками личной собственности являются социалистическая собственность на средства производства и социалистическая система хозяйства. Советское право, содействуя укреплению и развитию социалистической системы хозяйства и социалистической собственности, активно содействует осуществлению требований основного экономического закона социализма – обеспечению максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества.

Советское право со времени своего возникновения было самым демократическим правом в мире, обеспечивающим трудящимся подлинные демократические права и свободы и закрепляющим демократические принципы гос. устройства, построения и деятельности органов гос. власти и управления. Однако классовая структура общества первой фазы развития Советского государства и взаимоотношения классов обусловили некоторые ограничения демократии в отношении эксплуататоров, как и некоторое неравенство рабочего класса и крестьянства в деле представительства в Советах. Победа социализма, ликвидация последних остатков эксплуататорских классов, установление морально-политического единства общества имели своим последствием упразднение тех немногих ограничений демократии, которые имели место ранее, обеспечив мощный расцвет социалистического демократизма, полное уравнение в правах всех граждан, расширение этих прав, дальнейшую демократизацию нашего избирательного права и всего государственного механизма СССР. Демократизм С. п. в отличие от формального и урезанного демократизма, который известен буржуазным странам, есть социалистический демократизм, т. е. подлинный демократизм для трудящихся, закрепляющий суверенитет народа. С. п. переносит центр тяжести с провозглашения прав на гарантию этих прав всем трудящимся, а в условиях победившего социализма – всему народу. Подлинный социалистический демократизм проявляется уже в том, что советское С. п., закрепляя строй социализма, обеспечивает равно за всеми трудящимися не только полноту политических свобод и прав, но и равную для всех свободу от всякого рода эксплуатации, обеспечивает каждому великое право на свободный от эксплуатации творческий труд. О глубине и значении социалистического равенства и роли С. п. в деле его обеспечения свидетельствует закреплённый Конституцией СССР принцип социализма: «от каждого–по его способности, каждому – по его труду». Это значит, что С. п. возлагает на всех трудоспособных граждан равную обязанность трудиться по своим способностям и закрепляет за всеми трудящимися равное право получать по своему труду, в соответствии с его количеством и качеством. Советское С. п. закрепляет общественный порядок, обеспечивающий всем гражданам СССР право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в случае болезни, старости, инвалидности, широчайшие политические свободы, обеспечивает необходимые условия для развития своих способностей, для занятия каждым места в обществе в соответствии со своими способностями и личным трудом, для активного участия во всей политической и общественной жизни страны.

В советском С. п. нашла своё яркое выражение утвердившаяся в нашей стране идеология равноправия всех рас и наций, идеология дружбы народов. Советское С. п. явилось фактором огромной важности в деле блестящего решения национального вопроса – установления нерушимой братской дружбы народов СССР – одной из движущих сил нашего общества.

О демократизме С. п. красноречиво свидетельствует и то, что одним из ведущих принципов С. п. является принцип социалистической законности,, означающий непримиримую борьбу со всеми нарушителями советских законов как законов, выражающих волю суверенного народа и направленных ча благо всего народа.

Человек в СССР является самым ценным капиталом. С. п. пронизано от начала до конца всесторонней заботой о человеке, его нуждах и интересах.. Достаточно напомнить о таких многочисленных нормах С. п., в которых речь идёт об отдыхе и охране здоровья трудящихся, о женщине-матери, о детях,. о сиротах, о стариках, об инвалидах труда и войны.

В нормах С. п. нашли своё отражение и подкрепление передовые взгляды, безраздельно утвердившиеся в нашем обществе, благородные принципы социалистической морали. Конституция СССР, говоря об основных обязанностях граждан, отразила моральный уровень советского народа, восприятие им ведущих принципов социалистической морали, отношение советского человека к общественному долгу и обязанности защиты Отечества, обязанности беречь и охранять социалистическую собственность, соблюдать трудовую дисциплину, уважать правила социалистического общежития (см.). Такая важнейшая обязанность, как соблюдение Конституции и советских законов, рассматривается гражданами, как и другие указанные в Конституции обязанности,, одновременно и как юридический и как нравственный долг.

Полное соответствие требований С. п. принципам социалистической морали составляет одну из его характерных черт и обусловливает также другую его характерную черту – добровольное исполнение законов подавляющим большинством граждан. Принудительная сила государства является в социалистическом обществе лишь средством охраны права от нарушений, а не основным средством обеспечения его соблюдения, как это имеет место в эксплуататорском обществе. Основным средством обеспечения соблюдения норм С. п. является сознательность членов социалистического общества, высокий моральный уровень народа. Принуждение же применяется к незначительному меньшинству на базе убеждения подавляющего большинства в справедливости и необходимости этого принуждения. Это обстоятельство ещё более укрепляет авторитет С. п. в глазах народных масс и облегчает С. п. выполнение своей роли в деле содействия коммунистическому воспитанию масс и уничтожения пережитков капитализма в сознании людей. Советское С. п. в условиях победы социализма обеспечивает гармоническое сочетание интересов личности и коллектива, личности и государства.

С. п. на всех этапах своего развития играло огромную активную роль в деле осуществления Советским государством стоящих перед ним задач. В качестве мощного орудия организации масс, воспитания дисциплины и борьбы со всем, что враждебно нашему обществу, С. п. активно помогало и помогает государству в осуществлении его функций.

В условиях победы социализма роль С. п. ещё более возросла в связи с выдвижением на первый план такой функции Советского государства, как хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная работа госорганов, а равно в связи с появлением в числе основных функций С. п. функции охраны социалистической собственности. Огромная творческая роль С. п. в деле построения коммунизма в нашей стране может быть правильно понята лишь в свете марксистско-ленинского учения о надстройке и её взаимодействии с базисом, об объективном характере экономических законов, об особой роли Советской власти.

Велико и международное значение советского С. п. Великие идеи и принципы Конституции СССР, представляющей собой юридическую базу всего советского законодательства, вдохновляют трудящихся всего мира на борьбу против сил реакции, за построение нового мира. Конституция СССР является ярким свидетельством силы и непобедимости социализма и подлинной демократии, великих преимуществ социалистического общественного и государственного строя.

Одним из ярчайших примеров международного значения советского С. п. может служить Закон Верховного Совета СССР (1951 г.) о защите мира (см. Закон о защите мира), являющийся выдающимся вкладом в развернувшуюся во всём мире борьбу прогрессивных сил против поджигателей новой войны.

Социалистический тип права ныне представлен не только советским правом, являющимся первым в мире С. п., но и правом европейских стран народной демократии. Советское С. п. как право общества уже победившего социализма является классическим образцом развитого С. п. Опыт развития советского права, имеющий большое историческое значение, широко используется странами народной демократии.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.
Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата
Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. В своем становлении и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право, согласно марксистской теории, проходит несколько этапов или ступеней эволюционного изменения.
Характерными особенностями общенародного государства являются: выражение интересов не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и "трудящихся всех наций и народностей страны"; сохранение им классовой сущности; развитие "подлинной" демократии в условиях нового общества и государства; усиление роли Коммунистической партии и др. Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма. При этом, как утверждал, в частности, В. И. Ленин, демократический централизм "не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т. п. , а напротив, необходимо требует и того и другого".
Выдвигая на первый план унитарное государство, теоретики марксизма-ленинизма в то же время не отрицали возможности существования при определенных условиях и федеративной формы социалистического государства. В практическом плане попытки реализации федеративной формы организации государства предпринимались в СССР, Югославии и России.

Предполагалось что в процессе эволюции социалистического государства оно должно было постепенно отмирать. Мы вправе говорить "лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания"[14].
Что требуется для отмирания государства и права? Какие условия для этого необходимы? Отвечая на эти вопросы, сторонники марксизма указывают прежде всего на необходимость создания соответствующих материальных, социальных и иных условий, ведущих к стиранию классовых различий, а также — к формированию высокого уровня общественного сознания. Весьма важным является, в частности, научить людей работать на общество "без всяких норм права", без всяких принуждений; создать все необходимые условия для того, чтобы "основные правила человеческого общежития" со временем стали для всех людей привычкой.
Развитое социалистическое общество объявлялось "закономерным этапом" на пути построения бесклассового общества, а общенародное государство и право, согласно марксистским теоретическим разработкам, считались важными вехами на пути отмирания государства и права.

Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной. Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, предоставляя их гражданам теоретически, государственная власть действовала совершенно по-иному, практически. Политические репрессии конца 30-х гг. , ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии в этот период социалистической государственно-правовой теории и практики.

всё относительно)) ) я считаю что оно было более правовое нежели современная росия, но тонкостей не знаю- мал был при союзе.)) )
п. с зачем ностальгировать по прошлому если.

Можно ли считать современную Россию правовым государством?

Как ни странно, на вопрос: «Можно ли считать современную Россию правовым государством? » можно дать прямо противоположные ответы. Конституционалисты сошлются на первую статьюКонституции Российской Федерации, согласно которойРоссия есть демократическое федеративное правовое государствос республиканской формой правления. Действительно, идея правового государстванепосредственным образом закреплена в действующей Конституции. Однако при размышлении над текстом вышеупомянутой статьи возникает серьезная проблема: понятие правового государствав том виде, в каком оно сложилось в России, расходится с западными аналогами и, следовательно, не поддается буквальному переводу. Стоит ли, например, понимать под правовым государством верховенство права? Какой закон по природе своей является верховным и как вообще следует понимать верховенствов данном контексте? Ведь в русском языке слово «верховенство» имеет несколько синонимов, среди которых «господство» , «преобладание» , «правление» . (Впрочем, последнее толкование, как полагают некоторые авторы, в данном случае вообще не годится [1].)

Кроме того, не стоит забывать, что исторически усвоение идеи правового государства русской интеллектуальной элитой происходило в конце XIX века под сильным влиянием немецкой концепции Rechtsstaat. Выбор в пользу именно этой теории отражал политические взгляды, которые преобладали в то время в России. Теория Rechtsstaatкуда больше, нежели сложившаяся в русле обычного права концепция The Rule of Law, была связана с легальностью и способствовала упрочению самодержавной власти. В современных дискуссиях об этом историческом нюансе зачастую забывают или не принимают его во внимание. И, хотя сейчас концепт «правового государства» переживает такую же эрозию, как и прочие размытые понятия: например, «демократия» или «права человека» , необходимо помнить, что термины Rechtsstaat, «правовое государство» и The Rule of Lawсложились в определенном историческом контексте. Трактовка подобных понятий-«контейнеров» (container-concepts) неизменно предопределяется политико-правовой культурой [2].

Как бы то ни было, принцип The Rule of Law/ Rechtsstaat, обозначают ли его термином «правовое государство» , «верховенство права» или «господство права» , в настоящее время составляет один из основополагающих конституционных принципов. Признание данногопринципа российским конституционным правом само по себе примечательно, особенно, если учесть, насколько чужд он был советскому праву. Ведь в советский период, как известно, развивалась концепция социалистической законности, выступавшая альтернативой буржуазной теории The Rule of Law[3]. В указанном смысле, обращение к правовому государству как одному из основных конституционных принципов является, по сути, радикальным изменением фундаментальных предпосылок российского конституционализма в сравнении с предшествующим советским периодом.

Но даже в свете этого факта открытыми остаются принципиальные вопросы. Породила ли идея правового государства реальные общественные сдвиги? Повлияла ли она на жизнь обычных людей? Как ее понимают нынешние российские юристы и политологи?

СССР категорически нельзя считать правовым государством. Без разбора и суда на месте расстреливали "врагов" Родины, то есть невинных людей. Российская Федерация в этом плане более правовое государство.

Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах родоначальников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В.И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях других авторов, стоящих на марксистско-ленинских позициях.

С момента своего зарождения марксистское учение о государстве и праве вообще и о социалистическом государстве и праве в особенности подвергалось резким нападкам и критике со стороны представителей самых различных политических течений и идеологий. Подвергается оно им и в настоящее время. Это вполне понятно, если исходить из многократно подтвержденного жизненного тезиса о том, что любое учение о государстве и праве всегда отражает определенные, нередко весьма противоречивые политические взгляды и интересы, а также несовместимые друг с другом политические ценности и амбиции.

Марксистское учение о социалистическом государстве и праве, в отличие от других доктрин, практически не было полностью реализовано ни в одном из государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты.

Марксисты всех направлений говорят о научности и прогрессивности развиваемых ими идей о социалистическом государстве и праве. Их политические и идеологические оппоненты, естественно, утверждают обратное.

Однако независимо от оценок и подходов к изучению марксистского учения о социалистическом государстве и праве основные его постулаты и исходные положения остаются следующими.

Первое. Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов, говорилось в "Манифесте Коммунистической партии", является "ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти". А "первым шагом в рабочей революции" является "превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии"*(159).

В работах классиков марксизма-ленинизма обстоятельно разработана теория социалистической революции - ее цель, формы осуществления, основные направления, методы. Еще в ранних произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса развивались, например, идеи о необходимости соблюдения последовательности и непрерывности социалистической революции. Наши интересы и наши задачи, писали они, заключаются в том, "чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти"*(160).

В более поздних их работах проводилась мысль о необходимости использования в процессе осуществления социалистической революции различных - мирной и немирной - форм. Восстание было бы безумием там, доказывал, в частности, Ф. Энгельс, "где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем". И далее: "Мы, "ниспровергатели", гораздо больше преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота"*(161).

Используя марксистский тезис о непрерывности революции, В.И. Ленин разработал доктрину о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. "От революции демократической, - писал он, - мы сейчас же начинаем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию"*(162).

Второе. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, являются слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.

Все перевороты, писал в связи с этим К. Маркс, лишь усовершенствовали старую государственную машину "вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе"*(163).

Развивая эту мысль, В.И. Ленин убеждал, что "революция должна состоять не в том, чтобы новый класс командовал, управлял при помощи старой государственной машины, а в том, чтобы он разбил эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины"*(164).

На вопрос, как это сделать, Ленин отвечал, что к слому старого, буржуазного аппарата нужно подходить строго дифференцированно, разнопланово. Дело в том, что в каждом буржуазном государстве, наряду с преимущественно-угнетательскими органами и институтами в виде армии, полиции, жандармерии и пр., которые подлежат немедленному слому, есть также органы, которые связаны с банками и синдикатами, выполняют учетно-регистрационные функции. "Этого аппарата разбивать нельзя и не надо"*(165).

Третье. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму.

Марксист лишь тот, писал В. Ленин, "кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом - самое глубокое отличие марксизма от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма"*(166).

Что представляет собой диктатура пролетариата и что она означает? Если перевести это "историко-философское понятие" на более простой язык, разъяснял Ленин, то она означает, что "только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитализма, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов"*(167). Диктатура пролетариата "есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся"*(168).

Четвертое. В своем становлении и развитии социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, проходят несколько этапов эволюционного изменения.

В советской и зарубежной марксистской литературе длительное время велись споры о количестве проходимых им этапов, их последовательности, сущности и содержании каждого из них - их качестве, наконец, о соотношении каждого этапа в развитии государства с соответствующими этапами развития общества.

Возобладала и получила достаточно широкое распространение, а затем и официальное закрепление в СССР точка зрения, согласно которой вновь создаваемое после совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии: этап существования государства диктатуры пролетариата, этап функционирования собственно социалистического государства и, наконец, этап развития общенародного государства.

Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. И, наконец, этап развития общенародного государства соотносился с этапами существования и функционирования развитого социалистического общества.

Данная концепция развития социалистического государства и права, находящаяся в неразрывной связи с теорией становления и развития социалистического общества, получила свое прямое отражение в конституционных актах соцстран и в текущем законодательстве. Так, в Конституции СССР 1977 г. утверждалось то, что, "выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным". Одновременно указывалось на то, что в обществе произошли огромные изменения, и оно превратилось в "развитое социалистическое общество", в "общество зрелых социалистических общественных отношений"

Характерными особенностями общенародного государства являются: выражение интересов не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и "трудящихся всех наций и народностей страны"; сохранение им классовой сущности; развитие "подлинной" демократии в условиях нового общества и государства; усиление роли компартии; и др.

Пятое. Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Касаясь данного вопроса, Ф. Энгельс писал: "Маркс и я в течение сорока лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой. ", однако она "как всякая другая форма правления определяется своим содержанием"*(169).

В переводе на язык политической практики это означает, что для социалистического государства приемлемой формой правления является лишь та республика, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием. Что же касается всех иных, несоциалистических форм, в частности, республиканской формы буржуазного государства, то она, по словам Энгельса, "также враждебна нам, как любая монархия (если отвлечься от форм проявления этой враждебности)". В силу этого "принимать ее за форму по существу социалистическую или доверять ей, пока она во власти буржуазии, социалистические задачи - это ничем не обоснованная иллюзия"*(170).

Развивая идеи о республиканской форме правления социалистического государства применительно к России, Ленин признавал в качестве таковой лишь Советы. На первых этапах развития государства это были "Советы рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху"*(171), а на последующих - Советы народных депутатов и Советы депутатов трудящихся.

Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма.. При этом, как утверждал Ленин, демократический централизм "не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т.п., а, напротив, необходимо требует и того и другого"*(172).

Выдвигая на первый план унитарное государство, теоретики марксизма-ленинизма в то же время не отрицали возможности существования при определенных условиях и федеративной формы социалистического государства. В практическом плане попытки реализации федеративной формы организации государства предпринимались в СССР, Югославии и России.

Шестое. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право. Оно является средством решения стоящих перед государством задач.

Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. Если государство, по мнению основоположников научного коммунизма, "есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы", та "форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы - как вовне, так и внутри страны - взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы", то право есть то средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в государственную волю, проводятся в жизнь.

На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право, в соответствии с марксистской доктриной, выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества - интересы всего народа.

Седьмое. Государство и право, согласно марксистскому пониманию, не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также прекращают существование.

Особенность марксистского представления о государстве и праве заключается в том, что оно связывает напрямую с классами не только процесс возникновения и развития государственно-правовых институтов, но и процесс их отмирания.

Последнее не следует понимать как искусственно формируемый или насильственный процесс. Это, с марксистской точки зрения, естественный процесс, обусловленный развитием экономики, общества, а вместе с ними - государства и права. Нам не следует подхлестывать, искусственно форсировать данный процесс, отмечал Ленин. Мы вправе говорить "лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания"*(173).

Что требуется для отмирания государства и права? Какие условия для этого необходимы? Отвечая на эти вопросы, сторонники марксизма указывают прежде всего на необходимость создания соответствующих материальных, социальных и иных условий, ведущих к стиранию классовых различий, а также - к формированию высокого уровня общественного сознания. Весьма важным является научить людей работать на общество "без всяких норм права", без всяких принуждений; создать все необходимые условия для того, чтобы "основные правила человеческого общежития" со временем стали для всех людей привычкой*(174).

Эта благородная по своей природе, но утопическая цель освободить будущее человечество от государства и права, от любых форм государственно-правового давления и принуждения, сделать всех в высшей мере сознательными и свободными формулировалась не только в теории, но и ставилась на практике. В Конституции СССР 1977 г. (в преамбуле) объявлялось, например, что "высшая цель Советского государства - построение бесклассового общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление".

Развитое социалистическое общество рассматривалось как "закономерный этап" на пути построения бесклассового общества, а общенародное государство и право считались важной вехой на пути отмирания государства и права.

Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной. Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть действовала совершенно по-иному, практически. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической государственно-правовой теории и практики.

Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически находились в руках правящих кругов, государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным, и др.

Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах родоначальников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В.И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях других авторов, стоящих на марксистско-ленинских позициях.

С момента своего зарождения марксистское учение о государстве и праве вообще и о социалистическом государстве и праве в особенности подвергалось резким нападкам и критике со стороны представителей самых различных политических течений и идеологий. Подвергается оно им и в настоящее время. Это вполне понятно, если исходить из многократно подтвержденного жизненного тезиса о том, что любое учение о государстве и праве всегда отражает определенные, нередко весьма противоречивые политические взгляды и интересы, а также несовместимые друг с другом политические ценности и амбиции.

Марксистское учение о социалистическом государстве и праве, в отличие от других доктрин, практически не было полностью реализовано ни в одном из государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты.

Марксисты всех направлений говорят о научности и прогрессивности развиваемых ими идей о социалистическом государстве и праве. Их политические и идеологические оппоненты, естественно, утверждают обратное.

Однако независимо от оценок и подходов к изучению марксистского учения о социалистическом государстве и праве основные его постулаты и исходные положения остаются следующими.

Первое. Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов, говорилось в "Манифесте Коммунистической партии", является "ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти". А "первым шагом в рабочей революции" является "превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии"*(159).

В работах классиков марксизма-ленинизма обстоятельно разработана теория социалистической революции - ее цель, формы осуществления, основные направления, методы. Еще в ранних произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса развивались, например, идеи о необходимости соблюдения последовательности и непрерывности социалистической революции. Наши интересы и наши задачи, писали они, заключаются в том, "чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти"*(160).

В более поздних их работах проводилась мысль о необходимости использования в процессе осуществления социалистической революции различных - мирной и немирной - форм. Восстание было бы безумием там, доказывал, в частности, Ф. Энгельс, "где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем". И далее: "Мы, "ниспровергатели", гораздо больше преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота"*(161).

Используя марксистский тезис о непрерывности революции, В.И. Ленин разработал доктрину о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. "От революции демократической, - писал он, - мы сейчас же начинаем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию"*(162).

Второе. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, являются слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.

Все перевороты, писал в связи с этим К. Маркс, лишь усовершенствовали старую государственную машину "вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе"*(163).

Развивая эту мысль, В.И. Ленин убеждал, что "революция должна состоять не в том, чтобы новый класс командовал, управлял при помощи старой государственной машины, а в том, чтобы он разбил эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины"*(164).

На вопрос, как это сделать, Ленин отвечал, что к слому старого, буржуазного аппарата нужно подходить строго дифференцированно, разнопланово. Дело в том, что в каждом буржуазном государстве, наряду с преимущественно-угнетательскими органами и институтами в виде армии, полиции, жандармерии и пр., которые подлежат немедленному слому, есть также органы, которые связаны с банками и синдикатами, выполняют учетно-регистрационные функции. "Этого аппарата разбивать нельзя и не надо"*(165).

Третье. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму.

Марксист лишь тот, писал В. Ленин, "кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом - самое глубокое отличие марксизма от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма"*(166).

Что представляет собой диктатура пролетариата и что она означает? Если перевести это "историко-философское понятие" на более простой язык, разъяснял Ленин, то она означает, что "только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитализма, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов"*(167). Диктатура пролетариата "есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся"*(168).

Четвертое. В своем становлении и развитии социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, проходят несколько этапов эволюционного изменения.

В советской и зарубежной марксистской литературе длительное время велись споры о количестве проходимых им этапов, их последовательности, сущности и содержании каждого из них - их качестве, наконец, о соотношении каждого этапа в развитии государства с соответствующими этапами развития общества.

Возобладала и получила достаточно широкое распространение, а затем и официальное закрепление в СССР точка зрения, согласно которой вновь создаваемое после совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии: этап существования государства диктатуры пролетариата, этап функционирования собственно социалистического государства и, наконец, этап развития общенародного государства.

Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно - этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. И, наконец, этап развития общенародного государства соотносился с этапами существования и функционирования развитого социалистического общества.

Данная концепция развития социалистического государства и права, находящаяся в неразрывной связи с теорией становления и развития социалистического общества, получила свое прямое отражение в конституционных актах соцстран и в текущем законодательстве. Так, в Конституции СССР 1977 г. утверждалось то, что, "выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным". Одновременно указывалось на то, что в обществе произошли огромные изменения, и оно превратилось в "развитое социалистическое общество", в "общество зрелых социалистических общественных отношений"

Характерными особенностями общенародного государства являются: выражение интересов не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и "трудящихся всех наций и народностей страны"; сохранение им классовой сущности; развитие "подлинной" демократии в условиях нового общества и государства; усиление роли компартии; и др.

Пятое. Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Касаясь данного вопроса, Ф. Энгельс писал: "Маркс и я в течение сорока лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой. ", однако она "как всякая другая форма правления определяется своим содержанием"*(169).

В переводе на язык политической практики это означает, что для социалистического государства приемлемой формой правления является лишь та республика, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием. Что же касается всех иных, несоциалистических форм, в частности, республиканской формы буржуазного государства, то она, по словам Энгельса, "также враждебна нам, как любая монархия (если отвлечься от форм проявления этой враждебности)". В силу этого "принимать ее за форму по существу социалистическую или доверять ей, пока она во власти буржуазии, социалистические задачи - это ничем не обоснованная иллюзия"*(170).

Развивая идеи о республиканской форме правления социалистического государства применительно к России, Ленин признавал в качестве таковой лишь Советы. На первых этапах развития государства это были "Советы рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху"*(171), а на последующих - Советы народных депутатов и Советы депутатов трудящихся.

Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма. При этом, как утверждал Ленин, демократический централизм "не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т.п., а, напротив, необходимо требует и того и другого"*(172).

Выдвигая на первый план унитарное государство, теоретики марксизма-ленинизма в то же время не отрицали возможности существования при определенных условиях и федеративной формы социалистического государства. В практическом плане попытки реализации федеративной формы организации государства предпринимались в СССР, Югославии и России.

Шестое. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право. Оно является средством решения стоящих перед государством задач.

Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. Если государство, по мнению основоположников научного коммунизма, "есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы", та "форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы - как вовне, так и внутри страны - взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы", то право есть то средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в государственную волю, проводятся в жизнь.

На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право, в соответствии с марксистской доктриной, выражает интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества - интересы всего народа.

Седьмое. Государство и право, согласно марксистскому пониманию, не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также прекращают существование.

Особенность марксистского представления о государстве и праве заключается в том, что оно связывает напрямую с классами не только процесс возникновения и развития государственно-правовых институтов, но и процесс их отмирания.

Последнее не следует понимать как искусственно формируемый или насильственный процесс. Это, с марксистской точки зрения, естественный процесс, обусловленный развитием экономики, общества, а вместе с ними - государства и права. Нам не следует подхлестывать, искусственно форсировать данный процесс, отмечал Ленин. Мы вправе говорить "лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания"*(173).

Что требуется для отмирания государства и права? Какие условия для этого необходимы? Отвечая на эти вопросы, сторонники марксизма указывают прежде всего на необходимость создания соответствующих материальных, социальных и иных условий, ведущих к стиранию классовых различий, а также - к формированию высокого уровня общественного сознания. Весьма важным является научить людей работать на общество "без всяких норм права", без всяких принуждений; создать все необходимые условия для того, чтобы "основные правила человеческого общежития" со временем стали для всех людей привычкой*(174).

Эта благородная по своей природе, но утопическая цель освободить будущее человечество от государства и права, от любых форм государственно-правового давления и принуждения, сделать всех в высшей мере сознательными и свободными формулировалась не только в теории, но и ставилась на практике. В Конституции СССР 1977 г. (в преамбуле) объявлялось, например, что "высшая цель Советского государства - построение бесклассового общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление".

Развитое социалистическое общество рассматривалось как "закономерный этап" на пути построения бесклассового общества, а общенародное государство и право считались важной вехой на пути отмирания государства и права.

Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако зачастую практика была иной. Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, государственная власть действовала совершенно по-иному, практически. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невинных людей свидетельствуют о глубоком противоречии социалистической государственно-правовой теории и практики.

Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически находились в руках правящих кругов, государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным, и др.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: