Может ли роспотребнадзор приостановить деятельность без решения суда

Обновлено: 18.04.2024

КоАП РФ Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

(введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области деятельности по возврату просроченной задолженности, в области деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, в области применения контрольно-кассовой техники, в области реализации входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

(см. текст в предыдущей редакции)

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 421-ФЗ)

В срок административного приостановления деятельности засчитывается срок временного запрета деятельности (ч. 5 ст. 29.6 настоящего документа).

2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Предприятия торговли, а также иные организации, которые посещают граждане (кинотеатры, театры, объекты бытового обслуживания и т.п.) должны соблюдать требования федерального законодательства, постановления Роспотребнадзора и органов власти субъектов РФ в целях борьбы с новой коронавирусной инфекцией. За нарушения санитарных правил установлена административная ответственность в виде штрафа:

  • на граждан в размере от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
  • на ИП – от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 6.3 КоАП).

Так, как заявил на днях мэр Москвы Сергей Собянин, уже около 150 магазинов в столице были закрыты из-за нарушения мер безопасности, связанных с коронавирусом. Аналогичная ситуация наблюдается и в других субъектах РФ. Наш эксперт, Павел Кокорев, ведущий юрист Европейской Юридической Службы, составил чек-лист, который поможет быстро проверить, учли ли вы все предписания в организации своей работы, и если нет, отладить бизнес-процессы до проверки контролирующим органом.

Для того, чтобы объект торговли не закрыли или не выписали штраф из-за несоблюдения установленных ограничений, необходимо соблюдать постановления и рекомендации Роспотребнадзора:

  • Методические рекомендации MP 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 1 июня 2020 г.) (далее – MP 3.1/2.3.5.0191-20);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 марта 2020 г. № 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" (далее – Постановление № 6);
  • а также ограничения, установленные региональными нормативными правовыми актами.

Обеспечить соблюдение социальной дистанции между покупателями – не менее 1,5 м, нанеся в торговом зале и перед кассами разметки (подп. 2.11 п. 2 МР 3.1/2.3.5.0191-20).

В нормативно-правовых актах конкретного субъекта РФ может конкретизироваться, как должно соблюдаться это требование. Так, например, в Москве и Санкт-Петербурге оно должно обеспечиваться путем нанесения в магазине соответствующей разметки, а также установлением специального режима допуска и нахождения на торговом объекте (Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"). В Екатеринбурге и Свердловской области установлена обязанность для собственников и иных законных владельцев помещений, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли и общественного питания не допускать превышения предельного количества лиц, которые могут одновременно находиться в одном помещении, определяемого из расчета не более 1 человека на 4 кв. м площади помещения (Указ Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 г. № 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)").

Проводить мероприятия по обеспечению дезинфекционного режима, включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение дезинфекционными средствами для обработки рук, поверхностей и инвентаря (п. 1.4 Постановления № 6):

  • проводить генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств перед открытием предприятия торговли;
  • размещать при входе на предприятие мест обработки рук сотрудников и посетителей кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью дозаторов), или дезинфицирующими салфетками;
  • обрабатывать руки и (или) перчатки кожными антисептиками продавцами, кассирами, работниками зала не реже, чем каждые два часа;
  • проводить дезинфекцию с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей, дверных ручек, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортеров, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, лотков для продуктов, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники и т.д.

Организовать "входной фильтр" для сотрудников. Ежедневно перед началом рабочей смены, а также вечером нужно проводить контроль температуры тела работников, при этом обязательно отстранять от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и (или) с признаками респираторного заболевания. Также следует уточнять состояние здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информацию о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта РФ (опрос, анкетирование и др.), фиксировать контроль температуры в специально заведенном журнале.

В некоторых регионах при оказании услуг бытового обслуживания предусмотрена обязательная термометрия посетителей и иные требования. Например, на территории Ленинградской области предусмотрено, что работа парикмахерских, салонов красоты, косметических салонов и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающих очное присутствие гражданина, необходимо осуществлять при условии использования входной термометрии и сотрудников, и посетителей (Постановление Правительства Ленинградской области от 13 августа 2020 г. № 573 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"). И при выявлении повышенной температуры и (или) симптомов ОРВИ не допускать обслуживания посетителей, обеспечить незамедлительное отстранение сотрудников от работы; вести список посетителей, содержащих фамилию, имя, отчество (при наличии), номер мобильного телефона и дату посещения.

Обеспечить персонал одноразовыми масками, которые необходимо менять не реже 1 раза в 3 часа, или многоразовыми масками со сменными фильтрами, смена которых осуществляется в соответствии с инструкцией (п. 2.3 МР 3.1/2.3.5.0191-20).

Осуществлять контроль за использованием посетителями масок и перчаток в случае установления таких требований региональными НПА.

Отказывать в обслуживании посетителей при отсутствии масок и перчаток (информация Роспотребнадзора от 20 мая 2020 г.).

Административное приостановление деятельности - это наказание, предусмотренное КоАП РФ. Оно заключается во временном прекращении деятельности предпринимателей или юридических лиц (их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков), а также прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП РФ).

Внимание

Роспотребнадзор не вправе назначать данный вид наказания, это прерогатива суда (абзац 3 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

Назначение такого наказания возможно, если Роспотребнадзор выявил следующие нарушения:

- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.ст. 6.3 - 6.6, ч. 2 ст. 6.7, ч. 1 ст. 6.33 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 2, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);

- повторное распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм, печатной продукции (кроме продукции СМИ), содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения в виде словосочетания "содержит нецензурную брань" (ч. 2 ст. 6.27 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);

- несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 2, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);

- осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ). Наказание назначается арбитражным судом (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);

- повторное нарушения изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, если это повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде (ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ) либо невыполнение обязанности по информированию о несоответствии продукции требованиям Техрегламентов, непроведение иных обязательных мер (ч. 5 ст. 14.46.2 КоАП РФ). Наказание назначается арбитражным и мировым судом (абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);

- несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) ограничений, установленных в отношении иностранцев и апатридов (в части нарушения допустимой доли иностранных работников в сфере розничной торговли) (ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 2, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);

- невыполнение в установленный срок предписания в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ч. 16. ст. 19.5 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);

- осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), либо с грубым нарушением его требований или условий (ч.ч. 1 и 3 ст. 19.20 КоАП). Наказание назначается районным судом (ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ);

- умышленное невыполнение законных требований должностного лица Роспотребнадзора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ). Наказание назначается районным судом (ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Суд, впрочем, вправе ограничиться наложением штрафа, если посчитает, что штраф как менее строгий вид административного наказания сможет обеспечить достижение цели наказания (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ (угроза жизни или здоровью людей, эпидемия, техногенная катастрофа и прочие, в том числе совершение правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; перечень закрыт). Поэтому в протоколе об административном правонарушении в качестве события административного правонарушения должно быть указано, какие из перечисленных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ случаев создают угрозу причинения вреда либо причиняют вред охраняемым общественным правоотношениям. Следовательно, Роспотребнадзор при передаче дела в суд обязан мотивировать необходимость административного приостановления деятельности. По собственной инициативе судьи не вправе устанавливать наличие обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным правоотношениям, и назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности (правовая позиция сформулирована в п. 2 Справки Архангельского областного суда по результатам обобщения практики применения судьями районных судов административного наказания в виде административного приостановления деятельности).

Роспотребнадзор вправе применить (как меру обеспечения) временный запрет деятельности , о чем составляется протокол. В нем указываются (ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ):

- основание применения этой меры,

- дата и место его составления,

- сведения о виновном лице,

- объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности,

- время фактического прекращения деятельности,

- объяснения виновных лиц.

Копия протокола вручается представителю организации или предпринимателю, после чего Роспотребнадзор опечатывает помещения (ст. 27.16 КоАП РФ). Оригинал протокола направляется в суд вместе с иными материалами дела (ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ). Временный запрет деятельности заключается в кратковременном (на срок до рассмотрения дела судом, то есть не более недели - см. ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ) прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ).

Внимание

Этот запрет может быть наложен Роспотребнадзором и до составления акта проверки (однако дело об административном правонарушении должно быть возбуждено). Обо всех таких случаях Роспотребнадзор обязан известить прокурора в течение 24 часов (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ).

Информация об административном приостановлении деятельности вносится в Единый реестр проверок (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, п. 20 и пп. "е" п. 13 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

Если Роспотребнадзор применил временный запрет деятельности, дело об административном правонарушении рассматривается в течение семи суток с момента фактического прекращения деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). А если такая мера не применялась - то в течение 15 дней после составления протокола об административном правонарушении (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).

Срок временного запрета, исчисляемый с момента фактического прекращения деятельности, засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения (ч. 1 ст. 32.12). Копия постановления направляется в Роспотребнадзор в течение трех дней со дня вынесения (абз. 2 ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Часть 3 ст. 3.12 КоАП РФ предусматривает право судьи на основании ходатайства организации или предпринимателя досрочно прекратить административное приостановление деятельности, если будет установлено, что устранены основания для назначения такого наказания. При этом судья обязательно запрашивает заключение Роспотребнадзора в письменной форме с указанием фактов, свидетельствующих об устранении соответствующих обстоятельств (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ), с приложением всех доказательств (п. 9 письма заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ). Заключение не обязывает судью к принятию положительного решения. Ходатайство рассматривается в пятидневный срок (ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ), о чем судья выносит постановление (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи со вступлением в силу 1 января 2011 года изменений, внесенных Федеральным законом от 23.07.2010 № 171-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, сообщает следующее.

Вступающие с нового года изменения в КоАП предоставляют должностным лицам органов Роспотребнадзора полномочия назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также вносят ряд поправок в порядок применения данного административного наказания. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что указанный вид наказания назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели такого наказания.

Важные изменения внесены в порядок исчисления срока такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как временный запрет деятельности.

Так, ограничение срока временного запрета деятельности пятью сутками, предусмотренный частью 1 статьи 27.17 КоАП, с 1 января 2011 не действует. В соответствии с измененной частью 1 статьи 27.16 КоАП временный запрет деятельности устанавливается на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. То есть временный запрет деятельности действует все время, пока длится производство по делу, включая время рассмотрение дела, а также время рассмотрения жалоб или протестов на постановление по делу до принятия окончательного решения по жалобе, протесту, не подлежащего обжалованию. Отмена постановления по делу, при производстве по которому был применен временный запрет деятельности, влечет соответственно отмену и указанной обеспечительной меры.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено уполномоченным должностным лицом не позднее 5 суток с момента фактического прекращения юридическим лицом, его филиалом или индивидуальным предпринимателем соответствующей деятельности или отдельных действий.

Исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления вне зависимости, кем оно вынесено - судьей, органом или должностным лицом (измененная часть 1 статьи 32.12 КоАП).

Как предусмотрено измененной частью 3 статьи 3.12 КоАП орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, уполномочены досрочно прекратить исполнение такого наказания на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания. Такое ходатайство подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня его поступления (часть 3 статьи 32.12 КоАП), по результатам которого выносится постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП).

В течение 2016 г. Управлением Роспотребнадзора по Калужской области неоднократно направлялись в суды материалы для принятия решения об административном приостановлении деятельности и были приостановлены:

- ООО «Содексо ЕвроАзия»;

- ООО «Агрофирма Ярославец»;

- ООО «Калужский рынок» (рабочие места) - 2 раза;

- ИП Осипов Т.Н. - кафе-бар «2х2»;

- ИП Мейманкулыев А.Р. - бар (кальянная);

- ИП Сехин Р.Е. - кафе «Меховое»;

- ИП Кругликова Т.В. - бар «пивная карта»;

- ИП Гапонова О.А. - экспресс-бар;

Управление Роспотребнадзора по Калужской области призывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц не допускать нарушений норм санитарно-противоэпидемического законодательства.

В соответствии со ст. 3.3. КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в качестве основного административного наказания за грубые нарушения норм законодательства, в том числе санитарных норм и правил, и применяется в том числе в случае угрозы жизни или здоровью людей, или в случае причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

В связи с последними изменениями законодательства РФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О реализации риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации») в части осуществления надзорной деятельности введено понятие категории риска или класса (категории) опасности, степень которого определяет в том числе периодичность проведения контрольных мероприятий в отношении субъектов надзора. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности учитывают тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

Объекты государственного надзора, при наличии 2 постановлений и более по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, вынесенного должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, должностными лицами Федерального медико-биологического агентства или судом подлежат отнесению к категориям более высокой категории риска.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: