Может ли протест дубровского что либо изменить в суде

Обновлено: 28.03.2024

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. 1-й этап рефлексии

Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

7. Актуализация ЗУНов.

Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

Говорящими являются и имена героев.

Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

На чем основывается их дружба?

Что стало причиной ссоры героев?

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина.

Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

В чем особенность его речи?

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?

1. Как в суде принимают Дубровского и как Троекурова? Как вы думаете, почему? 2. Можем ли мы определить исход дела по поведению писарей относительно Дубровского и Троекурова? О чем это свидетельствует? 3. Может ли протест Дубровского что-либо изменить? Найдите и выпишите слова, свидетельствующие о реакции окружающих. 4. Каким был Владимир Дубровскй? 5. Как Владимир Дубровский относился к отцу?

В этой сцене подчёркнуто безразличное отношение к А. Г. Дубровскому. Поручик Дубровский «стоя прислонился к стенке». Троекуров ведёт себя надменно и самоуверенно. Он встречен «с изъявлениями глубокого подобострастия». «Писаря встали и заложили перья за ухо. придвинули ему кресла из уважения к его чину. » Старик Дубровский потрясён совершающейся на его глазах несправедливостью.

Дубровский, получив запрос заседателя был спокоен,
т. к. уверен в своей правоте.
Но правовая беспечность героя, проявленная им в судебной
тяжбе, в сочетании с гордостью и неуступчивостью
во многом обусловили драматизм его личной судьбы.
Дубровский, зная о судейском мошенничестве,
отнесся к “ябеде” Троекурова довольно легкомысленно,
положившись на силу закона и справедливость судей.
В ответ на требование суда доказать его права на
Кистенёвку он, будучи человеком вспыльчивым,
написал “довольно грубое отношение”,
порадовавшее заседателя Шабашкина, и лишь через
некоторое время, опомнившись, послал
“довольно дельную бумагу”, показавшуюся судьям
недостаточной.
Вместо того чтобы подписать свое “неудовольствие”
под решением уездного суда, Дубровский в гневе
запустил в заседателя чернильницу.
Подать апелляцию он, разбитый болезнью, уже не смог,
да, видимо, и не собирался.
Судьба Дубровского-отца - наглядный пример того,
как беззаконие и несправедливость делают честного
человека совершенно беспомощным, доводя его до
болезни и безумия.
Прямодушному и гордому дворянину Дубровскому
оказалось не под силу одолеть “хамово племя”
продажных судей - правовое зеркало циничного барства
и самодовольного дворянского холопства.

Владимир Андреевич Дубровский – сын Андрея Гавриловича, молодой (около 23 лет) гвардейский офицер. Он очень рано лишился матери и в возрасте восьми лет был отправлен отцом в Петербург, где учился в Кадетском корпусе. После его окончания был зачислен в гвардию. В начале романа Владимир Андреевич – типичный представитель столичной «золотой молодежи» пушкинской эпохи. Отец регулярно отсылает сыну крупные денежные суммы, что позволяет ему жить «на широкую ногу».

Владимир Дубровский крайне тепло относился к своему отцу. Он был благодарен ему за помощь. Так, Андрей Гаврилович постоянно поддерживал сына. Он отправил его на учебу в Кадетский корпус, а когда Владимир поступил на службу в гвардию, то постоянно высылал ему из дому деньги.
Получив из дому письмо, в котором говорилось о тяжелом состоянии отца, Владимир тут же взял отпуск и направился в Кистеневку. Владимир был с отцом до самой его смерти. Дубровский-младший тяжело переживал уход Андрея Гавриловича в мир иной.

Отношение присутствующих в суде
К Дубровскому
«Никто не обратил на него внимания»,
«Андрей Гаврилович стоя прислонился к стенке».
К Троекурову
«Писаря встали, встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, придвинули ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности, заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову»

Отношение присутствующих в суде
К Дубровскому
«Никто не обратил на него внимания»,
«Андрей Гаврилович стоя прислонился к стенке».
К Троекурову
«Писаря встали, встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, придвинули ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности, заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову»

Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя. Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина». В романе «Дубровский», главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи.
Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать.
Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.
Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец, наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистеневскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Таким образом, образовалась шайка разбойников.
Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было.
Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода.

Владимир Дубровский в романе А. С. Пушкина не таков. Молодой, красивый, образованный, но еще неопытный в делах управления поместьем, он уверен в себе, горд и обладает разви­тым чувством собственного достоинства. Поэтому, когда он уз­нал, что Троекуров, сосед Дубровских, решил после ссоры «при­брать к рукам» Кистеневку, он справедливо возмутился.
Молодой Дубровский не видел законных путей для наказания своего обидчика и, поскольку ничего другого ему не оставалось, ушел со своими крестьянами в лес — разбойничать. Разбойники наводили страх на всю округу, но грабили они только богатых. Жаль, конечно, что Дубровский отказался от мести главному сво­ему обидчику — Троекурову. Остановила Владимира любовь к юной Марье Кириловне — дочери Троекурова.
Тут ты сам (-а) выбирай что пистать а что нет

Частное общеобразовательное учреждение
«Забайкальская православная гимназия
имени святителя Иннокентия, епископа Иркутского»
Урок 26
Отец и сын
(Материалы для самостоятельной работы по роману А.С. Пушкина Дубровский в 6 классе)
Себиханова Мадина Рамазановна,
Учитель русского языка и литературы

Выявление центральной проблемы романа, проявляющейся в столкновении независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающемся на богатство, всевластие; выявление духовной преемственности отца и сына Дубровских;

1. Как в суде принимают Дубровского и Троекурова? Найдите в тексте слова, характеризующие отношение писарей к бывшим друзьям, и заполните таблицу:

Анализ 2-4 глав романа:
Выполните задания, данные ниже, письменно.
2. Можем ли мы предвидеть исход дела, наблюдая за поведением писарей? О чем оно свидетельствует?

Анализ 2-4 глав романа:
Выполните задания, данные ниже, письменно.
3. Прочитайте выразительно отрывок от слов «Андрей Гаврилович, изумлённый неожиданным запросом…» до слов «Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника». Поведение Дубровского свидетельствует о том, что он не предвидел такого решения суда. Почему?
4. Почему в порыве беспамятства герой восклицает: «Как! Не почитать церковь Божию! Прочь, хамово племя!» «Слыхано дело, ваше превосходительство, псари вводят собак в Божию церковь! собаки бегают по церкви. Я вас ужо проучу. « Может ли протест Дубровского что-либо изменить? Найдите в тексте слова, свидетельствующие о реакции окружающих.

Анализ 2-4 глав романа:
Выполните задания, данные ниже, письменно.
5. Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности?
6. Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал?
7. Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?
8. Почему «удовлетворённое мщение и властолюбие заглушили до некоторой степени чувства более благородные» в душе Троекурова?
9. Почему А.С.Пушкин, характеризуя состояние Троекурова, называет его чувства «более благородными», а не благородными?
10. Подчиняются ли события воле Троекурова? Как изменилось лицо Кирила Петровича, когда он услышал слова слуги?

Честность в Троекурове вступает в противоборство со своеволием, обусловленным несправедливым социальным законом.
Эти качества проявляются в характере героя в сцене суда и неудавшегося примирения.
Итог № 1

Своеволие – склонность человека к принятию решений на основе собственной воли, в том числе вопреки здравому смыслу, мнению окружающих, соображением законов, обычаев, правил. Синонимы: самодурство, своевластие, упрямство.
Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обстоятельствам, убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и самим собой. Антонимы: обман, ложь, вероломство, лицемерие.
Лексическая работа
Определение значения понятий честность и своеволие.

Анализ эпизодов, раскрывающих характер Владимира Дубровского
1)Как изменился Андрей Гаврилович Дубровский со времени суда?
2) Какова была жизнь сына Дубровского в Петербурге?
3) Каковы были отношения отца и сына Дубровских?
4) Как воспринял Владимир известие о болезни отца?
5) Как встретились отец и сын?

О каких чертах характера Владимира Дубровского говорят эпизоды, перечисленные выше?

Анализ эпизодов, свидетельствующих об отношении Дубровских к крестьянам
Каковы крепостные крестьяне Дубровских?
Выразительное чтение письма Орины Егоровны Бузырёвой.
- Как раскрывается характер героини в письме?
Почему крестьяне Кистеневки отзывчивы, верны, решительны и участливы, наделены чувством человеческого достоинства, а люди Троекурова — «известные разбойники»?

Закончите фразу «Этот урок помог мне понять…»

Домашнее задание.
1.Перечитать главы V—XI.

2.Составить цитатный план главы VI.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Сцена захвата Кистеневки прописана Пушкиным очень хорошо и тонко. Чиновники, возглавляемые Шабашкиным ведут себя нагло и дерзко, их оскорбления возмущают крестьян, еще мгновение и крестьяне бросились бы на чиновников и просто порвали бы их на куски.

Но крестьян останавливает Владимир Дубровский:


В отличии от крестьян, Дубровский, сам служа в гвардии, понимает что такое бунт и чем он может закончиться. К тому же его не покидает последняя надежда восстановить справедливость законным путем - обратиться напрямую к императору.

Но чтобы это могло случиться, чиновников следует оставить в покое. Иначе, опят цитирую слова Дубровского:


Чиновники, приехавшие в усадьбу Дубровских, вели себя развязно и нагло, поэтому крестьяне, относившиеся уважительно к благородному семейству, стали роптать. Отец Владимира относился к своим крепостным всегда хорошо, он их не обижал и переживал за их судьбы. Эти подневольные люди и к хозяевам своим относились соответственно, поэтому еле-еле себя сдерживали, когда увидели хамство чиновников.

Крестьяне наверняка бы линчевали чиновников, если бы их не остановил Владимир. Умный и ответственный молодой человек понимает, что жестокий бунт может обернуться бедой и для него, и для крестьян. Для того чтобы не вызвать расправу, он стал их успокаивать, поскольку понимал, что гибель чиновников приведет к его аресту, а крестьяне будут жестоко наказаны.

К тому же он осознавал, что чиновники - люди «государевы» и выполняют свою работу как могут, а им на смену им придут такие же, пусть и другие. Владимир пожалел своих крестьян и уберег их от необдуманных действий, пообещав им разрешить ситуацию другим способом.

Дубровский надеется, что все еще будет хорошо и справедливость восторжествует. Он останавливает крестьян, указывая, что такими действиями они могут навредить себе, да и самому Владимиру. Ведь расправа над чиновниками в те времена каралась очень сильно.

Да и что может изменить смерть чиновников, ничего, ведь на смену этих придут другие. Не смотря на такое горе, Владимир Дубровский сумел взять себя в руки и предотвратить насилие.

Он говорит крестьянам, что найдет правду у царя, чем успокаивает их, но раз он принимает решение сжечь поместье, значит понимает, что ничего у него не получится.

И мне кажется, тут еще показан сам Владимир, что он не хочет крови, не хочет такой мести, что будут страдать люди.

Судейские чиновники, приехавшие как исполнители решения суда с намерением провести отчуждение собственности Дубровского-отца в пользу Троекурова, вели себя нагло.

Это был день похорон Андрея Дубровского. Сын его, Владимир, от свалившегося на него двойного горя был как бы не в себе. Крестьяне это видели и сочувствовали молодому барину.

Тем временем Шабашкин и прибывшие с ним чины откровенно издевались над Владимиром, требуя у челяди немедленного признания своим барином Троекурова.

Люди были откровенно взбудоражены и готовы были пойти на крайность. Уже кое у кого в руках оказались вилы и топоры.

Но Владимир понимает, что расправа над Шабашкиным ничего не даст. Он и ему подобные - лишь винтики в большой и громоздкой машине государственного насилия. Уничтожишь их, на смену им придут новые Шабашкины.

Поэтому он отговаривает крестьян от необдуманных действий. Не стоит эта расправа последующих за нею репрессий.

Владимир обещает, что будет искать правды у царя-батюшки.

Это успокаивает народ, но не самого Владимира. Он-то понимает все.

Потому и решает сжечь свой дом.

То, что в нем погибли Шабашкин и судейские приставы, не вина Владимира. Так решил кузнец отомстить. Этих злыдней он не посчитал за людей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: