Может ли прокуратура проверить законность решения суда

Обновлено: 27.03.2024

Администрация города отказывается исполнять предписание прокуратуры города, устранить нарушение законодательства.По этому поводу прокуратура обращается в районный суд и получает отказ.

Правомерны - ли при этом действия самой прокуратуры, которая ссылается на отсутствие у неё полномочий

решать подобные вопросы. И имеют - ли право районные суды рассматривать иск, в котором решается вопрос

- устранять или не устранять нарушение закона.

Здравствуйте Вячеслав. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, в случае выявления нарушений вносит представление о их устранении.

За неисполнение законных требований прокурора установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 17.7 коап.

Вместе с тем прокурор тоже может ошибиться, неправильно протрактовать закон, применить не тот закон и т.п.

Если администрация считает, что представление ошибочно она на свой страх и риск, или осознанно отказывает в удовлетворении требований прокурора, которые считает не законными.

В этой ситуации прокурор в порядке ст. 45 гпк обращается в суд с иском в интересах физлица, неопределённого круга лиц. Суд принимает окончательное решение, либо удовлетворяет иск и тогда администрация обязанна подчиниться (если не обжалует решение в вышестоящий суд), либо отказывает в иске прокурору. Тогда администрация права и прокурор ни чего не может сделать.

Статья 24. Закона о прокуратуре
1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Закон о прокуратуре:

Статья 21. Предмет надзора

1. Предметом надзора являются:

Статья 24. Представление прокурора

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Кодекс об административных правонарушениях.

Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

ГПК Статья 45. Участие в деле прокурора

Новый кодекс административного судопроизводства распространяется на обжалование и иски в отношении решений должностных лиц, НПА и

Статья 39. Участие прокурора в административном деле

1. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Статья 16. Обязательность судебных актов

1. Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.

Вступившие в законную силу силу судебные решения обязательны для всех, включая прокурора

Коллеги, если суд решил, прокурор ни чего кроме обжалования решения (ну внесения представления если точнее) в вышестоящий суд не может. Решение вступившее в законную силу обязательно для всех.

Правомерны — ли при этом действия самой прокуратуры, которая ссылается на отсутствие у неё полномочий
Вячеслав

Не совсем, прокурор имеет право вынести представление, но кроме как привлечь в ответственности, например к административной (и то смотря по какому нарушению) особых мер воздействия не имеет (допустим не может к приставам самостоятельно обратится за принудительным исполнением представления). А вот решение суда уже может исполняться принудительно. то есть по решению суда больше возможностей восстановить нарушенное право.

Статья 24. Представление прокурора

1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

И имеют — ли право районные суды рассматривать иск, в котором решается вопрос — устранять или не устранять нарушение закона.
Вячеслав

Опять же смотря какое нарушение, но в общем и целом могут, если это отнесено к подсудности районного суда.

Вячеслав, а Вы можете выложить предписание прокурора?

А вообще согласен с коллегой. Прокуратура в праве либо подать иск в суд, и этим вопросом уже приставы будут заниматься, либо привлечь ответственное лицо к административной ответственности.

Полномочия прокурора указаны в ст.45 ГПК РФ

Статья 45. Участие в деле прокурора
[Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 45]

1. Прокурор вправе
обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Скорее всего либо нарушений никаких не было, либо просто прокурор не смог доказать свою позицию в суде.

решать подобные вопросы. И имеют — ли право районные суды рассматривать иск, в котором решается вопрос — устранять или не устранять нарушение закона.
Вячеслав

Суд могут либо удовлетворять исковые требования (заявления), удовлетворять из частично, или отказывать в удовлетворении.

Так же суды могут рассматривать законность действий органов власти.

Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

[Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 25] [Статья 254]

1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.
3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.
4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Т.е. суд не может принять решение не устранять нарушение закона, он может указать, что нарушений закона нет, поэтому ничего устранять не нужно.

И имеют — ли право районные суды рассматривать иск, в котором решается вопрос — устранять или не устранять нарушение закона.
Вячеслав

Вячеслав, полномочия прокуратуры заканчиваются после вступления решения суда в законную силу. Районный суд не решает устранять или не устранять нарушение закона. Он решает вопрос — а было ли нарушение закона, которое прокурор предложил администрации устранить. Если суд установил отсутствие нарушения администрацией закона, значит он отменяет предписание прокурора и подтверждает правоту действий администрации.

Прокурор при этом вправе обжаловать решение суда в апелляционном и кассационном порядке.

Здравствуйте, я бы хотела узнать какие полномочия имеет верховный суд и какое у него количество сроков?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста это очень важно и срочно! Полномочия председателя суда и помощника судьи в делопроизводстве ; Полномочия секретаря судебного заседания и архивариуса в делопроизводстве

Адвокат, назначенный судом в соответствии со ст. 50 ГПК РФ представителем ответчика, место жительства которого неизвестно, подал апелляционную жалобу на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы. Определением суда апелляционная жалобы была оставлена без движения, поскольку отсутствовала доверенность, удостоверяющая полномочия адвоката. Соответствуют ли действия суда и адвоката закону?

Здравствуйте. Дело в том, что у меня на ребенка начисляется пенсия по инвалидности, но ее последние 3 года получала мать. Сейчас дочь находится со мной, полностью на моем обеспечении. Мать пенсию присваивает себе и тратит по своему усмотрению. Я обращался неоднократно в ПФР. Суд. Органы опеки и прокуратуру. Все ссылаются что законный представитель мать, а не отец. Во вложении приложу ответ из ПФР и прокуратуры. Пенсионный фонд в регионе где прописана дочь пошли на уступки, но у них требование открыть номинальный счёт там же в коми и начислять туда пенсию. У меня нет возможности приехать туда

Вправе ли прокурор истребовать из суда любое гражданское дело и проверить законность судебных решений по нему?

Вправе ли прокурор истребовать из суда любое гражданское дело и проверить законность судебных решений по нему?

Отвечает начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

Полномочия прокурора в гражданском процессе определены статьей 45 ГПК РФ, частью 3 которой предусмотрено его вступление в процесс для дачи заключения по отдельным категориям дел в случаях, предусмотренных законом.
Действительно, частью 2 статьи 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора независимо от участия в судебном разбирательстве в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и оспорить их при наличии соответствующих оснований.
Вместе с тем, данное право ограничено принятыми позднее законодательными актами, в том числе Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ), предусматривающим определенный перечень дел, по которым прокурор может вступить в процесс для дачи заключения.
При этом прокурор, являясь участником процесса по этим делам, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам, заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права (статьи 34, 35 ГПК РФ).
Исходя из положений пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», прокурор вправе принести апелляционное представление на решение суда первой инстанции также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона (часть 3 статьи 45 ГПК РФ).
Согласно статье 4 Федерального закона «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с ГПК РФ, впредь до приведения в соответствие с ним применяются в части, не противоречащей ГПК РФ. Аналогичная норма содержится в статье 3 Федерального закона от «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Таким образом, прокурор не наделен полномочиями по истребованию из суда любого гражданского дела.
В то же время по отдельным категориям дел, в том числе о выселении, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, восстановлении на работе, ограничении в родительских правах и лишении родительских прав, об усыновлении, признании недееспособным и иным предусмотренным законом, прокурор вправе ознакомиться с материалами дела и при наличии оснований оспорить состоявшиеся судебные постановления.

Прокуратура
города Москвы

Прокуратура города Москвы

26 октября 2018, 11:41

Вправе ли прокурор истребовать из суда любое гражданское дело и проверить законность судебных решений по нему?

Отвечает начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

Полномочия прокурора в гражданском процессе определены статьей 45 ГПК РФ, частью 3 которой предусмотрено его вступление в процесс для дачи заключения по отдельным категориям дел в случаях, предусмотренных законом.
Действительно, частью 2 статьи 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора независимо от участия в судебном разбирательстве в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и оспорить их при наличии соответствующих оснований.
Вместе с тем, данное право ограничено принятыми позднее законодательными актами, в том числе Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ), предусматривающим определенный перечень дел, по которым прокурор может вступить в процесс для дачи заключения.
При этом прокурор, являясь участником процесса по этим делам, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам, заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права (статьи 34, 35 ГПК РФ).
Исходя из положений пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», прокурор вправе принести апелляционное представление на решение суда первой инстанции также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона (часть 3 статьи 45 ГПК РФ).
Согласно статье 4 Федерального закона «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с ГПК РФ, впредь до приведения в соответствие с ним применяются в части, не противоречащей ГПК РФ. Аналогичная норма содержится в статье 3 Федерального закона от «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Таким образом, прокурор не наделен полномочиями по истребованию из суда любого гражданского дела.
В то же время по отдельным категориям дел, в том числе о выселении, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, восстановлении на работе, ограничении в родительских правах и лишении родительских прав, об усыновлении, признании недееспособным и иным предусмотренным законом, прокурор вправе ознакомиться с материалами дела и при наличии оснований оспорить состоявшиеся судебные постановления.

Вправе ли прокурор истребовать из суда любое гражданское дело и проверить законность судебных решений по нему?

Отвечает начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

Полномочия прокурора в гражданском процессе определены статьей 45 ГПК РФ, частью 3 которой предусмотрено его вступление в процесс для дачи заключения по отдельным категориям дел в случаях, предусмотренных законом.
Действительно, частью 2 статьи 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора независимо от участия в судебном разбирательстве в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и оспорить их при наличии соответствующих оснований.
Вместе с тем, данное право ограничено принятыми позднее законодательными актами, в том числе Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ), предусматривающим определенный перечень дел, по которым прокурор может вступить в процесс для дачи заключения.
При этом прокурор, являясь участником процесса по этим делам, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам, заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права (статьи 34, 35 ГПК РФ).
Исходя из положений пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», прокурор вправе принести апелляционное представление на решение суда первой инстанции также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона (часть 3 статьи 45 ГПК РФ).
Согласно статье 4 Федерального закона «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с ГПК РФ, впредь до приведения в соответствие с ним применяются в части, не противоречащей ГПК РФ. Аналогичная норма содержится в статье 3 Федерального закона от «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Таким образом, прокурор не наделен полномочиями по истребованию из суда любого гражданского дела.
В то же время по отдельным категориям дел, в том числе о выселении, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, восстановлении на работе, ограничении в родительских правах и лишении родительских прав, об усыновлении, признании недееспособным и иным предусмотренным законом, прокурор вправе ознакомиться с материалами дела и при наличии оснований оспорить состоявшиеся судебные постановления.

Прокуратура
города Москвы

Прокуратура города Москвы

26 октября 2018, 11:41

Вправе ли прокурор истребовать из суда любое гражданское дело и проверить законность судебных решений по нему?

Отвечает начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

Полномочия прокурора в гражданском процессе определены статьей 45 ГПК РФ, частью 3 которой предусмотрено его вступление в процесс для дачи заключения по отдельным категориям дел в случаях, предусмотренных законом.
Действительно, частью 2 статьи 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора независимо от участия в судебном разбирательстве в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и оспорить их при наличии соответствующих оснований.
Вместе с тем, данное право ограничено принятыми позднее законодательными актами, в том числе Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ), предусматривающим определенный перечень дел, по которым прокурор может вступить в процесс для дачи заключения.
При этом прокурор, являясь участником процесса по этим делам, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам, заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права (статьи 34, 35 ГПК РФ).
Исходя из положений пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», прокурор вправе принести апелляционное представление на решение суда первой инстанции также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона (часть 3 статьи 45 ГПК РФ).
Согласно статье 4 Федерального закона «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с ГПК РФ, впредь до приведения в соответствие с ним применяются в части, не противоречащей ГПК РФ. Аналогичная норма содержится в статье 3 Федерального закона от «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Таким образом, прокурор не наделен полномочиями по истребованию из суда любого гражданского дела.
В то же время по отдельным категориям дел, в том числе о выселении, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, восстановлении на работе, ограничении в родительских правах и лишении родительских прав, об усыновлении, признании недееспособным и иным предусмотренным законом, прокурор вправе ознакомиться с материалами дела и при наличии оснований оспорить состоявшиеся судебные постановления.

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 1 ст. 21 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

(п. 6 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

(п. 7 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

(п. 8 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

(п. 9 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

(п. 10 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.

(п. 11 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:

по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

(п. 12 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

(п. 13 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

(п. 14 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)

15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

В каких случаях областная прокуратура может проверить законность вынесения решения арбитражным судом? Прокурор не участвовал в деле.

Решение суда можно лишь оспорить в апелляционном, кассационном и надзорном порядке в соответствии с ГПК РФ. Прокуратура не может принимать никаких решений по судебным актам, в части его законности. Если вы считаете что решение незаконное, обжалуйте его в суд апелляционной инстанции.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)


Статья 36. Опротестование судебных решений

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 1 статьи 36 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

1. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 2 статьи 36 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

2. Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: