Может ли прокуратура приостановить деятельность предприятия без суда

Обновлено: 23.04.2024

Бизнес не всегда развивается по намеченной траектории. В какой-то момент может возникнуть необходимость в паузе и пересмотре стратегии. При этом процедура ликвидации организации кажется сложной и длительной.

Ликвидация — крайняя мера, в результате которой бизнес перестает существовать. В ряде случаев более приемлемым вариантом становится приостановление деятельности организации как альтернатива полной ее ликвидации.

Что представляет собой процедура приостановки деятельности

Действующим законодательством процедура добровольного приостановления деятельности прямо не предусмотрена. Однако на практике, при условии соблюдения законодательных требований, это можно сделать.

В случае приостановления деятельности организация продолжает сдавать отчетность и вести бухгалтерский учет, оплачивает свои текущие расходы (а при наличии работников выплачивает заработную плату), выступает как сторона в судебном процессе.

Такое приостановление деятельности не стоит путать с административным приостановлением деятельности, предусмотренным ст. 3.12 КоАП РФ, которое имеет под собой другие основания и правовые последствия.

Когда добровольная приостановка деятельности — альтернатива ликвидации

Среди основных причин для приостановления деятельности организации можно выделить следующие:

  • Возникновение чрезвычайных обстоятельств, во время которых обеспечить прежнее функционирование бизнеса не представляется возможным. Например, эпидемии.
  • Принятие органами власти нормативных актов, вводящих временные или постоянные ограничения в отношении отдельных видов деятельности или лиц. Например, продуктовые эмбарго, введение режима ограничения работы отдельных видов организаций, отзыв лицензии и т.п.
  • Сезонный характер деятельности организации. Например, когда работа организации напрямую связана со временем года или климатическими условиями.
  • Обстоятельства в рамках конкретной организации, связанные, как правило, с рисковым характером предпринимательской деятельности, — организационные, финансовые, технические причины.

В ряде перечисленных выше случаев у собственников бизнеса есть два варианта действий — либо закрыть бизнес совсем, либо адаптироваться к новым обстоятельствам, чтобы затем продолжить работу. Добровольное приостановление деятельности может дать компании дополнительное время на перестройку бизнес-процессов.

Как реализовать процедуру добровольной приостановки деятельности

Процедура включает несколько этапов:

  1. Принятие решения общим собранием участников (акционеров) о приостановлении деятельности. В зависимости от содержания устава организации решение принимается простым или квалифицированным большинством голосов.
  2. Издание приказа исполнительным органом компании о приостановлении деятельности. Приказ должен содержать:
    • причину приостановления деятельности;
    • дату начала приостановления деятельности;
    • дату окончания приостановления деятельности;
    • подпись исполнительного органа компании и печать (если используется).

С таким приказом необходимо ознакомить под подпись всех работников организации.

При этом, в случае если установленный в приказе срок приостановления деятельности продлевается или сокращается, издается отдельный приказ об изменении сроков.

  1. Урегулирование трудовых вопросов. У работодателя имеется несколько вариантов выстраивания взаимоотношений с работниками при приостановке деятельности:
    • Расторжение трудовых договоров (по соглашению сторон или по инициативе работника).
    • Предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы, при наличии согласия на это работников.
    • Введение простоя. Работников необходимо уведомить о предстоящем простое не позднее, чем за два месяца. Вопросы оплаты труда при простое и иные особенности выстраивания отношений с работниками в такой ситуации регулируются ст. 157 ТК РФ.
    • Перевод работников на другую работу в порядке, предусмотренном ст. 72.2 ТК РФ.
    • Иные варианты, предусмотренные действующим трудовым законодательством.

При этом важно разрешить вопросы со всеми лицами, с которыми заключены трудовые договоры. В противном случае за организацией сохранятся расходы на заработную плату и сопутствующие выплаты в бюджет.

  1. Исполнение текущих обязательств перед кредиторами, выплаты в бюджет по налогам и сборам. Взыскание дебиторской задолженности.
  2. Временное блокирование расчетных счетов в банках. Для этого в банки направляются заявления о временной блокировке.
  3. Направление уведомления в ФНС о приостановлении деятельности и предстоящей подаче нулевой отчетности. В уведомлении необходимо указать причину и сроки приостановки деятельности.
  4. Сдача нулевой отчетности в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат.

Преимущества и риски процедуры приостановления деятельности

В ряде случаев добровольная приостановка деятельности может стать альтернативой ликвидации, поскольку она позволяет минимизировать потери для бизнеса без его окончательного прекращения.

Плюсы приостановки Минусы и риски приостановки
Организация получает дополнительное время на изыскание ресурсов для восстановления деятельности, минимизируя расходы на обеспечение своей деятельности. Риск принудительной ликвидации организации — ФНС может принять решение ликвидировать организацию в случае, если деятельность приостановлена более, чем на год, и отчетность не сдается.
Возможность перепрофилировать деятельность и изменить бизнес-процесс без затрат на ликвидацию. Приостановка работы организации, не связанная с объективными экономическими процессами, может повлечь административную и уголовную ответственность, особенно в случаях, когда приостановление деятельности произведено с нарушениями законодательства и прав третьих лиц.
Приостановить деятельность можно быстрее, чем ликвидировать организацию.
Организация остается на рынке. После возобновления деятельности уровень доверия к ней будет выше по сравнению с недавно созданным юрлицом.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

КоАП РФ Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

(введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

1. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в области градостроительной деятельности, в области транспортной безопасности, в области охраны собственности, в области деятельности по возврату просроченной задолженности, в области деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, в области применения контрольно-кассовой техники, в области реализации входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

(см. текст в предыдущей редакции)

Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Административное приостановление деятельности назначается судьей. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 настоящего Кодекса (в части грубого нарушения требований промышленной безопасности), административное приостановление деятельности назначается должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 421-ФЗ)

В срок административного приостановления деятельности засчитывается срок временного запрета деятельности (ч. 5 ст. 29.6 настоящего документа).

2. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Подборка наиболее важных документов по запросу Иск прокурора о запрете деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Иск прокурора о запрете деятельности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2021 N 88а-5701/2021
Категория: Споры с органами прокуратуры.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения об отказе в принятии мер прокурорского реагирования; 2) О признании проведенной проверки недостаточной и неполной; 3) Об обязании возобновить надзорное производство и принять новое решение.
Обстоятельства: В оспариваемом решении прокурором были даны ответы по всем пунктам обращения истца, 30-дневный срок рассмотрения обращения прокурором нарушен не был, право на обжалование решения было разъяснено.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, исходил из того, что суд не вправе обязывать прокурора принять по итогам проверки какое-либо решение, принятие конкретного решения по результатам проверки относится к компетенции прокурора, вмешательство в деятельность прокурора, в том числе его понуждение к принятию мер прокурорского реагирования запрещено, несогласие с ответом прокурора не свидетельствует о незаконности принятого им решения, истец не лишен права защищать свои права самостоятельно, путем оспаривания действий (бездействия) администрации исправительного учреждения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Иск прокурора о запрете деятельности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Деятельность, угрожающая причинением вреда: запрет на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ или административное приостановление в порядке КоАП РФ? На примере споров, связанных с несоблюдением требований пожарной безопасности
(Кратенко М.В.)
("Закон", 2020, N 3) См., напр.: решение Коломенского городского суда Московской области от 02.08.2018 N 2-1351/2018 (отказывая прокурору в иске о запрете деятельности торгового центра, суд указал, что исходя из диспозиции ст. 1065 ГК РФ бремя доказывания возможности причинения вреда лежит на истце, поскольку вред еще не причинен и поэтому вина организации, осуществляющей соответствующую деятельность, не презюмируется). См. также: Апелляционное определение Московского областного суда от 17.02.2016 N 33-2267/2016; Постановление АС Северо-Западного округа от 25.12.2014 N А56-2070/2014.

Нормативные акты: Иск прокурора о запрете деятельности

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" Если религиозное объединение действует без образования юридического лица, в том числе когда руководитель религиозной группы не подал письменное уведомление о начале деятельности религиозной группы в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации, то с административным исковым заявлением о запрете деятельности такого религиозного объединения в суд вправе обратиться прокурор.

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Кого это касается?

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций. Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Как было раньше?

У прокуроров были почти неограниченные права. Они сами назначали сроки представления документов, а проверки могли проводить месяцами. В это время частная компания, бизнес-центр или небольшая торговая точка могли совсем закрыться и не получать дохода. В стране, в которой не уважают закон, а правоохранительные органы находятся в сговоре с преступниками, прокурорская проверка могла бы стать инструментом рейдерского захвата или давления на предпринимателя.

Еще прокуроры могли проверять одно, а документы требовать совсем на другое: запрашивать каждый день новые справки, свидетельства, бухгалтерские документы и договоры, а потом не возвращать их. Или прийти с проверкой один раз, получить документы, а через неделю прийти снова и опять запросить те же документы. А потом без надобности привлекать для проверки экспертов и другие контролирующие организации.

Так можно было законно разорить компанию или вынудить предпринимателя прекратить работу. Конституционный суд посчитал это неправильным, и закон изменили.

Что изменилось?

Документы. Для обычных проверок справки, копии документов и пояснения нужно собрать за 5 рабочих дней. Если прокуратура проверяет соблюдение закона — за 2 рабочих дня. Если есть угроза жизни, имуществу или экологии — в течение суток.

Если вовремя собрать документы не получается, можно попросить о продлении срока. Увеличить сроки прокуратура может, а уменьшить — нет.

Требования. Прокурор не должен запрашивать информацию не по теме проверки, если только это не страшное нарушение. Документы, которые уже передавались в прокуратуру, нельзя требовать повторно. Достаточно письменно ответить прокурору, когда и по какой проверке предоставлены материалы.

Полномочия. Прокуратура не заменяет другие ведомства и может приходить с проверкой только в крайнем случае. Если налоги проверяет налоговая, а права потребителя — Роспотребнадзор, то прокурор теперь не начнет проверку на свое усмотрение. Для этого нужна серьезная причина и четкое понимание, что без прокурора никак.

Цель проверки. Если прокуратура начала проверку, она должна в решении объяснить, что, зачем и на каком основании проверяет. Расширять предмет проверки без ограничения, как раньше, теперь нельзя. Прокуроры обязаны аргументировать, почему нужна дополнительная проверка, и оформить на нее отдельные документы.

Сроки. На проверку отводится месяц. Продлевать можно только в крайнем случае и не больше чем еще на месяц. Если и этого времени мало, придется просить разрешения в генпрокуратуре. Зато прокурор может приостановить проверку максимум на полгода: например, если нужно провести сложную экспертизу. Если проверку приостановили, документы вернут — можно продолжить работу.

Результаты. Если прокурор не нашел нарушений, он должен составить акт. Этот акт можно показать, если другой прокурор снова захочет проверить то же самое. Устраивать повторные проверки только потому, что так захотелось прокуратуре, теперь нельзя.

Я считаю, что мои права нарушены, а закон не соблюдается. Что мне делать?

Обратитесь в ведомство, которое этим занимается: Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, МЧС, МВД или местную администрацию. Идти сразу в прокуратуру, как многие привыкли, теперь нет смысла. Прокуратура всё равно передаст жалобу в уполномоченный орган и подключится только в крайнем случае.

Даже если уверены, что поможет только прокурор, напишите жалобу в профильное ведомство, дождитесь ответа, а потом передайте документы в прокуратуру.

Я боюсь, что ко мне придет прокурорская проверка. Что мне делать?

Если вы не нарушаете закон, ничего не нужно делать. Вовремя платите зарплату сотрудникам, не уклоняйтесь от налогов, не обманывайте клиентов, не давайте и не берите взяток. Тогда, скорее всего, проверка к вам не придет. А если и придет, то не прокурорская, а из налоговой, трудовой инспекции или Ростехнадзора.

Если проверка пришла, не волнуйтесь. Найдите хорошего юриста. Изучите свои права и полномочия прокурора. Не исполняйте незаконных требований. Пишите жалобы на действия прокурора, которые считаете незаконными. Отвечайте на запросы только в письменном виде и храните дубликаты заявлений. Контролируйте сроки проверки.

Адекватно реагируйте на законные требования и устраняйте нарушения. Следите за планом прокурорских проверок.

/upl/_23.jpg

На днях на интенсиве мне задали вопрос, почему суд приостановил деятельность АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р», хотя срок устранения нарушений в предписании еще не истек (в настоящее время суд заменил решение о назначении этого наказания для компании, заменив штрафом). И я решила поговорить в колонке о том, какова природа приостановления деятельности компании, посредством каких правовых институтов оно осуществляется, в чем его особенность и как часто суды пользуются этим инструментом.

Приостановление деятельности – это временное прекращение деятельности лиц, которая создает угрозу жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

С одной стороны, это вид наказания в рамках административной ответственности, с другой – это самостоятельный способ защиты гражданских прав в рамках ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.

В доктрине есть споры по поводу соотношения двух таких видов приостановлений, что имеет практическое применение – можно ли заменить административное приостановление иском по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ или одновременно предъявить иск и назначить такое наказание? Ученые-правоведы, например, В.Ф. Яковлев, один из «отцов-основателей» нашего Гражданского кодекса РФ, говорили о том, что природа этого требования все же административная.

Не будем останавливаться на вопросе правовой природы подробнее, но отметим, что по сути это один и тот же инструмент: и административное приостановление деятельности, и иск о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ имеют одну цель.

Главное – предотвратить причинение вреда, защитив тем самым охраняемые законом ценности (имущество, здоровье, благоприятную окружающую среду).

Именно поэтому, хотя деятельность лица может быть приостановлена по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий, сам по себе установленный срок устранения выявленных нарушений в предписании не ограничивает органы в принятии превентивных мер для реализации вышеупомянутой цели (угрозу нужно предотвращать здесь и сейчас).

Учитывая совпадение целей, административное приостановление деятельности и иск о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не могут быть назначены и удовлетворены одновременно. При этом административное приостановление может предшествовать предъявлению иска по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ.

Какие еще есть сходства?

Основания для заявления требований в рамках административной ответственности и в рамках гражданско-правового спора совпадают – наличие угрозы причинения вреда в будущем, реальность наступления экологического вреда в результате осуществления ответчиком хозяйственной деятельности либо продолжение причинения экологического вреда (п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

При этом, как и в случае с административным приостановлением деятельности, приостановить деятельность по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ можно в случае, если деятельность, создающая угрозу, осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды (п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

Что касается внешних различий, то расхождение в институциональной принадлежности (вид административного наказания и способ защиты гражданских прав) не является единственным.

Например, ст. 1065 Гражданского кодекса РФ позволяет не только приостановить, но и полностью прекратить деятельность (п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ). В производстве по делам об административном правонарушении есть отдельный инструмент – временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу. Он может предварять назначение административного приостановления деятельности, поэтому срок такого временного запрета засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Что важно отметить, в отличие приостановления как административного наказания, по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ срок приостановления деятельности какими-либо временными рамками не ограничен. Административное приостановление деятельности конечно – максимальный срок 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Помимо этого, даже при наличии угрозы причинения вреда, в иске о приостановлении деятельности может быть отказано, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абз. 2 п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ). Об этом же высказался и Верховный суд РФ в п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»: при удовлетворении требования о приостановлении деятельности необходимо соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой.

При назначении административного приостановления деятельности это воплощается только в недопущении применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (абз. 2 ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ).

Статистика по приостановлению деятельности в рамках административной ответственности небольшая – например, для судов общей юрисдикции, которые чаще всего рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды, чуть более 50 случаев назначения такого наказания по всей России и за весь 2021 год согласно данным Судебного департамента при Верховном суде РФ. При этом деятельность компаний приостанавливается и по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. Здесь официальных цифр нет, но поверхностный анализ количества дел в базах данных позволяет сделать вывод, что эти случаи также немногочисленны.

Следует отметить, что наличие такой правовой возможности подчеркивает Верховный суд РФ и в постановлениях Пленума, и в обзорах (о необходимости предъявления требования по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ суд указал, например, в п. 10 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022).

В целом, административное приостановление и приостановление деятельности – это по сути единый, но урегулированный разными нормами способ предотвратить причинение экологического и иного вреда. Именно поэтому иск по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не обусловлен наличием административного правонарушения, санкция которого предусматривает приостановление деятельности. По этой же причине административное приостановление и требование о приостановлении деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ не могут быть реализованы одновременно, при этом ограниченное по сроку административное приостановление может предшествовать более длительному приостановлению деятельности по ст. 1065 Гражданского кодекса РФ. В общей массе дел случаи приостановления скорее служат исключением, но все же встречаются в практике, чему способствуют в том числе особые указания Верховного суда РФ.

Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: