Может ли обособленное подразделение юридического лица осуществлять в арбитражном суде полномочия стороны

Обновлено: 17.04.2024

1. Понятие представительства
2. Виды представительства
3. Субъекты представительства
4. Полномочия представителей и порядок их оформления
5. Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей

1. Понятие представительства

К числу участников арбитражного процесса относятся и представители. Они не отнесены к числу лиц, участвующих в деле, поскольку целью их участия в арбитражном суде является защита не собственных интересов, а представляемых ими лиц. Таким образом, представительство в арбитражном процессе — это выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица.
Цель представительства в арбитражном суде заключается в необходимости обеспечить защиту прав и законных интересов организаций и граждан как участников арбитражного процесса. Лицо, поручающее представителю ведение дела, называется доверителем или представляемым. В качестве судебного представителя выступает представитель или поверенный, которому поручена защита интересов другого лица.
Гражданско-правовое и процессуальное представительство имеют целый ряд общих признаков. Вместе с тем следует отличать представительство в арбитражном процессе от представительства в гражданском праве. Различие можно провести по целям и характеру отношений между представителем и представляемым, по кругу лиц, которые могут выступать в качестве судебных представителей. Так, цель гражданско-правового представительства — создание, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей для представляемого лица (ст. 182 ГК РФ). Цель представительства в арбитражном процессе — защита в арбитражном суде интересов представляемого, помощь ему в осуществлении процессуальных прав и исполнении процессуальных обязанностей.
При процессуальном представительстве представитель совершает различные процессуальные действия, обусловленные необходимостью защиты представляемого им лица в арбитражном процессе. Так, представитель готовит от имени доверителя процессуальные документы, непосредственно участвует в судебном заседании, выступая по всем вопросам, возникающим по ходу процесса. При этом представитель связан теми полномочиями, которыми он наделен в связи с выполнением своих функций в арбитражном суде, и не вправе совершать действия, выходящие за эти пределы. Субъектом арбитражного процесса (стороной либо иным лицом, участвующим в деле) остается доверитель. Для себя лично в результате арбитражного процесса представитель ничего не получает, кроме заранее обусловленного вознаграждения (при договорном представительстве), а в отдельных случаях и возмещения собственных затрат на представительство.
В соответствии со ст. 59 АПК РФ граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Ведение дела лично не лишает гражданина права иметь представителей. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю.
Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.
Представителем организаций в арбитражном суде может быть любое дееспособное лицо с надлежаще оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц, указанных в ст. 60 АПК РФ. В связи с принятием постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 г. N 15-П сняты ранее предусмотренные ограничения на представительство организаций только их руководителями, штатными сотрудниками или адвокатами.
Ранее ст. 59 АПК РФ во взаимосвязи с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» исключала для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций. В настоящее время представителями организаций могут быть любые избранные ими лица, за рядом ограничений. Дела организаций ведут в арбитражном суде также их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
Представительство, как уже указывалось выше, следует отличать от представления в арбитражном суде интересов организаций их органами. Согласно ст. 53 ГК РФ юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Поэтому руководители организаций, другие лица в соответствии с учредительными документами представляют арбитражному суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия, например, протокол об избрании либо приказ о назначении на должность генерального директора.

2. Виды представительства

Существуют различные классификации видов представительства в судебном процессе. Наиболее понятной является классификация в зависимости от оснований возникновения представительства в арбитражном процессе: законное и договорное.
Законное представительство основывается непосредственно на прямом указании закона при наличии определенного фактического состава. Законное представительство возможно в ряде случаев. Во-первых, права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители. При этом законные представители могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю.
Согласно ст. 23, 26 и 27 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте с 16 лет наделены дееспособностью (неполной) и могут самостоятельно совершать ряд гражданско-правовых сделок, в том числе в качестве предпринимателей, а также быть членами кооперативов. В этой связи они могут быть сторонами и третьими лицами в арбитражном суде по искам, связанным с их предпринимательской деятельностью (при условии регистрации в качестве предпринимателей) без представителей.
Во-вторых, законное представительство возникает в других случаях, указанных в законах, в частности, в сфере предпринимательских отношений. Так, законное представительство возникает в отношении ликвидируемых организаций, а также организаций, в отношении которых рассматриваются дела о несостоятельности (банкротстве). Так, в соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица в силу ч. 4 ст. 59 АПК РФ выступает в арбитражном суде.
В основе договорного представительства лежит договор поручения (ст. 971-979 ГК РФ), а в определенных случаях — агентский договор (ст. 1005-1011 ГК РФ). Таким образом, договорное представительство возникает только на основании соглашения сторон. В основном договорное представительство интересов граждан и организаций осуществляют адвокаты. При этом в качестве адвокатов в арбитражном процессе могут выступать только лица, получившие статус адвокатов в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

3. Субъекты представительства

4. Полномочия представителей и порядок их оформления

Поскольку представители в арбитражном процессе совершают процессуальные действия от имени и по поручению уполномочивших их лиц, то, соответственно, объем полномочий поверенного определяется процессуальным положением доверителя: истца, ответчика, третьего лица без самостоятельных требований и т.д. Вместе с тем объем полномочий представителя определяется и тем, какие именно из имеющихся у доверителя полномочий ему были переданы.
Таким образом, объем полномочий представителя зависит от двух фактических обстоятельств: объема полномочий доверителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.
Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные. Общие полномочия — это такие процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель, выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности. К их числу относятся полномочия по знакомству с материалами дела, снятию копий с материалов дела, заявлению отводов, представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и иные, связанные с возможностью участия в арбитражном процессе (ст. 41 АПК РФ).
Специальные полномочия — это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности или ином документе (например, договоре поручения, агентском договоре). К числу специальных полномочий относится прежде всего возбуждение дела в арбитражном суде представителем, которое возможно только при наличии у него доверенности. На основании ст. 126 АПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление подписано лицом, не имеющим права подписывать его.
Другие специальные полномочия, право на совершение которых должно быть специально оговорено в доверенности или ином документе, указаны в ст. 62 АПК РФ. К их числу относятся полномочия: на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, передачу дела в третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение основания или предмета иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда, получение присужденных денежных средств или иного имущества.
Следует иметь в виду, что в арбитражном процессе при осуществлении важнейших распорядительных действий законные представители либо органы юридического лица обязаны соблюдать ограничения, установленные не только доверенностью, но и законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Например, при заключении мирового соглашения, связанного в отказом от имущественных прав, в отдельных случаях может быть необходимо получить согласие органа, уполномоченного на управление имуществом, собрания акционеров, совета директоров, иного коллегиального органа управления.
Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
Полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия.
Полномочия адвоката на ведение дела в арбитражном суде удостоверяются ордером на исполнение поручения, выдаваемым соответствующим адвокатским образованием в случаях, предусмотренных федеральным законом. Поскольку ст. 61 АПК РФ прямо не требует представления ордера, то согласно п. 2 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Указанный федеральный закон запрещает требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.
Полномочия других представителей на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого, сделанном в судебном заседании, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариусом либо в ином установленном законом порядке. Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Следует иметь в виду, что если представитель действует по доверенности в порядке передоверия, то доверенность обязательно должна быть нотариально удостоверена (п. 3 ст. 187 ГК РФ). Остальные правила оформления доверенности отражены в гл. 10 ГК РФ.

5. Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей

Согласно ч. 1 ст. 63 АПК РФ арбитражный суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей. Вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании разрешается на основании исследования документов, предъявленных указанными лицами суду. Документы, подтверждающие полномочия указанных лиц, при необходимости приобщаются к делу, или сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.
В случае непредставления лицом, участвующим в деле, его представителем необходимых документов в подтверждение полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным АПК РФ и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных ст. 59 и 60 АПК РФ, арбитражный суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Ряд положений о проверке полномочий разъяснен в п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». В частности, в нем обращено внимание на то обстоятельство, что к лицам, состоящим в штате организации, относятся лица, заключившие с этой организацией трудовой договор. Поэтому в доверенности или в ином документе должна быть указана занимаемая представителем должность в организации, выдавшей доверенность. В случае необходимости арбитражный суд вправе для проверки полномочий представителя потребовать иные документы, подтверждающие нахождение конкретного лица в штате организации.

Основы гражданского законодательства, Закон Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другое законодательство Российской Федерации предоставляют право юридическим лицам создавать филиалы, территориальные управления и другие обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами (далее - обособленные подразделения), но осуществляющие все или часть функций юридического лица.

В соответствии со статьями 36 и 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие, организация вправе вести дела в арбитражном суде через своих представителей.

Руководствуясь статьей 30 Закона Российской Федерации "Об арбитражном суде", Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановляет:

Разъяснить в порядке судебного толкования, что:

1. В случаях, когда обособленным подразделениям, созданным юридическими лицами, предоставлено право осуществлять в арбитражном суде полномочия стороны по делу, они вправе принимать от имени юридического лица меры по непосредственному урегулированию спора, предъявлять в арбитражный суд иски, представлять отзывы, заявлять ходатайства, подавать кассационные жалобы, совершать другие процессуальные действия. Эти обособленные подразделения принимают указанные меры и реализуют полномочия от имени юридического лица в соответствии с предоставленными им правами. При этом следует иметь в виду, что стороной по делу является юридическое лицо, от имени которого действует обособленное подразделение, и взыскание производится арбитражным судом с юридического лица или в пользу юридического лица.

2. Подсудность спора определяется в соответствии со статьями 24 и 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по местонахождению обособленного подразделения, наделенного правами стороны, а не самого юридического лица.

3. Наделение обособленного подразделения правами по осуществлению полномочий стороны по делу может быть произведено положением, уставом или доверенностью.

Если к исковому заявлению обособленного подразделения не приложен документ, подтверждающий соответствующие его полномочия, арбитражный суд возвращает исковое заявление на основании пункта 1 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

4. В случаях, когда иск предъявлен к юридическому лицу в арбитражный суд по месту нахождения обособленного подразделения, которому предоставлено право осуществлять от имени юридического лица полномочия стороны по делу, арбитражный суд рассматривает спор по существу.

Если арбитражный суд установит, что обособленному подразделению юридическим лицом не предоставлено право осуществлять полномочия стороны по делу, исковые материалы или дело направляются по подсудности в арбитражный суд по местонахождению юридического лица. Этот арбитражный суд обязан рассмотреть спор по существу.

5. При участии обособленного подразделения в деле от имени юридического лица процессуальные документы вправе подписывать руководитель или заместитель руководителя данного подразделения.

1. В соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Следовательно, обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица. Материалы по делу (копии искового заявления, отзыва, если он направлялся ответчиком, жалобы, материалы, связанные с подготовкой дела к судебному разбирательству и рассмотрением дела) направляются по почтовым адресам, указанным в исковом заявлении.

2. К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Если после принятия искового заявления к производству у арбитражного суда возникнут сомнения в наличии у руководителя обособленного подразделения доверенности, подтверждающей его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица, заявителю предлагается представить соответствующие доказательства наличия такой доверенности.

В случае непредставления таких доказательств иск оставляется без рассмотрения в соответствии с пунктом 3 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

3. Если подписанный руководителем обособленного подразделения иск предъявлен от имени этого обособленного подразделения или иск предъявлен к обособленному подразделению, а не к юридическому лицу, арбитражный суд возвращает исковое заявление.

В случаях, когда такой иск принят к производству, но при рассмотрении спора установлено, что у руководителя подразделения имеются соответствующие полномочия от юридического лица на предъявление иска или на участие в арбитражном процессе от имени этого юридического лица, истцом или ответчиком по делу предлагается считать юридическое лицо, и дело подлежит рассмотрению по существу с участием юридического лица.

В этом случае выносится определение об отложении дела слушанием, в котором указывается о признании истцом либо ответчиком юридическое лицо. Данное определение направляется как юридическому лицу, так и обособленному подразделению.

4. При удовлетворении иска, предъявленного руководителем обособленного подразделения от имени юридического лица, исполнительный лист направляется юридическому лицу.

Как ни странно звучит, но создать обособленное подразделение можно и неумышленно. И хуже всего, что такое «неумышленное» создание обособленного подразделения может повлечь негативные последствия. В статье мы рассмотрим подобные случаи, что поможет нашим читателям избежать негативных последствий.

Обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, при этом рабочее место считается созданным, если оно создается на срок более одного месяца.

Причем подразделение будет признаваться обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).

Когда обособленное подразделение считается созданным

Обособленное подразделение характеризует два признака:

1. оборудованные рабочие места, созданные на срок более одного месяца;
2. территориальная обособленность от головного подразделения.

Разберем эти признаки подробнее.

Признак первый. Налоговый кодекс не содержит понятия рабочего места, поэтому стоит обратиться к Трудовому кодексу.

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст.209 ТК РФ).
Например, в последнее время все большей популярностью пользуются так называемые «виртуальные офисы», когда сотрудники организации работают удаленно, то есть дома, на домашних компьютерах и т.д. Соответственно, квартира работника, его домашний компьютер не находятся под контролем работодателя, будь то прямым или косвенным, поэтому и создание обособленного подразделения не происходит.

Кроме этого, рабочее место должно быть создано самой организацией-работодателем (арендовано помещение или приобретено в собственность). К примеру, если клининговая компания направляет уборщицу в офис клиента для ежедневной уборки сроком на два месяца, то обособленного подразделения также не будет. Ведь если помещение или часть его не принадлежит организации-работодателю, то уборщица будет считаться командированным сотрудником (166 ТК РФ).

По мнению Минфина, каждый случай потенциального создания обособленного подразделения необходимо рассматривать отдельно. Так, специалисты финансового ведомства разъяснили, что для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации должны учитываться существенные условия договоров (аренды, подряда, оказания услуг или иных), заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (письмо Минфина России от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67).

Помимо прочего рабочие места должны быть оборудованы, то есть каждое рабочее место должно быть приспособлено для выполнения той функции, для которой создано.
Таким образом, можно сделать вывод, что рабочее место должно быть оборудовано, создано работодателем и находиться под его прямым или косвенным контролем.

Признак второй. Налоговый кодекс не дает определения территориальной обособленности. Однако, по нашему мнению, подразделение будет считаться территориально обособленным, если адрес его местонахождения отличается от адреса местонахождения головной организации, указанного в учредительных документах.

Для справки: место нахождения обособленного подразделения организации – место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ).
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное подразделение будет считаться открытым со дня оборудования рабочих мест по адресу, отличному от адреса места нахождения организации.

Обособленное подразделение, филиал, представительство

Гражданское законодательство выделяет два вида обособленных подразделений: филиал и представительство.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п.1 ст.55 ГК РФ).

Понятие «филиал» несколько шире понятия «представительство». Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п.2 ст.55 ГК РФ).

Понятие «обособленное подразделение» еще шире и включает в себя понятия «филиал» и «представительство». Каждый филиал или представительство являются обособленными подразделениями, но не каждое обособленное подразделение является филиалом или представительством.

Кроме того, филиал и представительство действуют на основании соответствующих положений, утвержденных головной организацией, и имеют руководителей. Сведения о представительствах и филиалах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (п.3 ст.55 ГК РФ).

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь руководителя. Также, нет обязанности у головной организации утверждать специальное положение об обособленном подразделении. А сведения о нем необязательно указывать в учредительных документах.

Обратите внимание, что представительство и филиал не являются юридическими лицами, соответственно не выступают субъектами гражданских или налоговых правоотношений (п.3 ст.55 ГК РФ). Также и обособленное подразделение не является юридическим лицом и не выступает субъектом гражданских и налоговых правоотношений. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов (ст.19 НК РФ).

Постановка на учет или уведомление?

Обособленное подразделение создано, что дальше? А дальше, если организация ведет деятельность через это подразделение, то она обязана в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения подать в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения заявление о постановке на учет (п.4 ст.83 НК РФ).

А если обособленное подразделение создано, но деятельность через него не ведется? Если буквально трактовать указанную норму, то пока деятельность через обособленное подразделение не ведется, подавать заявление о постановке на учет не нужно. Однако, если, например, спустя два месяца после создания обособленного подразделения организация начнет вести деятельность через него, то нужно будет вставать на учет. Сделать это без нарушения установленного срока в рассматриваемом случае будет невозможно. Поэтому верным решением будет подать заявление о постановке на учет в течение месяца со дня создания обособленного подразделения, даже если деятельность через него пока не ведется.

А если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно (п.4 ст.83 НК РФ).

«Юридический» и «фактический» адреса

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.
Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.
По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.
Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

По какой статье ответственность?

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.
Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.
Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.
Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.
Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).

В заключение отметим: расширяя свой бизнес, не забывайте выполнять обязанности, возложенные налоговым законодательством, это поможет избежать ненужных споров и сэкономить деньги.

Руководство многих организаций нередко задумывается над тем, как начать работать в другом регионе. Что собой представляет обособленное подразделение, как его правильно открыть, каковы правила уплаты налогов при наличии подразделения, расскажем далее в нашей статье.

Что такое обособленное подразделение

В гражданском законодательстве выделяют два вида обособленных подразделений:

  • филиал, который имеет другое место нахождения, чем организация, и выполняет ряд функций или все ее функции (п. 2 ст. 55 ГК РФ);
  • представительство, которое представляет и защищает интересы юридического лица в другом регионе (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Ни филиал, ни представительство не признают юридическими лицами.

В налоговом законодательстве применяют более широкое определение: это любое территориально обособленное подразделение, оборудованное хотя бы одним стационарным (созданным на срок более одного месяца) рабочим местом (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налоговая служба может признать рабочие места обособленным подразделением вне зависимости от того, отражено или нет его создание в уставе юрлица или других организационно-распорядительных документах.

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение

Сведения о филиалах и представительствах должны быть включены в ЕГРЮЛ (пп. «н» п.1 ст. 5 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Налоговая служба поставит их на учет автоматически на основании данных из реестра (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Обособленное подразделение следует поставить на налоговый учет по месту его нахождения. Из этого правила есть два исключения (п. 4 ст. 83 НК РФ, письмо ФНС РФ от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886):

  • при создании нескольких обособленных подразделений в одном городе или муниципальном районе — их можно поставить на учет в одной ИФНС по месту нахождения любого из подразделений;
  • при наличии в городе обособленного подразделения — вновь открываемое другое подразделение можно поставить на учет в ту же инспекцию, в которой числится первое.

В течение пяти рабочих дней организацию уведомят о постановке на учет в налоговом органе. В документе будет указан КПП, присвоенный обособленному подразделению. Его необходимо использовать в том числе при заполнении счетов-фактур (п. 7 порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@, письмо ФНС РФ от 16.11.2016 № СД-4-3/21730@).

Отказать в постановке на учет обособленного подразделения налоговая не может.

Открытие обособленного подразделения

Для открытия обособленного подразделения в форме филиала или представительства необходимо:

2) решить вопрос о включении (невключении) сведений о филиале или представительстве в устав организации. Закон требует, чтобы сведения о филиалах и представительствах были включены в ЕГРЮЛ, однако не требует, чтобы данные о них были в уставе. Это можно сделать по собственному желанию. В зависимости от решения этого вопроса будет отличаться процедура регистрации;

3) зарегистрировать филиал или представительство:

4) получить документы о регистрации — лист записи ЕГРЮЛ, а также устав с отметкой налогового органа, если в него были внесены правки. На проведение регистрационных действий налоговикам отведено 5 рабочих дней (п. 3 ст. 18, п. 1 ст. 8 закона № 129-ФЗ). Если документы были поданы через нотариуса или МФЦ, еще два дня уйдет на пересылку документов, таким образом, срок регистрации увеличится до семи рабочих дней.\

Обособленное подразделение, не имеющее статуса филиала или представительства, считается созданным при соблюдении четырех условий (письмо Минфина РФ от 28.12.2017 № 03-01-15/88027):

  • по его адресу оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место, то есть созданы условия для выполнения сотрудником его трудовых обязанностей: установлена необходимая мебель, оборудование, имеются в наличии инструменты и так далее;
  • рабочее место создано на срок более месяца. Будет работник трудиться на этом рабочем месте постоянно или периодически, значения не имеет;
  • помещение (объект, территория), где находится рабочее место, подконтрольно организации. Это условие не выполняется, если место для работы сотрудника предоставлено контрагентом, например, на объектах, охраняемых ЧОП, в помещениях, обслуживаемых клининговыми компаниями (письма Минфина РФ от 05.10.2012 № 03-02-07/1-238, от 03.02.2012 № 03-02-07/1-30);
  • организация начала осуществлять деятельность через обособленное подразделение (письмо Минфина РФ от 19.02.2016 № 03-02-07/1/9377).

В течение месяца о подразделении нужно уведомить налоговую. О том, как это сделать, мы рассказали выше.

Еще больше обо обособленных подразделениях мы рассказываем в онлайн-курсе «Клерка»: записывайтесь и начинайте проходить.

Постановка на учет обособленного подразделения

Любое обособленное подразделение, в том числе филиал и представительство, нужно поставить на учет в ПФР и ФСС, если оно имеет счет в банке и будет осуществлять выплаты физлицам (пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Для постановки на учет в ФСС не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения нужно подать в отделение фонда по месту его нахождения (пп. 6, 9, 10 порядка регистрации и снятия с учета в ФСС РФ, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 № 202н):

  • заявление о регистрации по утвержденной форме (приложение 1 к Административному регламенту ФСС РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, утвержденное Приказом фонда от 22.04.2019 № 217);
  • справку из банка об открытии счета;
  • документ, подтверждающий, что подразделение будет осуществлять выплаты физлицам (например, копию положения об обособленном подразделении, где указано, что оно самостоятельно выплачивает зарплату своим сотрудникам).

За нарушение 30-дневного срока на организацию может быть наложен штраф (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ):

  • 5 тыс. рублей при просрочке до 90 дней;
  • 10 тыс. рублей при просрочке свыше 90 дней.

В этом случае подразделение самостоятельно удерживает НДФЛ с доходов своих сотрудников и перечисляет его в бюджет, а также сдает отчетность по форме 6-НДФЛ.

Бухгалтерский учет обособленного подразделения

Организация может выделить свои обособленные подразделения на отдельный баланс. Она самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования такого баланса и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления компанией (письмо Минфина РФ от 29.03.2004 № 04-05-06/27).

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех ее обособленных подразделений, в том числе выведенных на отдельные балансы (п. 8 ПБУ 4/99). Из этой нормы следует, что подразделения не формируют отдельную бухгалтерскую отчетность и не составляют отдельный бухгалтерский баланс (под термином «отдельный баланс» следует понимать перечень показателей, установленных предприятием).

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми обособленными подразделениями, включая те, которые выделены на отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», письмо Минфина РФ от 10.08.2010 № 07-02-06/119).

В учетной политике следует установить план счетов, используемый обособленными подразделениями, а также порядок их взаимодействия с головным предприятием при совершении хозяйственных операций и формировании бухгалтерской отчетности.

Все операции между головным предприятием и обособленным подразделением (передача основных средств, затрат, финансовых результатов) отражают у обеих сторон на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К этому счету можно открыть субсчета 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу» и 79-2 "Расчеты по текущим операциям".Таким образом, обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, ведут бухучет самостоятельно в соответствии с учетной политикой организации. Головное предприятие отражает в бухучете только свои хозяйственные операции. При составлении бухгалтерской отчетности в целом по учреждению показатели головного предприятия и обособленных подразделений суммируются.

Налог на прибыль обособленного подразделения

Налог на прибыль в федеральный бюджет организации уплачивают по месту своего нахождения без распределения суммы налога по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ). Налог, зачисляемый в региональный бюджет, необходимо распределить между головным подразделением и всеми обособленными подразделениями пропорционально долям прибыли, которые на них приходятся. Эти суммы нужно перечислить в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Если на территории одного субъекта РФ находится несколько обособленных подразделений организации, то она может выбрать одно из них и сделать его ответственным подразделением. Через него будет уплачиваться налог в бюджет этого субъекта РФ. Об этом нужно уведомить налоговые органы (письмо ФНС РФ от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@).

Долю прибыли обособленного подразделения рассчитывают по формуле: удельный вес трудового показателя (среднесписочная численность сотрудников или расходы на оплату труда) удельный вес стоимости амортизируемого имущества / 2.

Организация самостоятельно решает, какой из двух трудовых показателей она будет применять для расчета: среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда (п. 2 ст. 288 НК РФ). Выбранный показатель нужно закрепить в учетной политике и не менять до конца года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 288, ст. 313 НК РФ).

Если у организации и обособленного подразделения нет амортизируемого имущества, расчет по формуле нужно произвести, взяв только среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда (письмо Минфина РФ от 20.02.2021 № 03-03-06/1/12084).

Удельный вес среднесписочной численности работников следует считать по формуле: среднесписочную численность работников обособленного подразделения / среднесписочную численность работников в целом по организации х 100 процентов.

Удельный вес расходов на оплату труда рассчитывают по формуле: расходы на оплату труда подразделения / расходы на оплату труда в целом по организации х 100 процентов.

Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества следует считать по формуле: среднюю остаточную стоимость амортизируемых основных средств подразделения / среднюю остаточную стоимость амортизируемых основных средств в целом по организации х 100 процентов.

Декларация по налогу на прибыль должна быть подана по организации в целом и по каждому обособленному подразделению либо группе подразделений, если налог в региональный бюджет уплачивает ответственное подразделение.

Налог на прибыль по закрытому обособленному подразделению в отчетном периоде, в котором оно было ликвидировано, считается в общем порядке. В последующих отчетных и текущем налоговом периодах налог рассчитывается с учетом следующих особенностей:

  • прибыль организации в случае ее увеличения распределяют между головной организацией и оставшимися подразделениями за вычетом прибыли ликвидированного подразделения, рассчитанной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было закрыто;
  • доля прибыли по другим обособленным подразделениям и головной организации за последующие после закрытия отчетные периоды и за текущий налоговый период определяется без учета показателей закрытого обособленного подразделения.

Это следует из подпунктов 10.2, 10.12 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Если же прибыль организации в следующем отчетном периоде или в текущем налоговом периоде уменьшилась либо получен убыток, то ранее исчисленные авансовые платежи по налогу как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая закрытое, уменьшаются (п. 10.12 порядка). Для этого необходимо произвести перерасчет налоговой базы исходя из зафиксированной доли прибыли ликвидированного подразделения (письмо Минфина РФ от 10.08.2006 № 03-03-04/1/624, письмо ФНС РФ от 01.10.2009 № 3-2-10/23).

Если после уменьшения исчисленного по закрытому обособленному подразделению налога произошло увеличение налоговой базы в целом по организации, перерасчет авансовых платежей по налогу ликвидированного подразделения не производят (письмо ФНС РФ от 28.05.2019 № СД-4-3/10244@).

Ежемесячные авансовые платежи за последующие после закрытия отчетные периоды по обособленному подразделению не рассчитывают и не уплачивают (п. 10.12 порядка).

Налог на имущество обособленного подразделения

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество в бюджет по местонахождению каждого подразделения в отношении имущества, находящегося на его отдельном балансе (ст. 384 НК РФ).

Налог рассчитывают как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположено подразделение, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Если адрес объекта недвижимого имущества находится вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, то налог следует уплачивать в бюджет по местонахождению такой недвижимости (ст. 385 НК РФ).

Таким образом, налог с недвижимости, которая числится на балансе обособленного подразделения, организация платит по месту нахождения имущества. По месту нахождения обособленного подразделения налог следует уплачивать, только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости.

Cнятие с учета обособленного подразделения

Чтобы закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, достаточно снять его с учета в ИФНС и ФСС, если оно имело счет и производило выплаты сотрудникам.

  • организации в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ),
  • генеральному директору — 300–500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).

Сведения о снятии обособленного подразделения с учета налоговый орган передаст в ПФР, который снимет с учета подразделение в течение трех рабочих дней с момента получения информации. Подавать отдельное заявление в ПФР не нужно.

Для снятия подразделения с учета в ФСС необходимо подать заявление (приложение № 2 к Административному регламенту № 217). К нему необходимо приложить копию справки из банка, подтверждающую, что расчетный счет подразделения закрыли. Срок подачи документов не установлен. В любом случае рекомендуем это сделать до конца текущего отчетного периода.

Закрытие обособленного подразделения

Закрытие филиала или представительства требует большего числа действий. Это связано с тем, что сведения о них нужно исключить из ЕГРЮЛ. Для закрытия филиала или представительства нужно:

1) провести общее собрание участников или совета директоров общества в зависимости от того, к чьей компетенции отнесено принятие таких решений.

2) подать документы на регистрацию изменений в налоговую по форме № Р13014, а также:

  • приложить решение о ликвидации филиала или представительства, если сведения о них не были включены в устав;
  • если сведения о филиалах и представительствах в устав были включены, то дополнительно нужно приложить решение о внесение изменений в устав, изменения в устав (или его новую редакцию), квитанцию об уплате госпошлины. Ее размер составляет 800 рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлину платить не нужно при подаче документов в электронной форме (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Следует уведомить налоговую службу и ФСС о прекращении деятельности подразделения по правилам, изложенным выше.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: