Может ли медицинская организация обратиться с иском в суд при отказе законного представителя

Обновлено: 25.04.2024

О защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни

Глава 31.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентирует производство по делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

Административное исковое заявление о защите интересов таких лиц предъявляется к административному ответчику - лицу, отказавшемуся от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица.

К административному исковому заявлению прилагаются:

1) медицинская документация гражданина, в защиту интересов которого подается административное исковое заявление;

2) заключение врачебной комиссии медицинской организации с указанием диагноза, тяжести заболевания, описанием состояния, требующего спасения жизни пациента, а также иные материалы, подтверждающие необходимость проведения медицинского вмешательства в целях спасения жизни пациента и возможность его присутствия в судебном заседании в силу состояния здоровья;

3) документы, подтверждающие отказ законного представителя несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица;

4) документы, подтверждающие уведомление органа опеки и попечительства о подаче административного искового заявления о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица;

5) иные документы.

При поступлении административного искового заявления судья незамедлительно разрешает вопрос о принятии его к производству.

Административное дело по административному исковому заявлению рассматривается судом в течение 5 дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда, а при наличии ходатайства медицинской организации о медицинском вмешательстве в экстренной форме - в день поступления административного искового заявления.

О времени и месте рассмотрения административного дела извещаются лицо, отказавшееся от медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, медицинская организация, подавшая административное исковое заявление, орган опеки и попечительства, прокурор.

При рассмотрении административного дела суду необходимо выяснить, требуется ли гражданину, в защиту интересов которого подано административное исковое заявление, медицинское вмешательство в целях спасения жизни; имелся ли отказ законного представителя гражданина, в защиту интересов которого подано административное исковое заявление, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица.

Суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления, если установит наличие оснований для медицинского вмешательства в целях спасения жизни пациента.

Прокуратура
Республики Крым

Прокуратура Республики Крым

28 июня 2021, 17:15

О защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни

Глава 31.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентирует производство по делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

Административное исковое заявление о защите интересов таких лиц предъявляется к административному ответчику - лицу, отказавшемуся от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица.

К административному исковому заявлению прилагаются:

1) медицинская документация гражданина, в защиту интересов которого подается административное исковое заявление;

2) заключение врачебной комиссии медицинской организации с указанием диагноза, тяжести заболевания, описанием состояния, требующего спасения жизни пациента, а также иные материалы, подтверждающие необходимость проведения медицинского вмешательства в целях спасения жизни пациента и возможность его присутствия в судебном заседании в силу состояния здоровья;

3) документы, подтверждающие отказ законного представителя несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица;

4) документы, подтверждающие уведомление органа опеки и попечительства о подаче административного искового заявления о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица;

5) иные документы.

При поступлении административного искового заявления судья незамедлительно разрешает вопрос о принятии его к производству.

Административное дело по административному исковому заявлению рассматривается судом в течение 5 дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда, а при наличии ходатайства медицинской организации о медицинском вмешательстве в экстренной форме - в день поступления административного искового заявления.

О времени и месте рассмотрения административного дела извещаются лицо, отказавшееся от медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, медицинская организация, подавшая административное исковое заявление, орган опеки и попечительства, прокурор.

При рассмотрении административного дела суду необходимо выяснить, требуется ли гражданину, в защиту интересов которого подано административное исковое заявление, медицинское вмешательство в целях спасения жизни; имелся ли отказ законного представителя гражданина, в защиту интересов которого подано административное исковое заявление, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица.

Суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления, если установит наличие оснований для медицинского вмешательства в целях спасения жизни пациента.

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.

4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 242-ФЗ, от 02.07.2021 N 315-ФЗ, от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы;

6) при оказании паллиативной медицинской помощи, если состояние гражданина не позволяет выразить ему свою волю и отсутствует законный представитель.

10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, - консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

3) в случае, указанном в пункте 6 части 9 настоящей статьи, - врачебной комиссией либо, если собрать врачебную комиссию невозможно, - консилиумом врачей или непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство.

11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

12. В случае оказания несовершеннолетнему медицинской помощи лечащий врач обязан проинформировать несовершеннолетнего, достигшего возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего этого возраста, о применяемом лекарственном препарате, в том числе применяемом в соответствии с показателями (характеристиками) лекарственного препарата, не указанными в инструкции по его применению, о его безопасности, ожидаемой эффективности, степени риска для пациента, а также о действиях пациента в случае непредвиденных эффектов влияния лекарственного препарата на состояние здоровья пациента.

Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391; N 27, ст. 3981; 2016, N 7, ст. 906; N 15, ст. 2065) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 1 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.";

2) статью 23 дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, подается в суд по месту нахождения медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.";

3) дополнить главой 31.1 следующего содержания:

"Глава 31.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

О ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ИЛИ ЛИЦА,

ПРИЗНАННОГО В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ НЕДЕЕСПОСОБНЫМ,

В СЛУЧАЕ ОТКАЗА ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ОТ МЕДИЦИНСКОГО

ВМЕШАТЕЛЬСТВА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЖИЗНИ

Статья 285.1. Подача административного искового заявления о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни

1. Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным (далее в настоящей главе - административное исковое заявление), может быть подано в суд в случае отказа одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого пациент самостоятельно дает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательством об охране здоровья, либо законного представителя лица, признанного в установленном порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица. Административное исковое заявление предъявляется к административному ответчику - лицу, отказавшемуся от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица.

2. В административном исковом заявлении должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 8 и 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, установленные федеральным законом основания для защиты интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого пациент самостоятельно дает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с законодательством об охране здоровья, либо законного представителя лица, признанного в установленном порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, а также должны содержаться указание на заключение врачебной комиссии медицинской организации и иные данные, обосновывающие требования административного истца.

3. К административному исковому заявлению также прилагаются:

1) медицинская документация гражданина, в защиту интересов которого подается административное исковое заявление;

2) заключение врачебной комиссии медицинской организации с указанием диагноза, тяжести заболевания, описанием состояния, требующего спасения жизни пациента, а также иные материалы, подтверждающие необходимость проведения медицинского вмешательства в целях спасения жизни пациента и возможность его присутствия в судебном заседании в силу состояния здоровья;

3) документы, подтверждающие отказ законного представителя несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица;

4) документы, подтверждающие уведомление органа опеки и попечительства о подаче административного искового заявления о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица;

5) документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Статья 285.2. Принятие административного искового заявления

1. При поступлении административного искового заявления судья незамедлительно выносит определение о принятии его к производству, за исключением случая неподсудности требований данному суду и возвращения административного искового заявления на основании пункта 2 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.

2. После принятия административного искового заявления суд вправе истребовать иные документы и материалы, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административного дела.

Статья 285.3. Рассмотрение административного дела по административному исковому заявлению

1. Административное дело по административному исковому заявлению рассматривается судом в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к производству суда, а при наличии ходатайства медицинской организации о медицинском вмешательстве в экстренной форме - в день поступления административного искового заявления.

2. Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании в порядке, установленном статьей 11 настоящего Кодекса.

3. О времени и месте рассмотрения административного дела извещаются лицо, отказавшееся от медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, медицинская организация, подавшая административное исковое заявление, орган опеки и попечительства, прокурор.

4. Неявка лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случаев, если их явка признана судом обязательной.

5. Суд вправе привлечь к участию в деле лицо, в отношении которого решается вопрос о медицинском вмешательстве, в случае, если этому не препятствует его состояние здоровья, а также иных заинтересованных лиц.

Статья 285.4. Обстоятельства, подлежащие выяснению

1. При рассмотрении административного дела суду необходимо выяснить:

1) требуется ли гражданину, в защиту интересов которого подано административное исковое заявление, медицинское вмешательство в целях спасения жизни;

2) имелся ли отказ законного представителя гражданина, в защиту интересов которого подано административное исковое заявление, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица.

2. Обязанность доказывания обстоятельств по административному делу лежит на административном истце.

3. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе.

Статья 285.5. Решение суда по административному исковому заявлению

1. Суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления, если установит наличие оснований для медицинского вмешательства в целях спасения жизни пациента. При необоснованности требований суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления.

2. Содержание решения суда должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса.

3. Решение суда об удовлетворении административного искового заявления является основанием для медицинского вмешательства в отношении несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным.

4. Суд вправе обратить решение об удовлетворении административного искового заявления к немедленному исполнению, указав на это в резолютивной части решения. В этом случае до изготовления мотивированного решения суда административному истцу может быть выдана заверенная копия его резолютивной части.

5. Мотивированное решение суда должно быть изготовлено в полном объеме в день его принятия.

6. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.".

Административный иск к законным представителям пациента | Как быть если представитель пациента отказывается от необходимого медицинского вмешательства

С определенной периодичностью в средствах массовой информации появляются истории о законных представителях – последователях различных религиозных течений, которые отказываются подписывать информированное добровольное согласие на то или иное медицинское вмешательство, необходимое для спасения жизни ребенка.

Совсем недавно снова произошла история, когда родители отказались дать ин­формированное добровольное согласие на пе­реливание крови по жизненным показаниям своей малолетней дочери.

Осенью 2016 г. Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) был дополнен отдельными положениями, которые, наконец определили порядок обращения медицинской организации в суд общей юрисдикции для за­щиты прав несовершеннолетнего пациента в случае отказа его законных представителей от медицинского вмешательства.

Нормативно-правовое регулирование. Поря­док обращения медицинских организаций в суд

Глава 31.1 КАС РФ детально описывает поря­док обращения медицинских организаций в суд, и он не так сложен, как может показаться на первый взгляд.

В первую очередь врач должен получить пись­менный отказ законного представителя от медицинского вмешательства, в котором будет указано обо всех возможных последствиях такого отказа, а также о возможности медицин­ской организации обратиться в суд для защиты прав и законных интересов ребенка.

Иногда достаточно сказать родителям, что медицин­ская организация немедленно обратиться в судебные органы, чтобы они изменили свое мнение.

Если законные представители все же против медицинского вмешательства и даже отказываются подписывать такой отказ, врачи (не менее трех человек) должны составить акт об отказе от подписи. Желательно предложить законному представителю подписать информированное добровольное согласие не менее двух раз, чтобы суд принял во внимание та­кую настойчивость медицинской организации и желание оказать медицинскую помощь ма­ленькому пациенту.

К административному иску также должны при­лагаться медицинская документация пациента (заверенная надлежащим образом копия, ори­гинал при необходимости можно представить на обозрение во время судебного заседания), заключение врачебной комиссии медицинской организации с указанием диагноза, тяжести за­ болевания, описанием состояния, требующего спасения жизни пациента, иные материалы, подтверждающие необходимость проведения медицинского вмешательства в целях спасения жизни пациента и возможность его присут­ствия в судебном заседании в силу состояния здоровья. Совершенно очевидно, что пациент не сможет присутствовать на заседании в силу возраста и тяжести своего состояния.

Как правило, в медицинских организациях врачебная комиссия проводится не ежеднев­но, и может случиться ситуация, когда нет времени ждать заседания врачебной комиссии.

Кроме того, медицинская организация обязана уведомить орган опеки и попечительства о том, что планируется подача административного иска для защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего лица.

На первых порах такая подготовительная работа может пока­заться долгой, но на практике это занимает не так много времени, если разработать фор­му административного искового заявления со­ вместно с юристами (законодательством такая форма, к сожалению, не утверждена).

Необходимо отметить, что с января 2017 г. ад­министративный иск можно подавать в форме электронного документа, подписанного элек­тронной цифровой подписью, что еще больше ускорит процесс рассмотрения дела, особенно в ситуациях, когда дорога каждая минута.

Как действовать после составления административного искового заявления

Итак, после составления административного искового заявления к нему должны быть приложены следующие документы:

  • 1) Отказ законных представителей от меди­цинского вмешательства (или акты об от­казе от его подписи).
  • 2) Медицинская документация пациента, чьи права защищает медицинская организа­ция.
  • 3) Заключение врачебной комиссии.
  • 4) Подтверждение уведомления органов опе­ки и попечительства о подаче административного иска.
  • 5) Доверенность на представителя в суде.
  • 6) Иные документы, которые могут иметь значение для разрешения дела.

Административное исковое заявление должно подаваться по месту нахождения медицинской организации, в тот районный суд, в подведом­ственности которого указан адрес нахождения медицинской организации (такая информация размещается на всех официальных сайтах всех российских судов).

При поступлении административного иска судья незамедлительно выносит определение о его принятии к производству (за исключе­нием, конечно, случаев, когда данный иск находится в другой территориальной под­ ведомственности).

Судья оставляет за собой право затребовать дополнительные докумен­ты и материалы, поэтому в интересах медицинской организации – приложить к иско­вому заявлению максимально полный пакет документов.

В соответствии со ст. 285.3 КАС РФ срок рассмо­трения по административному иску – 5 дней, но если медицинская организация сразу же при подаче иска заявит ходатайство о необходимости медицинского вмешательства в экстренной форме, то дело будет рассмотрено в день обра­щения.

Однако необходимо учитывать, что суд обязан уведомить законных представителей пациента, отказавшихся дать согласие на меди­цинское вмешательство, органы опеки, а также прокурора. Поэтому, в целях экономии време­ни, будет нелишним сразу предоставить суду всю имеющуюся информацию для скорейшего извещения сторон по делу.

Рассматривая дело, судья должен выяснить два основных вопроса: действительно ли пациенту требуется медицинское вмешательство в целях спасения жизни и имеется ли отказ законных представителей. При этом законодатель воз­ложил бремя доказывания всех этих обстоя­тельств именно на медицинскую организацию. Суд также вправе привлечь свидетелей (напри­мер, заведующего отделением, где лежит ребе­нок, его лечащего врача и др.) для выяснения всех обстоятельств дела.

Изучив все материалы дела, суд выносит мо­тивированное решение, которое является основанием для проведения медицинского вмешательства.

Суд вправе обратить решение к немедленному исполнению, это означает, что до изготовления мотивированного решения (это подробное описание всех обстоятельств дела и изложение мотивов принятого решения) судья оглашает резолютивную часть – 2­-3 стро­ки, которых достаточно для обоснования ме­дицинского вмешательства пациенту.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Случаются ситуации, при которых врач или иной медицинский работник отказывают в помощи нуждающемуся в ней человеку. Может ли врач отказаться от пациента по закону, и каковы меры наказания предусмотрены законодательством при неправомерном отказе?

Законные и незаконные причины отказа

Федеральный закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» статьей № 11 утверждает следующее: государственные и муниципальные мед. учреждения, участвующие в программе обязательного медицинского страхования (ОМС), не вправе отказывать гражданам в бесплатной мед. помощи или требовать за нее оплату; скорая помощь должна оказываться любому гражданину бесплатно в момент обращения; нарушение данных положений влечет ответственность мед. работников по действующему законодательству РФ.

Отказ врача в приеме пациента, за исключением некоторых случаев, классифицируется как уголовно наказуемое деяние.

Объективной стороной данного преступления является бездействие лица, обязанного оказывать медицинскую помощь в силу своих профессиональных обязанностей, в результате которого последовало ухудшение физического состояния человека или его смерть.

Существуют уважительные причины, по которым медицинская помощь может быть не оказана:

наличие непреодолимых обстоятельств, например, стихийное бедствие или военное действие, в результате которых врач не может добраться до больного или пострадавшего;

болезнь самого медицинского работника;

физическое или психологическое принуждение;

отсутствие условий для оказания помощи, например, недоступность необходимого спец. инструмента или фармакологических препаратов;

отсутствие согласия больного (потерпевшего) или его близких родственников на оказание помощи.

В такой ситуации есть важный нюанс: если необходима экстренная помощь, а больной (или пострадавший) находится в бессознательном состоянии, и рядом нет законных представителей этого гражданина, то помощь должна быть оказана и без получения чьего-либо согласия; неадекватное поведение пациента или регулярное несоблюдение им врачебных предписаний. Отказ возможен, только если пациент не нуждается в экстренной помощи или его состояние не угрожает окружающим (ст. 70 ФЗ №323).

Подобная ситуация предполагает подачу докладной записки лечащего врача на имя руководителя мед. организации, где он трудится. Если главврач утвердит это заявление, то лечение больного передается другому врачу.

Меры наказания за незаконный отказ

Неоказание медицинской помощи лицом, обязанным по долгу службы ее оказывать, рассматривается несколькими законодательными сводами:

Уголовным Кодексом РФ (УК) РФ: ст. 124, ст. 293;

Гражданским Кодексом РФ (ГК) РФ в гл. 39.

Статья 293 УК РФ рассматривает ситуацию неоказания помощи в аспекте ненадлежащего выполнения служебных обязанностей (халатность).

Обращаем внимание , что преследование по статье 124 УК РФ наступает при бездействии виновного. Если же имеет место такое понятие как врачебная ошибка при диагностировании и лечении, то она не может служить основанием для наступления уголовной ответственности по данной статье. Неоказание медицинской помощи тут является следствием халатного отношения врача к своим должностным обязанностям, выполнение которых необходимо для спасения жизни больного.

Алгоритм действий при привлечении к ответственности

Если гражданин уверен, что ухудшение его физического самочувствия произошло вследствие бездействия мед. работника, то ему или его законному представителю необходимо предпринять следующие шаги: обратиться за проведением независимой экспертизы. Это можно сделать в компании, специализирующейся на предоставлении подобных услуг и имеющей соответствующую лицензию, либо в государственном экспертном бюро; далее можно сделать попытку досудебного урегулирования проблемы, т. е. написать претензию в мед. учреждение, где произошел инцидент, и выставить иск на возмещение причиненного вреда здоровью и компенсацию морального ущерба (читайте здесь, как подать иск в суд о возмещении морального вреда); если же в требованиях, предъявленных пострадавшим, будет отказано, тогда необходимо обратиться в суд с исковым заявлением, к которому нужно приложить результаты проведенной экспертизы. Если же экспертиза потерпевшим (или его законным представителем) самостоятельно не проводилась, то суд должен назначить проведение судебно-медицинской экспертизы для установления наличия причинно-следственной связи между бездействием мед. работника и ухудшением здоровья пациента; после проведения исследований, при необходимости будет возбуждено уголовное дело по ст. 124 или другой статье, в зависимости от сделанных экспертами выводов.

Управление по надзору за исполнением

федерального законодательства прокуратуры края

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

22 сентября 2020, 13:21

Привлечение к ответственности за незаконный отказ в оказании медицинской помощи

Случаются ситуации, при которых врач или иной медицинский работник отказывают в помощи нуждающемуся в ней человеку. Может ли врач отказаться от пациента по закону, и каковы меры наказания предусмотрены законодательством при неправомерном отказе?

Законные и незаконные причины отказа

Федеральный закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» статьей № 11 утверждает следующее: государственные и муниципальные мед. учреждения, участвующие в программе обязательного медицинского страхования (ОМС), не вправе отказывать гражданам в бесплатной мед. помощи или требовать за нее оплату; скорая помощь должна оказываться любому гражданину бесплатно в момент обращения; нарушение данных положений влечет ответственность мед. работников по действующему законодательству РФ.

Отказ врача в приеме пациента, за исключением некоторых случаев, классифицируется как уголовно наказуемое деяние.

Объективной стороной данного преступления является бездействие лица, обязанного оказывать медицинскую помощь в силу своих профессиональных обязанностей, в результате которого последовало ухудшение физического состояния человека или его смерть.

Существуют уважительные причины, по которым медицинская помощь может быть не оказана:

наличие непреодолимых обстоятельств, например, стихийное бедствие или военное действие, в результате которых врач не может добраться до больного или пострадавшего;

болезнь самого медицинского работника;

физическое или психологическое принуждение;

отсутствие условий для оказания помощи, например, недоступность необходимого спец. инструмента или фармакологических препаратов;

отсутствие согласия больного (потерпевшего) или его близких родственников на оказание помощи.

В такой ситуации есть важный нюанс: если необходима экстренная помощь, а больной (или пострадавший) находится в бессознательном состоянии, и рядом нет законных представителей этого гражданина, то помощь должна быть оказана и без получения чьего-либо согласия; неадекватное поведение пациента или регулярное несоблюдение им врачебных предписаний. Отказ возможен, только если пациент не нуждается в экстренной помощи или его состояние не угрожает окружающим (ст. 70 ФЗ №323).

Подобная ситуация предполагает подачу докладной записки лечащего врача на имя руководителя мед. организации, где он трудится. Если главврач утвердит это заявление, то лечение больного передается другому врачу.

Меры наказания за незаконный отказ

Неоказание медицинской помощи лицом, обязанным по долгу службы ее оказывать, рассматривается несколькими законодательными сводами:

Уголовным Кодексом РФ (УК) РФ: ст. 124, ст. 293;

Гражданским Кодексом РФ (ГК) РФ в гл. 39.

Статья 293 УК РФ рассматривает ситуацию неоказания помощи в аспекте ненадлежащего выполнения служебных обязанностей (халатность).

Обращаем внимание , что преследование по статье 124 УК РФ наступает при бездействии виновного. Если же имеет место такое понятие как врачебная ошибка при диагностировании и лечении, то она не может служить основанием для наступления уголовной ответственности по данной статье. Неоказание медицинской помощи тут является следствием халатного отношения врача к своим должностным обязанностям, выполнение которых необходимо для спасения жизни больного.

Алгоритм действий при привлечении к ответственности

Если гражданин уверен, что ухудшение его физического самочувствия произошло вследствие бездействия мед. работника, то ему или его законному представителю необходимо предпринять следующие шаги: обратиться за проведением независимой экспертизы. Это можно сделать в компании, специализирующейся на предоставлении подобных услуг и имеющей соответствующую лицензию, либо в государственном экспертном бюро; далее можно сделать попытку досудебного урегулирования проблемы, т. е. написать претензию в мед. учреждение, где произошел инцидент, и выставить иск на возмещение причиненного вреда здоровью и компенсацию морального ущерба (читайте здесь, как подать иск в суд о возмещении морального вреда); если же в требованиях, предъявленных пострадавшим, будет отказано, тогда необходимо обратиться в суд с исковым заявлением, к которому нужно приложить результаты проведенной экспертизы. Если же экспертиза потерпевшим (или его законным представителем) самостоятельно не проводилась, то суд должен назначить проведение судебно-медицинской экспертизы для установления наличия причинно-следственной связи между бездействием мед. работника и ухудшением здоровья пациента; после проведения исследований, при необходимости будет возбуждено уголовное дело по ст. 124 или другой статье, в зависимости от сделанных экспертами выводов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: