Может ли имущество граждан быть обращено в государственную собственность в порядке национализации

Обновлено: 28.03.2024

Вносится Правительством
Российской Федерации

Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и
юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при национализации имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.

Под национализацией понимается принудительное обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации для удовлетворения ее потребности в продукции (работах, услугах), непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства, с предварительным и равноценным возмещением Российской Федерацией стоимости имущества и других убытков, причиняемых собственнику.

2. Расположенное на территории Российской Федерации имущество, находящееся в собственности иностранного физического или юридического лица, подлежит национализации в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о национализации

Законодательство о национализации в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, соответствующие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, бюджетного законодательства Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Принципы осуществления национализации

Национализация осуществляется в соответствии со следующими принципами:

осуществление национализации имущества в целях удовлетворения потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства (далее - стратегическая продукция);

осуществление национализации имущества на возмездной основе с предварительным и равноценным возмещением Российской Федерацией стоимости имущества и других убытков, причиняемых собственнику в результате национализации;

осуществление национализации на основании настоящего Федерального закона за счет ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на осуществление национализации для удовлетворения потребности Российской Федерации в стратегической продукции;

национализация имущества для удовлетворения потребности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не допускается;

национализация не является мерой наказания или способом обеспечения исполнения обязательств;

для принятия решения о национализации не имеет значения личность (организационно-правовой статус) собственника национализируемого имущества.

Статья 4. Имущество, в отношении которого может быть принято решение о национализации

1. Под имуществом, в отношении которого может быть принято решение о национализации (далее - национализируемое имущество), понимается комплекс технологически взаимосвязанных вещей или отдельная вещь, необходимые для удовлетворения потребности Российской Федерации в стратегической продукции, которая не может быть удовлетворена без проведения национализации.

В состав национализируемого комплекса технологически взаимосвязанных вещей могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье и продукция, необходимые для достижения целей национализации.

2. В случае если при национализации удовлетворение потребности Российской Федерации в стратегической продукции невозможно без использования объектов исключительных прав, право на их использование подлежит включению в состав национализируемого имущества. Выплата возмещения обладателю исключительных прав производится в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.

3. В отношении денег и ценных бумаг решение о национализации не может быть принято.

Статья 5. Определение собственника национализируемого имущества

1. Собственником национализируемого имущества является гражданин или юридическое лицо, которому национализируемое имущество принадлежит на праве собственности. В случае если права собственника не оформлены надлежащим образом, такой собственник может быть установлен судом, в том числе по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере национализации.

2. Отказ от права собственности в отношении национализируемого имущества, перемена собственника (собственников) национализируемого имущества, признание собственника - гражданина безвестно отсутствующим, а также реорганизация, ликвидация, несостоятельность (банкротство) собственника - юридического лица не являются основанием для приостановления процедуры национализации.

Статья 6. Решение о национализации

1. Началом процедуры национализации является принятие решения о национализации в порядке и на условиях, определенных настоящим Федеральным законом. Решение о национализации принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

2. Решение о национализации содержит:

основание принятия решения;

наименование национализируемого имущества;

наименование лица (лиц), являющегося собственником национализируемого имущества, с указанием полного фирменного наименования и места нахождения юридического лица либо фамилии, имени, отчества и места жительства гражданина.

3. Собственник национализируемого имущества незамедлительно уведомляется о принятии решения о национализации.

Статья 7. Принятие решения о национализации

1. В соответствии с принципами осуществления национализации решение о национализации может быть принято, если федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год предусматривает:

наименование стратегической продукции, для удовлетворения потребности в которой осуществляется национализация;

размер ассигнований на осуществление национализации для удовлетворения потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции;

виды (категории) имущества, необходимого для удовлетворения потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции.

2. Сведения о стратегической продукции, для удовлетворения потребности в которой осуществляется национализация, составляют государственную тайну. Соответствующая статья федерального закона о федеральном бюджете является секретной.

3. При подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, предусматривающего ассигнования на осуществление национализации, Правительство Российской Федерации рассматривает предложения о национализации с точки зрения потребности Российской Федерации в стратегической продукции и возможности для ее удовлетворения без проведения национализации. При этом учитывается срок, в течение которого потребности Российской Федерации в стратегической продукции могут быть удовлетворены путем проведения национализации, при приобретении стратегической продукции на открытом рынке либо путем создания нового производства для выпуска стратегической продукции, а также анализируются предполагаемые затраты на указанные мероприятия.

Предложения о национализации, содержащие размер ассигнований на осуществление национализации и наименование стратегической продукции, для удовлетворения потребности в которой осуществляется национализация, представляются с приложением финансово-экономического обоснования, предусматривающего сроки и затраты на осуществление национализации. Порядок подготовки предложений о национализации устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. На основании вступившего в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, предусматривающего ассигнования на осуществление национализации для удовлетворения потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции, Правительство Российской Федерации принимает решение о национализации.

Статья 8. Определение состава национализируемого имущества

1. В целях определения состава национализируемого имущества федеральный орган, уполномоченный в сфере национализации, после принятия решения о национализации в установленном порядке проводит инвентаризацию имущества лица (лиц), являющегося собственником национализируемого имущества. В состав национализируемого имущества включается только имущество, необходимое для достижения целей национализации, согласно статье 4 настоящего Федерального закона.

2. Состав национализируемого имущества утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Оценка стоимости национализируемого имущества и других убытков и определение размера возмещения

1. Рыночная стоимость национализируемого имущества, а также размер других убытков, причиняемых собственнику в результате национализации, определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

2. Оценка проводится на основании договора, заключенного с независимым оценщиком федеральным органом, уполномоченным в сфере национализации.

3. Размер возмещения собственнику национализируемого имущества устанавливается равным рыночной стоимости национализируемого имущества, а также других убытков, причиняемых собственнику в результате национализации, в том числе в связи с ограничениями, предусмотренными статьей 16 настоящего Федерального закона (далее - размер возмещения).

4. Размер возмещения определяется на дату проведения оценки в рублях.

Статья 10. Порядок определения оценщика

1. Оценщик определяется по результатам открытого конкурса, проводимого федеральным органом, уполномоченным в сфере национализации. Порядок проведения конкурса и требования к его участникам определяются Правительством Российской Федерации.

При признании конкурса несостоявшимся федеральный орган, уполномоченный в сфере национализации, проводит повторный конкурс.

2. В случае признания повторного конкурса по определению оценщика несостоявшимся оценщик назначается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Согласование размера возмещения путем переговоров

1. В целях согласования размера возмещения Правительство Российской Федерации или по его поручению федеральный орган, уполномоченный в сфере национализации, проводит с собственником национализируемого имущества переговоры о размере возмещения.

2. В случае если собственник национализируемого имущества согласен с предложенным размером возмещения, определенным в соответствии с настоящим Федеральным законом, по результатам переговоров подписывается соглашение о размере возмещения.

Статья 12. Установление размера возмещения в судебном порядке

В случае если в процессе переговоров не удалось достичь согласия в отношении размера возмещения или если собственник национализируемого имущества уклонился от подписания соглашения о размере возмещения, Правительство Российской Федерации или по его поручению федеральный орган, уполномоченный в сфере национализации, обращается в арбитражный суд для разрешения спора о размере возмещения.

Статья 13. Выплата возмещения

1. Выплата возмещения производится в денежной форме за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на указанные цели.

2. Выплата возмещения производится единовременно. В случае если ассигнований на осуществление национализации имущества, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, недостаточно для выплаты возмещения в полном объеме, процедура национализации продлевается на следующий год либо прекращается. Решение о продлении процедуры национализации либо о ее прекращении принимается в форме акта Правительства Российской Федерации. Повторное продление процедуры национализации не допускается.

Не допускается осуществление национализации при условии рассрочки выплаты возмещения.

3. Выплата возмещения осуществляется путем перечисления денежных средств собственнику национализируемого имущества. О дате выплаты возмещения собственник национализируемого имущества уведомляется в трехдневный срок после перечисления.

Статья 14. Особенности передачи имущества в собственность Российской Федерации при национализации

1. Переход национализируемого имущества в собственность Российской Федерации происходит после выплаты собственнику национализируемого имущества соответствующего возмещения.

2. При национализации собственник имущества обязан передать в собственность Российской Федерации имущество в составе, утвержденном Правительством Российской Федерации.

3. Прием имущества подтверждается актом, который составляется и подписывается федеральным органом, уполномоченным в сфере национализации. В акте приема имущества указывается состав переданного имущества.

Статья 15. Переход права собственности при национализации. Правовой режим национализированного имущества

1. Оформление права собственности Российской Федерации на национализированное имущество осуществляется после подписания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, акта приема имущества, а в отношении национализированного недвижимого имущества - после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такое имущество в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

После перехода права собственности на национализированное имущество к Российской Федерации процедура национализации завершается.

2. Национализированное имущество закрепляется за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (федеральными казенными предприятиями), основная уставная деятельность которых связана с удовлетворением потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции.

При необходимости федеральное казенное предприятие создается на базе национализированного имущества.

3. Национализированное имущество может быть использовано исключительно для удовлетворения потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции.

4. По миновании потребности Российской Федерации в соответствующей стратегической продукции либо при возникновении возможности для удовлетворения такой потребности без участия национализированного имущества ограничение на использование национализированного имущества, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи, прекращается. Решение о прекращении действия указанного ограничения принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Статья 16. Обязательства, налагаемые на собственника имущества при осуществлении процедуры национализации

1. С даты начала процедуры национализации собственник национализируемого имущества должен обеспечить:

сохранность национализируемого имущества;

недопущение отчуждения или установления дополнительных обременений в отношении национализируемого имущества (по сравнению с имеющимися на дату начала процедуры национализации).

2. С даты начала процедуры национализации собственник национализируемого имущества обязан по соответствующим запросам предоставлять федеральному органу, уполномоченному в сфере национализации:

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 235 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 апреля 2015 г.

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ пункт 2 статьи 235 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 3.1, вступающим в силу с 1 марта 2015 г.

3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ пункт 2 статьи 235 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 3.2, вступающим в силу с 1 апреля 2015 г.

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в подпункт 7 пункта 2 статьи 235 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ пункт 2 статьи 235 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2013 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений подпункта 8 пункта 2 статьи 235 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. N 26-П и Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2017 г. N 1163-О

См. Обзор судебной практики по делам по заявлениям прокуроров об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2017 г.

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ пункт 2 статьи 235 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 9

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

ГК РФ Статья 235. Основания прекращения права собственности

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

(пп. 3.2 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

(пп. 8 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

(пп. 9 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 302-ФЗ)

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Подборка наиболее важных документов по запросу Национализация гк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Национализация гк

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 345 "Замена и восстановление предмета залога" ГК РФ "В настоящее время случаи императивной замены объекта залога регламентированы статьей 345 ГК РФ, согласно которой независимо от согласия на это залогодателя или залогодержателя считаются находящимися в залоге: 1) новое имущество, которое принадлежит залогодателю и создано либо возникло в результате переработки или иного изменения заложенного имущества; 2) имущество, предоставленное залогодателю взамен предмета залога в случае его изъятия (выкупа) для государственных или муниципальных нужд, реквизиции или национализации по основаниям и в порядке, которые установлены законом, а также право требовать предоставления имущества взамен предмета залога по указанным основаниям; 3) имущество, за исключением денежных средств, переданное залогодателю кредитору его должником, в случае залога права (требования); 4) иное имущество в случаях, установленных законом.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Национализация гк

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: К вопросу о возможной национализации предприятий, выполняющих функции в области гособоронзаказа
(Бородкин В.Г., Петкилев П.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4) Национализация регулируется ГК РФ. В целях развития этого института не принят детально регламентирующий закон, в связи с чем в современной доктрине отечественного права норму п. 2 ст. 235 ГК РФ называют "символической" .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Публично-правовое образование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) 3) только ППО присущи особые, помимо общих, способы приобретения права собственности, например, в результате реквизиции (ст. 242 ГК РФ), конфискации (ст. 243 ГК РФ), изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. ст. 239.2, 279 ГК РФ, ст. 56.2 ЗК РФ), национализации (ст. 235 ГК РФ) и т.п.

Нормативные акты: Национализация гк

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 25.02.2022) Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России) Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 Гражданского кодекса.

Из России уходят зарубежные компании, а это значит, что закрываются производства, сокращаются рабочие места. «Единая Россия» внесла на рассмотрение в нижнюю палату Парламента РФ законопроект о национализации.

Что это значит, каковы плюсы и минусы процедуры, расскажем в статье. Сначала разберемся с термином.

Понятие национализации

Что такое национализация? Если кратко, то это переход частной собственности в статус государственной. Может проводиться как с выплатой компенсаций, так и без них.

Гражданский кодекс России определяет этот термин как обращение имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам, в государственное.

Некоторые особенности:

  • Национализация – это переход в государственную собственность с компенсацией бывшему владельцу, а экспроприация – переход без выплаты средств владельцам. Но традиция использования слова «национализация» (далее – Н.) означает любой переход к государству, то есть включает в себя и экспроприацию.
  • Чаще подобные меры инициируют правительства развивающихся стран, чтобы обеспечить приток капитала в бюджет.
  • Не стоит путать национализация с государственно-частным партнерством. ГЧП – это когда государство и бизнес объединяются для реализации какого-либо масштабного и социально-значимого проекта. В рамках объединения стороны распределяют затраты, задачи и риски – все для того, чтобы будущий проект оказался максимально жизнеспособным и экономически эффективным.

Национализация в истории

Первый в истории масштабный опыт Н. – советский. Она объединила ряд этапов, законодательно отраженных в Декрете о земле (позднее конкретизированном «Положением о социалистическом землеустройстве…» от 14.02.1919 г.), декрете ВЦИК «О национализации банков» от 14 декабря 1917 года. Государству перешел морской и речной торговый флот, железные дороги и железнодорожный транспорт, была установлена государственная монополия на внешнюю и внутреннюю торговлю.

С 28 июня 1918 года Н. стала массовой: к осени 1918 года под контроль государства перешло свыше 9,5 тысяч предприятий, весной 1919 крупные промышленные предприятия были почти полностью переведены из частной собственности. Летом 1919 года массовая Н. коснулась средних и малых предприятий. В итоге общее число национализированных предприятий превысило 37 тысяч.

Советский Союз – не единственная страна, применившая Н. В Канаде крупная североамериканская энергетическая компания Kinder Morgan попыталась расширить нефтепровод, который шел от внутренних районов Канады к побережью. Расширение трубопровода было предназначено для увеличения экспорта нефти в страны Азии, где ожидался рост потребления. Но потенциальное воздействие строительства трубопровода на окружающую среду вызвало множество задержек в регулировании и вызвало протесты по всей Канаде.

Компания столкнулась с препятствиями и задержками на региональном уровне. Правительство Канады купило трубопровод, фактически национализировав его, чтобы ускорить и обеспечить его строительство. Ожидалось, что строительство трубопровода принесет пользу канадской экономике в долгосрочной перспективе и, следовательно, представляло интерес для правительства. Проект весьма спорный, но является хорошим примером своего рода Н.

Правительство США в 1984 году национализировало Continental Illinois Bank and Trust, признанный банкротом, и через 10 лет продало его Bank of America.

А вот пример обратного процесса. Россия в 1990-х годах пережила приватизацию — это когда государственные и муниципальные предприятия переходят в руки частных собственников.

Многие предприятия после национализации раннего советского периода успешно продолжают работу, одно из них – Уралтрансмаш, выпускающий, в том числе трамваи

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями – вы сможете подобрать подходящий для себя вариант. Высокая ставка до 9% годовых убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

Цели национализации

Политические – когда отношения между двумя странами ухудшаются, правительства обеих стран может принять решение о Н. предприятий, принадлежащих другой стране, чтобы обоюдно сократить национальный доход.

Предотвращение иностранного господства в экономике – наблюдается, когда правительство одной страны проводит Н. компаний другой страны на своей территории, чтобы сократить зависимость от иностранного капитала и минимизировать вероятность воздействия на экономику извне.

Потребность в большом капитале – компания хочет привлечь капитал для развития и может предложить государству национализировать бизнес или его часть, вложив в него необходимые средства.

Как происходит национализация

Разные страны проводят процесс Н. по-разному. Так, в России большевики единого акта о Н. не принимали, и она была юридически выражена в нескольких декретах, принятых с конца 1917 и в течение 1918 года, посвященных разным видам имущества (земле, недвижимости в городах, имуществу в банковской сфере, промышленному имуществу).

В чем выгода

Н. бывает целесообразной, особенно при растущих рисках безработицы или оттока иностранного капитала.

  • Обеспечивает стабильную поставку основных услуг.

Когда основные услуги, такие как водоснабжение, принадлежат частным лицам, это может создавать риски для граждан. Н. в таких случаях обеспечивает эффективность поставок.

  • Защищает стратегически важные отрасли .

Н. стратегически важного бизнеса связана с тем, что может быть опасно допускать, чтобы он находился в руках частного лица или иностранного инвестора.

  • Обеспечивает интересы всего общества .

Исходя из того, что целью правительства является обеспечение интересов общества, Н. предприятий, как правило, приносит больше пользы обществу в целом, чем когда эти предприятия принадлежали частным лицам, а еще обеспечивает удовлетворение общественных интересов и корректирует дисбаланс в средствах производства.

Одно из основных преимуществ Н. в том, что приобретение частных и иностранных компаний может приводить к значительному сокращению частной монополии.

Когда бизнес национализируется, может быть мобилизован крупный капитал для обеспечения крупномасштабных инвестиций.

За что критикуют

  • Низкая производительность и неэффективность национализированных предприятий .

Государственные предприятия нередко управляются неэффективно, что снижает их выручку.

Когда правительство берет на себя управление частным бизнесом, частная инициатива уменьшается, что также связано с отсутствием конкуренции.

В компаниях, принадлежащих и управляемых государством, нередко высок уровень коррупции.

Менеджмент, ориентированный на политику, а не экономику, может привести к нерациональному распределению ресурсов.

Например, государство контролирует весь нефтяной сектор, и частный сектор не может выйти на рынок, внедрить инновации. Это может привести к росту цен, снижению конкурентоспособности на этом участке по сравнению с зарубежными производителями.

Правительство США в 1984 г. национализировало Continental Illinois Bank and Trust, на фото его главный офис в Чикаго

Последствия и итоги национализации

В краткосрочной перспективе Н. может обеспечить приток доходов в государственный бюджет, но способна также сделать отрасль неконкурентоспособной и неустойчивой в долгосрочной перспективе. Зарубежные компании, начиная бизнес в другой стране, знают об этих рисках, о вероятности потери инвестиций и бизнеса в случае политической напряженности.

Основной результат Н. – государственные институты начинают получать доход от предприятия. Они же несут ответственность по обязательствам компании. Национализированные предприятия обычно не берут займы на внутреннем рынке кроме краткосрочных. Если они приносят прибыль, средства часто используются для финансирования других государственных расходов, таких как социальные программы или исследования, внедрение результатов которых способствует развитию государства.

Деньги, спрятанные под подушкой, обесцениваются. Сберегите средства от инфляции и заставьте накопления работать на вас. Откройте вклад в Совкомбанке со ставкой до 9% годовых. Гибкие условия сыграют вам на руку:

  • вы можете открыть вклад дистанционно;
  • управлять им не выходя из дома;
  • увеличить ставку, пользуясь картой «Халва».

Дополнительную сохранность средств обеспечивает государственная Система страхования вкладов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: