Может ли христианин подавать в суд

Обновлено: 27.04.2024

Если брать примеры из Библии, то можно заметить, что обращаться в суд можно. Пример этому апостол Павел, он защищал себя с помощью государственных законов. Можете прочитать книгу Деяние 25 главу ( если есть дома Библия.) .
Это пример для нас. Веменами нас могут притеснять и наши права. Поэтому будет мудро искать справедливости в суде. Часто судьи взвесив все за и против, могут помочь нам разрешить сложную ситуацию.
Сейчас Бог, не вмешивается в дела людей буквально, как это было в библейские времена. Мы не должны думать, что он чудом с небес разрешит наши трудности.

Верующие могут делать всё что не противоречит заповедям Господним, другой вопрос, что даже обратившись в суд, они не ненавидят своего оппонента, они просто ищут мирской справедливости как и любой человек.

К примеру убийцу вашего ребенка не будете ненавидеть? Только лишь справедливости искать? А если суд не накажет будете смиренно ждать когда бог накажет?

Угу, самосуд говорите не будете устраивать? А если застанете насильника на вашей дочке? Поможете ему слезть и проведете душеспаительную беседу, помолитесь и в суд пойдете?

Тата Тата Знаток (326) Да, Вы правы, что человек , даже верующий, не застрахован от каких- либо поступков.Однако ,действительно верующий , знает, что внешние условия жизни человека зависят от его внутреннего состояния. Меня тоже хотели изнасиловать трое и уменя была реальная возожность убить одного из них. я этого не сделала, хотя ни во что не верила тогда, потому что шестым чувством поняла, что сделаю только себе хуже. И в суд я не стала на них подавать, а позже узала, что они сами себя наказали

на Господа надо всегда уповать. что касается суда, то Он духом святым коснется его состава и Он осудит по истинному, но главный Его суд будет скоро

Всякая власть от Бога. А судьи кто?)


Тапкин* Просветленный (27459) Этот тоже?

Слово говорит что начальники, в том числе и судьи поставлены Богом. Так же Бог говорит что бы мы соблюдали закон. Обращение в суд это вполне законное мероприятие, по этому молитесь, и обращайтесь в суд. Но для того чтоб дать точный ответ, нужно знать вашу ситуацию

всё, что может делать человек --должен делать . Невозможное же человеку ---возможно БОГУ. Иисус показывает это нам на примере, когда воскрешает ЛАЗАРЯ ---ОН говорит ученикам--- отодвиньте камень! Показывая этим что то, что человек может делать ---должен делать, а свыше сделает ГОСПОДЬ, когда человек доверяет БОГУ принимать участие в различных обстоятельствах жизни человека. СЛОВО БОЖИЕ учит нас, что всякое начальство от БОГА --а суд совершается тогда, когда нарушается государственный закон --чтоб восторжествовала правда и справедливость, поэтому конечно верующий должен обратиться в суд если нарушаются его гражданские права по закону.

Жалкий тролль, пройдите сперва курсы повышения своей квалификации.. . Быть может качество ваших вопросов несколько увеличится.

"Ибо то, что назовут Законом на Земле есть Закон и на небесах".

Почему нельзя? Суд- это законное устройство. Но для христиан в Библии дается совет разрешать споры между собой, проявляя при этом любовь.

Написала в каментах, но все же решила еще сюда написать. Пишут тут "Мы верующие, никаких самосудов и актов возмездия не совершаем, мы не испытываем ненависти к недругам, а просто добиваемся справедливости" Ах-ах. . мы такие белые и пушистые!! ! Как же сказать то чтоб не материться? У нас одна женщина топором мужика зарубила. Сосед алкаш, зашел, девочка ему открыла, а тут мать, он так увлекся, что не заметил как она зашла, она топор взяла и рубанула. Я бы тоже так сделала. Знаете, не стала бы молитву над ним читать, а потом ненависти не испытывая заявление в суд нести. И если его оправдают ждать пока его бог накажет.

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи! ", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

День Суда. К Иисус идут "многие"(ст. 22). Кто же они? Из слов Спасителя мы видим, что эти "многие" в земной жизни называли Иисуса Христа своим Господом! Спасителем! Наверняка поклонялись ему (или это им так казалось!) . Они много делали разных религиозных действий (ст. 22), были активны, делательны.. . Они идут ко Христу с радостью, очевидно ожидая, что сейчас получат похвалу.. . Мол, Иисус сейчас скажет: "А-а-а! Мои дорогие! Я вас заждался! Наконец-то! Сотрудники мои. " А им, как гром среди ясного неба слова Спасителя: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня".
Шок! Почему? Разве мы не взывали: "Господи! Господи! "? Разве мы "не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? " А Иисус им отвечает. Да совсем не так, как они ожидали. Он не стал их укорять, что они делали мало, были мало активны, делали не то.. . Он отвечает им то, что опять их шокирует!

"отойдите от Меня, делающие беззаконие"

Почему же многие современные христиане потеряли страх Божий заменив его на только любовь? Почему они не признают Закон и заповеди Господни? Почему они настолько самоуверенны (горделивы) , что уверены, что уже "достигли рая"?

В мире, в котором мы живем, нас окружает множество соблазнов. И зачастую для христианина соблазном становятся взаимоотношения со светской властью: не всегда ясно, как правильно реагировать на спорные вопросы. Суд – именно такой случай. Стоит ли христианину опасаться суда по каким-либо причинам? Судились ли древние христиане?

Об этом мы расспросили кандидата юридических наук, преподавателя, доцента Сретенской семинарии и адвоката Федора Алексеевича Куприянова.


"Распни его". Худ. Иван Глазунов

– Федор Алексеевич, как вы смотрите на участие христианина в судебном разбирательстве?

– Я как адвокат не вижу проблемы для христианина, в том, чтобы участвовать в судебном процессе. Более того, зачастую свои права можно защитить только таким путем. Например, вступить в права наследования по истечении шестимесячного срока через подачу соответствующего заявления нотариусу можно только через суд. В данном случае христианин вполне может судиться. Или если на него наложен незаконный штраф. Христианин может оспорить наложение штрафа в компетентных органах. То же самое касается взыскания долга, потому что в данном случае защищаются права не только самого христианина, но и его семьи. Это касается и авторских прав, патентных прав и так далее.

Если христианин не будет защищать свои права, то государство может «сойти с рельс» правового решения. Против христиан в таком случае может развернуться кампания по завладению имуществом и так далее. Он будет проигрывать любой суд априори: будет признан виновным, потому что не защищается.


Основным заблуждением по поводу суда является мнение, что суд устанавливает объективную истину. Это не так. В суде всегда устанавливается субъективная истина на основании доказательств. Приведу пример. Если один человек подаст иск о возврате ему живого розового слона в сиреневую полоску, а второй признает этот иск, то суд не имеет возможности отказать им в данном иске. Он удовлетворит иск, признав существование живого розового слона в сиреневую полоску. Это и есть установление субъективной истины. Суд не имеет права выходить за пределы и говорить, что такого слона не существует, если документы на него есть. Поэтому часто успех в суде зависит от квалификации адвокатов. Тот, кто предоставляет мало доказательств, ухудшает позицию своего клиента, потому что не позволяет суду установить эту субъективную истину на основании доказательств.

Мне часто приходится говорить о защите прав и об оскорблении чувств верующих. В частности, о том, что прощение не всегда приводит к прекращению уголовного процесса, потому что примирение сторон должно быть обоюдным. Если другая сторона не хочет признавать свою вину и не просит прощения, соответственно, у нее нет намерения примириться. В этом случае судопроизводство не прекратится, даже если есть воля христианина на его прекращение.

В свое время, как вы помните, князь Владимир, став христианином, перестал приводить в исполнение приговоры, что привело к увеличению количества преступников. Вот вам пример якобы христианского отношения к суду.

– В чем разница между пониманием суда в Ветхом и Новом Завете?

– Если говорить об уголовном процессе, то еще в Ветхом Завете было строгое указание на то, что следует защищаться, а также тщательно изучать доказательства. Сторона обвинения должна была предоставить доказательства виновности, а обвиняемый и его адвокат в свою очередь – доказательство невиновности. Но я не вижу никакой разницы в понимании суда в Ветхом и Новом Завете, потому что заповедь «не лжесвидетельствуй» сохраняется, запрет на превратное судопроизводство – тоже, и так далее. Я полагаю, что сами судьи все же должны следовать нормам христианской морали.

– На что опирался суд в Древнем Израиле?

– У древних евреев светские суды были и религиозными. Приговоры выносились на основании религиозных норм. Были синедрионы, состоящие из многих судей – из священников и левитов.

– Судились ли первые христиане?

– Мы знаем великомученицу Екатерину, которая выступала в свою защиту перед императором, как и многие другие мученики. Они защищали свою веру и свое право на вероисповедание – в суде императора. Да, в итоге они принимали мученический венец, но в суде-то они участвовали, не молчали.

И еще могу привести такой пример. Во время суда над Христом первосвященник спросил, почему Он ничего не отвечает на обвинения. Христос ему сказал, что никогда не говорил тайно, а явно, и что пусть вызовут тех, кто Его слышал как свидетелей. При этом слуга первосвященника бьет Христа ладонью по щеке. Почему он это делает? Потому что на самом деле Христос, выражаясь юридическим языком, воспользовался Своим правом на ходатайство о вызове свидетелей. А вызов свидетелей всегда сопряжен с отложением судебного заседания. У синедриона не было на это времени, им необходимо было осудить Христа как можно скорее. Поэтому они не дали говорить Спасителю. Из этого случая мы видим, что Господь пользовался Своими правами в суде. Но этот суд был незаконным!


В связи с поступающими в Московскую Патриархию обращениями, касающимися порядка подачи заявлений и рассмотрения дел, Общецерковный суд считает нужным дать следующие разъяснения.

1. Согласно Положению о церковном суде Русской Православной Церкви, «церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви» (статья 2 Положения). Безоговорочно осуждая грех, Церковь определяет свое отношение к согрешившему в зависимости от наличия или отсутствия у него стремления к покаянию и исправлению совершенных поступков. При необходимости на грешника может быть наложена епитимия, а в некоторых случаях становится необходимым то суждение Церкви, о котором сказал Спаситель, поясняя, как следует поступать в отношении согрешающего и не поддающегося увещеваниям члена Церкви: «Скажи [о нем] церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Дела по нарушениям нравственных норм или церковного порядка, влекущим за собой длительные или окончательные прещения, рассматриваются либо епископами, либо церковными судами различной инстанции. В частности, совершение некоторых грехов несовместимо с пребыванием человека в священном сане. В таких случаях каждый епископ обладает каноническим правом лишить сана подведомственного ему священнослужителя, а в отношении епископов таким правом обладают Архиерейский Собор и Священный Синод. Вместе с тем, в современной практике Русской Православной Церкви, закрепленной в Положении о церковном суде, дела о лишении сана рассматриваются в церковных судах, решения которых затем утверждаются в установленном Положением о церковном суде порядке.

2. Памятуя о несправедливых судах, которыми были подвергнуты Спаситель и апостолы, церковные судьи призваны с особой тщательностью исследовать рассматриваемые ими дела, дабы, вынося суждение о виновности или невиновности обвиняемого, избежать несправедливого осуждения. Канонические правила Православной Церкви, определяющие судебные процедуры (в частности, правила святых апостол 74 и 75, правила II Вселенского Собора 6 и IV Вселенского Собора 21, правила Карфагенского Собора 8, 19, 132-133 [147] и другие), направлены на обеспечение справедливости судебного процесса, в том числе посредством исключения ложных обвинений. В ходе изучения дела обвинители должны представить судьям доказательства, убедительно свидетельствующие о заявляемых фактах. Свидетельства очевидцев принимаются в том случае, если таковых будет двое или трое, дабы, по слову Спасителя, «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18, 16; сравн. правило святых апостол 75). Апостол Павел, последуя Пастыреначальнику, указывает Ефесскому епископу Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5, 19).

3. Упомянутые каноны являются источником значительной части норм, установленных Положением о церковном суде с учетом современных реалий церковного бытия и направленных на создание условий для справедливого рассмотрения дел. В условиях становления системы церковных судов, реализуя в своей деятельности цель восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни, а также руководствуясь принципом справедливости, — Общецерковный суд расширительно толкует нормы, касающиеся определения его юрисдикционной подведомственности. Так, Общецерковный суд неоднократно рассматривал апелляции на решения епархиальных судов без удовлетворения предусмотренного Положением о церковном суде требования о рассмотрении такой апелляции на повторном заседании того же епархиального суда, который принял первое решение. В исключительных случаях, решением председателя Общецерковного суда по материалам проведенного расследования подобный подход может быть применен к решению вопроса о юрисдикционной подведомственности Общецерковному суду судебных дел по заявлениям от лиц, не обладающих правом на обращение в Общецерковный суд в соответствии с Положением о церковном суде.

4. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси прием и предварительное изучение поступающих на его имя или на имя председателя Общецерковного суда апелляций и заявлений о церковных правонарушениях, совершенных лицами, подсудными Общецерковному суду, осуществляется Управлением делами Московской Патриархии. Последнее уполномочено осуществлять сбор и предварительную оценку доказательств по делу, предоставляемых заявителем. После сбора материалов дело передается Управлением делами Московской Патриархии в Общецерковный суд согласно установленной процедуре.

Здравствуйте, братья и сестры! Я хотел бы узнать ваше мнение по следующим вопросам:

1. Нормально ли вообще православному христианину участвовать в гражданских судах, подавать на кого-либо (физическое лицо, организацию) в суд в связи с нарушением его прав или прав организации, не является ли это грехом? Какие есть мнения Святых Отцов Церкви о гражданском и уголовном судопроизводстве? Например, отец Паисий Святогорец в книге ("Духовная борьба") сетовал, что христиане дошли до того, что подают друг на друга в суд. И также он говорил, что установка "иметь право" - это мирская логика. Есть ли другие мнения?
2. Аналогичный вопрос об уголовных судах: можно ли подавать в суд на кого-либо?
3. Аналогичный вопрос о правозащитной деятельности и юридическом просвещении населения вообще: можно ли этим заниматься православному или нет?

Вопросы очень серьезные, и я бы хотел в них досконально разобраться.

Обоснуйте, пожалуйста, свои мнения на Библии, учении Церкви (в том числе Соборных постановлениях РПЦ), если есть, и на творениях Святых Отцов с приведением ссылок. Спаси Бог!

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия

III.9 Взаимоотношения Церкви с судебной властью различных уровней должны ограничиваться представлением в случае необходимости интересов Церкви в суде. Церковь не вмешивается в непосредственное осуществление судебной властью ее функций и полномочий. Интересы Церкви в суде, за исключением крайней необходимости, представляют миряне, уполномоченные Священноначалием на соответствующем уровне (Халкид. 9). Внутрицерковные споры не должны выноситься на светский суд (Антиох. 12). Межконфессиональные конфликты, а также конфликты с раскольниками, не затрагивающие вопросов вероучения, могут выноситься в светский суд (Карф. 59).

IV. Христианская этика и светское право
Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам, независимо от того, насколько они совершенны или неудачны. Когда же исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения

дмитрий м

Участвовать в судах христианину можно, но не желательно. Стараясь дорасти до заповедей истинного покаяния:
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; (Христос)

Но если не по силам, то хотя бы как апостол Павел писал:
Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете [своими судьями] ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. 1Кор.6:1-10

А просвещать население справедливому мироустройству что ж плохого? Христос ведь суд не упразднил, но призвал к суду праведному тех кто ещё не способен несудиться вообще или поставлен на эту службу.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям.


Может ли христианин осуждать?

В связи с политкорректностью очень важно рассмотреть тему осуждения, ведь она актуальна и в православной среде. Действительно, христиане не должны осуждать, осуждение – это грех. Практически в любой книге о духовной жизни можно найти цитаты, подтверждающие эту мысль. Вот всего одна. Святитель Тихон Задонский: «Когда что худое увидишь в твоем ближнем, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, дабы в такой же порок не впасть, потому что мы – немощные, и с нами может случиться то же или даже еще худшее».

Но, конечно, главный аргумент против осуждения – это слова Спасителя в Евангелии от Матфея: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7, 1). Однако чуть позже в том же Евангелии Господь прямо повелевает обличать согрешившего брата (Мф.18, 15-17). Да и Сам порой говорит весьма нелицеприятно: «лицемеры», «сын погибели», «род лукавый и прелюбодейный»…

Разве не обличал грешников Иоанн Креститель? «Порождения ехиднины! – обратился он к фарисеям и саддукеям. – Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3, 7). Он не побоялся осудить даже самого царя Ирода, за что и поплатился головой…

Какой же вывод можно сделать? Можно ли осуждать или нужно следовать словам «не судите, да не судимы будете». Разрешимо ли это противоречие? Сами разрешать его мы не дерзаем, поэтому обратимся к писаниям святых отцов Православной Церкви.

Василий ВеликийСвятитель Василий Великий на рассматриваемую нами тему пишет: «Поскольку Господь иногда говорит: «Не судите по наружности», а иногда повелевает: «Но судите судом праведным» (Ин.7, 24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда… Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения…» (1 Кор.4, 5). Но защищать суды Божии – непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия…» (Алфавит духовный. М., Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2006. с.332-333).

История Вселенских соборов, жития святых ярко иллюстрируют нам это поучение. Вот, например, как противостояли Брестской унии 1596 года верные пастыри Православной Церкви. Иоанн Вышенский, уроженец Судовой Вышни под Львовом, подвизавшийся на Афоне, слал своим соотечественникам вдохновляющие послания. Короля Сигизмунда III, боровшегося с православными и всячески способствовавшего укреплению униатов, он называл «дьяволом в короне». А в «Послании к епископам, которые отступили от православия», писал: «Для чего именем христианским безстыдно осмеливаетесь себя называть, если чести этого имени не уважаете. Будьте прокляты вы, (униатские) владыки, архимандриты, игумены, которые опустошили (православные) монастыри и сделали себе из святых мест имения, сами вместе с друзьями и слугами проводите там развратную и животную жизнь, возлежа на святых местах… а в монастырях нет монашеской жизни, нет пения и молитвы, воют псы…» (Гайдук Н. Брестская уния 1596 года. Минск, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 1996. с.68). А святитель Афанасий Брестский проклинал унию даже перед своей казнью, стоя на краю выкопанной для него могилы. Как видим, совершенно никакой политкорректности там не было.

В согласии со святителем Василием Великим рассуждал и святитель Иоанн Златоуст. Поясняя изречение Господа «не судите, да не судимы будете», он говорил о том, что Спаситель не всех и не за все запрещает судить, а только если человек, будучи исполнен безчисленных грехов, порицает другого за маловажные проступки. Это рассуждение приводит в своем труде «Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение» фактически наш современник, архиепископ Аверкий (Таушев). Увидев ужасы кровавой богоборческой революции в России, а потом попав на Запад и убедившись, что либерально-демократическая идеология и там производит ползучий богоборческий переворот, он прекрасно понимал, каким тоталитаризмом греха чревата в современных условиях проповедь тотального неосуждения: «А теперь, в переживаемое наше страшное время циничного и откровенного лютого безбожия, мы, как христиане, верные Христу Спасителю и Его Истинной Церкви, не можем не осуждать со всей решительностью безбожников и кощунников, лютых богоборцев, стремящихся искоренить во всем мире веру Христову и разрушить Святую Церковь, осквернивших Отечество наше и надругавшимися над нашими святынями… Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное толстовское учение о непротивлении злу: всякий истинный христианин непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его ни встречал. …Мы осуждаем слуг грядущего антихриста и самого антихриста. Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются убедить нас в этом современные умники – неохристиане, исполненные какой-то необыкновенной сверхлюбви и всеохватывающего прощения?»

Архиепископ Аверкий пишет и о том, кому выгодно подобное всепрощение: «Совсем никого и ни за что не осуждать – такого настроения в современном христианском обществе только и хотят добиться слуги грядущего антихриста для того, чтобы им легко и просторно было действовать, подготовляя в мире обстановку, благоприятную для скорейшего воцарения их властелина. Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть не ясно, что безусловное всепрощение нужно лишь врагу Христову антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы со злом, охотно приняли его, а затем и самого антихриста, не помышляя о борьбе с ним?»

О том же говорил в 1925 году и Иван Ильин: «Если я, не вмешиваясь, предоставляю свободу злодею духовно губить и кощунствовать, то я соучаствую в его злодеяниях. Где расточенная доброта попирается свирепыми животными (Мф.7, 6), там необходимы гроза, страх, меч и страдание. А не говорить злу ни «да» ни «нет», значит сказать ему «да», поэтому прячущийся вовсе не выжидает, а предает, ибо молчанием предается Бог» (Новый Век. 2006. №3, (36)).

Эту же позицию подтвердил в свое время и приснопамятный Святейший Патриарх Алексий, говоря о необходимости активной борьбы с развращением детей и молодежи: «Если мы будем молчать, нас просто уничтожат».

Итак, осуждение осуждению рознь. По каким же критериям, кроме лицемерия и ханжества (когда, не обращая внимание на бревно в своем глазу, возмущаются сучком в чужом), предлагают святые и праведники Православной Церкви опознавать греховное осуждение?

Критерии эти в сердце человека. Что им руководит? Он действительно печется о Божественной истине или хочет свести личные счеты, унизить кого-то из зависти к его успеху, показать себя, получить какую-то выгоду? Современно выражаясь, есть ли у него скрытая греховная мотивация? Со стороны понять это далеко не всегда возможно, но христианин, который не хочет впадать в грех осуждения, должен внимательно прислушиваться к себе, испытывать свою совесть.

Важно и не распаляться злобой. Авва Макарий сказал: «Если ты, делая кому-либо выговор, придешь в гнев, то удовлетворишь своей страсти. Таким образом, чтобы спасти другого, ты не погуби самого себя» (Древний патерик. М., Планета, 1991. с.52).

И архиепископ Аверкий говорит, что «запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение его злых поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему со стороны человека, который сам так же грешит или даже еще больше, не думая о своем собственном исправлении».

Запрещаются и сплетни, злые пересуды, злоречие. Они ведь тоже часто происходят не из желания установить истину, а из тщеславия, излишней подозрительности, склонности замечать в окружающих только дурное, мизантропии.

«Иными словами, — подытоживает архиепископ Аверкий, — запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего, на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот, даже необходима, дабы мы не стали в конце концов относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире»…

Не нужно спешить с осуждением не постящегося человека. Мало ли по каким обстоятельствам это происходит? Может, он забыл, что день постный… Или не может выдержать по слабости здоровья, или – что чаще – по слабости воли. То есть это его личный грех, за который он сам и ответит.

Но если человек возводит несоблюдение поста в принцип и к тому же стремится распространить его на других, молчать нельзя. И уж тем более не следовало бы это делать, если бы кому-нибудь вздумалось «модернизировать» таким образом Церковь, заявив, что католики посты практически отменили. Чем мы хуже?

А вот про содомитов …не следует говорить, что пусть они у себя дома занимаются, чем хотят, лишь бы парад на Красной площади не устраивали и не рекламировали свой образ жизни. Содомия (как и разврат вообще) не личное дело каждого. Это воронка, в которую мало-помалу втягивается все больше людей, в том числе юношей, подростков и даже маленьких детей. Так что содомию необходимо осуждать, не дожидаясь, пока содомиты явятся в школы. И не только осуждать, но и карать по закону, о чем недвусмысленно говорит Священное Писание…

По книге «Бомбы в сахарной глазури. Технологии обмана». Медведева И. Я., Шишова Т. Л. – Рязань, «Зерна — Слово», 2012г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: