Может ли государственное казенное учреждение быть признано несостоятельным банкротом по решению суда

Обновлено: 28.03.2024

31.07.2020 опубликован Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина», который вступает в силу с 1 сентября 2020 года.

Возбуждение и срок процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅Предусмотрены два условия для возбуждения процедуры внесудебного банкротства гражданина (в совокупности):

- общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей по основному долгу (в том числе по обязательствам, срок исполнения которых не наступил, и обязательствам по уплате алиментов) составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей;

- окончание исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (независимо от объема и состава требований взыскателя), а также отсутствие иного возбужденного исполнительного производства после возвращения исполнительного листа взыскателю.

Соответствие таким условиям предполагается.

✅Процедура внесудебного банкротства гражданина может быть возбуждена только по заявлению самого гражданина. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган не наделены правом на обращение с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.

✅Во внесудебном порядке могут быть признаны банкротом как гражданин (физическое лицо), так и индивидуальный предприниматель.

✅Обязательства гражданина по договору поручительства учитываются независимо от просрочки основного должника.

✅Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении возникновения права гражданина на обращение с заявлением о признании банкротом во внесудебном порядке.

✅Процедура внесудебного банкротства гражданина сроком шесть месяцев осуществляется через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания гражданина путем включения соответствующих сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ).

При обращении в МФЦ гражданину нужно заполнить заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 04.08.2020 № 497, и список кредиторов по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 05.08.2015 № 530.

В заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке также указываются известные гражданину сведения о кредитных организациях, с которыми у него заключен договор банковского счета (вклада).

✅Рассмотрение заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ и включение сведений в ЕФРСБ осуществляется без взимания платы.

✅Установлен один рабочий день на рассмотрение МФЦ заявления гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке и три рабочих дня – на включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ либо на возвращение заявления.

МФЦ проверяет наличие сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю, а также отсутствие сведений о ведении иных исполнительных производств, возбужденных после даты возвращения исполнительного документа взыскателю и не оконченных или не прекращенных на момент проверки сведений, с использованием общедоступных сведений банка данных в исполнительном производстве, размещенных на сайте Федеральной службы судебных приставов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

✅Заявление гражданина подлежит возвращению, если в банке данных об исполнительном производстве не содержатся сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю либо имеется не оконченное или не прекращенное исполнительное производство. Повторное обращение в МФЦ возможно через месяц. Возврат заявления может быть обжалован в арбитражный суд по месту жительства гражданина.

✅В ЕФРСБ размещаются идентифицирующие сведения о гражданине, его кредиторах и размере их требований.

✅МФЦ направляет копию уведомления о включении в ЕФРСБ сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства: в кредитные организации, с которыми у гражданина заключен договор банковского счета (вклада), в суд общей юрисдикции, в службу судебных приставов по месту жительства гражданина, уполномоченному органу, а также в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Последствия возбуждения процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅Со дня включения в ЕФРСБ сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина наступают следующие последствия:

1. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке (за исключением требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе требований, не заявленных при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке (далее - требования, на которые мораторий не распространяется).

В случае поступления в службу судебных приставов исполнительного документа по требованиям, указанным в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, выносится постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

2. срок исполнения обязательств гражданина, возникших до дня включения в ЕФРСБ сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина, считается наступившим (за исключением требований, на которых мораторий не распространяется);

3. прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина (за исключением требований, на которых мораторий не распространяется);

4. исполнительные документы не могут быть направлены в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем и подлежат предъявлению лишь в службу судебных приставов;

5. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина (за исключением исполнительных документов по требованиям, на которые мораторий не распространяется).

Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства в ЕФРСБ.

6. судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества гражданина, наложенные в целях обеспечения исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Новые аресты на имущество должника-гражданина и иные ограничения распоряжения этим имуществом могут быть наложены только в целях обеспечения исполнения исполнительных документов по требованиям, не указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, а также по требованиям, на которых мораторий не распространяется;

7. устанавливается запрет на совершение сделок по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иных обеспечительных сделок.

✅В течение срока процедуры внесудебного банкротства гражданина кредиторы, указанные в списке кредиторов, имеют право запрашивать у регистрирующих органов информацию об имуществе гражданина посредством системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, утвержденном Правительством РФ.

Со дня включения в ЕФРСБ сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина согласие гражданина-должника на предоставление органами, осуществляющими государственную регистрацию или иной учет (регистрацию), имеющихся у них сведений кредиторам считается предоставленным.

Прекращение процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅В случае поступления в течение процедуры внесудебного банкротства гражданина в собственность гражданина имущества (в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар) или иного существенного изменения имущественного положения гражданина процедура внесудебного банкротства гражданина прекращается.

Гражданин обязан в течение пяти рабочих дней уведомить об этом МФЦ. В случае неисполнения гражданином этой обязанности кредитор, указанный в списке кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом.

Не позднее трех рабочих дней со дня получения от гражданина уведомления МФЦ включает в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅Гражданин, в отношении которого возбуждена процедура внесудебного банкротства, может быть признан банкротом в арбитражном суде по заявлению кредитора, не указанного в списке кредиторов.

✅Гражданин, в отношении которого возбуждена процедура внесудебного банкротства, может быть признан банкротом в арбитражном суде по заявлению кредитора, указанного в списке кредиторов, в любом из следующих случаев:

- указание задолженности перед ним не в полном объеме, существенно влияющем на признание гражданина банкротом во внесудебном порядке;

- обнаружение принадлежащих должнику имущества или имущественных прав, подлежащих государственной регистрации или иному учету (регистрации);

- наличие вступившего в законную силу решения суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной;

- неисполнение гражданином обязанности по уведомлению МФЦ о существенном изменении своего имущественного положения.

✅Процедура внесудебного банкротства гражданина прекращается со дня введения арбитражным судом процедуры реструктуризации долгов гражданина.

Арбитражный суд в течение трех рабочих дней направляет копию определения о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина в МФЦ, который в течение трех рабочих дней вносит в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅МФЦ направляет копию уведомления о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Завершение процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅По истечении шести месяцев со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ процедура завершается и гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей.

Задолженность гражданина перед кредиторами, указанными им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, признается безнадежной задолженностью.

✅Гражданин, процедура внесудебного банкротства в отношении которого завершена, не освобождается от следующих обязательств:

- не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке;

- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора;

- в случае, если вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данной процедуре внесудебного банкротства гражданина;

- в случае, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором основано требование в процедуре внесудебного банкротства гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество (далее – обязательства, от исполнения которых гражданин не освобождается).

✅В день завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина МФЦ обязан включить в ЕФРСБ сведения о завершении такой процедуры.

✅С момента включения в ЕФРСБ сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по требованиям, указанным в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, за исключением исполнительных документов по требованиям, от исполнения которых гражданин не освобождается.

✅Если в заявлении гражданина о признании его банкротом во внесудебном порядке указана сумма требований кредитора, которая меньше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере суммы, указанной в заявлении. Если в таком заявлении указана сумма требований кредитора, которая больше действительной суммы требований кредитора, гражданин освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере действительной суммы его задолженности.

✅При завершении процедуры внесудебного банкротства в отношении гражданина, исключенного из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей менее чем за один год до подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, применяются следующие последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом:

- гражданин не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией в течение десяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅МФЦ направляет копию уведомления о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Последствия завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅В случае завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина применяются следующие последствия:

- гражданин не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства в течение пяти лет с даты завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина;

- гражданин не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом в течение трех лет с даты завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина;

- гражданин не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией в течение десяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина;

- гражданин не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями в течение пяти лет с даты завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина.

✅Гражданин вправе подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке повторно не ранее чем по истечении десяти лет после дня завершения процедуры внесудебного банкротства или дня ее прекращения.

Выводы.

Большое обсуждение этого института состоялось 6 августа 2020 года в Клубе цивилистов Журнала РШЧП совместно с Банкротным клубом, модератором которого выступил Андрей Егоров, а спикерами – Олег Зайцев, Рустем Мифтахутдинов, Даниил Савченко, Алексей Юхнин и Андрей Смирных.

По итогам этого мероприятия его участники поставили не менее пятидесяти сложных вопросов, связанных с осуществлением новой процедуры внесудебного банкротства гражданина.

Так, например, закон устанавливает правило о неосвобождении гражданина, процедура внесудебного банкротства в отношении которого завершена, от обязательств в случаях совершения им неправомерных действий при банкротстве или злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности (абзац первый пункта 2 статьи 223.6 Закона о банкротстве). Возникает вопрос о том, кто, в какой момент и каким образом вправе устанавливать факты недобросовестного поведения гражданина?

Спикеры пришли к выводу о том, что решение указанных вопросов не входит в компетенцию МФЦ и предложили кредиторам такого недобросовестного гражданина подавать в арбитражный суд преобразовательный иск к гражданину о не освобождении его от обязательств (имущественное требование, которое оплачивается государственной пошлиной, и может заявляться как в ходе процедуры внесудебного банкротства гражданина, так и после ее завершения в течение общего трехлетнего срока исковой давности) либо в порядке главы 24 АПК РФ обжаловать действия МФЦ по включению сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ.

Закон также предусматривает ограниченный перечень случаев, при которых кредитор, указанный в списке кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом гражданина после возбуждения процедуры внесудебного банкротства (подпункт 2 пункта 2 статьи 223.5 Закона о банкротстве).

При этом остается открытым вопрос, что делать такому кредитору в случае выявления фактов сокрытия гражданином имущества или незаконной передачи гражданином имущества третьим лицам, помимо подачи таким кредитором иска о признании сделки должника недействительной?

Участники вышеуказанного обсуждения предложили кредитору в этом случае обращаться в арбитражный суд с заявлением о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина и возбуждении дела о банкротстве либо оспаривать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Кроме того, спикеры напомнили, что закон не препятствует кредитору производить взыскание задолженности с гражданина в судебном порядке и в ходе процедуры его внесудебного банкротства.

С этими и другими сложными вопросами практики применения новых положений закона о внесудебном банкротстве гражданина можно ознакомиться, посмотрев запись этого «звездного» мероприятия на сайте журнала РШЧП.

Мой экспертный комментарий о недостатках в Федеральном законе от 31.07.2020 № 289-ФЗ о внесудебном банкротстве граждан и о том, с какими проблемами могут столкнуться кредиторы, а также граждане-должники при таком банкротстве, можно найти в свежем номере газеты "ЭЖ-Юрист" № 32 (1133) 2020.

Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство казенного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Банкротство казенного учреждения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 N 17АП-4891/2022-ГК по делу N А50-31815/2021
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено. Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на то, что ответчик является казенным учреждением, финансируется за счет бюджетных средств, в отношении него не может быть возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), задолженность перед истцом в любом случае будет оплачена, апелляционным судом не принимаются, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для снижения неустойки по ст. 333 ГК РФ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Банкротство казенного учреждения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография"
(Гутников О.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2019) Следует отметить, что не все юридические лица могут быть ликвидированы в процессе банкротства. В частности, согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ не могут быть признаны банкротом казенное предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация. Не может быть признана банкротом и государственная корпорация (государственная компания), за исключением случаев, прямо предусмотренных соответствующим законом. В то же время в интересах защиты кредиторов нормы о возможности привлечения к субсидиарной или деликтной корпоративной ответственности учредителей и иных лиц перед кредиторами за их виновные действия должны действовать также и в отношении этих юридических лиц, если при их ликвидации для удовлетворения требований кредиторов недостаточно их имущества. Это актуально в том числе и для учреждений, по обязательствам которых собственник вообще иногда ничем не отвечает (например, автономное и бюджетное учреждение, по обязательствам которых собственник несет ответственность лишь в связи с причинением вреда гражданам).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Что нужно знать российскому банку при банкротстве казахстанского заемщика
(Отеген Д.)
("Международные банковские операции", 2020, N 1) Закон о банкротстве не применяется к казенным предприятиям и учреждениям, накопительным пенсионным фондам, банкам, страховым (перестраховочным) организациям, поэтому речь в статье пойдет о банкротстве юридических лиц, не перечисленных выше.

Нормативные акты: Банкротство казенного учреждения

Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 2. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о банкротстве действие настоящего Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Признание бюджетного учреждения банкротом" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Оценка банкротства казенного учреждения

Данное определение дано в статье 2 федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)». Однако признать банкротом можно не любое юридическое лицо. Так, статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).

Также этот механизм предусматривает усиление ответственности первых руководителей за результаты коммерческой деятельности вверенных им предприятий и учреждений. Например, если задолженность учреждения бюджетной формы выше установленного норматива, то законом предусматривается императивное требование увольнения руководителя. Такой метод как раз позволяет в критических ситуациях оставить предприятие на плаву, не позволяя ему опуститься до уровня банкрота.

Механизм процедуры

То же самое касается и финансирования, которое, как и ранее, производится из бюджета. Однако деление на эти формы изменяет роль государства в «жизни» этих предприятий, что позволяет развиваться им более стабильно.

Отчётность, используемая для анализа показателей государственных (муниципальных) учреждений и федеральных казённых учреждений, крайне похожа, что позволяет одинаково анализировать финансовое состояние и показатели работы таких организаций.

Примечания к анализу государственного (муниципального) учреждения

  • баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130)
  • и отчёт о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503121).

Примечания к анализу федерального казённого учреждения

  1. Анализ основных показателей
    1. Абсолютные экономические показатели
    2. Относительные экономические показатели
    1. Динамика и структура активов и пассивов
    2. Динамика и структура финансовых результатов
    3. Динамика и структура операций с нефинансовыми, финансовыми активами и обязательствами
    1. Платёжеспособность и ликвидность
    2. Финансовая устойчивость
    3. Деловая активность

    Продолжительность финансового оздоровления – 2 года (статья 80 ФЗ № 127). В процессе ее осуществления начальство некоммерческой организации остается на рабочих местах, однако их действия ограничиваются.
    Прежде чем заключить какую-либо сделку, понадобится согласие административного управляющего. Документы, необходимые для проведения процедуры:

    В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г.

    Можно ли обанкротить частное образовательное учреждение

    Государство, через системы субсидий финансируя АУ, тоже является для него кредитором. Постановление 257 Правительства РФ от 29 мая 2004 года дает возможность контролировать движение финансов автономных учреждений и позволяет вовремя предотвратить ситуацию, угрожающую ему банкротством. Казначейство сообщает о проблеме учредителю, а тот уже принимает меры.

    Для начала что значит — субсидиарная? Это значит, что размер ответственности равен совокупному размеру всех требований кредиторов, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

    1. Ответственность за нарушение действующего законодательства

    • размер долга в рамках привлечения их к субсидиарной ответственности превышает 500 тысяч рублей;
    • и они не могут его погасить в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу решения суда о привлечении их к субсидиарной ответственности.

    5. Полная имущественная ответственность без банкротства

    Собственно за нарушение этих сроков руководителю, а также иным лицам, которые обязаны были принять соответствующее решение, и прилетит «субсидиарка». Своя, личная, персональная. Даже если в самом факте банкротства был невиноват.

    Автономные учреждения имеют самую большую степень финансовой свободы: они могут самостоятельно выбирать способ размещения заказа и держать счета в коммерческих банках. Бюджетные учреждения несколько ограничены в части выбора способа размещения заказов, и обязаны держать счета только в Федеральном казначействе. «В законе о бюджетных учреждениях есть норма, которая устанавливает жесткое требование к финансовой стабильности этого учреждения.

    Ключевое отличие от обычной организации

    Особенности правового положения казенных предприятий, режима имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» и «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».

    Банкротство бюджетного учреждения

    В соответствии с этим законом все бюджетные учреждения РФ могут иметь различную степень финансовой свободы. Она будет зависеть от эффективности управления дирекции предприятий своими денежными ресурсами.

    В ранее действовавшем Законе Республики Казахстан «О банкротстве» (действовавшего до 07 марта 2014 года), было дано определение конкурсного производства, под которым понималась процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота (несостоятельного должника) свободным от долгов.

    Лица, не подлежащие банкротству

    ввел ограничения в деятельности ГУПов. Во-первых, в нем четко прописывается, что руководитель унитарного предприятия назначается на должность собственником имущества. Практика показывает, что руководители ГУПов занимали руководящие должности в других организациях, зачастую в тех, через которые предприятие вело свои операции, тем самым, контролируя финансовые потоки и образование кредиторской задолженности.

    Казенное предприятие процедуру банкротства

    Основы правового положения казенных предприятий установлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1 (далее Закон об унитарных предприятиях).

    Федеральный закон №83 исключает признание банкротом муниципального учреждения. Поскольку все их имущество принадлежит самому государству, то и в случае закрытия организации или признания его банкротом, все имущество вернется обратно к государству, а значит требования кредиторов о погашении задолженности путем продажи имущества должника не могут быть выполнены. Ни одно судебное решение в пользу кредиторов на сегодняшний день не известно. Однако, есть вариант несения государственными организациями субсидиарной ответственности. Например, за долги ведомств, принадлежащих Российской академии сельскохозяйственных наук, отвечать перед кредитором будет сама академия.

    Таким образом, казенное учреждение не может быть признано банкротом, потому что оно не контролирует свою финансовую деятельность. Это за него делает государство. Однако, это не значит, что организацию с автономной или бюджетной формой деятельности легко признать банкротом. На деле судебная практика показывает, что сделать это практически невозможно.

    Банкротство бюджетного учреждения

    Бюджетные учреждения в условиях экономического кризиса не редко оказываются на грани банкротства. Но если механизм признания банкротом частной организации или физического лица в целом понятен каждому, то вопрос можно ли признать государственную организацию банкротом и как это сделать остается открытым.

    Они свою работу выполняют честно и поставляют коммунальные услуги в дома.У них существуют специальные договора, согласно которым и поставляются ресурсы, а в обмен за них сами поставщики получают оплату в том или ином виде. Если же сторона попросту не выполняет свою часть уговора, то поставщики коммунальных услуг имеют законное право просто «оборвать» все поставки в связи с большой задолженностью со стороны ТСЖ.Несмотря на то, что было написано

    Если же в уставе казенного учреждения будет указана фиксированная сумма крупной сделки, например, «крупной считается сделка, превышающая 1 млн руб.», то для совершения операций с денежными средствами или имуществом необходимо получить согласие собственника.

    Банкротство муниципального унитарного предприятия (несостоятельность)

    Часто упускается тот факт, что в деле могут быть замешаны люди, не имеющие непосредственного отношения к компании. К примеру, родственники владельца или топ-менеджеров. Но если будет доказано, что они влияли на принятие решений, то они также вынуждены будут нести долговые обязательства. А также потенциально возможно и привлечение к судопроизводству уголовного характера. Где ставкой станет не только имущество, но и свобода гражданина.

    Термин и понятие

    Иногда при заключении мирового соглашения могут появиться заинтересованные третьи лица. Таковыми становятся инвесторы, пожелавшие гасить долги и выполнять обязательства перед всеми заявленными кредиторами (поручители предприятия-должника). В этой роли выступают физические или юридические лица, которыми могут быть иностранные субъекты.

    Выплаты уволенным при банкротстве предприятия

    Существует несколько электронных торговых площадок, на которых регулярно проводятся торги. Наиболее крупной и прозрачной считается сайт Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Именно на него конкурсным управляющим выкладываются все сведения о банкротстве юридических лиц, информация о предстоящей распродаже и полный перечень имущества.

    Все три эти формы предполагают одно: собственником их является государство в лице Федеральной власти либо муниципальной. И либерализация их финансовой деятельности совсем не исключает финансирование их из бюджета.

    Возможно ли банкротство некоммерческих организаций?

    Причины двух различных подходов к ограничению конкурсноспособности государственных корпораций и фондов законодатель не объяснил, можно лишь предположить, что к фондам у него в этом смысле более «лояльное» отношение.

    Банкротство Казенных Предприятий

    Казенное предприятие — это унитарное предприятие на праве оперативного управления (ст.115 ГК РФ), которое может быть учреждено Правительством РФ (федеральное казенное предприятие), органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (муниципальное казенное предприятие) (ст.8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред.

    Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 4, статья 61) банкротство бюджетных учреждений невозможно. Они являются государственными учреждениями и не могут быть учреждениями частными.

    Этапы ведения дела

    • взыскание дебиторской задолженности;
    • закрытие неэффективных и нерентабельных производств;
    • продажа имущества, которая не имеет существенного значения для деятельности должника;
    • перепрофилирование деятельности.

    Внешнее управление: особенности реабилитационной процедуры

    1. Длительность до 18 месяцев, по решению суда может быть продлен на полгода.
    2. Прекращение полномочий руководителя.
    3. План внешнего управления является обязанностью арбитражного управляющего.
    4. Вводится мораторий на исполнение требований кредиторов. Если функционирование некоммерческой организации предполагает какую-либо предпринимательскую деятельность, во время этого этапа организация может осуществлять это направление, не исполняя своих обязательств.
    1. Сначала представителем должника (кредитора) в арбитраж предъявляется письменное заявление. В нем указываются все данные банкротящегося юр. лица, сведения об имеющихся долгах, обоснование невозможности исполнения обязательств. К заявлению прилагаются необходимые документы, оплачивается госпошлина в размере 6000 руб.
    2. Если предъявленное в суд заявление соответствует всем требованиям, то выносится определение о принятии его к производству, в котором предлагается кандидатура арбитражного управляющего.
    3. При рассмотрении банкротного дела к МУП могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
    4. Если оздоровительные процедуры не принесли эффекта, то суд признает предприятие несостоятельным и ликвидирует его. Для рассмотрения банкротных дел устанавливается семимесячный срок, но он может продлеваться.

    Принципиальные отличия Банкротство казенных формирований регулируется специальными нормами, а не ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это исключение из него, но МУП – не казенные предприятия, не следует путать эти два понятия.

    Можно ли обанкротить казенное предприятие

    • обеспечивать охрану и контроль за имуществом банкрота;
    • в срок не позднее 7 рабочих дней с момента установления лиц, имеющих задолженность перед банкротом, предъявить требования о взыскании этой задолженности в судебном порядке, за исключением случаев, когда комитет кредиторов принял решение о продаже дебиторской задолженности;
    • выявлять сделки, совершенные должником с нарушением требований настоящего Закона до признания его банкротом, и предъявлять требования о признании их недействительными либо о возврате имущества в судебном порядке, в том числе по ходатайству кредитора, выявившего такую сделку;
    • разработать план продажи имущества (активов) банкрота и осуществлять его реализацию;
    • вести реестр требований кредиторов;
    • осуществлять расчеты с кредиторами в течение 7 рабочих дней после принятия комитетом кредиторов решения о переходе к расчетам;
    • в случае вынесения судебного акта судом, затрагивающего интересы банкрота и его кредиторов, в течение 5 рабочих дней с момента его получения представить комитету кредиторов его копию для рассмотрения вопроса об обжаловании данного судебного акта, если иное не установлено договором о проведении процедуры банкротства с банкротным управляющим;
    • иные полномочия, предусмотренные Законом «О реабилитации и банкротстве».
    • документы о наличии задолженности и неспособности удовлетворить требования кредиторов;
    • учредительные документы должника;
    • бухбаланс на последнюю отчетную дату;
    • список кредиторов с включением сумм задолженностей и места их нахождения.
    • отказ признания должника банкротом;
    • введение одного из следующих видов процедур: наблюдения, реабилитирующего финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения;
    • признание некоммерческой организации банкротом и открытие в отношении ее процедуры конкурсного производства;
    • решение, что дело о банкротстве прекращено.

    Этапы процедуры банкротства

    Если до завершения ликвидации кредитор подаст исковое заявление, должника можно будет привлечь к субсидиарной ответственности. Если кредитор не подал заявление во время ликвидации, он рискует остаться без удовлетворения своих требований, что необходимо иметь в виду.

    Максимально жестко регламентируется деятельность казенных учреждений. Им дозволено осуществлять хозяйствование строго в рамках федерального бюджета. Чаще всего это обусловлено их ведомственной принадлежностью к министерству обороны, МЧС и т.д.

    Формы бюджетных учреждений

    О приближающемся банкротстве организации всегда можно понять по активизации деятельности ее руководства. Под угрозой признания учреждения несостоятельным, его первые лица начинают заниматься распродажей имущества. Это является решением собственника, а действующий руководитель лишь исполняет его волю. Цель таких действий — недопущения попадания активов в конкурсную массу.

    Банкротство бюджетного учреждения: судебная практика

    До обращения в арбитражный суд кредиторы обычно предпринимают попытки принудить учреждение рассчитаться по долгам. При полном отсутствии средств у должника, наступает субсидиарная ответственность, дающая кредитору возможность взыскать недополученные средства с его поручителя. Когда вопрос остается неразрешимым, возникает угроза признания банкротства. Это правомерно для любых юридических лиц, кроме бюджетных.

    Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Правовой статус субъектов в банкротстве" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.


    Статус должника в процедуре банкротства

    Должник в процессе банкротства – это гражданин, предприниматель или организация, не имеющие финансовой возможности своевременно оплатить долги кредиторам по договорным обязательствам, налогам, заработной плате.

    Статус должника, связанный с финансовой несостоятельностью, регламентируется Законом о банкротстве, который наделяет всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, определенными правами и обязанностями.

    Статус должника может быть присвоен:

    • гражданину, имеющему личные долги;
    • предприниматель, не расплатившийся с коммерческими долгами;
    • организация с убыточным бизнесом.

    Кто может быть признан несостоятельным

    Прежде чем рассматривать тонкости юридического положения сторон, участвующих в деле о банкротстве, стоит разобраться, по отношению к каким категориям субъектов российское законодательство вообще позволяет применять процедуры несостоятельности.

    Гражданский кодекс в 65 статье определяет, что несостоятельными могут быть признаны все юрлица-должники, за исключением таких категорий организаций:

    • политпартии;
    • церкви, религиозные общины и их объединения;
    • публично-правовые компании;
    • казенные предприятия федерального уровня;
    • государственные корпорации, фонды и компании, создаваемые отдельным Законом, если такой Закон не содержит прямого указания на возможность признания их банкротом.

    Федеральным законом о банкротстве (№ 127-ФЗ) в главе 10 предусмотрена также возможность несостоятельности граждан-должников, включая индивидуальных предпринимателей.

    Особенности статуса

    На практике правовой статус должника получают физические лица и юридические компании в случае отказа от выполнения своих обязательств. Освобождение осуществляется при отсутствии вины заемщика в сложившейся ситуации. Обязательство отклоняется при неправомерных действий кредитора и других причин. Целесообразность их применения рассматривается в суде.

    Правовое регулирование в данном вопросе осуществляется на основании ст. 2 ФЗ № 127-ФЗ. Согласно ей должник – это человек или индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, которое отказывается от исполнения своих кредитных обязательств.

    Во внимание берутся денежные расчеты, обязательные платежи. Руководителем должника определяется коллегиальный орган или частное лицо, которое наделено правом вести расчеты. Человек может также быть назначен на основании доверенности от юридического лица.

    Методы определения

    Статус должника устанавливает арбитражный суд. В данном вопросе он опирается на ст.9 ФЗ № 127-ФЗ. Обратиться с соответствующим заявлением можно в следующих случаях:

    1. Необходимость удовлетворения требования кредитора. Таким образом изымается плата по долговым обязательствам. Предполагается взыскание суммы в полном объеме. Допускается также коллективная подача прошения в арбитражный суд.
    2. Орган должника наделяется такими полномочиями на основании учредительных документов. Ими также может быть принято решение о ликвидации. Однако в таком случае в арбитражный суд должен обратиться непосредственно сам должник.
    3. При обращении за взысканием дальнейшая деятельность должника становится невозможной. Ее можно возобновить в полной мере после разрешения обязательств.
    4. Существуют также иные случаи, которые предусмотрены Федеральным законом.

    Должник в обязательном порядке обращается в государственное учреждение при намерении ликвидации предприятия. На основании решения суда выносится невозможность удовлетворения требования кредиторов.

    Блокировка счетов физического лица при банкротстве

    Правовой статус должника: когда должник может быть освобожден от ответственности, основания, специальный банковский счет должника

    Процедура конкурсного производства или реализации имущества в процессе банкротства начинается с блокировки вкладов и депозитов физического лица. Сам должник обязан передать в суд сведения обо всех его счетах и размерах накоплений на них в процессе подачи искового заявления гражданина о своей несостоятельности. Данные сведения он должен подтвердить документально, приложив к заявлению копии выписок со счета и договоров банковского обслуживания.

    Но информация об открытых вкладах и депозитах может поступить и от самих банков, которые обязаны оповестить о наличии открытых счетов в течение 5 дней после того как им стало известно о том, что физическое лицо находится в состоянии банкротства.

    Все банковские счета гражданина в процессе банкротства блокируются управляющим. Для этого ему не требуется получать согласие от самого владельца счета и разрешение уполномоченных инстанций. Такие полномочия возлагаются на управленца законодательством.

    Согласно законодательству о банкротстве гражданина обязано передать все банковские карты, которыми оно располагает новому управленцу. На это ему отводится 1 рабочий день. А кредитные организации, в свою очередь, обязаны заблокировать все карточки по запросу финанасового управляющего.

    Как Финансовый управляющий может распоряжаться счетами банкротов

    Правовой статус должника: когда должник может быть освобожден от ответственности, основания, специальный банковский счет должника

    Финансовый управляющий наделен широким спектром обязанностей по распоряжению банковскими счетами физического лица. Он вправе переоформить их на свое имя, закрыть и заблокировать без разрешения владельца.

    Финансовый управляющий имеет право свободно распоряжаться всеми деньгами физического лица (с учетом целей своей работы). Он обязан оплачивать его текущие счета (за коммунальные услуги, услуги связи), платить алименты и выделять физлицу деньги на покупку продуктов, одежды и оплату транспортных расходов.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 8 (800) 302-92-80 — Звонки из всех регионов бесплатно! Это быстро и бесплатно!

    На управляющего возлагаются обязанности по мониторингу денежных потоков банкрота и совершаемых им сделок.

    Обычно управленец, чтобы сократить время, затрачиваемое на контроль за финансами должника, предпочитает закрыть все счета и объединить все средства на одном спецсчете.

    Закрытие счетов позволяет не только наполнить конкурсную массу, но и сократить издержки на оплату банковского обслуживания в нескольких банках. Вопросы дополнительной экономии достаточно немаловажен с учетом дефицита денег у банкротящегося гражданина.

    Специальные счета физических лиц банкротов

    Правовой статус должника: когда должник может быть освобожден от ответственности, основания, специальный банковский счет должника

    Для расчетов с кредиторами и оплаты процессуальных издержек процедуры банкротства финансовый управляющий открывает специальный счет на свое имя. Данное требование содержится в статье 138 ФЗ-127 .

    Спецсчет управляющий может открыть в любом российском банке. Стоит отметить, что тарифы за открытие, ведение и обслуживание спецсчета обычно устанавливаются более высокие, чем те, которые установлены для рядовых физических лиц.

    Так, за открытие и ведение счета придется заплатить до 3000-4000 р. За переводы средств по запросу управляющего в пользу третьих лиц взымается комиссия до 1,5% от суммы.

    Снятие со счета наличности также облагается дополнительными комиссиями.

    В конечном итоге все расходы по обслуживанию счета ложатся на плечи должника.

    Реквизиты открытого счета арбитражный управляющий передает по месту работы должника (если он трудоустроен). С этого момента бухгалтерия обязана перечислять зарплату физическому лицу на данный специальный счет.

    Затем управляющий выдает банкроту часть полученных им денег в размере прожиточного минимума и необходимые на содержание его иждивенцев. Эта сумма определяется судом на основании регионального прожиточного минимума и социальной категории физического лица.

    Перенаправление зарплаты на специальный счет необходимо для недопущения злоупотреблений со стороны гражданина. Ведь руководствуясь Трудовым кодексом он всегда может сменить банк, в который ему переводят зарплату. Тем самым он выводит свои деньги из под контроля управленца и может свободно ими распоряжаться.

    На специальный счет также должна поступать оплата от победителей торгов в отношении имущества банкрота, организованных управляющим. Иногда отдельный счет открывается для расчетов с залоговыми кредиторами, которые имеют приоритетное право на погашение их требований за счет реализации предмета залога.

    Деньги, которые поступают на указанный счет, могут направляться на строго ограниченное число операций:

    • удовлетворения кредиторских требований;
    • покрытие судебных расходов;
    • погашение процессуальных издержек (на публикацию сведений о несостоятельности в СМИ, организацию торгов);
    • выплату вознаграждения, положенного управляющему за участие в деле банкротства;
    • оплату труда внешних специалистов, приглашенных финуправляющим (экспертов, оценщиков).

    Использование специального счета в иных целях не допускается. Такие сделки могут быть аннулированы.

    Законодательство предусмотрело ответственность как финансового управляющего, так и банков за проведение незаконных операций со средствами физлица-банкрота, злоупотребления своим положением и различные махинации.

    Так, например, если счет открыт в банке-кредиторе физлица, то финансовая организация не вправе в безакцептном порядке списывать с него средства в счет погашения своего долга.

    В банк обратился конкурсный управляющий ип — клиента банка с заявлением об открытии специального банковского счета для удовлетворения требований залоговых кредиторов и приложенной к нему выпиской из егрип, подтверждающей прекращение у должника статуса ип. кто будет являться стороной по договору специального банковского счета и на чье имя должен быть открыт такой счет — на имя ип, физлица или конкурсного управляющего?

    При открытии конкурсным управляющим специального банковского счета должника (в случае банкротства индивидуального предпринимателя) для удовлетворения требований залоговых кредиторов стороной по договору банковского счета будет выступать должник — физическое лицо (бывший индивидуальным предпринимателем) и именно на его имя должен быть открыт данный счет.Обоснование:

    Банкротство – процедура, актуальная в условиях невозможности рассчитаться с долгами. Как правило, к ней прибегают коммерческие фирмы. Однако и некоммерческая компания имеет право заявить о своем банкротстве.

    Законодательное обоснование

    Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

    • Образования религиозного характера.
    • Политические партии.

    Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:

    • Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
    • Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.

    Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

    Признаки банкротства НКО

    Банкротство можно объявлять при наличии этих условий:

    • Невозможность оплатить свои долги перед кредиторами.
    • Невозможность совершать обязательные платежи в бюджет и фонды.
    • Просрочка задолженностей сроком более 3 месяцев.

    Инициировать признание несостоятельности может руководитель НКО, его владелец, кредиторы субъекта, государственные прокуроры.

    Порядок инициирования банкротства

    Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

    • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
    • Учредительные бумаги.
    • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
    • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

    Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

    • Отказ.
    • Назначение финансового оздоровления.
    • Достижение мирового соглашения.
    • Признание субъекта банкротом.

    Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

    Основные этапы банкротства

    НКО не ликвидируется сразу же. Как правило, предварительно проводятся дополнительные процедуры. Направлены они на погашение существующих задолженностей.

    Наблюдение

    Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

    • Оценка стоимости собственности НКО.
    • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
    • Анализ работы НКО.

    В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

    Финансовое оздоровление

    Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

    • Взыскание долгов перед НКО.
    • Прекращение работы убыточного производства.
    • Продажа ненужной собственности.
    • Изменение профиля работы.

    Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

    В рамках процедуры фигурируют эти документы:

    • График погашения задолженностей.
    • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

    Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

    Внешнее управление

    Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

    • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
    • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
    • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
    • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

    По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

    Ликвидация

    Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

    • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
    • Исполнение требований кредиторов.
    • Ликвидация.

    Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

    • Расчеты с кредиторами НКО.
    • Отмена начислений процентов по задолженности.
    • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

    По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

    Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

    ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

    Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

    Дополнительная информация

    Банкротство считается крайней мерой. Оно выгодно НКО только при больших долгах, которые невозможно выплатить. Поэтому руководитель некоммерческого объединения имеет право на принятие предупредительных мер, о чем сказано в статье 30 ФЗ «О банкротстве». К примеру, это может быть реорганизация, распродажа собственности, смена руководящего состава.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: