Может ли авторитарное государство быть правовым
Обновлено: 26.04.2024
Понятие правового государства возможно только в рамках более общего юридического понятия государства. (Как уже говорилось, в силовых или в легистских концепциях правовое государство – это нонсенс или плеоназм).
Хотя государство вообще, государство как таковое представляет собой правовойтип власти, отсюда не следует, что правовое государство – плеоназм. Отсюда лишь вытекает, что государственное принуждение, государственно-властные институты обеспечивают правовую свободу.
И все же государство – это, прежде всего, властнаяорганизация, а власть всегда стремится вырваться из правовых рамок. Государственно-властные субъекты стремятся навязать свою волю остальным членам сообщества. При этом они нередко выходят за пределы государственных правомочий. Это явление –авторитаризм– более характерно для исторически неразвитой правовой ситуации. Но и в современных правовых культурах есть авторитарные явления, когда власть нарушает правовую форму.
Таким образом, в любом государстве есть не только правовое, но и авторитарное начало, и они конкурируют. Причем в неразвитых правовых культурах преобладает авторитарное начало, в развитых – правовое. В неразвитых правовых культурах властные институты минимально ограничены правовой свободой и авторитарно вмешиваются в общественную жизнь. В развитых правовых культурах, наоборот, власть максимально ограничена правовой свободой.
В таком контексте следует различать два типа государства – авторитарноегосударство иправовоегосударство. Неразвитой правовой культуре соответствует государство авторитарное (диктаторское, полицейское), власть которого минимально ограничена правовой свободой. Развитой правовой культуре соответствует правовое (либерально-демократическое) государство, в котором максимально обеспечиваются права человека.
Противопоставление двух типов государства применимо лишь к правовым культурам Нового времени. Древнюю и средневековую государственность следует рассматривать как исторически неразвитую, для которой авторитаризм характерен и закономерен, хотя в ней прослеживается развитие отдельных компонентов правовой государственности.
Правовое государство – это идеал, идеальный тип государства, понятие с исторически изменяющимся содержанием. Ибо источником знания о том, что такое максимальная правовая свобода, служит исторически развивающаяся реальность государства. Представления о правовом государстве изменяются в ходе исторического прогресса свободы. То, что считалось максимальным ограничением власти правом в Германии в первой половине XIX в., когда возникло понятие правового государства (Rechtsstaat), сегодня уже таковым не считается. Знание о правовом государстве постоянно обогащается. Так что правовое государство как идеальный тип – это юридическая модель, отражающая уровень правовой свободы, уже достигнутый в наиболее развитых правовых культурах.
Иначе говоря, правовое государство – это государство, наиболее развитое с позиции сегодняшнего научного знания о правовой свободе.
Современные правовые культуры, отстающие в своем развитии, могут в той или иной мере ориентироваться на идеал правовой государственности. Но конституционное провозглашение государства правовым еще не означает, что оно в действительности является таковым. Например, государство, формирующееся в современной России, вопреки конституционно провозглашенному идеалу правовой государственности, ближе к полицейскому нежели правовому государству.
В авторитарном государстве есть хотя бы абсолютный минимум правовой свободы (см. 2.2.4.), но даже права, составляющие этот минимум, могут нарушаться законами или злоупотреблениями властью. Авторитарное государство не дает надлежащих гарантий правовой свободы. Здесь права более или менее защищены от нарушений со стороны частных лиц, но не от полицейского произвола.
Тем не менее авторитарное государство относится к правовому типу власти, поскольку здесь все же есть минимум правовой свободы. Само понятие “нарушение правовой свободы” предполагает ее наличие; в деспотических культурах нет нарушений правовой свободы, ибо здесь нет самой правовой свободы.
Понятие правового государства возможно только в рамках более общего юридического понятия государства. (Как уже говорилось, в силовых или в легистских концепциях правовое государство – это нонсенс или плеоназм).
Хотя государство вообще, государство как таковое представляет собой правовой тип власти, отсюда не следует, что правовое государство – плеоназм. Отсюда лишь вытекает, что государственное принуждение, государственно-властные институты обеспечивают правовую свободу.
И все же государство – это, прежде всего, властная организация, а власть всегда стремится вырваться из правовых рамок. Государственно-властные субъекты стремятся навязать свою волю остальным членам сообщества. При этом они нередко выходят за пределы государственных правомочий. Это явление – авторитаризм – более характерно для исторически неразвитой правовой ситуации. Но и в современных правовых культурах есть авторитарные явления, когда власть нарушает правовую форму.
Таким образом, в любом государстве есть не только правовое, но и авторитарное начало, и они конкурируют. Причем в неразвитых правовых культурах преобладает авторитарное начало, в развитых – правовое. В неразвитых правовых культурах властные институты минимально ограничены правовой свободой и авторитарно вмешиваются в общественную жизнь. В развитых правовых культурах, наоборот, власть максимально ограничена правовой свободой.
В таком контексте следует различать два типа государства – авторитарное государство и правовое государство. Неразвитой правовой культуре соответствует государство авторитарное (диктаторское, полицейское), власть которого минимально ограничена правовой свободой. Развитой правовой культуре соответствует правовое (либерально-демократическое) государство, в котором максимально обеспечиваются права человека.
Противопоставление двух типов государства применимо лишь к правовым культурам Нового времени. Древнюю и средневековую государственность следует рассматривать как исторически неразвитую, для которой авторитаризм характерен и закономерен, хотя в ней прослеживается развитие отдельных компонентов правовой государственности.
Правовое государство – это идеал, идеальный тип государства, понятие с исторически изменяющимся содержанием. Ибо источником знания о том, что такое максимальная правовая свобода, служит исторически развивающаяся реальность государства. Представления о правовом государстве изменяются в ходе исторического прогресса свободы. То, что считалось максимальным ограничением власти правом в Германии в первой половине XIX в., когда возникло понятие правового государства (Rechtsstaat), сегодня уже таковым не считается. Знание о правовом государстве постоянно обогащается. Так что правовое государство как идеальный тип – это юридическая модель, отражающая уровень правовой свободы, уже достигнутый в наиболее развитых правовых культурах.
Иначе говоря, правовое государство – это государство, наиболее развитое с позиции сегодняшнего научного знания о правовой свободе.
Современные правовые культуры, отстающие в своем развитии, могут в той или иной мере ориентироваться на идеал правовой государственности. Но конституционное провозглашение государства правовым еще не означает, что оно в действительности является таковым. Например, государство, формирующееся в современной России, вопреки конституционно провозглашенному идеалу правовой государственности, ближе к полицейскому нежели правовому государству.
В авторитарном государстве есть хотя бы абсолютный минимум правовой свободы (см. 2.2.4.), но даже права, составляющие этот минимум, могут нарушаться законами или злоупотреблениями властью. Авторитарное государство не дает надлежащих гарантий правовой свободы. Здесь права более или менее защищены от нарушений со стороны частных лиц, но не от полицейского произвола.
Тем не менее авторитарное государство относится к правовому типу власти, поскольку здесь все же есть минимум правовой свободы. Само понятие “нарушение правовой свободы” предполагает ее наличие; в деспотических культурах нет нарушений правовой свободы, ибо здесь нет самой правовой свободы.
Понятие правового государства возможно только в рамках более общего юридического понятия государства. (Как уже говорилось, в силовых или в легистских концепциях правовое государство – это нонсенс или плеоназм).
Хотя государство вообще, государство как таковое представляет собой правовойтип власти, отсюда не следует, что правовое государство – плеоназм. Отсюда лишь вытекает, что государственное принуждение, государственно-властные институты обеспечивают правовую свободу.
И все же государство – это, прежде всего, властнаяорганизация, а власть всегда стремится вырваться из правовых рамок. Государственно-властные субъекты стремятся навязать свою волю остальным членам сообщества. При этом они нередко выходят за пределы государственных правомочий. Это явление –авторитаризм– более характерно для исторически неразвитой правовой ситуации. Но и в современных правовых культурах есть авторитарные явления, когда власть нарушает правовую форму.
Таким образом, в любом государстве есть не только правовое, но и авторитарное начало, и они конкурируют. Причем в неразвитых правовых культурах преобладает авторитарное начало, в развитых – правовое. В неразвитых правовых культурах властные институты минимально ограничены правовой свободой и авторитарно вмешиваются в общественную жизнь. В развитых правовых культурах, наоборот, власть максимально ограничена правовой свободой.
В таком контексте следует различать два типа государства – авторитарноегосударство иправовоегосударство. Неразвитой правовой культуре соответствует государство авторитарное (диктаторское, полицейское), власть которого минимально ограничена правовой свободой. Развитой правовой культуре соответствует правовое (либерально-демократическое) государство, в котором максимально обеспечиваются права человека.
Противопоставление двух типов государства применимо лишь к правовым культурам Нового времени. Древнюю и средневековую государственность следует рассматривать как исторически неразвитую, для которой авторитаризм характерен и закономерен, хотя в ней прослеживается развитие отдельных компонентов правовой государственности.
Правовое государство – это идеал, идеальный тип государства, понятие с исторически изменяющимся содержанием. Ибо источником знания о том, что такое максимальная правовая свобода, служит исторически развивающаяся реальность государства. Представления о правовом государстве изменяются в ходе исторического прогресса свободы. То, что считалось максимальным ограничением власти правом в Германии в первой половине XIX в., когда возникло понятие правового государства (Rechtsstaat), сегодня уже таковым не считается. Знание о правовом государстве постоянно обогащается. Так что правовое государство как идеальный тип – это юридическая модель, отражающая уровень правовой свободы, уже достигнутый в наиболее развитых правовых культурах.
Иначе говоря, правовое государство – это государство, наиболее развитое с позиции сегодняшнего научного знания о правовой свободе.
Современные правовые культуры, отстающие в своем развитии, могут в той или иной мере ориентироваться на идеал правовой государственности. Но конституционное провозглашение государства правовым еще не означает, что оно в действительности является таковым. Например, государство, формирующееся в современной России, вопреки конституционно провозглашенному идеалу правовой государственности, ближе к полицейскому нежели правовому государству.
В авторитарном государстве есть хотя бы абсолютный минимум правовой свободы (см. 2.2.4.), но даже права, составляющие этот минимум, могут нарушаться законами или злоупотреблениями властью. Авторитарное государство не дает надлежащих гарантий правовой свободы. Здесь права более или менее защищены от нарушений со стороны частных лиц, но не от полицейского произвола.
Тем не менее авторитарное государство относится к правовому типу власти, поскольку здесь все же есть минимум правовой свободы. Само понятие “нарушение правовой свободы” предполагает ее наличие; в деспотических культурах нет нарушений правовой свободы, ибо здесь нет самой правовой свободы.
Правовым называют государство, система права которого считает главной ценностью права и свободы человека, а деятельность всех органов власти направлена на защиту и соблюдение этих прав и свобод. Его основными признаками принято считать верховенство права, стабильность системы права, отсутствие произвола со стороны представителей государства и независимость разных ветвей власти.
Всем людям, находящимся на подвластной ему территории, правовое государство даёт такие гарантии как:
- безопасность (в том числе от государственного произвола);
- защита прав и свобод;
- защита достоинства;
- равенство прав;
- справедливый суд.
В правовом государстве личность и государственная власть несут взаимную ответственность. Все обязаны подчиняться существующему правовому порядку, и любые нарушения как со стороны государства, так и со стороны жителей, должны пресекаться. Основная идея правового государства состоит в том, чтобы исключить любые проявления произвола со стороны государственной власти и различных органов, действующих от её имени.
На сегодняшний день считается, что правовым может быть только демократическое государство.
Конечно, практически любое государство в современном мире называет себя правовым. Однако нельзя просто провозгласить себя таким. Необходимо выстроить строгую и стабильную систему, защищающую людей и организации от любых действий со стороны представителей власти, которые нарушали бы их права и свободы.
Впервые идея правового государства была озвучена в 18 веке. Это был период роста антифеодальных настроений в Европе, поскольку представителям всех сословий надоело отношение властей. Основными авторами и идеологами данной концепции выступили Джон Локк (1632-1704) и Шарль де Монтескьё (1689-1755). В своих работах они описывали модель государства, все отношения внутри которого построены на уважении к человеческим правам и свободам.
Признаки правового государства
Чтобы государство можно было назвать правовым в современном понимании данного термина, оно должно обладать такими признаками как:
- Верховенство права. Данный принцип должен соблюдаться во всех сферах жизни общества и быть обязательным для всех. Власть, люди и организации должны уважать и соблюдать правовые нормы.
- Гарантия прав и свобод. Государство обязано следить за соблюдением прав и свобод человека, считая их высшей ценностью.
- Ответственность государства перед людьми. Соблюдать действующие правовые нормы обязаны не только граждане, но и государство и все органы, представляющие его и действующие от его имени.
- Разделение властей. Ветви власти должны быть самостоятельными, но при этом требуется так называемая система сдержек и противовесов, необходимая для недопущения произвола и противоправных действий со стороны этих ветвей.
- Защита частной собственности.Правовое государство гарантирует защиту частной собственности, полученной законным путём.
- Свобода экономической деятельности.Люди и организации имеют право заниматься любой экономической деятельностью, не нарушающей действующее законодательство.
Примеры правового государства
В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.
В частности, учитываются такие аспекты как:
- открытость власти;
- соблюдение прав и свобод;
- уровень коррупции;
- правопорядок в стране;
- регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
- соблюдение правовых норм государственной властью.
Лидерами этого рейтинга в 2020 году стали следующие страны:
- 5 место: Нидерланды.По многим рейтингам эта страна считается одной из наиболее благоприятных для жизни. В ней не только уважительно относятся к правам и свободам людей, но и практически отсутствует социальная стратификация. В рейтинге WJP Нидерланды заняли пятое место с индексом верховенства права 0,84.
- 4 место: Швеция.Низкий уровень преступности, мощная система образования и социально-ориентированная экономика обеспечили этой стране 4 место в рейтинге с индексом 0,86.
- 3 место: Финляндия. Эта страна также занимает первые строчки в различных рейтингах, посвященных качеству жизни граждан. В рейтинге WJP она заняла третье место с индексом 0,87.
- 2 место: Норвегия. Ключевой параметр, за счёт которого Норвегия вырвалась на второе место с индексом 0,89 – это эффективность гражданского правосудия.
- 1 место: Дания. Возглавила рейтинг Дания с индексом 0,90. Первое место ей обеспечили эффективность гражданского правосудия и одна из лучших в мире правоохранительных систем.
России в этом рейтинге досталось 93-е место. В 2021 году в пятёрке лидеров произошли перемены – Германия вытеснила Нидерланды с 5-го места на 6-е. Россия в 2021 году переместилась на 101-ю строку.
Организация власти в правовом государстве
Рассмотрим ряд характерных особенностей, которые свойственны организации власти правового государства.
1. Идеологический и политический плюрализм
Плюрализм – это концепция, подразумевающая законное существование различных точек зрения, в том числе и противоречащих друг другу. В правовом государстве человек имеет возможность высказать субъективное мнение, не боясь уголовной или административной ответственности.
Наличие идеологического и политического плюрализма подразумевает, что в стране не должно быть господствующей идеологии, а власть не должна быть сосредоточена в руках одной партии. Даже если одна партия получила большинство в парламенте благодаря народной поддержке, возможности других партий не должны ограничиваться.
Также признаком правового государства является плюрализм мнений в СМИ. В частности, оппозиция должна иметь возможность критиковать решения действующей власти и иметь для этого свободный доступ ко всем средствам массовой информации, включая государственные.
2. Принцип выборности
Органы власти избираются посредством всенародного голосования. В разных странах оно устроено по-разному, но сводится к тому, что все правоспособные (или дееспособные) граждане могут повлиять на исход выборов, проголосовав за предпочитаемого кандидата. Как правило, совместно с принципом выборности используется принцип сменяемости, подразумевающий, что власть избирается на небольшой срок, после которого происходят повторные выборы.
3. Обеспечение правопорядка и стабильность права
Правовое государство обязано обеспечивать правопорядок, гарантируя людям безопасность. Эту функцию выполняют правоохранительные органы и система правосудия. Кроме того, государство само должно уважать и соблюдать правовые нормы, защищая людей не только от преступности, но и произвола собственных представителей.
Принципы законности должны соблюдаться одинаково по отношению ко всем людям, независимо от социального статуса, должности, заслуг перед обществом и прочих факторов.
Кроме того, государство должно выстраивать максимально стабильную и устойчивую систему права. Обычно с этим не возникает проблем, государство действительно считает права и свободы высшей ценностью. Если же законодательная деятельность государства направлена на их подавление, это снижает стабильность системы права.
4. Недопущение монополизма
Любая монополия вредна, поскольку ограничивает свободу выбора и исключает альтернативы. Политическая монополия фактически подразумевает захват власти, а экономические монополии негативно сказываются на экономике страны, доступности соответствующей продукции и благополучии граждан. Поэтому правовое государство должно следить за тем, чтобы не возникало как политических, так и экономических монополий.
Функции правового государства
Правовое государство выполняет те же функции, что и любое другое государство, но при этом гарантирует защиту прав и свобод. Рассмотрим в этом ключе 5 основных функций правового государства:
- Политическая. Данная функция направлена на обеспечение всем гражданам равных возможностей для участия в политической жизни страны, а также на формирование и свободное существование различных политических партий.
- Экономическая. Регулирование экономической сферы – одна из важнейших функций государства. Оно обеспечивает честную конкуренцию на рынке, следит за уровнями инфляции и безработицы, предпринимает меры для предотвращения серьёзных последствий различных кризисных явлений.
- Социальная. Данная функция подразумевает регулирование социальной сферы жизни общества. В частности, государство стремится обеспечить доступность образования и здравоохранения.
- Правоохранительная. Эта функция направлена на поддержание правопорядка, защиту гражданских прав и свобод, защиту частной собственности.
- Культурная. Данная функция связана с духовной сферой жизни общества. Правовое государство обеспечивает культурную свободу и плюрализм, давая гражданам возможность свободно обмениваться культурными ценностями, создавать и потреблять их.
Предпосылки создания правового государства
Правовое государство не может быть создано сразу. Чтобы его построить, необходимо обеспечить соответствующие условия. В частности, это такие условия как:
- суверенитет народа (народ является единственным носителем или источником власти);
- наличие гражданского общества;
- свобода предпринимательства и наличие частной собственности;
- стабильная, единая и согласованная система законов;
- высокий уровень правосознания у граждан.
Таким образом, любое государство, стремящееся стать правовым, должно планомерно работать над внедрением различных принципов, подразумеваемых данным статусом. Ни одно государство не может просто провозгласить себя правовым, не будучи таковым – для этого необходимо соответствовать рассмотренным выше критериям.
Правовое государство в России в наше время
В Конституции РФ закреплены все базовые принципы правового государства. В частности, она называет главной ценностью права и свободы людей. Также Конституция гарантирует разделение властей, свободу слова, защиту частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.
В статье 1 прямо сказано, что РФ – правовое государство. Таким образом, основной закон прямо провозглашает, что российское государство стремится быть правовым. Здесь стоит отметить, что «правовое государство» – это некий идеал, к которому с разным успехом стремятся все современные страны. России на пути к этому идеалу предстоит решить некоторые проблемы, в частности, сформировать зрелое гражданское общество.
Заключение
Правовое государство – это государство, в котором наивысшей ценностью являются права и свободы людей, а деятельность политических и социальных институтов направлена на то, чтобы максимально полно реализовать эти права и свободы. В современном мире каждое государство стремится получить статус правового, однако просто принять соответствующее решение недостаточно. Создание правового государства – это долгий процесс, в котором должны принимать участие и политические элиты, и простые граждане.
В любом государстве есть власть, управляющая страной и основными аспектами жизни общества. В зависимости от того, какие инструменты она использует и насколько уважает права граждан, рассматривают три основных типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Сегодня мы будем говорить об авторитарном режиме или авторитаризме. Мы выясним, что он собой представляет, какими признаками обладает, почему возникает и каким бывает.
Что такое авторитаризм?
Авторитаризм – это политический режим, при котором один человек или партия полностью контролирует власть, удерживает её и не допускает к ней другие политические силы. Характерной особенностью данного режима является сохранение автономии личности. Иными словами, суть авторитаризма заключается в том, что граждане лишены политических прав, но в полной или практически полной мере сохраняют все остальные права и свободы.
Авторитарное государство нельзя назвать правовым, хотя для большинства граждан это не имеет значения, поскольку они обладают полным спектром прав и свобод во всех сферах, кроме политической.
Авторитаризм можно рассматривать как промежуточное состояние между демократическим и тоталитарным режимами. В стране существует гражданское общество, у граждан есть базовые права, сохраняется неприкосновенность их личной жизни, и это приближает авторитаризм к демократии. В то же время в стране нет честных выборов, которые позволили бы другим людям прийти к власти, и это роднит авторитаризм с тоталитаризмом.
Как правило, авторитаризм в стране устанавливается, когда в обществе присутствует запрос на «наведение порядка». У простых людей всегда есть убеждённость, что авторитарная власть может побороть коррупцию, построить сильную экономику и привести страну к процветанию. Поэтому поддержка лидеров, демонстрирующих авторитарные наклонности, растёт по мере укрепления их власти.
Признаки авторитаризма
Современная политология называет такие признаки авторитаризма как:
- Монополизация власти.Группа лиц прочно удерживает власть, вытесняя из властных структур остальные политические силы. Полномочия местных органов правления ограничиваются, они становятся зависимыми от центральной власти.
- Ограничение политических прав. Действующая власть полностью контролирует избирательную систему. Политики, не связанные с ней, теряют доступ к власти, а рядовые граждане не могут повлиять на результаты выборов. Также ограничивается свобода прессы.
- Командный стиль руководства. Лидер собирает вокруг себя команду единомышленников, а политических противников выдавливает из власти.
- Нарушение конституции. Как правило, конституция авторитарного государства гарантирует гражданам все права и свободы, включая политические. Однако на практике эти права нарушаются, выборы проводятся под контролем действующей власти.
- Наличие государственной идеологии. Авторитаризму важно опираться на идеологию, аргументирующую его необходимость и незаменимость.
- Отсутствие принципа разделения властей. В авторитарном государстве существует парламент и суд, однако они полностью подчинены центральной власти.
- Единство правящей партии и государства. У населения формируется убеждение, что управляющие страной люди (группа лиц, партия) незаменимы, и страна без них существовать не может.
- Бюрократия. Она может служить мощным инструментом, позволяющим быстро принимать одни решения и затягивать или отменять другие. К примеру, всевозможные бюрократические «проволочки» часто используются, чтобы не допускать оппозицию к выборам.
- Опора на силовые ведомства. Любой авторитарный режим опирается на полицию и армию. При этом внимание силовых ведомств обычно сосредоточено не столько на преступниках, сколько на политических противниках власти.
- Агрессивная внешняя политика. Это довольно распространённый признак. Правящий режим портит отношения с большинством мировых государств, чтобы показать народу, что мир настроен по отношению к ним враждебно. Для усиления противостояния используется демагогия, расовые, националистические, религиозные и прочие предрассудки.
Ещё одной характерной, но не обязательной особенностью авторитаризма является единство государства и церкви. Если большинство населения является верующим и относится к одной конфессии, это позволяет сплотить их вокруг власти и лидера.
Причины становления авторитарного режима
Несмотря на глобализацию, высокий уровень образования и развития общества, в современном мире часто встречаются авторитарные режимы. При этом они выглядят по-разному и не обязательно обладают всеми признаками классического авторитаризма. Возникновение авторитарных режимов в современном мире объясняется следующими причинами:
- Сохранение высокого уровня религиозности. Религия – один из основных механизмов становления авторитарных режимов. Если у населения сохраняется высокий уровень доверия к церкви, то объединившись с ней государство может эффективно управлять мировоззрением граждан и влиять на их сознание.
- Приверженность традиционным ценностям. Традиционное ценности подразумевают патриархальную форму правления, в которой обязательно должен присутствовать сильный и авторитетный лидер.
- Низкий уровень образования. Появление новых технологий не гарантирует того, что люди станут использовать их для повышения уровня своего образования. Поэтому он остаётся довольно низким, у людей не развивается критическое мышление и способность «фильтровать» информацию.
- Социальная несправедливость. Данный фактор провоцирует напряжение в обществе и формирует потребность в «сильном лидере», который наведёт порядок.
Виды и примеры авторитарных режимов
Помимо общих признаков, характерных для всех авторитарных режимов, существуют и специфические, позволяющие дифференцировать их на несколько разных видов. В качестве основных можно назвать такие виды авторитаризма как:
Отличия авторитаризма от тоталитаризма
Многие не понимают, в чём разница между авторитаризмом и тоталитаризмом, и путают эти два политических режима. Но они существенно отличаются друг от друга, хоть тоталитаризм и называют формой авторитаризма. Разница заключается в следующем:
- Тоталитаризм – это режим, подразумевающий тотальный контроль всех сфер жизни общества. Права и свободы населения жёстко ограничены, включая право на неприкосновенность личной жизни и свободу передвижения.
- Авторитаризм – это более «мягкий» режим. Он ограничивает только политические права граждан, но не трогает остальные. Граждане могут свободно передвигаться по стране и выезжать за её пределы, государство не вторгается в их частную жизнь.
Современный Китай считается авторитарным государством, возглавляемым Коммунистической партией и её лидером. В нём свободно существует рыночная экономика, а граждане практически не ущемлены в правах. Ограничен свободный доступ к информации, однако границы страны открыты, можно свободно въезжать и выезжать.
А вот Советский Союз был тоталитарным государством. Экономика и прочие сферы полностью контролировались государством, в стране существовала общепринятая идеология, противники которой подвергались жёстким репрессиям. Впрочем, современные исследователи считают, что были периоды, когда тоталитаризм в СССР сменялся авторитаризмом.
Достоинства авторитаризма
Считается, что авторитаризм – это пережиток прошлого, который в современном мире неуместен и не может вести страну к развитию. И всё же исследователи находят у него некоторые положительные стороны. В частности, к преимуществам относится то, что в сложных обстоятельствах авторитарный режим позволяет:
- обеспечить стабильное прохождение социально-политического кризиса;
- быстро найти источники финансирования для решения непредвиденных проблем;
- проводить радикальные преобразования и непопулярные реформы, не боясь потерять поддержку населения.
Основное преимущество авторитарного режима перед демократическим заключается в том, что власть не боится потерять народную поддержку и проиграть следующие выборы. Поэтому она может принимать решения, на которые демократическому правительству будет намного сложнее решиться.
Заключение
Авторитаризм – это политический режим, суть которого заключается в ограничении политических прав граждан и удержании власти. Остальные права и свободы у граждан обычно сохраняются практически в полной мере, хотя часто встречаются различные ограничения на свободный доступ к информации и её распространение. Яркий пример – Китай, в котором ограничен доступ к интернету и жестко контролируется работа СМИ.
Ключевая особенность всех авторитарных режимов – ограничение и практически полное искоренение политической конкуренции, хотя в остальном они могут существенно отличаться друг от друга. Авторитарные правительства стремятся удержать власть и не хотят рисковать. При этом они действительно заботятся о том, чтобы иметь поддержку населения, поэтому в таких государствах относительно благополучны все сферы жизни общества, кроме политической.
Автор статьи
Читайте также: