Может ли адвокат отказать клиенту

Обновлено: 24.04.2024

На какой стадии рассмотрения дела адвокат, давший согласие на защиту, может отказать клиенту или передать дело другому адвокату? Существует ли адвокатская этика и кто рассматривает жалобы на деятельность адвоката? Потеря какого отрезка времени в связи с отказом адвоката в защите по уголовному делу может рассматриваться как непрофессинализм? Имеет ли право адвокат отказаться от взятых на себя обязательств после конкретных действий клиента, сделанных по совету адвоката, связанных с госорганами?

Ответы на вопрос:

Адвокат может отказаться от оказания юридической помощи Доверитель, в случае "просьб", носящих незаконный характер.

Похожие вопросы

В кассационной жалобе адвокат ответчика оскорбил меня.

Я подал жалобу в коллегию адвокатов-адвокатской палаты спб.

ответ пришел из совета адвокатской палаты---в соответствии со ст. 20 кодекса проф. Этики-моя жалоба не является допустимым поводом-для возбуждения дисциплинарного производства!

Но я же обращался не в совет а в коллегию-правомерен ли мне такой ответ? Как я могу пожаловаться на адвоката? Кроме суда конечно.

Скажите пожалуйста, в случае, когда адвокат параллельно своей прямой деятельности, занимается реелторской деятельностью и использует своего клиента (если клиент оформляет на него по дарственной, получая при этом деньги, часть квартиры. Т.е. , адвокат становится собственником части квартиры (заплатив деньги клиенту) , по договору дарения, является ли это законным действием со стороны адвоката? Возможно ли другим собственникам оспорить в суде сделку дарения? Есть ли нарушение в деятельности такого адвоката и возможно ли опираясь на это нарушение лишить адвоката его адвокатской лицензии?

Адвокат Кучеренко осуществлял защиту обвиняемого Сухорукова в стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства.

По итогам рассмотрения уголовного дела Сухоруков признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего.

При пересмотре уголовного дела в апелляционной инстанции установлено, что в период рассмотрения уголовного дела судом первой инстанции Кучеренко был лишен статуса адвоката по решению Совета адвокатской палаты за нарушение норм Кодекса профессиональной этики. Факт лишения статуса адвокат скрыл от участников судебного процесса.

Как и в какие сроки рассматривается жалоба свидетеля на действия следователя уже в ходе судебного рассмотрения уголовного дела? То есть после передачи уголовного дела в суд. Дело по жалобе на стадии досудебного производства в порядке ст.125 УПК прекратили в связи с передачей уг.дела в суд, и как разъяснили, действия следователя должны быть обжалованы уже в ходе рассмотрения уголовного дела. В ходе судебного заседания по рассмотрению уг.дела жалоба также подается по ст.125 УПК? и будет рассматриваться в течение 5 суток? Или нет?

Я получила телеграмму о том, что моя частная апелляционная жалоба по гражданскому делу будет рассматриваться 02.09.2013 года в Краевом суде. Я живу очень далеко. Ходатайство о рассмотрении жалобыбез меня пока не отправила.

Гражданка С. обратилась к адвокату Т. с просьбой осуществить защиту ее сына в ходе предварительного следствия по уголовному делу об убийстве, где ее сын подозревался в совершении данного преступления. Однако адвокат отказался заключать соглашение об оказании юридической помощи и защиты ее сына в уголовном процессе, сославшись на то, что он является адвокатом-хозяйственником и на делах об убийствах на специализируется.

Правомерен ли отказ адвоката Т.? Не нарушен ли в данном случае закон, запрещающий адвокату отказываться от защиты? В каких случаях адвокат обязан осуществлять защиту подозреваемого, обвиняемого? Соблюдены ли положения Кодекса профессиональной этики адвоката? ( 5 б.)

Не нарушен ли в данном случае закон, запрещающий адвокату отказываться от защиты? В каких случаях адвокат обязан осуществлять защиту подозреваемого, обвиняемого? Соблюдены ли положения Кодекса профессиональной этики адвоката? ( 5 б.)

Здравствуйте! Отказом адвоката требования закона не нарушаются, поскольку в данном случае имеет место не отказ от защиты, а отказ от заключения соглашения.

Согласно ст. 25 ФЗ " Об адвокатской деятельности и об адвокатуре":

1.Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем.
2. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Согласно ст. 421 ГК РФ

Статья 49 УПК РФ устанавливает запрет на отказ адвоката от уже принятого обязательства по защите. Поскольку в данном случае обязательство по защите у адвоката ещё не возникло, он может, объективно оценивая свои возможности, отказаться от заключения соглашения, которое не сможет, по его мнению, выполнить на должном профессиональном уровне, так как имеет иную специализацию.

Полностью согласен с коллегой

Отказ адвоката правомерен.

Согласно определению адвокатской деятельности, данному в ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — ФЗ об адвокатуре), «адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию».

При этом в соответствии с требованиями Кодекса профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (далее — КПЭА) ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем должно стать предметом рассмотрения соответствующих квалификационной комиссии и Совета (п. 2 ст. 19 КПЭА).

Кроме того, на адвоката распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ), поскольку соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (п. 2 ст. 25 ФЗ об адвокатуре).

Таким образом, адвокат, отказавшись от заключения соглашения, действовал в соответствии с требованиями закона. А принятие на себя обязательств по осуществлению защиты в уголовном процессе при отсутствии необходимой квалификации могло привести к ненадлежащему исполнению профессиональных обязанностей.

В силу положений пп. 6 п. 4 ст. 6 ФЗ об адвокатуре, п. 2 ст. 13 КПЭА адвокат не вправе отказаться от уже принятой на себя защиты по уголовному делу.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 7 ФЗ об адвокатуре адвокат обязан исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

Однако круг адвокатов, оказывающих услуги по назначению, ограничен.

Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве
утверждается решением Совета Федеральной палаты адвокатов.

Правовое положение адвоката в уголовном процессе, порядок приглашения, а также случаи обязательного участия защитника в деле установлены ст. ст. 49 — 53 УПК РФ.

Статья 6. Полномочия адвоката

1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также - соглашение) для вступления адвоката в дело.

3. Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

4. Адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6) отказаться от принятой на себя защиты.

5. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

(введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

3. Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

4. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

5. Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Излишняя скрытность, требование гарантий, демпинг со ссылкой на расценки других консультантов — все это веские причины, чтобы отказать новому клиенту. А вот неоплаченные счета уже могут стать поводом, чтобы сказать нет старому доверителю. Правда, не всегда это надо делать. О том, в каких случаях следует отказывать тем, с кем фирма работает уже давно, и почему не стоит браться за каждое дело «с улицы» — в нашем материале.

Конфликт интересов и отсутствие перспектив

Мы часто отказываем потенциальным клиентам (зачастую участникам корпоративных конфликтов), потому что на момент их обращения уже прямо или косвенно представляем их оппонентов.

Руслан Коблев, управляющий партнер АБ Коблев и партнеры

Еще одна объективная причина отказа — нереальный дедлайн. Если становится понятно, что за поставленный срок выполнить работу качественно не получится, не нужно рисковать своей репутацией и пытаться сделать хоть что-то. В таких случаях нужно однозначно говорить «нет», уверен Владислав Варшавский, управляющий партнер ЮК Варшавский и партнеры

Больше вопросов вызывает ситуация, когда к консультанту приходят с заведомо проигрышным делом. Предупредить клиента об отсутствии перспектив нужно обязательно, но что делать дальше — мнения юристов расходятся. Так, Иван Веселов, партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP , говорит, что в компании готовы взяться за любой спор, поэтому окончательное решение остается за клиентом.

Другие же фирмы вовсе отказываются браться за очевидно проигрышные дела, в частности из репутационных соображений. «Даже если все предупреждения есть в соглашении, а дело совсем бесперспективное, клиент в итоге скажет: «Мой юрист или моя юридическая фирма проиграли дело другим юристам из другой юридической фирмы», — поясняет управляющий партнер INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Евгений Шестаков.

Без перспектив мы не работаем, даже если клиент готов за это платить.

Андрей Тимчук, партнер (СЕО) КА Delcredere

Плохая репутация и настойчивые советы

Проблемными бывают не только дела, но и сами клиенты. Так, управляющий партнер Versus.legal Геннадий Курдюмов считает нужным отказываться от клиентов с сомнительной репутацией. Такого же мнения придерживается управляющий партнер юрфирмы Кульков, Колотилов и партнеры Максим Кульков. Он также отмечает, что обходит стороной дела, в которых надо идти против себя и «доказывать, что черное — это белое, там, где самому очевидно, что клиент жулик, а надо выставлять его в белом свете».

По словам BD-менеджера Land Law Firm Надежды Бобиной, насторожиться стоит и в том случае, если клиент скрытничает, отказывается предоставлять нужную информацию или делает это очень дозировано. «Бежать» также следует от клиента, который просит консультанта совершить что-то незаконное, например «нарисовать» документы или помочь вывести активы, предупреждает Тимчук.

Бывает и такое, что просьба клиента формально находится в рамках закона, но все равно идет вразрез с этическими представлениями юриста. Например, один мужчина обратился к Наталье Боковой, партнеру АБ Казаков и партнеры , за помощью, чтобы добиться совместного проживания с ребенком. А сделать он это, по словам юриста, хотел, чтобы «насолить» бывшей супруге, разлучив ее с ребенком. В такой ситуации консультант должен напомнить, что это не просто споры между бывшими супругами: под удар в первую очередь попадет ребенок. Если клиент продолжает настаивать на своем, то правильнее, конечно, будет отказать ему в помощи, уверена Бокова.

Избегать следует также клиентов, которые требуют от консультанта гарантировать результат, замечает Олеся Петроль, партнер Petrol Chilikov В свою очередь, управляющий партнер Адвокатское бюро «НБ» Нина Боер признается, что старается обходить стороной таких доверителей, которые считают нужным давать консультанту настойчивые «советы», что именно и как именно он должен делать. Это сильно усложняет работу. А за ее результат в конечном счете отвечает эксперт, и никакие отговорки из серии «А вы сами мне так сказали» не сработают, напоминает Боер.

По словам Бобиной, насторожиться также стоит, если во время переговоров потенциальный доверитель часто приводит в пример других консультантов, давит с позиции «А я могу и к другому уйти». С таким клиентом-манипулятором навряд ли будет комфортно работать. Кроме того, подобные отсылки с целью сбить цену могут в будущем вылиться в проблемы с финансированием проекта. К примеру, клиент откажется платить за проведение экспертизы, что может напрямую повлиять на конечный результат работы, предупреждает Андрей Соломяный, партнер Tax Compliance

Услуги оказаны, а счета не оплачены

Настоящим своим доверителям юрфирмы отказывают существенно реже, чем потенциальным: стороны все же предпочитают как-то договариваться и продолжать сотрудничество. Но порой «нет» может услышать и старый клиент.

Причины этого могут быть аналогичны некоторым из тех, что вынуждают юристов отказывать потенциальным доверителям. Петроль, например, говорит, что может отказать клиенту, который уже в процессе начинает предлагать и активно настаивать на неуместных решениях или решениях, которые в действительности навредят делу. «Если клиент проигнорирует наш совет, нам придется расстаться», — подчеркивает юрист.

Сказать нет действующему клиенту консультант также может из-за серьезной задержки оплаты. Но здесь важно соблюсти золотую середину, предупреждает Кульков: «С одной стороны, всегда стоит входить в положение клиента и давать ему отсрочку, а с другой — нельзя опоздать. Пока вы работаете, у клиента есть стимул платить. Когда вы закончили, остается надеяться только на его порядочность или юридические механизмы взыскания долга».

Как правильно сказать нет

Главное правило хорошего отказа — не затягивать с ним, сходятся во мнении опрошенные юристы. Если вы решили сказать клиенту «нет», то чем раньше вы это сделаете, тем больше у него останется времени на поиски другого консультанта и тем приятнее впечатление останется от вас, говорит Бобина.

Если же причиной отказа было отсутствие соответствующей специализации у юрфирмы, то можно и вовсе самому предложить контакт юриста, который мог бы взяться за проблему клиента, дает совет Соломяный. Правда, здесь важно быть аккуратным и рекомендовать только проверенных партнеров, в экспертизе и сервисе которых вы уверены, предупреждает Бобина.

На вопрос, нужно ли всегда раскрывать реальные причины отказа, юристы отвечают по-разному. Некоторые из них уверены, что с клиентом нужно быть предельно откровенным. В таком случае точно не останется никаких разногласий и недопониманий, уверен Штукатуров.

Любой вопрос, который вызывает сомнения, должен быть прямо проговорен. Какие-либо игры, намеки здесь неуместны.

Дарья Константинова, партнер АБ Забейда и партнеры

В то же время сказать правду порой может быть просто небезопасно, замечает Кульков. Отказать потенциальному доверителю из-за отсутствия специализации — это одно, а сделать это из-за плохой репутации клиента — совсем другое. Если по какой-то причине правда кажется не лучшим выходом, всегда можно сослаться на конфликт интересов (даже если его нет) или, если это тоже не выход, назвать очень высокую цену, говорит Кульков.

Правда, как отмечает юрист, эти варианты не работают по отношению к настоящим клиентам, ведь, если конфликт интересов и правда возникнет, доверитель задаст вполне резонный вопрос: «Почему вы бросаете именно нас?»

Вообще, когда речь заходит о настоящих клиентах адвокат должен сделать все, чтобы дело клиента не пострадало от его отказа, обращает внимание Боер.

Мы можем взыскивать с доверителя задолженность, но, несмотря на этот спор, не можем не дать клиенту достаточно времени для поиска замены и не имеем права не передать дела.

Нина Боер, управляющий партнер адвокатского бюро «НБ»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: