Москалькова каким судом судили иисуса

Обновлено: 28.03.2024

Рано утром в пятницу иудеи повели Иисуса к римскому правителю иудейской земли – Пилату Понтийскому. В дом к нему они не вошли – боялись оскверниться, стали у крыльца. Это было в пятницу утром, а вечером они должны были праздновать Пасху, и в такой день войти в дом язычника считалось грехом. Пилат, узнав, что к его дому идет большая шумная толпа иудеев и ведет связанного Христа, вышел и спросил, в чем они обвиняют этого человека. «Если бы Он не был злодеем, мы бы не привели Его к тебе», – ответили они. «Но если Он злой человек, возьмите и судите Его по вашему закону», – сказал Пилат. «Нам никого не позволено наказывать смертью. А Его следует казнить. Он обманывает народ, призывает не платить кесарю (римскому государю) подати, называет Себя Христом, Царем», – сказали иудеи. Пилат спросил Господа, правда ли, что Он – иудейский Царь. «Правда. Я Царь», – ответил Иисус. Правитель увел Христа в дом и уже наедине спросил, неужели перед ним в самом деле иудейский Царь. «Ты это от себя говоришь или другие тебе обо Мне наговорили?» – поинтересовался Учитель. «Разве я иудей? Это Твой народ и первосвященники передали мне Тебя. Что же Ты сделал?» – обратился к Нему Пилат. Тут Иисус сказал, что Он Небесный Царь, а не земной, что Он родился для того, чтобы научить людей истине, правде.

Видя, что Христос ни в чем не виноват, Пилат вышел к первосвященникам и объявил им, что никакой вины за Этим Человеком он не нашел. Иудеи стали кричать, что Иисус виноват, но Он молчал. «Что же Ты ничего не отвечаешь? – обратился к Нему Пилат. – Видишь, как они на Тебя наговаривают». Но Христос не оправдывался, и Понтий Пилат удивился этому.

У Ирода

В это время на праздник Пасхи в Иерусалим приехал правитель Галилеи (другой области израильской страны) Ирод. Это не тот Ирод, который хотел убить Иисуса, когда Он был Младенцем, и казнил вифлеемских младенцев. Тот Ирод давно умер. Когда Пилат узнал, что Христа называют галилеянином, то послал Его к Ироду. Пилату хотелось устраниться от этого дела. Пусть лучше Ирод, с которым Пилат был в ссоре, разбирается, как знает, с этими иудеями, которые так кричат и требуют смерти невинного Христа.

Когда к Ироду привели Иисуса, правитель попросил Его сделать какое-нибудь чудо. Но Господь творил чудеса не для чьего-то удовольствия и не на показ, поэтому даже разговаривать с Иродом отказался. Ирод, увидев, что Христос ни в чем не виноват, только посмеялся над Ним, велел надеть белую одежду и отослать назад к Пилату, с которым с этого времени примирился.

У Пилата

Когда Иисуса Христа опять привели к Пилату, тот сказал первосвященникам, что не верит в справедливость их обвинений и не видит, в чем виноват Этот Человек. Ирод тоже не нашел ничего такого, за что Христа следовало бы убить. Поэтому Пилат решил все же наказать Иисуса, а затем отпустить Его.

У евреев в то время существовал обычай прощать и отпускать на свободу в праздник Пасхи какого-нибудь иудея, посаженного в тюрьму. Поэтому Пилат предложил народу, исполняя обычай, отпустить на свободу Царя иудейского Иисуса, называемого Христом.

И что же?! Иудеи, наученные первосвященниками, кричали: «Не Его, а Варавву!» А этот Варавва был разбойником, грабителем и убийцей.

«Что же мне делать с Иисусом?» – спрашивал Пилат иудеев.

«Распять! Распять Его!» – кричали те. «Что же плохого Он сделал? – спросил Пилат. – Я ничего не нашел такого, за что Его следовало бы предать смерти. Я накажу Его, но все-таки отпущу».

Однако иудеи еще громче стали требовать распять Христа.

Тогда Пилат велел бить Иисуса. Воины увели Его во двор, надели на Него багряницу (красную одежду), сплели венок из терния (из кустарника, на ветках которого есть большие и острые, как иглы, колючки), возложили этот венок Ему на голову, дали в правую руку палку и, становясь перед Ним на колени, издевались над Господом, кланялись и с насмешкой говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», били по щекам, тростью по голове и плевали Ему в лицо.

Пилат опять вышел к иудеям и сказал: «Я выведу Его к вам, чтобы вы видели, что не вижу за Ним никакой вины». Вывели избитого, израненного, всего в крови Иисуса. Пилат думал, что иудеи сжалятся, увидев Его в таком состоянии. Указывая на Христа, он сказал: «Это – человек! Неужели вам не жалко Его? Он так скромен, что молчит и даже не оправдывается».

Но страдания Иисуса не тронули злых сердец первосвященников и служителей. Они еще громче закричали: «Распять! Распять Его!»

«За что я распну Его? – спросил Пилат. – Сами убивайте, а я считаю Его невиновным».

Иудеи не унимались. Они кричали, что по их закону Он должен умереть, так как называл Себя Сыном Божьим.

Пилат испугался. Кто же все-таки Этот Человек? Царь? Сын Божий? Правитель ушел в дом и опять спросил Христа, откуда Он, может быть, Он Бог? Иисус не отвечал. Пилат обиделся: «Ты мне не отвечаешь? Разве Ты не знаешь, что я могу распять Тебя и могу отпустить?» «Нет! Ты надо Мной не имел бы никакой власти, если бы не было дано тебе свыше!» – промолвил Христос.

С этого времени Пилат хотел отпустить Его. Но иудеи стали пугать и самого Пилата: «Если ты отпустишь Иисуса, значит, не любишь кесаря (своего государя). Всякий, кто называет себя царем, противник государю. И Этот Иисус, Который называет Себя Царем, его враг».

Пилату все-таки хотелось освободить Христа. Он вывел Его на крыльцо, у которого стояли иудеи, и сказал им: «Смотрите, вот Царь ваш!» (Посмотрите на Этого Человека: похож ли Он на Царя?) Но они снова стали требовать распятия Иисуса. Пилат обратился к иудеям: «Неужели распять вашего Царя?» «Нет у нас другого царя, кроме кесаря (римского царя)», – ответили ему первосвященники.

Пилат, видя, что ничто не помогает, а народ шумит еще больше, взял воды и умыл перед народом руки: «Я не виноват в смерти Этого Праведника. Вы отвечаете за это перед Богом». На это народ стал кричать: «Кровь Его на нас и на детях наших!» Они согласны были, чтобы Бог наказал их самих и детей их, если они напрасно убивают Этого Человека.

И вот, желая угодить народу, Пилат отпустил на свободу разбойника Варавву, а безгрешного Иисуса осудил на распятие.

Татьяна Москалькова занимает должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации уже два года. В надежде на помощь к ней ежедневно обращаются десятки граждан. В интервью «Православной Москве» Татьяна Николаевна призналась, что болеет душой за каждого попавшего в беду человека, и рассказала, в каких знаменитых монастырях черпает душевные силы.

– Вы верующая православная христианка. Позволяет ли столь ответственная и высокая должность, которую вы сейчас занимаете, участвовать в литургической жизни? Есть ли у вас любимые храмы?

– Да, я верующий человек. И сейчас моя главная миссия как Уполномоченного по правам человека – помощь людям. Этой работе я уделяю все свое время. К сожалению, посещать храм получается реже, чем хотелось бы. Но я стараюсь – и счастлива, когда удается найти хотя бы несколько часов, чтобы пойти в церковь. Одно из самых прекрасных, духовных, светлых мест в городе, где нравится бывать, – Марфо-Мариинская обитель милосердия. Еще одно любимое место – Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Как только заходишь туда, сразу окутывает необъяснимое чувство покоя и радости. Это место наполнено своим особым светом и благодатью, дышишь – и не можешь надышаться. Приятно спуститься к скиту преподобного Саввы, побыть наедине с собой, не торопясь помолиться. Все здесь пронизано духом истории – невольно хочется прикоснуться к камням, которым сотни лет. И природа вокруг просто необыкновенная!

Когда уходила из жизни моя мама, я скорбела в Введенском Толгском женском монастыре. Испытываю душевный трепет в связи с тем, что вхожу в состав попечительского совета по возрождению этой обители. За последние годы Толга сильно изменилась, преобразилась до неузнаваемости: здесь проведены большие восстановительные работы. Тут испытываешь чувство единения с Россией, верой и историей нашей замечательной страны.

– Помогает ли вам вера в работе – например, когда приходится разбирать очень сложные случаи?

– Каждый день в своей работе я сталкиваюсь с человеческим горем, болью, отчаянием. И я, как Уполномоченный, должна быть тем спасательным кругом, который не даст человеку пойти ко дну, который вернет ему надежду и волю к жизни. Безусловно, вера в этом помогает.

– В России сейчас мода на женщин-омбудсменов. Это случайность или закономерность? Женщине сложнее или проще быть правозащитником?

– Действительно, появились женщины-омбудсмены, и я тому подтверждение. Но, например, пост бизнес-омбудсмена занимает мужчина – Борис Титов, Михаил Федотов председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ. А среди региональных уполномоченных по правам человека мужчин больше, чем женщин. Думаю, выбор кандидата зависит скорее от его личных качеств и профессионального опыта, чем от пола. Правозащита – тяжкий труд, и неважно при этом, мужчина ты или женщина. На мой взгляд, всегда проще помогать людям, если ты обладаешь такими качествами, как терпение, усердие, милосердие, желание поддержать человека в беде.

– Насколько легко или тяжело правозащитнику отстраняться от проблем своих подопечных?

– Уполномоченный по правам человека ни в коем случае не должен отстраняться, а наоборот, должен пропускать через себя проблемы людей. Это ведь такая работа, что либо ты этим живешь, либо ты не Уполномоченный – по-другому это не работает.

– В своей практике вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда по закону человек виноват, а с точки зрения христианской морали невиновен. Какие чувства испытываете в таких случаях?

– Не всегда законное решение справедливо, и наоборот. Кому, как не мне, об этом знать, ведь к Уполномоченному как раз и приходят в поисках правды, когда закон и государственные органы не решили проблему.

ИДЕИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ АКТУАЛЬНЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Был недавно, к примеру, такой случай. Ко мне обратилась женщина в защиту интересов своей пожилой матери, которой перестали предоставлять коммунальную услугу «электроснабжение». Изучив документы, я поняла: права женщины нарушены. Обратилась в прокуратуру, которая, в свою очередь, вынесла представление в адрес директора организации-поставщика. Он акт исполнять отказался. Далее суд, обжалование приговора, еще один суд… В конечном счете справедливость восторжествовала и право пожилой женщины на благоприятные условия проживания было восстановлено. По закону все в порядке: в результате справедливого судебного разбирательства гражданин защитил свои права. Но сколько может длиться такой процесс?! А все это время ни в чем не повинная пенсионерка жила в темноте в ожидании, когда в ее квартиру вернется электричество.

Это лишь один случай из моей практики, а ведь ежедневно в аппарат Уполномоченного на личный прием приходят 30–40 человек, полторы-две сотни обращений поступают по почте. И я болею душой за каждого попавшего в беду человека, сочувствую горю каждого и всегда пытаюсь помочь как можно скорее.

– В 1996 году в журнале «Наука и религия» вы опубликовали статью «Каким судом судили Иисуса?» К сожалению, эта публикация сейчас недоступна массовой аудитории, а узнать вашу точку зрения по этому вопросу очень интересно. Так каким судом судили Иисуса?

– Статья, о которой идет речь, в первую очередь даже не о Голгофе Христа-Искупителя, а скорее о праве человека на справедливый суд. «Выслушайте братьев ваших и судите справедливо» (Втор. 1, 16), – такой наказ дан судьям в Ветхом Завете. Особое значение уделяется в Библии бескорыстию судьи: «не извращай законов и не бери даров… Правды, правды ищи, дабы ты был жив…» (Втор. 16, 19-20) и важности свидетельских показаний, а лжесвидетельствование расценивается как тяжкое преступление.

Во всем описании суда над Иисусом ощущается атмосфера несправедливости. Несмотря на то, что Понтий Пилат при личном допросе приходит к выводу о невиновности подсудимого (см. Лк. 23, 4), он повинуется толпе, кричащей «Распни Его, распни!» (Мк. 15, 13). И в каждой строке, в каждом слове ощущается бесконечная мудрость Библии. Глубина и тонкость ее мысли, пожалуй, и по сей день не познаны до конца, а идеи Священного Писания не теряют актуальности для современной юридической науки.

– Есть ли у граждан способы заранее обезопасить себя от нарушения их прав? Может быть, этому могло поспособствовать правовое просвещение?

– Правовой нигилизм – одна из главных проблем современного российского общества. Как показывает практика, зачастую люди попадают в трудное жизненное положение, проигрывают в спорах с органами власти из-за элементарного незнания своих прав. Нередки ситуации, когда я как омбудсмен не могу помочь заявителю восстановить его права лишь потому, что пропущен срок подачи жалобы или не предоставлены все необходимые документы.

Поэтому одна из главных задач Уполномоченного – это правовое просвещение среди населения страны. Я и сотрудники аппарата Уполномоченного проводим уроки и семинары для школьников и студентов, тренинги для пожилых людей, бесплатные юридические консультации для попавших в беду граждан.

В прошлом году в МГИМО прошел Всероссийский открытый урок «Права человека» для 700 школьников. Кроме того, инициативу поддержали уполномоченные по правам человека в субъектах страны, и «Единые уроки» проводились в региональных школах по всей России.

Вместе с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования были разработаны концепция Единого урока, методические рекомендации для педагогов, сценарии уроков и образовательных мероприятий для разных возрастных категорий. Единый урок «Права человека» включен в Календарь образовательных событий на 2017/2018 учебный год.

Также мы активно развиваем совместный с общероссийским движением «50 ПЛЮС» проект «Правовой марафон для пенсионеров».

Вот уже третий год проект стартует 1 октября, в Международный день пожилого человека, и на протяжении месяца для людей старшего возраста организуются интерактивные мастер-классы, семинары, лекции на правовую тематику. А в ноябре на Международном Форуме-выставке «50 плюс. Все плюсы зрелого возраста» организуется специальная правовая зона, где юристы Аппарата Уполномоченного, социальных партнеров проекта, представители ряда ведущих юридических вузов проводят бесплатные юридические консультации по вопросам защиты прав граждан.

К реализации проекта подключились также региональные уполномоченные из всех 85 субъектов Российской Федерации. Появились новые партнеры в лице Ассоциации юристов России, Российского общества «Знание», Межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Гражданский патруль». В прошлом году было организовано и проведено 230 просветительских мероприятий и 1182 бесплатных юридических консультации.

Формирование правового государства и гражданского общества невозможно без участия в этом процессе граждан страны, их активной позиции в отстаивании своих прав в борьбе против произвола и беззакония должностных лиц. Именно просвещение, воспитание и образование в области прав человека являются идейным и организующим инструментом в построении правового государства, гарантией реализации этих прав.

– Последний вопрос, уже личный. Что поднимает вам настроение? И чему, к примеру, сегодня вы улыбнулись?

– Солнечный свет, хорошая погода, улыбка внучки Тани… Такие, казалось бы, простые, обыденные вещи всегда поднимают мне настроение. Ну и, конечно, помощь людям… Разрешенные дела, слова благодарности от граждан, которым удалось помочь найти правду, добиться справедливости, – это то, ради чего я встаю по утрам и что дает мне право гордиться своей работой на посту Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

СПРАВКА

Татьяна Николаевна Москалькова

Родилась 30 мая 1955 года в Витебске. Доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор милиции в отставке. В 1984–2007 гг. проходила службу в правовых подразделениях МВД СССР и РФ.

Иисус и Понтий Пилат

Вопрос, вынесенный в заглавие статьи, может вызвать удивление: осуждение Иисуса Христа на распятие описано в Евангелиях достаточно подробно, бесчисленное множество раз истолковывалось в богословской литературе и в проповедях священников. Что же нового тут можно сказать? Но, оказывается, профессиональный взгляд юриста в состоянии выявить в этой проблеме необычные аспекты.

«Выслушайте братьев ваших, и судите справедливо» — такой наказ судьям был дан еще в Ветхом Завете (Втор. 1, 16). Неправедного же судию ожидает иной, Высший Суд: «Не суди превратно (…), ибо Я не оправдаю беззаконника» (Исх. 23. 6, 7); «веселие беззаконных кратковременно» (Иов. 20. 5).

В Священном Писании говорится о воздаянии за добро и суровом возмездии за неисполнение заповедей Господних не только на Небесах, но и на Земле. Выполнение этой сложной и ответственной миссии возлагается на «Божиих слуг», в числе которых в первую очередь можно назвать судей. Предлагая — уже в ветхозаветную эпоху — в качестве исходной заповедь «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19, 18), Библия требует уважения даже к личности преступника.

Существовали специальные установления, охранявшие — в соответствии с принципом презумпции невиновности — честь и саму жизнь подозреваемого в совершении преступления. Для лиц, совершивших убийство по неосторожности, были предусмотрены шесть особых городов, куда им предписывалось срочно удалиться, потому что «общество должно рассудить… и должно общество спасти убийцу от руки мстителя…», «прежде, нежели он предстанет перед обществом на суд» (Чис. 35, 24, 25; 35, 12), поскольку лишь суд мог признать виновность человека.

Уголовное судопроизводство, согласно библейским канонам, строилось на строгом соблюдении закона. При этом большое значение придавалось профессиональным и моральным качествам судьи: он должен был обладать мудростью, смирением, богобоязненностью, правдолюбием, человеколюбием и хорошей репутацией. Особое значение уделяется в Библии бескорыстию судьи. Нарушение закона из корыстных побуждений считается в Библии тяжким преступлением: «не извращай законов и не бери даров… Правды, правды ищи, дабы ты был жив…» (Втор. 16, 19, 20).

Как известно, в уголовном судопроизводстве всех времен далеко не последнюю роль играют свидетельские показания. А в библейские времена, когда практически отсутствовали научно-технические средства проверки обвинения, свидетельским показаниям отводилось особое место. Ложное свидетельство расценивалось как тяжкое преступление; не случайно в числе десяти заповедей мы читаем: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20, 16). Божий закон предупреждает: «Судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот ложный, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему…» (Втор. 19, 18, 19).

Особое место в Библии с позиций нравственных основ правосудия занимают евангельские сюжеты, связанные с судом над Иисусом Христом. Расследование по делу Иисуса и вынесение ему приговора осуществлялось Синедрионом — верховным судом Иудеи, а затем прокуратором Понтием Пилатом, представителем римской надзирающей власти. Согласно христианской традиции, «претория Пилатова могла служить убежищем невинности человеческой, но не могла вместить правды Божественной…».

Уже с первых евангельских строк, посвященных суду над Иисусом, ощущается атмосфера несправедливости и изначальной заданности неправосудного приговора. Надо, правда, отметить, что «благонамеренные члены Синедриона предлагали исследовать дело Иисуса по законам, выслушать Его учение и доказательства и потом рассудить о Нем беспристрастно». Однако политические соображения повернули суд сначала в сторону нарушения судебной процедуры, а затем и вынесения несправедливого приговора.

Несмотря на то, что закон иудейский запрещал тайные допросы подсудимого в частном доме, Иисуса Христа привели и допрашивали сначала в частном доме первосвященника Анны, а затем в доме первосвященника Каиафы. Собрание синедриона было незаконным также по времени и по месту: Синедрион должен был собираться днем и притом в помещениях храма, а не в частном доме.

В деле Иисуса участвовало немало лжесвидетелей. Много они наговорили на Него неправды, но не могли сказать ничего, за что можно было бы осудить Его на смерть. Вот одно из лжесвидетельств: «Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». Эти показания не соответствовали действительности; но даже если бы они и были правдивы, такого обвинения было недостаточно, чтобы осудить Христа на смерть. Тогда первосвященник задает Ему вопрос: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» На это Христос ответил: «Ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных».

При этих словах Каиафа, неверующий саддукей, разорвет свои одежды и воскликнул: «На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали Его богохульство. Как вам кажется?» — «Повинен смерти»,— ответили члены Синедриона (Мф. 26, 61—66; Мк. 14, 53—65; Лк. 22, 63—71; Ин. 17, 12-15, 19—24).

Так был вынесен первый неправосудный приговор. Приговор Синедриона мог быть приведен в исполнение только после утверждения его Римским правителем в Иудее — таков был закон. Потому Синедрион должен был представить подсудимого на суд претора Понтия, по прозванию Пилат. Только он был правомочен предать обвиняемого смерти, назначить ему иное наказание или полностью освободить его от наказания. Так и было сделано.

Исследуя доказательства вины Иисуса Христа, Понтий Пилат лично допрашивает Его и свидетелей и приходит к выводу о полной Его невиновности. Выйдя к народу, он объявляет: «Я никакой вины не нахожу в этом человеке». Но народ был не доволен таким решением. Неистовая толпа кричала: «Распни Его, распни!» «Умыв руки», Пилат уступил толпе (Мф. 26, 22—24)…

К сожалению, в рамках этой скромной статьи невозможно детально воспроизвести и достаточно глубоко проанализировать все обстоятельства, связанные с Голгофой Иисуса Христа, и тем более все существующие варианты истолкования этих событий. Бесспорно, однако, то, что и по прошествии двух тысячелетий мудрость Библии остается бесконечно притягательной и глубокой — в том числе и для современной юридической мысли.

Уполномоченный по правам человека в России (с 22 апреля 2016).
Депутат Государственной думы ФС России V и VI созывов (2007-2016).
Доктор юридических и философских наук. Заслуженный юрист России. Генерал-майор полиции.

Татьяна Москалькова родилась 30 мая 1955 года в городе Витебск, Беларусь. В возрасте десяти лет, умирает отец и мама, вместе с ней уехала в Москву, где после школы, в 1978 году окончила Московский государственный юридический университет имени Олега Кутафина. Окончив успешно аспирантуру Института государства и права Российской Академии Наук, докторантуру Академии управления Министерства Внутренних Дел России получила ученые степени «доктора философских наук» и «доктора юридических наук».

Параллельно учебе в вузе Москалькова работала бухгалтером в Иностранной юридической коллегии. Затем, занимала должности делопроизводителя, старшего юридического консультанта, а затем консультанта Отдела помилования Президиума Верховного Совета Российской Федерации.

С 1984 года Москалькова пришла в правовую службу Министерства внутренних дел, где работала на протяжении двадцати семи лет. Прошла путь от рядового референта до первого заместителя правового департамента МВД России. По роду своей деятельности занималась разработкой законов и других правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью. Генерал-майор милиции в отставке.

Татьяна Николаевна, в 2007 году избрана депутатом Государственной Думы Российской Федерации V созыва в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь», являлась членом фракции «Справедливая Россия», заместителем председателя комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками.

Москалькова параллельно избрана председателем Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором российско-эстонских межпарламентских связей. Представляла интересы России в составе российской делегации в Комиссии по правам человека ООН. Состояла во фракции политической партии «Справедливая Россия». Являлась членом президиума Центрального совета партии.

Как депутат, внесла в Государственную Думу Российской Федерации в качестве субъекта законодательной инициативы лично или совместно с другими депутатами сто двадцать один законопроект. Активно занималась научно-исследовательской деятельностью, правовым просвещением населения. Автор и соавтор более ста сорока научных работ, в том числе монографий, учебников, комментариев к законодательству.

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России 22 апреля 2016 года Москалькова Татьяна Николаевна назначена Уполномоченным по правам человека в России.

В 2018 году политик выступила с обращением к турецкому правительству освободить от изучения ислама крещеных детей, проживающих на территории мусульманской страны. В очередной раз направила президенту Америки Дональду Трампу просьбу о помиловании пилота Константина Владимировича Ярошенко.

Москалькова 5 марта 2019 года передала верховному комиссару ООН по правам человека Мишель Бачелет письмо в защиту журналиста Кирилла Вышинского, в котором просит способствовать его медицинскому обследованию независимыми врачами.

Татьяна Москалькова 10 декабря 2019 года торжественно открыла в Москве Дом прав человека: новую штаб-квартиру федерального омбудсмена на Смоленском бульваре.

Вдова. Имеет дочь и двух внуков.

Награды и Признание Татьяны Москальковой

Награды России:

Орден Почета
Именное огнестрельное оружие (пистолет Макарова) - за выполнение специального задания на Северном Кавказе (2005)
Почетные грамоты Государственной думы и Совета Федерации
Орден святой княгини Ольги (РПЦ)
Медали СССР
Медали РФ

Ученые степени:

Доктор юридических наук
Доктор философских наук
Профессор

Звания:

Заслуженный юрист Российской Федерации
Генерал-майор милиции (1999)

Научные Труды Татьяны Москальковой

Москалькова Т. Н. Честь и достоинство: как их защитить? (Уголовно-процессуальный аспект). Пособие для слушателей народных университетов. - Москва: Знание, 1992. - 128 с.

Москалькова Т. Н. Каким судом судили Иисуса? // Наука и религия : журнал. - 1996. - №2 .

Москалькова Т. Н. Меч и сила в борьбе со злом // Человек и закон : журнал. - 1996. - №3 .

Москалькова Т. Н. Нравственные истоки уголовного процесса // Человек и закон : журнал. - 1996. - №4 .

Москалькова Т. Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). - Москва: Спарк, 1996. - 125 с.

Москалькова Т. Н. Противодействие злу в русской религиозной философии. - Москва: Проспект, 1999. - 125 с.

Москалькова Т. Н. Культура правовой деятельности (нравственный аспект). - Омск: ОмЮИ МВД России, 2000. - 168 с.


Седьмой член Символа веры возвещают будущую встречу всего человечества со Спасителем. Христос недолго проповедовал на земле, Его служение длилось три с половиной года, после чего Он был распят, воскрес и вознёсся. Он не мог охватить Своей проповедью всю землю, да это и не было нужно. Он создал Церковь, Его дело продолжили апостолы, и христианство имеет вселенский масштаб.

И паки грядущаго со славою. В Деяниях святых апостолов о Вознесении Спасителя сказано так: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:9-11). Мы верим не просто во Христа, Который когда-то жил, но во Христа, с Которым встретимся лично. Мы не видели Его, но это случится. Однажды мы увидим Спасителя, Который вновь придёт в окружении ангелов («снова грядущего со славою»). Он вернётся и обновит мир.

Судити живым и мертвым. Здесь говорится о Страшном суде. Пришествие Спасителя было предсказано в Ветхом Завете. В книге Иова есть пророчество: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). Каким образом это получится у мёртвых? — они воскреснут. То есть прежде произойдёт всеобщее воскресение: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25). Господь призовёт всех к жизни, каким-то образом обновит каждого человека. Зачем это нужно? — Господь не создал человека для смерти. Она не входила в Его план. Человек не должен был умирать, для Бога каждая личность ценна, и Он каждого призовёт к жизни, как пророчествовал святой Иов, и «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:29).

Зачем нужен суд? Почему нельзя без него обойтись? Я считаю, что для человечества он необходим. Мы все тянемся к справедливости, все хотят её. В мире много зла, человечество борется с ним, но неэффективно и часто его только преумножая. На Страшном Суде будет осуждено всякое зло, всякая неправда. Господь искоренит зло и неправду, и наступит та справедливость, которой все хотят, просят и ждут.

Господь будет судить живых и мёртвых — то есть и тех, и других одновременно? Как? Дело в том, что деление на живых и мёртвых весьма условное. Для отдела статистики загса, пожалуй, это важно, а для Бога — нет. Душа человека бессмертна, умирает только тело — прах земной, который к праху возвращается. Сам Спаситель говорил, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32).

Душа жива. Человек — это нравственное существо, у нас есть свободная воля, и мы несём ответственность за свои поступки. В момент Страшного суда мы ответим за то, как распорядились свободной волей. Потому и будет Суд — из-за ответственности, которую с нас никто никогда не снимает. Не судят того, кто не имеет свободной воли. Мы её имеем.

Как будет происходить Страшный суд — сказать сложно, об этом известно очень мало. Моё частное мнение — наверное, это будет как на суде гражданском, когда обвиняемому даётся последнее слово, которое может существенно повлиять на решение суда. Я думаю, что это будет последний шанс покаяться. А те, кто не захочет пойти за Христом, пойдут в воскресение осуждения. Все люди грешны, но хочется верить, что нам будет дан последний шанс на покаяние.

Егоже Царствию не будет конца. Наступит благодатное Царство Небесное — то есть новый формат общения Бога и человека. Предназначенный человеку рай мы потеряли навсегда. Некоторые считают, что Царствие Небесное — это рай. Ничего подобного! Мы не можем вернуться в него, как не может человек вернуть то состояние, в котором находились Адам и Ева до грехопадения. Но Господь уготовал Царствие Небесное от сотворения мира любящим Его праведникам. Пророчество о нём содержится в 21 главе Откровения: «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Обновится всё творение Божие, и человек — как любимое творение — прежде всего. Не будет ничего, что делает нашу жизнь печальной, и такая жизнь будет бесконечной. Человек, скорее всего, будет не столько физическим, сколько духовным, и несмотря на то, что мы воскреснем телесно, мы не будем привязаны к материи, она не будет над нами довлеть. Но, конечно же, мы не знаем, как именно всё будет, потому что человек даже вообразить не может уготованного праведникам блаженства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: