Мошенничество компенсация от государства 2021

Обновлено: 19.04.2024

В интернете мне часто показывают рекламу, что мне положены компенсации. Иногда пишут, что это от ПФР, иногда — что это выплата за просмотр рекламы. Пару раз присылали на электронную почту письмо, что я переплатила за ЖКХ и могу вернуть деньги с процентами.

Внук говорит, чтобы я по этим ссылкам не ходила. Но вдруг мне правда положены выплаты? Я вам выслала ссылки, которые видела в рекламе, посмотрите, пожалуйста.

С уважением, Лидия Александровна

Лидия Александровна, ваш внук прав. Когда вы переходите по незнакомым ссылкам в рекламе и электронных письмах, мошенники могут вам навредить. Например, заразить компьютер вредоносными программами и получить доступ к вашим деньгам. Никогда не ходите в незнакомую часть интернета без надежного антивируса. Попросите внука поставить его на ваш компьютер.

Впрочем, чтобы вас ограбить, мошенникам необязательно разбираться, как работают вредоносные программы. Давайте пройдемся по вашим ссылкам и посмотрим, что вас там ожидает. Обещаю наступать на все грабли, которые встречу.

Что за ссылками

Часть ссылок уже не работает: сайты мошенников долго не живут. По остальным я обнаружил сайты, которые называют себя Объединенным компенсационным фондом, отделом компенсаций и возврата платежей и сервисом по просмотру рекламы.

Прошу прощения у остальных читателей, но сами ссылки не покажу: этого мне не простит отдел кибербезопасности.

Объединенный компенсационный фонд обещает что-то компенсировать. Наверное, часы молодости, проведенные в попытках разоблачить мошенников. Для получения денег достаточно ввести полное имя и дату рождения. А что делать тезкам, родившимся в один день?

Как работают сервисы

Все подобные сервисы завлекают огромными суммами, которые могут стать вашими всего за пару минут. Для этого необходимо только ввести свои данные — например полное имя или номер телефона.

Но между человеком и деньгами всегда обнаруживается незначительная преграда: «государственная» пошлина, налог на доход, комиссия за обработку платежа — все, на что у мошенника хватает фантазии.

По сравнению с обещанной суммой выплат комиссия выглядит смешной. Это создает контраст, на котором и работает схема. Большинство людей понимают, что это обман. Но вдруг нет? Ведь проверить это так дешево, а награда столь велика.

За разморозку 134 тысяч просят всего 219 рублей — в 600 раз меньше. Если один раз из 600 сайт заплатит обещанную сумму, действие окупится

Конечно, придется заплатить 210 рублей, но это же копейки по сравнению со 127 тысячами. Разница тоже в 600 раз

Что в итоге

После уплаты «пошлин» и «комиссий» итог оказался один: мошенники получили деньги, а я нет. Особо изобретательные показали страничку, на которой пообещали, что платеж находится в обработке и надо только подождать.

Жаловаться в банк или платежную систему, скорее всего, бессмысленно: я сам перевел деньги. А все платежи обычно оформлены на подставных лиц и фирмы-однодневки. Мошенники выведут все деньги, заведут новую фирму и откроют сайт с другим адресом.

Объединенный компенсационный фонд превратился в какой-то «Телебанк», а операция почему-то проходит как снятие наличных

Задним умом

Лидия Александровна, боюсь, что компенсации и выплаты вам никто не заплатит. Вот основные признаки, которые помогут вам защититься от подобных схем в будущем.

Дайте денег, чтобы мы вам дали денег. Всегда находится причина, почему вы должны заплатить первыми. Вычесть «налог» или «комиссию» из выплат дарители почему-то не могут.

Много денег просто так. Всем нам хочется верить, что прилетит волшебник в голубом вертолете и решит за нас все проблемы. Мошенники играют на нашей вере в чудо.

Непонятный адрес сайта. Мошенников никто не любит, поэтому службы безопасности постоянно блокируют их сайты. Зарегистрировать новый — дело двух минут. Но так как фантазия и свободные адреса закачиваются, мошенники регистрируют сайты с абракадаброй в названии. Например, Объединенный компенсационный фонд находился по адресу с сочетанием знаков 11at11. В отзывах об этих мошенниках я встречал десятки похожих адресов.

«Государственные» лицензии. Мошенники будут пытаться доказать, что деньги вам дают не просто так, а по какому-то закону или лицензии. Если поискать этот номер в Гугле или Яндексе, можно найти обзоры подобных мошеннических сайтов и отзывы пострадавших.

Мошенники начали обманывать россиян, предлагая «выплаты» от государства на поддержку населения во время пандемии. При этом злоумышленники выдают себя за ЦБ. МВД хочет оградить людей от преступников за счет мобильного приложения, которое потребует доступ ко всем контактам на телефоне

Для получения денег мошенники предлагают ввести данные карты, в том числе защитный CVC-код. Получив данные карты с кодом, мошенники могут списать с нее деньги или оплатить покупки, которые не требуют подтверждающего кода из SMS.

Банк России не выплачивает деньги населению, а упомянутый сайт — мошеннический, заявила пресс-служба регулятора. ЦБ добивается блокировки ресурса. Он напомнил, что вместе с Минцифры подготовил законопроект, который позволит Центробанку оперативно ограничивать доступ к подобным сайтам. Документ сейчас в Госдуме готовится ко второму чтению.

В январе ЦБ уже предупреждал россиян о новой схеме мошенничества. По информации регулятора, злоумышленники выдают себя за сотрудников МВД или других правоохранительных органов. Они звонят людям и заявляют, что в их отношении возбуждено уголовное дело, и пытаются получить данные банковских карт.

МВД хочет защитить граждан от мошеннических звонков: министерство объявило тендер на разработку мобильного приложения за 63 млн рублей, в котором должен быть модуль «Антимошенник», написал «Коммерсантъ». Он сможет распознавать звонки с номеров преступников, но для этого ему нужен доступ к списку контактов на телефоне. Программа сопоставит номера входящих звонков с базой мошеннических номеров у МВД и в случае совпадения предупредит пользователя. Но это несет риски злоупотребления и утечки данных, заявил «Коммерсанту» глава отдела информационной безопасности «СерчИнформ» Алексей Дрозд.

По итогам 2020 года россияне из-за телефонного мошенничества потеряли 150 млрд рублей, подсчитала компания BrandMonitor на основе данных ВЦИОМ. В прошлом году из всех входящих с неизвестных номеров доля спама составила 63%, а звонков с подозрением на мошенничество — 5,9%, сообщила «Лаборатория Касперского».

Мошенники запустили e-mail рассылку писем с ложной информацией "о возврате страховых накоплений". Об этом Пенсионный фонд России предупредил на своей странице "В Контакте".

В частности, гражданам может прийти письмо, где даже есть ссылка на некий закон, якобы гарантирующий возврат неких страховых накоплений. Но из-за возникших технических сложностей в автоматическом режиме нет возможности произвести выплату. Поэтому людям предлагается в ручном режиме нажать на кнопку "Оформить возврат".

В ПФР предупреждают: это мошенники. Ни в коем случае нельзя нажимать на эту кнопку. Если это сделать, то последуют просьбы сообщить данные банковской карты.

"Не заполняйте данные своих банковских карт на неизвестных сайтах. В противном случае вы можете стать жертвой мошенников", - подчёркивают в ПФР.

По информации ПФР, права на пенсионные накопления есть у нескольких категорий граждан: людей 1967 года рождения и моложе, а также у участников Программы государственного софинансирования пенсий и владельцев сертификата на материнский (семейный) капитал, которые направили его средства на свою будущую пенсию.

Существует несколько видов выплат накопительной пенсии. Например, накопления могут быть перечислены в виде единовременной выплаты. Это разовая выплата всех накоплений гражданам, у которых отсутствует право на страховую пенсию, либо размер накопительной пенсии составляет менее 5% от общей суммы страховой пенсии и накопительной пенсии.

Также существует срочная пенсионная выплата - это ежемесячная выплата пенсии в течение 10 лет при возникновении права на страховую пенсию по старости (в т.ч. досрочно) для участников программы госсофинансирования, либо граждан, направивших средства материнского капитала на формирование накопительной пенсии. Есть и непосредственно накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная денежная выплата при назначении страховой пенсии по старости.

На какую именно выплату есть право у человека, рассчитывают специалисты того пенсионного фонда, где накопления находятся. Это либо Пенсионный фонд России, либо негосударственные пенсионные фонды. Но в любом случае ПФР не рассылает пенсионные накопления автоматически.

Человек сам должен обратиться за оформлением накопительной пенсии по достижению возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин).

ЦБ провел первый раунд консультаций с участниками банковского рынка по поводу законопроекта, который предполагает упрощение механизма возврата денег гражданам, ставшим жертвами финансовых мошенников. Об этом "РГ" сообщили в пресс-службе Банка России. По итогам регулятор выйдет с новой версией документа, уточнили представители ЦБ. Детали пока не раскрываются.

Александр Корольков

В пресс-службе регулятора рассказали, что по итогам обсуждений ЦБ получил значительное количество предложений и уточняющих вопросов. "По результатам готовится очередная редакция законопроекта, которая пройдет еще один раунд обсуждения, - указали в Банке России. - Пока о конкретных мерах или инструментах говорить преждевременно. Полагаем необходимым максимально учесть мнение участников рынка".​

Как ранее сообщил РБК, ЦБ направил участникам рынка письмо, в котором выражено намерение установить точную сумму возмещения похищенного и изменить сам порядок списания средств по мошенническим операциям. Для запуска процедуры возврата гражданин должен будет уведомить банк о мошенничестве не позднее следующего дня после получения уведомления о проведенной операции. При этом ЦБ пока не называет ни точный размер этой суммы, ни то, как она будет рассчитываться. Регулятор отметил, что возврат средств распространится на все банки, но если у банка низкий уровень защиты от хищений, то ему придется вернуть клиенту всю украденную сумму, даже если она превысит установленный размер. Низким уровень будет признаваться, если банки не смогут выявить операции, совершенные без согласия клиента, несмотря на получение информации о мошеннических действиях от ЦБ.

Поводом для принятия нововведений стало широкое распространение мошенничеств с помощью социальной инженерии, когда злоумышленники выманивают у граждан их финансовые данные (номера карт, коды, пароли). Как ранее сообщала "РГ", объем операций без согласия клиентов банков в третьем квартале 2021 года достиг 3,2 млрд рублей, на 18% превысив показатель за аналогичный период прошлого года, следует из данных ЦБ. Количество попыток украсть деньги у россиян увеличилось на 40% до 256 198. При этом доля возвращенных гражданам средств составила 7,7%, что на 5,4 процентных пункта меньше, чем в третьем квартале 2020 года.

Сейчас по закону банки обязаны возвращать средства только тогда, когда они похищены не по вине клиента.

"Конечно, эта инициатива ставит банки в положение, когда они должны будут кардинально усилить работу своих IT систем, интернет-банков и мобильных приложений, должны будут предусмотреть меры от гибкости в их настройках, до контрольных мероприятий, которые могут в целом снизить их удобство и быстроту для клиентов, - считает предправления Ассоциации российских банков Олег Скворцов. - На совсем иной уровень необходимо вывести работу с самими клиентами, ведь отвечать за их действия, когда сам клиент допускает нарушения, которые приводят к потере средств, теперь придется, пусть частично, и банкам. В этой ситуации ужесточения назрели, но важно, чтобы изменения не приняли гипертрофированные формы и не породили новые виды злоупотреблений, теперь уже со стороны недобросовестных клиентов. Очень важен юридический аспект, чтобы разделить ситуации, когда банк действительно виноват, а когда клиент сделал все так, что никакие действия банка не могли бы ему помочь. В целом нужна комплексная работа банков, регулятора, правоохранительных органов, общественных организаций".

Возврат средств распространится на все банки, но детали законопроекта ЦБ не раскрывает, они еще обсуждаются с участниками рынка

Председатель НСФР Андрей Емелин отметил, что установление гарантированной суммы безусловного возврата никак не способствует достижению цели защиты от мошенников. Напротив, такой возврат будет иметь многочисленные негативные последствия: снижение уровня бдительности граждан, дополнительные ресурсы для новых мошеннических схем, дополнительные потери банков и их кредиторов и вкладчиков, уверен он.

"Эту инициативу следует рассматривать, как способ смягчить риски для отдельных категорий граждан, - считает директор департамента проектирования компании "Газинформсервис" (специализируется на кибербезопасность) Александр Калита. - Данная мера в первую очередь направлена на поддержку малоимущих людей, которые попались на мошенническую схему. Обычно люди, у которых есть достаточно денег в банке, разделяют свои деньги по разным банкам и разным счетам. Или инвестируют их в ценные бумаги. Поэтому в случае, если они попадутся на мошенников, без денег на еду, лекарства и оплату коммунальных услуг они не останутся. А вот пенсионеры или малообеспеченные люди обычно хранят все деньги на одном текущем зарплатном счете. Такие люди, в силу своей неосведомленности чаще попадаются на подобные схемы. И вот как раз для них, потеря денег со счета является очень критичной для жизни. И если рассматривать это нововведение именно в таком ключе, то это хороший способ помочь людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, став жертвой мошенников".

Большинство россиян махнули рукой на внутренний советский госдолг и уже не надеются получить деньги. Выплаты по советским вкладам действительно заморожены на неопределённый срок, зато можно получить компенсацию по страховым полисам Госстраха. Давайте разберём, как можно получить выплату, сколько она составляет и какие сложности с получением денег могут возникнуть.


По каким полисам делаются выплаты?

В советское время существовала система накопительного долгосрочного страхования детей к совершеннолетию, бракосочетанию, на дополнительную пенсию. Например, родители приобретали полис к совершеннолетию ребёнка, каждый месяц вносили определённую сумму, а после наступления страхового случая (совершеннолетие) ребёнок получал выплату.


Заключением полисов занимался Госстрах, входивший на тот момент в структуру Минфина. К 1 января 1992 года услугой вопользовались почти 52,5 млн человек, а общая сумма взносов исчислялась миллиардами. В начале 90-х взносы обесценились: 1 000 рублей превратилась в 1 рубль.

В 1995 году государство признало страховые взносы внутренним долгом и обязалось их вернуть. Агент по выплатам — Росгосстрах.

Кому полагаются выплаты по полисам Госстраха?

Выплаты могут получить только граждане России. Если у человека есть полис, но он является гражданином другого государства, то компенсация не полагаются.

Деньги по полису может получить застрахованный, страхователь или наследник одного из них.

Ещё одно условие получение компенсации — по состоянию на 1 января 1992 года по полису не были сделаны выплаты.

Сумма компенсации

Сумма выплат по полису Госстраха рассчитывается индивидуально и зависит от нескольких факторов.

Сумма уплаченных взносов

Чтобы посчитать, умножьте ежемесячный взнос по полису на количество месяцев, в течение которых полис действовал (до 1 января 1992 года).

В июне 1991 года страховые взносы были проиндексированы на 40%. Если вы не получали компенсацию, то сейчас сумма выплат увеличится.

Возраст получателя

В зависимости от возраста получателя сумма выплат увеличивается.

  1. Гражданам по 1945 год рождения включительно компенсация выплачивается в трёхкратном размере.
  2. Гражданам 1946 — 1991 года рождения компенсация выплачивается в двухкратном размере.

За компенсацией может обратиться как страхователь, так и застрахованный — в этом закон не ограничивает граждан. Например, бабушка 1944 года рождения застраховала внучку 1987 года рождения. За выплатой выгоднее обратиться бабушке, а не внучке.

Если компенсации по полису уже получались, то они вычтутся из выплат.

Пример расчёта

Родители Ольги 1982 года рождения оформили для неё полис к бракосочетанию. Срок действия страхования с января 1985 года по декабрь 1999 года. Ежемесячный взнос — 7,5 рублей.

Считаем, сколько денег было внесено:

  1. В год семья вносила: 7,5*12=90
  2. Выплаты делались в течение 7 лет: 90*7=630 рублей.

К получившейся сумме прибавляем 40% - компенсация. Получаем 882 рубля. Поскольку Ольга относится к категории граждан, которым выплачивается компенсация в двукратном размере, умножаем получившуюся сумму на 2. Получаем 1764 рубля. Если ранее выплаты не были сделаны, то Ольга получит всю сумму.

Компенсация на оплату ритуальных услуг

Если владелец вклада или застрахованное лицо умерли в в период с 2001 по 2022 годы, то наследники могут получить компенсацию на оплату ритуальных услуг.

Если сумма взносов больше 400 рублей, то выплата составит 6 000 рублей. Если взносы меньше 400 рублей, то их сумма умножается на 15.

Документы, необходимые для получения выплаты

Для начала надо написать заявление на выплату, распечатав бланк с сайта Росгосстраха.

В заявлении надо указать максимально полные сведения о полисе. ФИО страхователя и застрахованного, место заключения договора, вид страхования, даты начала и окончания действия полиса. По этим данным специалисты страховой компании будут искать полис в электронной базе данных. Чем больше сведений, тем больше шансов, что они его найдут.

Если полис так и не найдётся, то придётся подтверждать уплату страховых взносов и вообще наличие страхования:

  1. Оригиналом полиса или копией, заверенной сотрудником Росгосстраха.
  2. Оригиналом и заверенной копией справки справки о начислении компенсации в 40%.
  3. Оригиналом или копией справки с места работы или из архива об отчислении страховых взносов из зарплаты.

Вместе с этим надо предоставить пакет документов:

  • копию 2,3,5 страниц паспорта;
  • документ, подтверждающий смену ФИО;
  • если за выплатой обращается наследник, то дополнительно надо предоставить копию о смерти страхователя (застрахованного) и документ, подтверждающий право вступления в наследство.

Куда направлять документы для получения компенсации?

В отделениях страховой компании Росгосстрах документы не принимаются и выплаты не делаются.


Можно обратиться в отделение РГС-банка. Но многие отмечают, что приходится оформлять карту для получения выплат, а к ней банк подключает кредитный лимит и платные услуги. Этот вопрос стоит разобрать отдельно.

Надо ли оформлять карту РГС-банка для получения компенсации

Росгосстрах на сайте отвечает на вопрос «какая карта нужна для получения выплат» так:

Реквизитами банковского счёта заявителя являются: наименование банка, ИНН, К/с, БИК, Р/с, КПП и 20-значный номер лицевого счета. Таким образом, вы можете указать реквизиты, соответствующие вышеперечисленным требованиям, любого банка.

Если вы уже согласились на карту, то надо иметь в виду, что изначально банк выдаёт дебетовую карту, но в договоре прописано, что он оставляет за собой право подключить кредитный лимит. Информация о нём придёт в СМС.

Надо быть внимательнее, потому что платные услуги (страхование, СМС-оповещение) могут создать долг на карте. Вам придётся его закрывать с процентами, штрафами и пени за просрочку. Лучше сразу написать заявление на отказ от кредитного лимита и платных опций. После получения компенсации карту и расчётный счёт закрыть.

В противном случае сумма долга может превысить компенсацию по полису Госстраха.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: