Могут ли судебные приставы проверить бухгалтерию должника по алиментам

Обновлено: 18.04.2024

В феврале 2020 года, мной был подан иск в суд о пересмотре формы взысканий с долевой на твёрдую денежную сумму, соответственно ИП ранее заведенное по долевой форме прекращено, на основании его отмены по решению суда.

Вопрос: могу ли я возобновить требование к приставу и истребовать данные, которые были мной запрошены, но результата и действий от пристава не было, как и расчёта долга за этот период или в связи с отменой его действия всё мои требования утрачивают свою силу? Есть ли срок давности ходатайств в таких случаях?

Подтверждения от приставов и даже прокуратуры того региона, где территориально находится бывший работодатель должника есть (полученные в обход своему приставу, т. К. Мной направлялся запрос об оказании содействия в ходе исполнения поручения требований моего пристава и в прокуратуру и судебным приставам, на что был получен ответ о том, что никаких запросов им от моего пристава ими не получалось)..

Прекрасно понимаю, вопрос времени, в течение прошлого года не доходили руки до продолжения начатого дела долго болела короной было не до этого, но всё же хочется получить то, что полагалось ребёнку по праву). Спасибо.

Проблема в следующем: На работу в 2017 г. направлено 5 исполнительных листов по погашению задолженности перед банками. По одному ИП задолженность закрыта в 2018 году, по второму ИП прекращены взыскания с 11.12.2018 статья 46 часть 1 п. 3. Осталось три задолженности. Никаких уведомлений по моему месту работы не поступало и бухгалтерия продолжает удерживать 50% по пяти исполнительным листам. Денежные средства своевременно поступают судебным приставам, НО! распределение денежных средств приставами вообще непонятно из этих 50 процентов часть средств идет на погашение задолженности по действующим ИП, а куда списывается та часть которая высчитывается по уже закрытым ИП непонятно. То есть с 2018 г с меня удерживают с заработной платы денежные средства в счет погашения недействующих ИП, а в общей сумме по списанию их просто нет. Каким образом можно заставить судебных приставов сделать акт сверки и перерасчет по задолженности в пользу действующих ИП. О том, что списание происходит не в полном объеме узнал в декабре 2020 г после регистрации на сайте Госуслуги и проверки сумм списания на сайте судебных приставов.

Отправила письмо судебным приставам на проверку бухгалтерии должника по алиментам на правильность начисления и перечисления алиментов. Спустя месяц нет никакого ответа. После моего звонка приставам, мне ответили, что по моему запросу проверку не будут осуществлять, т.к я ей не прислала оригинал исполнительного листа (на руках у меня его нет), не собрала все чеки по поступлениям алиментов за тот период, который я прошу проверить. Подскажите, пожалуйста, что мне делать?

Я живу в Ставропольском крае, должник по алиментам в Приморском крае. Отправила письмо судебным приставам на проверку бухгалтерии должника по алиментам на правильность начисления и перечисления алиментов. Спустя месяц нет никакого ответа. После моего звонка приставам, мне ответили, что по моему запросу проверку не будут осуществлять. Куда мне обратиться?

Отец ребёнка перестал платить алименты, переехал в другой город. Я написала заявление на проверку бухгалтерии приставам. Почему на сайте фссп не показывается долг. Заявление написала 3 месяца назад.

2.1. Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, нет алименты вам должны начислить с 05.09.2018, поэтому действия бухгалтерии неправомерны.

2.2. Подайте жалобу приставу на проверку, чтобы он научил правильно насчитывать алименты работодателя.

Здравствуйте, В вашем примере описано, что бухгалтерия должна удерживать с сентября, на основании какого закона и статьи?

Как написать заявления судебным приставам чтобы предоставили результаты проверки бухгалтерии организации откуда поступают алименты?

Я женат, трое детей. Но есть еще ребенок вне супружества. До знакомства с моей женой. Беготня бывшей по приставам, и проверки бухгалтерий. Никакому начальству такое не понравится, поэтому приходится прыгать с работы на работу. Могу ли я подать иск на фиксированную сумму алиментов?

Если организация (работодатель) должника по алиментам, передала приставам недостоверную информацию о том, что долг погашен полностью. По моей просьбе была инициирована проверка бухгалтерии. Приставы сказали, что составят протокол и наложат штраф на организацию. Но мне от этого пользы мало. Могу я подать гражданский иск и получить с организации, какие-то пени?

Должник сменил место проживания, переехал в другой город, трудоустроился там.

Приставы выдали мне документы на руки, закрыли исполнительное производство, приказ отправлен приставам по месту фактического проживания должника.

Приказ был принят к исполнению в начале апреля, задолженность по алиментам идет с начала марта. Место проживания и работы должника достоверно известно, имеются все его данные, кроме того, должник утверждал, что сам передал в бухгалтерию свою копию приказа и написал заявление для удержания выплат. Но алиментов нет уже третий месяц.

Пристав, которая занимается нашим делом по месту жительства должника, на контакт не выход, по телефону разговаривать отказывается, не смотря на то, что знает, что я на личный прием явится не могу - проживаю вообще в другом регионе.

По запросу о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, мне ее работа показалась неудовлетворительной, кроме запросов в несколько инстанций и банков, она ничего не сделала. Мной было отправлено два заявления: о проверке бухгалтерии должника, и о расчете задолженности и вынесения постановления о задолженности. Так же на пристава написана жалоба в порядке подчиненности, жду ответа.

Скажите пожалуйста, что я сейчас могу предпринять чтобы прекратить это безобразие?

Пристав обязана мне разъяснить, что было предпринято и по какой причине не производятся отчисления, но она упорно не выходит на связь, сама не перезванивает.

Если должник не скрывается, все данные предоставил, на данном этапе, как я понимаю, к нему никаких претензий быть не может. Выходит, что в неуплате алиментов виновен либо работодатель, либо пристав, который плохо работает.

Могу ли я написать заявление в прокуратуру, чтобы прокуратура проконтролировала исполнение судебного приказа, если пристав со своей работой не справляется?

Если да, то это будет жалоба на бездействие пристава или же лучше писать заявление просто по факту отсутствия отчислений, а в прокуратуре сами уже разберутся, кто виноват?

Нередко бухгалтер сталкивается с необходимостью удерживать из доходов работника сумму его долга или иных платежей в пользу третьих лиц. На практике наиболее распространены удержания по исполнительным листам. Рассмотрим особенности оформления и учета удержаний по исполнительному листу.

Удержания по исполнительному листу (форма и образцы бланков утв. пост. Правительства РФ от 31.07.2008 № 579; приказ Минфина России от 17.06.2009 № 237) регулируют следующие нормативные акты:

    (гл. 17 СК РФ);
  • закон "Об исполнительном производстве" (гл. 11 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее - Закон № 229-ФЗ));
  • Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России от 19.06.2012 № 01-16 (далее - Методические рекомендации)).

Исполнительный лист может поступить в организацию как от самого взыскателя, в пользу которого должны производиться удержания, так и от судебного пристава-исполнителя.

Так, взыскатель направляет документ о взыскании:

  • периодических платежей (например, в целях возмещения вреда здоровью);
  • денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей (ч. 1 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

При этом одновременно с исполнительным документом взыскатель должен представить заявление (ч. 2 ст. 9 Закона № 229-ФЗ) с указанием сведений (в частности, банковских реквизитов), без которых работодатель не может производить удержания.

Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на зарплату и иные доходы работника-должника:

  • по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании периодических платежей (например, алиментов);
  • при взыскании суммы, не превышающей 10 000 рублей;
  • при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме (ч. 1 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

ВАЖНО

Без обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством (ст. 13 Закона № 229-ФЗ), исполнительный лист недействителен. Бухгалтер не имеет права осуществлять удержания по нему.

Рассмотрим порядок удержания по исполнительным листам, направляемым в организации судебными приставами-исполнителями, так как это наиболее распространенный на практике случай.

Когда получен исполнительный лист

Компания узнает об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы своего работника, получив постановление по форме, утвержденной ФССП России (Приложение № 108 к приказу ФССП России от 11.07.2012 № 318) (далее - Постановление). К нему также прилагают:

  • копию исполнительного листа;
  • постановление о взыскании исполнительного сбора;
  • банковские реквизиты для перечисления удержанных сумм.

Отметим, если исполнительный лист поступил в организацию ошибочно (например, указанное в нем лицо никогда не числилось в ее штате), то, по мнению автора, документ необходимо вернуть отправителю в кратчайший срок. Хотя законодательно требование о возврате "чужого" исполнительного листа не установлено, Закон № 229-ФЗ предусматривает обязанность незамедлительного возврата документа в отношении, например, уволенного работника (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Что касается организации документооборота исполнительных листов, то четких законодательных норм в отношении их учета и хранения не установлено. Однако за утерю исполнительного листа или за его несвоевременное отправление (например, при увольнении работника), а также за неисполнение требований по нему компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы на суммы от 50 000 до 100 000 рублей и от 15 000 до 20 000 рублей соответственно (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).

Контроль за правильностью удержаний по исполнительным листам, направленным по месту работы должника, осуществляется судебным приставом-исполнителем посредством проведения проверок организаций (п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ).

Таким образом, для снижения риска претензий со стороны ФССП России следует правильно организовать учет и хранение исполнительных листов и назначить лиц, ответственных за их регистрацию, хранение и исполнение. В этом может помочь памятка, утвержденная в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям (далее - Памятка).

Еще до получения первого исполнительного документа компании следует:

  • назначить сотрудника, ответственного за получение, обработку и хранение исполнительных документов;
  • разработать и утвердить формы журналов регистрации входящей корреспонденции и исполнительных листов;
  • утвердить порядок документооборота исполнительных листов, формы документов.

При получении Постановления необходимо проделать следующее.

Зарегистрировать его в специальном журнале (форма журнала сейчас не утверждена, поэтому компания вправе разработать ее самостоятельно (п. I Памятки)). В качестве примера можно воспользоваться старой формой журнала регистрации исполнительных листов (утв. приказом Минфина России от 15.05.2001 № 36н).

Ознакомить работника-должника с содержанием исполнительного листа под подпись (ст. 136 ТК РФ; письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0).

Хранить Постановление как документ строгой отчетности (в сейфе) (п. I Памятки).

Как было отмечено выше, при увольнении работника-должника следует "незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях" (ч. 4 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Понятие "незамедлительно" не расшифровывается ни в одном нормативном акте. В то же время положения Семейного кодекса указывают, что работодатель обязан сделать это в трехдневный срок (при взыскании алиментов) (пп. 1, 2 ст. 111 СК РФ). Автор полагает, что того же срока следует придерживаться при возврате и иных исполнительных документов.

При этом в исполнительном листе должна стоять отметка о произведенных удержаниях (ее заверяют печатью организации и подписью должностного лица, на которого приказом возложена ответственность по оформлению исполнительных листов), содержащая следующие данные (письмо ФССП России от 25.06.2012 № 12/01-15257):

  • сумму удержанных денежных средств;
  • номер платежного поручения (квитанции);
  • дату перечисления;
  • остаток задолженности.

Исполнительный лист направляют в территориальный отдел судебных приставов ФССП России с сопроводительным письмом заказной корреспонденцией. О движении исполнительного документа одновременно извещают взыскателя. Порядок оповещения взыскателя не утвержден, однако при направлении ему письма с уведомлением о получении у компании остается доказательство извещения.

Общий порядок удержания по исполнительному листу

Удержание денежных средств из зарплаты и иных доходов работника-должника начинается с даты получения Постановления (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Компании следует своевременно передавать исполнительный лист бухгалтеру - до начисления зарплаты и осуществления выплат. Если Постановление получено после очередной выплаты за период, в котором должны производиться удержания, то их делают из выплат следующего периода.

Вместе с Постановлением о взыскании алиментов может поступить постановление о взыскании задолженности по ним (при ее наличии) (ч. 2 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). То есть суммы, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, удерживают из заработной платы сотрудника на основании этого отдельного исполнительного документа. В нем приводят расчет суммы долга.

В компанию 27.04.2017 поступил исполнительный документ - постановление судебного пристава-исполнителя на взыскание алиментов. В постановлении указано, что алименты должны удерживаться с апреля 2017 г. Заработная плата за первую половину апреля уже выплачена должнику.
В данной ситуации работодатель обязан удерживать алименты начиная с заработной платы работника за вторую половину апреля и только в том размере, который указан в исполнительном документе.

Удержания производят при каждой выплате дохода работнику с учетом требований, приведенных ниже.


Расчет удержания по исполнительному листу

По общему правилу удержания из зарплаты, производимые работодателем в силу предоставленных ему прав, не могут превышать 20 процентов (ст. 138 ТК РФ).

Однако при удержаниях по исполнительным листам с работника не может быть удержано более 50 процентов от заработной платы и иных доходов до полного погашения взыскиваемых сумм (ст. 138 ТК РФ; ч. 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ; письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204-6-0).

При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, удержание не может превышать 70 процентов (ст. 138 ТК РФ; ч. 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

Размер удержания рассчитывают из чистого дохода, то есть после обложения НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При определении базы для исчисления алиментов доходы, из которых они удерживаются, уменьшают только на ту сумму НДФЛ, которая является частью этих доходов.

В компанию поступили два постановления службы судебных приставов на одного работника: первое - о взыскании алиментов на ребенка в размере 25% зарплаты, второе - о взыскании налоговых санкций в размере 50% зарплаты. Компания является основным местом работы сотрудника. Задолженность по имущественным налогам составляет 10 200 руб.

За апрель 2017 г. работнику начислена зарплата в размере 12 000 руб. Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, равна:

12 000 руб. х 13% = 1560 руб.

Сумма удержания по первому исполнительному листу составила:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 25% = 2610 руб.

Размер взыскания по второму исполнительному листу составляет 50%:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 50% = 5220 руб.

Это максимально возможный размер удержаний по данному виду требований. Однако, учитывая, что 25% зарплаты должно быть удержано в качестве алиментов, в целях погашения задолженности по налогам следует удержать не более:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 50% - 2610 руб. = 2610 руб.

Оставшуюся часть задолженности по второму листу в размере 2610 руб. (5220 - 2610) нужно удержать в следующих месяцах после удержания алиментов.

Ограничения на удержания по исполнительному листу

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производят со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме (Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утв. пост. Правительства РФ от 18.07.1996 № 841).

Однако взыскание не может быть обращено на закрытый перечень видов доходов должника (ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ), в частности:

  • на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака и др.);
  • страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ);
  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, иных источников;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических) выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

Кроме того, удержания не производят:

  • с сумм с доходов, которые рассчитывают исключительно для целей исчисления НДФЛ (например, несмотря на то, что материальная выгода является видом дохода (п. 1 ст. 210 НК РФ), в базу для удержания взысканий она не включается; это следует из самого определения материальной выгоды, признаваемой доходом исключительно для целей Налогового кодекса);
  • с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.) (определение КС РФ от 17.01.2012 № 122-О-О).

ВАЖНО

Расходы на перечисление денег по исполнительным листам (комиссии банка, плата за почтовый перевод) должны производиться за счет работника (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ; ст. 109 СК РФ). При этом рассмотренные выше ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.


Очередность удержаний по исполнительному листу

При удержании средств по нескольким исполнительным листам, пришедшим на одного сотрудника, необходимо соблюдать очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • в первую очередь удовлетворяют требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую - требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью - требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Все прочие требования удовлетворяют в последнюю очередь.

При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяют после погашения задолженности перед предыдущей очередью в полном объеме. При наличии нескольких исполнительных листов от разных взыскателей удержания одной очереди в пределах максимального размера удержания распределяют между всеми взыскателями этой очереди пропорционально причитающимся им суммам (ч. 1-3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Индексация удержаний по исполнительному листу

Периодические платежи, установленные в твердом размере (не в процентах от заработной платы), подлежат индексации. Так, индексируются установленные периодические платежи, выплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и др., в порядке, установленном законодательством РФ. О такой индексации организации следует издавать приказ (распоряжение), на основании которого бухгалтерия будет осуществлять индексацию (ч. 4 ст. 9 Закона № 229-ФЗ).

Кроме того, индексируются алименты, определенные в твердой денежной сумме (ст. 117 СК РФ; ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ). В случае если они уплачиваются по соглашению об их уплате, то индексацию производят в соответствии с этим соглашением (ст. 105 СК РФ).

Если алименты взыскивают по решению суда в твердой сумме, то индексация производится пропорционально увеличению установленного законом прожиточного минимума для конкретного региона, в котором проживает взыскатель. Индексация производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства взыскателя. При отсутствии в субъекте РФ установленного прожиточного минимума необходимо брать данные о нем в целом по РФ (ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).

ВАЖНО

Работодатель обязан индексировать удерживаемые с работника суммы, установленные в твердой денежной сумме, даже при отсутствии специального указания на это в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 117 СК РФ; ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ).

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны в трехдневный срок со дня выплаты переводить удержанные денежные средства взыскателю. При этом с перечисляемых сумм никакие налоги удерживать не нужно.

Таким образом, компания, получившая Постановление, должна:

  • ежемесячно начиная с даты получения Постановления удерживать суммы из заработной платы и (или) иного дохода должника;
  • производить выплаты взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) дохода;
  • перечислять (переводить) их за счет должника;
  • в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю и взыскателю об увольнении должника, о новом месте его работы или жительства, если оно известно, а также возвратить в отдел судебных приставов исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях;
  • при взыскании алиментов по решению суда в твердой денежной сумме производить индексацию алиментов пропорционально увеличению установленного для конкретного региона МРОТ.

В компанию поступили два исполнительных листа на одного сотрудника:
- первый - на удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% от дохода;
- второй - на содержание супруги до достижения ребенком трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума по субъекту РФ, в котором она проживает.

В сумме удержания по этим двум исполнительным документам будут составлять более 50% от дохода должника после удержания НДФЛ.

Так, за апрель 2017 г. работнику начислена заработная плата в размере 24 000 руб.

Сумма дохода после удержания НДФЛ:

24 000 руб. - 24 000 руб. х 13% = 20 880 руб.

Сумма удержаний по первому исполнительному листу составляет:

20 880 руб. х 25% = 5220 руб.

Предположим, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на апрель 2017 г. составляет 9962 руб.

Размер удержаний по обоим исполнительным листам будет равен:

9962 + 5220 = 15 182 руб.,

то есть более половины дохода должника (более 10 440 руб.). Так как оба требования удовлетворяются в первую очередь, каждое из них должно быть удовлетворено частично.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую не распространяются его полномочия, и отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ч. 6 ст. 32 Закона.

Согласно письму ЦА ФССП России от 29.07.2008 № 12/01-9844-НВ недопустимо вынесение постановлений об окончании исполнительных производств в порядке п.5 ч. 1 ст. 47 при установлении сведений о том, что должник отбывает наказание в учреждении уголовно - исполнительной системы, расположенного на территории, на которую распространяется компетенция судебных приставов-исполнителей другого отдела судебных приставов. В указанном случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление об удержании сумм долга из заработка должника и направляет вместе с копией исполнительного документа в указанное учреждение уголовно-исполнительной системы. При этом исполнительное производство подлежит окончанию по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона, только после удержания с должника денежных средств в полном объеме.

Аналогичный порядок необходимо применять во всех случаях при вынесении постановлений об удержании сумм долга из заработка должника, т.е. если например, установлено, что должник имеет постоянное место работы и организация располагается на территории другого района, постановление об удержании сумм долга из заработка должника выносит тот судебный пристав - исполнитель на исполнении, у которого находится исполнительное производство.

Следует отметить, что проверку бухгалтерии в данном случае осуществляет тот отдел судебных приставов, на территории которого располагается организация.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона осуществление проверки правильности удержания и перечисления денежных средств является исполнительным действием, при поступлении заявления от взыскателя о проверки бухгалтерии либо по собственной инициативе судебный пристав - исполнитель на основании ч. 6 ст. 33 Закона поручает соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия в виде проверки бухгалтерии.

Отдел организации исполнительного производства

Время создания/изменения документа: 09 декабря 2011 09:10 / 15 декабря 2011 13:23

В соответствии со ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на работодателя должника возложена обязанность производить удержание денежных средств из заработной платы должников в счет погашения задолженности по судебным актам и актам иных уполномоченных органов (например, постановление о наложении административного штрафа, постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора и т.д.).

Хранение исполнительных документов

Исполнительные документы относятся к бланкам строгой отчетности. Исполнительные листы и соглашения о выплате алиментов при направлении в организацию передаются бухгалтеру, назначенному приказом руководителя ответственным за их хранение, под роспись. Бухгалтер в обязательном порядке регистрирует полученные документы в специальном журнале, который ведется в произвольной форме. Хранить исполнительные документы необходимо в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить сохранность этих документов.

Размер удержания задолженности

Расчет задолженности, подлежащей удержанию из заработной платы должника и перечислению в счет погашения задолженности, производится после удержания (уплаты) из начисленной заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Максимальный размер удержания денежных средств из заработной платы должника составляет:

- не более 70% (при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением);

- не более 50% (при взыскании иных категорий).

В случае, когда в организацию поступило несколько исполнительных документов для удержания суммы задолженности, требования о взыскании алиментов наряду с иными требованиями в соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются требованиями первой очереди (приложение № 1).

Если удержанная денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований всех исполнительных документов одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю.

Если размер алиментов установлен судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда, администрация организации должна производить индексацию алиментов пропорционально увеличению законом минимального размера оплаты труда (ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации). При этом, в соответствии со ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», работодатель обязан издать приказ (распоряжение) об указанной индексации (сведения о размере минимального размера оплаты труда, периоды, в которых они установлены, прилагаются. Приложение № 2).

Порядок перечисления денежных средств

Администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать задолженность на основании исполнительного документа, обязана ежемесячно удерживать денежные средства из его заработной платы и (или) иных доходов и уплачивать или переводить их за счет этого же лица взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода.

Информация, содержащая реквизиты, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, содержится в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и (или) иного дохода должника.

Порядок применения реквизитов взыскателя для перечисления удержанных денежных средств указывается в постановлении судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника.

Оплата перевода взысканных сумм по почте производится за счет должника.

О произведенных удержаниях и перечислении денежных средств взыскателю работодатель обязан ежемесячно представлять информацию судебному приставу – исполнителю в порядке, указанном в постановлении об обращении взыскания на заработную плату.

Перечень доходов, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841.

Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») (перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание прилагается. Приложение № 3).

Порядок завершения удержания денежных средств

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу – исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ (ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 111 Семейного кодекса Российской Федерации). В исполнительный документ вносятся данные о суммах произведенных удержаний, а также оставшейся задолженности, после этого документ заверяется печатью учреждения. В течение трех дней с момента увольнения должника постановление судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника вместе с копией исполнительного документа должны быть направлены заказным письмом или нарочным в службу судебных приставов.

В соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса РФ за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению Вы можете быть привлечены к уголовной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118 –ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав – исполнитель имеет право проводить проверку исполнения исполнительных документов у организаций – работодателей на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов.

Порядок проверки исполнения исполнительных документов судебного пристава – исполнителя

В соответствии с пп. 3 и 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав – исполнитель вправе:

- проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

- проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация – работодатель или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обязаны представить судебному приставу – исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.

В ходе проверки бухгалтерии работодателя должника судебный пристав -исполнитель копирует все необходимые документы, в том числе, подтверждающие погашение долга по всем исполнительным производствам, по которым осуществляется проверка бухгалтерии работодателя должника. При необходимости отбирает объяснения у соответствующих должностных лиц проверяемого работодателя.

В случае выявления в ходе проверки бухгалтерии работодателя должника нарушений законодательства об исполнительном производстве судебный пристав -исполнитель, осуществляющий проверку в ходе проверки, либо по прибытию в структурное подразделение:

– принимает решение о привлечении виновных лиц к ответственности;

– принимает решение о направлении обращения в Государственную инспекцию труда Ивановской области (г.Иваново, пр.Строителей,д.21) (в случае выявления фактов выплаты заработной платы ниже минимального размера заработной платы) либо Управление ФНС России по Ивановской области (г.Иваново, ул.Почтовая, 24) (в случае выявления выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого размера заработной платы).Указанное обращение направляется в течение 3 календарных дней после дня проведения проверки бухгалтерии работодателя должника.

Примерный перечень действий (бездействий), влекущий за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ (прилагается приложение № 4)

Время создания/изменения документа: 15 марта 2013 09:55 / 15 марта 2013 10:09

Каждая организация не должна исключать вероятность прихода сотрудников Федеральной службы судебных приставов России (ФССП) с целью проверки бухгалтерии по алиментам – соблюдаются ли правила удержания и перечисления соответствующих сумм с доходов сотрудника-должника.

Правовая основа проверки ФССП по алиментам

Отметим, что проверить алименты приставы могут на основании положений федерального законодательства.

Так, полномочия судебного пристава-исполнителя и порядок проведения проверки бухгалтерии судебными приставами по алиментам предусмотрены:

Основания для проверки

Проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам в отношении работающих в организации должников судебный пристав-исполнитель может проводить:

  • по заявлению (жалобе) взыскателя;
  • по собственной инициативе (например, в случае непредставления организацией информации по требованию ФССП, отмеченному в постановлении об обращении взыскания на зарплату или иные доходы должника).

Действия по проверке бухгалтерии судебным приставом-исполнителем по алиментам происходят 2 способами:

  • выезд в организацию и истребование необходимых документов;
  • направление требования о представлении документов судебному приставу-исполнителю соответствующего территориального органа ФССП России.

Ход проверки по алиментам приставами

При проверке судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке изучает правильность удержания бухгалтерией алиментов со всех выплат, причитающихся работнику, на которые может быть обращено взыскание. При этом он учитывает положения:

  • статьи 101 Закона № 229-ФЗ;
  • постановления Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Итог проверки

По результатам проверки бухгалтерии по алиментам судебный пристав-исполнитель составляет её акт о правильности удержания и перечисления денежных средств организацией.

Ответственность бухгалтера

В случае нарушения бухгалтером или иным лицом законодательства об исполнительном производстве, выразившегося в невыполнении законных требований пристава, он в отношении виновного составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

А в случае установления признаков злостного неисполнения и/или воспрепятствования исполнению вступившего в силу судебного акта со стороны бухгалтерии организации, производящей удержания, указанные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: