Могут ли поезда круизные суда яхты быть средствами размещения туристов

Обновлено: 27.03.2024

Средства размещения туристов – любой объект, предназначенный для проживания туристов (гостиница, отель, туристическая база и т. п.).

Средства размещения, согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 9 июля 1998 г., подразделяются на коллективные и индивидуальные.

Коллективными средствами размещения являются гостиницы (в том числе квартирного типа), мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития, специализированные средства размещения: санатории, профилактории, дома охотника (рыбака), конгресс—центры, общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты), наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега, кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов).

К индивидуальным средствам размещения относятся квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем.

Общие требования к средствам размещения, согласно Постановлению Госстандарта.

Общественные средства транспорта должны соответствовать требованиям, установленным отраслевыми стандартами

Средства размещения должны иметь удобные подъезды с необходимыми дорожными знаками.

Прилегающая к средствам размещения территория должна быть освещена в вечернее время, благоустроена, должна иметь площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки автотранспорта и необходимые справочно—информационные указатели.

Средства размещения должны иметь:

  • освещение в жилых и общественных помещениях – естественное и искусственное, коридоры должны освещаться круглосуточно естественно и искусственно;
  • холодное и горячее водоснабжение, канализацию. В районах с возможными перебоями в водоснабжении, руководство обязано предоставить проживающим минимальный запас воды, которого должно хватить не менее чем на сутки и обеспечить подогрев воды;
  • отопление, поддерживающее в помещениях оптимальную температуру;
  • вентиляцию, обеспечивающую циркуляцию воздуха;
  • телефонную связь;
  • пассажирский лифт при необходимости. Для индивидуальных средств размещения.

Минимальная площадь жилой комнаты должна быть не менее 9 кв. м.

В жилой комнате, являющейся индивидуальным средством размещения, должны присутствовать: мебель, инвентарь и постельные белье (необходимое по количеству проживающих число комплектов); плотные занавески или жалюзи, сеть радиовещания (подводка во все жилые комнаты); потолочные и прикроватные светильники, электророзетки с указанием напряжения; замки в дверях с внутренним предохранителем.

В коллективных средствах размещения туристов обязательно должны присутствовать:

Средства размещения туристов - любой объект, предназначенный для временного проживания туристов (гостиница, турбаза, площадка для кемпинга и другие)
Средства размещения подразделяют на коллективные и индивидуальные.

Работа состоит из 1 файл

Средства размещения туристов.docx

Средства размещения туристов - любой объект, предназначенный для временного проживания туристов (гостиница, турбаза, площадка для кемпинга и другие)

Средства размещения подразделяют на коллективные и индивидуальные.

К коллективным средствам размещения относят:

1. Гостиницы и аналогичные средства размещения:

- гостиницы (в том числе квартирного типа);

- клубы с проживанием;

2. Специализированные средства размещения:

- лагеря труда и отдыха;

- туристские приюты, стоянки и другие;

- туристские, спортивные базы, базы отдыха;

- дома охотника (рыбака);

- общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты);

- наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега;

- кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов).

Индивидуальные средства размещения:

- квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем.

Средства размещения туристов должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, СНиП 2.08.02 и ВСН 62 (при проектировании) и СНиП 2.07.01 (при планировке и застройке).

О́тдых — времяпрепровождение, целью которого является восстановление сил, достижение работоспособного состояния организма. Это время, свободное от работы и каких-либо интенсивных занятий.

Вынужденное бездействие — такое, как ожидание или отбывание наказания, — отдыхом не является.

Обычно отдых включает в себя следующие стадии: усталость, расслабление, восстановление сил, развлечение.

Если по времени отдых продолжается дольше, чем это необходимо для восстановления сил, он переходит в стадию развлечения и получения удовольствия: свободное время нужно чем-то занять, а восстановленные силы куда-то приложить.

Занятия для отдыха в стадии развлечения: игра, еда, беседа, спорт, прослушивание музыки, просмотр телевизора, произведений искусства, чтение книг, пикник, поход в сауну и другие развлечения.

Секунды: краткое расслабление.

Часы: ежесуточный отдых, сон, занятие чем либо, посещение концерта, экскурсия, праздник, тусовка, просмотр фильма.

Дни: выходные или праздничные дни, отпуск, путешествие.

Месяцы: большой отпуск, большие каникулы.

Годы и десятилетия: пенсия

Активный (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление — в беге, например: это будет спокойная ходьба, в плавании — неторопливые движения в воде и т. п.): спорт, туризм, беседа,

Пассивный (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности): сон, расслабление, просмотр фильма, принятие ванны, получение загара в солярии или на пляже и т.д.

Смешанный: охота, рыбалка.

По составу отдыхающих:

Коллективный (группа друзей, коллег по учебе или работе, единомышленников со схожими интересами и увлечениями, семейный отдых и т.п.);

Индивидуальный: иногда нужно отдохнуть ото всех;

Кратковременный отдых — такой, как передышка или сон, — вызван физическими потребностями организма человека, необходимыми для его нормального функционирования. Продолжительный отдых, по времени длящийся дольше, чем это необходимо для восстановления сил и работоспособности, необходимо переходит в стадию развлечения.

Общественное питание в нашей стране — важная отрасль народного хозяйства, в которой организовано производство и реализация готовой пищи, обслуживание населения.

Общественное питание экономит материальные и трудовые ресурсы общества, способствует переустройству быта населения, высвобождает женщин от непроизводительной домашней работы и дает им возможности для активного участия в общественном труде.

Особенно возросло значение общественного питания в связи с переводом рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Множество предприятий общественного питания было построено в зонах отдыха населения, на стадионах, лыжных базах, водных станциях и т. д.

С расширением объема услуг, предоставляемых общественным питанием, увеличением количества домовых кухонь, магазинов кулинарии неразрывно связано повышение культуры обслуживания населения. В связи с этим большое значение приобретают такие формы работы ресторанов, как прием заказов на изготовление кулинарных и кондитерских изделий, обслуживание праздничных вечеров, семейных торжеств, консультации для молодых хозяек и т. д.

Все шире применяются такие формы работы ресторанов, как организация семейных обедов в предпраздничные, субботние и воскресные дни, дегустация блюд национальных кухонь, тематические вечера-балы, заказы на организацию праздничных вечеров в честь юбилейных дат, обслуживание торжеств на дому и т. д.

При праздновании в ресторанах некоторых торжественных событий рекомендуется восстанавливать старинные народные традиции в оформлении залов, приготовлении забытых блюд, напитков, подготовке музыкальных программ и т. д.

В перевозках пассажиров участвуют несколько видов транспорта, которые имеют как достоинства, так и недостатки, а именно:

Средства размещения туристов должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, СНиП 2.08.02 и ВСН 62 (при проектировании) и СНиП 2.07.01 (при планировке и застройке).

Общие требования к гостиницам и мотелям определяются - по ГОСТ Р 50645 и Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации [2].

Правила устройства, оборудования и содержания общежитий - по СанПиН 42-121-4719.

Общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты), наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега, должны соответствовать требованиям, установленным соответствующими отраслевыми (ведомственными) нормами и правилами.

Средства размещения должны иметь удобные подъезды с необходимыми дорожными знаками, вымощенные пешеходные дорожки. Гостиница, занимающая часть здания другого назначения, должна иметь отдельный вход и самостоятельный подъезд к обслуживающей группе помещений.

Прилегающая к средствам размещения территория должна быть благоустроена, хорошо освещена в вечернее время; должна иметь площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки автотранспорта и необходимые справочно-информационные указатели. Информация об исполнителе услуг средств размещения, режиме его работы и оказываемых услугах должна соответствовать требованиям ст. 8, 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Средства размещения должны иметь:

· освещение в жилых и общественных помещениях - естественное и искусственное, в коридорах - круглосуточно естественное или искусственное по СНиП 23-05;

· холодное и горячее водоснабжение и канализацию по СНиП 2.04.01, СНиП 3.05.04 и СНиП 3.05.01. В районах с перебоями в водоснабжении необходимо обеспечить минимальный запас воды не менее чем на сутки и подогрев воды;

· отопление, поддерживающее температуру воздуха в жилых помещениях не ниже 18,5 град. C;

· вентиляцию (естественную или принудительную), обеспечивающую циркуляцию воздуха и исключающую проникновение посторонних запахов в жилые помещения по СНиП 2.04.05;

· пассажирский лифт (при необходимости) по СНиП 2.08.02.

Минимальная площадь жилой комнаты - не менее 9 кв. м по СНиП 2.08.02. Минимальная площадь жилой комнаты на одного проживающего в зданиях: круглогодичного функционирования - не менее 6,0 кв. м; сезонного (летнего) функционирования - не менее 4,5 кв. м.

В жилой комнате должны быть:

· мебель (кровать, тумбочка, стол, стул, шкаф), инвентарь (прикроватный коврик, зеркало и т.д.) и постельные принадлежности по количеству проживающих;

· плотные занавеси или жалюзи, обеспечивающие затемнение помещения;

· сеть радиовещания (подводка во все жилые комнаты);

· потолочные (настенные) и прикроватные светильники, электророзетки с указанием напряжения;

· замки в дверях с внутренним предохранителем.

Санузел в номере должен быть оборудован умывальником, унитазом, ванной или душем. При отсутствии санузла в номере средства размещения должны иметь санитарные объекты общего пользования (из расчета один унитаз, один умывальник и один душ не более чем на 10 человек, раздельные для мужчин и женщин).

В коллективных средствах размещения туристов должны быть предусмотрены:

· комната бытового самообслуживания, место для стирки и сушки одежды с необходимым оборудованием и инвентарем;

· помещение для предоставления услуг питания по ГОСТ Р 50762 и/или кухня для самостоятельного приготовления пищи;

· помещение или часть помещения для просмотра телепередач и других культурно - массовых мероприятий;

· устройства для удобного доступа инвалидов: наклонные пандусы у входных дверей для проезда инвалидной коляски, лифты, специально оборудованные номера и туалеты и др. по СНиП 2.08.02 и ВСН 62 (с учетом местных условий).

Исследование, проведенное по заказу Американской автомобильной ассоциации (ААА), позволило выявить основные факторы, предопределяющие выбор гостиницы путешественниками. В порядке убывания значимости придаваемой этим факторам клиентами, они ранжируются следующим образом:

• Возможность заниматься из­бранными видами деятельности (отдыха) — 90%;

• Стоимость проживания — 86%;

• Наличие системы скидок — 82%;

• Категория отеля — 72%;

• Бесплатный завтрак — 60%;

• Чистота в помещениях и на тер­ритории — 45%;

• Участие в программах по охране окружающей среды (утилизация отходов, сохранение природных ландшафтов, экономия водных ресурсов и т.д.) — 34%;

• Закрытый/открытый бас­сейн — 33%;

• Развлечения для детей — 20%;

• Возможность проживания жи­вотных — 20%.

Основные проблемы, возникающие у клиентов в средствах размещения, на которые следует обращать внимание при разработке положений о классификации:

- Категория средств размещения: потребители считают, что категория гостиницы не соответствует цене на размещение, не принимая во вни­мание тот факт, что гостиница оценивается по своей оснащенности и набору услуг, а не по качеству приема, эстетической ценности здания или окружающей среды.

- Ответственность гостиничных служб в случае порчи, потери или кражи багажа или других вещей, принадлежащих клиенту.

- Информация: описание гостиницы в рекламных брошюрах не совпа­дает с реальностью, не полностью указаны все таксы и тарифы, клиент не полностью ознакомлен с существующими правилами уре­гулирования вопросов, возникающих при причинении ущерба.

Таким образом, ряд перечисленных проблем носит чисто психологичес­кий характер, другие устраняются службами самой гостиницы, не требуя вмешательства государства, тогда как в остальных случаях имеется про­стор для законодательной инициативы, устанавливающей и контролиру­ющей нормы безопасности, гигиены, информированности потребителя, а в некоторых случаях и цены. Но в любом случае определение категории средств размещения, вынесенное по значимости в начало списка про­блем, волнующих потребителей гостиничных услуг, является одной из ос­новных государственных задач, по-своему решаемых каждой страной, в зависимости от национальных традиций и специфики развития нацио­нального гостиничного бизнеса.

По мнению ВТО, все гостиницы должны быть сгруппированы в классы и категории в зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг.

ВТО предложена только стандартная классификация средств размещения, в которой гостиницы и аналогичные предприятия представляют одну из четырех больших групп:

Гостиницы и аналогичные предприятия Коммерческие и социальные ср-ва размещения Специализированные ср-ва размещения Частные ср-ва размещения
Гостиницы Туристические базы Лечебные гостиницы Частное жилище
Мотели Молодежные гостиницы Лагеря труда и отдыха Арендованные комнаты в частных домах
Пансионаты Туристические гостиницы Транспортные ср-ва размещения Арендованные помещения у частных агентов
Пляжные гостиницы Туристическая деревня Ротель Размещение у родственников и знакомых
Клубы с номерами Бунгало Ботель Флотель Прочие
Предприятия социального туризма Альпотель

В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, в соответствии с которой все средства размещения делятся на две основные группы:

- коллективные средства размещения;

- индивидуальные средства размещения.

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВТО ГОСТ Р 51 185-98 Госкомстат России Минэконом развития России
1. Коллективные средства размещения туристов 1. Коллективные средства размещения Средства размещения
1.1. Гостиницы и аналогичные заведения 1.1. Гостиницы и аналогичные средства размещения 1.1. Гостиничные предприятия
1.1.1. Гостиницы • гостиницы • мотели • придорожные гостиницы • пляжные гостиницы • апрат-отели 1.1.2. Аналогичные заведения •меблированные апартаменты • пансионаты • дома туристов • Гостиницы (в том числе квартирного типа) • Мотели • Клубы с проживанием •Пансионаты •Меблированные комнаты • Общежития • Гостиницы (включая туристские) • Мотели • Кемпинги • Общежития для приезжающих • Прочие • Гостиницы • Гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг • Мотели •Молодежные гостиницы • Дома отдыха •Пансионаты
1.2. Специализированные заведения 1.2. Специализированные средства размещения 1.2. Специализированные средства размещения
1.2.1. Оздоровительные заведения • курорты • грязелечебницы • санатории (горные) • дома для выздоравливающих • оздоровительные фермы • спортивные курорты • прочие заведения 1.2.2. Лагеря труда и отдыха 1.2.3. Общественные средства транспорта 1.2.4. Конгресс - центры • Санатории • Профилактории • Лагеря труда и отдыха • Дома отдыха • Туристские приюты, стоянки • Тур.спортивные база, базы отдыха • Дома охотника, рыбака • Общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты • Конгресс - центры • Наземный и водный транспорт, переоборудованный под средство размещения для ночлега • Кемпинги 1.2.1. Санаторно-курортные организации • санатории • санатории детей с родителями • санатории детские • пансионаты с лечением •санатории-профилактории • санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия • курортные поликлиники 1.2.2. Организации отдыха • пансионаты • дома отдыха • базы отдыха и другие организации отдыха 1.2.3. Туристские базы
1.3. Прочие коллективные заведения
1.3.1. Жилища, предназначенные для отдыха 1.3.2. Кемпинги 1.3.3. Прочие
2. Индивидуальные средства размещения туристов 2. Индивидуальные средства размещения
2.1.Индивидуальные средства размещения
2.1.1. Собственные жилища 2.1.2. Арендуемые комнаты 2.1.3. Арендуемые жилища 2.1.4. Размещение у родственников и знакомых 2.1.5. Прочие Квартиры Комнаты в квартирах Дома Коттеджи, сдаваемые внаем

1. Коллективные средства размещения включают:

- гостиницы и аналогичные заведения,

- прочие коллективные заведения.

Гостиницы и аналогичные заведения обладают следующими признаками:

- они состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум;

- они имеют единое руководство;

- предоставляют определенные услуги, включая обслуживание в номерах, ежедневную заправку посте­лей и уборку санузла;

- они сгруппированы в классы и категории в соот­ветствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием, и не входят в категорию специализированных заведений.

К ним относятся: гостиницы, мотели, придорожные гостиницы, пляжные гостиницы, апрат-отели.

любые заведения, предназначенные для туристов, которые могут:

- иметь единое руководство,

- предоставлять минимум обычных услуг (не включая ежедневную заправку постелей),

- не состо­ящие из номеров, но, возможно, состоящие из единиц типа жилища, площадок для кемпинга или коллективных спальных помещений;

- и занятые в каком-либо виде деятельности помимо предоставления размещения, например, лечение, социальное обеспечение и транспорт.

К специализированным заведениям относятся лечебные гостиницы, здрав­ницы, санатории различных направлений, лагеря труда и отды­ха, дома охотника или рыбака, размещение в коллективных средствах транспорта (поезда, морские и речные суда, яхты) приюты и хижины, конгресс-центры.

Прочие коллективные средства размещения объединяют, прежде всего, жи­лища, предназначенные для отдыха. Эти средства размещения:

- эти жилища предназначены, прежде всего, для отдыха;

- имеют единое управ­ление и сдаются за плату или предоставляются на иных условиях физиче­ским и юридическим лицам.

Сюда относятся комплексы домов или бунга­ло, организованные в качестве жилищ и предназначенные для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, молодежные гостиницы, студенческие и школьные общежития и т.д. Каждое средство размещения соответствующим образом подготавливается и убирается для постояльцев. Клиенту предоставляется ночевка и ряд услуг типа информационных, торговых, досуговых и т.п.

К прочим средствам размещения можно отнести собственные жилища резидентов - квартиры, коттеджи, виллы, особняки, используемые в туристских целях для размещения посетите­лей-нерезидентов (в том числе и на принципах таймшера); комнаты, арендуемые в семейных домах; жилища, арендуемые у частных лиц или агентств, а также размещение, предоставляемое бесплатно родственника­ми и знакомыми.

2. Индивидуальные средства размещения туристов:

- размещение у родственников и знакомых и прочие

В основе современных классификаций лежат характеристики, которыми интересуются клиенты при выборе отеля. Классификация может проводиться на основании:

В статье исследованы подходы к классификации средств размещения. Всемирная туристская организация уделяет большое внимание унификации систем классификации средств размещения во всех странах мира. К основным документам, регламентирующим данный вопрос, относятся система классификации экономической деятельности, разработанная статистической комиссией, рекомендации по статистике туризма и критерии межрегиональной гармонизации. В Российской Федерации существует целый ряд нормативных документов по вопросам классификации средств размещения. Общая статистика средств размещения в настоящий момент не соответствует мировым рекомендациям. Утвержденная в 2014 г. система классификации приближена к мировым требованиям, однако имеет ряд недостатков. Существующие государственные стандарты, наоборот, предоставляют даже более расширенную информацию. Необходимо пересмотреть систему классификации и привести ее в максимальное соответствие с международными стандартами.


3. Козлов Д. А. Факторы развития российского внутреннего туризма // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 566–568.

4. Козлов Д.А. Оценка влияния туризма на экономику страны // В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2015. – С. 200–203.

5. Козлов Д.А. Современные индикаторы развития туризма // В сборнике: Стратегии устойчивого развития национальной и мировой экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2015. – С. 198–200.

Единой классификации средств размещения, в том числе гостиниц, в мире не существует. Национальные системы классификации больше принимают во внимание определенные параметры и предпочтения внутренних туристов, а также региональные особенности.

Классификация гостиниц нужна для того, чтобы: во-первых, информировать потребителей (это некий индикатор, небольшой кусочек информации, который заранее готовит потребителя к тому, что его может ожидать по приезду и во время проживания в гостинице) [4]; во-вторых, это некий стандартизированный список услуг, которым пользуются турагенты и туроператоры при подготовке своих предложений туристам или заключения договоров с гостиницами; в-третьих, это инструмент маркетинга и продвижения самих гостиниц (на основе выбранной категории гостиницы могут продвигать специфические услуги и свои характеристики [3]; правительства стран, разрабатывающие системы классификации тем самым повышают качество услуг); в-четвертых, классификация – инструмент оценки качества услуг [5]; в-пятых, в некоторых странах на основе классификации производятся некие экономические действия, например, субсидирование или налоговые льготы.

Системы классификации гостиниц делятся на такие, которые могут оценивать только объективные критерии или объективные и субъективные. Традиционные системы классификации состоят из набора обязательных объективных критериев. Соответствие критериям проверяется специальными инспекторами. Системы классификации на основе ISO: похожи на традиционные, поскольку классификация производится только по списку обязательных критериев, однако оценка производится независимыми международными экспертами. Системы классификации с обеспечением качества: состоят из двух элементов: объективные критерии и оценки качества предоставления некоторых из этих критериев. Категория отелю не обязательно присуждается за набор услуг, а скорее за уровень качества этих услуг. Контроль осуществляется экспертами, дающими рекомендации руководству гостиниц о путях улучшения оказываемых услуг. Системы классификации, включающие опросы гостей: центральное место в этих системах занимают отзывы гостей, идущие в дополнение к обязательным критериям; отели оцениваются посредством проведения инспекций. Системы классификации, основанные на доверии: некий набор критериев, которые гостиница оценивает самостоятельно без какого-либо аудита.

Цель исследования

Целью данного исследования выступает анализ мировых требований к системам классификации средств размещения, анализ структуры нормативных документов, соответствие российских документов мировым требованиям. Для достижения поставленной цели проведено исследование документации Организации объединенных наций, включая статистические и туристские подразделения, нормативных актов РФ.

Результаты исследования и их обсуждение

В системе международного и национального регулирования вопросов классификации средств размещения существует набор нормативно-правовых документов, регламентирующих или рекомендующих подходы к классификации и требования к средствам размещения. Схема взаимодействия представлена на рисунке.

kozl2_1.wmf

Схема взаимодействия международного и национального регулирования вопросов классификации средств размещения

Схема работает следующим образом. Статистической комиссией Организации объединенных наций (ООН) разрабатывается и постоянно совершенствуется «Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности» (International Standard Industrial Classification of All Economic Activities – ISIC). В настоящий момент действует ревизия № 4 данного документа, принятая в 2009 г. В ней есть раздел, касающийся средств размещения. Дается общее определение и рекомендуется система классификации.

На основании этой классификации Всемирная туристская организация (UNWTO) обновила документ «Международные рекомендации по статистике туризма» (International Recommendations for Tourism Statistics – IRTS). Действующая редакция данного документа датирована 2008 г. В нем рекомендовано применять классификацию в соответствии с ISIC.

Национальным статистическим организациям рекомендовано разрабатывать стандарты на основе IRTS. В Российской Федерации существует целый набор государственных стандартов, в которых раскрываются вопросы средств размещения любых видов.

На основании данных стандартов и документа UNWTO «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов» (Interregional Harmonization of Hotel Classification – IHHC), разработанного в 1989 г., в РФ принят Приказ Минкультуры России от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». Он пришел на смену приказу № 1488 от 3 декабря 2012 г. с таким же названием.

Кроме того, на основании существующих ГОСТов и Международных гостиничных правил, принятых Международной гостиничной ассоциацией (IHRA), в РФ приняты «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ». Действующая редакция этого постановления Правительства Российской Федерации – № 1085 от 9 октября 2015 г.

Рассмотрим детально эти документы и их взаимодействие.

ISIC, как общеотраслевой документ, не содержит детальных терминов и описаний. В этом документе есть только одно определение – «размещение». Средства размещения делятся на кратковременные и длительные [6].

К кратковременным средствам относят средства для размещения туристов и прочих совершающих поездки лиц, а также средства более длительного проживания для студентов, рабочих и подобных категорий лиц.

Кратковременное размещение – услуги по предоставлению мест для временного проживания, обычно на посуточной или понедельной основе, главным образом на короткий период пребывания. Сюда включается предоставление меблированных номеров или полностью независимых жилых единиц с кухней, с предоставлением или без предоставления ежедневных или с иными интервалами услуг по уборке помещения, и часто с ассортиментом дополнительных услуг, таких как питание и напитки, автостоянки, услуги прачечной, плавательные бассейны и спортивные залы, места для отдыха или проведения конференций.

К предприятиям кратковременного проживания ISIC относит: гостиницы, курортные гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, городские многоэтажные мотели, дома для приезжих, пансионаты, гостиницы «ночлег и завтрак» (Bed&Breakfast – B&B), квартиры краткосрочного проживания и бунгало, жилые помещения, используемые по договору кратковременного владения недвижимостью (таймшер), дома отдыха, шале, коттеджи и домики с услугой по уборке помещений, молодежные общежития или хижины в горах.

Вторым видом кратковременных средств размещения выступают площадки для кемпингов, стоянки для рекреационных транспортных средств и дач-прицепов, включающие в себя предоставление места для проживания на территории кемпингов, в лагерях-стоянках для дач-прицепов, в лагерях отдыха, в лагерях для рыбалки и охоты на короткий срок, предоставление места и услуг для рекреационных транспортных средств в палаточных городках или в оборудованных элементарными удобствами местах для установки палаток и/или ночлега в спальных мешках.

Третьей группой выступают прочие виды размещения, оказывающие услуги по предоставлению мест для кратковременного или более длительного проживания в помещениях на одного или нескольких человек или в общежитиях для студентов, временных (сезонных) рабочих и других лиц, включая размещение в студенческих, школьных и рабочих общежитиях, в меблированных комнатах с питанием, в спальных вагонах.

Средства размещения, оказывающие услуги длительного проживания – предоставление домов и меблированных или немеблированных квартир, как правило, на помесячной или годовой основе – раскрыты в подразделе ISIC, касающемся операциям с недвижимостью.

IHHC содержит требования к различным гостиничным предприятиям категорий 1-5 звезд. Кроме того, важным моментом выступает количество номеров, при котором гостиница может считаться именно гостиницей – 10 номеров. Однако национальные стандарты не всегда соответствуют этому требованию и зачастую устанавливают свой норматив [8].

IRTS 2008 пришло на смену изданию 1993 г. В старом варианте была установлена классификация средств размещения на индивидуальные и коллективные. К коллективным относились гостиницы и подобные средства размещения, специализированные (санатории, лагеря труда и отдыха, коллективные средствах транспорта (поезда, морские и речные суда и яхты), а также конгресс-центры), прочие коллективные средства размещения (комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилищ, предназначенных для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т.д.). К индивидуальным – собственные жилища: квартиры, виллы, особняки, коттеджи, используемые посетителями-резидентами (в том числе и апартаменты таймшера), комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми [7].

В связи с ростом разнообразия средств размещения в действующем документе рекомендовалось перейти на систему классификации ISIC, разрабатываемую на тот момент и окончательно принятую в 2009 г.

В РФ на основании рекомендаций IRTS 1993 г. был принят государственный стандарт ГОСТ Р 51185 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», пересмотренный в 2008 и 2014 гг. (принят летом 2015 г). Однако в нем не были учтены рекомендации ООН и UNWTO, поэтому в настоящий момент в РФ действует старая классификация средств размещения на коллективные и индивидуальные [1].

В этом ГОСТе определено, что средство размещения – объект, включающий в себя здание/здания/часть здания/строения/сооружения, в которых расположены одно или несколько оборудованных жилых комнат/помещений, предназначенных для размещения и временного проживания туристов. Под «временным» понимается проживание сроком до 6 месяцев. Также в этом стандарте указано, что средства размещения с количеством номеров менее 50 являются малыми.

В ГОСТе определены признаки гостиничного предприятия и минимальный набор услуг. Также приведена расширенная трактовка типов средств размещения, например, сюит-отели, отели-гарни, парк-отели, бутик-отели, грязелечебницы, бальнеологические лечебницы, спа-отели, усадьбы с проживанием, деревни отдыха, дома охотника (рыбака), детские санаторно-оздоровительные организации, центры отдыха и оздоровления, специализированные или профильные лагеря/центры, туристские базы, туристские приюты, туристские деревни (деревни отдыха), горные приюты, транспортные специализированные средства размещения (круизные речные и морские суда, яхты, катера, плавучие гостиницы/отели прогулочные корабли, флотели, акватели, ботели, ротели и т.п.), капсульные отели, таймшер, кондоминиумы, концептуальные отели, ледяные отели, отели для женщин, отели для нудистов, хостелы и т.д.

ГОСТом также установлена классификация по объему номерного фонда: большие (св. 200 номеров), средние (51-200 номеров), малые (16-50 номеров) и мини – (5-15 номеров). Фактически этим ГОСТом установлено минимальное количество номеров, при котором объект может считаться средством размещения – 5.

Требования к другим средствам размещения указаны в ГОСТах 55319 (специализированные), 54599 (санатории, пансионаты, центры отдыха), 54606 (малые), 56184 (хостелы), 55817 (индивидуальные) и т.д.

Приказ Минкультуры России № 1215 устанавливает требования к категориям средств размещения и требования по номерам. Согласно этому документу выделяют шесть категорий гостиниц: 1-5 звезд и «без звезд». По типу предприятия выделяют гостиницы и иные типы размещения с количеством мест до 50; с количеством мест свыше 50; курортные гостиницы; гостиницы и иные средства размещения, находящиеся в зданиях, расположенных на территории исторического поселения; гостиницы и иные средства размещения, находящиеся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия; апартотели; дома отдыха, пансионаты и другие аналогичные средства размещения [10].

Правила предоставления гостиничных услуг в РФ содержит всего два определения: гостиница и малое средство размещения, причем определение гостиницы не соответствует действующему ГОСТу: «гостиница и иное средство размещения» – имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг (далее – гостиница)» [9].

ГОСТ Р 53423 «Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов. Термины и определения» содержит описание всех возможных средств размещения, включая даже такие, которые не применяются в других нормативных документах: гостиница, гест хауз (которое не соответствует общепринятому названию «гостевой дом»), гостевые комнаты, пансион, сельская хижина, хостел, база отдыха, кемпинг, мотель, курортный отель, ферм хауз, постоялый двор, горный приют, шале, бунгало, бординг хауз, автодом, палатка, детский оздоровительный лагерь и т.д. [2].

Заключение

Проведенное исследование показало, что нормативные документы Российской Федерации, касающиеся вопросов классификации средств размещения, не соответствуют в полной мере международным требованиям. Государственные стандарты предоставляют очень широкое описание средств размещения, однако классификация осталась неизменной с 1993 г., несмотря на принятие новой мировой системы, принципиально отличающейся от предыдущей. Новая мировая система классификации, принятая в 2008 г., в большей степени соответствует текущим тенденциям развития рынка средств размещения, на котором появляются новые типы предприятий. Российской Федерации следует пересмотреть подходы к классификации, чтобы соответствовать международным тенденциям.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: