Могут ли лица с неснятой судимостью учредить организацию на территории рф

Обновлено: 28.03.2024

Я хочу эмигрировать, но у меня судимость. Суд приговорил меня к трем годам и шести месяцам лишения свободы по статье 228 УК РФ «Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков». Два года я отсидел в СИЗО в Москве. Оставшиеся полтора заменили на исправительные работы. Их я тоже уже отбыл.

Не буду углубляться в то, насколько несовершенны наши правоохранительная и судебная системы. Скажу только, что в деле не было ни одной улики против меня.

После освобождения я несколько лет исследовал тему эмиграции и выяснил, что самый реальный способ переехать — это учеба. Как я понял, проще всего поехать учиться в страны Европы. Например, Франция и Италия не требуют справку об отсутствии судимости для оформления долгосрочной студенческой визы. Но если я попробую там закрепиться и подать документы на рабочую визу или вид на жительство, меня наверняка попросят доказать, что я не был судим. Проблема в том, что в России в документах указывают даже давно погашенные судимости.

Возможно, я смогу найти работу в Европе и буду достойным и уважаемым членом общества в условной Франции. Но меня пугает, что все это не будет играть никакой роли на фоне справки о моей прошлой судимости.

Подскажите, как мне быть. Какие страны будут готовы принять меня и что для этого нужно сделать?

Если судимость за нетяжкое преступление погашена или снята, в теории она не должна стать препятствием для эмиграции. На практике бывает по-разному . Расскажу обо всем подробно.

Чтобы получить разрешение на длительное пребывание в другой стране, действительно могут потребоваться документы о бывших судимостях. В англоязычной терминологии это называется criminal record. Некоторые страны, например Канада и США, относятся к мигрантам с уголовным прошлым строго и их обращения могут просто не рассматривать. Другие государства, особенно в Европе, настроены более либерально. Об этом — дальше.

Сначала разберемся, что считается судимостью, какие ограничения она накладывает, когда ее могут снять и что вообще пишут в справке о судимости — там все не так очевидно.

Что такое судимость и можно ли с ней выехать из страны

Судимость у человека появляется, если его признают виновным в совершении преступления. После отбытия наказания судимость автоматически не снимают. Даже на свободе человек продолжает ощущать на себе правовые последствия проступка, который он совершил. Например, ему могут запретить занимать должности на государственной службе, работать адвокатом или с детьми. Еще человеку с судимостью могут отказать в оформлении охотничьего билета и не дадут лицензию на огнестрельное оружие.

п. 3 ст. 86 УК РФ — о погашении судимости

Когда человек выходит на свободу, непогашенная судимость не помешает его выезду за границу. Закон не позволяет выезжать за рубеж только осужденным до отбытия ими наказания, подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу.

Но из-за судимости суд может наложить другие ограничения. Например, ввести административный надзор за человеком, который освободился из тюрьмы. Это мера дополнительного контроля, которая позволяет государству понять, исправился осужденный во время заключения или продолжает быть угрозой для общества. Такого человека могут обязать еженедельно или ежемесячно отмечаться в ближайшем отделении полиции или не покидать место постоянного проживания. Обычно административный надзор устанавливают за людьми, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления.

Кроме того, суд может обязать человека возместить ущерб, который он нанес другим людям. Пока осужденный не компенсирует его полностью, он не сможет выезжать за границу.

Что пишут в справке о судимости

В справке о судимости указывают, когда в отношении человека возбуждали уголовное дело и привлекали ли его к уголовной ответственности. Полностью документ называется «Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

Даже если судимость уже давно снята или погашена, в справке все равно укажут пункт, часть и статью УК, по которой человеку вынесли приговор. То есть любой получатель справки увидит, за что именно человек был осужден или какие уголовные дела возбуждались в отношении него.

Убрать сведения из базы МВД и справки можно, только если человек будет официально реабилитирован. Для этого придется обжаловать обвинительное заключение и добиться оправдательного приговора. Успех в таком деле маловероятен.

Получить справку можно на портале госуслуг, в ближайшем МФЦ или территориальном органе МВД в регионе проживания. Это стандартная государственная услуга. Справку выдают бесплатно, а на ее подготовку чиновникам дают 30 дней. За границей такой документ можно запросить в российском консульстве.

Как относятся к судимости в России и за границей

В России. Если у иностранца есть неснятая или непогашенная судимость за совершение умышленного преступления, въезд в Россию ему запрещен. Такая законодательная норма есть практически везде: ни одна страна в мире не заинтересована впускать иностранцев с криминальным прошлым. Если на любом этапе оформления документов на визу или вид на жительство выяснится наличие у заявителя судимости, это может стать причиной для отказа во въезде или депортации.

В российском законодательстве есть важная оговорка: действия, за которые человека осудили, должны признаваться преступлением по российским законам. Похожая норма есть и за границей, но там могут быть свои взгляды на то, что считать преступлением. Например, в России за пьяное вождение наложат штраф и лишат прав. В Канаде за это можно сесть.

В Европе нет единого отношения к иностранцам с судимостью. Например, Финляндия, Нидерланды, Италия, Швеция и Норвегия не запрашивают справку о судимости, когда оформляют длительные визы или вид на жительство. Но они проверяют человека по базам, например Интерпола. Франция, Германия и Люксембург просят справку и внимательно изучают прошлое заявителя.

Какие страны ЕС запрашивают справку о судимости — на английскомPDF, 274 КБ

В Европе с пониманием относятся к небольшим преступлениям в досье иностранца, тем более когда судимость давно погашена. Но если в справке написано, что человека осудили по делу, связанному с наркотиками, по которому срок лишения свободы два года и больше, либо за насильственные действия, например вооруженное ограбление, то к нему будут относиться с повышенным вниманием. Например, в Германии власти оставляют за собой право немедленно депортировать человека с такой судимостью со своей территории.

В Канаде иностранец с любым уголовным прошлым признается criminally inadmissible — «уголовно неприемлемым». В США примерно такая же ситуация. Это значит, что человеку с судимостью не разрешат въехать и проживать на территории этих стран на общих основаниях.

Как преодолеть отказ в визе из-за судимости — на сайте правительства Канады, на английском

В то же время есть официальная процедура, которая позволяет обойти эти строгие ограничения. В Канаде процесс называется реабилитацией. Нужно убедить чиновников, что с момента совершения преступления прошло уже много времени и человек исправился, вновь стал ответственным и законопослушным гражданином. Заявление стоит подкрепить справками с работы, выписками с банковских счетов, характеристиками и отчетами о волонтерской или благотворительной деятельности. При принятии решения канадские власти в первую очередь будут смотреть на вид совершенного преступления, срок, прошедший после отбытия наказания, и факты повторных нарушений закона.

В США похожая система называется «вейвер» — от английского waiver, что можно перевести как «снятие запрета». Если у человека есть какая-то редкая или полезная для государства квалификация, это может стать одним из доказательств исправления и добросовестности ранее судимого человека.

Куда идти за помощью

Шанс закрепиться за рубежом даже с уголовным прошлым есть всегда, но насколько он велик, зависит от страны и ситуации конкретного заявителя. Я советую обратиться к местным юристам, которые специализируются на уголовном и миграционном законодательстве конкретной страны.

Поиск таких юристов можно начать с сайта консульства России в нужной стране. Обычно там публикуют контакты местных адвокатов, готовых работать с российскими гражданами.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Михаил Кенегесов

Загрузка

Ultimate Optimist

Спасибо, что всё-таки написали статью! Увы, ничего нового я не узнал, с теорией всё понятно - хотелось бы услышать о реальных успешных случаях из чьей-нибудь практики. Но всё равно спасибо, что не оставили без внимания! И про США не было важного уточнения - если судимость была связана с наркотиками, шансов на waiver нет.
P.S. Всем будущим комментаторам, которые будут желать "торчкам вроде меня" никогда никуда не уехать и ничего не добиться - искренне желаю вам столкнуться с правоохранительной и судебной системами нашей замечательной страны. Во введении к статье эта часть была опущена, но в оригинальном письме я подробно описал, чем сейчас занимаюсь и чего добился со времени освобождения. Уж поверьте, побольше вашего, недоброжелатели. И в качестве туриста в Европу езжу не менее 3 раз в год. А вы продолжайте желать "уголовникам вроде меня" всяческих неудач.

Ди Ко

Ultimate, поддерживаю тебя бро.
Та же беда, те же цели.

Ultimate, Самого лучшего вам желаю.У нас я думаю намного больше бандитов сверху сидит.Столкнулись с нашей замечательной правоохранительной и судебной системой.Наверное только у нас так хорошо стараются перечеркнуть будущее людям.

Елизавета Лаптева

Ultimate, добрый день! Я не поделюсь реальным опытом, но поделюсь планами. Отец моего ребёнка в данный момент отбывает наказание по статье 228.1 ч.4 через 30ст, эта статья считается более тяжелой, чем ваша, срок 6.5 лет. Сама я проживаю в Испании, но в статусе нелегала, у моих родителей ВНЖ Испании, мой ребёнок также проживает нелегально. В Испании существует закон о выдаче ВНЖ по оседлости, это значит, что в стране нужно прожить 3 года нелегально, после чего можно подать документы на ВНЖ. Насколько я знаю, при этом требуется справка об отсутствии судимости. Но, к чему я клоню. А вы уверены, что вам нужно ВНЖ другой страны? Ведь есть ряд стран, где можно проживать хоть всю жизнь нелегально, да с этим связаны некоторые неудобства, но как оказалось они легко решаются. Другой момент - не рассматривали ли вы вариант заключения брака с гражданкой ЕС?

Алексей Мартыненко

Я в 2017 году выиграл гринкарту. Именно условная судимость в 1994 году стала причиной отказа в выдаче визы в консульстве. Преступление по статье грабеж без причинения вреда здоровью потерпевшему. Такие доказательства как работа в известных компаниях, справки из банков, наличие недвижимости, отсутствие проблем с законом, не помогли. Более того, консульский офицер не рекомендовал подачу формы I-601, выше упомянутой как вэйвер.
Я и на этом не остановился, через знакомых в США сам подал документы на вэйвер. И в один апрельский день, в заклеенном скотче конверте мне пришел ответ. Там было написано:
К сожалению, после тщательного рассмотрения USCIS должна сообщить вам, что мы отклоняем вашу заявку, как описано ниже.
Наши записи показывают, что вы были осуждены за грабеж 9 февраля 1994 года в Российской Федерации и приговорены к трем годам лишения свободы с лишением свободы на два года.
Преступление является преступлением, связанным с моральной непристойностью и не является чисто политическим преступлением. Поэтому вы недопустимы в США. См. INA § 212 (a) (2) (A) (i) (I).
Корректировка процесса определения статуса для победителей разнообразных виз должна быть завершена к 30 сентября финансового года, к которому относится лотерея. Визы не могут быть перенесены на следующий финансовый год. Ваша разнообразная виза была на 2018 финансовый год.
Таким образом, USCIS отклоняет вашу заявку с 30 сентября 2018 года, после того как вы прошли, вы не имеете права подавать заявление или получать визу в рамках этой программы, поскольку теперь она является более поздней, чем дата закрытия заявки на разностороннюю визу 2018 года.


В комментарии «АГ» эксперты сочли выводы КС ясными и конкретными и назвали их примером правильного и справедливого понимания сути и различий государственной и муниципальной службы в РФ. Они также выразили надежду, что постановление окажет позитивное влияние на практику и будет способствовать ее гуманизации. При этом, по мнению одного из экспертов, вопрос о степени тождественности условий, налагаемых на государственных и муниципальных служащих, остается открытым.

Прочерк в пункте о наличии судимости как повод для увольнения с муниципальной службы

В июне 2017 г. Наталия Егорова (после вступления в брак в августе 2018 г. изменившая фамилию на Малышева) обратилась в администрацию Цивильского района Чувашской Республики с заявлением о приеме на должность начальника отдела строительства и ЖКХ управления экономики. Согласно требованию ч. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе РФ ею также была представлена заполненная и подписанная анкета, в которой в пункте о наличии судимости соискательница поставила прочерк.

Решением конкурсной комиссии Егорова была признана победителем конкурса на замещение вакантной должности и с 26 июня 2017 г. приступила к работе, а спустя 5 месяцев назначена на должность первого зам. главы администрации – начальника управления экономики, строительства и ЖКХ.

В феврале того же года распоряжением администрации района Наталия Егорова была освобождена от должности, а трудовой договор с ней расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе (в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой). Предшествовавшая увольнению служебная проверка показала, что, поставив прочерк в анкете, заполненной при поступлении на службу, соискательница тем самым не указала на наличие судимости – то есть фактически предоставила заведомо недостоверные сведения.

Наталия Егорова обратилась в суд с иском к районной администрации о выдаче копий документов, связанных с работой, признании распоряжения об увольнении незаконным и восстановлении в должности, а также взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали. При этом они критически отнеслись к доводам истицы об отсутствии умысла представить заведомо недостоверные сведения при поступлении на муниципальную службу – так, истица поясняла, что первоначально указала в анкете сведения о судимости, но, после того как глава администрации разъяснил, что она вправе не заполнять данный пункт по причине указания в самом тексте анкеты на необходимость его заполнения только при поступлении на государственную гражданскую службу, переписала анкету.

Также суды признали не имеющим правового значения тот факт, что на момент поступления на муниципальную службу и заполнения анкеты судимость с истицы была снята, а деяние, за которое она была осуждена, – декриминализовано. По мнению судов, основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя служит сам факт представления гражданином при поступлении на муниципальную службу заведомо недостоверных или неполных сведений – независимо от того, могли ли они повлиять на возможность принятия на муниципальную службу или стать основанием для отказа в заключении трудового договора.

Отказывая в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Верховным Судом Республики Марий Эл, судья республиканского ВС со ссылкой на п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе указал, что лицо, претендующее на замещение должности муниципального служащего, обязано сообщать о себе достоверные сведения, в том числе касающиеся судимости. В передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

Доводы жалобы в КС

В жалобе в Конституционный Суд заявительница подчеркнула, что п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе не соответствуют Конституции РФ, поскольку обязывают гражданина, поступающего на муниципальную службу, сообщать о наличии судимости независимо от срока, истекшего с момента вынесения обвинительного приговора, а также вступления в силу нового уголовного закона, устраняющего преступность совершенного гражданином деяния, – притом что соответствующий пункт анкеты, обязательной для поступающего на муниципальную службу, подлежит заполнению только при поступлении на госслужбу.

Аналогичный подход к решению вопроса о предоставлении лицом, поступающим на муниципальную службу, сведений о судимости применен, как указала заявительница, судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда в апелляционном определении от 7 мая 2013 г. № 33-1321/2013.

КС указал, что единство ограничений и обязательств для государственных и муниципальных служащих не предполагает полного тождества

Рассмотрев материалы жалобы, КС указал, что, поскольку п. 1 оспариваемой нормы в данном деле непосредственно не применялся, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Касательно п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе Конституционный Суд со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции отметил, что специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих, включающий их права, а также ограничения и запреты, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми гарантиями и преимуществами. В силу этого введение особых правил поступления и прохождения государственной (муниципальной) службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение прав, закрепленных Конституцией (постановления от 30 июня 2011 г. № 14-П, от 21 марта 2013 г. № 6-П, от 21 марта 2014 г. № 7-П, от 30 октября 2014 г. № 26-П, от 8 декабря 2015 г. № 31-П, от 29 ноября 2016 г. № 26-П; определения от 1 декабря 1999 г. № 219-О, от 3 октября 2002 г. № 233-О и др.).

Вместе с тем, добавил КС, устанавливая такие ограничения и запреты и определяя правовые последствия их несоблюдения лицами, поступающими на соответствующую службу, а также государственными и муниципальными служащими, федеральный законодатель должен следовать и предписаниям ч. 2 ст. 54 Конституции, согласно которой юридическая ответственность может наступать только за деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Данное требование, указал Суд, распространяется не только на отношения, связанные с установлением составов различных правонарушений и привлечением к ответственности за их совершение, но и на предполагающие наступление для таких граждан любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Так, для муниципальных служащих указанные последствия могут наступать лишь в случае нарушения законодательных предписаний, адресованных непосредственно им.

Также КС отметил, что, утверждая единую форму анкеты, представляемой при поступлении как на государственную гражданскую службу, так и на муниципальную, Правительство РФ руководствовалось принципом взаимосвязи данных видов службы, а при определении объема сведений, требуемых при заполнении анкеты, оно исходило из обстоятельств, исключающих возможность поступления на службу и ее прохождения. В частности, поступлению на госслужбу (равно как и ее прохождению) препятствует наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости. Исходя из этого, в пункт анкеты и был включен соответствующий вопрос.

Вместе с тем, отмечается в постановлении, в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, а также муниципальных служащих аналогичное ограничение Законом о муниципальной службе не предусмотрено.

На этом основании, а также учитывая, что установленное оспариваемой нормой единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной и государственной службы не предполагает их полного тождества, а значит – автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с госслужбой ограничения, как наличие неснятой или непогашенной судимости, – сведения о ее наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию на муниципальную службу.

В связи с этим, указал КС, в анкете прямо предусмотрено, что пункт о наличии судимости заполняется только при поступлении на госслужбу. «Поскольку установление для государственных гражданских и муниципальных служащих различных ограничений, являющихся элементами правового статуса указанных лиц, само по себе не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, приведенное правовое регулирование не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и основанным на них принципом взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы», – подчеркивается в постановлении.

Вместе с тем, добавил Конституционный Суд, непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений, обязанность представления которых прямо не установлена Законом, не должно повлечь, в том числе после поступления на муниципальную службу, соответствующие правовые последствия, что в полной мере относится к ситуации, когда лицо, поступающее на муниципальную службу, не указало в анкете сведения о судимости.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявительницы, КС признал подлежащими пересмотру.

Эксперты прокомментировали выводы КС

По мнению адвоката АП Архангельской области Владимира Цвиля, данное постановление можно отнести к разряду «рабочих», то есть решающих конкретный вопрос, связанный с дефектом правоприменительной практики.

Вместе с тем эксперт обратил внимание на следующие моменты. «Во-первых, процессуальные, – пояснил он в комментарии «АГ». – Так, в отличие от большинства иных постановлений, здесь подробно изложена позиция заявительницы. Это должно приветствоваться, так как зачастую позицию заявителя КС описывает абстрактно. Кроме того, сделан особый акцент на такое условие приемлемости жалобы, как невозможность восстановления конституционных прав и свобод заявителя иначе, чем посредством конституционного правосудия. При этом Суд сконцентрировал внимание на том, что заявительницей исчерпаны все средства судебной защиты в судах общей юрисдикции (пройдены все инстанции). В этом видится развивающаяся тенденция: КС приветствует призыв потенциала конституционного правосудия, когда исчерпаны все ординарные способы судебной защиты. Целесообразность соответствующих законодательных изменений также выразил председатель КС Валерий Зорькин 12 декабря 2019 г. на встрече Президента РФ Владимира Путина с судьями КС».

Об этом он заявил в ходе встречи Президента РФ Владимира Путина с судьями Конституционного Суда РФ, приуроченной ко Дню Конституции

Во-вторых, добавил Владимир Цвиль, важным представляется вывод о том, что конституционный принцип недопустимости юридической ответственности только за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54 Конституции), распространяется не только на правонарушения в узком смысле, но и на отношения, предполагающие наступление любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Данная правовая позиция, считает адвокат, обогащает судебную доктрину и раскрывает потенциал конституционных принципов.

«Кроме того, КС указал, что единство ограничений и обязательств, налагаемых на государственных гражданских и муниципальных служащих, не предполагает их полного тождества и допускает дифференциацию соответствующего правового регулирования. В частности, констатировал КС, такая дифференциация действует в отношении объема предоставляемой при поступлении на службу информации (анкетных данных). Однако этот вывод следует не столько из конституционных положений, сколько из действующего законодательства, а потому не предопределяет однозначных вариантов развития», – заметил Владимир Цвиль.

При этом он добавил, что вопрос о степени тождественности условий, налагаемых на государственных и муниципальных служащих, остается открытым, и только законодатель должен определять вектор направления соответствующей политики. «Думается, что в свете принципа единства публичной власти регулирование вопросов государственной гражданской и муниципальной службы также должно сближаться, поскольку не обнаруживается какой-либо ценности и целесообразности различного подхода в регулировании данных правоотношений», – резюмировал он.

«Если рассматривать позицию Конституционного Суда РФ с точки зрения конституционного и муниципального права, она изложена в постановлении ясно и конкретно», – отметил профессор кафедры публичного права Государственного университета управления, д.ю.н. Владимир Таболин. По его мнению, анкетные отличия не должны являться основанием ущемления прав граждан. «Иначе мы очень скоро вернемся к временам, когда анкета была важнее человека и легко ломала его судьбу», – добавил эксперт.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков поддержал позицию КС о недопустимости распространения на муниципальных служащих обязанности, прямо не предусмотренной законодательством. «Применение к ним аналогии с обязанностями госслужащих на основании единства природы публичной службы видится умозрительным и нарушает как права служащего, так и автономность местного самоуправления», – считает он.

Эксперт добавил, что позиция заявительницы жалобы базируется на верном понимании дифференцированного порядка заполнения единой анкеты при поступлении на муниципальную службу. «Требование закона указывать факт снятой судимости при поступлении на муниципальную службу отсутствует, и глава муниципального образования, со слов заявительницы, был устно осведомлен о судимости. Никаких оснований увольнять муниципального служащего с должности постфактум в связи с обращением прокуратуры не было», – считает Александр Чертков.

Он выразил надежду, что в связи с данным постановлением правоприменительная практика будет гуманизироваться, и снятая судимость перестанет быть «клеймом» на человеке, препятствовать его профессиональному развитию: «В России круг должностей, замещению которых препятствует судимость, представляется излишне широким, равно как и круг преступлений, порождающих такие ограничения. Особенно остра проблема неофициальной практики, когда люди подвергаются не основанным на требованиях закона ограничениям при трудоустройстве и в иных аспектах профессиональной деятельности в связи с фактом снятой судимости и даже по реабилитирующим обстоятельствам».

По мнению адвоката Октябрьского специализированного филиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов Надежды Крыловой, постановление является примером правильного и справедливого понимания сути и различий государственной и муниципальной службы в РФ, исходя из действующих конституционных положений, их духа и смысла. «Так сложилось, что правоприменители в большей степени руководствуются принципом единства публичной природы государственной и муниципальной службы, – пояснила она. – При этом самостоятельность местного самоуправления, закрепленная в положениях ст. 130–133 Конституции, не учитывается. Именно этот отличительный признак местной власти определяет особенности и специфику муниципальной службы и одновременно не предполагает полного тождества государственной и муниципальной службы. В связи с этим ограничения и обязательства, налагаемые на муниципальных служащих, отличаются от ограничений и обязательств, налагаемых на госслужащих».

В связи с этим, полагает эксперт, представляется убедительной правовая позиция КС о невозможности «автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с государственной гражданской службой ограничения, как наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости» и об «отсутствии у гражданина, поступающего на муниципальную службу, обязанности указывать при заполнении анкеты сведения о наличии или отсутствии у него судимости».

В заключение Надежда Крылова выразила надежду, что правовые позиции КС РФ окажут позитивное влияние на правоприменительную практику, в том числе на недопущение фактов «применения в отношении муниципального служащего неблагоприятных правовых последствий при отсутствии нарушения прямых правовых предписаний с его стороны».

Я дважды пытался стать ИП, но оба раза получал отказ.

Первый раз пробовал зарегистрироваться 4 года назад. Документы в налоговой приняли, все одобрили, выдали выписку из ЕГРИП. Я отнес пакет документов в банк. Но на следующий день мне позвонили из банка и сказали, что налоговая аннулировала регистрацию. Во второй раз я пытался зарегистрировать ИП через банк — они сами все собрали и отправили, но налоговая отказала.

Оказалось, всему виной мое уголовное прошлое. Из-за части 1 статьи 228.1 уголовного кодекса я не вправе заниматься предпринимательской деятельностью по нескольким ОКВЭД, а именно 59.11, это производство кино- и видеофильмов, телепрограмм, и 59.12 — монтаж и компоновка в сфере кино.

Суд был 12 лет назад, дали 4 года, через 3 года я вышел. Прошло более 10 лет, и я думал, что все сроки истекли.

Можно ли как-то обжаловать этот запрет, чтобы получить разрешение? Может, были подобные прецеденты с положительным исходом?

В вашем случае нет никаких шансов обжаловать отказ в регистрации ИП. Вы были осуждены по части 1 статьи 228.1 уголовного кодекса «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств…». Наказание за это — от 4 до 8 лет лишения свободы.

Умышленные деяния, максимальное наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы, считаются тяжкими преступлениями.

Закон запрещает регистрировать осужденных по таким преступлениям в качестве ИП, если они собираются заниматься деятельностью из так называемого детского перечня.

Погашена ли судимость по вашей статье, значения не имеет: срока давности, после которого снимался бы запрет на регистрацию ИП, нет. То есть это пожизненный запрет. Поэтому единственный выход для вас — выбрать другое направление деятельности с иным кодом ОКВЭД.

Скидка 35% на все курсы Учебника

Когда налоговая не станет регистрировать человека с судимостью как ИП

«Детский» перечень — это условное название, полностью оно звучит так: «Перечень видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних, а также организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства».

Перечень довольно внушительный, в нем более 70 кодов ОКВЭД, которые охватывают деятельность, хоть как-то связанную с детьми.

До знакомства с этим перечнем лично я даже не подозревала, что, например, организация хостела — это тоже «детская» деятельность, как и организация спортивных клубов. То есть человек, ранее судимый за тяжкое преступление, не сможет как ИП открыть, к примеру, клуб единоборств, даже если он будет только для совершеннолетних.

Деятельностью, перечисленной в «детском» перечне, не могут заниматься две категории лиц:

  1. Люди, которые имеют или имели судимость, проходили как обвиняемые или подозреваются в преступлениях определенных видов. Например, в преступлениях против жизни и здоровья человека, против свободы, чести и достоинства или против семьи и несовершеннолетних.
  2. Люди, у которых есть неснятая или непогашенная судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Объясню на примере. Допустим, человек был осужден за изнасилование. Это преступление против половой неприкосновенности, поэтому он не сможет получить статус ИП для деятельности из «детского» перечня.

Запрет не касается людей, которых оправдали или в отношении которых прекратили дело по реабилитирующим основаниям, например за отсутствием состава преступления. В этом случае можно вести бизнес из «детского» перечня.

Если человек был осужден за разбой, совершенный группой лиц или с применением оружия, это тяжкое преступление против собственности. Но оно не входит в список преступлений, которые блокируют право заниматься образованием и воспитанием детей. Поэтому человек сможет быть ИП в «детской» сфере, когда его судимость будет погашена.

По общему правилу судимость погашается:

  1. у условно осужденных, когда истечет испытательный срок;
  2. осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, например штрафу, обязательным или принудительным работам, — по истечении года после отбытия или исполнения наказания;
  3. осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести — по истечении 3 лет после отбытия наказания;
  4. осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления — по истечении 8 и 10 лет после отбытия наказания соответственно.

Лиц из двух последних перечисленных категорий также нельзя брать на работу, каким-либо образом связанную с несовершеннолетними. Трудовой кодекс прямо это запрещает.

Когда ИФНС видит в заявлении о регистрации ИП коды ОКВЭД из «детского» перечня, то делает запрос в органы внутренних дел о наличии или отсутствии у заявителя судимости или факта уголовного преследования. Если там подтвердят, что судимость по определенным статьям уголовного кодекса была, инспекция откажет человеку в регистрации ИП.

Бывает, что сведения о судимости приходят с опозданием, когда налоговая уже зарегистрировала человека как предпринимателя. В этом случае ИФНС признает регистрацию ошибочной и вносит соответствующую запись в ЕГРИП. И суды подтверждают, что это законно.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2018 по делу № А41-29384/2017 PDF, 65 КБ

При регистрации ИП вы заявили код ОКВЭД 59.11 «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ». Этот код входит в «детский» перечень. Поэтому налоговая отказала вам в регистрации ИП.

Когда у человека с судимостью есть шанс стать ИП в «детской» сфере

Человек с судимостью может стать ИП в «детской» сфере при соблюдении двух условий:

  1. Он был судим за преступления небольшой или средней тяжести, блокирующие возможность заниматься деятельностью из «детского» перечня.
  2. Есть решение региональной комиссии по делам несовершеннолетних о допуске лица к предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних.

Такие комиссии есть в каждом субъекте РФ. Найти ее контакты очень просто: наберите в поисковике «комиссия по делам несовершеннолетних + ваш регион».

На сайте московской областной комиссии есть перечни лиц, которые могут и не могут быть допущены к деятельности с участием несовершеннолетних. В этих перечнях перечислены конкретные статьи уголовного кодекса, по которым был осужден человек. Это удобно.

На сайте любой комиссии ищите раздел «Допуск к работе». В нем будет вся информация о том, куда, как и по какой форме подавать заявление о допуске.

К нему нужно приложить:

  1. Копию паспорта.
  2. Копию документа об образовании — диплома, аттестата.
  3. Справку о наличии/отсутствии судимости и/или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
  4. Копию приговора суда или постановления следственных органов о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
  5. Документы, которые характеризуют трудовую или иную деятельность заявителя и его поведение после осуждения. Это, к примеру, копия трудовой книжки, характеристики с мест работы, учебы, ходатайства друзей и родственников, благодарственные письма.

Заявление и документы в комиссию можно подать только лично или по почте. Электронно сделать это нельзя.

Если с пакетом документов все в порядке, то в течение 30 календарных дней комиссия примет решение о допуске или недопуске человека к работе в «детской» сфере.

Такое решение должно быть обоснованным и мотивированным. То есть в случае отказа комиссия должна аргументировать, почему конкретный человек представляет опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. Решение вступает в силу с момента его вручения заявителю.

Если комиссия вынесла положительное решение, его нужно приложить к заявлению о регистрации ИП. Тогда налоговая не сможет отказать обратившемуся и зарегистрирует ИП.

Отказное решение комиссии можно обжаловать в суде. Например, в Волгоградской области мужчине, который был судим за превышение пределов необходимой обороны, удалось признать незаконным решение комиссии и отстоять свое право работать учителем физкультуры. Не последнюю роль сыграли благодарственные письма и петиции от родителей школьников о том, чтобы учителю позволили продолжить работу. Но чаще всего суды все же отказывают истцам по таким делам.

Решение Волжского горсуда Волгоградской области от 23.06.2021 по делу № 2а-2237/2021 PDF, 112 КБ

Марина Суховская

Как считаете, можно ли разрешать людям с судимостью работать в сферах, связанных с несовершеннолетними?

Загрузка

Роман

Пожизненный запрет - не слишком ли сурово?

То есть осужденный за вооруженный разбой воспитанием детей может заниматься? молодцы, чо

Pavel, прочтите этот список лично - обалдеете от того что увидите.

Pavel, это только название «детский список», там есть и вполне взрослые виды деятельности.

Всё-таки это странно. Получается человек, как бизнесмен и порядочный налогоплательщик хочет зарегистрировать ИП. Но ему в этом отказывают. Считаю данный подход не совсем корректным. Конечно есть риск, что ИП будет делать что-то противозаконное(раз в дело вступает судимость), но есть ли доказательная база, что ИП открытые людьми с судимостью, развращают несовершеннолетних? Опять же, это побуждает человека либо обходить закон, либо искать альтернативы - вроде самозанятости или выборе другого ОКВЭД, но зачем, просто ради красивой статистики? Конечно тяжкие преступления, должны быть наказаны, но если человек уже пытается вести честную жизнь - имеет ли смысл ставить ему палки в колёса? Практика развитых стран старается уменьшить количество преступников, работая над их реабилитацией в обществе или даже используя превентивные методы, но исходя из материала данной статьи, выходит что наша система карает человека пожизненно, не давая ему стать полноценным членом общества. Было бы здорово, если бы такому бизнесу например временно увеличивали количество контроля до достижения достаточного кредита доверия, а потом разрешали вести деятельность самостоятельно.

Анна, ну в статье же описан способ, как всё-таки получить разрешение - через комиссию.

Марина Суховская

Солнечная, однако по очень многим статьям УК и обращение в комиссию не поможет. Вот у автора вопроса, на который я ответила, судимость за производство наркотиков. И у него нет никаких шансов зарегиться ИП по ОКВЭД из детского перечня

Леона, останавливает от нарушения неотвратимость наказания для всех. Если условный Вася видит, что Петя ворует, все об этом знают, а Петя не в тюрьме, то и Вася пойдет воровать.

А клеймо лишь озлобит до конца жизни уже отсидевших. И хуже от этого будет все, в том числе и вам.

Дмитрий Малахов

Хочется спросить - а этот ОКВЭД как-то проверяют у ИП ?

Если например ТС зарегистрирует ОКВЭД как "по оказанию консультационных и информационных услуг" и свои видеоуслуги будет считать информационными?

Дмитрий, ходят слухи что могут проверить, но никто никогда не проверял, проверяют ли. Но если заказ от серёзной компании, то они оформят документ на оплату услуг именно так, как это было бы написано в ОКВЭД, так как тоже предоставляют отчетность.

Леона, а вы, видимо, из тех, кто с "правосудием" не сталкивался и не знает, как там бывает иногда?

Я считаю что ДА!
Обосную: я просмотрел список статей, по которым выдается пожизненный запрет (которое приложение 2 по ссылке https://kdn.mosreg.ru/dopusk-k-rabote/perechen-kategorii-lic).
Там есть такие статьи, что к детям вообще отношения не имеют. Например "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства". Эту статью текущий режим вообще может пришить любому просто так. Скажи "я ненавижу воров-чиновников" и вот тебе состав правонарушения/преступления.

Вообще, каждый человек должен иметь право на новый шанс. Именно для этого и придумано наказание и затем погашение судимости (как-бы испытательный срок).
Если лишить человека возможности забыть свое прошлое, то он останется преступником навсегда. Если к тебе относиться как к преступнику - то ты и будешь вести себя как преступник. Это работает именно так. Я ни капли не удивлюсь, если все эти люди с пожизненными ограничениями будут вести преступную деявтельность, ненавидя окружающий мир, который не дал им второй шанс. Особенно осужденные просто так или за фигню (типа перевел 100 рублей борцу с коррупцией навальному, а борьба с коррупцией вдруг оказалась экстремизмом).

Так что я против пожизненных запретов.

(возможно, я был бы и за, но список статей тогда надо уменьшить раз так в 10)

Справка об отсутствии судимости требуется нечасто, но ее могут попросить при трудоустройстве и в некоторых других ситуациях.

По закону человека, который был осужден за совершение преступления, можно ограничить в правах, например лишить свободы и изолировать от общества. Но, когда он отбудет наказание, ограничения сразу не заканчиваются: считается, что такого человека можно брать далеко не на любую работу и что его нельзя назначать на некоторые должности.

Чтобы подтвердить, что у человека нет судимости и он может выполнять любую работу, нужна справка установленной формы.

Расскажу, как ее получить и что из нее можно узнать о человеке.

Что вы узнаете

Что такое судимость

Судимым считается человек, которого суд признал виновным в совершении уголовного преступления. Если уголовное дело возбудили, но до суда оно не дошло, обвинения с человека снимают. Никаких последствий, кроме потери времени, нервов и денег на адвоката, для него не наступает.

Если дело дошло до суда, но доказательств вины недостаточно или их собирали с нарушениями, обвинительного приговора тоже не будет. Любые сомнения также должны трактоваться в пользу обвиняемого. По данным Судебного департамента РФ , в России в 2019 году суды рассматривали уголовные дела в отношении 838 757 человек. Оправдали по ним 2256 человек — менее 1%. Доля осужденных по уголовным делам в России в 2019 году — 74%, в отношении оставшихся 25% обвинительный приговор не выносился.

Если суд все-таки вынес обвинительный приговор, он должен вступить в законную силу. Обычно это происходит через 10 дней, если человек не обжаловал приговор.

Что такое справка о несудимости

Почти обо всех событиях, о которых я упомянул выше, и рассказывает справка. Если быть совсем точным, она называется «Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования». В справке указана информация не только о том, есть ли судимость у человека, но и преследовался ли он в уголовном порядке и чем это преследование закончилось.

В справке содержится следующая информация.

Кем выдана справка. Справки выдают информационные центры региональных МВД или УМВД. Так сложилось исторически, еще с тех времен, когда в СССР была одна спецслужба — НКВД, которая занималась всем, от внешней разведки до следствия. А раз МВД в те времена вело следствие и передавало дела в суд — оно и собирало статистику о том, кто был осужден, по каким статьям и когда.

А вот статистику обо всех осужденных до сих пор ведет МВД. Поэтому неважно, по какой статье человек получил судимость — за государственную измену, незаконную порубку леса или поджог, — за справкой ему придется обращаться в МВД. Даже суд, который выносит приговоры, такие справки выдавать не может. Часто справка требуется тем, кто судимости никогда не имел, — им тоже нужно обращаться в МВД.

Кроме МВД есть учреждения, в которые еще можно обратиться за такой справкой. Например, если получатель находится за границей, он обращается в посольство или консульство РФ, а его сотрудники сами свяжутся с ИЦ МВД России, получат справку и выдадут ее.

Кому выдана справка. Это всегда физическое лицо: в России юридических лиц к уголовной ответственности не привлекают.

Гражданство получателя роли в данном случае не играет. Получить справку может даже гражданин другого государства.

Заявление о выдаче справки может подать уполномоченное лицо — например, опекун или тот, у кого есть нотариальная доверенность от получателя справки. Без доверенности либо без личного участия заявителя запросить справку невозможно. Например, если работодатель направит запрос в МВД, ему ответят, что работник должен обратиться за такой справкой сам. Другого порядка законом не предусмотрено.

Дата выдачи. Это дата, на которую актуальны указанные в справке сведения. Как это работает, проще всего объяснить на примере.

Допустим, сегодня человек обратился в ИЦ и получил на руки справку, в которой написано, что судимости у него нет и не было. Но на следующий день в отношении него возбудили уголовное дело, а через месяц — вынесли обвинительный приговор. Справка сохраняет свою актуальность и юридическую силу, но на дату, когда человек ее получал.

Графа «имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации». Эту графу никогда не оставляют пустой и не ставят в ней прочерк. Даже если писать нечего — напишут, что данных не имеется.

Если уголовное дело было возбуждено — в справке укажут дату, а также наименование органа, который принял это решение, пункт, часть и статью уголовного кодекса.

Если дело прекратили и оно так и не дошло до суда — укажут дату и основание прекращения уголовного преследования. Но даже в этом случае справка может не содержать сведений об уголовном преследовании.

Пьяная компания подралась, один из участников драки умер. Возбудили уголовное дело, участников арестовали и предъявили обвинение в убийстве, они дали признательные показания. Потом медэкспертиза выяснила, что причина смерти — сахарный диабет. У вчерашних обвиняемых справки будут чистыми.

Другой пример. Два соседа подрались, результат — легкие телесные повреждения. Уголовное дело не возбудили, но потерпевший сам подал в суд на обидчика — это дело частного обвинения. Если соседи помирятся до приговора — дело прекратят, а в справке не будет отметок о его возбуждении.

Прекратить дело могут по таким основаниям:

  1. Истечение срока давности. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления прошел определенный срок.
  2. Амнистия. Ее может объявить Госдума и освободить от уголовной ответственности определенную категорию лиц — например, осужденных по некоторым статьям УК или достигших определенного возраста.
  3. Примирение сторон. От уголовной ответственности могут освободить тех, кто впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести, но загладил причиненный потерпевшему вред и примирился с ним.
  4. В связи с изменением обстановки — это возможно по преступлениям небольшой или средней тяжести, которые человек совершил впервые. Так называют ситуацию, когда образ жизни человека изменился настолько, что преступные действия перестали быть общественно опасными. Например, человек не платил алименты годами, а потом начал их выплачивать в полном объеме и возместил ущерб.
  5. Деятельное раскаяние, когда виновный содействовал следствию в раскрытии преступления.

Подробности, которые есть в материалах уголовного дела, в справке никогда не указывают.

Срок действия на справке не указывается. Как такового срока действия этот документ не имеет. Справка удостоверяет, что на конкретную дату в отношении человека не ведется уголовное преследование и нет приговора суда.

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 66-ФЗ в часть 1 статьи 86 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

1. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

2. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

3. Судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в пункт "б" части 3 статьи 86 внесены изменения

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;

Информация об изменениях:

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания;

Информация об изменениях:

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания.

4. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ в часть 5 статьи 86 внесены изменения

5. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 194-ФЗ часть 6 статьи 86 изложена в новой редакции

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. N 20-П взаимосвязанные положения части 6 статьи 86 настоящего Кодекса и подпункта "а" пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку - по конституционно-правовому смыслу этих законоположений в системе действующего правового регулирования - предполагается, что сроки вводимых федеральным законом ограничений пассивного избирательного права, по общему правилу, должны устанавливаться соответственно дифференциации сроков судимости, предусмотренных настоящим Кодексом

6. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом, связанные с судимостью.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: