Могут ли коллекторы сотрудничать с судебными приставами

Обновлено: 22.04.2024

На какие карты приставами не может быть наложен арест?

Порядок действий судебных приставов указан в действующем законодательстве Российской Федерации. Сотрудники направляют в Федеральную налоговую службу запрос о счетах должника — по этому запросу ФНС в течение 7 дней должна предоставить информацию о накопительных, кредитных, зарплатных и других счетах физического лица. В перечень полной информации о должнике входят наличие рублевых или валютных счетов и вкладов, деньги, хранящиеся на этих счетах, а также хранение в банке депозитов и других ценностей.

Так как пристав отправляет запрос в Федеральную налоговую службу только один раз и больше не обновляет информацию, она может устаревать. Например, если у должника есть счет в Альфа-Банке, и на него наложен арест, то когда он спустя пару месяцев откроет счет в Совкомбанке, пристав не спишет с этого счета средства — это не потому, что он не может наложить на него арест, а потому что просто пока не знает об этом счете. Это не значит, что об этом счете он не узнает спустя некоторое время и не снимет средства.

Арест с последующим снятием денег может быть наложено на любые карты должника, так как в России нет банков, которые не сотрудничают с судебными приставами. Учреждения, оказывающие финансовые услуги, обязаны исполнять требования приставов в соответствии с Законом, поэтому когда в банк приходит запрос на предоставление информации о счете должника, он в обязательном порядке должен предоставить эту информацию. Банкам не хочется из-за сокрытия информации о должнике лишиться лицензии или получить штраф от ЦБ.


Перечень кредитных организаций, не сотрудничающих с ФССП

Заранее отвечая на вопрос: в России нет банков и кредитных организаций, которые не сотрудничают с Федеральной службой судебных приставов. Все финансовые организации обязаны предоставлять любую необходимую информацию о должниках, иначе ими будет нарушено действующее законодательство.

Одним из первых мест, куда ФСПП направляет запрос для дальнейшего снятия средств, является Пенсионный фонд, поэтому если денежные средства хранятся на зарплатной карте, с вероятностью 100% их обнаружат, а счет заблокируют.

Существует миф, согласно которому деньги можно спрятать в небольших или местных финансовых учреждениях, куда ФСПП отправит запрос в последнюю очередь. Но на деле особой разницы нет, где хранить деньги, так как при необходимости приставы найдут любой счет должника. Если небольшой банк решит скрыть информацию о должнике, по закону «Об исполнительном производстве» на организацию будет наложен штраф в размере половины денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 миллиона рублей. К тому же, при игнорировании запроса, центральный банк может устроить внеплановую проверку, а это тоже невыгодно кредитным организациям, в работе которых могут быть найдены недочеты.

В феврале 2019 года Государственная дума приняла закон, гарантирующий неприкосновенность социальных доходов, к таким относятся:

  • пенсия, получаемая из-за потери кормильца;
  • выплата пострадавшему от ЧС;
  • пособия гражданам, имеющим детей;
  • материнский капитал;
  • средства, выплачиваемые из-за причиненного вреда здоровью (например, в результате техногенной катастрофы);
  • выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами;
  • монетизированные льготы (например, компенсация проезда в общественном транспорте, приобретение лекарств и так далее).

При взыскании денег со счетов должника арест будет наложен на любые сбережения, хранящиеся в банке, в том числе на деньги, хранящиеся на кредитной карте. Собственником предоставленных должнику финансов выступает банк, должнику они не принадлежат, поэтому, с одной стороны, приставы не могут просто так заблокировать кредитную карту, так как на кредитном счете нет денег должника, а если он все-таки пополняет карту, то средства отправляются на банковский счет. Если ФСПП решит заблокировать кредитную карту или снять с нее деньги, то заблокирует денежные средства банка.

С другой стороны, задача судебных приставов — арестовать деньги на всех счетах должника независимо от того, дебетовая или кредитная это карта, поэтому ФССП не будет долго разбираться в тонкостях и попросту заблокирует счет.

Какие банки сотрудничают с приставами?

Исходя из вышенаписанного, абсолютно все российские банки сотрудничают с приставами, так как им невыгодно идти наперекор ФССП, которым нужно снять денежные средства должника. Но есть несколько крупных банков, в которые пристав направит запрос о предоставлении информации по должнику в первую очередь. К ним относятся:

  • Сбербанк;
  • ВТБ;
  • Альфа банк;
  • Газпромбанк;
  • Банк ВТБ;
  • Открытие;
  • Московский кредитный банк;
  • Россельхозбанк;
  • Райффайзен банк;
  • Промсвязьбанк.

Если денежные средства хранятся на счетах этих банков, их обнаружат и могут снять в первую очередь.

Далее они могут обратиться к банкам, которые уже не входят в топ-10 крупных банков России, например, Росбанк, Ренессанс Кредит, Банк Хоум Кредит, Русский Стандарт, Ак Барс и так далее.

Есть финансовые организации, к которым приставы обратятся в самую последнюю очередь, чтобы снять деньги — такие банки находятся под западными санкциями, введенными Госдепартаментом США в ответ на вхождение Крыма в состав России. Их немного, но они есть. Это Банк "Россия" и СМП-Банк. Также невысока вероятность, что пристав обратится в небольшой региональный банк, так как такие учреждения являются самыми первыми кредитными организациями в списке на отзыв лицензии. Владельцы и акционеры небольших банков не очень охотно вкладывают средства в развитие банковского бизнеса, у них не всегда есть на это средства.

Полномочия коллекторов и ФССП

Оказавшись должником по кредиту, расписке или другому денежному обязательству, Вы можете столкнуться не только с предъявлением судебного иска, но и принудительным взысканием приставами или коллекторами. Перечень полномочий службы ФССП и коллекторских агентств существенно отличается.

Чтобы защитить свои финансовые и имущественные интересы при взыскании долга, нужно точно понимать, кто может и должен заниматься исполнительным производством, какими правами и обязанностями наделены приставы и коллекторы. Обо всех нюансах взыскания и мерах по защите интересов должников расскажем в представленном материале.

Правовые понятия

Существует распространенное заблуждение, что коллекторы занимаются только «выбиванием» денег с должников в пользу банков, МФО и иных кредитных учреждений. Практически ежедневно в СМИ и сети интернет можно встретить упоминания об угрозах со стороны представителей коллекторских компаний, применении насилия и запугивания должника и его близких. Однако, при соблюдении определенных ограничений, деятельность коллекторских фирм по взысканию будет совершенно законной, хотя и существенно отличается по перечню полномочий от работы ФССП.

В законодательных нормах РФ отсутствует такое правовое понятие, как коллекторы. Таким термином неофициально именуются субъекты или организации, оказывающие услуги по возврату просроченной задолженности. Регулирование работы частных коллекторов и агентств осуществляется на основании Закона № 230-ФЗ, который предусматривает следующие правила:

  • официальным коллектором может являться ИП или юридическое лицо, действующее в интересах или от имени кредитора при взыскании просроченной задолженности;
  • деятельность коллекторов по взысканию просрочки будет законной, если такой вид деятельности был внесен в государственные регистрационные реестры ЕГРИП (для предпринимателей) или ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • коллекторы не обладают полномочиями по ведению исполнительных производств, а перечень мер воздействия на должников строго ограничен законом;
  • сотрудники коллекторских агентств не должны иметь судимостей за преступления против личности, в сфере экономических преступлений, против государственной власти или общественного порядка.

Таким образом, коллектор может выступать представителем кредитора (банка, МФО, организации или частного лица), либо иного лица, имеющего право требования долга. Коллекторские агентства могут самостоятельно выкупать просроченную задолженность у банков или иных лиц, после чего смогут предъявлять требования, как кредитор.

В отличие от коллекторов, приставы являются официальным представителем государства. В полномочия службы ФССП входит принудительное исполнение судебных и иных актов, в том числе по взысканию просроченной задолженности. Правовое регулирование деятельности ФССП осуществляется по Федеральному закону № 229-ФЗ, а приступить к работе приставы смогут только после возбуждения производства.

Сотрудники ФССП не могут выступать представителем кредитора, обязаны соблюдать не только права взыскателя, но и должника. Перечень полномочий у приставов существенно больше, чем у коллекторов, однако реализовать их можно только в рамках исполнительного производства. Пока приставам не поступит от взыскателя заявление и исполнительный документ, никакие принудительные меры нельзя предпринимать.

Когда приставы и коллекторы могут заниматься взысканием

Единственным основанием, дающим приставам право на принудительное исполнение судебного акта, является обращение взыскателя с заявлением и исполнительным документом. Суд выдаст исполнительный документ только после вступления решения в силу. Для начала работы по взысканию через службу ФССП должны соблюдаться следующие требования закона:

  • по заявлению взыскателя возбуждается производство, а копия процессуального постановления направляется обеим сторонам;
  • пристав обязан дать должнику срок до 5 дней для добровольного погашения долга (в этом период запрещено арестовывать имущество или счета, предпринимать иные действия);
  • по истечении 5 дней, сотрудник ФССП будет обязан действовать строго в рамках закона при совершении исполнительных действий и взыскании долга.

Таким образом, любые действия и решения приставов до возбуждения производства будут являться незаконными. Попытка пристава воздействовать на должника до начала исполнительного дела будет рассматриваться как нарушение закона. За такие противоправные действия пристав понесет административную или уголовную ответственность.

Коллекторы не занимаются исполнительным производством. Поэтому основаниями для их работы могут являться:

  • договор с кредитором на оказание услуг по взысканию просрочки (данный договор носит возмездный характер, однако расхода на оплату услуг коллектора понесет кредитор);
  • договор на оказание услуг и доверенность на представительство интересов (в этом случае коллектор сможет подписывать документы и совершать любые действия даже без личного участия кредитора);
  • договор уступки права требования, по которому коллектор выкупил просроченный долг и сам станет кредитором.

В большинстве случаев, к услугам коллекторов прибегают при проблемах с выплатой задолженности. Если должник платежеспособен, имеет имущество и стабильную работу, банку или иному кредитору проще самостоятельно взыскать долг и избежать затрат на услуги коллекторов. Однако для массовой работы с должниками, банки или МФО могут заключать долгосрочный договор с коллекторским агентством. Такая работа практически не будет отличаться от услуг юридических компаний.

Коллекторами часто практикуется выкуп просроченной задолженности, в том числе с истекшим сроком исковой давности. Если банк или иной кредитор пропустили срок на подачу иска (он составляет 3 года), принудительно взыскать долг будет невозможно. Соответственно, в таком случае не возникнет оснований для обращения к приставам. Продажа просроченных требований коллекторам позволяет банкам получить хотя бы часть долга, тогда как судьба последующего взыскания полностью зависит от взаимодействия коллектора и должника.

Можно ли одновременно обратиться к приставам и коллекторам

Кредитор имеет право использовать любые законные способы для возврата долга. В законах отсутствуют запреты на одновременное обращение в службу ФССП и коллекторское агентство, однако нужно учитывать следующие нюансы:

  • обращаться с заявлением в ФССП и коллекторам может только кредитор, имеющий финансовые требования, подтвержденные договорами, судебным актом или иными документами;
  • к приставам можно обратиться только при наличии исполнительного документа, тогда как коллекторы могут приступить к взысканию на любой стадии (например, коллекторы могут оказывать услуги по направлению претензий должникам, подаче иска и ведению судебного процесса);
  • если кредитор продал долг коллекторам, он не сможет обратиться в службу ФССП (если ранее приставом было возбуждено исполнительное дело, произойдет замена взыскателя или прекращение производства).

Если кредитор решил полностью продать долг коллекторам, согласие должника не требуется. Однако должник вправе знать, на каком основании будет осуществляться дальнейшее взыскание. При предъявлении требований, коллекторам придется подтверждать такие основания, представлять доверенность или договор уступки долга.

Таким образом, возможен вариант с одновременным предъявлением требований от приставов и коллекторов. Если должник полностью погасит долг, приставы обязаны прекратить производство. При этом, если деньги были напрямую перечислены взыскателю, либо передача денег состоялась через коллекторов, в ФССП нужно представить подтверждающий документ (иначе принудительное производство будет продолжено по общим правила).

Полномочия приставов и коллекторов

Так как приставы и коллекторы могут на законном основании предъявлять требование о погашении долга, важно знать перечень их прав и обязанностей. Естественно, никто не может применять к должнику физическую силу, угрожать насильственными действиями или распространением порочащей информации, произвольно изымать имущество или повреждать его. При выявлении таких фактов, к приставам и коллекторам будут применены меры административного или уголовного воздействия.

Полномочия приставов

Полномочия сотрудников ФССП включат права и обязанности, которые будут направлена на полное и своевременное исполнение судебного или иного акта. После возбуждения производства, пристав имеет право:

  • издавать процессуальные постановления и иные акты, с указанием законных требований должнику, его работодателю, банку, иным ведомствам;
  • выявлять имущественные активы и счета должника (путем направления запросов в Росреестр и ГИБДД, в банковские учреждения, совершения выездных мероприятий по адресу проживания);
  • объявлять исполнительный розыск должника или его имущества;
  • накладывать арест на активы и счета;
  • вводить обеспечительные меры в случаях, предусмотренных законом – запрет на выезд за рубеж, временное лишение права управления транспортом;
  • передавать имущество на реализацию в специализированную компанию;
  • направлять документы для удержания долга с зарплаты и иных доходов должника;
  • контролировать правильность и своевременность удержаний, запрашивать сведения о заработке и отчислениях у работодателя;
  • возбуждать административные и уголовные дела при уклонении от исполнения, при попытке продать арестованное имущество, в иных случаях.

Полный перечень прав, которыми обладает пристав, будет зависеть от особенностей дела и характера требований. Сотрудникам ФССП, как и другим государственным служащим, запрещено злоупотреблять правами, представленными законом. Например, при аресте активов, их стоимость должна быть соразмерна сумме задолженности. Если при незначительной сумме взыскания сотрудник ФССП арестовал дорогостоящий автомобиль, такие действия можно рассматривать как злоупотребление и нарушение прав должника.

Обязанности приставов также четко регламентированы Законом № 229-ФЗ. Прежде всего, это касается времени совершения исполнительных действий, перечня мер воздействия на должника. В большинстве случаев, сотрудник ФССП вправе осуществлять все действия в рабочие дни, с 6 до 22 часов (точные временные рамки своих действий пристав может определять самостоятельно). Однако в отдельных ситуациях допускается взаимодействовать с должником и в иное время. Например, если решение подлежит немедленному исполнению или возникает угроза жизни и здоровья граждан. Перечень таких экстренных ситуаций приведен в ст. 35 Закона № 229-ФЗ.

Выделим еще ряд важных обязанностей сотрудников ФССП, предусмотренных законом:

  • соблюдение личных и имущественных прав граждан, чести и достоинства, деловой репутации должника;
  • разъяснение требований, изложенных в постановлениях и иных актах по делу;
  • своевременное предоставление информации о ходе производства, предпринятых исполнительных действий;
  • своевременное окончание, прекращение или приостановление дела по основаниям, указанным в законе.

Если проводить параллели с работой коллекторов, приставы также могут напоминать должнику о необходимость рассчитать с кредитором, выезжать по его месту жительства, вызывать в подразделение ФССП. Однако приставы не практикуют телефонные звонки, так как имеют иные меры воздействия на должника. Например, при сокрытии имущества или отказе явиться по законному требованию пристава, должнику грозит наказание по УК РФ или КоАП РФ.

Полномочия коллекторов

Условия «работы» представителя коллекторской фирмы с должниками регламентированы Законом № 230-ФЗ. Разрешено применять следующие меры воздействия:

Предписан законом и ряд прямых ограничений на осуществление коллекторами действий по взысканию:

Даже при законном варианте воздействия на должника, представитель коллекторской фирмы обязан сообщить основания для предъявления претензий и требований (например, реквизиты договора уступки о передаче долга), свои личные данные, иные сведения.

В реестр ограничений и запретов, которые обязаны соблюдать коллекторские агентства, также входит:

  • применение физического насилия или высказывание его угрозы, в том числе к должнику или его семье, близким лицам, коллегам и т.д.;
  • действия по причинению ущерба или уничтожению имущественных активов, либо угроза таких действий;
  • давление, запугивание, унижение чести и достоинства;
  • введение в заблуждение (например, сотрудник коллекторской компании не вправе выдавать себя за пристава, полицейского или иного госслужащего);
  • причинять иной вред законным интересам граждан, кроме случаев, прямо указанных в законе.

Коллекторские компании и их представители имеют право собирать информацию об имуществе должника и его месте работы с учетом ограничений, предусмотренных для работы с персональными данными граждан. Например, направление запроса в Росреестр о наличии у должника недвижимости будет являться законным действием, так как такие сведения являются общедоступными. Однако противоправное использование баз данных МВД, документов под режимом банковской тайны, либо иных персональных сведений запрещено.

Чтобы точнее сопоставить наиболее важные полномочия приставов и коллекторов при взыскании долга, изложим их в единой таблице.

Виды полномочий

Приставы

Коллекторы

Проводить принудительное исполнение, вводить ограничительные меры

Направлять запросы о наличии у должника имущества и счетов

Да, без ограничений

Только сведения, размещенные в общедоступных федеральных и иных базах данных

Проводить розыск имущества и счетов

Накладывать арест на имущество, изымать его для продажи или в счет погашения долга

Накладывать арест на счета, списывать деньги

Направлять документы для удержания на работу должника

Лично взаимодействовать с должником по месту его жительства

Да, с учетом ограничений Закона № 229-ФЗ

Да, не более 1 раза в неделю и с согласия должника

Требовать погашения долга по телефону

Совершение исполнительных действий по телефону не предусмотрено Законом № 229-ФЗ

Да, с учетом ограничений Закона № 230-ФЗ

Направлять письменные требования, обязательные к исполнению должником

Да. однако за неисполнение требований коллектора ответственность не предусмотрена

Привлекать к административной или уголовной ответственности

Да, так как служба ФССП обладает функциями органа дознания

Подводя итог, отметим, что коллектор имеет право подать иск в суд и выступить в интересах взыскателя при проведении исполнительного производства. Однако для этого он должен иметь доверенность на представительство, заверенную нотариусом.

Как привлечь к ответственности приставов и коллекторов

Перечисленные выше предписания закона обязаны соблюдать все сотрудники ФССП и коллекторских агентств. Однако от использования противозаконных действий и методов взыскания не застрахован никто, особенно если этим занимаются небольшие коллекторские организации. Приведем перечень основных направлений, по которым должник может защищать свои интересы:

  • любые незаконные действия и решения приставов можно обжаловать через руководителя отдела ФССП. через иных вышестоящих начальников, либо в судебном порядке;
  • процессуальные действия и решения пристава, прямо нарушающие закон, можно обжаловать через прокуратуру (прокурор имеет право назначить и внеплановую проверку коллекторской фирмы, если поступило заявление от граждан);
  • если пристав или коллектор применили силу, либо совершили иное противоправное действие, необходимо сразу подать заявление в МВД, Следственный комитет или ФСБ;
  • если имущество должника было противоправно изъято приставом без составления описи и приглашения понятых, его можно привлечь к уголовной ответственности за превышение полномочий (если аналогичные действия совершит коллектор, он будет отвечать по УК РФ за кражу, разбой или иное преступление).

Если действиями коллекторов причинены убытки, физический или моральный вред, их можно взыскать по гражданскому иску, в том числе в рамках уголовного дела. Например, если коллектор допустил оскорбление личности или распространил порочащие сведения, можно потребовать их опровержения в суде и взыскания компенсации за моральный вред. Если же было повреждено или уничтожено имущество, кроме привлечения к уголовной ответственности можно возместить все убытки через гражданский иск.

Заключение

Коллекторы, равно как и приставы, могут заниматься взысканием задолженности по кредитам, распискам, иным финансовым обязательствам. Однако служба ФССП занимается лишь исполнением судебных актов, т.е. без положительного решения суда о возбуждении исполнительного производства не может быть и речи. В своей работе приставы обязаны соблюдать требования Закона № 229-ФЗ, иных подзаконных актов.

«Коллектор» - это сотрудник специализированной организации, которая занимается возвратом просроченной задолженности граждан. Коллекторские организации не вправе применять к должнику какие-либо меры принуждения для получения долга. Такими полномочиями наделены только органы Федеральной службы судебных приставов. Судебные приставы-исполнители могут описать и изъять ваше имущество, по вступившему в законную силу решению суда. Коллекторы к этому процессу не имеют никакого отношения. Суть деятельности коллекторов заключается только в том, чтобы убедить должника выплатить долг.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ОБЩЕНИИ С «КОЛЛЕКТОРАМИ»?

Основные правила общения следующие:

если коллектор звонит слишком часто или в ночное время, для подтверждения данного факта необходимо точно указать время звонков (впоследствии приобщить распечатку, полученную от сотового оператора);

просите коллекторов представляться (предъявлять документы при личной встрече). Желательно чтобы свидетелем вашего разговора стали посторонние люди (например соседи) это в дальнейшем позволит доказать факт противоправных действий со стороны коллектора.

КОЛЛЕКТОРАМ ЗАПРЕЩЕНО:

действовать анонимно, скрывать данные о себе,

унижать, применять физическую силу, повреждать имущество должников, оказывать психологическое давление и вводить в заблуждение относительно последствий неуплаты долга,

сообщать о долге родственникам, коллегам, публиковать информацию в соцсетях и СМИ, писать на стенах подъездов или иных строений,

взаимодействовать с недееспособными гражданами, больными, находящимся на лечении, инвалидами первой группы и несовершеннолетними.

КОЛЛЕКТОРЫ ОБЯЗАНЫ:

состоять в реестре ФССП России и иметь сайт в Интернете,

звонить только с 8:00 до 22:00, в выходные и праздничные дни с 9:00 до 20:00 по местному времени и записывать телефонные и письменные переговоры с должником и хранить их 3 года.

ДОЛЖНИК ИМЕЕТ ПРАВО:

*отказаться от общения с коллектором (но не ранее, чем через 4 месяца после появления просрочки).

КУДА ПОЖАЛОВАТЬСЯ НА КОЛЛЕКТОРОВ?

В Роскомнадзор по Самарской области подавать жалобу следует, если: заемщиком не было дано согласия на обработку его персональных данных, если гражданин дал согласие на обработку своих данных, но только с целью проверки его платежеспособности и кредитной истории.

В Роспотребнадзор по Самарской области подача обращения позволит решить проблему должника, если: его не предупредили о смене кредитора на КА или сделали это несвоевременно, банком были разглашены личные данные заемщика, гражданином были выявлены ошибки при передаче прав требований.

Когда дело доходит до угроз, или иных действий, ставящих под сомнение вашу безопасность: например, если вам серьезно угрожали, притеснили ваших родственников, можно пожаловаться на коллекторское агентство в прокуратуру или полицию.

Время создания/изменения документа: 15 февраля 2019 13:48 / 15 февраля 2019 15:10

Когда задолженность может быть передана в коллекторскую службу?

Кредитор может заключить с коллекторами либо агентский договор, либо договор цессии. При первом права на кредит остаются у кредитора, а коллекторы выступают как посредники, которые помогают взыскать сумму задолженности и получают за это оплату. Они пишут и звонят заемщику, напоминают о задолженности и просят погасить ее в банке.

При договоре цессии коллекторское агентство полностью выкупает у банка кредит и становится новым кредитором заемщика, поэтому он должен будет выплачивать задолженность не банку, а коллекторскому агентству. Многие считают, что если банк передал долг коллекторам, то теперь дела обстоят хуже, хотя по факту коллекторские агентства более гибкие, чем банк, и они могут предложить больше различных сценариев для выхода из ситуации, так как заинтересованы в том, чтобы долг все-таки был погашен.

Как должна по закону проходить работа коллекторов по взысканию средств с должника?

Если заемщик взял в банке кредит, но по определенным обстоятельствам не в состоянии его выплатить на протяжении длительного времени, кредитор относит заемщика к должникам и пытается взыскать долг самостоятельно. Если попытки взыскать долг не увенчаются успехом, его передают или продают коллекторским агентствам, которые пытаются самостоятельно взыскать долг с заемщика.

Коллекторы не будут сидеть под дверьми заемщика, ждать, пока он выйдет на связь, или вообще “ломиться” к нему в дом, так как их действия ограничены действующим законодательством, правила посещений четко регламентированы. Если правила не соблюдать, за этом должник сам может привлечь их к ответственности.


Добросовестные коллекторы обычно заранее договариваются с клиентом о встрече лично — они делают это только в том случае, если невозможно связаться другим способом с человеком, и только потом могут прийти по адресу места жительства.

Собственник жилья может быть против того, чтобы коллекторы пришли домой, и вправе не открывать им дверь на законных основаниях. Если к заемщику пытаются “вломиться” в дом, шантажируют его, значит, речь идет о мошенниках и недобросовестных коллекторах, так как без разрешения входить в дом запрещено. Кроме того, есть несколько условий, по которым коллекторы не вправе ходить к должнику домой:

  • Он написал письменный отказ от личного взаимодействия.
  • Назначил своего адвоката лицом, через которое допускается взаимодействие с должником.
  • Заемщик недееспособен или с ограниченной ответственностью.
  • Должник имеет инвалидность I группы.
  • Заемщик проходит лечение в стационаре.
  • Заемщик объявил себя банкротом.

В 2021 году Госдума запретила коллекторам общаться и приходить домой к родственниками и знакомыми должников без их согласия, любое общение с третьими лицами возможно только с их письменного разрешения. Поэтому общение с третьими лицами, связанными с должником, допускается только с его письменного согласия, которое должно быть оформлено в отдельном документе. Если изначально заемщик дал согласие на общение с родственниками, друзьями или знакомыми, то позже он вправе отозвать это согласие.

Количество звонков, который может делать коллекторское агентство, не ограничено. Однако, если коллекторы звонят более 20 раз в день, заемщик может воспользоваться юридической лазейкой и подать на организацию в суд, так как это будет считаться вмешательством в частную жизнь.

Количество личных встреч по закону тоже ограничено: коллектор может встречаться с налогоплательщиком не чаще 1 раза в день, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.

Коллекторам запрещено звонить беременным и женщинам, у которых есть ребенок младше полутора лет, а также инвалидам I группы и лицам, находящимся на лечении в медучреждениях.

Кто контролирует работу коллекторов?

Заниматься взысканием задолженности могут только организации, официально включенные в реестр Федеральной службы судебных приставов — с 2017 года именно она контролирует деятельность коллекторов. Список организаций можно найти на сайта ФССП. Если в перечне нет той организации, которая занимается взысканием с вас задолженности, значит, это не официальная организация, а мошенники.

Официальные коллекторские агентства не применяют жесткие меры в отношении должников, например, прибегают к эмоциональному и физическому насилию, но этим могут заниматься неофициальные организации. Однако, на практике, даже официальные агентства нарушают правила взимания долга с заемщика. Например, в 2020 году суды назначили коллекторским агентства более 2,5 тысяч штрафов на сумму свыше 120 000 000 рублей, так как они нарушали правила.

В каких случаях и куда подается жалоба на действия сборщиков налогов?

Иногда заемщикам приходится сталкиваться с чрезмерной агрессией и шантажом, так как не все коллекторские агентства ведут себя правомерно. Особенно часто случается, когда представители организации приходят к ним домой. Некоторые коллекторы приходят в запрещенное время, делают это слишком часто, игнорируют положения закона — в этих случаях можно обратиться в организации, которые регулируют их деятельность, например, в

Национальную Ассоциацию Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА) или в Федеральную службу судебных приставов. На их официальных сайтах есть возможность подачи жалобы.

Для того, чтобы подать жалобу на коллекторское агентство, следует внимательно изучить правила их работы и закон, регламентирующих их деятельность. Их работа должна соответствовать Закону № 230-ФЗ, устанавливающему правовые основы совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств. Это главный документ в сфере коллекторской деятельности, определяющий права и обязанности коллекторов, занимающихся сбором задолженности.

При нарушении этого закона и прав должника, коллекторам может грозить не только административная, но даже уголовная ответственность.

Когда коллекторские агентства угрожают жизни и здоровью должника и его близких, говорят о том, что могут повредить или уничтожить имущество, раскрыть конфиденциальную информацию или любые другие данные, которые могут порочить честь и достоинство заемщика, следует обязательно привлекать их к ответственности, так как подобные действия правомерными не являются.

Для того, чтобы возбудить административное или уголовное дело, потребуются доказательства, поэтому можно записывать каждый диалог с коллектором на диктофон или делать скриншоты экрана, если угрозы поступают в мессенджерах. Случается так, что угрозы исходят только от одного сотрудника организации, а его коллеги не в курсе методов, которые он использует для взыскания средств. Легальные фирмы в таких случаях всегда проводят проверку по устному общению и увольняют его с места работы.

Если человек взял кредит в банке, но по определенным или неопределенным причинам не может его выплатить в течение длительного времени, банковская организация относит заемщика к должникам, и передает долг на взыскание коллекторским агентствам — именно они пытаются связаться с заемщиком с целью узнать, когда он собирается вернуть взятую сумму и погасить задолженность, а затем могут прийти домой к должнику.

Но это не значит, что коллекторы придут под двери заемщика, и будут пытаться проникнуть к нему в квартиру — их действия ограничены Законом, правила и частота посещений четко регламентированы, и они обязаны строго этому придерживаться. Добросовестный коллектор обычно заранее договаривается с клиентом о встрече лично — они делают это только в том случае, если невозможно связаться другим способом с человеком, и только потом могут прийти по адресу места жительства.

Владелец квартиры может быть против того, чтобы коллекторы пришли домой, и не открывать им дверь — это абсолютно законно. Если к заемщику пытаются “вломиться” в дом, шантажируют его, значит, речь идет о мошенниках и недобросовестных коллекторах, так как без разрешения входить в дом запрещено. Кроме того, есть несколько условий, по которым коллекторы не имеют права встречаться с заемщиками:

  • Они написали отказ от личного взаимодействия.
  • Передали взаимодействие с коллекторским агентством своему адвокату.
  • Заемщик недееспособен или с ограниченной ответственностью.
  • У заемщика инвалидность I группы.
  • Заемщик проходит лечение в стационаре.
  • Заемщик объявил себя банкротом.

Как подготовиться к визиту коллектора?

До визита представителей коллекторского агентства следует попробовать договориться с банком об изменениях условий действующего кредита, добровольном погашении долга или кредитных каникулах. Банку намного выгоднее договориться с клиентом, чем продавать долг коллекторам, но если это произошло, договориться с банком уже не получится.

Для аргументированного разговора с коллекторами самостоятельно оцените сумму основного долга и процентов, взяв перед этим выписку по кредиту. Зная точную сумму задолженности, будет проще взаимодействовать с коллекторами.


Изучите нормы закона и подобные судебные случаи, чтобы можно было на них ссылаться в разговоре с представителями агентства. Возьмите телефон и диктофон для записи разговора — так вы будете иметь доказательства в суде в случае спорных вопросов, и снизите вероятность угроз, оскорблений и других противоправных действий, который могут последовать со стороны коллекторов. Но обязательно предупредите сотрудника о том, что вы будете записывать разговор!

Если у вас нет денег на оплату долга, который превышает 350 тысяч рублей, и вы понимаете, что не сможете оплатить его в ближайшие несколько месяцев — объявите себя банкротом. Преимущество банкротства в том, что заемщику больше не начисляются проценты по кредиту. Коллектор не имеет права требовать оплаты от должника, и уж тем более прийти домой, если заявление о банкротстве признано обоснованным и принято судом.

Помимо банкротства, можно подать заявление в суд об отсрочке или рассрочке платежа — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не запрещает это делать, даже если вы ранее пользовались такой льготой. Причину необходимо будет обосновать, предоставив справки, например, о потере работы, снижении заработка, сумме остатка на счету, а также можно предоставить медицинские справки, если по причине здоровья нет возможности работать и выплачивать долг. Если суд удовлетворит просьбу, коллектор временно не сможет предъявлять претензии и возвращаться домой.

Как правильно вести себя при разговоре с коллектором?

Если коллекторское агентство внесено в государственный реестр и лицензированные ФССП, оно будет действовать строго в рамках закона, и не будет угрожать жизни и здоровью должника и его родственников, приходя к ним домой. Если об агентстве нет информации в открытом реестре ФСПП, его деятельность незаконна.

При встрече или разговоре по телефону с коллектором попросите его представиться, назвать имя, фамилию, название компании и должность, а также поинтересуйтесь причиной звонка. Узнайте сумму долга и условия погашения, попросите предоставить договор уступки или копию агентского соглашения, чтобы знать точные условия. Задавайте любые интересующие вопросы, чтобы получить как можно больше информации, узнать о возможных выходах из ситуации при развитии разных сценариев — чаще всего специалисты сами помогают в этом клиенту.

Иногда уже при первом общении с коллектором заемщику удается договориться об изменении графика платежей по кредиту или о скидке. Если заемщик ранее обращался в банк с просьбой о реструктуризации долга, но получил отказ, сотрудники агентства учтут это и, скорее всего, пойдут ему на уступки.

Могут ли коллекторы навестить родственников или соседей?

В 2021 году Госдума запретила коллекторам общаться и приходить домой к родственниками и знакомыми должников без их согласия, любое общение с третьими лицами возможно только с их письменного разрешения. Поэтому общение с третьими лицами, связанными с должником, допускается только с его письменного согласия, которое должно быть оформлено в отдельном документе. Если изначально заемщик дал согласие на общение с родственниками, друзьями или знакомыми, то позже он вправе отозвать это согласие.

Куда жаловаться на противоправные действия коллекторов?

Не все коллекторские агентства ведут себя правомерно, иногда заемщикам приходится сталкиваться с чрезмерной агрессией и шантажом, особенно, когда те приходят к ним домой. Некоторые коллекторы приходят в запрещенное время, делают это слишком часто, игнорируют положения закона — в этих случаях можно обратиться в организации, которые регулируют их деятельность, например, в НАПКА или ФССП. На их официальных сайтах есть возможность подачи жалобы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: