Могут ли иностранные государства осуществлять захоронение отходов на континентальном шельфе рф

Обновлено: 19.04.2024

О некоторых мерах по реализации федеральных законов "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2009 г. № 783

МОСКВА

О некоторых мерах по реализации федеральных законов "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 663; от 08.09.2010 № 702; от 04.02.2011 № 48; от 10.12.2016 № 1338; от 28.09.2018 № 1152)

В соответствии с федеральными законами "О континентальном шельфе Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

а) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2011 № 48)

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральным агентством по рыболовству с уведомлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства морского и речного транспорта, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается провести захоронение; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 663)

в) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2016 № 1338)

г) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации с участием Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Федерального агентства по рыболовству в пределах их полномочий;

д) Федеральное агентство по недропользованию выдает:

лицензии на пользование недрами с целью регионального геологического изучения континентального шельфа Российской Федерации с уведомлением Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (для континентального шельфа Российской Федерации в районе арктических морей); (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 663; от 08.09.2010 № 702; от 28.09.2018 № 1152)

лицензии на пользование недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным агентством по рыболовству и Министерством энергетики Российской Федерации (для месторождений углеводородного сырья) с уведомлением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (для континентального шельфа Российской Федерации в районе арктических морей). (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 663; от 08.09.2010 № 702; от 28.09.2018 № 1152)

Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение и границы континентального шельфа Российской Федерации

Континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Статья 2. Делимитация континентального шельфа

Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.

Статья 3. Карты и перечни географических координат

Линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе норм международного права, указываются на картах установленного масштаба или публикуются в "Извещениях мореплавателям".

Формирование банка данных о внешней границе континентального шельфа осуществляется федеральным органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 4. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

морские научные исследования на континентальном шельфе (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах; (В редакции Федерального закона от 22.04.2003 № 50-ФЗ)

морские ресурсные исследования на континентальном шельфе (далее - морские ресурсные исследования) - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку континентального шельфа и разработку его минеральных ресурсов, водных биоресурсов и осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"); (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками или сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам или сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;

Статья 5. Права Российской Федерации на континентальный шельф

Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

4) юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 6. Компетенция федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе

В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят:

1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;

3) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 02.05.2015 № 127-ФЗ)

4) установление порядка использования минеральных ресурсов, включая порядок лицензирования; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

5) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

7) федеральный государственный контроль (надзор) в области промышленной безопасности; (В редакции федеральных законов от 04.03.2013 № 22-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

8) составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов, федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа, а также регистрация соответствующих работ; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

9) заключение соглашений о разделе продукции;

11) регулирование и проведение морских ресурсных исследований и морских научных исследований; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

13) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 06.12.2007 № 333-ФЗ)

14) установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

15) установление ограничений рыболовства; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

19) регулирование и определение условий прокладки подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки континентального шельфа и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений, а также выводимых на территорию Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

20) определение трассы и условий для прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе;

21) регулирование буровых работ на континентальном шельфе для любых целей;

22) проведение государственной экологической экспертизы, федерального государственного экологического контроля (надзора) и государственного мониторинга континентального шельфа; (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 364-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

24) установление правового режима в зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; обеспечение немедленных действий по ликвидации последствий аварий, приводящих к загрязнению нефтью и веществами, иными, чем нефть;

25) установление экологических нормативов содержания загрязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирование и контроль захоронения отходов и других материалов; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

26) охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, предотвращение нарушения среды их обитания (в том числе условий нагула, зимовки, размножения, нереста и миграции), образование государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий, включая примыкающие к зонам отдыха на побережье Российской Федерации, о чем сообщается в "Извещениях мореплавателям"; (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

28) разрешение споров в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;

29) заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении континентального шельфа и деятельности на нем;

30) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. (Пункт 30 введен - Федеральный закон от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

ГЛАВА II. РАЗВЕДКА КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА И РАЗРАБОТКА ЕГО МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

(Наименование в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

(Введена - Федеральный закон от 27.12.2009 № 364-ФЗ; утратила силу - Федеральный закон от 02.05.2015 № 127-ФЗ)

Статья 7. Предоставление пользователям недр участков континентального шельфа

(Наименование в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

Участки предоставляются пользователям недр для:

регионального геологического изучения;

геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов;

осуществления иных видов пользования недрами, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах".

(Часть в редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

Участки представляют собой геометризованные блоки, параметры которых указываются в лицензии на пользование недрами, в том числе площадь морского дна с координатами ее границ и глубины недр. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 364-ФЗ)

Порядок предоставления в пользование участков и пользования участками регламентируется настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации о недрах и законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 18.07.2008 № 120-ФЗ; от 30.12.2012 № 323-ФЗ; от 28.11.2018 № 443-ФЗ)

от 8 апреля 2014 года N 174

____________________________________________________________________
Утратил силу с 13 марта 2021 года на основании
приказа Минприроды России от 9 декабря 2020 года N 1038
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст.2038; N 27, ст.3873, ст.3880; N 29, ст.4291; N 30, ст.4587; N 49, ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 14, ст.1651, N 27, ст.3477, ст.3480, N 30, ст.4084, N 51, ст.6679; N 52, ст.6952, ст.6961, ст.7009), Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169; N 35, ст.5092, 2012, N 28, ст.3908; N 36, ст.4903; N 50, ст.7070, N 52 ст.7507; 2014, N 5, ст.506),

в Министерстве юстиции

25 июля 2014 года,

регистрационный N 33274

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации

I. Общие положения

Предмет регулирования регламента

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (далее - Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росприроднадзора, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей (далее - запрос), а также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росприроднадзора, его должностными лицами, взаимодействия с заявителями, иными органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации (далее - Разрешение).

Круг заявителей

2. В качестве заявителей для получения разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации выступают:

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физические и юридические лица Российской Федерации (далее - российские заявители);

иностранные государства, их физические и юридические лица (далее - иностранные заявители) при наличии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Информирование о предоставлении государственной услуги, о порядке и рассмотрении жалобы на предоставление государственной услуги осуществляется Росприроднадзором посредством размещения информации, в том числе о графике приема граждан и номерах телефонов для справок (консультаций):

- на информационных стендах в помещении Росприроднадзора по работе с обращениями граждан;

- по номерам телефонов для справок.

4. Росприроднадзор располагается по адресу: 123995, Москва, ул.Б.Грузинская, 4/6, Д-242, ГСП-5.

Телефон Управления разрешительной деятельности Росприроднадзора: (499) 254-84-77.

Время работы: в будние дни с 9.00 часов до 18.00 часов (по пятницам - до 16 часов 45 минут), обед с 12/00 часов до 12 часов 45 минут. Суббота, воскресенье - выходные дни.

5. В помещении Росприроднадзора должны быть размещены информационные стенды, содержащие следующую информацию:

- описание конечного результата предоставления государственной услуги;

- порядок предоставления государственной услуги (в текстовом и/или графическом, схематическом виде) со ссылкой на настоящий Регламент;

- перечень необходимых для предоставления государственной услуги документов и информации согласно пункту 19 настоящего Регламента;

- адрес официального сайта Росприроднадзора в сети Интернет, адрес электронной почты;

- справочные телефоны Росприроднадзора, общий справочный телефон (в том числе номер телефона-автоинформатора);

- информация о местоположении, почтовом адресе Росприроднадзора и телефонах сотрудников соответствующих структурных подразделений Росприроднадзора;

- график работы сотрудников соответствующего структурного подразделения Росприроднадзора;

- порядок получения консультаций по предоставлению государственной услуги;

- обязанности должностных лиц Росприроднадзора при ответе на телефонные звонки, устные и письменные обращения граждан или организаций, требования к форме и характеру взаимодействия должностных лиц с российскими и иностранными заявителями согласно пункту 8 настоящего Регламента.

Информационные стенды размещаются на доступных для просмотра российскими заявителями площадях. Тексты информационных материалов печатаются удобным для чтения шрифтом (размер шрифта не менее 14 пунктов), без исправлений, наиболее важные места выделяются другим шрифтом.

Ящик для корреспонденции Росприроднадзора, в том числе для материалов российского и иностранного заявителя, устанавливается при входе в Росприроднадзор.

6. Консультации по процедуре предоставления государственной услуги и по порядку и рассмотрению жалобы на предоставление государственной услуги могут предоставляться:

- по письменным обращениям;

- по электронной почте (при ее наличии).

7. При осуществлении консультаций по письменным обращениям ответ на обращение направляется почтой в адрес российского или иностранного заявителя в срок, не превышающий 30 дней с даты регистрации письменного обращения.

8. При осуществлении консультирования по телефону должностные лица Росприроднадзора обязаны, в соответствии с поступившим запросом, предоставлять информацию по следующим вопросам:

- информацию о принятом решении по конкретному обращению;

- сведения о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);

- перечень документов и информации, представление которых необходимо для предоставления государственной услуги;

- требования к заверению документов, прилагаемых к запросу;

- место размещения на официальном сайте Росприроднадзора справочных материалов для предоставления государственной услуги.

Иные вопросы рассматриваются только на основании соответствующего письменного обращения.

В процессе рассмотрения документов и информации, представленных для предоставления государственной услуги, российскому или иностранному заявителю представляется в рамках консультирования по телефону информация по следующим вопросам:

- о необходимости предоставления дополнительных документов и информации;

- о сроках и ходе предоставления государственной услуги.

9. При консультировании по электронной почте (при ее наличии) ответ на обращение российского или иностранного заявителя по вопросам, определенным пунктом 8 настоящего Регламента, направляется на электронный адрес российского или иностранного заявителя в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента поступления обращения.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

10. Государственная услуга по выдаче разрешений на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации.

Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

11. Предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации осуществляется центральным аппаратом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

12. В предоставлении государственной услуги принимают участие следующие федеральные органы исполнительной власти:

Министерство обороны Российской Федерации;

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;

Федеральное агентство по рыболовству.

13. Запрещается требовать от российского или иностранного заявителя осуществления действий, в том числе получения согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, в том числе указанные в пункте 12 настоящего Регламента.

Описание результата предоставления государственной услуги

14. Конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации, направление уведомления об отказе в выдаче разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации или оформление дубликата Разрешения.

Срок предоставления государственной услуги

15. Росприроднадзор в течение шести месяцев со дня получения запроса направляет российскому или иностранному заявителю, указанному в запросе, Разрешение или уведомление об отказе в выдаче Разрешения.

В случае если от российского или иностранного заявителя была потребована дополнительная информация об отходах и о других материалах, на захоронение которых запрашивается Разрешение, то срок рассмотрения запроса исчисляется со дня представления российским или иностранным заявителем дополнительной информации.

16. Оформление дубликата Разрешения осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня регистрации запроса российского или иностранного заявителя.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

17. Предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации осуществляется в соответствии с:

Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29 декабря 1972 года, Вашингтон, Лондон, Мехико, Москва (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.XXXII.-М., 1978. С.540-549) (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 декабря 1975 года N 2659-IX) (Ведомости Верховного Совета СССР, 1975, N 52, ст.823);

Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст.2038; N 27, ст.3873; ст.3880; N 29, ст.4291; N 30, ст.4587; N 49, ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 14, ст.1651; N 27, ст.3477; ст.3480; N 30, ст.4084, N 51, ст.6679; N 52, ст.6952, ст.6961, ст.7009);

Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст.4694; 1999, N 7, ст.879; 2001, N 33, ст.3429; 2003, N 17, ст.1557; N 27, ст.2700; N 46, ст.4444; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 45, ст.4640; 2007, N 50, ст.6246; 2008, N 18, ст.1941; N 29, ст.3420; N 49, ст.5748; 2009, N 52, ст.6440; 2011, N 1, ст.32; N 30, ст.4590; N 48, ст.6732; 2012, N 53, ст.7612; ст.7648; 2013, N 9, ст.874; N 40, ст.5038; 2014, N 6, ст.566);


О континентальном шельфе Российской Федерации

(с изменениями на 2 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);

Федеральным законом от 6 декабря 2007 года N 333-ФЗ (Российская газета, N 282, 15.12.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 14 Федерального закона от 6 декабря 2007 года N 333-ФЗ);

Принят
Государственной Думой
25 октября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу Российской Федерации и деятельности на нем, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение и границы континентального шельфа Российской Федерации

Континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Статья 2. Делимитация континентального шельфа

Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.

Статья 3. Карты и перечни географических координат

Линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе норм международного права, указываются на картах установленного масштаба или публикуются в "Извещениях мореплавателям".

Формирование банка данных о внешней границе континентального шельфа осуществляется федеральным органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

Статья 4. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

морские научные исследования на континентальном шельфе (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах (абзац в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2003 года Федеральным законом от 22 апреля 2003 года N 50-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

морские ресурсные исследования на континентальном шельфе (далее - морские ресурсные исследования) - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку континентального шельфа и разработку его минеральных ресурсов, водных биоресурсов и осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации") (абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками или сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам или сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;

искусственные острова - стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения на континентальном шельфе Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе;

установки, сооружения - гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения на континентальном шельфе Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

Статья 5. Права Российской Федерации на континентальный шельф

Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

4) юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов (абзац в редакции, введенной в действие с 9 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.

Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 6. Компетенция федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе

В компетенцию федеральных органов государственной власти на континентальном шельфе входят:

1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и деятельности на нем;

4) установление порядка использования минеральных ресурсов, включая порядок лицензирования (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

5) пункт утратил силу с 9 января 2010 года - Федеральный закон от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

7) федеральный государственный контроль (надзор) в области промышленной безопасности;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2013 года Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8) составление федерального баланса запасов минеральных ресурсов, федеральный учет участков континентального шельфа, используемых для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов континентального шельфа, а также регистрация соответствующих работ (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

9) заключение соглашений о разделе продукции;

11) регулирование и проведение морских ресурсных исследований и морских научных исследований (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

13) пункт утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 6 декабря 2007 года N 333-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

14) установление порядка предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

15) установление ограничений рыболовства (пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

Захоронение отходов и других материалов допускается на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов по согласованию со специально уполномоченным на то федеральным органом по обороне, федеральным органом по рыболовству, федеральным органом по геологии и использованию недр, с органами гос. горного надзора с уведомлением специально уполномоченных на то федерального органа по пограничной службе, федерального органа по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых примыкают к участку континентального шельфа РФ, где предполагается произвести захоронение.[ . ]

ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ — преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; допускается только в соответствии с Законом о континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении надежной локализации захороненных отходов и других материалов.[ . ]

Перечень отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, публикуется в «Извещениях мореплавателям».[ . ]

В 1972 году впервые на международной конференции в Лондоне была принята Конвенция по предотвращению загрязнения морей сбросами отходов и других веществ. В соответствии с принятой договоренностью, Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) определило категорию радиоактивных отходов, которые запрещается захоранивать в море. К ним были отнесены твердые отходы с удельными активностями, превышающими: по альфаизлучателям 1,4 Ки/т, по бета-гамма-излучателям с периодом полураспада более одного года - 410 Ки/т. Допускалось захоронение радиоактивных отходов низкой и средней активности в районах Мирового океана между 50 град. с.ш. и 50 град. ю.ш. за пределами континентального шельфа на глубинах не менее 4000м.[ . ]

Отношения по поводу захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе регулируются Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 г. № 187 ФЗ.[ . ]

В Законе дается определение континентального шельфа и его границ, вопросы делимитации континентального шельфа, даются такие основные понятия, как природные ресурсы континентального шельфа, промысел живых ресурсов континентального шельфа, морские исследования на континентальном шельфе, вредное вещество, захоронение отходов на континентальном шельфе, государственный контроль на континентальном шельфе, платежи за пользование континентальным шельфом.[ . ]

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов, а также при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения устанавливается Правительством Российской Федерации.[ . ]

Резюмируя изложенное по размещению отходов в море, можно сказать, что в настоящее время отсутствуют специальные руководства, требования и стандарты по такому захоронению. Достаточно очевидно, однако, что районы последнего должны находиться вне континентального шельфа, на расстоянии не менее 40 км от берега. В море можно сбрасывать лишь материалы, плотность которых выше, чем морской воды. Все другие отходы необходимо затоплять в контейнерах, герметичность и прочность которых гарантируют охрану окружающей среды.[ . ]

В Законе содержатся положения, определяющие права РФ на континентальный шельф, компетенцию федеральных органов гос. власти на континентальном шельфе. Специальные разделы Закона посвящены таким правовым институтам, как изучение, разведка и разработка минеральных ресурсов; изучение и использование живых ресурсов; создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе; морские научные исследования; защита и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов на континентальном шельфе и других материалов; особенности экономических отношений при пользовании континентальным шельфом; обеспечение выполнения положений Закона.[ . ]

Глава VII «Особенности экономических отношений при пользовании континентальным шельфом» устанавливает систему и порядок взимания платежей за пользование континентальным шельфом и сборов за выдачу разрешений на захоронение отходов и других материалов.[ . ]

Перечень мер защиты и сохранения ОПС (минеральных и живых ресурсов, захороненных отходов и других материалов) на континентальном шельфе России довольно велик. Рассмотрим основные из них.[ . ]

Российское законодательство устанавливает следующие виды лицензий на осуществление деятельности на континентальном шельфе: а) лицензии на его региональное геологическое изучение, на поиск минеральных ресурсов, на разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции; б) лицензии на промысел живых ресурсов; в) разрешения на создание искусственных островов, установок и сооружений; г) разрешения на проведение морских научных исследований; д) разрешения на захоронение отходов и других материалов; е) разрешения на прокладку подводных кабелей и трубопроводов; ж) разрешения на проведение буровых работ.[ . ]

Производительность молотковых дробилок очень высока (125 т/ч). Так как материал собирается, как правило, в часы пик, то часть твердых отходов необходимо хранить в измельченном или необработанном виде. Это позволяет обеспечить равномерную подачу материала для брикетирования. Готовые брикеты обертывают пластиком, а затем укладывают на большую баржу с открывающимся дном [вместимость такой баржи 5000 т и стоимость (1972 г.) немногим более 1 млн. долл.]. Далее баржи транспортируются к месту захоронения отходов вне континентального шельфа и брикеты затапливаются на глубине свыше 1800 м.[ . ]

Разрешительная система установлена и для других видов деятельности в исключительной экономической зоне РФ. Закон предусматривает: 1) разрешение на проведение ресурсных исследований, которое выдается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию с органами по охране окружающей среды, обороны, пограничной службы, а при необходимости — и с другими органами; 2) разрешение на проведение морских научных исследований, выдаваемое Министерством науки и технологий РФ по согласованию с федеральными органами по рыболовству, обороне, безопасности, пограничной службе, охране окружающей среды, геологии и использованию недр, гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Процессуальный порядок, права и обязанности лиц, рассматривающих запрос, и лицензиатов определены в гл. Требуются разрешения и на сброс вредных веществ, а также на захоронение отходов и других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне РФ. Процессуальный порядок выдачи таких разрешений и их статус аналогичны такого рода разрешениям, получаемым для данных видов деятельности на континентальном шельфе РФ.[ . ]

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, физические и юридические лица Российской Федерации (российские заявители), заинтересованные в захоронении отходов и других материалов на континентальном шельфе, направляют запрос для получения разрешения на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе в специально уполномоченный на то федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов не позднее чем за три месяца до начала года, в котором намечается захоронение отходов и других материалов.[ . ]

Особого внимания: заслуживает использование зарубежного опыта в разработке системы государственных стандартов по установлению экологических нормативов (стандартов) содержания зафязняющих веществ в отходах и других материалах, предназначенных к захоронению на континентальном шельфе, перечня вредных веществ, отходов и других материалов, запрещенных к захоронению на континентальном шельфе, регулирования: и контроля захоронения: отходов и других материалов.[ . ]

При этом орган, выдающий лицензию, согласовывает свои действия с иными органами, либо оповещает их о выдаче лицензии. Иностранные государства (иностранные заявители), их физические и юридические лица могут осуществлять захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе только при наличии международного договора между Российской Федерацией и заинтересованным иностранным государством.[ . ]

Недра — часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовому регулированию подлежит разнообразная деятельность, связанная с использованием недр и содержащихся в них минеральных ресурсов, в том числе: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне); строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых; использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. п. для захоронения или временного хранения отходов, и др.[ . ]

Согласно российскому зак-ву при использовании природных ресурсов К. ш. РФ, В том числе и при использовании живых ресурсов К. га., должны соблюдаться экологические требования: рациональное использование, охрана, непричинение экологического ущерба. Эти требования содержатся в Законе об охране окружающей природной среды, в Законе о внутренних морских ресурсах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, (см. Государственный контроль на континентальном шельфе; Закон о соглашениях о разделе продукции; Захоронение отходов на континентальном шельфе; Морские исследования на континентальном шельфе; Платежи за пользование континентальным шельфом; Прокладка трубопроводов на континентальном шельфе).[ . ]

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: