Могут ли государства наделять международные организации международной правосубъектностью

Обновлено: 27.03.2024

Субъекты международного права — это акторы (действующие субъекты, субъекты политики), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей, и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

  • государства;
  • международные организации;
  • нации, борющиеся за независимость;
  • государственно-подобные образования;
  • физические лица (индивиды) - в ограниченном объеме.

Основные признаки субъектов международного права:

1) субъекты международного права — это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами:

  • известная внешняя обособленность;
  • персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);
  • способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
  • способность участвовать в принятии норм международного права.

2) все субъекты международного права это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права.

Виды субъектов международного права

Субъекты международного права могут быть:

  1. постоянными или временными.
  2. первичными (государство; нации, борющиеся за государственную независимость) или производными (международные организации; государственноподобные образования).

Постоянными субъектами являются государства.

Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей. В XX в. был ликвидирован ряд государственно-подобных образований (например, Данциг, Западный Берлин), а также международных организаций (например, Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора).

Содержание международнойправосубъектности

Любой субъект международного права обладает:

  • правоспособностью;
  • дееспособностью;
  • деликтоспособностью.

Правоспособность — это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают:

  • государства — в момент образования;
  • нации, борющиеся за независимость — с момента признания;
  • межправительственные организации — с момента вступления учредительных документов в силу;
  • физические лица — при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

Субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции, или других норм международного права. В соответствии со ст. II Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью , которая включает два основных структурных элемента (в общей теории права добавляется правовой статус):

  1. способность обладания правами и несения обязанностей ( правоспособность );
  2. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей ( дееспособность ).

Виды правосубъектности:

  • общая (государства, НОД);
  • отраслевая (межправительственные организации);
  • специальная.

Общая правосубъектность — это способность акторов ipsofacto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность — это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающихмеждународное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним.
Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут, и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой (например, разоружение, борьба с голодом, охрана природной среды Антарктики).

Специальная правосубъектность — это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

Субъект международного права отличается от понятия «субъект правоотношения». Субъект международного права — это актор, обладающий правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником международных правоотношений. Субъект правоотношения — это реальный участник данных правовых отношений. Таким образом, понятие участника правоотношения уже понятия субъекта права.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности акторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких общепризнанных принципах международного права, как принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств. В случае вооруженного нападения (агрессии) каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН).

Основой правосубъектности международной межправительствен­ной организации является соответствующий учредительный доку­мент, который наделяет ее правом участвовать в международных отношениях и принимать решения от имени организации, заключать международные договоры с государствами и другими межправительственными орга­низациями.

Международная правосубъектность межправительствен­ной организации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию, и от характера которых сама организация в дальнейшемм может (или не может) приобретать другие права и обязанности.

Правосубъектность международных межправительственных орга­низаций носит функциональный характер, поскольку она обусловлена целями и задачами, определенными учре­дительным документом.

Международные межправительственные организации относятся к категории вторичных субъектов междуна­родного права. Они создаются государствами, которые являются не только их учредителями, во впоследствии становятся членами этих. организаций.

Международную организацию, кроме указанных при­знаков, отличает: постоянный или регулярный харак­тер ее деятельности; использование в качестве основно­го метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем; принятие решений по специаль­ной процедуре путем голосования или консенсусом, а также вид этих решений, которые весьма часто носят рекомендательный характер.

Основными правами ММПО являются следующие:

— право участвовать в созданий международно-пра­вовых норм;

— право органов организации пользоваться опреде­ленными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

— право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотруд­никам;

— право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

МНПО (в их число входят, например, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная федерация породненных и объеди­ненных городов. Международный союз местных властей, Amnesty International и др.), учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются организациями международной обществен­ности, общественными объединениями «с иностранным элементом». Они обладают специ­альной правосубъектностью в силу того, что им предо­ставляется консультативный международно-правовой статус при международных межправительственных ор­ганизациях.

Так, например, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Со­циальном Совете ООН (ЭКОСОС). Начало такому порядку было положено в резолю­ции 1296 «Мероприятия по консультациям с неправи­тельственным организациями», принятой в 1968 году на 44-й сессии ЭКОСОС. Принятию резолюции способ­ствовало положение, закрепленное в статье 71 Устава ООН, согласно которому «ЭКОСОС уполномачивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересован­ными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть установлены с международ­ными организациями, а в случае надобности — с нацио­нальными организациями после консультации с заин­тересованными членами организации».

В 1948 г. в Иерусалиме израильскими экстремистами был убит шведский граф Бернадотт, посредник ООН между Израилем и арабскими странами. ООН потребовала от государства Израиль возмещения убытков. Генеральная Ассамблея запросила у Международного суда ООН консультативное заключение по вопросу о том, имеет ли международная организация право при нанесении ущерба служащему ООН требовать возмещения ущерба от ответственного за это государства.

Какой ответ должен дать Международный суд? Могут ли государства наделять международные организации международной правосубъектностью?

Ответы на вопрос:

Задачки в категории ВИП решаем.

Похожие вопросы

Задача. В мае 1992 г. Группа из 14 международных неправительственных организаций по инициативе Международного бюро мира, организаций «Международные врачи за предупреждение ядерной войны», «Международная ассоциация юристов против ядерного оружия» объявили международную компанию под кодовым названием «проект Международного Суда».

Поскольку международные неправительственные организации как таковые не имеют права обращаться в Международный суд за консультативным заключением (ст. 34 и 65 Статуса Международного Суда), то кампания состояла в том, чтобы собрать голоса государств в поддержку этого проекта. Для осуществления проекта были выбраны две организации: Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) и ООН. Несмотря на давление, которое оказывалось западным странам – обладателями ядерного оружия – против остальных государств (прежде всего развивающихся стран), с целью не допустить их голосования за принятие данного решения в названных организациях, большинство государств проголосовало за такое обращение в Международный Суд.

В сентябре 1993 г. ВОЗ обратилась в Международный Суд за консультативным заключением по следующему вопросу: « «В свете его последствий за здоровье и окружающей среды не будет ли применение ядерного оружия каким-либо государством во время войны ли другого вооруженного конфликта нарушением обязательства этого государства в свете международного права, включая Устав ВОЗ».

Какими международно-правовыми нормами будет руководствоваться суд? Какое решение примет суд, Ваше мнение? Прокомментируйте.

1. Генеральная ассамблея ООН принимает резолюцию, в которой рекомендуется всем государствам-членам ООН присоединиться к международному договору о нераспространении ядерного оружия и о запрете на его применение. Государство К продолжает программу разработки ядерного оружия, за что к нему применяется мера воздействия в виде приостановления членства в ООН. Государство К успешно завершает разработку ядерного оружия, после чего несколько государств членов ООН обращаются в Международный суд ООН с иском о признании государства К нарушителем договора о нераспространении ядерного оружия и о запрете на его применение?

Какое решение должен принять Суд, исходя из конвенционных норм международного права о порядке заключения многосторонних международных договоров в рамках международных организаций?

В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о мирном разрешении международных споров, в которой обращалось внимание государств-членов «на возможности, предоставляемые Международным Судом для урегулирования споров юридического характера». В декларации также указывалось, что такие споры должны передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями его Статута.

Дипломатические работники пользуются различными иммунитетами и привилегиями. В том числе и правом на личную неприкосновенность.

Является ли это право доказательством международной правосубъектности физических лиц? В случае задержания украинского дипломата может ли он обратиться в Международный Суд ООН?

Какое значение для юридической обязательности Декларации имело повторение в последующих актах Генеральной Ассамблеи ООН прав, провозглашенных в данной Декларации, а также ссылки на нее в официальных актах государств? При обсуждении вопросов национально-освободительного движения в ООН, получившего наиболее широкий размах в 60-е гг. XX в., государства, выступавшие в поддержку требований о предоставлении независимости колониальным странам, часто ссылались на право народов и наций на самоопределение, упоминая при этом резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН (XV) от 14 декабря 1960 г. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам».

Составьте проект договора, одной стороной в котором будет международная межправительственная организация. Выделите, какая международная конвенция будет определять правосубъектность международной организации как стороны предполагаемого договора. Выделите, в чём текст договора, одной из сторон которого является международная организация, отличается по содержанию от текста договора, сторонами которого являются государства. Обратите внимание на преамбулу договора и на то, кто уполномочен подписывать международный договор от имени конкретной международной организации. Укажите, как будет проходить процедура заключения и вступления в силу такого договора? Подлежат ли такие договоры ратификации? И чем отличается процесс их вступления в силу и регистрации в секритариате ООН?

Составьте проект договора, одной стороной в котором будет международная межправительственная организация. Выделите, какая международная конвенция будет определять правосубъектность международной организации как стороны предполагаемого договора. Выделите в чём текст договора, одной из сторон которого является международная организация, отличается по содержанию от текста договора, сторонами которого являются государства. Обратите внимание на преамбулу договора и на то, кто уполномочен подписывать международный договор от имени конкретной международной организации. Укажите, как будет проходить процедура заключения и вступления в силу такого договора. Подлежат ли такие договоры ратификации? И чем отличается процесс их вступления в силу и регистрации в секретариате ООН.

Право международных организаций

Право международных организаций — это совокупность международно-правовых норм, регулирующих правовое положение, порядок деятельности, полномочия и юридическую силу актов международных организаций, их взаимодействие с субъектами международного права и участие международных отношениях.

Международные организации в современном мире выступают важнейшим фактором развития международных отношений и международного права. Они участвуют в решении важнейших проблем человечества, принимают активное участие в осуществлении процессов кодификации и прогрессивного развития современного международного права, в рамках своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением норм между народного права, обладают необходимыми механизмами по обеспечению его соблюдения.

Возрастающие роль и значение международных организаций в современном мире привели к формированию самостоятельной отрасли международного права – права международных организаций. В рамках данной отрасли объединяются принципы и нормы, регулирующие создание, правовой статус, объем полномочий и деятельность международных организаций. При этом право международных организаций включает в себя как принципы и нормы, общие для всех организаций, так и нормативные положения, отражающие специфику отдельных международных организаций.

«Внутреннее» и «внешнее» право международных организаций.

Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: «внешнее» право – совокупность норм, регулирующих правовой статус международных организаций и ее взаимоотношения с другими участниками международных отношений и «внутреннее» право – совокупность норм, регулирующих внутриорганизационные отношения международных организаций.

«Внешнее» право международных организаций регулирует, в частности, следующие вопросы:

  • правовой статус, правосубъектность международных организаций;
  • привилегии и иммунитеты международных организаций;
  • привилегии и иммунитеты сотрудников международных организаций;
  • право договоров международных организаций;
  • ответственность международных организаций.

«Внутреннее» право международной организации регулирует такие вопросы, как:

  • структура, компетенция и порядок работы органов международных организаций
  • взаимоотношения между органами и подразделениями международных организаций;
  • процедурные правила;
  • порядок назначения и служебный статус должностных лиц и служащих международных организаций;
  • имущественные, хозяйственные, бюджетно-финансовые и иные отношения.

Внутреннее право не обладает качествами международного права. Оно имеет специфическую обязательную силу, необходимую для регулирования внутриорганизационной деятельности. Соблюдение внутреннего права обеспечивается средствами самой организации.

Источники права международных организаций.

Источники права международных организаций — это преимущественно международные договоры. Такие договоры можно разделить на три группы:

  1. договоры между государствами — учредительные акты международных организаций, которые определяют правовую природу международных организаций, наделяя правами и обязанностями, составляющими их правосубъектность;
  2. договоры между государствами и международными организациями — соглашения о месте пребывания штаб-квартиры международной организации, о ее представительстве в государствах; функциональные соглашения, направленные на реализацию целей организации; о технической помощи; о финансовой помощи; об опеке; о предоставлении вооруженных сил и других видов военной помощи и др.;
  3. договоры между международными организациями — соглашения о сотрудничестве, о статусе специализированного учреждения при ООН, о правопреемстве, о создании совместных органов и программ и др.

Основными универсальными источниками права международных организаций являются:

  • Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;
  • Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.;
  • соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.

Большое теоретическое и практическое значение в качестве источника права международных организаций приобретает сегодня проект статей «Ответственность международных организаций», разработанный Комиссией международного права и принятый в 2011 г. качестве приложения к резолюции ГА ООН № 66/100.

Принципы права международных организаций.

Принципы права международных организаций включают как общепризнанные принципы международного публичного права, в том числе:

  • принцип уважения суверенитета государств-членов;
  • принцип невмешательства во внутренние дела государств-членов; ;
  • принцип мирного урегулирования международных споров;
  • принцип уважения и соблюдения прав и основных свобод человека;
  • принцип добросовестности выполнения взятых на себя обязательств;

так и специальные отраслевые принципы права международных организаций, такие как:

  • принцип добровольности членства в международных организациях;
  • принцип равенства членов международных организации;
  • принцип обособленности правовой воли международных организаций;
  • принцип функциональной правоспособности международных организаций;
  • принцип ответственности международных организаций за правонарушения.

Следует заметить, что ряд императивных норм jus cogens впервые были закреплены как принципы отдельной международной организации (ООН), а не самого международного права.

Виды международных организаций.

Международные организации могут быть классифицированы по следующим основаниям и критериям:

  • по юридической природе:
    • межправительственные – учреждены на основе многостороннего международного договора;
    • неправительственные – созданы на основе объединения физических и/или юридических лиц;
    • универсальные – открытые для всех государств мира;
    • региональные – членами могут быть только государства одного региона;
    • общей компетенции – затрагивают все сферы отношений между государствами-участниками (например, ООН, ОАГ, ОАЕ)
    • специальной компетенции – деятельность ограничена одной специальной областью (например, ИКАО);
    • организации сотрудничества (межгосударственные) – решения высших органов организации адресованы только государствам-членам (например, ООН);
    • организации интеграции (надгосударственные) – осуществляют отдельные полномочия по управлению общественной жизнью на территориях государств-членов, включая издание юридически обязательных актов как для государств-членов, так и непосредственно для их компетентных органов, национальных судов, юридических и физических лиц (например, ЕС);
    • открытые – может вступить любое государство;
    • закрытые – прием производится по приглашению первоначальных учредителей (например, НАТО).

    Международные межправительственные организации.

    Международная межправительственная организация (ММПО) — это добровольное объединение государств и иных образований, призванное на постоянной основе координировать действия своих участников в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

    ММПО должна обладать по крайней мере следующими шестью правовыми признаками:

    1. создана в соответствии с международным правом;
    2. учреждена на основе международного договора;
    3. осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности;
    4. имеет соответствующую организационную структуру;
    5. обладает правами и обязанностями организации;
    6. обладает автономной волей, отличной от воль государств-членов.

    В отличие от государств, являющихся основными (первичными) субъектами международного права и обладающих государственным суверенитетом, ММПО являются производными (вторичными) субъектами международного права. Как субъекты международного права они создаются волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте международной организации, а содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в полном соответствии с назначением и функциями каждой организации. Этим определяется то обстоятельство, что все наиболее значимые юридические характеристики ММПО имеют согласованную договорную основу.

    Международная правосубъектность международных межправительственных организаций.

    ММПО не могут эффективно выполнять свои функции без признания за ними такого юридического качества, как международная правосубъектность. Объем и характер правосубъектности ММПО устанавливается прежде всего в учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те, которые предусмотрены в ее уставе и других документах.

    Правосубъектность ММПО включает следующие четыре элемента:

    1. правоспособность – способность иметь права и обязанности;
    2. дееспособность – способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
    3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
    4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

    Правосубъектность ММПО носит функциональный характер, поскольку объем ее прав и обязанностей ограничен условием выполнения задач, достижения целей, осуществления функций, определенных в уставе.

    Функции международных межправительственных организаций.

    Функции, выполняемые ММПО, весьма многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагали на них участвующие страны. Наиболее важными являются следующие функции:

    • функция форума – предоставление «площадки» для обмена мнениями и принятия решений;
    • нормативная функция — определение стандартов поведения;
    • правотворческая функция – разработка проектов юридически обязательных международно-правовых актов;
    • контрольная функция – мониторинг соответствия правилам, урегулирование споров, принятие принудительных мер;
    • оперативная функция – распределение ресурсов, предоставление технической и гуманитарной помощи, развертывание миротворческих сил;
    • информационная функция – сбор, анализ и распространение данных.

    Международные неправительственные организации.

    Международная неправительственная организация (МНПО) — это организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения и не преследующая цели извлечения коммерческой прибыли.

    Основными признаками МНПО являются:

    1. отсутствие целей извлечения прибыли;
    2. признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;
    3. получение денежных средств более чем из одной страны;
    4. осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах;
    5. создание на основе учредительного акта.

    Литература.

    1. Лукашук, И. И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
    2. Международное право: Учебник / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев – М.: Изд-во Эксмо, 2004
    3. Международное право: Учебник для бакалавров / отв. ред. К. А. Бекяшев — М.: Проспект. 2018.
    4. Международное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2017.
    5. Право международных организаций: Учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. Х. Абашидзе — М.: Издательство Юрайт, 2014.
    6. Шибаева Е. А. Право международных организаций. Вопросы теории. – М.: Междунар. отношения, 1986.

    Похожие записи

    Орган международной организации — любое лицо или образование, наделенное таким статусом в соответствии с

    Функция международной организации — это совокупность действий, направленных на выполнение стоящих перед организацией задач.

    Международная правосубъектность

    Международная правосубъектность — это способность иметь международные права и обязанности, а также защищать свои права путем заявления международных претензий. Необходимо заметить, что содержание понятия «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности.

    Сам термин «международная правосубъектность» присущ не только научной терминологии, но и многим международно-правовым актам. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах международного права о том, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств», норму ст. 176 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой Орган по морскому дну «обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей», положение п. 1 ст. 4 Римского статута Международного уголовного суда: «Суд обладает международной правосубъектностью».

    Можно выделить следующие элементы международной правосубъектности:

    • участие в процессе создания и применения норм международного права;
    • участие в работе международных конференций и членство в международных организациях;
    • право защищать свои права в международных органах.

    Концепция международной правосубъектности.

    Согласно традиционной точке зрения суверенные государства имеют приоритет над всеми другими субъектами международного права и акторами международных отношений. Этот примат наделяет государства полной международной правосубъектностью, в том плане, что они являются основным источником международных прав, обязанностей, привилегий и иммунитетов. Негосударственные субъекты, такие как международные межправительственные организации, должны прямо или косвенно получить международную правосубъектность от государств на основании какого-либо правового инструмента, общего принципа права или нормы международного обычного права.

    Государства в рамках современной международно-правовой системы являются «хранилищами легитимной власти над народами и территориями» и, следовательно, должны быть основным юридическим источником международной правосубъектности для всех негосударственных образований. Неотъемлемым атрибутом государства, отсутствующим у всех остальных акторов международных отношений, является стабильное население, проживающее на определенной территории. Государственная власть исходит от народа и подотчетна ему за свои действия или ошибки управления. Таким образом, по крайней мере теоретически, носителем суверенитета и автором международного правотворчества выступает в конечном итоге население конкретных географических территорий.

    Фактическая и юридическая международная правосубъектность.

    Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую (объективную) и юридическую (относительную):

    • Фактическая международная правосубъектность – это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права, не обусловленная чьей-либо внешней волей и имеющая всеобъемлющий характер. Не существует норм, наделяющих субъекты международного права (суверенные государства, а также нации, борющиеся за свою независимость) фактической правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в данном случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.
    • Юридическая международная правосубъектность – это способность акторов быть участником ограниченного круга международных правоотношений, порожденная волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте. Источником юридической правосубъектности для субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые государствами в форме международного договора. Объем и содержание юридической правосубъектности зависят от воли государств-учредителей и норм международного права.

    Полная и ограниченная международная правосубъектность.

    В современной правовой доктрине различается полная и ограниченная международная правосубъектность. Это различие хорошо отражено в Консультативном заключении 1949 года «Возмещение за увечья, понесенные на службе ООН», в котором Международный Суд заявил, что «субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по своему характеру или объему своих прав». Согласно данному разграничению только государства обладают полной международной правосубъектностью, т. е. обладают всеми международными правами и подчиняются всем международно-правовым обязанностям. Другие субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью – их права и обязанности обусловлены учредительными актами, в соответствии с функциями, задачами и целями, установленными государствами-основателями. Следовательно, их международная правосубъектность ограниченна правами и обязанностями, предусмотренными учредительными документами, и не распространяется на другие сферы международного права.

    Внутригосударственная и международная правосубъектность.

    Международная правосубъектность автоматически не подразумевает внутригосударственную правосубъектность, т. е. способность быть участником публично-правовых и частно-правовых отношений внутри соответствующего государства. Международной организации для надлежащего исполнения своих функций может потребоваться заключить специальное соглашение с государством в том случае, когда возникает вопрос о правовом статусе организации, ее органов, должностных лиц. Европейский союз, например, прямо наделяется как внутригосударственной, так и международной правосубъектностью. Ст. 281 Договора о Европейском союзе предусматривает международную правосубъектность, а ст. 282 наделяет ЕС правосубъектностью в своих государствах-членах.

    Внутригосударственная правосубъектность, как правило, включает право:

    1. заключать договоры;
    2. иметь и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом;
    3. возбуждать судебные разбирательства и участвовать в них.

    Литература.

    1. Бирюков П. Н. Международное право: учебное пособие. – М.: Юристъ, 1998.
    2. Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.
    3. Международное право: учебник для бакалавров / отв. ред. К. А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2018.
    4. Чепурнова Н. М. Международное право: учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
    5. Шлянцев Д. А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006.
    6. James E. Hickey. The Source of International Legal Personality in the 21st Century – Hofstra L. & Pol’y Symp., 1997.
    7. Portmann R. Legal Personality in International Law. – Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

    Похожие записи

    Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

    Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: