Могу ли я подать в суд на управляющую компанию за низкое качество услуг

Обновлено: 18.04.2024

Жильцов в многоквартирных домах часто не устраивает работа УК: плохо убирают снег и метут дворы, не моют подъезды или не реагируют, что в квартире холодные батареи. Но при этом квитанции на солидные суммы в почтовых ящиках появляются регулярно. По работе я помогаю людям составлять жалобы и добиваться справедливости, поэтому знаю, как все устроено. Расскажу, как и куда жаловаться, чтобы батареи стали горячими, а двор — чистым.

Что вы узнаете

На что жаловаться

Жаловаться можно на все, что УК обязана выполнять по договору управления многоквартирным домом. Например, можно жаловаться, если по договору вам должны начислять плату по утвержденному тарифу, а УК рассчитывает стоимость услуг по другим расценкам. Или если сантехник игнорирует вашу заявку, когда у вас подтекает труба.

Обязанности и ответственность УК. Они есть в договоре управления, который заключают компания и собственники помещений в доме. В законодательстве нет исчерпывающего списка обязанностей УК. Стороны могут вписать туда все, о чем договорятся. Главное, чтобы эти условия не противоречили закону и устраивали всех участников договора.

Например, УК, как правило, не обязана очищать фасады от рисунков, надписей и граффити. Но если на стенах вашего дома постоянно появляются такие арт-объекты и они раздражают жильцов, вы можете включить эту обязанность в договор управления.

Но минимальный перечень услуг и работ, которые должна выполнять УК, чтобы содержать общее имущество в надлежащем виде, все-таки есть:

  1. Работы, необходимые, чтобы содержать в порядке несущие конструкции дома: фундамент, стены, крышу и другие элементы. То есть УК, например, должна контролировать состояние дверей подвалов и замков на них, а также кровлю на предмет протечек. Если что-то обнаружит — устранять неисправность.
  2. Работы, которые нужны, чтобы поддерживать в порядке инженерные системы и общее имущество. Например, УК должна контролировать и заменять вышедшие из строя датчики, проводку и оборудование пожарной и охранной сигнализации.
  3. Работы, чтобы содержать в порядке сам дом. Например, УК обязана проводить сухую и влажную уборку тамбуров, лифтов, пандусов и других общих мест, очищать двор от наледи и льда и пр.

Помимо этого УК выявляет неплательщиков, которые не вносят плату за коммунальные услуги, и заставляет оплатить задолженность. Также она информирует, если изменились тарифы, хранит техническую документацию на дом и ведет переговоры с ресурсоснабжающими организациями. Если, например, из крана течет ржавая вода, она выставляет водоканалу претензию, что качество оказываемых услуг не соответствует заявленному. Если в договоре на управление жилым домом будет прописано соответствующее условие, то УК будет вести учет всех жильцов с постоянной и временной регистрацией — собственников и нанимателей.

Это не исчерпывающие списки обязанностей — в каждом конкретном договоре жильцы и УК могут дополнить их своими пожеланиями. Чтобы понять, что должна выполнять именно ваша компания, посмотрите договор управления вашего дома и УК. Если у вас нет экземпляра договора, запросите копию в управляющей компании, она обязана предоставить вам этот документ.

УК можно привлечь к административной ответственности. Штрафы тут могут быть такие.

    , если, например, УК нарушит правила содержания общего имущества и его технической эксплуатации. или приостановление деятельности на срок до 90 суток, если УК не исполняет санитарные нормы предоставления жилищно-коммунальных услуг. Например, в доме плохо работает вентиляция или лифт скрипит и дребезжит так, что стены дрожат. Это нарушение санитарных норм. Воздухообмен, уровни шума и вибрации должны соответствовать установленным нормам. , если компания не соблюдает правила пожарной безопасности. , если компания нарушает правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. , если компания в своей деятельности нарушает требования, установленные в лицензии на управление многоквартирными домами. , если компания не предоставляет необходимую и достоверную информацию о реализуемой услуге или включает в договор условия, которые ущемляют права потребителя.

Кроме того, если УК нарушит свои обязательства по договору или предоставит неполную информацию об услугах, она должна будет возместить собственникам помещений причиненные этим убытки в полной сумме. И в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу собственников помещений в доме некачественным оказанием услуги. Например, если из-за неправильного обслуживания вентиляции в квартире заведется грибок, который станет причиной появления аллергии у жильцов, можно потребовать возмещение вреда, причиненного здоровью.

Руководителя УК могут наказать, если он несвоевременно или не полностью перечисляет собранные с жильцов деньги поставщикам коммунальных ресурсов. Санкция — штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до двух лет со штрафом до 80 тысяч рублей.

Если УК регулярно нарушает правила и вас не устраивает ее работа, договор с ней можно расторгнуть. Мы рассказывали об этом в статье «Восемь мифов о ЖКХ».

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Куда жаловаться

Это зависит от причины, по которой вы жалуетесь.

В аварийно-диспетчерскую службу подают жалобы и заявки об устранении выявленных недостатков. Недостатки могут быть такими:

  1. Дворники плохо убирают двор.
  2. В подъездах слишком редко моют лестницы и площадки.
  3. Батареи в вашей квартире недостаточно теплые.
  4. Из крана с горячей водой течет еле теплая.

Лучше обращаться письменно. Но можно и устно, например позвонить по телефону. Вы должны назвать свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где надо проверить батареи или наладить уборку в подъезде, и сказать, что именно вас не устраивает.

Вашу заявку сотрудники УК должны отработать — наладить работу дворников и уборщиц, устранить воздушные пробки в батареях, чтобы отопление заработало как надо, залатать текущую крышу.

Образец жалобы УК должна разместить на информационном стенде. Если ваша УК проигнорировала это требование законодательства, можете воспользоваться нашим образцом. Я приведу его ниже.

Жалобу надо составить в двух экземплярах. Один экземпляр передайте в УК, а на втором попросите в УК поставить отметку и оставьте себе.

В жилищную инспекцию следует обращаться, если считаете, что УК плохо исполняет свои обязанности по договору. Например, если УК:

  1. Не следит за работой лифтов.
  2. Не ремонтирует подъезды.
  3. Не чинит качели на детской площадке.

Вы вправе подать жалобу и потребовать проверить работы УК: насколько компания соблюдает установленные законом требования к содержанию общего имущества дома и придомовой территории либо предоставлению коммунальных услуг.

Государственный жилищный надзор осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, а муниципальный — уполномоченные органы местного самоуправления.

Например, региональный государственный жилищный надзор в Москве осуществляет Государственная жилищная инспекция г. Москвы — Мосжилинспекция.

Разница между ними заключается в жилье, которое они курируют. Государственный контроль надзирает за всем жильем независимо от формы собственности, а муниципальный может вести надзор только за жилыми домами и общежитиями, принадлежащими городу.

Общественный жилищный контроль могут осуществлять общественные объединения, некоммерческие организации, советы домов и другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством РФ. Такой контроль бывает в форме общественной проверки органов и организаций или публичных слушаний.

Общественная проверка проводится по инициативе, например, уполномоченного по правам человека в РФ или уполномоченных по защите прав предпринимателей.

Вы можете поучаствовать в ней как общественный инспектор или общественный эксперт — если у вас есть нужные знания в области ЖКХ. Например, если вы финансист и хорошо разбираетесь в тарифах. Или вы инженер и хорошо знаете, как правильно должен работать в доме водопровод. Найти мероприятие, в котором вы хотели бы поучаствовать, можно на сайте ГИС ЖКХ.

На публичных слушаниях, как правило, обсуждают проблемные вопросы, которые не урегулированы действующим законодательством. Либо те нормы, которые в законе есть, а на практике не работают. По итогам составляют протокол, в котором излагают предложения, высказанные в процессе публичных слушаний, и направляют его в органы публичной власти и заинтересованным организациям для решения поднятых вопросов.

Для участия в публичных слушаниях специального образования и профессиональных знаний не нужно, туда может прийти любой желающий. И еще вы всегда можете подать жалобу в органы общественного контроля на свою УК.

Если УК плохо содержит дом, органы госжилинспекции (ГЖИ) могут привлечь ее к административной ответственности и вынести предписание об устранении нарушения. Есть даже случаи, когда УК могут лишить права управления конкретным домом. Например, если госжилинспекция выдаст предписание в отношении этого дома и в течение 12 месяцев с этого дня суд назначит УК два и более административных наказания за то, что она ненадлежаще исполняет предписания по этому дому.

В Роспотребнадзор можете обратиться, если УК вам не предоставляет сведения о сроках, качестве и объеме услуг или отказывается вернуть деньги, если у вас есть переплата. Любые жалобы по поводу нарушения ваших прав потребителя рассматривает Роспотребнадзор.

Сначала лучше обратиться с претензией непосредственно в УК, а если жалобу оставят без ответа или нарушение не устранят, следует писать в Роспотребнадзор.

Основанием для внеплановой проверки УК могут стать такие факты:

  1. Возможная угроза или вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде, а также угроза, что возникнет чрезвычайная ситуация.
  2. Нарушение прав потребителей. Но только при условии, что заявитель обращался за защитой или восстановлением своих прав к нарушителю, но это обращение не рассмотрели или требование не удовлетворили.

В прокуратуру можно обратиться за восстановлением нарушенных прав. Органы Прокуратуры РФ осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан.

Жалобу следует подать в районную прокуратуру: если обратитесь в вышестоящий орган, ваше обращение все равно перенаправят в орган по вашему месту жительства. Сотрудники прокуратуры проведут проверку законности действий или бездействий УК и направят вам ответ в течение 30 дней. В нем в зависимости от итога проверки будет сказано, что нарушений не нашли или что УК вынесено предписание об устранении нарушений в установленный срок.

В ФАС. Эта служба контролирует, чтобы плату с жильцов УК взимала по установленным тарифам. Если считаете, что ваша УК необоснованно завышает плату за коммунальные услуги, можете обратиться с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы. Ее специалисты проведут проверку и установят причины и обоснованность повышения. В случае если выявят нарушение, УК предпишут устранить такое нарушение и наложат штраф за нарушение антимонопольного законодательства.

Еще одно нарушение, которое входит в компетенцию ФАС — навязывание невыгодных условий содержания жилья. Чаще всего этим грешат УК в новых домах. Например, некоторые компании назначают плату за подъем строительных материалов и даже плату за проход в дом — жильцов вынуждают покупать пропуска в собственные квартиры. Разумеется, это нарушение законодательства, о котором нужно сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы вашего региона.

Подать жалобу вы можете лично, почтовым отправлением или написав письмо на сайте. Если выберете вариант электронного обращения, лучше сначала прочтите правила подачи.

Лучше описать ситуацию как можно подробнее и приложить все документы, которыми вы можете подтвердить обоснованность своей претензии к УК

В суд. Обратиться в суд вы можете по разным причинам — чтобы обязать УК устранить недостатки в обслуживании дома, выполнить ваши требования или взыскать с компании компенсацию ущерба.

Дополнительно можете потребовать, чтобы с УК взыскали штраф за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке в размере 50% от присужденной суммы и компенсацию морального вреда.

Платить госпошлину за подачу такого иска в суд не придется, если сумма иска не превышает 1 млн рублей. Если больше — госпошлину рассчитывают исходя из цены иска за вычетом миллиона.

Как написать жалобу

В жалобе нужно изложить суть проблемы. Чем подробнее вы изложите обстоятельства нарушения, тем больше шансов, что по вашему обращению все исправят. Вы можете обратиться к юристу, который поможет составить жалобу. Но вполне можно обойтись и собственными силами.

Искать в интернете информацию о нормах закона, которые, по вашему мнению, нарушила УК, тоже необязательно. Главное — подробно и последовательно описать ситуацию и по возможности приложить доказательства. Это может быть фото- и видеосъемка, квитанции, акты, показания свидетелей, копии предыдущих обращений.

Жалобу можно напечатать или написать от руки. В последнем случае постарайтесь писать разборчиво — в ваших интересах, чтобы ваше обращение смогли прочесть. В любом случае подпись под жалобой нужно написать от руки. Также надо указать дату обращения и перечислить приложения, если в подтверждение своих доводов вы прикладываете к жалобе документы и материалы либо их копии.

Каким образом составить исковое заявление, какие к нему необходимо приложить документы?

Обязанности управляющей компании

Напомним, что управляющая организация управляет многоквартирным домом на основании договора управления с каждым собственником помещений дома (ст.162 ЖК РФ). К сожалению, большинство жильцов в многоквартирном доме понятия не имеют о существовании договора и, более того, не знают перечня обязанностей управляющей компании.

Итог такого незнания — управляющая компания, мягко говоря, не должным образом исполняет обязанности, вытекающие из договора управления с собственниками жилья. Например, из-за аварии зимой без отопления осталось несколько квартир, из-за скачка в напряжении сгорели бытовые приборы. Ситуация усугубляется тем, что нередко жители принимают решение не оплачивать коммунальные услуги, которые фактически не оказаны. Однако в этом случае собственник нарушает условия договора с управляющей компанией, которая начислит ему пени за неоплату коммунальных услуг.

Цивилизованным способом разрешения подобной проблемы является подача искового заявления в суд. Прежде чем рассматривать порядок действия жильцов, коротко обозначим основные обязанности управляющей компании, которые должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила их оказания определены в постановлении Правительства РФ от 3.04.13 № 290. Основными обязанностями управляющей компании являются:

проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т. п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т. п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.

Как составить иск

Исковое заявление обязательно составляется в письменной форме (печатается либо пишется от руки) и должно содержать следующую информацию:

наименование суда, в который подается исковое заявление (имейте в виду, что мировые судьи рассматривают дела, если сумма иска не превышает 50 тыс. руб. (ст. 23 ГПК РФ) — это ограничение касается размера имущественного требования и не относится к возмещению морального вреда); наименование истца, его место нахождения (если иск подается представителем, то также указывается его имя и полный адрес); наименование ответчика, его место нахождения или место жительства; требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты (не должно быть обтекаемых формулировок, излагаются конкретные требования к управляющей компании); обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства (описывается суть дела, и указываются конкретные пункты договора с управляющей компанией, которые нарушены); цена иска (указывается сумма долга, подлежащая взысканию с управляющей компании); расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы; перечень прилагаемых документов.

В исковом заявлении могут содержаться и иные сведения, а также ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

Какие документы приложить к исковому заявлению

К указанному заявлению должны быть приложены документы, которые являются значимыми и ссылка на которые имеется в тексте заявления. Например, такими могут быть документы, подтверждающие:

претензии, предъявленные к управляющей компании (переписка, журнал аварийных заявок и т. п.); оплату взыскиваемой суммы (квитанции об оплате коммунальных услуг).

Образец искового заявления

Универсального (шаблонного) искового заявления не существует из-за специфики подобных дел. Поэтому в каждом случае целесообразно обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

Рассмотрим конкретный пример.

Согласно п. 2.1.1 договора от 25.12.09 № 1–83/+6 ООО «Доверие+6» должно обеспечивать оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем, приведенным в приложении № 1 к указанному договору (копия договора с приложениями имеется в материалах дела). В п. 1 названного приложения установлено, что на управляющую компанию ООО «Доверие+6» возлагается обязанность по устранению аварийных ситуаций, связанных с неисправностью трубопроводов внутридомовых инженерных сетей.

В период с 29 января по 4 февраля 2016 г. в доме на ул. Богдана Хмельницкого в кв. 23 и по стоякам, связанным с этой квартирой (кв. 18, 19, 26, 27, 30, 31), возникла аварийная ситуация, результатом которой стало полное отсутствие тепла по тем стоякам, которые связаны с батареями.

Жители неоднократно обращались в аварийную службу по изложенному поводу, о чем свидетельствует выписка из журнала заявок ЖЭУ ООО «Доверие+6».

Слесари данной организации приступили к устранению аварии на чердаке и проводили сварочные работы (это подтверждают показания свидетелей). После окончания сварочных работ тепло по стоякам пошло. Причиной аварии была заморозка или воздушная пробка на трех коленах, которые соединяют на чердаке стояки с горизонтально подающей линией. Рабочие управляющей компании заменили эти участки, установив воздушные вентили (о чем свидетельствуют фотографии, сделанные жильцами дома).

В соответствии с п. 21 Правил от 6.05.11 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ресурсоснабжающая организация (в данном случае — ООО «Мечел-Энерго») несет ответственность за качество оказания коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. За систему отопления, включая стояки, обогревающие элементы (радиаторы отопления), регулирующую и запорную аппаратуру, а также другое оборудование, расположенное в квартирах, отвечает организация, осуществляющая управление данным многоквартирным домом.

Факт отсутствия тепла с 29 января 2016 г. из-за промерзания участков общедомового стояка отопления подтвердила и сама управляющая компания ООО «Доверие+6» (ответ на претензию жильца).

На основании изложенного жители написали заявление в ООО «Доверие+6» с просьбой произвести перерасчет платы за коммунальные услуги в период с 29 января по 4 февраля 2016 г. Однако управляющая компания отказала в праве на перерасчет, обосновав это тем, что в один из этих дней (31 января 2016 г.) произошла авария на наружных сетях, которая была устранена в тот же день ресурсоснабжающей организацией ООО «Мечел-Энерго».

Кроме того, управляющая компания указала, что не были проведены замеры температурного режима в названный период, несмотря на то что проверка ненадлежащего качества теплоносителя не должна проводиться при полном отсутствии тепла. Факт фиксации температурного режима имеет значение перед началом отопительного сезона, в течение же самого сезона тепло должно поступать в дома бесперебойно. В п.3 Правил № 354 определено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха, а в период, когда соответствующая услуга не оказывалась при допущении аварийной ситуации (отсутствие тепла в стояках), температура воздуха на улице достигала 30С, а в квартире + 8 С.

В заключение отметим, что жители выиграли данный судебный процесс, пройдя через четыре судебных заседания у мирового судьи и апелляцию (в районном суде города).

В рассматриваемой ситуации активность проявили жильцы квартир, у которых отсутствовало тепло. При этом были скрупулезно собраны все документы, подтверждающие факты неоказания услуг управляющей компанией. Безусловно, было потрачено немало сил и нервов в судебном разбирательстве.

Однако стоила ли игра свеч? Каждый собственник многоквартирного дома ежемесячно платит немалые деньги за коммунальные услуги, которые должны быть оказаны в полном объеме и надлежащего качества. На практике многие управляющие компании игнорируют жалобы и претензии жильцов, полагаясь на их инертность и неспособность защитить свои права в судебном порядке. После проигрыша в суде работники управляющей компании стали быстрее реагировать на потребности жильцов (заменен козырек над входным крыльцом в подъезд и т. п.), понимая, что невыполнение своих прямых обязанностей не останется безнаказанным.

Приведем образец искового заявления.

Мировому судье судебного участка № 4 Металлургического района Челябинска

Ответчик: Управляющая компания ООО «Доверие+6»

о перерасчете платы за коммунальные услуги

В постановлении Правительства РФ от 23.05.06 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлены требования к оказанию коммунальных услуг, однако в период с 29 января по 4 февраля 2016 г. г. эти услуги не соответствовали указанным требованиям, что выразилось в отсутствии услуг по отоплению, а именно в том, что тепло не поступало по стоякам, связанным с батареями.

В период с 29 января по 4 февраля 2016 г. тепло не поступало по трем стоякам во 2-м подъезде дома № 25 по ул. Богдана Хмельницкого (обслуживающая компания ООО «Доверие+6») при наличии общего тепла в доме. Слесарь ЖЭУ «Доверие +6» в соответствии с вызовами 29, 30 января 2016 г. не определил причину случившегося. 31 января 2016 г. произошла авария в наружной сети. Компания «Мечел-Энерго» устранила эту аварию в тот же день и произвела перерасчет платы жителям указанного дома за одни сутки. При этом три стояка в доме по-прежнему оставались холодными, несмотря на то что 31 января 2016 г. в 8 утра слесари ЖЭУ «Доверие+6» привозили сварочный аппарат, но, получив телефонограмму о наружной аварии, сразу его увезли.

Поскольку работники ЖЭУ в устных разговорах с жителями дома указывали на виновность компании «Мечел-Энерго», то 1, 2 февраля 2016 г. никакие работы по устранению аварии ЖЭУ не проводили. В ст. 9 постановления № 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Согласно п. 1 приложения № 1 к договору от 25.12.09 № 1–83/+6 на управляющую компанию «Доверие+6» возложена обязанность по устранению аварийных ситуаций, связанных с неисправностью трубопроводов внутридомовых инженерных сетей. В соответствии с п.п. «б» ст. 49 постановления № 307 исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества потребителю, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, как это определено законодательством РФ. В период, когда отсутствовало тепло в стояках, температура воздуха на улице достигала 30 С, а в квартире + 8 С.

4 февраля 2016 г. работники ЖЭУ все же приступили к сварочным работам на чердаке, и после их окончания по стоякам пошло тепло. Причиной аварии послужила заморозка или воздушная пробка на трех коленах, которые соединяют на чердаке соответствующие стояки с горизонтально подающей линией. Аварийные участки были заменены путем установки воздушных вентилей (о чем свидетельствуют фотографии, сделанные жильцами дома).

На основании изложенного прошу суд:

обязать управляющую компанию ООО «Доверие+6"произвести перерасчет платы за отопление в связи с тем, что данные услуги не были предоставлены за период с 29 января по 4 февраля 2016 г. согласно ст. 164 ЖК РФ и Правилам от 6.05.11 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в сумме 3240 руб. (материальное требование к ответчику) на основании представленного расчета в срок до 1 сентября 2016 г.

Указанный перерасчет должен быть выполнен в пользу истца: Незабудкиной Ирины Викторовны.

Все мы сталкивались с ситуацией, когда в квартире внезапно отключили свет, из крана течет грязная вода или батареи отопления еле-еле греют. Как защитить свои права в этом случае, кто должен все это чинить, а также и компенсировать расходы?

Как защитить свои права на качественные услуги ЖКХ: памятка от юриста

Дома мы проводим очень много времени, и хочется, чтобы обстановка здесь всегда была комфортной и спокойной. Но, к сожалению, иногда происходят аварии, и жильцам приходится решать проблемы с водой, электричеством, отоплением, газом…

Однако мало кто знает, что законодательство достаточно детально урегулировало нормативы оказания коммунальных услуг, и закрепило порядок фиксации оказания некачественных услуг, а также ответственность эксплуатирующей организации.

Главным документом при решении такого рода проблем являются «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Этот документ гласит, что коммунальные службы обязаны предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Что вам должны коммунальщики

  • Нести ответственность за нарушение качества предоставляемых потребителю коммунальных услуг;
  • Вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
  • При поступлении жалобы (заявления, обращения, требования и претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в помещениях либо на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы и в случае обнаружения утечки газа обеспечить безопасность людей и ликвидацию обнаруженной утечки;
  • Компенсировать вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также прямые и косвенные убытки, связанные с некачественной работой коммунальных сервисов, и моральный вред.

Компенсация за плохую работу коммунальных служб

Как защитить свои права на качественные услуги ЖКХ: памятка от юриста рис-2

Каждый потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В случае причинения коммунальными службами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя в первую очередь ими обязательно должен быть составлен акт.

Этот акт должен быть составлен и подписан коммунальщиками не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу!

Причем если вы (как потребитель услуги) не можете подписать данный акт, например по причине отсутствия в занимаемом помещении, то акт должен быть подписан помимо исполнителя двумя незаинтересованными лицами.

Этот документ составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается вам, а второй — остается у исполнителя.

Коммунальщики не вправе без вашего согласия выполнять дополнительные работы и оказывать какие-либо услуги, за которые потом потребуют с вас плату. Если же такие работы (услуги) – все-таки были оказаны без вашего на то письменного согласия, то вы вправе потребовать возврата всей уплаченной суммы.

Как вернуть деньги за некачественные услуги ЖКХ?

Главное: при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги!

Но как определить, что полученные вами коммунальные услуги были ненадлежащего качества?

Как защитить свои права на качественные услуги ЖКХ: памятка от юриста рис-3

Снова обращаемся к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Именно в приложении № 1 к данным правилам приведены требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг.

При перерывах работы коммунальных служб размер платы за их услуги пропорционально снижается!

Как это происходит: при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги вы уведомляете об этом аварийно-диспетчерскую службу.

Как быстро коммунальщики обязаны отреагировать на вашу заявку?

По вопросам ЖКХ тоже можно спорить

Если в ходе проверки между вами и коммунальными службами возник спор относительно факта происходящего, то можно инициировать проверку проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несут коммунальные службы!

Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являет момент информирования аварийно-диспетчерской службы о факте имеющихся проблем.

Как защитить свои права на качественные услуги ЖКХ: памятка от юриста рис-4

После устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.

Для этого исполнитель в согласованное с вами время обязан прибыть в помещение, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги.

Как долго можно не чинить?

По каким услугам и как долго коммунальные службы вправе предоставлять услугу ненадлежащего качества?

Холодное водоснабжение

  • Перерыв 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (при аварии)
  • Отклонение состава и свойств холодной воды не допускается
  • Отклонение давления не допускается

Горячее водоснабжение

  • Перерыв 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд
  • Допустимое отклонение температуры в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3 °C
  • Отклонение состава и свойств горячей воды не допускается
  • Отклонение давления не допускается

Водоотведение (канализация)

  • Перерыв не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно

Электроснабжение

  • Перерыв 2 часа — при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания
  • 24 часа — при наличии 1 источника питания
  • Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока не допускается

Газоснабжение

  • Перерыв не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца
  • Отклонение свойств подаваемого газа не допускается
  • Отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается

Отопление

  • Перерыв 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца
  • 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры
  • Не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C
  • Не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C
  • Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 °C
  • Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) — не более 3 °C
  • Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается
  • Отклонение давления не допускается

Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль». Хотите дополнить или возразить? Можно сделать это в комментариях или написать собственный материал.

Любая УК имеет комплекс обязанностей перед жильцами. Их невыполнение или некачественное исполнение дает собственникам помещений право на подачу жалобы.

Назначение управляющей компании ― обслуживание многоквартирных домов (МКД). Основание для такой деятельности ― договор с проживающими гражданами или администрацией населенного пункта. Любая УК имеет комплекс обязанностей перед жильцами. Их невыполнение или некачественное исполнение дает собственникам помещений право на подачу жалобы.


Куда подать жалобу на управляющую компанию

Основным законом, регулирующим деятельность УК на территории России является Жилищный кодекс. В соответствии с ним, а также иными актуальными правовыми актами, деятельность таких компаний регулируют:

    ;
  • Роспотребнадзор;
  • Государственная Жилищная Инспекция.

Эти органы рассматривают жалобы от собственников и жильцов квартир в рамках своих компетенций. Поданная жалоба на управляющую компанию передается по подведомственности, если заявитель направляет ее не в ту структуру. Например, Прокуратура перенаправит документ в Госжилинспекцию, если проблема касается некачественно оказанных услуг.

Жилец вправе подать жалобу на действия сотрудников УК руководителю компании. Например, при несвоевременном вывозе мусора, некачественной уборке, непредоставлении ответа на обращения.

Жалоба на имя руководителя УК


Перед тем как написать жалобу на управляющую компанию в какой-либо государственный орган, рекомендуется обратиться к ее руководителю. Закон не запрещает подавать обращения сразу на имя директора и, например, в Прокуратуру.

Руководитель обязан своевременно (30 дней) отвечать на все жалобы. Игнорирование обращения станет поводом для применения к нему мер административной ответственности. Он может быть оштрафован и лишен права занимать свою должность.

Основания для подачи жалобы на имя директора:

  • Плохое качество оказываемых жильцам услуг. Например, если подъезды убираются несвоевременно или мусор с территории дома не вывозится.
  • Услуги жильцам, в рамках заключенного с УК договора, не оказываются или оказываются с нарушениями.
  • Другие сотрудники не отвечают на обращения и жалобы.
  • Сотрудники УК не исполняют свои обязанности перед жильцами.

Суды расценивают жалобы на имя руководителей УК в качестве претензии. Это удобно, если впоследствии заявитель обращается в суд в рамках закона “О защите прав потребителей”.

Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию


Органы Госжилинспекции представлены в любом субъекте РФ, а также в большей части крупных городов. Стоит обращаться именно в этот орган в следующих ситуациях:

  • нарушения в сфере содержания жилого фонда, а также при обслуживании дома;
  • неисполнение правил обслуживания дома. Пример ― невыполнение ремонта или уборки;
  • нарушения правил организации управления или принятия решений. Например, игнорирование решений собрания жильцов дома;
  • отсутствие лицензии на управление домом.

Перечень оснований в ГЖИ не исчерпывающий. Обращаться в этот орган можно по любым вопросам, связанным с управлением и лицензией на управление домом.

Жалобу на управляющую компанию по вопросам ЖКХподается непосредственно в отделение ГЖИ, через почту или на сайте организации. Авторизация в интернет-ресурсе производится посредством Портала Государственных Услуг.

В рамках своей компетенции, Госжилинспекция вправе вынести предписание об устранении нарушений, применить штрафные санкции, возбудив административное дело, а также отобрать лицензию, если в отношении УК было удовлетворено как минимум 3 жалобы.

Жалоба на УК в прокуратуру и в суд


Гражданин имеет право обратиться в Прокуратуру или суд сразу, минуя прочие инстанции. Но юристы рекомендуют повременить с данной мерой, чтобы оставить за собой дополнительный рычаг давления.

Жалоба в прокуратуру на управляющую компанию подается, если организация по ряду оснований:

  • УК работает при отсутствии лицензии;
  • организация регулярно игнорирует обращения;
  • тарифы повышаются незаконно.

Прокуратура проверит любое нарушение действующего законодательства. Данный орган является надзорным, его полномочия позволяют проводить проверки, а также возбуждать административные дела в отношении нарушителей.

Прокурор не просто проверит обстоятельства. При необходимости, он истребует дополнительные материалы, запросит объяснения от представителя УК. Проверка будет более масштабной, чем при ее осуществлении другими органами.

Суды рассматривают административные исковые заявления. Они подаются при нарушении законодательства государственными органами. Например, если Роспотребнадзор незаконно откажет в принятии жалобы.

Исковое заявление подается и в случае нанесения ущерба действиями управляющей компании. Например, если организация, в момент вывоза мусора, повредила объект, принадлежащий стороннему лицу. УК сможет предъявить регрессные требования непосредственному виновнику (например, водителю), но изначально иск предъявляется компании.

Жалоба на УК в Роспотребнадзор


Одни из основных требований к управляющим компаниям касаются соблюдения санитарных и гигиенических норм. Их нарушения могут привести к негативным последствиям в отношении жильцов или окружающей среды. Именно такими вопросами занимается Роспотребнадзор.

Жалоба в Роспотребнадзор подается в следующих ситуациях:

  • Неисполнение санитарных правил, связанных с обслуживанием дома. Например, отказ от уборки или неправильная утилизация мусора.
  • Необоснованное увеличение тарифов.
  • Нарушение обязательств в отношении ресурсоснабжающих компаний.

Роспотребнадзор вправе проводить проверки, связанные с деятельностью УК. Например, замерить уровень шума, проверить освещение, температуру в помещениях. Как правило, они проводятся по заявлению собственников.

Как составить жалобу на УК

Образец жалобы на управляющую компанию в прокуратуру, ГЖИ, Роспотребнадзор или иную структуру обязан содержать:

  • реквизиты органа, в который подается обращение;
  • данные УК, обслуживающей дом;
  • информация о заявителе;
  • суть требования. Перечисляются действия, которые привели к нарушению прав заявителя или обосновываются последствия бездействия;
  • сведения об ответе УК на обращение, если оно производилось ранее;
  • просительная часть, в которой указываются желаемые действия по отношению к УК. Например, привлечение к административной ответственности.

В конце жалобы обязательно ставится дата и подпись.

Для начала нужно решить, куда писать жалобу на управляющую компанию. У каждого органа имеется своя компетенция, в пределах которых он сможет дать ответ.

При составлении жалобы на УК нужно понимать, что именно нарушила организация. Это поможет правильно выразить суть нарушения и подобрать меру ответственности. Заявитель не обязан выражать свою позицию строгим юридическим языком, но он должен четко указывать на действия, которые привели к каким-то конкретным последствиям. Например, если УК не вывезла мусор, стоит указать не только об этом факте, но и о последствиях, которые возникают из-за нарушения законодательства ― неприятному запаху, невозможности воспользоваться своим правом и выкинуть новый мусор и т.д.

Жалоба обязательно должна содержать способ связи с заявителем. Помимо обратного адреса, рекомендуется прописать и номер контактного телефона. Если органу будет необходимо уточнить какие-либо данные, он свяжется с заявителем.

Действия управляющих компаний должны реализовываться строго в рамках действующего законодательства. При нарушениях собственники помещений и жильцы вправе подавать жалобы. Рассматривают обращения Прокуратура, суд, ГЖИ, Роспотребнадзор. Если жалоба подана не в тот орган, она будет перенаправлена в соответствии с правилами подведомственности.

Получить юридическую помощь по вопросам, как подать жалобу на управляющую компанию можно на нашем сайте.

ЖКХ – это организации, с которой имеют дело практически все, вне зависимости от статуса, достатка и других параметров.


Подача жалобы на ЖКХ: куда пойти?

Рассматривая понятие ЖКХ, нужно принимать во внимание, что это не одна организация, а целая структура, которая выполняет множество заданий. Некоторые отделения являются коммерческими, другие же относятся к государственным подразделениям, а третьи могут считаться муниципальной собственностью. Но вне зависимости от своей природы, главная задача ЖКХ органов – соблюдение предписаний закона.

Чтобы подать на ЖКХ жалобу даже не обязательно быть владельцем жилья, о котором идет речь. Обратиться за помощью можно и нанимателям, которые проживают в арендованной квартире.

На что можно жаловаться на ЖКХ

Иногда рассматривая ЖКХ-дела, во внимание принимаются не только государственные акты № 534, № 47 и № 772, но решения, что были приняты владельцами МКД. Также принимаются во внимание условия в договоре с УК, внутренняя документация ТСЖ и т.п. Кроме того, есть стандартные требования в области санитарии, гигиены и эпидемиологической ситуации. В жилых помещениях эти нормативы не должны нарушаться.

Среди наиболее частых причин для жалоб на ЖКХ органы можно выделить:

  • Коммунальные услуги оказываются ЖКХ, но их качество ниже предусмотренного уровня. Например, горячая вода поступает с перебоями. Это же касается холодной воды, а ЖКХ не действует. Некачественным считается низкое напряжение в электрической сети. Или если батареи недостаточно теплые, чтобы обогреть помещение.
  • Жилищный фонд обслуживается ЖКХ-предприятиями и УК. Подать жалобу можно, если это обслуживание недостаточно качественное. Например, ремонт выполняют не вовремя или качество рассматриваемого ремонта слишком низкое. И уж точно нужно отстаивать свои права, если услуги вообще не предоставляют.
  • ЖКХ нарушены санитарные, гигиенические или эпидем-условия. Например, в помещениях повышенная влажность, из-за чего появился грибок или плесень, промерзли стены.
  • Тарифы ЖКХ рассчитывались заведомо неправильно из-за чего платежки содержали неправильную информацию. Обязательно пожалуйтесь на ЖКХ, если капремонт стоил неоправданно дорого.
  • Если жалобу на ЖКХ уже подавали, но её не рассмотрели или рассмотрение не принесло результата, можно пожаловаться уже на это. Если есть официальный отказ показывать отчетность УК, также жалуйтесь ЖКХ.

Перечень вопросов к ЖКХ, по которым можно обратиться в соответствующие органы разный. Перечисленные вопросы нельзя назвать исчерпывающими. Жалобы на ЖКХ можно подавать по самым минимальным причинам. Главное чтобы был повод. На особых основаниях принимаются жалобы людей, проживающих в неблагоустроенных домах.

Составление и подача жалобы на ЖКХ

Пожаловаться на органы ЖКХ можно специальным документом. Но в законе нет особых условий, как именно должна выглядеть жалоба. Хотя некоторые нормы все же есть. Правда, они касаются не формы, а содержания документа:

Образец жалобы на ЖКХ можно посмотреть тут:


Есть возможность подачи документов на ЖКХ онлайн. Но только если жалуются на ЖКХ в такие инстанции как прокуратура, жилищная инспекция, муниципальные власти, Роспотребнадзор. Используйте официальные сайты. Существенных отличий в рассмотрении электронной и письменной ЖКХ-жалобы нет.

Где можно подать ЖКХ-жалобу

Место обращения зависит от обстоятельств. Можно пойти в прокуратуру, если совершено преступление, но чаще всего документ подают в Роспотребнадзор, УК, жилищную инспекцию или другие нижестоящие инстанции. А вот если там никто не реагирует или проблема с ЖКХ возникает снова и снова, нужно принимать более жесткие меры. Например, пойти в суд. Причем параллельно запросив с ЖКХ материальную компенсацию морального ущерба.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: