Мог ли бедный афинянин занять должность судьи

Обновлено: 19.04.2024

Урок построен на основе использования технологии развития критического мышления и проблемного обучения. К уроку прилагается технологическая карта, которая позволяет выделить и зафиксировать главное, выполнить большой объем работы за небольшой промежуток времени. Используемые на уроке методы и приемы позволяют стимулировать познавательную деятельность учащихся в течение всего урока, побуждают их самостоятельно делать выводы. Системно-деятельстный подход к организации данного урока отвечает требованиям ФГОС.

ВложениеРазмер
urok-issledovanie_afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx 642.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование в 5 классе

Учитель: Ложкина Л.А.

Тема: Афинская демократия при Перикле

Цели: находить на исторической карте изученные цивилизации, устанавливать связь между природно-климатическими условиями и занятиями жителей изученных стран; понимать и объяснять смысл исторических терминов (полис, демократия, оратор, стратег);

характеризовать сущность Афинской демократии при Перикле; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условия и образа жизни, занятий афинян;

ставить цель своей деятельности, сравнивать простые однородные факты истории Афин, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в содержании текста, структуировать текст;

формировать умение организовать свою деятельность, анализировать ее; формировать умение строить диалог с окружающими людьми.

Оборудование: слайдовая презентация, призы, простые карандаши, таблица ЗХУ на доске

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологии: технология развития критического мышления, проблемного обучения.

  1. Организационный момент. Сундучок с призами.
  2. Разминка по карте (учащиеся на контурной карте находят изученные цивилизации, штрихуют градусную сетку, сами оценивают свою работу).
  3. Подготовка к изучению нового материала.

1 – объясняет значение понятий на слайде: демос

Целеполагание через прием прием «ЗХУ» (технология развития критического мышления) - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.


В 1919 году был создан Казревком, председателем которого стал С?

В 1919 году был создан Казревком, председателем которого стал С.

С. Пестковский , а должность заместителя занял.


Придумайте рассказ о том, как афинянин побывал в Спарте?

Придумайте рассказ о том, как афинянин побывал в Спарте.

Что могло вызвать его удивление в чужом полисе?


Даю 100 баллов, честно?

Даю 100 баллов, честно.

Придумайте рассказ о том, как афинянин побывал в Спарте.

Что могло вызвать его удивление в чужом полисе?


Составить диалог спартанца и афинянина о преимуществах жизни в полисе каждого из них?

Составить диалог спартанца и афинянина о преимуществах жизни в полисе каждого из них.


От имени афинянина жившего в 5 веке до нашей эры составьте речь?

От имени афинянина жившего в 5 веке до нашей эры составьте речь.


Один день из жизни афинянина?

Один день из жизни афинянина.


5. Перикл ввел плату за исполнение выборных должностей, чтобы : исполнение выборных должностей, чтобы : 1?

5. Перикл ввел плату за исполнение выборных должностей, чтобы : исполнение выборных должностей, чтобы : 1.

Уменьшить доходы богатых граждан Афин ; 2.

Привлечь беднейших граждан к управлению государством ; 3.

Уравнять имущественное положение граждан Афин ; 4.

Не допустить к управлению государством не¬знатных граждан.


Написать сочинение : Я афинянин?

Написать сочинение : Я афинянин.


Составьте рассказ от лица афинянина переселифшегося в колонию?

Составьте рассказ от лица афинянина переселифшегося в колонию.


Почему не могло быть богатых и бедных среди охотников на мамантов?

Почему не могло быть богатых и бедных среди охотников на мамантов?



Труд зем­ле­дель­цев кор­мил все на­се­ле­ние Егип­та. Сеяли пре­иму­ще­ствен­но пше­ни­цу и яч­мень. Из ин­стру­мен­тов ис­поль­зо­ва­ли сле­ду­ю­щие виды ору­дия. Для рых­ле­ния земли мо­тыгу, позд­нее – де­ре­вян­ный плуг с мед­ным на­ко­неч­ни..


Эл, Баал–Шамим, Баал–Малаки(или Баал–Малаге) , Баал–Цафон, Астарта, Тиннит, Цид, Йево, Бел, Йам, Арц, Дионис.


1. Если я не ошибаюсь, то Великое Московское княжествоосвободилось от нашествия Золотой Орды. 2. В 1480 г. Произошло Стояние на реке Угре, в котором русские войска одержали победу и было свергнуто Иго.



С чем тебе помочь, если ты не прикрепил фотографию.


Целеустремлённый, резкая и вспыльчивая натура, определенная неприязнь к чванливой знати, проявлявшаяся в случаях явной несправедливости и произвола, чинившихся ею по отношению к слабому и беззащитному.


Уравнение прав крестьян и других сословий ликвидация общины.


Иван 3 - й Васильевич родился 22 января 1440 г. Он был сыном московского князя Василия 2 - го Темного и дочери князя Ярослава Боровского - Марии Ярославны. Больше известен князь Иван 3 - й под именами Иван Святой и Иван Великий. В краткой биографи..


Иван III Великий, великий князь Московский и государь всея Руси. При нем гос - во окончательно избавилось от зависимости от Золотой Орды и раздвигнуло свои границы. Еще отроком Иван участвовал в походах против татар (1448, 1454, 1459 гг. ), многое..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Для того чтобы разрешить крестьянский вопрос приАлександре 1 был предпринят целый ряд мер. Это, прежде всего указы 1801 и 1803 г. Первый – позволял крестьянам, в числе прочих сословий, покупать землю в собственность и разрушал монополию дворянства на владение землей. Второй, получивший название «Указ о вольных хлебопашцах» определял порядок отпуска (раскрепощения) крестьянина вместе с землей. Крестьянин был при этом обязан выплачивать помещику выкуп в рассрочку, и получал в собственность земельный надел. Нужно отметить, что воспользовались этим указом считанные единицы. А на саму систему крепостничества он никак не повлиял. За время правления Александра 1 предлагалось множество вариантов решения этого сложнейшего вопроса. Проекты освобождения крестьян были предложены: Мордвиновым, Аракчеевым, Канкриным, Гурьевым. В 1809 г. было запрещено без суда и следствия ссылать крестьян в Сибирь. Так же, стоит отметить предложение эстляндских дворян по отмене крепостного права на территории Эстляндии, внесенное в 1811 г. Но, для России подобное решение было слишком радикальным. (В Эстляндии, а в 1817 г. в Лифляндии и Курляндии, личная зависимость от помещика крестьян была отменена.)
2)
Прелюдией к войне стал конфликт Николая I с Наполеоном III, пришедшим к власти во Франции после переворота 2 декабря 1851. Николай I считал нового французского императора нелегитимным, поскольку династия Бонапартов была исключена из французского престолонаследия Венским конгрессом.
итоги:
•Война привела к расстройству финансовой системы Российской империи (Россия потратила на войну 800 млн рублей, Британия — 76 млн фунтов) : для финансирования военных расходов правительству пришлось прибегнуть к печатанию необеспеченных кредитных билетов, что привело к снижению их серебряного покрытия с 45 % в 1853 г. до 19 % в 1858, то есть фактически более чем к двукратному обесцениванию рубля (см. реформы Е. Ф. Канкрина) .
Снова выйти на бездефицитный госбюджет Россия смогла в 1870 году, то есть через 14 лет после окончания войны. Установить стабильный курс рубля к золоту и восстановить его международную конвертацию удалось в 1897 году, в ходе денежной реформы Витте.
•Война стала толчком к экономическим реформам и, в дальнейшем, к отмене крепостного права.
•Опыт Крымской войны частично лёг в основу военных реформ 1860—1870-х годов в России (замена устаревшей 25-летней воинской повинности и тд.) .
•Возникла русская интеллигенция.
В 1871 году Россия добилась отмены запрета держать военно-морской флот в Чёрном море по Лондонской конвенции. В 1878 году Россия смогла вернуть утраченные территории по Берлинскому трактату, подписанному в рамках Берлинского конгресса, состоявшегося по итогам Русско-турецкой войны 1877—1878.

ТРИ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТА: 6. Выберите события, относящиеся к периоду Гражданской войны в России: А) провозглашение России республик

Укажите особенности взглядов американских просветителей. Какие идеи легли в основу "Декларации независимости"

Какое мероприятие Ивана Грозного привело к последствиям:централизация страны, становление деспотического самодержавия ,тяжелый э

Расскажите об обычиях, нравах и традициях народов стран востока. Что в них общего? Чем они отличаются? Составе таблицу.

1. Укажи даты событий: — Война римлян с эпирским царем Пирром — 1-я Пуническая война — 2-я Пуническая война — Битва при Тразимен

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 40. Афинская демократия при Перикле

В V (5-м) веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин — богат он или беден, знатен или незнатен — способен участвовать в управлении государством.


Перикл. Древнегреческий бюст.

Власть в Афинах принадлежала демосу.

Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.

1. Чем занималось Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3—4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год.

Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла первым стратегом.

Тайным голосованием — подачей белых или чёрных камешков — Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил ли Совет пятисот сделанное предложение, его ставили на голосование.


Так могло выглядеть Народное собрание в Афинах.


Голова Афины. Скульптура работы Фидия.


Геродот. Древнегреческий бюст.

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором 1 и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» — спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» — раздались голоса. «Раз так, — продолжал Перикл, — то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» — зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

2. За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность — судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка — стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб 2 , тот и считается избранным.

1 Оратор — человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

2 Бобы — плоды растений, например фасоли.


Жена Перикла Аспасия. Древнегреческая скульптура.

Почему же стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук? Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца.

Занятие должностей было почётным, и никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки, так как им необходимо было зарабатывать себе на жизнь.

Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны.

Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

3. Перикл, его друзья и враги. Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна — это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший в своей книге грекоперсидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии — одной из образованнейших женщин Эллады.

Из речи Перикла

(По рассказу древнегреческого историка Фукидида)

Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа.

Бедность или низкое общественное положение не мешает у нас человеку занять почётную должность, если он способен принести пользу государству.

Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом.

Мы не питаем неприязни к соседу, не возмущаемся им, если он поступает так, как ему нравится. Мы проявляем терпимость.

Мы всем разрешаем посещать наш город и осматривать его.

Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с лёгкостью проявить свою личность.


Сократ. Древнегреческий бюст.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй на Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Афинский философ Сократ

Часто на улицах и площадях Афин можно было встретить немолодого бедно одетого человека. Он заговаривал с прохожими, задавал вопросы, спорил с ними. Это был Сократ, которого называли философом, то есть «любителем мудрости». Когда он видел, что его собеседник жаден до денег, непомерно высокого мнения о самом себе, то говорил ему: «Ты — гражданин величайшего города, прославленного своей мудростью. Не стыдно ли тебе заботиться о деньгах и почестях, а о душе своей не заботиться!» Многие афиняне боялись острого языка Сократа и мечтали избавиться от него. Сократа обвинили в том, что он не почитает богов и внушает эти мысли молодёжи. Действительно, афинский мудрец верил в то, что миром правит единое божество. На суде Сократ доказывал свою правоту. Когда же его приговорили к смерти, он обратился к судьям с просьбой:

— Афиняне, я прошу вас о немногом. Если вам будет казаться, что мои сыновья, повзрослев, заботятся о деньгах больше, чем о доблести, если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял…

— Теперь же пора идти отсюда, — продолжал Сократ, — мне, чтобы умереть, вам, чтобы жить. А кто из нас идёт на лучшее, неведомо никому, кроме божества.

После суда Сократ провёл в тюрьме 30 дней. Друзья предлагали ему подкупить стражников и устроить побег. Но Сократ считал бегство поступком бесчестным. Самая высокая цель, по его мнению, не может оправдать низких и дурных поступков.

В назначенный день Сократ в окружении учеников выпил принесённую ему чашу с ядом. Имя великого философа осталось в веках, а его казнь легла позорным пятном на афинскую демократию.

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

Объясните значение слов:а «оратор».

Проверьте себя. 1. Кто из жителей Афин обладал правом участвовать в управлении государством? Кто таким правом не обладал? 2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чём состояли его должностные обязанности? 3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег? 4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей? 5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фидий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Опишите рисунок «Народное собрание в Афинах» (см. с. 191). Предположите, почему часть граждан подняла руки.

Познакомьтесь с документом — отрывком из речи Перикла (см. 193) и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.

Подведём итоги и сделаем выводы

• Как афиняне называли управление в своём полисе? Почему они считали такое управление наилучшим?

• Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

• Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?

• Какие произведения древнегреческой скульптуры вы запомнили? Кого прославляли скульпторы?

• В каком полисе — Афинах или Спарте — обучение и воспитание мальчиков кажется вам более правильным?

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

ВложениеРазмер
afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx 34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Афинская демократия при Перикле.

Образовательная : углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии и правлении Перикла

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная : Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

1. Зарождение демократии в Афинах ( актуализация опорных знаний учащихся по теме ).

Слайд 2. Кого вы видите на слайде? (Президента РФ В. В. Путина и правителя – архонта Греции Солона)

Что объединяет этих людей? (Они управляют государством, их выбрал народ)

В Греции как называют народ? (демос)

Как называется форма организации общества, в управлении которого участвует народ? (Демократия)

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики.

Кто первым заложил основы демократии в Греции и в каком году? ( Солон, в 594 году до н. э.)

Слайд 3. Какие преобразования осуществил Солон? ( Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).

2. Перикл – выдающийся государственный деятель Афин.

Слайд 4. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Перед учениками ставится проблемный вопрос, ответы на который они должны сформулировать в конце урока.

Так давайте попробуем выяснить:

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

Слайд 5. Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи (ораторские способности). … Фукидид (греческий историк) и его сторонники подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица (Совет Пятисот). Происходил из аристократического рода Алкмеонидов сын Ксантиппа . Перикл имел привлекательную внешность, которую портила несоразмерно большая и продолговатая голова (поэтому скульпторы изображали его в шлеме).

Слайд 6. Задача (на линии времени, стр. 191)

В каком году Перикл пришёл к власти?

Сколько раз он избирался на роль стратега?

Кто может сказать, а до какого года правил Перикл?

Слайд 7. Давайте вспомним каков был состав населения Аттики? (схема в тетрадь)

На какие две большие группы можно разделить население Афинского государства? (свободных и рабов).

Были ли равны в правах свободные афиняне, если нет, то на какие группы они делились? (На граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – потомки – переселенцев)

Отличались ли граждане по своему имущественному положению? (Богатые назывались аристократы, а бедные – демос).

3.Народное собрание на Агоре и Пниксе.

Слайд 8. Важную роль в жизни Афин играло Народное собрание (схема).

По схеме расскажите о структуре создания Народного Собрания и что было в его власти, какие исполняло функции?

Все должности в Народное Собрание были выборными.

Слайд 9. За что, за кого и каким способом голосовали? (стр. 191,192)

Слайд 10. Почему же стратега, в отличии от других должностей выбирали не по жребию, а поднятием рук? (Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца. )

Слайд 11. Выборы состоялись. Но каждая кандидатура должна пройти проверку.

Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете Пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец твоей матери?»

Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». После всех выступлений Совет Пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, проходящего проверку, утвердить в должности.

Что это за опрос, которому подвергался афинянин?

Вопросы к тексту:

1) Кто мог считаться гражданином?

2) Как происходила проверка прав граждан? 3) Почему это было важно знать?

Предполагаемый ответ: Житель Афин у которого все предки были гражданами мог считаться гражданином. Проверка прав граждан происходила в суде и в совете пятисот. Это было важно знать в случае военной опасности. Выделяем: Права граждан.

Слайд 12. Познавательная задача

Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые.

Среди бедного населения не было умных людей?

Что бы сделали вы?

4.За государственную службу платили деньги из казны.

Слайд 13. В середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

Низший слой афинских граждан - бедняки стали занимать ряд должностей и вошли в Совет пятисот. В Афинах появился первый архонт - крестьянин. Каждый человек, занимаемый должность должен был держать отчёт о своей работе.

Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?

( Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Слайд 14. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

В Афинах воздвигнуты замечательные памятники искусства. При Перикле закончена постройка Парфенона, начато строительство храма Эрехтейон, созданы статуи богини Афины, большое строительство продолжалось в афинском порту Пирей.

Слайд 15. Перикл создал специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра.

Слайд 16. Перикл многое сделал для укрепления могущества Афинского полиса. Главную силу Афин он видел во флоте.

Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время платили деньги. Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли.

Слайд 17. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

1.проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;

2.введение оплаты должностным лицам;

3.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;

4.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.

Что изменилось в управлении Афинским государством в период правления Перикла.

  1. В Афинах после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.
  2. При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки.
  3. Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование.
  4. Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством
  5. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых.
  6. Перикла 15 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли. Благодаря своей деятельности он сделал Афины одним из самых могущественных и богатых городов Эллады, превратив его в центр культуры.
  7. При Перикле произошел расцвет демократии в Афинах. Ни в одном государстве древнего мира в управлении государством не принимало такое большое участие простых людей как в Афинах.)

Слайд 18. Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах.

Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание.

Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

Слайд 19. Давайте, определим положительные и отрицательные стороны Афинской демократии.

1. Власть народа, равноправие граждан

1. Граждане – меньшинство населения Афин

2. Должности выборные

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами.

3. Отчётность должностных лиц.

3. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

4. Плата за исполнение должностей.

4. Жребий при голосовании. (Должность может занять недостойный).

Слайд 20, 21. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксаг о р был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна – это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его подруги Асп а сии – одной из образованнейших женщин Эллады.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Слайд 22. Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

Многие символы современной демократии пришли в новую историю из Афин. Понятия верховного закона, равенство граждан перед законом, равенство прав политических прав стали неотъемлемой часть демократической традиции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: