Мог ли бедный афинянин занять должность судьи при перикле

Обновлено: 28.03.2024

Урок построен на основе использования технологии развития критического мышления и проблемного обучения. К уроку прилагается технологическая карта, которая позволяет выделить и зафиксировать главное, выполнить большой объем работы за небольшой промежуток времени. Используемые на уроке методы и приемы позволяют стимулировать познавательную деятельность учащихся в течение всего урока, побуждают их самостоятельно делать выводы. Системно-деятельстный подход к организации данного урока отвечает требованиям ФГОС.

ВложениеРазмер
urok-issledovanie_afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx 642.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование в 5 классе

Учитель: Ложкина Л.А.

Тема: Афинская демократия при Перикле

Цели: находить на исторической карте изученные цивилизации, устанавливать связь между природно-климатическими условиями и занятиями жителей изученных стран; понимать и объяснять смысл исторических терминов (полис, демократия, оратор, стратег);

характеризовать сущность Афинской демократии при Перикле; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условия и образа жизни, занятий афинян;

ставить цель своей деятельности, сравнивать простые однородные факты истории Афин, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в содержании текста, структуировать текст;

формировать умение организовать свою деятельность, анализировать ее; формировать умение строить диалог с окружающими людьми.

Оборудование: слайдовая презентация, призы, простые карандаши, таблица ЗХУ на доске

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологии: технология развития критического мышления, проблемного обучения.

  1. Организационный момент. Сундучок с призами.
  2. Разминка по карте (учащиеся на контурной карте находят изученные цивилизации, штрихуют градусную сетку, сами оценивают свою работу).
  3. Подготовка к изучению нового материала.

1 – объясняет значение понятий на слайде: демос

Целеполагание через прием прием «ЗХУ» (технология развития критического мышления) - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Слово "демократия" переводится как "власть народа". В понятии современного мира при демократическом строе равными правами обладают все люди. Равны перед законом мужчина и женщина, политик и дворник, богатый и бедный, иностранец и коренной житель государства.

В древние времена, когда всему миру был присущ рабовладельческий строй, простой народ мечтал о равноправии. Тогда понятие «демократия» носило несколько иной характер. Наиболее близко к современному понятию данного термина приблизилась афинская демократия при Перикле. Его именем назван век его правления – Век Перикла.

Перикл

Перикл родился в знатной семье. Его мать Агариста происходила из одного из самых знаменитых в Афине родов – Алкмеонидов, а отец, Ксантипп, командующий афинским флотом, во время греко-персидской войны победил в боях при мысе Микале.

Перикл был здоровым и крепким ребенком, однако красавцем из-за непропорционально большой головы назвать его было сложно. Поэтому все художники и скульпторы изображали правителя исключительно в шлеме. А в комедиях ввиду этого недостатка ему дали прозвище «Луковицеголовый».

афинская демократия при перикле

Так как Перикл принадлежал к знатной семье, он был хорошо образован и имел именитых наставников.

Отличное воспитание и образование сыграли важную роль в жизни Перикла. Он был хорошим оратором и всегда умел расположить к себе народ. Еще одним характерным отличием вождя афинского демоса было умение в любой ситуации сохранять спокойствие. Известна история, когда один из недовольных граждан шел за Периклом, сыпя оскорблениями, до самого дома, однако мудрый правитель не только не наказал обидчика, но и приказал своему слуге проводить наглеца до его жилища.

Как Перикл стал вождем афинской демократии

Свою карьеру Перикл начал с военных походов. Он избегал политической деятельности, поскольку боялся быть изгнанным из-за своей внешней схожести с правившим ранее тираном Писистартом. Политические оппоненты, пытаясь всячески приуменьшить его влияние, часто заостряли внимание народа на схожести голоса и манере говорить Перикла с тираном.

демократия при перикле плюсы и минусы

В связи с тем, что на то время в Афинах не было достойных политиков (кто-то умер, но большинство изгнали), Перикла все же избрали на высокие должности. Афинская демократия при Перикле повлияла и на личную жизнь вождя, ему пришлось отказаться от общения с аристократичными родственниками и встреч со знаменитыми друзьями.

Несмотря на большое количество врагов из аристократической партии, Перикл до конца своего правления придерживался демократического строя.

Управленческая политика Афин в эпоху Перикла

Демократия при Перикле, плюсы и минусы, которой вы сможете увидеть, прочитав данную статью до конца, имеет все же совсем не тот вид, в котором люди привыкли видеть ее сегодня.

Однако с приходом Перикла к власти у граждан Афин появилось значительно больше прав. Главным шагом в сторону народовластия была отмена права вето Ареопага и передача его прав Народному собранию. Теперь простые граждане всех классов с помощью жеребьевки и голосования, собравшись, принимают все важные решения. Архонты - лишь исполнительные органы.

афинская рабовладельчиская демократия при перикле история

В Народное собрание входят все граждане Афин, исключением являются лишь крестьяне, которые отказываются покидать свои уделы ради участия в политической деятельности.

Рассмотрим основные признаки афинской демократии при Перикле, отмеченные Аристотелем.

Выборы должностных лиц

Должностных лиц ежегодно выбирает народ на общем собрании. Советы, в которые должны входить все филы, выбираются с помощью жеребьевки. Каждая фила выдвигает по пятьдесят кандидатов, одну из фил все тем же способом назначают Пританом. Пританы выбирают место, где будет происходить заседание собрания, подготавливают список вопросов, которые ежедневно рассматриваются на собрании совета, также Пританы выбирают людей, которые будут отвечать за войну и оборону страны. Главу Пританов тоже определяют жеребьевкой, выбранный имеет доступ к казне, всем государственным документам и печати.

Всего Пританы назначают четыре собрания, на основном собрании проверяется легальность выбранных властей, обсуждается защита и продовольственная экономика страны. На втором рассматриваются ходатайства и судебные иски. Третье и четвертое народное собрание нужны для рассмотрения остальных аспектов жизни страны.

Советы утверждают архонтов и других политических деятелей, выбранных Народным собранием.

Афинская демократия при Перикле, судебные процессы

Судебная власть также доступна простому народу, который постоянно присутствует в трибунале гелиастов.

Говоря о том, как развивалась рабовладельчиская демократия при Перикле, нельзя не отметить, что власть даже в таком узком направлении, как трибунал, была разделена между большим количеством людей.

как развивалась рабовладельчиская демократия при перикле

Абсолютно любой гражданин Афин имел право обвинить недобросовестного политика, и тот представал перед народным трибуналом. После рассмотрения такого дела, если обвинения подтвердятся, государственный деятель должен быть снят с занимаемой должности и, возможно, даже изгнан, а его имущество продано на торгах.

Из народных рядов выбирались архонты, к ним обращались с бытовыми жалобами (например, плохое обращение с детьми, не имеющими родителей) и с жалобами на государственных деятелей. С помощью жеребьевки девять архонтов выбирали судью.

Особо тяжкие преступления, такие как убийства, нанесение тяжких увечий и т.д., рассматривались в Ареопаге, где, как было сказано выше, постоянно заседала часть граждан, что существенно снижало возможность подсудимых подкупать судей.

Основы афинской демократии при Перикле – распределение управления каждой областью государственного механизма между как можно большим количеством граждан.

Социальная политика в эпоху Перикла

Несмотря на свою принадлежность к знати, Перикл старался всячески облегчить жизнь простого народа. Введя закон, согласно которому разрешалось принимать участие в политической деятельности и занимать высокие должности не только выходцам из богатых семей, но и гражданам среднего и бедного классов, вождь афинского демоса понимал, что, постоянно заботясь о своем финансовом состоянии, простой народ не сможет честно и рационально участвовать в управлении государством. Поэтому гражданам, занимающим должности в политической сфере, было решено давать выплаты из государственной казны.

Также афинская демократия при Перикле подразумевала социальные выплаты калекам и сиротам. Малоимущие граждане получали выплаты на покупку билетов в театр, который играл немалую роль в формировании менталитета народа.

Обеспечение афинян землей и работой

Мудрый глава афинского демоса понимал, что благосостояние народа нужно улучшать не только социальной финансовой помощью, но и обеспечением рабочих мест для свободных жителей Афин. Перикл ежегодно выдвигал масштабные проекты построек и других работ, дающих места различным ремесленникам. Благодаря такому подходу Афины стали культурным центром, знаменитым своими нереально красивыми постройками.

признаки афинской демократии при перикле

Ежегодно снаряжались шестьдесят тиер, в экипажи которых мог записаться любой афинянин и получать плату на протяжении службы.

Чтобы расширить границы Аттики, было решено создать на территории государств, входящих в афинский союз, поселения-клерухии, где любой гражданин Афин мог получить участок земли для обработки.

Как и любой другой строй, имела демократия при Перикле плюсы и минусы.

Среди недостатков его правления историки отмечают, что гражданами считались только те жители Афин, оба родителя которых имели афинское гражданство.

И конечно, стоит отметить, что принимать участие в политической жизни страны женщины права не имели.

Рабовладельческая демократия при Перикле (кратко)

Говоря о демократии того времени, несправедливо будет оставить без внимания вопрос рабовладения в Афинах.

Половина четырехсоттысячного населения Афин была рабами. Чаще всего подневольными становились военнопленные, которые не имели возможности внести за себя выкуп. Статус раба передавался по наследству, поэтому ребенок, рожденный рабыней, обречен был повторить судьбу своих родителей.

признаки демократии при перикле

Признаки демократии при Перикле видны даже в сфере рабовладения. Хозяевам было запрещено жестоко обращаться со своими рабами. Раб должен был быть накормлен и одет не хуже афинянина из бедного класса. Им разрешалось участвовать в различных религиозных праздниках, предоставлялась гарантия против грубости судей и политических деятелей. В случае жестокого обращения рабам предоставлялись убежища.

Всю грязную, домашнюю и сложную работу выполняли рабы. С позволения хозяев рабов нанимало государство для строительства зданий. Раб был обязан отдавать свою зарплату владельцу.

Тяжелый труд пленников на рудниках предполагала афинская рабовладельчиская демократия при Перикле, история этих несчастных редко имела счастливый конец.

При Перикле долговое рабство было отменено, так что отец мог продать в рабство своих дочерей только в случае уличения их в распутной жизни.

Конец правления Перикла

Перикла выбирали стратегом на протяжении пятнадцати лет.

афинская демократия при перикле события того периода

Несмотря на то что положительно повлияла на государство афинская демократия при Перикле, события того периода, связанные с войной со Спартой, сильно подорвали авторитет бессменного стратега. И народ, забыв о благах, которые он принес государству, после ряда военных неудач и эпидемии чумы в Афинах обвинил Перикла во всех неудачах и хищениях и приговорил его к большому штрафу. Вскоре Перикл заболел чумой и умер.

Урок посвящен расцету афинской демократии при Перикле во второй половине V в. до н.э. В ходе урока учащиеся обобщают свои знания о социальной структуре афинского полиса, об организации управления городом-государством, о источниках финансирования Афинской демократии. В ходе урока учащиеся будут сравнивать древнегреческую демократию с современной, делать заключения о положительных и отрицательных сторонах данного политического режима.

ВложениеРазмер
konspekt_perikl.docx 32.61 КБ
perikl.pptx 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Афинская демократия при Перикле». Всеобщая история 5 класс.

Дата проведения: 12.02.2018 г.

  • Образовательные : сформировать представление о развитии демократии в Афинах в период правления Перикла, причинах ее расцвета и особенностях функционирования.
  • Развивающие : формировать умение работать с историческими источниками и визуальной информацией, формулировать несложные выводы.
  • Воспитывающие : разобрать с учащимися сильные и слабые стороны демократии как политического режима на примере жизни Афин при Перикле.
  • УМК Всеобщая история 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М., Просвещение, 2014
  • Рабочий лист урока с заданиями для закрепления материала
  • Раздаточный материал – фрагменты из речи Перикла, записанной Фукидидом, и отрывок из “Афинской политии” неизвестного автора (V в. до н.э.)
  • Слайд-шоу “Афинская демократия. V в. до н.э.”.
  • Экран для демонстрации слайд-шоу
  • Домашнее задание на правом крыле доски
  • В ходе урока на правом крыле доски будет написана дата – избрание Перикла первым стратегом (443 г. до н.э.) и тема урока (Афинская демократия).
  • Историческая карта «Древняя Греция до V в. до н.э.»

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Готовятся к уроку.

2. Введение в тему урока

На экране появляется вид города (слайд 1). Обучающимся предлагается

узнать, какой именно город перед ними;

предположить, чем именно больше всего гордятся жители этого города.

На экране появляется цитата из трагедии Эсхила “Персы”, она поможет обучающимся сориентироваться с ответом и станет переходом к следующему вопросу:

Когда в Афинах зародилась демократия?

Давайте вспомним устройство государственной власти в Афинах при Солоне (по мере ответа появляется схема на слайде 2).

Ответы на вопросы учителя:

2. прекрасными зданиями, богатствами города и богатой торговлей, политическим строем.

3. Демократия в Афинах зародилась при Солоне в VI в. до н.э.

4. До того городом управляла аристократия, совет знати (ареопаг) избирал 9 правителей-архонтов из числа знатных горожан. После реформ Солона главная роль начала переходить к Народному собранию, архонтами стали избирать богатых граждан, а судьей мог стать любой гражданин Афин.

3. Объяснение нового материала

Давайте посмотрим, что изменилось в управлении Афинами после победы в Греко-персидских войнах (слайд 3).

А. Личность Перикла

Слайд 4. Расцвет демократии в Афинах приходится на то время, когда во главе города стоял Перикл. Он происходил из знатного рода, был богат, но считал, что все граждане Афин могут и должны управлять государством. Давайте посмотрим, какими качествами обладал Перикл. Вопрос классу: “ Где могли пригодиться Периклу те качества, которыми он обладал”?

Благодаря своим талантам и успешной политике Перикла 15 раз избирали на Народном собрании первым стратегом.

При показе слайда 3 записывается тема урока в тетрадях.

При показе слайда 4 фиксируют в тетради дату первого избрания Перикла на должность первого стратега (443 г. до н.э.). Ответ на вопрос учителя: “В выступлениях на Народном собрании, так как ему нужно было убеждать людей принять его точку зрения; при управлении государством”.

Слайд 5. Действительно, для того, чтобы выступать перед Народным собранием в Афинах все эти качества были необходимы. Особенно важным было умение громко, красиво и доходчиво излагать свои мысли. Ведь в Народном собрании могли участвовать все граждане, а это около 20 тысяч человек. Сначала Народные собрания собирались на агоре – рыночной площади. Но во времена Перикла местом проведения Народного собрания стал холм Пникс (“толкучка”). Чтобы вас услышали и выслушали, нужно говорить интересно и убедительно, чтобы слушатели боялись пропустить даже слово.

А кто мог участвовать в Народном собрании, у кого были гражданские права в Афинах?

При обсуждении слайда 5 отвечают на вопрос: “Гражданами в Афинах были те, чьи родители были гражданами (+ владение землей и служба в армии), в Народном собрании могли участвовать только мужчины старше 20 лет”.

Б. Устройство афинской демократии при Перикле

Обучающимся предлагается перерисовать со слайда 6 схему. В это время учитель дает необходимые пояснения к схеме: “Решающая роль в управлении страной принадлежала в это время Народному собранию и Совету пятисот. В Народном собрании решались самые главные вопросы – объявляли войны и подтверждали заключение мира, принимали новые законы, выбирали 10 стратегов (в том числе и первого), выслушивали отчеты стратегов о том, как они расходовали деньги из казны. Поскольку все граждане могли участвовать в Народном собрании и вносить на обсуждение законы, демократия в Афинах была прямой”.

Заполняют схему “Устройство афинской демократии при Перикле”;

Вопрос обучающимся: “Как граждане России участвуют в управлении государством, в чем отличие от афинской демократии”?

Но участников Народного собрания очень много. Поэтому к каждому собранию (проходившему 3 – 4 раза в месяц) нужно было готовиться. Эта обязанность, как и необходимость следить за ходом обсуждения вопросов, возлагалась на Совет пятисот.

На Народном собрании проходили выборы судей и государственных чиновников.

Отвечают на вопрос:

У нас –демократия. Мы выбираем депутатов (и мужчины, и женщины), а сами в заседаниях парламента не участвуем.

Перед обсуждением вопросов о способах голосования учащимся предлагается выполнить задание № 1 на рабочем листе.

Голосование в Афинах могло быть как тайным, так и открытым (слайд 8 – переход через жетоны), или осуществляться путем жеребьевки. Вопросы обучающимся :

“Как вы думаете, почему афиняне применяли жеребьевку”?

Выполняют задание №2 в рабочем листе урока, проверка задания может осуществляться сразу после выполнения или лист будет собран и за его заполнение будет выставлена оценка по итогам урока

Ещё одной задачей, стоящей перед Народным собранием, была борьба с внутренними врагами демократии. Для этого применяли остракизм (слайд 7 – переход через остракон). Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму, то есть тайному суду и изгнанию. Каждый член собрания писал на отдельном черепке (по-гречески – остракон) имя человека, который, по его мнению, угрожал демократии. Тот, за которого голосовало больше половины собравшихся, подвергался осуждению и изгнанию из города. После обсуждения вопросов – возвращение на слайд 6 через управляющую кнопку.

Слушают рассказ учителя

Вопрос: чье имя написано на остраконе? Чем этот человек известен? Чем он мог быть опасен для Афин?

(на верхнем остраконе можно рассмотреть имя Фемистокла, афинского стратега периода греко-персидских войн, руководившего греческим флотом во время битвы при Саламине)

Перикл добился введения оплаты выборных должностей. Как вы думаете, зачем он это сделал? А откуда у афинян было столько денег, чтобы платить за занимаемые должности? (слайд 10 “Источники пополнения Афинской казны”– переход через кнопку со стрелкой вперед).

Все афиняне были равны перед законом (слайд 9 – переход через кнопку с домом). Примером может служить судьба самого Перикла. Его женой была уроженка города Милета – Аспасия. Двое его сыновей от этого брака не могли получить афинское гражданство, несмотря на все заслуги своего отца.

Ответ на вопрос учителя: чтобы бедные граждане могли работать на выборной должности, не думая, как им прокормить свои семьи. Выдвижение предположений об источниках доходов, сравнение с представленными на слайде 10.

4. Закрепление материала

Демократия как строй имела и сторонников, и противников. Давайте посмотрим, какие положительные и отрицательные черты выделяли в этом строе современники.

А какие черты положительные и отрицательные можете выделить вы?

Если остается время на уроке, в качестве иллюстрации возможной несправедливости со стороны Народного собрания можно привести рассказ о судьбе друзей Перикла (стр. 186 – 187) или о Солоне (стр. 188 – 189).

Работа с текстом источника, ответы на вопросы учителя.

Выполнение заданий №№ 3,4 рабочего листа урока.

5. Домашнее задание

Высвечивается на экране (слайд 12) или открывается на доске.

Запись домашнего задания.

Учитель истории Кулаков С.В.

ЛИСТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кадета 5 А класса ____________________________________________________________

1. Заполните схему «Устройство Афинской демократии при Перикле»:

2. Кто был лишен участия в демократическом управлении в Афинах?

3. Откуда взялись богатства для расцвета Афинской демократии?

4. Чему мы в XXI веке научились у Афинской демократии?

5*. Заполни пропуски в рассказе:

Афины при Перикле достигли невиданного расцвета. Это стало возможным после победы греков над персами, из-за чего в Грецию «хлынула» военная добыча в виде тысяч _________ и тонн _________.

Власть в Афинах находилась в руках ___________________ . В его работе могли принимать участие только ________-мужчины старше 20 лет. _________, _________, ________ были лишены права участия в управлении полисом. Главный орган власти на 1 год избирал руководителей - ________________. Должность первого ___________ 15 лет подряд занимал Перикл.

При Перикле государственные должности могли занимать и бедные ___________. Это стало возможным после принятия закона об ____________ за государственный счет труда служащих.

Украшение Афин храмами и красивыми постройками, привлечение к управлению бедняков, содержание огромного военного флота – все это стоило огромных денег. Часть денег Афины получали из ________________ на юге Аттики, где работали государственные рабы, часть - из налогов, получаемых от ___________, часть от торговых пошлин из порта ____________, однако огромная часть богатств была получена от __________ Афин, деньги которых хранились в главном храме полиса.

Многое, чего достигли Афины в V в. до н.э. мы используем и сегодня в _________________ сфере жизни нашего общества – это и ___________ и __________ выборы, __________ за исполнение государственных должностей. Однако, Афинскую демократию можно назвать ограниченной, так как ____________________________________________________________________________.

Отрывок из речи Перикла

Так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправием. В частных (личных) делах все пользуются одинаковыми правами по закону. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести.

Граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, также хорошо разбираются в политике. Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, неблагонамеренным гражданином, бесполезным обывателем.

Отрывок из сочинения неизвестного автора (V в. до н.э.)

Я не одобряю государственный строй афинян по той причине, что они избрали такой порядок, чтобы простому народу жилось лучше, чем благородным. Они благородных лишают гражданской чести, отнимают имущество, изгоняют из своих владений и убивают, а простых поддерживают.

Во всякой земле лучший элемент является противником демократии, потому что лучшие люди очень редко допускают бесчинство и несправедливость, но зато самым тщательным образом стараются соблюдать благородные начала, тогда как у народа – величайшая необразованность, недисциплинированность и низость. Действительно, людей простых толкают на позорные дела скорее бедность, необразованность и невежество – качества, которые у некоторых происходят по недостатку средств.

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

ВложениеРазмер
afinskaya_demokratiya_pri_perikle.docx 34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Афинская демократия при Перикле.

Образовательная : углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии и правлении Перикла

Развивающая: Продолжить формирование умений работать с текстом учебником и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Воспитательная : Воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, различать добро и зло. Стремление совершать хорошие поступки.

Способствовать проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей.

1. Зарождение демократии в Афинах ( актуализация опорных знаний учащихся по теме ).

Слайд 2. Кого вы видите на слайде? (Президента РФ В. В. Путина и правителя – архонта Греции Солона)

Что объединяет этих людей? (Они управляют государством, их выбрал народ)

В Греции как называют народ? (демос)

Как называется форма организации общества, в управлении которого участвует народ? (Демократия)

Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики.

Кто первым заложил основы демократии в Греции и в каком году? ( Солон, в 594 году до н. э.)

Слайд 3. Какие преобразования осуществил Солон? ( Отменил долговое рабство, регулярный созыв Народного собрания, в котором могли участвовать все свободные афиняне - они назывались граждане. Все афинские граждане получили право присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьей, богатые выходцы из демоса могли занять должность архонта).

2. Перикл – выдающийся государственный деятель Афин.

Слайд 4. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.

Перед учениками ставится проблемный вопрос, ответы на который они должны сформулировать в конце урока.

Так давайте попробуем выяснить:

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

Слайд 5. Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи (ораторские способности). … Фукидид (греческий историк) и его сторонники подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. «В таком случае,- сказал Перикл,- пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица (Совет Пятисот). Происходил из аристократического рода Алкмеонидов сын Ксантиппа . Перикл имел привлекательную внешность, которую портила несоразмерно большая и продолговатая голова (поэтому скульпторы изображали его в шлеме).

Слайд 6. Задача (на линии времени, стр. 191)

В каком году Перикл пришёл к власти?

Сколько раз он избирался на роль стратега?

Кто может сказать, а до какого года правил Перикл?

Слайд 7. Давайте вспомним каков был состав населения Аттики? (схема в тетрадь)

На какие две большие группы можно разделить население Афинского государства? (свободных и рабов).

Были ли равны в правах свободные афиняне, если нет, то на какие группы они делились? (На граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – потомки – переселенцев)

Отличались ли граждане по своему имущественному положению? (Богатые назывались аристократы, а бедные – демос).

3.Народное собрание на Агоре и Пниксе.

Слайд 8. Важную роль в жизни Афин играло Народное собрание (схема).

По схеме расскажите о структуре создания Народного Собрания и что было в его власти, какие исполняло функции?

Все должности в Народное Собрание были выборными.

Слайд 9. За что, за кого и каким способом голосовали? (стр. 191,192)

Слайд 10. Почему же стратега, в отличии от других должностей выбирали не по жребию, а поднятием рук? (Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца. )

Слайд 11. Выборы состоялись. Но каждая кандидатура должна пройти проверку.

Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете Пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец твоей матери?»

Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». После всех выступлений Совет Пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, проходящего проверку, утвердить в должности.

Что это за опрос, которому подвергался афинянин?

Вопросы к тексту:

1) Кто мог считаться гражданином?

2) Как происходила проверка прав граждан? 3) Почему это было важно знать?

Предполагаемый ответ: Житель Афин у которого все предки были гражданами мог считаться гражданином. Проверка прав граждан происходила в суде и в совете пятисот. Это было важно знать в случае военной опасности. Выделяем: Права граждан.

Слайд 12. Познавательная задача

Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые.

Среди бедного населения не было умных людей?

Что бы сделали вы?

4.За государственную службу платили деньги из казны.

Слайд 13. В середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

Низший слой афинских граждан - бедняки стали занимать ряд должностей и вошли в Совет пятисот. В Афинах появился первый архонт - крестьянин. Каждый человек, занимаемый должность должен был держать отчёт о своей работе.

Кому был выгоден данный закон: бедным или богатым гражданам? Чем выгоден? Смогли бы бедняки управлять государством, если бы за должность не платили?

( Богатые граждане стремились не допускать бедноту к управлению государством. Однако в Народном собрании большинство принадлежало демосу, и в Афинах впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей).

В новых условиях даже бедные граждане могли работать в Народном собрании, быть судьями – они могли принимать активное участие в управлении государством. И каждый из них в течение жизни занимал то одну, то другую должность.

Слайд 14. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции.

Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий - от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.

В Афинах воздвигнуты замечательные памятники искусства. При Перикле закончена постройка Парфенона, начато строительство храма Эрехтейон, созданы статуи богини Афины, большое строительство продолжалось в афинском порту Пирей.

Слайд 15. Перикл создал специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра.

Слайд 16. Перикл многое сделал для укрепления могущества Афинского полиса. Главную силу Афин он видел во флоте.

Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время платили деньги. Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли.

Слайд 17. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕРИКЛА?

1.проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;

2.введение оплаты должностным лицам;

3.создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;

4.строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.

Что изменилось в управлении Афинским государством в период правления Перикла.

  1. В Афинах после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Народному собранию и Совету пятисот.
  2. При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем жеребьевки.
  3. Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали выплачивать жалование.
  4. Теперь бедные граждане Афин тоже смогли участвовать в управлении государством
  5. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых.
  6. Перикла 15 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли. Благодаря своей деятельности он сделал Афины одним из самых могущественных и богатых городов Эллады, превратив его в центр культуры.
  7. При Перикле произошел расцвет демократии в Афинах. Ни в одном государстве древнего мира в управлении государством не принимало такое большое участие простых людей как в Афинах.)

Слайд 18. Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах.

Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь 30-40 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание.

Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.

Слайд 19. Давайте, определим положительные и отрицательные стороны Афинской демократии.

1. Власть народа, равноправие граждан

1. Граждане – меньшинство населения Афин

2. Должности выборные

2. Женщины не участвовали в управлении Афинами.

3. Отчётность должностных лиц.

3. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба.

4. Плата за исполнение должностей.

4. Жребий при голосовании. (Должность может занять недостойный).

Слайд 20, 21. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксаг о р был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна – это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший греко-персидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его подруги Асп а сии – одной из образованнейших женщин Эллады.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй в Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Слайд 22. Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

Многие символы современной демократии пришли в новую историю из Афин. Понятия верховного закона, равенство граждан перед законом, равенство прав политических прав стали неотъемлемой часть демократической традиции.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 40. Афинская демократия при Перикле

В V (5-м) веке до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин — богат он или беден, знатен или незнатен — способен участвовать в управлении государством.


Перикл. Древнегреческий бюст.

Власть в Афинах принадлежала демосу.

Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.

1. Чем занималось Народное собрание. В Собрании участвовали граждане, мужчины начиная с двадцатилетнего возраста. Для решения государственных дел они собирались 3—4 раза в месяц на пологом холме в западной части города. Приходили ремесленники и торговцы, гребцы и лодочники Пирея, а также земледельцы, если только сельские работы не были в разгаре. Приходили богатые купцы и землевладельцы.

Народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов сроком на год.

Должность первого стратега была самой важной в Афинах. Он руководил войском и флотом, ведал отношениями Афин с другими государствами. Пятнадцать раз, начиная с 443 года до н. э., Собрание выбирало Перикла первым стратегом.

Тайным голосованием — подачей белых или чёрных камешков — Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Любой гражданин мог выступить в Собрании со своим предложением (например, принять новый закон). Однако голосовали не сразу: предложение должен был обсудить Совет пятисот. Лишь на одном из следующих Собраний гражданам сообщали результаты обсуждения. Причём независимо от того, одобрил ли Совет пятисот сделанное предложение, его ставили на голосование.


Так могло выглядеть Народное собрание в Афинах.


Голова Афины. Скульптура работы Фидия.


Геродот. Древнегреческий бюст.

Собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов. Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные афиняне, подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором 1 и умел говорить с демосом. «Находят ли граждане, что в самом деле истрачено больше, чем нужно?» — спросил Перикл. «Да, да! Слишком много!» — раздались голоса. «Раз так, — продолжал Перикл, — то я верну в казну всё до последней драхмы. А затем прикажу на всех постройках написать: «Воздвигнуто Периклом на его собственные средства». Но демос, как и предвидел Перикл, не пожелал уступить ему славу возведения Парфенона и других замечательных построек. «Нет, не хотим! Для украшения Афин не жалко ничего!» — зашумели граждане и утвердили отчёт Перикла.

2. За государственную службу платили деньги из казны. В Афинах, кроме стратегов, существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность — судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка — стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется белый боб 2 , тот и считается избранным.

1 Оратор — человек, умеющий произносить речи, убеждать слушателей.

2 Бобы — плоды растений, например фасоли.


Жена Перикла Аспасия. Древнегреческая скульптура.

Почему же стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук? Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца.

Занятие должностей было почётным, и никакой оплаты за это первоначально не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьёвки, так как им необходимо было зарабатывать себе на жизнь.

Однако Перикл стремился к тому, чтобы все граждане участвовали в управлении и в судах. Поэтому по его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны.

Этих денег должно было хватить на покупку хлеба, овощей, рыбы для небольшой семьи. Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей.

3. Перикл, его друзья и враги. Вся жизнь Перикла была отдана государственным делам. Афиняне шутили, что в городе он знал только те улицы, что вели от его дома в Народное собрание и Совет пятисот. Первый стратег получил прекрасное образование. Знаменитый учёный Анаксагор был его учителем и другом. Анаксагор изучал явления природы и считал, что Солнце и Луна — это не боги, а огромные раскалённые камни. Среди друзей Перикла был творец «Антигоны» Софокл, создатель великолепных статуй Фидий, «отец истории» Геродот, описавший в своей книге грекоперсидские войны. Все эти люди собирались для учёных споров и бесед в доме первого стратега и его жены Аспасии — одной из образованнейших женщин Эллады.

Из речи Перикла

(По рассказу древнегреческого историка Фукидида)

Афинами управляет не горсть людей, а большинство народа.

Бедность или низкое общественное положение не мешает у нас человеку занять почётную должность, если он способен принести пользу государству.

Бедность ни для кого не является позором, но позорно, если человек сам не стремится избавиться от бедности трудом.

Мы не питаем неприязни к соседу, не возмущаемся им, если он поступает так, как ему нравится. Мы проявляем терпимость.

Мы всем разрешаем посещать наш город и осматривать его.

Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с лёгкостью проявить свою личность.


Сократ. Древнегреческий бюст.

Друзья Перикла помогали ему и в государственных делах. Фидию он поручил руководить возведением храмов и статуй на Акрополе. Софокл участвовал, уже не как поэт, а как воин, в морских походах. Геродот по предложению Перикла отплыл вместе с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию.

Афинский философ Сократ

Часто на улицах и площадях Афин можно было встретить немолодого бедно одетого человека. Он заговаривал с прохожими, задавал вопросы, спорил с ними. Это был Сократ, которого называли философом, то есть «любителем мудрости». Когда он видел, что его собеседник жаден до денег, непомерно высокого мнения о самом себе, то говорил ему: «Ты — гражданин величайшего города, прославленного своей мудростью. Не стыдно ли тебе заботиться о деньгах и почестях, а о душе своей не заботиться!» Многие афиняне боялись острого языка Сократа и мечтали избавиться от него. Сократа обвинили в том, что он не почитает богов и внушает эти мысли молодёжи. Действительно, афинский мудрец верил в то, что миром правит единое божество. На суде Сократ доказывал свою правоту. Когда же его приговорили к смерти, он обратился к судьям с просьбой:

— Афиняне, я прошу вас о немногом. Если вам будет казаться, что мои сыновья, повзрослев, заботятся о деньгах больше, чем о доблести, если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял…

— Теперь же пора идти отсюда, — продолжал Сократ, — мне, чтобы умереть, вам, чтобы жить. А кто из нас идёт на лучшее, неведомо никому, кроме божества.

После суда Сократ провёл в тюрьме 30 дней. Друзья предлагали ему подкупить стражников и устроить побег. Но Сократ считал бегство поступком бесчестным. Самая высокая цель, по его мнению, не может оправдать низких и дурных поступков.

В назначенный день Сократ в окружении учеников выпил принесённую ему чашу с ядом. Имя великого философа осталось в веках, а его казнь легла позорным пятном на афинскую демократию.

Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги из знати. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Анаксагора должны были судить за то, что он не верил в богов. Боясь за судьбу учёного, Перикл помог Анаксагору покинуть Афины, не дожидаясь суда. Фидия обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, Фидию пришлось снять со статуи Афины золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности старого мастера.

Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром.

Объясните значение слов:а «оратор».

Проверьте себя. 1. Кто из жителей Афин обладал правом участвовать в управлении государством? Кто таким правом не обладал? 2. Как звали самого знаменитого вождя афинского демоса? Какую государственную должность он занимал много лет? В чём состояли его должностные обязанности? 3. Как Периклу удалось избежать суда и отчитаться в трате громадных денег? 4. Кому из граждан было выгодно введение платы за исполнение выборных должностей? 5. Кто такие Анаксагор, Софокл, Фидий? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

Опишите рисунок «Народное собрание в Афинах» (см. с. 191). Предположите, почему часть граждан подняла руки.

Познакомьтесь с документом — отрывком из речи Перикла (см. 193) и скажите, чем заслуженно гордился глава Афинского государства.

Подведём итоги и сделаем выводы

• Как афиняне называли управление в своём полисе? Почему они считали такое управление наилучшим?

• Вспомните имена древнегреческих поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?

• Какой из храмов, созданных древними греками, самый известный? Как он выглядел?

• Какие произведения древнегреческой скульптуры вы запомнили? Кого прославляли скульпторы?

• В каком полисе — Афинах или Спарте — обучение и воспитание мальчиков кажется вам более правильным?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: