Моделирование судов с чего начать

Обновлено: 19.04.2024

Человек – единственное существо на земле, делающее модели. Если он не имеет возможности построить что-либо в натуральную величину, то он делает уменьшенную копию (модель) этого объекта. Он использует модели для того, чтобы показать то, что он собирается построить. Он использует модели для того, чтобы показать свою доблесть и удаль в достижении самим собой же поставленных целей. Не без определенного хвастовства человек демонстрирует то, что создал. Человек при жизни демонстрирует свои модели и они говорят о нем после его смерти. Модели – это свидетели истории. Модель – это трехмерная демонстрация способностей человека. В старину модели кораблей делали и из религиозных соображений. На рассвете мореплавания у команды корабля была традиция: делать модель собственного корабля и дарить её церкви, выражая благодарность за благополучное возвращение. Это было искреннее выражение благодарности Богу за спасение их от голубой бездны. Обычно модель имела большой размер как с целью увеличения степени детализации, так и для более эффектного ее представления. Эти модели имели в длину до 3 метров и их подвешивали под сводами храмов, над головами прихожан. Некоторые из них и сейчас висят в старых храмах в прибрежных областях Европы.

Изготовление моделей.
Изготовление модели – серьезное испытание умений моделиста. Оно выявляет талант, скрывающийся в человеке. Является ли изготовление моделей отдыхом? Помогает ли оно оторваться от проблем повседневной жизни? Становится ли оно формой психотерапии? Или это просто хобби, как верит большинство людей? Изготовление моделей кораблей может быть и, возможно, является как каждым в отдельности, так и всем вышеперечисленным.

Модели судов обладают высокой декоративной привлекательностью. Например, модели кораблей используют для украшения ресторанов, предлагающих дары моря. Также дизайнеры успешно используют модели старинных кораблей в интерьерах банков, офисов, квартир и других помещений. Всегда найдется кто-то желающий иметь модель корабля как из-за ее красоты, так и из-за важной его исторической роли. Моделистом не рождаются – им становятся. Может человек был восхищен красотой увиденной в детстве модели и увлекся моделизмом. Может он увлекся этим в пенсионном возрасте. Если моделист терпелив, работает методично и следует инструкциям, то модель обязательно получится. Если моделист заканчивает модель с чувством удовлетворения, то это начало серьезного строителя моделей. Настоящий моделист не останавливается на полпути.

Привлекательность моделей.
Модели кораблей помогают человеку иметь виртуальное представление, фантазии о настоящих кораблях. Уже почти чувствуешь запах солёного воздуха, брызги воды попадают на лицо, палуба качается под ногами. Представляешь людей на палубе: кто они? Подлецы пираты или принцы? Глушит грохот боя: гром пушек, треск дерева, крики людей. Ты можешь быть с Нельсоном при Трафальгаре или с Нимитцом на Мидвейе. Посмотри на огромные корабли под белыми парусами, разлетевшимися по реям. Стань одним из команды на старинной посудине, путешествующей в прошлом. Деревянные парусные корабли и железные моряки – это бравые времена, когда мужчина проходил настоящие испытания. Может это пароход, пускающий клубы черного дыма перед твоими глазами? Он медленно, но уверенно движется вверх по течению. Перед глазами восстают видения, инициированные знаниями, почерпнутыми из книг и фильмов. Это – возбуждение от вернувшейся юности. И все это проявляется и при осмотре, и при создании моделей кораблей. Корабли существуют давно. Они доставляли человека в дальние страны, в места, которых никто еще не видел. Корабль дешевое, хотя может и не самое быстрое, транспортное средство. Кораблей, с которых можно сделать модель, огромное количество. При этом четко проявляется как персональные, так и географические симпатии в выборе прототипа. А модель может быть, например, данью историческим корням семьи моделиста. Связан ли ты или твои родственники с морем? Те, кто связаны, почти всегда могут рассказать историю «своего» корабля. Ностальгия, вызванная лицезрением мастерски выполненной вещи, всегда возвращает память к лучшим дням. Может корабль связан с годами службы, может с работой или отдыхом. Может корабль, на котором ты путешествовал, связан с какими-то особенно приятным воспоминаниями? Построив модель этого корабля, ты снова возвращаешься в то красивое время. Эта модель помогает восстановить связь с далеким прошлым.

Судомоделисты.
Судомоделизм по настоящему демократичен. Моделизм – вид деятельности, открытый для всех возрастов. Большинство моделистов любят рассказывать и обсуждать своё увлечение, дайте им только малейшую возможность. Люди, занимающиеся моделизмом (независимо каким), пытаются выразить себя через модели. Развитие всех своих лучших умений характерно для моделистов. Получаемое при моделировании удовольствие невозможно описать. Моделисты знают, о чём речь. Спросите у них. В основном, изготовление моделей кораблей – занятие в свободное от основной работы время. Моделист делает модель, начиная от планирования и заканчивая конечным результатом. И, обычно, все вопросы моделист решает сам. Подавляющее большинство судомоделистов – усердные и прилежные отшельники, хотя, в большинстве случаев, и весьма успешные люди. Они уделяют много времени изучению материалов, они консультируются с музеями, коллегами по моделизму, людьми, связанными с флотом. Это не пустая трата времени. Это время, потраченное на то, чтобы получить точный и достоверный конечный результат. Иногда эти изучения кончаются спорами и дебатами. Это идёт на пользу моделистам, так как в конечном счете выясняется истина. Пишутся письма, раздаются телефонные звонки, моделисты собираются на обсуждения – так решаются вопросы, которые были спорными и не имели ясного и однозначного ответа. Энергия, потраченная на поиски фактов, не потрачена зря. Большая часть исторических открытий относительно истории кораблей сделана не музеями и университетами, а именно увлеченными моделистами. Моделисты рисуют и переделывают чертежи и эскизы, изготавливают и переделывают детали модели. Стоит ли это делать? Для моделистов ответ один: Да. Моделист (если есть возможность), посещает музеи по нескольким причинам: для изучения или просто посмотреть на модели. Знания моделиста растут благодаря увиденному, услышанному и прочитанному. Также важна и подготовка. Даже если ты не собираешься стать профессионалом, ты должен заниматься подготовкой перед началом изготовления модели. Всегда стоит помнить что то, что выходит сейчас хорошо, можно сделать еще лучше в будущем. С ростом твоих умений твои модели станут всё более востребованными. Моделист сам не может решить, когда он станет профессионалом. Об этом он узнает по признанию других людей. Финансовая причина не всегда является главной. Постоянное стремление к совершенству принесет тебе репутацию и доход. Тебя будут считать профессионалом, исходя из твоих достижений и умений.

Профессиональных моделистов нанимают на работу в фирмы. Моделисты работают также и на самих себя. Они делают модели, заключают договора на изготовление моделей, продают свои модели так же, как художники и скульпторы. Твои умения приносят тебе доход. Но разговор не о богатстве. И уж ни в коем случае не о том, что судомоделирование – это только «хобби для богатых». Сколько денег ты затрачиваешь на постройку модели корабля, ничего не значит. Модели музейного качества построены из так называемых «отходов». Считаться надо с затратами времени. Моделиста не беспокоит такой часто спрашиваемый и глупый вопрос: «Где вы находите время для этого?» В ответ можно лишь улыбнуться. Моделисты научились и учат других как использовать данные им 24 часа. Невозможно «найти» время, важно «как» ты используешь время. Даже у самого занятого человека есть свободное время. Времени всегда нет, если только ты не знаешь, где его искать. Каждая модель, изготовленная моделистом с любовью, носит на себе его неповторимую печать. В каждой малейшей детали спрятано прикосновение автора. Современники узнают создателя старинной модели по его работе. Они знают стиль художника-творца. Рано или поздно у каждого моделиста вырабатывается свой «почерк». Он выбирает наиболее нравящийся ему тип корабля и лучший масштаб для «своих» моделей.

С чего начать в судомоделизме модели кораблей

Попробуйте сделать красивую деревянную модель парусника и приобщитесь к новому увлечению!

Изготовление модели корабля является удовольствием, расслаблением после городской суеты, живое и теплое дерево способствует успокоению. Тут вы получите удовлетворение от приобретения новых навыков и приемов изготовления модели корабля и огромную гордость от конечного результата. Наверняка красивые и большие модели кораблей из дерева останутся вашей семейной реликвией и достанутся вашим внукам.
Мы часто получаем вопрос: «С чего начать, какую модель корабля выбрать, какая фирма лучше, какие нужны инструменты для изготовления модели корабля разных уровней сложностей». Конечно, всесторонне и точно ответить на эти вопросы нельзя, многое сугубо индивидуально, зависит от вашего предыдущего опыта и умения, от уже накопленного ассортимента инструментов, в конце концов от финансовых и временных возможностей.
Однако частичные ответы на эти вопросы вы сможете найти в статьях и обзорах:

И, конечно, наша Библия:

Даже если вы никогда прежде не собирали модель корабля, вы можете начать это удивительное хобби благодаря нашим предложениям по моделям парусников. Каждый набор содержит все необходимые детали, чертежи и инструкции, на которые было потрачено много лет исследований, проектирования и разработки, чтобы они стали набором для изготовления модели корабля. В дополнение к большому и лучшему выбору деревянных наборов моделей кораблей по самым низким ценам, мы предлагаем всё, что доставит вам удовольствие при изготовлении модели корабля. Мы предлагаем большое разнообразие ручных и электроинструментов, тысячи элементов для дополнения модели корабля и все необходимые материалы для придания модели законченного вида.

Это не страшно, это гораздо легче, чем вы думаете!

Модели кораблей из дерева фирмы Amati: историческая достоверность, высокое качество наборов, хорошая детализация.

Это, казалось бы, очевидный совет мастеров многие новички категорически игнорируют и делают сразу первым мега большой корабль.

Покажу это на простой примере, как поступить правильно.

Недавно наш постоянный участник форума "Верфь на столе" девушка -судомоделист Ирина закончила свою очередную модель - адмиралтейское сечение французского судна. Предлагаю ниже посмотреть фото ее работы.

Наверняка, мы все, от новичков до опытных моделистов, восхищаемся работами наших мастеров - профессионалов. Лично моя большая мечта - построить модель английского фрегата "Пандора", как это сделал мастер из Санкт Петербурга, Нарим

Еще можно сделать модель фрегата "Наиад", участника боя при Трафальгаре. Для изготовления такой модели можно купить книгу автора с подробными чертежами.

Ирина тоже планирует свою большую стройку по книге АНКРЕ "Рошфор". Это очень серьезное решение для моделиста, потому что даже покупка такой книги - уже большие затраты.

Но Ирина не стала строить сразу модель целиком. Почему? Было страшно, получится ли . - ответила она в своей ветке.

Я подробнее поясню в чем тут опасение. Если вы никогда не делали такую модель, сложно заранее рассчитать какое решение будет верным. Мастер тратит несколько лет на адмиралтейскую модель, работая над ней каждый день по 10 часов. Если вы работаете - то на хобби остаются только выходные и праздники - это будет еще дольше.

Но надо уже в первые дни решить как делать шпангоуты. Надо решить как правильно их выпилить, сколько оставить на финальную обработку. Сделать ее сейчас или в самом конце. Как сделать замки на шпангоутах, что бы они не развалились при обработке? Делать гвоздевание на шпангоутах и как именно? Будет ли видно гвоздевание, когда шпангоуты встанут на свое место? И таких вопросов очень много - главная проблема в том, что пока сам не сделаешь модель, правильный ответ не узнаешь.

Тут можно сколько угодно смотреть на блоги других моделистов, примеряя их технологии на себя, но только личный опыт даст правильных ответ - как будет удобно изготавливать эти элементы

Открывая новую коробку с моделью корабля начинающий моделист часто разочаровывается. В большой коробке он найдет несколько фанерок и пучок реек. Как так и за такие деньги? Еще надо что-то делать самому? Да, и это самое сложное, особенно если судомоделист не обладает достаточным опытом.

Производитель часто лукавит, предлагая простую технологию для сборки модели, но это может привести с большому разочарованию в конце, когда все получиться криво и косо.

Итак, что же у нас есть в коробке?

Обычно это силовой набор корпуса - килевая рамка, на которой держится вся конструкция. Несколько шпангоутов, для создания обводов и тот самый пучок реек, из которой надо сделать обшивку.

Первым делом набор надо собрать "на сухую". Без клея проверить подгонку всех стыков и пазов, симметричность относительно центральной оси.

И вот первая засада. Инструкция рекомендует снять грани шпангоутов по разметке или просто на глаз. И уже можно клеить рейки. Но выясняется что сделать плавный изгиб реек не так то просто. Небольшая ошибка - и произойдет залом, что потом будет выглядеть как ямка на корпусе. Если сильно прижимать рейки - то шпангоуты начнут выпирать как ребра.

Что бы избежать таких простых ошибок - лучше заполнить корпус рейками из мягкого материала. Лучший вариант - липа или ольха. Увы, обычно производитель на этом сэкономил, и в наборе вы их не найдете.

Придется идти в магазин банных принадлежностей. Банных полог из липы может предотвратить массу ошибок в будущем.

Можно заполнить весь корпус. Но несли недостаточно материала - хотя бы первые и последние 3 просвета между шпангоутами, так называемые - шпации.

Конечно, каждый моделист для себя решает сам - какую выбрать технологию.

Но даже опытный человек делает такие ошибки. Посмотрим работу ниже. Обшивка выполнена по шпангоутам без дополнительного заполнения шпаций.

Можно обратить внимание, что малковка на шпангоутах сделана аккуратно и задает плавность обводов.

Если Вы ещё не определились с выбором прототипа для первой модели, могу поделиться одним парадоксальным, на первый взгляд, наблюдением. Старинные корабли XVII - XVIII веков, с их сложной многоярусной архитектурой, с разрезными палубами, состоящими из трёх-четырёх, а то и пяти частей, при большей трудоёмкости работы, на этапе формирования корпуса зачастую оказываются проще в изготовлении, чем появившиеся на заре XIX века их гладкопалубные потомки.

Дело в том, что обводы верхней части их корпуса менее криволинейны и не требуют столь тщательной подгонки палубы. Кроме того, при монтаже составной палубы проще бывает скорректировать возможные деформации корпуса, чем устанавливая единый настил. Да и монтировать отдельные части обычно удобнее.

Ну и, пожалуй, можно сказать о том, что оттачивая мастерство, не стоит сразу же ставить перед собой грандиозных задач и закладывать большой линкор. Есть смысл на первых порах ограничиться моделью длиной не более 30 - 35 см. К примеру, можно взять небольшой фрегат, маленький галеон или другое судно аналогичного класса.

Кстати, о синонимах - словом "корабль" принято называть военные корабли, а словом "судно" - гражданские. Термин "корабль" означает ещё и тип парусного вооружения - три, четыре или пять мачт с прямыми парусами на каждой. Из построенных мной моделей, для демонстрации процессов работы я выбрал наиболее известный сейчас корабль - первый фрегат Балтийского флота "Штандарт", построенный Петром I в год основания Санкт-Петербурга на Олонецкой верфи (ныне город Лодейное Поле), и воссозданный в конце 1990-х годов на верфи "Петровское Адмиралтейство" около Смольного собора. Сложность, правда, состояла в том, что реальные чертежи "Штандарта" в открытой печати не публикуются. Поэтому, не ставя перед собой задачу абсолютно точного, стопроцентного воспроизведения облика и конструкции корабля (в моих условиях это всё равно было бы невозможно), я использовал при работе фотографии "Штандарта" и эскиз его парусного вооружения, а чертежи корпуса взял с проекта практически аналогичного ему фрегата "Пётр и Павел". Этот фрегат был построен в Голландии в 1697 году при участии Петра I в качестве простого плотника и ученика во время его "Великого посольства". Чертежи фрегата, достаточные для постройки модели, приведены на рисунках. Полагаю, что задача абсолютной "копийности" не ставится и перед начинающими моделистами. Совершенство - впереди! Поэтому оговорюсь ещё раз, что модели, построенные по описываемой технологии - преимущественно ориентированные "для домашнего пользования", без претензий на музейную ценность и победы на конкурсах.

Исходя из этого, и приёмы, рекомендованные для их создания, иногда расходятся со строгой теорией, не идя, однако, в ущерб прочности, долговечности и внешнему виду. В дальнейшем у каждого мастера обязательно появляются свои наработки и характерные только для него приёмы и методики. Но это в будущем, а пока попробуйте воспользоваться моими.

Теоретический чертёж

Итак, будем считать, что Вы уже окончательно определились с прототипом модели, изучили чертежи, приготовили материал и инструмент; и, наконец, готовы работать руками. Вначале стоит коротко рассказать о некоторых специфических особенностях судостроительных чертежей.

Из школьного курса черчения почти всем хорошо известны обыкновенные проекционные чертежи - здесь они показывают внешний вид корабля, его декор, парусное вооружение; а так же разрезы, дающие представление о внутреннем устройстве судна и конструктивных деталях. Но, помимо этого, существует ещё один вид чертежей, характерный именно для судостроения - теоретический чертёж. На нём показываются внешние обводы корпуса, которые невозможно передать на обыкновенных чертежах. Для этого поверхность корпуса рассекается тремя группами параллельных плоскостей, проведённых через определённые промежутки в зависимости от кривизны его поверхности. Линии пересечения поверхности корпуса с этими плоскостями и составляют теоретический чертёж. Первая группа проводится вертикально параллельно плоскости, разделяющей корпус на две симметричные половины - диаметральной плоскости (ДП). При этом получается группа проекций, называющаяся "бок". Вторая группа плоскостей параллельна плоскости конструктивной ватерлинии (КВЛ). Их пересечение с поверхностью корпуса даёт горизонтальную проекцию - "широта" (или "полуширота"). В нашем случае эта проекция при постройке модели не используется. Третья проекция является самой важной - она образуется пересечением поверхности корпуса с плоскостями, параллельными вертикальной плоскости, проходящей поперёк корпуса корабля.

При этом образуются очертания шпангоутов, определяющих весь набор корпуса. Эта проекция так и называется "корпус". Самый широкий шпангоут называют мидель. Традиционно слева от него на чертеже находятся шпангоуты кормовой оконечности, справа - носовой. Для начала этих сведений вполне достаточно, что бы приступить к работе.

Килевая рама.

Первое, что необходимо сделать, это среди множества линий чертежа выделить те, которые станут контурами будущих деталей. В первую очередь - главной - килевой рамы. Это удобнее всего сделать на разрезе бокового вида корпуса. На нём сразу можно выделить очертания рамы с учётом приблизительной толщины обшивки (рис. 7). Принятое в официальной терминологии слово "рама" в нашем случае весьма условно - деталь, конечно, сплошная, картонная.

Здесь стоит немного заглянуть вперёд, в следующий этап работы - когда на каркасе будет сформирован первый, начальный слой картонной обшивки. При этом каркас можно оставить внутри, а можно и вытащить… Неожиданное, возможно, действие, но опыт показывает, что дальнейшие операции: проклейка днища, облицовывание, шлифование, прорезка пушечных портов и установка пушек, крепление ножек - без каркаса удобнее. И пусть Вас не смущает недостаточная жёсткость, "слабость" оставшейся оболочки - в дальнейшем она ещё "окрепнет". С учётом сказанного определяем и силуэт килевой рамы (красный контур на рисунке) и делаем скос на её нижней кормовой части - показанный пунктиром участок выкроим из более тонкого картона, и позже слегка "наживим" при формировании днища с таким расчётом, чтобы он легко оторвался при вынимании каркаса, и остался в оболочке. Верхняя линия контура рамы может совпадать с будущей линией палубы - иногда так бывает удобнее, а может и нет - это не принципиально. Важнее, что бы после сборки совпали нижние точки рамы и шпангоутов. Для этого на боковой проекции теоретического чертежа и на чертеже шпангоутов на одном уровне проводится линия. Её можно совместить с уровнем, до которого будут прорезаться пазы для сборки. На рис. 8 и 9 она проведена синим цветом. При будущей сборке необходимо следить за её совпадением на совмещаемых деталях. При размещении деталей на картоне необходимо учесть, что почти любой картон, так же как и бумага, имеют определённое направление волокон. Оно, как правило, видно на глаз и на листах формата А4 обычно идёт вдоль длинной стороны. Это направление определяет ось наибольшей жесткости листа - вдоль неё лист проще всего скручивается. Поэтому, что бы избежать дальнейших деформаций, длинные детали лучше всего располагать вдоль волокон, очень нежелательно поперёк, и категорически нельзя под углом. Такую деталь необратимо "поведёт" даже при простом изменении влажности воздуха. Избежать утомительной разметки на картоне можно, просто наклеив на него вырезанный из распечатанного чертежа силуэт рамы. При этом лучше пользоваться клеем "Момент" - он, в отличие от ПВА, не впитывается в бумажно-картонную массу и, следовательно, при высыхании не вызовет деформации деталей. Это относится к любой склейке по толщине тонких листов, - не важно - картона, бумаги или шпона. (Наклеивая бумажную выкройку, как раз можно воспользоваться и ПВА, нанося её на отдельные точки) Учитывая, что жесткость килевой рамы определяет всю дальнейшую работу, стоит сделать её из двух, а если выбрана большая (более 40 - 45 см длиной) модель, то и из четырёх слоёв плотного картона, склеенных на "Момент" (здесь ПВА уже не годится!).

При чётном числе слоёв меньше вероятность деформации. Из тех же соображений размечать детали для склеивания лучше зеркально симметрично - таким образом, что бы при склейке одна и та же поверхность исходного листа смотрела "сама на себя". Если не удастся найти картона нужной длины, можно и соединить детали одного слоя под углом ~ 45 к направлению волокон ("на ус"), разнеся линии соединений по разным участкам рамы. Вырезать детали лучше по одному слою - т.е. вырезал - наклеил - вырезал - наклеил. При этом бывает удобно пользоваться и ножницами, и описанными выше резцами, т.к. при использовании только ножниц толстый картон часто мнётся и даже ломается.

Шпангоуты

Сделав раму, можно переходить к изготовлению шпангоутов. Для шпангоутов и транца на теоретическом чертеже даются контуры только одной половины, совмещённые по оси. Слева расположены шпангоуты, идущие от миделя к корме, справа - к носу.

Поэтому необходимо дополнить обе группы зеркально симметричными половинами до целых деталей. Где и как это сделать: на электронных чертежах в графическом редакторе, или на распечатанных, через копирку - дело вкуса… В "классическом" проектировании в наборе судна всегда существует один центральный, самый широкий, мидель-шпангоут, от которого к носу и корме идёт сужение корпуса. Как правило, на теоретическом чертеже он показывается полностью. При использовании нашей технологии мидель-шпангоут пропускается, а два ближайшие к нему делаются одинаковыми, и определяют максимальную ширину корпуса. В дальнейшем лист днища, закрывающий шпацию (промежуток) между ними, обеспечит требуемую жёсткость оболочки после удаления каркаса. Количество шпангоутов, участвующих в постройке модели, как правило, может быть меньшим, чем указано на чертеже. В частности, для приведённого здесь чертежа - почти вдвое. Да и в других случаях обычно хватает трёх-четырёх шпангоутов в каждую сторону от миделя. Если делать больше, то сформированная таким образом поверхность днища может оказаться как и менее ровной, так и не слишком жёсткой. В итоге, получится дополнительная и вовсе ненужная морока как при формировании основы, так и в дальнейшем - при шлифовании. Шпангоуты, оставленные в работе, здесь выделены красным цветом (рис. 8). Определив их положение на боковой проекции, можно сразу же разметить на раме вырезы для последующей сборки (рис. 9)

Получив на бумаге симметричные контуры шпангоутов, их необходимо размножить в соответствующем количестве, затем можно вырезать, предварительно сложив по оси симметрии и, аналогично выкройке рамы наклеить на картон. Далее шпангоуты вырезаются, нумеруются и прорезями надеваются на раму.

Сборка каркаса

При сборке лучше, перенеся на картонные детали отмеченные линии, сразу отрывать бумажные выкройки. Так каркас будет более прочным - т.к., проклеивая в конце работы все стыки деталей, клей ляжет непосредственно на картон. Транцы и самый первый шпангоут крепятся на отдельно приклеиваемые клапаны.

Так же следует установить и выкроенный по проекции палубы её округлый носовой участок, выходящий к гальюну. Крепить их стоит с таким расчётом, что задняя кормовая стенка и элементы носа будут удалены вместе с каркасом, а нижний транец, переходящий в подводную часть и примыкающая к нему маленькая горизонтальная "полочка" (винтранец), идущая к корме, останется в оболочке корпуса. Если винтранец и нижний транец представляют собой две разные детали, то последний может быть удобнее монтировать на уже сформированной обшивке днища. Собрав каркас, необходимо вклеить в каждую шпацию по обе стороны рамы полоски такого же плотного картона, как и сама рама - они защитят её от возможного изгиба при формировании обшивки. Эти полоски лучше сделать с небольшим (2-3мм) припуском по длине и вклеить под углом к горизонтали - опять же для большей жёсткости. Все стыки деталей готового набора стоит хорошенько проклеить ПВА и дать как следует просохнуть. Каким примерно может получиться остов видно на фото 2.1. Он уже далеко не новый - на этом "заслуженном" каркасе-ветеране построено уже больше двух десятков моделей фрегата "Штандарт" В заключение этого этапа сделаю маленькое "лирическое отступление". Очень важны максимально точная и внимательная проработка чертежей и тщательное изготовление деталей (иначе вообще стоит-ли и браться!?).

Но они не гарантируют того, что дальнейшая работа пойдёт "как по маслу", и не страхуют от возможных нестыковок и расхождений. Причиной этого могут быть и недостаток опыта, и особенности технологии и материала, и порой даже возможные неточности в исходных чертежах. Поэтому, повторюсь, стоит быть готовым и к коррективам, и к переделкам, от которых меня, например, иногда не спасают ни 12-летний "непрерывный стаж", ни под сотню построенных моделей. Наберитесь терпения и Вы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: