Модель учета в которой развитие учета предопределяется законодательными актами государства

Обновлено: 24.04.2024

Основы организации и регулирования российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетнос­ти), согласно которой выделяются две базовые модели:

- континентальная, в которой развитие учета предопределяется законода­тельными актами государства;

- англосаксонская, в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-про­фессионалы.

Основной целью законодательства Российской Федерации о бухгалтерс­ком учете, как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», выступает обеспечение единообразного формирования полной и достовер­ной информации о финансовом положении, финансовых результатах дея­тельности и изменениях в финансовом положении организации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российс­кой Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной влас­ти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Основными функциями федерального органа определены:

а) подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;

б) организация аттестации и проверки качества работы профессиональ­ных бухгалтеров в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона, раскрывающего правовые и методологические осно­вы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федера­ции, а также документов, излагающих правила представления полной и досто­верной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства Российской Федерации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому уче­ту:

а) первый уровень — Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постанов­ления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;

б) второй уровень — положения по бухгалтерскому учету;

в) третий уровень — План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

г) четвертый уровень — рабочие документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона отдельные аспекты бух­галтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому уче­ту и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определя­емым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности.

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федераль­ными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бух­галтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и ко­ды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая ха­рактеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распростра­ненных операций.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они состоят из внутренних документов бухгалтерского учета организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевой принадлежнос­ти, структуру и размеры организации и другие факторы. Эти документы но­сят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хо­зяйственной деятельности организации и формируют учетную политику ор­ганизации.

Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Имеете с тем законодательные и иные нормативные акты, регу­лирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регла­ментирующие порядок ведения бухгалтерского учета.

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

____________ право регулируют финансовые отношения между организацией и банками, бюджетом экономики изучают экономическое соответствие отраслей, организаций

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

____________ - это те преимущества и полезные результаты, которые извлекают пользователи и составители из бухгалтерской информации, содержащейся в финансовой отчетности

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Способ фиксирования хозяйственной операции, при помощи которого два экономических явления отражаются на двух счетах в одинаковой сумме, причем обязательно на дебете одного и кредите другого счета, - это

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

указание в первичных и сводных документах бухгалтерских счетов, на которых должна быть отражена хозяйственная операция

подбор документов по определенным признакам, отражающим однородные по экономическому содержанию хозяйственные операции

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Письменное свидетельство, подтверждающее совершение какой-либо хозяйственной операции или дающее право на ее совершение, - это _______________ в бухгалтерском учете

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

экономической группировки данных, с помощью которой накапливается текущая информация о средствах, источниках их образования и хозяйственных процессах

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Информационное воспроизведение фактов хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали, - это __________________ учет

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Имущество, принадлежащее юридическому лицу, но временно находящееся у других юридических или физических лиц, - это

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, выявленная при инвентаризации, подлежит

Развитие и приложения основ теории бухгалтерского учета

Систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета, являющийся единым для всех организаций - юридических лиц, созданных на территории России, ведущих учет по двойной системе (кроме банков и бюджетных организаций), - называется _________ счетов


Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

О последних изменениях в закон "О бухучете" читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).

Перечень ПБУ 2021-2022 годов смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 "Запасы" (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 стали обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.

Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В мировые учётные системы( с точки зрения происхождения национальных стандартов учёта и отчётности) классифицируются на две базовые модели :

- континентальная, в которой развитие учёта предопределяется законодательными актами государства. До недавнего времени российская учётная система базировалась на данной модели : доминирование государственного регулирования учёта и отчётности, направленность учёт на фискальные цели, консерватизм учётной политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании учёта.

- англосаксонская (британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов учёта и отчётности играют бухгалтеры-профессионалы. На данном этапе совершенствования законодательной базы российского учёта к разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ.

Министерство финансов готовит предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учётом и отчётностью в РФ, утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учёта и отчётности, инструкции по их применению и порядку составления отчётности, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности об использовании федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций, осуществляет организацию аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в РФ, разрабатывает критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.

Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России, Центральному банку РФ, федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Комитету по валютному регулированию и валютному контролю и т.д.

Законодательные и нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях можно разделить на 4 уровня:

I уровень – законодательный – ФЗ «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» был принят и вступил в силу 1996году, полностью посвящён вопросам обеспечения бухгалтерской информацией коммерческого оборота, движения капитала и управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций. ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из 4 глав и 19 статей.

В 1 главе - «Общие положения» - дано определение сущности, предмета, объектов и задач бухгалтерского учёта, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учёте. Во 2 главе – «Основные правила ведения бухгалтерского учёта» - изложены требования к ведению бухгалтерского учёта, к документированию хозяйственных операций, ведению учётных регистров, оценке имущества и обязательств, порядку проведения инвентаризаций имущества и обязательств. В 3-ей главе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчётности» изложены требования к составлению бухгалтерской отчётности, определены её состав, правила оценки статей бухгалтерской отчётности, порядок её представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчётности и порядок хранения документов бухгалтерского учёта.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность без образования юридического лица; организации, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учёта, ведут учёт доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством.

II уровень нормативный –Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету(ПБУ).

Положения по бухгалтерскому учету устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчётности. Разработка ПБУ базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами. Значимость российских подходов к постановке отдельных объектов учёта признаётся более существенной, так как они в отличие от международных стандартов носят не рекомендательный, а обязательный характер. Положения по бухгалтерскому учету разработаны по различным участках учёта : ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», ПБУ 9/99 «Доходы организации» и т.п. ( в настоящее время принято 23 положения).

III уровень методический – методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учёта непосредственно в организации в зависимости от её отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах 1-го и 2-го уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Наиболее важные из них - это План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Методические рекомендации разрабатываются и утверждаются Министерством финансов РФ и различными ведомствами. Это методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина РФ № 49 от 13 июля 1995 г.), методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина № 33 –м от 20.07.98) и т.п.

IV уровень учётная политика организации – рабочие документы организации, определяющие внутренние правила учета, формирующие его учётную политику в методическом , техническом и организационном аспектах.

Организации, базируясь на нормативных документах государственных органов и учитывая свои специфические особенности (форму собственности, сферу деятельности и т.п.), разрабатывают рабочие документы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета своей финансово-хозяйственной деятельности. Данная система включает в себя рабочие документы начиная с порядка документирования хозяйственных явлений, заканчивая расчетом чистой прибыли, представлением отчета администрации перед собственниками организации. В рабочих документах определяется порядок формирования и раскрытия информации, объекты учета, составляющие коммерческую тайну.

В связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации созданы предпосылки для приведения отечественного бухгалтерского учета в соответствие с произошедшими в последнее время изменениями в общественных отношениях. Для ликвидации отставания процесса реформирования Российской системы бухгалтерского учета от общего хода экономических реформ принято Постановление Правительства РФ № 283 от 6.03.98. «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Основными задачами реформирования бухгалтерского учета являются:

· формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей (в первую очередь инвесторов);

· увязка реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

· оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Российский бухгалтер, N 9, 2014 год
Ольга Берг,
эксперт журнала

Как регулируется и организуется бухгалтерский учет в мире и России?


История свидетельствует о том, что бухгалтерский учет в различных странах развивался стохастически (по национальным школам) и единых стандартов учета не существовало. Так появились различные учетные практики и методы регулирования учета, сформировались национальные школы учета.

В современном мире существует более 100 национальных систем бухгалтерского учета и отчетности, которые столь же непохожи друг на друга, сколь непохожи их экономические системы и системы торговых отношений. Все они формировались под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов, а потому достаточно сильно отличаются друг от друга.

Основными факторами, влияющими на различия в системах учета, являются:

- степень централизованности экономики - чем более централизована экономика, чем сильнее роль государственного регулирования, тем более регламентированы правила бухгалтерского учета и составления отчетности, которые устанавливаются государственными органами и являются обязательными для всех субъектов хозяйствования, и наоборот, чем менее централизована экономика, чем больше свободы дается частной инициативе, тем более гибким будет система учета;

- характер экономики - естественно, что учет в обществе с традиционной аграрной экономикой будет резко отличаться от учета стран, где бурно развивается третичный сектор (сфера услуг) и информационные технологии;

- степень экономического развития общества (от первобытного до постиндустриального);

- модель и показатели экономического развития;

- стабильность национальной валюты (наличие или отсутствие гиперинфляции);

- бухгалтерское образование и роль бухгалтерской профессии в обществе - чем сильнее уровень подготовки бухгалтеров, чем выше статус профессионального бухгалтера в глазах общественности, тем больше вероятность, что ведущую роль в регулировании учета будут иметь общественные профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.

В целом в современной мировой практике на сегодня можно выделить три основные модели учета: британо-американскую, континентальную и латино-американскую.

Британо-американская модель применяется в таких странах, как Великобритания, США, Австралия, Венесуэла, Израиль, Ирландия, Индия, Канада, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Панама, Сингапур, ЮАР, Кипр, Филиппины. Она характеризуется следующими особенностями:

- бухгалтерский учет в этих странах регламентируется в основном не государством, а профессиональными общественными организациями практикующих бухгалтеров и аудиторов;

- бухгалтерский учет и отчетности ориентированы прежде всего на информационные запросы инвесторов (что предопределяется, в частности, наличием активного рынка ценных бумаг и, следовательно, возможностью привлечения капитала частных инвесторов);

- для этих стран также характерен очень высокий уровень общего и профессионального бухгалтерского образования.

Континентальная модель используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Египет, Испания, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония - иными словами, в странах, где исторически сложилась сильная зависимость развития экономики от банковской системы и государства. Поэтому для данной модели характерны:

- тесные производственные связи бизнеса с банками, а следовательно, и высокая информированность основных инвесторов (банков) о деятельности предприятий;

- законодательное регулирование и подробный юридический регламент учета и отчетности;

- развитое макроэкономическое планирование (например, индикативное планирование по модели Эрхарда в Германии и Мюрдаля в Швеции);

- ориентация учета и отчетности на интересы государственного управления и требования правительства в отношении налогообложения.

Латино-американская модель, характерная для таких стран, как Аргентина, Боливия, Бразилия, Перу, Чили, Эквадор, имеет следующие особенности:

- постоянная корректировка учетных данных на темпы инфляции,

- регламентирующие жесткие требования государства по учету и контролю доходов фирм и населения,

- фискальная направленность учета,

- унифицированные методики ведения учета на основе жестко детерминированной политики.

Между тем в то время как сложившиеся в различных странах мира традиции и законодательные нормы способствовали появлению различных моделей финансового учета, последние тенденции к интеграции и глобализации экономики в мировом масштабе выявили необходимость сблизить существующие модели учета.

Уже после Второй мировой войны произошли значительные изменения в практике ведения бизнеса, вызванные в первую очередь расширением сферы влияния транснациональных компаний и развитием международных рынков капитала. В настоящее время транснациональные корпорации (ТНК) занимают лидирующее положение на большинстве сегментов рынка, оказывая влияние на страны, правительства и людей. Росту международных рынков капитала способствовали, в том числе, и специальные программы помощи восстановлению разрушенных в ходе Второй мировой войны стран. Сегодня хорошо известны евровалютные рынки, а тесная взаимосвязь мировых фондовых рынков иллюстрируется масштабностью кризисов 1987 и 1998 годов, затронувших практически все ведущие рынки мира.

Развитие транснациональных корпораций и создание международных рынков капиталов обнажило серьезную проблему: при осуществлении инвестиций в ценные бумаги или приобретение компаний различных стран инвесторы столкнулись с трудностями при оценке и сравнении несопоставимой отчетности, составленной по национальным стандартам, а также при консолидации отчетности ТНК при наличии множества филиалов в различных странах:

- при ведении международного бизнеса постоянно приходится приспосабливаться к традициям и нормативным актам страны-партнера;

- в большинстве случаев филиалам ТНК приходится вести двойной учет: по национальным стандартам страны местонахождения филиала и по международным или американским стандартам, требуемым при составлении консолидированной отчетности;

- для выхода на зарубежные рынки капитала от компании может потребоваться составить дополнительный комплект отчетности по стандартам той страны, на чей рынок она выходит, или по иным международно признаваемым стандартам.

Вообще многообразие стандартов учета не только приводит к росту издержек компаний, но и создает многие другие проблемы. Так, например, в то время как стандарты учета одной страны предписывают признать прибыль, стандарты другой страны могут потребовать отложить признание полученных доходов, и финансовая отчетность будет показывать совершенно разные результаты. Классическим примером этого может служить ситуация, сложившаяся в компании Daimler-Benz в 1993 году:

- в отчетности, составленной в соответствии с национальным законодательством Германии, прибыль компании составляла около 370 млн долларов,

- однако при составлении отчетности по стандартам US GAAP для представления в Комиссию по ценным бумагам США компания вынуждена была признать убыток в размере 1 млрд долларов.

И вопрос не в том, чья система учета лучше - конечно же, в каждой из национальных систем есть свои достоинства и особенности, сформировавшиеся в результате воздействия разных факторов исторического развития экономики страны. Вопрос в том, как при всем этом многообразии можно добиться достоверности и сопоставимости бухгалтерской отчетности, особенно в мировом масштабе, чтобы крупный международный инвестор мог сравнивать бухгалтерские отчеты компаний разных стран мира без оглядки на неравнозначность бухгалтерской трактовки тех или иных операций, приводящих к тому, что компания может быть прибыльной по стандартам одной страны и одновременно глубоко убыточной по бухгалтерским правилам другой страны. Вопрос в том, что понятия "абсолютная" или "объективная" прибыль по сути просто не существует!

И тем не менее хотя сейчас и предпринимаются попытки гармонизации, стандартизации и конвергенции различных стандартов учета, в частности, разрабатываются Международные стандарты финансовой отчетности, каждая фирма, работая в той или иной стране, должна сообразовываться с требованиями к организации и ведению бухгалтерского учета, действующими в данной стране.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

Методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляет Министерство финансов РФ, которое разрабатывает и издает нормативные акты, обязательные к исполнению для всех организаций.

На основе этих нормативных актов Центральный банк и различные ведомства разрабатывают нормативные акты, которые учитывают особенности учета в соответствующих организациях (банках, страховых организациях, биржах, фондах).

Кроме того, важная роль в регулировании бухгалтерского учета отводится Государственной Думе, которая разрабатывает и принимает законодательные акты по бухгалтерскому учету.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус, некоторые из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. Организация бухгалтерского учета в РФ предполагает 4-уровневую систему документов.

1. Законодательный уровень представлен законодательными актами (федеральными законами, постановлениями, указами), принимаемыми Федеральным Собранием, Правительством РФ или Президентом РФ, в которых закрепляются обязательность ведения учета, основные правила и принципы, необходимые к выполнению. К документам первого уровня относятся Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ, Налоговый кодекс РФ.

2. Нормативный уровень представлен стандартами (положениями) по бухгалтерскому учету, принимаемыми Министерством финансов РФ и Центральным банком России, которые регламентируют и дают рекомендации о ведении учета по различным видам операций и деятельности предприятия, регулируют вопросы организации учетной работы и формирования учетной политики. К числу важнейших стандартов относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и отдельные Положения по бухгалтерскому учету.

3. Методический уровень составляют документы рекомендательного характера (инструкции, методические указания), разрабатываемые Министерством финансов, федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком, консультационными организациями, объединениями профессиональных бухгалтеров и аудиторов, предполагающие возможные варианты организации учета на предприятиях на базе основных положений, изложенных в законодательных актах и стандартах.

4. Рабочие документы (инструкции, положения, приказы) предприятия, формирующие его учетную политику: каждое предприятие на основе законодательных актов и стандартов разрабатывает и утверждает для собственного применения рабочий план счетов, систему документооборота, формы первичной документации, учетных регистров, внутренней отчетности, порядок проведения инвентаризации.

Основными нормативными документами, определяющими методологические основы и порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, являются:

4) Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету - ПБУ (на момент издания данной книги было принято 20 Положений по бухгалтерскому учету, при этом некоторые из них уже находились в стадии пересмотра, поэтому хотя обычно ПБУ кодируются с указанием не только порядкового номера, но и года издания - например, ПБУ 1 "Учетная политика" обычно кодируют как ПБУ 1/2008 - мы приведем лишь общий перечень Положений под их порядковыми номерами, а за годом издания необходимо постоянно следить, чтобы пользоваться только достоверной свежей информацией):

- ПБУ 1 "Учетная политика организации";

- ПБУ 2 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство";

- ПБУ 3 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте";

- ПБУ 4 "Бухгалтерская отчетность организации";

- ПБУ 5 "Учет материально-производственных запасов";

- ПБУ 6 "Учет основных средств";

- ПБУ 7 "События после отчетной даты";

- ПБУ 8 "Условные факты хозяйственной деятельности";

- ПБУ 9 "Доходы организации";

- ПБУ 10 "Расходы организации";

- ПБУ 11 "Информация об аффилированных лицах";

- ПБУ 12 "Информация по сегментам";

- ПБУ 13 "Учет государственной помощи";

- ПБУ 14 "Учет нематериальных активов";

- ПБУ 15 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию";

- ПБУ 16 "Информация по прекращаемой деятельности";

- ПБУ 17 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы";

- ПБУ 18 "Учет расчетов по налогу на прибыль";

- ПБУ 19 "Учет финансовых вложений";

- ПБУ 20 "Информация об участии в совместной деятельности";

- ПБУ 21 "Изменение оценочных значений";

- ПБУ 22 "Исправление в бухгалтерском учете и отчетности";

6) различные методические указания, рекомендации и инструкции по бухгалтерскому учету отдельных видов активов и хозяйственных операций, в частности:

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов;

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств;

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

- Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом;

- Инструкция по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, и т.д. Кроме того, при ведении бухгалтерского учета в предприятиях различных организационно-правовых форм должны учитываться требования, установленные соответствующими федеральными законами (в частности, законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и т.д.).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: