Межведомственное электронное взаимодействие при подготовке к делу в суде

Обновлено: 18.04.2024

Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Взаимодействие реализуется в рамках:

системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) 1 - федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

Схема оказания госуслуг в электронном виде

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала 2 ;

обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Основные функции СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

доступ к электронным сервисам 3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;

возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;

защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;

ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Технологическое обеспечение СМЭВ

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;

единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Как стать участником СМЭВ?

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минцифра России, являющимся оператором СМЭВ 4 , и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минцифра России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.

Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.
Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.

СМЭВ на базе ПО ЭОС

АИС МФЦ ДЕЛО

АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:



Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:

Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».

Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».

Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».

Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».

Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).

2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.

4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Статья 7.1. Требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг

(введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

1. Предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Для реализации предусмотренных федеральным законом функций оператор Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц вправе использовать систему межведомственного электронного взаимодействия.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

2. Направление межведомственного запроса и представление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг. Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования должны содержать перечень мер, направленных на обеспечение соблюдения прав субъектов персональных данных, а также предусматривать меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о базовых государственных информационных ресурсах и о порядке доступа к сведениям базовых государственных информационных ресурсов включаются в реестр базовых государственных информационных ресурсов, порядок формирования, актуализации и использования которого определяется Правительством Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Предоставление налоговыми органами документов и сведений, составляющих налоговую тайну, или документов и сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, органам, предоставляющим государственные услуги, органам, предоставляющим муниципальные услуги, и подведомственным государственным органам или органам местного самоуправления организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо многофункциональными центрами, а также предоставление органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, по межведомственному запросу налогового органа сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами Российской Федерации, в целях предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов не является разглашением налоговой тайны или информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях настоящего Федерального закона направление межведомственных запросов органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, многофункциональными центрами о представлении документов и информации для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением государственных или муниципальных услуг или ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, не допускается, а должностные лица и (или) работники, направившие необоснованные межведомственные запросы, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Межведомственное информационное взаимодействие в целях представления и получения документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Правительством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия. Порядок представления и получения документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, может определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления с учетом указанного положения.

6. Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации. Указанные в таком перечне сведения подлежат обязательному предоставлению федеральному органу исполнительной власти, органу государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или многофункциональному центру по межведомственному запросу. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на установление требований к формату предоставления сведений, указанных в настоящей части, определяются Правительством Российской Федерации.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

8. Перечень сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти другого субъекта Российской Федерации, территориальными государственными внебюджетными фондами и муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги, на территории другого субъекта Российской Федерации, определяется правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

9. Правительством Российской Федерации утверждаются правила межведомственного информационного взаимодействия, в том числе рекомендуемые правила организации межведомственного информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления.

29 сентября 2014 г. состоялось интервью с генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александром Владимировичем Гусевым, который ответил на вопросы корреспондента компании "КонсультантПлюс" о приоритетных направлениях в сфере развития Государственной автоматизированной системы "Правосудие", а также дальнейших планах внедрения и совершенствования информационных технологий в деятельности российских судов.

2

КонсультантПлюс: Александр Владимирович, за последние годы Судебным департаментом была проведена масштабная работа по созданию единого информационного пространства судов. Как Вы оцениваете уровень информатизации судебной системы на сегодняшний день? Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах внедрения информационных технологий в деятельность российских судов.

Александр Владимирович Гусев: Сейчас можно с уверенностью сказать, что утвержденная постановлением Совета судей Российской Федерации в апреле 2002 года концепция информатизации судов и системы Судебного департамента была полностью выполнена. С введением в эксплуатацию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (ГАС) "Правосудие" все ключевые задачи, заложенные в концепции, успешно реализованы.

Развитие и широкое применение информационных технологий в деятельности российских судов - наша главная задача. Для удовлетворения постоянно возрастающей потребности общества в информации обо всех аспектах деятельности судебной системы требуется дальнейшее развитие ГАС "Правосудие". Помимо включения в единое информационное пространство арбитражных судов и совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия, ключевыми задачами являются модернизация программно-аппаратной среды, внедрение современной инженерной инфраструктуры на базе "облачных технологий", центров обработки данных и широкополосных каналов связи, развитие механизмов сквозного юридически значимого электронного документооборота.

Информатизация российских судов включает в себя и работы по повышению эффективности взаимодействия судов с гражданами и организациями за счет дальнейшего развития "электронного правосудия". Планируется, что со временем участники судебного процесса будут иметь возможность подавать документы в суд в электронном виде 24 часа в сутки, не тратя время на ожидание в очередях, а также получать электронные копии материалов дела и другие документы. Все это позволит оптимизировать работу судов, снизить нагрузку на работников аппарата, минимизировать бумажный документооборот, сократить расходование бюджетных средств и в конечном счете перевести суды на максимально высокий уровень информатизации.

КонсультантПлюс: Можно ли говорить о том, что отечественная судебная система полностью перешла на электронный документооборот?

Александр Владимирович: Судебным департаментом проводятся мероприятия по введению отдельных элементов "электронного делопроизводства" в судах.

В прошлом году нами внесены изменения и дополнения в инструкции по судебному делопроизводству в областных и районных судах. Этими изменениями предусмотрено ведение журналов и учетно-статистических карточек в электронном виде средствами ГАС "Правосудие".

С применением специального программного обеспечения ГАС "Правосудие" автоматизирован процесс судебного делопроизводства, полностью учитывающий движение дел - с момента поступления их в суд и до обращения к исполнению вступивших в законную силу судебных актов с последующей передачей законченных производством дел в архив. Ведутся соответствующие базы данных. Данное программное обеспечение позволило также автоматизировать процесс отображения информации о движении судебных дел на официальных сайтах судов, подготовки текстов судебных актов к публикации.

Принят временный регламент перевода документов судов общей юрисдикции в электронный вид, которым установлен порядок сканирования итоговых судебных актов и размещения их в электронном хранилище "Банк судебных решений" ГАС "Правосудие". В дальнейшем это позволит сформировать объединенный банк данных судебных решений.

Подготовлен проект нормативного акта по ведению судами общей юрисдикции электронного архива, регулирующий вопросы формирования текущего архива и перевода сформированного архива судебных документов в электронный вид, а также информационного взаимодействия между судами всех уровней. Апробировать новую автоматизированную систему ведения судебного делопроизводства планируется в Нижегородской и Пензенской областях после доработки в 2015 году.

Однако окончательно перейти на электронный документооборот в судах не представляется возможным, так как для приема и передачи электронных документов участниками информационного взаимодействия необходимы не только каналы связи и средства защиты информации от несанкционированного доступа. Необходимо также законодательное закрепление юридической значимости судебных документов электронной цифровой подписью, как того требует Федеральный закон "Об электронной подписи". А это возможно только при условии внесения изменений в действующее процессуальное законодательство, так как в настоящее время судопроизводство основано на применении традиционных бумажных носителей.

С этой целью Минюстом России при непосредственном участии Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента разработан законопроект, регламентирующий применение электронных документов в деятельности органов судебной власти, органов предварительного расследования, прокуратуры и нотариата.

КонсультантПлюс: Расскажите, как выстроена система межведомственного электронного взаимодействия судов с органами исполнительной власти?

Александр Владимирович: Взаимодействие судов с органами исполнительной власти строится с учетом особенностей каждого ведомства. Естественно, что первоочередной задачей для Судебного департамента является создание эффективной системы взаимодействия судов с правоохранительными органами при подаче в электронном виде материалов в суд. Это необходимо для снижения нагрузки на работников аппаратов судов, которая вызвана огромными объемами документов, поступающих в суд. С этой целью ведутся разработки программного обеспечения автоматизированного судебного делопроизводства, реализующего возможности передачи документов из правоохранительных органов в суд и обратно из суда исключительно в электронном виде.

Таким образом, будут созданы все необходимые условия для обеспечения взаимодействия информационной системы судов с информационными системами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФССП России, ФСИН России и другими заинтересованными структурами.

1

КонсультантПлюс: Начал работу объединенный Верховный Суд Российской Федерации. Какие приоритетные задачи в области информатизации стоят перед Судебным департаментом в связи с созданием единой системы правосудия?

Александр Владимирович: Как вы знаете, с объединением высших судов организационное обеспечение деятельности арбитражных судов стало функцией Судебного департамента. В системе арбитражных судов отсутствует единая автоматизированная система, подобная ГАС "Правосудие". Так что сегодня перед нами стоит задача интеграции в уже действующую структуру около 50 различных информационных систем арбитражных судов. Вы понимаете, что в организационном и в большей степени в техническом отношении это очень непростая задача. Созданные в арбитражных судах информационные системы отличаются не только от ныне действующих в ГАС "Правосудие", но и зачастую даже друг от друга. Они выполнены с применением различных технических решений, имеют свой собственный состав программных и технических средств, а также сложную систему внутреннего взаимодействия. Если информационные системы арбитражных судов построены по принципу максимальной централизации, то ГАС "Правосудие" ввиду большого масштаба - по территориально-распределенному принципу, с обработкой и хранением данных непосредственно в самих судах.

В настоящее время анализируются особенности всех информационных систем арбитражных судов, их технические характеристики, принципы и способы взаимодействия как между собой, так и с внешними системами других органов власти. Для их дальнейшей интеграции необходимо выполнить большой объем подготовительных работ, и только лишь после этого можно будет говорить о перспективах создания в информационном пространстве единой системы электронного правосудия.

КонсультантПлюс: Проводит ли Судебный департамент исследования, какие категории пользователей и какими информационными ресурсами ГАС "Правосудие" пользуются наиболее активно? Какой электронный сервис востребован больше всего?

Александр Владимирович: Основные запросы от граждан касаются поиска информации о местонахождении суда, времени его работы, поиска информации по конкретному делу, а также итоговых судебных актов. Среди пользователей ГАС "Правосудие" можно выделить несколько основных категорий - это участники судебных процессов, их законные представители, адвокаты, а также юристы-ученые, преподаватели юридических вузов, студенты и курсанты. Один из самых востребованных ресурсов ГАС "Правосудие", который размещен на официальном сайте Судебного департамента, содержит сводную статистическую информацию о деятельности судов.

Проводимое Судебным департаментом по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации статистическое наблюдение о деятельности судов по всем видам производств и судебным инстанциям содержит сотни тысяч статистических показателей. Ежегодно Федеральное электронное хранилище судебной статистики пополняется более чем 70 млн статистическими данными. Кроме того, формируется база данных по судимости - это почти миллион записей. Судебная статистика также предоставляется по запросам государственных органов, научных и учебных учреждений, а также по запросам, поступающим через сайт Судебного департамента. Число запросов растет год от года: в 2013 году поступило более 300 обращений, в этом году уже по состоянию на август их число сравнялось с количеством обращений, поступивших в 2013 году.

Активно используется видео-конференц-связь для граждан, находящихся в исправительных учреждениях ФСИН России, а также смс-информирование, с помощью которого любого участника судебного процесса с его согласия можно уведомить о времени и дате заседания суда.

КонсультантПлюс: Включена ли в планы Судебного департамента по дальнейшей информатизации судов разработка приложений для мобильных телефонов и планшетов?

Александр Владимирович: Разработка приложений для всевозможных мобильных устройств предусмотрена в рамках развития ГАС "Правосудие" наряду с внедрением так называемых портальных "облачных" технологий. В настоящее время уже действуют версии сайтов судов для мобильных пользователей.

КонсультантПлюс: Наряду с обеспечением прозрачности и открытости судебной системы не стоит забывать и о таком актуальном на сегодняшний день вопросе, как информационная безопасность. Расскажите, пожалуйста, какие меры принимает ваше ведомство для защиты информационных ресурсов и обеспечения сохранности, доступности и целостности данных?

Александр Владимирович: В целях обеспечения информационной безопасности данных в ГАС "Правосудие" обеспечено функционирование двух основных контуров - публичного и ведомственного. В публичном информационном контуре обрабатываются только общедоступные данные. Доступ к ним открыт через интернет-портал ГАС "Правосудие" неограниченному кругу лиц. В свою очередь служебная информация обрабатывается в ведомственном контуре, доступ к которому имеют должностные лица в соответствии со своими полномочиями.

Техническая реализация решений по обеспечению безопасности информации базируется на сертифицированных программно-технических средствах. Участники информационного взаимодействия, осуществляющие прием и передачу документов в электронной форме по выделенным каналам связи, используют средства, обеспечивающие защиту информации от несанкционированного доступа. Также регламентирован доступ прокуроров, адвокатов и иных участников судопроизводства к электронным копиям судебных документов. Все эти меры обеспечивают достоверность и сохранность данных в системе ГАС "Правосудие".

А в целом реализация задач по дальнейшему развитию и модернизации информационных технологий на базе ГАС "Правосудие" позволит выйти на качественно более высокий уровень в деле информатизации судов и формирования единого информационного пространства судебной системы.

КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интересные и содержательные ответы.

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - Т. Тверецкий

Внесены изменения в АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и иные законодательные акты РФ, направленные на совершенствование порядка применения электронных документов в судопроизводстве.

Установлено, что исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд в том числе в форме электронного документа, либо через единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо через систему электронного документооборота участников процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

При этом документы, которые подаются через портал госуслуг либо через информационную систему, определенную Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, могут быть подписаны простой электронной подписью, если процессуальным законодательством не установлено иное.

Усиленной квалифицированной электронной подписью должны быть подписаны документы, которые подаются через системы электронного документооборота.

При наличии технической возможности в суде лицам, участвующим в деле, может быть предоставлен доступ к материалам дела в электронном виде в сети "Интернет" посредством информационной системы, определенной Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Судебные повестки и иные судебные извещения в электронном виде могут быть доставлены посредством портала госуслуг и системы электронного документооборота. В этом случае время и факт их доставки адресату будут фиксироваться средствами соответствующей информационной системы.

Участник судебного процесса, давший согласие на уведомление его посредством портала госуслуг, будет считаться извещенным надлежащим образом, если имеются доказательства доставки судебного извещения посредством указанного портала.

Судебное решение, выполненное в форме электронного документа, может быть направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа, на портале госуслуг или в системе электронного документооборота.

Участники процесса смогут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в судах технической возможности.

Установление личности лица, участвующего в судебном заседании в режиме веб-конференции, будет осуществляться с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия (единой системы идентификации и аутентификации, единой биометрической системы).

Порядок подачи в суд документов в электронном виде, размещения материалов дела и судебных актов в сети "Интернет", предоставления доступа к ним, применения систем видео-конференц-связи и системы веб-конференции в судах, требования к техническим и программным средствам, используемым при организации применения веб-конференции, при выполнении судебных актов и иных документов в электронном виде и подписании (заверении) их электронной подписью, к использованию сети "Интернет" для направления таких электронных документов, иные требования, связанные с ведением дела в электронном виде, использованием документов в электронном виде при рассмотрении дела, перечень таких документов, подлежащих приобщению к делу на бумажном носителе, определяются в порядке, установленном Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам - в системе КонсультантПлюс.

Электронные технологии стремительно меняют не только обыденную жизнь граждан, но и работу публичной власти. Судебная власть модернизирует свою инфраструктуру в соответствии с требованиями времени максимально быстро. Александр Владимирович Гусев рассказал редакции журнала «Судья» об итогах работы Судебного департамента по информатизации судов, внедрению «электронного правосудия» и перспективах создания электронных сервисов в помощь судам и гражданам.

18.06.2021

О том, как судебная система России пережила период самых строгих ограничений из-за пандемии, как цифровизация меняет работу судов, в чем судебная система переходит на дистанционные технологии и какими будут возможности суперсервиса "Правосудие онлайн", в интервью ТАСС рассказал генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев.

01.06.2020

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александр Владимирович Гусев — собеседник, встречи с которым редакция журнала очень ждала. Он занимает эту должность почти двадцать лет — с ноября 2000 года. За это время благодаря слаженной и высокопрофессиональной работе центрального аппарата Судебного департамента и его территориальных органов судебная система обрела тот крепкий базис, без которого невозможно говорить о независимом, вызывающем у общества доверие и уважение суде.

23.04.2020

Интервью с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александром Владимировичем Гусевым, в ходе которого он рассказал о программе информатизации судов и развитии цифрового судопроизводства

14.04.2020

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде России Александр Гусев в интервью "РГ" сообщил, что в судах внедрена автоматическая система распределения дел между судьями, а граждане за год подали более миллиона электронных исков. Кроме того, более двух миллионов участников уже создали личные кабинеты на сайтах судов.

20.02.2018

Состоялось интервью с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем, в ходе которого он рассказал об актуальных вопросах развития информационно-технического обеспечения отправления правосудия

22.05.2017

Интернет-интервью с А.В. Гусевым, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ: "Итоги IX Всероссийского съезда судей: об основных направлениях деятельности и планах развития судебной системы"

27.01.2017

06.12.2016

Судья — не машина для принятия решений

13.04.2016

В марте 2016 года состоялось интервью с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусевым Александром Владимировичем, в ходе которого он рассказал об основных результатах работы ведомства за время, прошедшее с момента созыва VIII Всероссийского съезда судей, подробно остановился на дальнейших перспективах деятельности Судебного департамента, в том числе в отношении развития системы электронного правосудия и актуальной проблемы обеспечения безопасности в судах.

16.03.2016

В финансово-экономическом журнале «Бюджет» (№ 3, 2016 г.) опубликовано интервью Генерального директора Судебного департамента
при Верховном Суде Российской Федерации Гусева А.В. – «Сокращение расходов и финансовый контроль в судебной системе».

30.10.2015

29 октября 2015 г. газета «Московский комсомолец» опубликовала интервью Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александра Владимировича Гусева. Что скрывается под мантией Опубликован в газете "Московский комсомолец" № 26951 от 30 октября 2015

21.05.2015

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев заявил, что, «по оценкам экспертов, в том числе и зарубежных, например, из Евросоюза, аналогов этой системе правосудия в мире нигде нет – нет такой огромной, территориально распределенной системы». РАПСИ решило проверить, насколько это высказывание соответствует действительности.

23.12.2014

Вопросы корреспондента касались прежде всего будущего средств информатизации в системе арбитражных судов, организационное обеспечение которых с 2014 года осуществляет Судебный департамент; взаимодействия информационных систем арбитражных судов с Государственной автоматизированной системой «Правосудие», действующей в системе судов общей юрисдикции. Генеральный директор затронул также вопросы информатизации судов в новых субъектах Российской Федерации – Республике Крым и городе Севастополе.

02.10.2014

«Развитие и совершенствование информационных технологий в деятельности российских судов»

29 сентября 2014 г. состоялось интервью с Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александром Владимировичем Гусевым, который ответил на вопросы корреспондента компании «КонсультантПлюс» о приоритетных направлениях в сфере развития Государственной автоматизированной системы «Правосудие», а также дальнейших планах внедрения и совершенствования информационных технологий в деятельности российских судов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: