Международным договором заключенным между рф и одним из европейских государств в 1991 году

Обновлено: 28.03.2024

ДОГОВОР
об основах межгосударственных отношений Российской
Советской Федеративной Социалистической
Республики и Эстонской Республики

Ратифицирован Верховным Советом Эстонской Республики 15 января 1991 года.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика,

- руководствуясь принятыми Съездом народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 12 июня 1990 года и Верховным Советом Эстонской Республики 30 марта и 7 августа 1990 года решениями о государственном статусе сторон,

- признавая за каждой из Сторон неотъемлемое право на

- намереваясь создать равноправные, взаимовыгодные и дружественные межгосударственные отношения,

- подтверждая свою верность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций,

- свидетельствуя свою приверженность соблюдению международных норм, зафиксированных в документах ООН о правах человека,

договорились о нижеследующем:

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика признают друг друга суверенными государствами и субъектами международного права, а также признают друг за другом право реализовать свой государственный суверенитет в любых избранных ими формах.

Принимая во внимание исторический опыт своих взаимоотношений и намереваясь строить их на принципах добрососедства, Стороны берут на себя взаимные обязательства не нарушать в своих межгосударственных отношениях самим и не способствовать нарушению третьими странами в отношении одной из Высоких Договаривающихся Сторон общепризнанных международно-правовых норм.

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от действий, которые могут нанести ущерб государственному суверенитету другой Стороны.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика обладают всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика берут на себя взаимные обязательства гарантировать лицам, живущим на момент подписания настоящего Договора на территориях Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики и являющимся ныне гражданами СССР право сохранить или получить гражданство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики в соответствии с их свободным волеизъявлением.

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам, независимо от их национальности или иных различий, равные права и свободы.

Конкретные вопросы гражданства, представляющие обоюдный интерес, будут согласованы в особом двустороннем Соглашении, базирующимся на основах международно-правовых норм.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон признает за гражданами другой Договаривающейся Стороны, а также лицам без гражданства, проживающими на ее территории, независимо от их национальной принадлежности:

1) гражданские и политические права и свободы, а также социальные, экономические и культурные права в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

2) свободное национально-культурное развитие;

3) выбор гражданства согласно законодательству страны проживания и Договору, заключенному между Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики по вопросам гражданства.

Для защиты прав своих граждан, проживающих на территории другой Стороны, Стороны заключат отдельное двустороннее Соглашение.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика особым Соглашением определят порядок разрешения вопросов, возникающих при осуществлении Договаривающимися Сторонами самостоятельной миграционной политики (включая регулирование маятниковой миграции) в целях защиты политических, экономических, социальных, демографических и культурных интересов Сторон.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика специальным Соглашением определят взаимные обязательства по возмещению материальных издержек и оказанию иной помощи переселенцам, равно как и их семьям, переселяющимся на свою историческую или этническую родину на территории Сторон в соответствии с их свободным выбором, а также по двустороннему сотрудничеству в области интеграции переселенцев.

Высокие Договаривающиеся Стороны уважают право друг друга на территориальную целостность в соответствии с принципами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Режим государственной границы между Российской Советской Социалистической Республикой и Эстонской Республикой будет определен специальным Договором.

Высокие Договаривающиеся Стороны признают необходимость создания единой для Сторон всеобъемлющей системы экологической безопасности в соответствии с международными стандартами, а также согласуемыми в необходимых случаях специальными нормами.

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются запрещать в законодательном порядке образование и пресекать деятельность на своих территориях организаций и групп, имеющих целью насильственное уничтожение независимости и суверенной государственности другой Договаривающейся Стороны беру на себя обязательство сотрудничать в области борьбы с организованной и международной преступностью. Взаимная выдача преступников регулируется особым Соглашением между Сторонами.

Высокие Договаривающиеся Стороны реализуют свои суверенные права в области обороны и безопасности своих государств и определят сотрудничество в этой области в отдельном Договоре с учетом интересов международной безопасности и стремления обеих Сторон к укреплению мира в Северной Европе и сотрудничество в рамках общеевропейского процесса.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика признают необходимость активного сотрудничества и обмена в области культуры, искусства, здравоохранения, образования, науки, техники и в других сферах.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика признают право каждой Договаривающейся Стороны самостоятельно регулировать отношения собственности на своей территории.

Правовой режим собственности одной Договаривающейся Стороны, находящейся на территории другой Договаривающейся Стороны, регулируется особым Соглашением.

Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются в том, что все вопросы в отношении объектов, квалифицируемых как собственность СССР и расположенных на территории Договаривающихся Сторон, будут урегулированы особыми Соглашениями, заключенными Сторонами как между собой, так и с полномочными представителями СССР.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика считают целесообразным, не в ущерб соглашениям Сторон с третьими странами, способствовать созданию межгосударственных евразийского и общеевропейского рынков.

Экономические связи Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики регламентируются договорами на основе принципа наибольшего благоприятствования. Договаривающиеся Стороны обеспечивают развитие экономических, торговых и социально-культурных взаимоотношений на уровнях:

- органов государственной власти и управления;

- банков и финансовой системы;

- органов территориального (муниципального) самоуправления;

- предприятий, объединений, организаций и учреждений;

- совместных российско-эстонских и эстонско-российских предприятий и организаций;

Высокие Договаривающиеся Стороны согласились в том, что конкретные механизмы межхозяйственных отношений, торгового обмена, всех видов связи и перевозок, а также вопросы экономического и информационного сотрудничества будут урегулированы специальными Договорами. Стороны не будут применять в одностороннем порядке дестабилизирующие или наносящие ущерб другой Стороне меры.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика обязуются решить вопрос о заключении межправительственных соглашений о взаимных поставках и услугах, платежах, ценах и движении ценных бумаг, а также о сроках перехода на взаимные расчеты по мировым ценам. Данный перечень соглашений не является исчерпывающим.

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются принимать меры по координации ценовой политики.

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика , обеспечивая транзитные грузовые операции через собственные морские, речные и воздушные порты,автодорожную сеть и трубопроводы, обязуются заключить межправительственное Соглашение об урегулировании вопросов транзита грузов через свои территории.

Высокие Договаривающиеся Стороны оставляют за собой право заключать дополнительные договоры о сотрудничестве во всех сферах межгосударственных отношений.

Споры относительно толкования и примирения норм настоящего Договора принадлежат разрешению в двустороннем порядке.

Настоящий Договор является двусторонним соглашением и не затрагивает отношений Высоких Договаривающихся Сторон с третьими странами.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут проводить регулярные двусторонние консультации по вопросам исполнения настоящего Договора. Такие консультации проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право инициировать в рамках консультаций переговоры о целесообразности продолжения действия настоящего Договора или отдельных его статей.

По взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон положения настоящего Договора могут быть дополнены или изменены в порядке, установленном Сторонами.

Настоящий Договор подлежит ратификации. Обмен ратификационными грамотами состоится в городе Таллинне.

Настоящий Договор вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор заключается сроком на десять лет. Его действие будет затем автоматически продолжены на следующий срок, если ни одна из Сторон не заявит о своем желании денонсировать его путем письменного уведомления не менее, чем за шесть месяцев до истечения его срока.

Совершено в городе Москве в двух экземплярах, каждый на русском и эстонском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Российскую Советскую
Федеративную
Социалистическую Республику

Председатель Верховного Совета
Российской Советской
Федеративной Социалистической
РеспубликиБ Б.Ельцин

За Эстонскую Республику

Председатель Верховного
Совета Эстонской Республики А.Рюйтель

Текст документа сверен:
"Бюллетень международных договоров"
N 1, 1994 год

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Эстонская Республика, именуемые далее "Высокие Договаривающиеся Стороны",

исходя из целесообразности создания совместного механизма, который способствовал бы реализации положений Договора об основах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики от 12 января 1991 года, именуемого далее "Договор", и прежде всего статьей III, IV и V Договора, согласились о нижеследующем:

В целях обеспечения соблюдения Высокими Договаривающимися Сторонами обязательств по Договору, и прежде всего по статьям III, IV и V Договора, создается комиссия по контролю за выполнением Договора об основах межгосударственных отношений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Эстонской Республики от 12 января 1991 года, именуемая далее "Комиссия".

Международным договором, заключенным между Российской Федерацией и одним из государств ближнего зарубежья, закреплена выдача преступника, в случае совершения последним террористического акта, для предания его суду по законодательству этого государства.

А если же преступник является гражданином России, то не противоречит ли тогда договор ст. 61 Конституции России?

Ответы на вопрос:

Противоречит и Конституции РФ, и Уголовному закону РФ

Статья 11 УК РФ. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Правовая несостоятельность Беловежского соглашения

8 декабря исполнилось 30 лет преступлению, которое было совершенно элитами России, Украины и Белоруссии в 1991 году. 8 декабря было подписано в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». Соглашение подписали Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич от Республики Беларусь, Борис Ельцин и Геннадий Бурбулис от Российской Федерации (РСФСР), Леонид Кравчук и Витольд Фокин от Украины.

Правовая несостоятельность Беловежского соглашения

Это трагическое событие по разрушению СССР, несомненно, повлияло на дальнейший ход развития мировой цивилизации. По сути дела в течение последующего времени предпринимались и предпринимаются попытки полнейшего разрушения социалистической системы отношений в рамках всего мирового государственного устройства и утверждения на планете только одной политической системы, основанной на частной собственности, то есть капиталистической системы.

Весной 1991 года был проведён всенародный референдум с вопросом

«Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».

Власти шести республик проигнорировали проведение референдума (Армения, Грузия, Латвия, Литва, Молдавия, Эстония). Но конечный результат был вполне определённым – при явке около 80% более 77% населения (77,85%) проголосовали за сохранение Союза.

Спустя несколько дней, 12 декабря 1991 года Беловежское соглашение было ратифицировано Верховным советом РСФСР. В то же время ряд депутатов начал собирать подписи с призывом созыва чрезвычайного VI Съезда народных депутатов СССР. Комитет конституционного надзора СССР 11 декабря проинформировал, что одни союзные республики не вправе решать вопросы, касающиеся прав и интересов других союзных республик.

Ратификация Беловежского соглашения Верховным советом не придавала правовой легитимности этому документу, так как в соответствии с нормами международного права Конституции СССР и РФ, действующего законодательства документы такого уровня должны утверждаться как минимум высшим органом власти, то есть съездом.

Правовая несостоятельность Беловежского соглашения

Весной 1992 года VI съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение и убирать из Конституции РФ упоминание о Конституции и законах СССР.

Руслан Хасбулатов в 1998 году:

«Документ не ратифицирован. С точки зрения Конституции это был вопрос Съезда. А то, что принял Верховный совет, могло иметь всего лишь рекомендательный характер».

Правовая несостоятельность Беловежского соглашения

Делегации от съездов Советов четырёх республик: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР – на конференции 29 декабря 1922 года согласовали Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Согласованный договор вступил в силу 30 декабря.

Правовая несостоятельность Беловежского соглашения

В Советском Союзе было принято три Конституции – 1924 года, 1936 года (сталинская) и 1977 года (брежневская). Это были основные законы, которые определяли основы политической, правовой и экономической систем государства.

Беловежское соглашение практически являлось простой бумажкой без определения правовых основ создаваемой системы.

Соглашение противоречило международным нормам. Раскрывая суть самоопределения в Декларации о принципах международного права 1970 года, ясно указано, что главную роль в определении самоопределения принадлежит народу. Практически любая Конституция содержит норму:

– Конституция СССР:

Вся власть в СССР принадлежит народу;

– Конституция РФ:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Подписание Беловежского соглашение нарушало эту основную норму.

Указанное «Соглашение» не является документом правового характера, поскольку лица, подписавшие соглашение, не были наделены полномочиями как от союзных республик и их народов, так и от имени всего советского народа, который являлся единственной властью в СССР.

Тем более 3 апреля 1990 г. Верховный совет СССР принял закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Согласно документу, такое решение должно было приниматься только путём референдума, назначаемого законодательным органом. Если в республике имелись автономные округа или области, референдум по нахождению в составе Союза или республики должен был проводиться на каждой территории.

Указанное соглашение не было ратифицировано съездом народных депутатов, что означало одно – де-юре этот акт нелегитимен. Де-факто – действующая буржуазная власть продолжала политику построения в стране новой политической и экономической систем и демонтаж государственных структур СССР.

Попытка заложить основу по возрождению союзного государства на пространствах исторической России была предпринята в 1996 году. Государственная дума в марте 1996 года приняла два постановления о правовой несостоятельности Беловежских соглашений:

– от 15 марта 1996 г. № 156-II ГД «Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене постановления Верховного совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации Договора об образовании СССР»;

– от 15 марта 1996 г. № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении Союза ССР».

Правовая несостоятельность Беловежского соглашения

Опять же де-юре принятые постановления означали правовую позицию по отношению к Беловежским соглашениям как к противоправному антиконституционному акту, принятому с грубейшим нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства.

В середине 90-х годов были некоторые предпосылки к восстановлению правовой базы для развития страны. Но фактически постановления оказались политическими заявлениями. Правящая элита заблокировала любые попытки движения в этом направлении. Как указывают некоторые источники, у Президента был подготовлен ряд указов: в частности, о запрещении компартии, о роспуске Думы, о переносе выборов президента на более поздние сроки. Силовой блок заявил о поддержке «действующего» Президента. Сам Президент развил бурную деятельность по воссозданию некоторых союзов на территории бывшего СССР. В марте был подписан договор между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, а в апреле – о создании сообщества Россия – Белоруссия.

В то же время и политические элиты бывших советских республик, «вкусив» полную власть в своих республиках, откровенно негативно отнеслись к принятым постановлениям. Крайне «возбудилась» американская и европейская элита.

Госсекретарь США Уоррен Кристофер в ходе визита на Украину заявил, что решение российской Думы о восстановлении Советского Союза — крайне безответственное.

Более точно все эти события 1991 года по измене Родины высшей элиты России зафиксированы специальной комиссией Государственной думы по отрешению Ельцина от власти в 1999 году:

«При подписании Беловежских соглашений «Б. Н. Ельцин пошёл на грубое нарушение статей 74–76 Конституции СССР 1977 г., Закона СССР от 3 апреля 1990 г. „О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР“, статей 4, 5, 68, 70, 71, 76 Конституции РСФСР 1978 г., статей 4, 6 Закона РСФСР от 24 апреля 1991 года „О Президенте РСФСР“ и совершил указанные действия вопреки воле народов РСФСР о необходимости сохранения СССР, выраженной во время всенародного голосования (референдума), состоявшегося 17 марта 1991 года».

Точка в деле ещё не поставлена. Думаю, что в недалёком будущем будет дана оценка на государственном уровне предательству своей Родины и своего народа, совершённому группой лиц по предварительному сговору.

Международным договором, заключенным между Российской Федерацией и одним из государств Восточной Европы в 1991 году, предусмотрена выдача преступника, являющегося гражданином России, в случае угона им самолета, принадлежащего данному государству, для предания его суду по законам этого государства.

Этот договор противоречит ст. 61 Конституции Российской Федерации.

Положения какого нормативного акта будут применяться в случае угона иностранного самолета российским гражданином?

Оглавление
Файлы: 1 файл

правоведение контрольная.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный экономический университет»

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По дисциплине: Правоведенье

Международным договором, заключенным между Российской Федерацией и одним из государств Восточной Европы в 1991 году, предусмотрена выдача преступника, являющегося гражданином России, в случае угона им самолета, принадлежащего данному государству, для предания его суду по законам этого государства.

Этот договор противоречит ст. 61 Конституции Российской Федерации.

Положения какого нормативного акта будут применяться в случае угона иностранного самолета российским гражданином?

В данной ситуации будет применяться статья 61 Конституции Российской Федерации:

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

и статья 13 Уголовного Кодекса РФ (СТ 13 УК РФ). Выдача лиц, совершивших преступление:

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Конституция и УК ( ст.13 ) запрещают и выдачу российских граждан другому государству. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству с целью привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора. Вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случае, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину.
Ранее действовавшая Конституция (как и ч.3 ст.1 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991г.) тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключения, если такие исключения установлены законом или международным договором. Часть 1 ст.61 никаких исключений не предусматривает: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству.
Закон, допускающий выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее действовавшая Конституция, не был принят. И международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что такая выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства.

Положение Конституции о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту их прав, что, однако, не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России, следовательно, обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления.

Часть 2 ст.13 УК разрешает выдачу иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, но находящихся на территории Российской Федерации, только в соответствии с международным договором РФ (это правило основано на норме, выраженной в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

В международных договорах о выдаче применяется термин "преступление, влекущее выдачу". К таким обычно относятся деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сторон (в двусторонних договорах) или всех участников (в многосторонних договорах) являются преступлениями и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание.

Выдача не производится, если:

а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства;

б) лицо в запрашиваемом государстве получило право убежища;

в) на момент получения просьбы о выдаче в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны уголовное дело в отношении лица не может быть возбуждено или лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности вследствие истечения сроков давности или по другим законным основаниям;

г) если преступление по законодательству договаривающихся государств преследуется в порядке частного обвинения.

Т.о. на основании ст.61 Конституции РФ и ст.13 УК РФ при угоне иностранного самолета российским гражданином, если угонщик находится на территории России выдача не производится.

13-летний Дмитриев открыл в коммерческом банке вклад на свое имя в размере 300 р. (Письменное разрешение родителей имелось). Впоследствии Дмитриев неоднократно пополнял свой вклад. Когда на счете оказалось 800 р. он решил снять эту сумму и приобрести для себя игровую компьютерную приставку.

Однако операционист отказалась выдать ему указанную сумму, сообщив, что Дмитриев сможет получить деньги только по достижении 18 лет. Родителям деньги также не выдали.

Прав ли работник банка? Какие права имеют несовершеннолетние в отношении вкладов в кредитных учреждениях?

Семейный кодекс РФ в ст. 60, а также ст. 18 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ предусматривают, что ребенок имеет право самостоятельно владеть, пользоваться, а главное распоряжаться заработанными денежными средствами, полученными им в дар или в порядке наследования, а также любыми другими денежными средствами, принадлежащими ему. Однако существуют возрастные ограничения, при которых ребенок, сохраняя право собственности на денежные средства, не может полноправно ими распорядиться.

Так, ст. 28 Гражданского кодекса РФ гласит:

Статья 28. Дееспособность малолетних:

1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

То есть за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), могут совершать сделки от их имени родители, усыновители или опекуны. Сами же дети могут осуществлять только мелкие бытовые операции, например, самостоятельно купить хлеб, шоколад и.т.п. В том случае, если ребенок в возрасте до 14 лет передал денежные средства в кредитное учреждение, то ответственность за такие действия и их последствия будут нести родители, усыновители или опекун в соответствии с законодательством РФ.

В отличие от малолетних, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, а также в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (ст. 26 Гражданского кодекса РФ).

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей -- родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

Международным договором, заключенным между Российской Федерацией и одним из государств Восточной Европы в 1991 году, предусмотрена выдача преступника, являющегося гражданином России, в случае угона им самолета, принадлежащего данному государству, для предания его суду по законам этого государства.

Этот договор противоречит ст. 61 Конституции Российской Федерации.

Положения какого нормативного акта будут применяться в случае угона иностранного самолета российским гражданином?

Оглавление
Файлы: 1 файл

правоведение контрольная.doc

4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 1 или со статьей 27 настоящего Кодекса.

Под кредитными учреждениями понимаются банки и иные кредитные учреждения, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 02. 12. 1990 г. № 395-1(в ред. от 27.10.2008 г.).

В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» вклад - это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Дети в возрасте от 14 до 18 лет свободны в выборе банка для размещения своих денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках. Они могут распоряжаться вкладами, получать доход, совершать безналичные расчеты. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за действия, которые они совершили в отношении своих денежных средств (п. 3 ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации). К примеру, ребенок может самостоятельно открыть расчетный счет в банке, приобрести ценные бумаги, а в случае невыгодности вложения этих денежных средств, нести ответственность за свои действия. Родители же несовершеннолетних могут управлять денежными средствами ребенка, но только в его интересах, в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, несовершеннолетний Дмитриев в возрасте до 14 лет (малолетний) не вправе самостоятельно открывать текущие счета, счета по вкладам и вносить денежные средства на текущие счета, счета по вкладам. Текущий счет, счет по вкладу на имя малолетнего может открыть его законный представитель (родитель, усыновитель). Опекун не вправе от имени своего подопечного (малолетнего) открыть в Банке счет по вкладу. Опекун вправе от имени своего подопечного открыть в Банке текущий счет без внесения на него денежных средств.

Законный представитель малолетнего обязан представить следующие документы в банк:

1. Паспорт (иной документ, удостоверяющий личность представителя);

2. Свидетельство о рождении ребенка (малолетнего);

3. Документ, подтверждающий его полномочия представителя:

- родитель -- паспорт с соответствующей записью в графе «Дети»;

- усыновитель -- решение суда об установлении усыновления, либо свидетельство об усыновлении;

- опекун -- документ, выданный органом опеки и попечительства, о назначении его опекуном малолетнего. С предъявленного подлинного документа снимается копия, которая заверяется операционистом и помещается в досье.

Распоряжение вкладами, внесенными в пользу несовершеннолетних до 14 лет, осуществляется законными представителями путем подписания распорядительных документов по вкладу (кассовых ордеров, заявлений т.п.).

Поэтому если принять в условии задачи, что вклад на Дмитриева, не достигшего 14 лет, внесли родители, то при подписании распорядительных документов по вкладу. Родителям Дмитриева должны были выдать накопившуюся сумму.

При приеме на работу в банк экономиста Тарасова работодатель потребовал от него следующие документы: паспорт, трудовую книжку, диплом об окончании вуза, характеристику с прежнего места работы, справку об обеспеченности жилой площадью, справку о состоянии здоровья.

После представления указанных документов работодатель принял Тарасова на работу с двухмесячным испытательным сроком. Испытательный срок был указан в приказе о приеме на работу, трудовой договор работодатель обещал заключить после окончания испытательного срока.

За три дня до окончания испытательного срока работодатель решил продлить ему испытательный срок еще на два месяца, так как за прошедшее время у Тарасова не было достаточно сложной работы, чтобы определить его квалификацию. Кроме того, Тарасов в течение месяца болел.

Через две недели после продления испытательного срока Тарасов был уволен как не выдержавший испытания.

Тарасов обратился в суд с иском о восстановлении на работе.

Какие требования может предъявить Тарасов? Будут ли они удовлетворены?

По закону трудовые отношения между работодателем и работником возникают или на основании трудового договора, или сразу после того, как человек по поручению работодателя приступил к работе (ст. 16 ТК РФ):

Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

избрания на должность;

избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

назначения на должность или утверждения в должности;

направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

судебного решения о заключении трудового договора.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

(В редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ.)

Существует мнение, что с теми работниками, которые проходят испытание, трудовой договор заключать не нужно. Это мнение ошибочно. Ведь деловые качества соискателя, в зависимости от которых его примут или не примут на постоянную работу, оценивают именно в процессе работы, а значит, что и трудовые отношения с ним неизбежно возникают.

Если для сотрудника предусмотрен испытательный срок, то это условие должно быть прописано в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ):

Статья 57. Содержание трудового договора

В трудовом договоре указываются:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;

дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными

нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: