Международный трибунал по руанде это гибридный судебный орган

Обновлено: 23.04.2024

Целью настоящей статьи является определение и выяв­ление основных структурных элементов функционирования гибридных трибуналов и интернационализированных судов, созданных для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные преступления по международному праву.

Преследование лиц, виновных в нарушениях прав че­ловека и гуманитарного права, является важным элементом всеобъемлющего процесса осуществления правосудия пере­ходного периода в постконфликтных обществах. Столкнув­шись с судебной системой, ослабшей после затяжного кон­фликта, государства нуждаются в международной помощи для расследования преступлений и возбуждения судебных разбирательств в отношении предполагаемых лиц, виновных в серьезных нарушениях международного уголовного права и международного гуманитарного права. Для таких целей были созданы гибридные (смешанные) трибуналы. Они подраз­умевались в качестве временного инструмента осуществления правосудия в постконфликтных ситуациях, когда возможно­сти национальной судебной системы были ограничены.

Существует множество способов создания гибридных трибуналов и интернационализированных судов, и представ­ляется возможным выделить некоторые общие элементы. Хотя их процедурный и функциональный механизм могут совпадать, гибридные трибуналы не имеют каких-либо обяза­тельных требований или единой модели. Однако для всех ги­бридных трибуналов характерны несколько признаков, в том числе: 1) применение как внутреннего, так и международного права, 2) сочетание международного и внутреннего персонала и судей, 3) участие как местных, так и международных юри­стов и 4) официальное международное участие. Гибридные трибуналы и интернационализированные суды, обычно, но не всегда, расположены внутри либо вблизи затронутого кон­фликтом государства.

Самым первым гибридным трибуналом были Особые коллегии по тяжким преступлениям в Восточном Тиморе, соз­данные в 2000 году. Также к данной категории можно отнести Смешанные судебные коллегии в Косово (2000); Специальный Суд по Сьерра-Леоне (2002); Судебную палату по расследо­ванию военных преступлений в Босниии Герцеговине (2005); Чрезвычайные судебные палаты в Камбодже (2006); Специальный Трибунал по Ливану (2007). В 2013 году были учреждены Чрезвычайные африканские палаты.

Специальный трибунал по Ираку иногда упоминаются в качестве гибридного трибунала, однако мнения ученых по данному вопросу расходятся.

В данной статье основное внимание уделяется механизму и материально-техническим аспектам создания гибридных трибу­налов. В статье анализируются характерные черты, которые от­личают гибридные (смешанные) трибуналы от чисто внутренних или международных трибуналов. Также обсуждается структура и состав гибридных трибуналов, проблемы определения юрис­дикции, применимое право и другие важные составляющие, необходимые для учреждения гибридного трибунала. Наконец, в данной статье излагаются потенциальные преимущества и не­достатки обеспечения координации между гибридным трибуна­лом и другими механизмами правосудия переходного периода, такими как комиссии по установлению истины и примирению.

Гибридные трибуналы и интернационализированные суды могут являться оптимальным решением, когда мест­ное сообщество нуждается в международной помощи для эффективного судебного преследования за совершение пре­ступлений по международному праву. Создание гибридных трибуналов может позволить государствам распределять рас­ходы на судебное преследование между постконфликтным государством и международными источниками. Кроме того, отличительной чертой гибридных трибуналов является их определенная гибкость для адаптации к уникальной ситуации в каждом постконфликтном государстве. Сочетание междуна­родного и внутреннего участия в данных судах может придать легитимность судебному процессу в глазах международного сообщества и местного населения.

Финансирование. Большинство постконфликтных государств не имеют финансовых возможностей для разрешения длительных дорогостоящих судебных разбирательств в отношении междуна­родных преступлений. В контексте гибридных трибуналов, все финансовые обязательства равномерно распределяются между государствами и международным сообществом. Например, Чрез­вычайные палаты в судах Камбоджи и Специальный суд по Сьер­ра-Леоне финансировались местными правительствами совмест­но с добровольными взносами международного сообщества.

Адаптивность. В отличие от международных трибуналов, которые действуют исключительно за пределами внутренней судебной системы и очень мало взаимодействуют с внутренней уголовной системой, гибридные трибуналы предлагают гибкую модель, которая может быть адаптирована к каждой посткон­фликтной ситуации. Гибридные трибуналы создаются в рамках процесса сотрудничества между постконфликтным государством и международным сообществом и могут быть адаптированы для наилучшего соответствия каждому отдельному конфликту. Меж­дународные трибуналы могут применять только международное уголовное право, тогда как смешанные трибуналы могут приме­нять международно-правовые нормы наряду с внутренним зако­нодательством. Кроме того, в тех случаях, когда международное преследование, как правило, ограничивается лицами, виновными в совершении преступлений на высоком уровне, гибридные три­буналы могут обладать большей адаптивностью и способностью сосредоточиться на более широком круге преступников.

Внутренние судебные процессы над лицами, обвиняемы­ми в совершении военных преступлений, преступлений про­тив человечности и геноцида, в постконфликтных обществах могут оказаться «правосудием победителя» для проигравшей стороны. Внутренние трибуналы могут быть предвзятыми в пользу правящей партии, что приводит к несправедливым или ложным судебным разбирательствам, ведущим к переполитизации или быстрым казням.

Слияние в гибридных трибуналах внутреннего и между­народного права может смягчить это восприятие. Сочетание международного и внутреннего персонала, применяющего как международное, так и внутреннее право, может продемонстри­ровать, что такие органы смешанной уголовной юрисдикции поддерживают международные стандарты и верховенство права. В то же время государство, затронутое конфликтом, может оставаться вовлеченным в процесс осуществления правосудия. Конечно, ответ на вопрос, достигается ли фактическая легитим­ность, зависит от нескольких факторов, включая финансирова­ние, качество персонала суда и эффективность сотрудничества между местным и международным сообществом.

Кадровый состав. Еще одной важной характеристикой ги­бридных трибуналов является их способность к созданию столь необходимого кадрового потенциала судей и адвокатов в пост­конфликтном государстве. Смешанные трибуналы могут улуч­шить общий кадровый потенциал на местах, предоставив некую платформу, на которой местный персонал сможет заниматься, обучаться и тренироваться. В идеале, эти сотрудники могут про­должать вносить свой вклад в позитивную судебную культуру на протяжении всей своей карьеры. Путем создания судебной ин­фраструктуры и обучения отечественного персонала смешанные трибуналы могут оставить наследие, которое повысит эффектив­ность внутренней судебной системы в деле защиты международ­ных стандартов правосудия. Например, одним из намерений Организации Объединенных Наций (Далее - ООН) по созданию Специального суда в Сьерра-Леоне было содействие укреплению государственных учреждений, особенно судебных органов.

Доступность для жертв и местного населения. Наличие ги­бридного трибунала в или вблизи пострадавшего государства может увеличить доступность к суду пострадавшего населения. Говоря о международных трибуналах, объектом критики явля­ется их тенденция«реагировать» на международное сообщество, а не на жертв конфликта. Граждане пострадавшего государства могут не принимать участия в судебном разбирательстве вообще. Например, одним из основных критических замечаний к Между­народному трибуналу по бывшей Югославии (Далее - МТБЮ) и Международному уголовному трибуналу по Руанде, и, в некото­рой степени, к Международному уголовному суду, является то, что благотворное воздействие судебного преследования не дости­гает затронутых обществ, а граждане государств, пострадавших от актов жестокости, не имеют никакого отношения к судебным про­цессам. Присутствие на судебных процессах лично и вместе, где были совершены преступления, может позволить пострадавшему населению лучше понять суть конфликта и может способствовать процессу социальной реконструкции.

Укрепление кадрового потенциала судебных органов и адвокатуры, создаваемых в рамках функционирования ги­бридных трибуналов, может способствовать долгосрочному устойчивому миру, поскольку сильная внутренняя судебная система имеет решающее значение для предотвращения по­вторения преступлений в будущем. Таким образом, гибрид­ные трибуналы могут способствовать установлению прочного мира, укрепляя внутреннюю правовую систему, что, в свою очередь, играет не последнюю роль в деле борьбы с преступ­ностью, борьбы с безнаказанностью и содействия стабильно­сти государственной безопасности и верховенства закона.

Учреждение смешанных трибуналов. Способы учрежде­ния смешанных трибуналов различаются в зависимости от об­стоятельств конфликта. Как правило, государства либо инте­грируют данные трибуналы в свою существующую судебную систему, либо позволяют им действовать независимо от нее. Гибридные трибуналы могут быть учреждены четырьмя спо­собами: (1) под эгидой резолюции Совета Безопасности ООН на территориях, где была введена временная администрация ООН, (2) путем двустороннего соглашения; (3) в качестве наци­ональных судов, включающих в своей структуре международ­ные элементы; и (4) резолюцией Совета Безопасности ООН.

Подводя итог, необходимо отметить, что данная модель смешанной уголовной юрисдикции на сегодняшний имеет множество недостатков, но проведенный анализ механизмов функционирования существующих смешанных трибуналов и интернационализированных судов позволяет выявить их са­мое главное преимущество, а именно их адаптивность к каж­дой определенной конфликтной ситуации. Их доступность для местного населения позволяет гражданам государства, где имела место конфликтная ситуация, быть ближе к правосу­дию, а привлечение иностранного персонала и судей обеспе­чивает непредвзятость судебного разбирательства.

ШАКИРОВА Римма Исмагиловна
аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета

Международный трибунал по Руанде (МТР), созданный в 1994 году для уголовного преследования лиц, ответственных за совершение геноцида и других преступлений на территории африканской страны, официально прекратил свое существование.

В принятом по этому случаю заявлении для печати члены Совета Безопасности ООН отметили «существенный вклад МТР в процесс национального примирения и восстановление мира и безопасности, а также в борьбу с безнаказанностью и в развитие международного уголовного правосудия, в особенности касающегося преступления геноцида». В Совбезе призвали все страны сотрудничать с Международным остаточным механизмом, которому будут переданы для рассмотрения дела, рассмотрение которых не закончил МТР.

Трибунал был учрежден согласно резолюции Совета Безопасности №955 от 8 ноября 1994 г. в ответ на геноцид в Руанде, начавшийся после прихода к власти в стране в результате военного переворота представителей этнического большинства хуту. В течение 100 дней в Руанде были убиты от 500 тыс. до одного миллиона представителей народности тутси.

За время работы МТР рассмотрел дела 93 обвиняемых, в числе которых были государственные и политические деятели, офицеры силовых структур, религиозные и общественные лидеры. С двух человек обвинения были сняты на стадии досудебного расследования; 14 были оправданы; в отношении 61 вынесены обвинительные приговоры; 8 человек были экстрадированы для осуществления правосудия в Руанду, два — во Францию; трое скончались до вынесения приговора; еще трое — предприниматель Фелисьен Кабуга, бывший командир батальона президентской гвардии Протэ Мпиранья и министр обороны Огюстен Бизимана (1993-1994) — остаются в международном розыске.

Первым подсудимым, признанным виновным в осуществлении геноцида, стал бывший бургомистр коммуны Таба Жан-Поль Акайесу, приговоренный к пожизненному заключению (2 сентября 1998 г.). Дело Акайесу стало первым в истории случаем вынесения вердикта по делу о геноциде и применения определения геноцида, содержащегося в Женевской конвенции 1948 г. В этом же деле МТР также впервые признал изнасилование формой осуществления геноцида и преступлений против человечности.

Во время геноцида мировое сообщество не вмешалось, а затем учредило международный трибунал. Может ли этот суд иметь дело с геноцидом на законных основаниях? Мнения разделяются.

Руанда 1994: экстремистские СМИ призывают к убийству, радикализируют хуту, беспощадно убивают членов меньшинства тутси и умеренного хуту, в реках лежат трупы. По оценкам ООН, всего за 100 дней систематически преследуются и убиваются от 800 000 до одного миллиона человек. Остальной мир находится в стороне от этого.

После этого преступления, одного из худших в истории человечества, международное сообщество хочет показать пример: оно хочет наконец начать действовать и доказать, что международное уголовное правосудие это не утопия, а возможность.

Еще через сто дней, 8 ноября 1994 года, Совет Безопасности ООН принял решение о создании специального трибунала для расследования деяний. Уже в начале 1995 года начинает свою работу Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) в городе Аруша на севере Танзании. В то время как многим преступникам приходится сталкиваться с так называемыми гакаками, традиционными сельскими судами, ответственные за это должны быть в Аруше. Через 21 год МУТР прекратил свою работу в начале 2016 года.

Хасан Бубакар Джаллоу, до недавнего времени генеральный прокурор в МУТР, в то время установил огромное количество дел и провел колоссальную работу: «Мы рассмотрели необычайное количество дел», сказал он. Трибунал по Руанде сумел привлечь к ответственности военных руководителей, местных политиков, журналистов, а также административных руководителей, причастных к геноциду. Кроме того, МУТР написал большую часть законодательства, которое сегодня служит образцом для других судов по всему миру: «Эти суды теперь могут продолжать важную борьбу с безнаказанностью в нашем мире».

Ясно одно: зверства еще не полностью проработаны даже после закрытия МУТР. В судах в Руанде продолжаются процессы, в основном направленные против гражданских лиц. И работа, начатая МУТР, продолжается: в совместной организации-преемнике с бывшим югославским уголовным судом под эгидой Организации Объединенных Наций. Этот так называемый механизм хочет завершить большую часть своей работы к концу 2020 года. После этого следует продолжить поиск восьми находящихся в розыске лиц, которым МУТР предъявил обвинение в причастности к геноциду в Руанде.

(с изменениями на 27 октября 2003 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г. (именуемый в дальнейшем "Международный трибунал на Руанде"), учрежденный Советом Безопасности, действующим на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, функционирует в соответствии с положениями настоящего Устава.

Статья 1

Юрисдикция Международного трибунала по Руанде

Международный трибунал по Руанде полномочен в соответствии с положениями настоящего Устава осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.

Статья 2

1. Международный трибунал по Руанде полномочен осуществлять судебное преследование лиц, совершающих геноцид, как он определен в пункте 2 настоящей статьи, или совершающих любые другие деяния, перечисленные в пункте 3 настоящей статьи.

2. Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) умышленное создание для группы таких условий жизни, которые рассчитаны на ее полное или частичное физическое уничтожение;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из такой группы в другую.

3. Наказуемы следующие деяния:

b) заговор с целью совершения геноцида;

с) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;

d) покушение на совершение геноцида;

e) соучастие в геноциде.

Статья 3

Преступление против человечности

Международный трибунал по Руанде полномочен осуществлять судебное преследование лиц, ответственных за следующие преступления, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население по национальным, политическим, этническим, расовым или религиозным мотивам:

с) заключение в тюрьму;

h) преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам;

i) другие бесчеловечные акты.

Статья 4

Международный трибунал по Руанде полномочен осуществлять судебное преследование лиц, которые совершают или отдают приказ о совершении серьезных нарушений статьи 3, общей для Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительного протокола II к ним от 8 июня 1977 г. Такие нарушения включают перечисленные ниже, однако этот перечень не является исчерпывающим:

а) посягательство на жизнь, здоровье и физические или психическое благополучие лиц, в частности убийство, а также жестокое обращение, как, например, пытки, увечья или любые формы телесного наказания;

b) коллективные наказания;

с) взятие заложников;

d) акты терроризма;

е) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение, изнасилование, принудительная проституция и любые формы непристойного нападения;

g) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями;

h) угрозы совершения любого из вышеперечисленных деяний.

Статья 5

Юрисдикция Международного трибунала по Руанде распространяется на физических лиц в соответствии с положениями настоящего Устава.

Статья 6

Личная уголовная ответственность

1. Лицо, которое планировало, подстрекало, приказывало, совершало или иным образом содействовало или подстрекало к планированию, подготовке или совершению преступления, указанного в статьях 2 - 4 настоящего Устава, несет личную ответственность за это преступление.

2. Должностное положение обвиняемого в качестве главы государства или правительства или ответственного государственного чиновника не освобождает это лицо от уголовной ответственности и не является основанием для смягчения наказания.

3. Тот факт, что любое из деяний, упомянутых в статьях 2 - 4 настоящего Устава, было совершено подчиненным, не освобождает его начальника от уголовной ответственности, если он знал или должен был знать, что подчиненный собирается совершить или совершил такое деяние, и если начальник не принял необходимых и разумных мер по предотвращению таких деяний или наказанию совершивших их лиц.

4. Тот факт, что обвиняемое лицо действовало по приказу правительства или начальника, не освобождает его от уголовной ответственности, однако может рассматриваться как основание для смягчения наказания, если Международный трибунал по Руанде признает, что этого требуют интересы правосудия.

Статья 7

Территориальная и временная юрисдикция

Территориальная юрисдикция Международного трибунала по Руанде распространяется на территорию Руанды, включая ее сухопутную территорию и воздушное пространство, а также на территорию соседних государств в отношении серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных гражданами Руанды. Временная юрисдикция Международного трибунала по Руанде распространяется на период, начинающийся 1 января 1994 г. и заканчивающийся 31 декабря 1994 г.

Статья 8

1. Международный трибунал по Руанде и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и судебного преследования граждан Руанды за подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.

2. Юрисдикция Международного трибунала по Руанде имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов всех государств. На любом этапе судебного разбирательства Международный трибунал по Руанде может официально просить национальные суды передать ему производство по делу в соответствии с настоящим Уставом и Правилами процедуры и доказывания международного трибунала по Руанде.

Статья 9

Non bis in idem

1. Ни одно лицо не может быть судимо национальным судом за деяния, представляющие собой серьезные нарушения международного гуманитарного права в соответствии с настоящим Уставом, за которое оно уже было судимо Международным трибуналом по Руанде.

2. Лицо, которое было осуждено национальным судом за деяния, представляющие собой серьезные нарушения международного гуманитарного права, может быть впоследствии судимо Международным трибуналом по Руанде только в случае, если:

а) деяние, за которое оно было осуждено, было квалифицировано как обычное преступление; или

b) судебное разбирательство в национальном суде не было беспристрастным и независимым, предназначалось для того, чтобы оградить обвиняемого от международной уголовной ответственности, или же дело не было расследовано обстоятельным образом.

3. При определении меры наказания для лица, осужденного за преступления в соответствии с настоящим Уставом, Международный трибунал по Руанде принимает во внимание степень отбытия любого наказания, определенного национальным судом для этого же лица за совершение того же деяния.

Статья 10

Организация Международного трибунала по Руанде

Международный трибунал по Руанде состоит из следующих органов:

а) камер, включающих две Судебные камеры и Апелляционную камеру;

Статья 11

1. Камеры состоят из шестнадцати постоянных независимых судей, причем среди них не может быть двух граждан одного и того же государства, и в любой период времени максимум девяти независимых судей ad litem, назначаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 12 тер настоящего Устава, причем среди них не может быть двух граждан одного и того же государства.

2. Трое постоянных судей и в любой период времени максимум шесть судей ad litem входят в состав каждой из Судебных камер. Каждая Судебная камера, в которую распределяются судьи ad litem, может быть поделена на секции по трое судей в каждой, состоящие как из постоянных судей, так и из судей ad litem. Секция Судебной камеры имеет те же полномочия и обязанности, что и Судебная камера в соответствии с настоящим Уставом, и выносит решения в соответствии с теми же правилами.

3. Семеро из постоянных судей входят в состав Апелляционной камеры. При рассмотрении каждой апелляции Апелляционная камера заседает в составе пяти из своих членов.

4. Лицо, которое для целей членства в составе камер Международного трибунала по Руанде может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином государства, в котором это лицо обычно осуществляет гражданские и политические права.

Статья 12

Квалификация и выборы судей

1. В качестве судей избираются лица, обладающие высокими моральными качествами, беспристрастностью и добросовестностью, которые удовлетворяют требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности. При определении общего состава камер должным образом учитывается опыт судей в области уголовного права, международного права, в том числе международного гуманитарного права и норм в области прав человека.

2. Члены Апелляционной камеры Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года (именуемого далее "Международным трибуналом по бывшей Югославии"), являются также членами Апелляционной камеры Международного трибунала по Руанде.

3. Судьи Судебных камер Международного трибунала по Руанде избираются Генеральной Ассамблеей из представляемого Советом Безопасности списка следующим образом:

а) Генеральный секретарь предлагает государствам - членам Организации Объединенных Наций и государствам, не являющимся членами Организации Объединенных Наций, которые имеют постоянные миссии наблюдателей в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, выдвигать кандидатуры на должности судей Судебных камер;

b) в течение тридцати дней после предложения Генерального секретаря каждое государство может выдвинуть не более двух кандидатур, отвечающих требованиям, изложенным в пункте 1, выше, причем среди них не может быть двух граждан одного и того же государства и никто из них не может быть гражданином того же государства, что и какой-либо из судей Апелляционной камеры;

с) Генеральный секретарь препровождает полученные кандидатуры Совету Безопасности. Из числа полученных кандидатур Совет Безопасности составляет список, в который включается не менее двенадцати и не более восемнадцати кандидатов, при этом должным образом учитывается надлежащее представительство в Международном трибунале по Руанде основных правовых систем мира;

d) Председатель Совета Безопасности препровождает список кандидатов Председателю Генеральной Ассамблеи. Из этого списка Генеральная Ассамблея избирает шесть судей Судебных камер. Избранными объявляются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов государств - членов Организации Объединенных Наций и государств, не являющихся членами Организации Объединенных Наций, которые имеют постоянные миссии наблюдателей в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. Если два кандидата из одного и того же государства получают необходимое большинство голосов, избранным считается кандидат, который получил большее число голосов.

4. В случае вакансии в Судебных камерах Генеральный секретарь после консультации с Председателем Совета Безопасности и Председателем Генеральной Ассамблеи назначает на соответствующий оставшийся срок полномочий лицо, отвечающее требованиям, изложенным в пункте 1, выше.

5. Судьи Судебных камер избираются на четыре года. Условия их службы являются такими же, как у судей Международного трибунала по бывшей Югославии. Они могут быть переизбраны.

Статья 12 кватер

Статус судей ad litem

1. В течение периода, на который они назначаются для исполнения функций в Международном трибунале по Руанде, судьи ad litem:

Целью настоящей статьи является определение и выявле­ние основных способов учреждения гибридных трибуналов и интернационализированных судов, созданных для уголовного преследования лиц, ответственных за серьезные преступления по международному праву.

На сегодняшний день можно выделить четыре способа учреждения гибридных трибуналов и интернационализиро­ванных судов. Во-первых, они могут быть созданы под эгидой резолюции Совета Безопасности ООН на территориях, где была введена временная администрация ООН. Во-вторых, это возможно путем двустороннего соглашения. В-третьих, орга­ны смешанной уголовной юрисдикции могут быть интегриро­ваны в судебную систему государства в качестве национальных судов, включающих в своей структуре международные эле­менты. Также, они могут учреждаться резолюцией Совета Без­опасности ООН.

Не существует единого шаблона, характеризующего учреждение уже существующих гибридных трибуналов. Хотя можно выделить некоторые общие факторы, все ги­бридные трибуналы возникли вследствие разных обстоя­тельств. Если говорить об общих чертах, то первое сход­ство между гибридными трибуналами заключается в том, что, в отличие от Международного уголовного трибуна­ла по бывшей Югославии и Международного уголовного трибунала по Руанде, большинство гибридных трибуна­лов не были созданы в соответствии с резолюцией Сове­та Безопасности ООН, руководствуясь главой VII Устава ООН. Единственным исключением из этого правила яв­ляется Специальный трибунал по Ливану. Другим сход­ством является ограниченная финансовая поддержка со стороны Организации Объединенных Наций. В большин­стве случаев, хотя Организация Объединенных Наций и другие государства способствуют нормальному функци­онированию гибридных трибуналов посредством взноса денежных средств, большая часть финансовой ответствен­ности за поддержание их основной функции лежит на по­страдавшем государстве.

Смешанные трибуналы, созданные под эгидой ООН. В тех случаях, когда сложившаяся постконфликтная ситуация характеризуется полным развалом всех правительственных структур или разрушением государственности, Организация Объединенных Наций может содействовать переходному эта­пу и создавать на данной территории временную администрацию, которая, в свою очередь, решает вопрос об учреждении гибридного трибунала. В этом контексте Организация Объ­единенных Наций может помогать с учреждением трибуна­ла и его администрированием, когда государство, затронутое конфликтом, не может либо не желает этого делать.

Одним из примеров гибридного трибунала, созданного временной администрацией ООН, являются Особые колле­гии по тяжким преступлениям в Восточном Тиморе, которые были учреждены в 2000 году. Восточный Тимор бушевал после окончания индонезийской оккупации в 1999 году. После того, как индонезийские ополченцы уничтожили большую часть столицы Дили, а массовые убийства стали нормой, Временная администрация Организации Объединенных Наций в Вос­точном Тиморе (ВАООНВТ), созданная резолюцией Совета Безопасности ООН № 1272(1999) от 25 октября 1999 года, учре­дила Особые коллегии при Окружном суде г. Дили в рамках своего мандата по установлению и поддержанию правопоряд­ка после окончания конфликта.В число проблем функциони­рования данного органа входило отсутствие финансирования, отсутствие интереса со стороны как Организации Объединен­ных Наций, так и народа Восточного Тимора, нежелание со­трудничества со стороны Индонезии, в результате чего были осуществлены судебные преследования преимущественно мелких преступников.

Организацией Объединенных Наций также был учреж­ден гибридный трибунал в Косово после жестокого конфлик­та между сербами и албанцами под руководством Слободана Милошевича. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о создании Миссии Организации Объединенных Наций по де­лам временной администрации в Косово (МООНК), которая была уполномочена создать новый судебный порядок и управ­лять судебными органами в Косово. Была создана гибридная судебная система, которая функционировала аналогично вну­тренней системе с добавлением международных элементов: применение международного права и вовлеченность между­народного персонала. В целях содействия осуществлению своих полномочий МООНК также помогала создавать сме­шанные судебные коллегии в Косово («Regulation 64» panels), в состав которых входили, в основном, международные судьи и международный прокурор. Проект в Косово получает между­народную поддержку от США, Европы и НАТО.

Смешанные трибуналы, созданные двусторонними согла­шениями. Государства, затронутые конфликтами, могут также создавать гибридные трибуналы в рамках двусторонних согла­шений с Организацией Объединенных Наций. Двусторонние соглашения могут выступать в качестве решения данного во­проса, когда правительство государства, о котором идет речь, не может договориться о создании местного трибунала или по другим обстоятельствам, связанным с внутренними политиче­скими проблемами.

Например, после гражданской войны в Сьерра-Леоне, длившейся одиннадцать лет, судебная система находилась в абсолютном беспорядке, лишенная возможности судебно­го преследования виновных в конфликте. Президент Ахмад Кабба обратился к Организации Объединенных Наций с просьбой оказать помощь в создании независимого, так на­зываемого, Специального суда. В течение нескольких месяцев Совет Безопасности ООН принял резолюцию, разрешающую Генеральному секретарю вступить в переговоры о создании предлагаемого суда. Официальное соглашение, подписанное 16 января 2002 года, создало Специальный суд по Сьерра-Ле­оне, полностью финансируемый добровольными взносами государств-членов Организации Объединенных Наций. Дан­ный орган уполномочен преследовать как внутренние, так и международные преступления, а кадровый состав включает местных и иностранных юристов.

Подобно Сьерра-Леоне, но с гораздо более длительным периодом переговоров, в рамках двустороннего соглашения между Организацией Объединенных Наций и правитель­ством Камбоджи были созданы Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи. Первый и второй премьер-министры Камбоджи обратились к Организации Объединенных Наций в 1997 году с просьбой об оказании помощи в создании трибунала для судебного преследования руководителей правительства крас­ных кхмеров, в результате которого погибло 1,7 миллиона че­ловек с 1975 по 1979 год. Группа экспертов ООН, созданная в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН с целью выявить возможные пути привлечения преступников к ответственности, рекомендовала создание трибунала и его функционирование под международным контролем. Однако правительство Камбоджи не приняло идею о создании сугубо международного трибунала. После серии сложных перегово­ров продолжительностью семь лет правительство Камбоджи и ООН, наконец, достигли соглашения, создавшего Чрезвы­чайные палаты в судах Камбоджи, финансируемые Камбод­жей и Организацией Объединенных Наций с добровольными пожертвованиями денег от других государств-членов между­народного сообщества и от частных доноров, а также с при­влечением иностранного персонала.

Гибридные трибуналы, созданные в качестве местных судов с включением международных элементов. Продолжая тему учреждения гибридных трибуналов, справедливо отме­тить, что государства могут также принять решение о создании данных органов в качестве национальных судов с официаль­ным международным участием. Эти трибуналы, в основном, являются внутренними, но также применяют международное право и в их состав входит некоторый международный пер­сонал для надзора за судебными разбирательствами. Данные местные гибридные трибуналы могут быть наиболее логич­ным выбором для тех государств, граждане которых опаса­ются чрезмерного международного участия. Однако в случае невключения норм международного права в свое внутреннее законодательство, эти гибридные трибуналы могут не обла­дать юрисдикцией для судебного преследования лиц, ответ­ственных за совершение важных международных преступле­ний, таких как геноцид или военные преступления.

Например, после конфликта в бывшей Югославии Дей­тонское мирное соглашение 1995 года создало Аппарат Вер­ховного представителя по Боснии и Герцеговине, которому было поручено реформировать судебную систему Боснии. Верховный представитель учредил Судебную палату по рас­следованию военных преступлений в Боснии и Герцеговине. Несмотря на то, что Судебная палата является национальным учреждением, действующим в соответствии с национальным законодательством, Палата нанимает различных международ­ных экспертов и персонал. В соответствии с соглашением меж­ду Аппаратом Верховного представителя по Боснии и Герце­говине и Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ) установлено, что Судебная палата прекратит исполь­зование международного персонала с истечением пятилетне­го срока, так что она и ее Секретариат, в конечном итоге, будут включены в систему внутреннего судопроизводства. Созда­ние Судебной палаты в рамках внутренней судебной системы сделало ее более доступной для боснийцев, чем МТБЮ, кото­рый находится в Гааге.

Смешанные трибуналы, созданные под эгидой резолю­ций Совета Безопасности ООН. Специальный трибунал по Ливану является единственным гибридным трибуналом, соз­данным в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в соответствии с запросом государства. Хотя Организа­ция Объединенных Наций и правительство Ливана пытались заключить двустороннее соглашение, аналогичное соглаше­нию со Сьерра-Леоне или Восточным Тимором, правитель­ство Ливана не смогло договориться о ратификации соглаше­ния. Трибунал был создан для установления виновных лиц в убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири 14 февраля 2005 года и привлечения их к уголовной ответ­ственности. Трибунал был создан в 2007 году, а его временная юрисдикция ограничивается преступлениями, совершенны­ми после 1 октября 2004 года.

Данный орган отличается от других гибридных трибу­налов двумя существенными особенностями. Во-первых, он имеет самую узкую юрисдикцию среди всех гибридных трибу­налов. Трибунал может рассматривать только преступления, совершенные против конкретного лица. Более того, Специаль­ный трибунал по Ливану является единственным трибуналом, обладающим юрисдикцией только в отношении преступле­ний, являющихся таковыми в соответствии с национальным законодательством, включая акт терроризма. Во-вторых, в отличие от других гибридных трибуналов, Специальный трибунал по Ливану находится в Гааге, и, хотя он не является официальным органом Организации Объединенных Наций, назначенный Секретариатом ООН Секретарь полномочен на­блюдать за повседневным функционированием Трибунала.

ШАКИРОВА Римма Исмагиловна
аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: