Международный суд и секретариат оон порядок формирования и функции этих органов

Обновлено: 26.04.2024

В структуру ООН входят: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

  • Рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации.
  • Организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения.
  • Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН.
  • Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов.
  • Избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов:

  • Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
  • Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) занимается международными правовыми вопросами.

В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 членов каждый год. 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • Пять — от государств Африки и Азии.
  • Один — от государств Восточной Европы.
  • Два — от государств Латинской Америки.
  • Два — от государств Западной Европы и других государств.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом «вето».

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения.
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения.
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования.
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК).
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).
  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА).
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Международный суд - главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

В структуру Секретариата ООН входят:

  • Канцелярия Генерального секретаря ООН (КГС)
  • Управление служб внутреннего надзора ООН (УСВН)
  • Управление по правовым вопросам ООН (УПВ)
  • Департамент по политическим вопросам ООН (ДПВ)
  • Управление по вопросам разоружения ООН (УВР)
  • Управление операций ООН (УО)
  • Департамент полевой поддержки ООН (ДПП)
  • Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ)
  • Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ)
  • Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению (ДГАКУ)
  • Департамент общественной информации ООН (ДОИ)
  • Департамент по вопросам управления ООН (ДУ)

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, отделения - в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение ООНаций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за употреблением наркотиков, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат ООН. Все они были созданы в соответствии с Уставом ООН в 1945 году, когда была основана Организация Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея

Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций, cостоящим из 193 государств-членов. Генеральная Ассамблея является единственным органом Организации Объединенных Наций, в котором представлены все 193 ее члена. В сентябре каждого года представители всех государств-членов собираются в зале Генеральной Ассамблеи в Нью-Йорке для участия в ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи и общих прениях. Решения по важным вопросам, таким как рекомендации в отношении мира и безопасности, выборы новых членов и бюджетные вопросы, принимаются большинством в две трети голосов государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Каждый год Генеральная Ассамблея избирает своего Председателя на новую сессию.

Совет Безопасности

Согласно Уставу, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности состоит из 15 членов (5 постоянных членов с правом вето и 10 непостоянных членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок). Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. В соответствии с Уставом, государства-члены соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Члены Совета Безопасности по очереди выполняют обязанности Председателя в течение месяца.

Экономический и Социальный Совет

Экономический и Социальный Совет является основным органом, занимающимся координацией, проведением обзора политики и разработкой рекомендаций по решению экономических, социальных и экологических вопросов. Совет также занимается осуществлением согласованных на международном уровне целей в области развития. Совет является центральным механизмом системы ООН и специализированных учреждений, отвечающим за работу в экономической, социальной и экологической сферах, а также координирущим и направляющим работу вспомогательных органов и экспертных групп. 54 члена Совета избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года. ЭКОСОС является центральной платформой для рассмотрения и обсуждения вопросов устойчивого развития.

Совет по Опеке

Совет по Опеке был учрежден в 1945 году Уставом ООН, глава XIII, в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки. К 1994 году все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года. Своей резолюцией, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости — по своему решению или решению своего Председателя, либо по просьбе большинства своих членов, Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности.

Международный Суд

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Международный Суд находится во Дворце мира в Гааге (Нидерланды). Это единственный из шести главных органов ООН, который находится не в Нью-Йорке. Суд выполняет две основные задачи: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями ООН. Международный Суд функционирует в соответствии со своим Статутом.

Секретариат

Секретариат — это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Сотрудников ООН принимают на работу на международной и местной основе, они заняты во всех местах службы ООН, а также в миротворческих операциях.

Служение делу мира в жестоких условиях действительности — занятие чрезвычайно опасное. С момента основания Организации Объединенных Наций на этой службе погибли сотни храбрых мужчин и женщин.

1. Суд избирает своего Секретаря тайным голосованием из числа кандидатов, предложенных членами Суда. Секретарь избирается на семилетний срок. Он может быть переизбран.

2. Председатель уведомляет членов Суда об открывшейся или предстоящей вакансии либо сразу же по возникновении вакансии, либо, если она откроется с истечением срока полномочий Секретаря, не менее чем за три месяца до его истечения. Председатель устанавливает дату закрытия списка кандидатов так, чтобы выделить достаточно времени на поступление выдвигаемых кандидатур и сведений о кандидатах.

3. При выдвижении кандидатур указываются соответствующие сведения о кандидате, и в частности сведения о его возрасте, гражданстве, нынешнем роде занятий, полученном высшем образовании, знании языков и любом предыдущем опыте работы в области права, дипломатии или деятельности международных организаций.

4. Избранным объявляется кандидат, получивший голоса большинства членов Суда, входящих в его состав на момент выборов.

Суд избирает заместителя Секретаря; на его выборы и срок его полномочий распространяются положения статьи 22 настоящего Регламента.

1. Перед тем как приступить к своим обязанностям, Секретарь делает в заседании Суда следующее заявление:

«Торжественно заявляю, что буду выполнять возлагаемые на меня обязанности Секретаря Международного Суда со всей преданностью, осмотрительностью и добросовестностью и буду неукоснительно соблюдать все положения Статута и Регламента Суда».

2. Перед тем как приступить к своим обязанностям, заместитель Секретаря делает в заседании Суда аналогичное заявление.

1. Сотрудники Секретариата назначаются Судом на основании предложений, представляемых Секретарем. При этом назначения на определенные Судом должности могут производиться Секретарем с одобрения Председателя.

2. Перед тем как приступить к своим обязанностям, каждый сотрудник делает Председателю в присутствии Секретаря следующее заявление:

«Торжественно заявляю, что буду выполнять возлагаемые на меня обязанности должностного лица Международного Суда со всей преданностью, осмотрительностью и добросовестностью и буду неукоснительно соблюдать все положения Статута и Регламента Суда».

1. При выполнении своих функций Секретарь:

b) ведет под надзором Председателя и в устанавливаемой Судом форме Общий список всех дел, регистрируемых и нумеруемых в том порядке, в каком в Секретариат поступают документы, которыми возбуждается дело, или просьбы о консультативном заключении;

c) обеспечивает хранение заявлений о признании юрисдикции Суда, которые сделаны не являющимися участниками Статута государствами в соответствии с какой-либо резолюцией, принятой Советом Безопасности на основании пункта 2 статьи 35 Статута, и препровождает их заверенные копии всем государствам — участникам Статута, другим государствам, сдавшим такие заявления, и Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций;

d) препровождает сторонам копии всех состязательных бумаг и приложенных документов по их поступлении в Секретариат;

е) доводит до сведения правительства страны, в которой заседает Суд или камера, и любых других правительств, которые могут быть затронуты, необходимые сведения о лицах, которым на основании Статута и соответствующих соглашений полагаются в тот или иной момент привилегии, иммунитеты или льготы;

f) присутствует сам или в лице своего заместителя в заседаниях Суда и камер, а также отвечает за составление протоколов таких заседаний;

g) принимает меры к выполнению или проверке могущих потребоваться Суду письменных и устных переводов на официальные языки Суда;

h) подписывает все решения, консультативные заключения и постановления Суда, а также протоколы, упомянутые в подпункте «f»;

i) отвечает за печатание и опубликование решений, консультативных заключений и постановлений Суда, состязательных бумаг и заявлений, а также протоколов открытых судебных заседаний по делам, равно как и любых других документов, об опубликовании которых может распорядиться Суд;

j) отвечает за всю административную работу, и в частности за ведение счетов и управление финансами в соответствии с финансовыми процедурами Организации Объединенных Наций;
k) разбирается с запросами относительно Суда и его работы;

l) содействует поддержанию отношений Суда с другими органами Организации Объединенных Наций, специализированными учреждениями, а также международными инстанциями и конференциями, занимающимися кодификацией и прогрессивным развитием международного права;

m) следит за тем, чтобы информация о Суде и его деятельности поступала в распоряжение правительств, высших национальных судов, профессиональных и ученых обществ, юридических факультетов и школ права, а также средств массовой информации;

n) обеспечивает хранение печатей и штампов Суда, архива Суда и любых других архивов, которые могут быть вверены Суду 2 .

2. Суд может в любой момент возложить на Секретаря дополнительные функции.

3. При исполнении своих функций Секретарь несет ответственность перед Судом.

1. Заместитель Секретаря помогает Секретарю, действует в качестве Секретаря в его отсутствие, а в случае, если эта должность становится вакантной, выполняет функции Секретаря, пока вакансия не будет заполнена.

2. Если и Секретарь, и заместитель Секретаря не в состоянии осуществлять обязанности Секретаря, Председатель назначает одно из должностных лиц Секретариата для исполнения этих обязанностей в течение срока, который может потребоваться. Если обе эти должности становятся вакантными одновременно, Председатель, проконсультировавшись с членами Суда, назначает одно из должностных лиц Секретариата для исполнения обязанностей Секретаря впредь до избрания нового Секретаря.

1. Секретариат состоит из Секретаря, заместителя Секретаря и других сотрудников, которые требуются Секретарю для действенного исполнения своих функций.

2. Суд устанавливает организацию Секретариата и с этой целью поручает Секретарю вносить предложения.

3. Секретарь составляет инструкции для Секретариата, утверждаемые Судом.

4. Сотрудники Секретариата подпадают под действие Положений о персонале, которые составляются Секретарем, насколько это возможно — в соответствии с Положениями и правилами о персонале Организации Объединенных Наций, и утверждаются Судом.

1. Секретарь может быть отрешен от должности лишь в том случае, если, по мнению двух третей членов Суда, он либо безвозвратно утратил способность выполнять свои функции, либо совершил серьезное нарушение своих обязанностей.

3. Заместитель Секретаря может быть отрешен от должности только на тех же основаниях и в том же порядке.

1 В настоящее время после принятия Судом каких-либо поправок к своему Регламенту эти поправки помещаются на веб-сайте Суда с указанием даты их вступления в силу и тех или иных условий, оговаривающих их применимость во времени (например, ограничивающих применимость измененного поправкой правила только теми делами, которые возбуждены после даты вступления этой поправки в силу), а также публикуются в «Ежегоднике» Суда. Статьи, в которые после 1 июля 1978 г. вносились поправки, помечены звездочкой и представлены здесь в редакции этих поправок.

2 Секретарь обеспечивает также хранение архива Постоянной Палаты Международного Суда, который был вверен нынешнему Суду по распоряжению, отданному Постоянной Палатой в октябре 1945 г. (I.C.J. Yearbook 1946–1947, р. 26), и архива процесса над главными военными преступниками, проведенного Международным военным трибуналом в Нюрнберге (1945–1946 гг.), который был вверен Суду по распоряжению, отданному Трибуналом 1 октября 1946 г.; Суд уполномочил Секретаря принять второй из названных архивов своим распоряжением от 19 ноября 1949 г.

Международный Суд (МС) является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН). Он был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.


Печать Суда

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

Арбитражное разбирательство по делу о судне «Алабама» в 1872 году знаменует собой другой решающий этап. Соединенные Штаты и Великобритания передали на арбитражное разбирательство претензии Соединенных Штатов, связанные с предполагаемыми нарушениями Великобританией нейтралитета в период гражданской войны в Америке. Арбитражный трибунал, состоявший из членов, назначенных сторонами и тремя другими странами, постановил, что Великобритания должна выплатить компенсацию. Образцовое выполнение Великобританией арбитражного решения продемонстрировало эффективность арбитража при урегулировании крупного спора.

Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

ППТС, которая начала работать в 1902 году, по-прежнему существует. Она независима от всех других международных организаций, и по состоянию на 2000 год сторонами Конвенции являются 89 государств. Хотя она имеет Международное бюро, находящееся в Гааге и выполняющее функции, соответствующие функциям судебной канцелярии, она в действительности не является постоянным судом или арбитражным органом. Бюро ведет список юристов (до четырех человек от одного государства-участника, которые вместе составляют так называемую «национальную группу» этого государства), из которого соответствующие стороны спора могут выбирать членов арбитражного трибунала.

Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

Различия между ППТС и МС

ППТС (арбитраж)

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны

МС (судебное разрешение)

  • Суд уже учрежден
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН

Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

  • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
  • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
  • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Дворец мира — местопребывание МС

Дворец мира, местопребывание Суда


Дворец мира, местопребывание Суда

Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
(тел.: + 31 70 302 4137).

Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

В систему также включаются и специализированные учреждения:

Международный валютный фонд,

Международный банк реконструкции и развития,

Международная финансовая корпорация,

Международная ассоциация развития,

Международная морская организация,

Международная организация гражданской авиации,

Международная организация труда,

Международный союз электросвязи,

Всемирный почтовый союз,

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,

Всемирная организация здравоохранения,

Всемирная организация интеллектуальной собственности,

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,

Всемирная метеорологическая организация,

Международный фонд сельскохозяйственного развития,

Международное агентство по атомной энергии

Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и деятельность каждого из них, а также те вопросы, которые не относятся к их компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.

Генеральная ассамблея ООН - обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключением ст.12, давать рекомендации членам ООН и (или), Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам. Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности ООН, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения. Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и после обсуждения. Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполняет по отношению к ним возложенные на него Уставом ООН функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом. Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН. Генеральная Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.

Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна - Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе фактически не участвует.

Международный Суд ООН это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного Суда. Этот орган имеет множество специфических особенностей т.к. в отличие от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства - судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Секретариат ООН это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.

21. Специализированные учреждения ООН.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ООН - международные межправительственные организации, осуществляющие деятельность в экономической, социальной, культурной и иных областях. Связаны с ООН, что практически выражается в наличии соглашений между ними и ООН, а также в определенных формах их связи с другими органами ООН. При этом С.у. ООН являются самостоятельными международными организациями. Структура, компетенция и другие вопросы их организации определены в международно-правовом порядке договорами, соглашениями или учредительными актами, регламентами деятельности их органов. К настоящему времени существуют 14 С.у. ООН: Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирный банк (включает: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Международную ассоциацию развития (MAP), 'Международный валютный фонд (МВФ), Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД), Международную организацию труда (МОТ), Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).


22. Региональные международные организации, их общая характеристика.
Устав ООН (ст. 52) допускает существование "региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий", оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мирное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право использовать такие организации для принудительных действий под его руководством.
Региональный статус имеют также отдельные общеполитические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района, и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.
Для признания организации региональной необходимо:
1) пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;
2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.
Именно таковы Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Строго региональный характер имела Организация Варшавского Договора (ОВД), существовавшая в 1955—1991 гг. акта.

23. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе – это международная межправительственная организация, регулирующая отношения по безопасности и содействию сотрудничеству в Европе.
К высшим органам организации относятся главы государств и правительств, которые компетентны рассматривать наиболее важные и актуальные проблемы безопасности и других сфер сотрудничества государств.
Центральным руководящим органом является Совет министров, ответственный за принятие решений. Данный Совет собирается из глав министерств иностранных дел государств и назначает страну, чей представитель в течение года будет исполнять обязанности председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Руководящий совет – это орган, который ответственен за подготовку заседаний Совета, за выполнение его решений, за координацию деятельности его вспомогательных органов. В компетенцию Руководящего совета входят: рассмотрение вопросов в случае возникновения критических ситуаций и использование механизма мирного урегулирования.
Постоянный совет – это орган для ведения политических консультаций и принятия текущих решений, а также для рассмотрения чрезвычайных ситуаций. В его состав входят постоянные представители государств-участников.
Секретариат – это орган, обеспечивающий организационно-техническое обслуживание засе-данийосновных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы. Генеральный секретарь участвует в координации деятельности различных органов, оказывает помощь действующему председателю.
Разоружение – это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию.
В пункте 1 ст. 11 Устава ООН закреплено: «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружения» относятся к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности». Рассмотрение этих принципов входит в компетенцию Генеральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопросам рекомендации Совету Безопасности и членам ООН. Совет Безопасности несет ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования вооружения» (ст. 26 Устава ООН); в решении этой задачи ему содействует Военно-штабной комитет, который дает советы и оказывает помощь по вопросам, относящимся к «регулированию вооружений и к возможному разоружению» (п. 1 ст. 47 Устава ОНН).
Основными источниками в области разоружения являются Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г., Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г. (например, Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).


24. Совет Европы.
44. СОВЕТ ЕВРОПЫ
Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г.
Целью Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Цель достигается усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.
Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих проблемах: правовое обеспечение прав человека; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД, наркомания); развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы.
В рамках Совета Европы разработано большое количество международно-правовых документов, являющихся источниками международного публичного права. Среди них Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. и протоколы к ней; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.
В рамках Совета Европы создан механизм контроля предотвращения нарушений прав человека в государствах-участниках – Европейский Суд по правам человека, который рассматривает жалобы граждан государств – участников СЕ при условии, что они использовали все эффективные национальные методы защиты и восстановления нарушенных прав.
Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров и Секретариат.
Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов и является высшим органом Совета Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно два раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств – членов Совета Европы. Консультативная ассамблея состоит из депутатов и их заместителей. Количество представителей от каждой страны зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций: демократы и реформаторы, демократы, либералы и социалисты.
Согласно ст. 4 Устава Совета Европы государство, желающее вступить в Совет Европы, должно выполнить следующие условия: соответствие своих институтов и правового устройства основополагающим принципам демократии, а также соблюдение прав человека; избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов.
Членами Совета Европы является 41 государство, в том числе Россия. Штаб-квартира организации расположена в г. Страсбурге.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: