Международный экологический суд это
Обновлено: 28.03.2024
Аннотация: показана необходимость международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды в условиях глобализации. Дана характеристика международных организаций и программ по охране окружающей среды.
Цель лекции: ознакомиться с международной стороной деятельности по охране окружающей среды.
Международное сотрудничество лежит в основе концепции устойчивого развития. Многие экологические проблемы носят трансграничный и даже глобальный характер. Вмешательство в природную среду не только наносит прямой ощутимый ущерб , но и постепенно разрушает экосистемы, создавая отдаленные негативные последствия. Последствия нарушения баланса в экосистемах сказываются на состоянии природной и окружающей сред всей планеты. Поэтому необходимость международного сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды очевидна.
Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды включает в себя:
- Работу международных организаций по контролю за состоянием окружающей среды и соблюдением международных экологических соглашений.
- Учреждение международных экологических программ и проектов.
- Обмен опытом в сфере охраны окружающей среды.
Одной из основных международных организаций является Организация Объединенных наций (ООН). Еще в 1972 году ООН включила в сферу своей деятельности глобальные экологические проблемы. В ООН существует отдельное подразделение по охране окружающей среды – ЮНЕП (United Nations Environment programme – Программа ООН по окружающей среде). Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения). Программа ЮНЕП действует на постоянной основе. Основные направления деятельности ЮНЕП [12.1]:
- Противодействие изменению климата.
- Снижение угрозы от природных и техногенных катастроф.
- Внедрение в странах мира системы экологического менеджмента на макроуровне в целях сохранения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития.
- Содействие внедрению экологического руководства и обеспечение международного сотрудничества по вопросам природопользования.
- Минимизация воздействия химических веществ на человека и окружающую среду.
- Обеспечение уровней производства и потребления, необходимых для достижения устойчивого развития.
- Предоставление свободного доступа у информации о состоянии окружающей среды.
Организационная структура ЮНЕП включает в себя региональные представительства, секретариаты, подразделения и центры сотрудничества. Региональные представительства включают в себя:
- Отдел регионального сотрудничества ЮНЕП.
- Региональное бюро для стран Африки (г. Аддис-Абеба).
- Региональное бюро для стран Азии и Тихоокеанского бассейна (г. Пекин).
- Европейское региональное бюро (г. Москва, г. Брюссель, г. Вена).
- Региональное бюро для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (г. Мехико, г. Рио-де-Жанейро).
- Региональное бюро для стран Северной Америки.
- Региональное бюро для стран Западной Азии (г. Каир).
- Офис ЮНЕП в Нью-Йорке.
Деятельность секретариатов ЮНЕП связана с конвенциями по различным проблемам (изменению климата, озону, биоразнообразию и др.). В ЮНЕП действуют следующие подразделения :
- Отдел коммуникаций и информирования общественности.
- Отдел экологического права и природоохранных конвенций.
- Отдел по осуществлению природоохранной политики.
- Отдел технологий, промышленности и экономики.
- Отдел раннего предупреждения и оценки.
В рамках ЮНЕП действуют центры сотрудничества по различным экологическим проблемам, например, Базельское агентство по устойчивой энергетике, глобальная база данных по ресурсам, центр экоустойчивых зданий, Франкфуртская школа финансов и менеджмента и др.
Помимо ЮНЕП, охраны окружающей среды касаются в своей деятельности и другие независимые международные организации , действующие под эгидой ООН:
- ЮНЕСКО - Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Education, Scientific an Cultural Organization). Некоторые программы и комитеты ЮНЕСКО напрямую связаны со сбережением природного капитала, например [12.2]:
- программа "Человек и биосфера": наблюдение за глобальными экологическими изменениями, изучение и сохранение биоразнообразия, создание мировой сети биосферных заповедников, издание справочников и создание баз данных по биоразнообразию.
- Межправительственная океанографическая комиссия: исследование климата, изучение морских и океанических экосистем, изучение взаимодействия моря и суши в прибрежных зонах и другие исследования, связанные с океаном.
- Международная программа по геонаукам: изучение геологических объектов, решение глобальных экологических проблем, экологический мониторинг, решение проблем добычи и использования природных ресурсов, предсказание экологических и природных катастроф, предотвращение стихийных бедствий.
- "Вода, санитария и гигиена": обеспечение доступа к качественной питьевой воде на всей планете, мониторинг состояния водных ресурсов и водоснабжения.
- "Гигиена окружающей среды в условиях чрезвычайных ситуаций".
- "Здоровье детей и окружающая среда".
- "Изменение климата и здоровье людей".
- "Ионизирующая радиация": поиск способов защиты людей от воздействия радиации при техногенных авариях, в окружающей среде, на рабочих местах.
- международная программа по химической безопасности: предотвращение острых и хронических отравлений химическими веществами, в том числе в результате промышленных выбросов и сбросов.
- "Окружающая среда и социальные детерминанты здоровья": изучение влияния экологического и социального факторов на здоровье населения. Поиск и использование резервов оптимизации социально-природных взаимодействий.
Ряд международных организаций , работающих не под эгидой ООН, также занимаются проблемами окружающей среды. Наиболее известные из них:
- Римский клуб – международная неправительственная организация, занимающаяся изучением проблем устойчивого развития, эколого-экономических и социально-природных взаимодействий в масштабе всей планеты. Участники Римского клуба не занимают должностей в правительствах и действуют не в интересах отдельных государств, а в интересах всего человечества.
- Гринпис (Greenpeace) – независимая международная общественная организация, цель которой – предотвращение негативных воздействий на окружающую среду. Гринпис привлекает внимание общественности к экологическим проблемам, проводит акции протеста против разрушения природы в процессе хозяйственной деятельности, контролирует охрану окружающей среды в разных странах мира, является официальным наблюдателем во многих международных конвенциях по охране окружающей среды. Гринпис имеет отделения в 32 странах мира.
- Международный экологический суд рассматривает конфликты в сфере экологии, затрагивающие интересы нескольких государств. Решение об обращении в Международный экологический суд принимают сами участники конфликта. Дело рассматривается по принципу третейского суда на основании норм международного права, национальных законодательств и международных экологических соглашений.Всемирный фонд дикой природы (WWF). Основная цель WWF – сохранение биоразнообразия, охрана редких видов животных. Направления работы – создание особо охраняемых природных территорий, охрана вымирающих видов животных, устойчивое управление лесами, устойчивое морское рыболовство, борьба с климатическими изменениями, развитие возобновляемой энергетики, снижение показателя "экологический след" [12.6].
- Международный союз охраны природы (МСОП) ставит своей целью обеспечение рационального природопользования и решение глобальных экологических проблем. Именно МСОП ведет Международную Красную книгу. МСОП включает в себя комиссии, занимающиеся отдельными проблемами:
- Комиссия по выживанию видов;
- Всемирная комиссия по охраняемым территориям;
- Комиссия по экологическому праву;
- Комиссия по экологической, экономической и социальной политике;
- Комиссия по образованию и коммуникации;
- Комиссия по управлению экосистемами.
Международные отношения в сфере охраны окружающей среды регулируются международным экологическим правом (интерэкоправо). Объекты международно-правовой охраны подразделяются на два типа:
Государствами мира подписано множество конвенций, соглашений, протоколов по общим и частным вопросам охраны окружающей среды. Международные соглашения регулируют загрязнение окружающей среды , использование морских ресурсов, флоры и фауны, обращение опасных веществ и многие другие частные аспекты охраны окружающей среды. Национальное законодательство, регулирующее природопользование в странах, подписавших международные соглашения, разрабатывается с учетом требований этих соглашений. Подписание конвенции или соглашения налагает на государство определенные обязательства в сфере экологии. Наиболее существенные международные соглашения в области охраны окружающей среды [12.8]:
- Конвенция о биологическом разнообразии.
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры.
- Венская конвенция об охране озонового слоя.
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.
- Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
- Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием.
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата.
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
- Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
- Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.
Финансирование международных программ и проектов, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, осуществляется за счет экологических фондов. Крупнейшим из них является Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Деятельность ГЭФ тесно связана с ООН, в частности, с ЮНЕП, а также со Всемирным банком. Фонд формируется за счет внесения средств разными государствами. ГЭФ финансирует проекты, связанные с климатическими изменениями, сохранением биоразнообразия, сохранением озонового слоя Земли, загрязнением водоемов и атмосферы. Финансирование проектов и программ осуществляется в форме грантов и льготных кредитов. Гранты, как правило, предоставляются на научные исследования, экологический мониторинг и т.п., а льготные кредиты – на проведение природоохранных мероприятий, реализацию проектов по внедрению малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий. Помимо ГЭФ, финансирование природоохранной деятельности осуществляют такие международные финансовые организации, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), фонд ЮНЕП, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др. [12.8].
Российская федерация принимает участие практически во всех формах международного сотрудничества, что отражено в статьях 81-82 Федерального закона "Об охране окружающей среды" [12.8].
Ключевые термины: международное сотрудничество, международная организация.
В практической деятельности мирового сообщества возникают экологические споры, требующие разрешения международными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана «камера по экологическим вопросам» - Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд), созданный по инициативе группы юристов на учредительной конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г. Он является неправительственной организацией. Первый состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда.
Суд разрешает международные споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в трех формах:
а) путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации;
б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе;
в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.
Рассмотрение споров в Международном экологическом суде основано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела. Круг лиц, которые могут обращаться в Международный экологический суд, неограничен (это могут быть частные лица, общественные организации, государственные органы, включая правительства).
Международный экологический суд может рассматривать широкий круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или прекращением экологически вредной деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некоторых других - споры о защите экологических прав граждан.
Рассмотрение дел в Международном экологическом суде основано на международном праве окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах.
[1] Чубуков Г. В. Экологическое право - развивающаяся отрасль отечественного законодательства // «Журнал российского права». 2001. № 7.
[2] Духно Н. А. Концепция экологического правопорядка Российской Федерации // Право и политика. 2000. № 9.
[5] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. Т. 2 / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2000. С. 23.
[7] См.: Игнатьева И.А. Цели и задачи экологического законодательства // Гос. и право. 2002. № 7.
[8] Аналогичным образом М.М. Бринчук считает принципами права окружающей среды основные принципы охраны окружающей среды (см.: Бринчук М.М. Указ. соч. С. 89).
[9] О законодательных актах, включаемых в систему экологического законодательства см.: Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. М., 2001. С. 84-98.
[10] Колбасов О.С. Экология: политика-право. М., 1976, с. 176.
[11] Шемшученко Ю.С. Государственное управление охраной окружающей среды в СССР. Автореферат доктр. дисс., Киев, 1978. С. 10.
[12] Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. -М., 1980, с.24.
[13] Большой словарь официальных юридический терминов / Сост. Фединский Ю. И. М.: Экономика, 2001; Голиченков А. К. Эколого-правовой словарь // Экологическое право. 2003. № 3-6; 2004. № 1-2
[14] Краткий экологический словарь по курсу «Основы права» / Сост. Бударин Н. Н. и др. Орел: ВИПС, 1994. С. 18
[15] Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Боголюбова С. А. М.: Норма, 2000. С. 224-225
[16] Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Боголюбова С. А. М.: Норма, 2000. С. 314-315
[17] Краткий экологический словарь по курсу «Основы права» / Сост. Бударин Н. Н. и др. Орел: ВИПС, 1994. С. 22
[18] Экологический словарь / Сост. Делятицкий С. И др. М., 1993. С. 41
[19] Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова М. Ю. М., 2001. С. 463
[20] Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Боголюбова С. А. М.: Норма, 2000. С. 183-184
[21] Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 340
[22] Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 305-306
[23] Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь. Казань: Природа, 2000. С. 321
[24] Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 304
[25] Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. С. 316.
[26] Бринчук М.М. О достоинствах нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» // Экологическое право. 2002. N 3.
[27] Будай С.Н. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил в Концепции национальной безопасности России//Российский военно-правовой сборник. 2004. № 1. С. 139-143.
[28] См.: директиву Министра обороны РФ «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах РФ» от 12 июля 1997 г. № Д-10.
[29] См. подробнее: Тер-Акопов А.А. Экологическая безопасность. М.: МНЭПУ, 2001; Галяметдинова А.Ю. Международно-правовые аспекты экологической безопасности. Дисс.: канд. юрид. наук. Казань, 2000.
[30] См.: Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении военно-оборонной деятельности РФ. Дисс. : докт. юрид. наук. М., 2000.
[31] См.: Королева Н.С. Правовые проблемы утилизации атомных подводных лодок // Государство и право. 2004. № 3. С. 95.
Выбросы в атмосферу, загрязнение рек, морей и океанов и т. п. не могут быть ограничены государственными границами. Таким образом, ряд важнейших частей ОС относится к объектам международного сотрудничества. Прежде всего это объекты, не входящие в юрисдикцию государств.
• Космос — самый характерный международный объект охраны — достояние всего человечества.
• Антарктида — материк мира и международного сотрудничества, принципы охраны и использования которого установлены еще в 1959 г. специальным Договором об Антарктиде.
• Атмосфера Земли, в которой из-за природной циркуляции воздуха возникли глобальные экологические проблемы: погодно-климатические изменения; разрушение озонового слоя; трансграничный перенос загрязняющих веществ.
• Мировой океан — огромная кладовая природных ресурсов и общепланетарная транспортная система, давние попытки национальных притязаний на которые завершились лишь в 1973 г. с подписанием Конвенции ООН по морскому праву, где подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (кроме территориальных вод, внешняя граница которых установлена на расстоянии 12 миль от берега); признано суверенное право государств на биоресурсы в их прибрежных 200-мильных зонах.
Кроме того, это объекты, входящие в юрисдикцию государств:
• разделяемые природные ресурсы, находящиеся в пользовании двух и более государств (реки Дунай, Рейн, моря Балтийское, Средиземное и др.);
• редкие и исчезающие растения и животные, занесенные в международную Красную книгу;
• уникальные природные объекты, принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, памятники природы и др.), на содержание и охрану которых выделяются средства международными организациями за счет специальных фондов.
Впервые основные принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972). В современном понимании они изложены в Декларации конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992).
Международные экологические организации
Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.
Большой вклад в решение проблем охраны ОС вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения.
Специализированные учреждения ООН в сфере охраны ОС:
ЮНЭП (от англ. UNEP — United Nations Environmental Program — Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 г. и является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.
ЮНЕСКО (от англ. UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 г.
ФАО(от англ. FAO — Food and Agricultural Organization UN — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), образованная в 1945 г., занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), созданная в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной ОС.
ВМО (Всемирная метеорологическая организация) — учреждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом ОС, в том числе:
• оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;
• изучение воздействия на озоновый слой Земли.
МОТ(Международная организация труда) — специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.
МАГАТЭ(Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением.
Неправительственные международные организации
В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько сотен (по разным данным 200—500) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.
Международный союз по охране природы —МСОП (от англ. IUCN International Union for the Conservation of Nature) — создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП — инициатор ведения Красных книг.
Всемирный фонд охраны дикой природы (от англ. WWF — World Wide Fund for Nature) — самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн долл. США.
Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны ОС.
Римский клуб (РК) —международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности — организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области.
Римский клуб положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленный вопрос ряду выдающихся ученых того времени была заказана серия «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества». Полученные результаты прогнозирования перспектив развития мира по компьютерным моделям были опубликованы и обсуждались во всем мире.
Первым в 1972 г. был доклад группы Д. Медоуза «Пределы роста».
В период с 1973 по 1980 гг. (годы расцвета деятельности и международного влияния Римского клуба) были подготовлены еще несколько докладов, в том числе Я. Тинбергеном (1977), Э. Ласло (1977). В 1978—1980 гг. обсуждались проблемы переработки отходов, использования энергии, организации общества, достижения изобилия и благосостояния. Важную роль сыграл доклад Боткина с соавторами «Нет пределов обучению» (1980).
В 1994 г. Э. Вайцзеккер с соавторами подготовили обстоятельный доклад «Фактор четыре», наметивший основные пути решения проблем энергосбережения. В настоящее время Римским клубом продолжаются исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные перемены, особенно в геополитике, при этом экологическая ситуация на планете продолжает ухудшаться.
Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав еудей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.
Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права ОС, национального законодательства сторон и прецедентов.
ГРИНПИС (Greenpeace — «Зеленый мир»)— независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн членов, 1/3 которых — американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 г.
Конференции и соглашения
Ежегодно в мире проводятся сотни и даже тысячи конференций экологического направления (многосторонние и двусторонние, правительственные и неправительственные), на которых принимаются соответствующие документы: соглашения, конвенции, декларации, договоры и др. Это одна из развитых форм международного сотрудничества.
Приняв международные обязательства СССР, Россия стала участницей всех соответствующих международных соглашений. Особый интерес и особое международное значение, по мнению авторов, имеют следующие конференции и соглашения, приводимые в хронологическом порядке:
Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 2 декабря 1946 г.), дополнившая и развившая положения Соглашения по регулированию китобойного промысла (Лондон, 8 июня 1937 г.);
Первая Межправительственная конференция экспертов по научным основам рационального использования и сохранения естественных ресурсов биосферы (Париж, 4—13 сентября 1968 г.), подготовленная ЮНЕСКО в сотрудничестве с ООН, ФАО, ВОЗ, МСОП и др. Работа шла по трем направлениям: научные исследования, образование, политика;
Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, 5—6 июня 1972 г.) при участии 113 стран приняла два основных документа:
Декларацию принципов,включающую 26 основных положений;
План мероприятий,где обозначены пути решения организационных, экономических и политических задач взаимоотношений государств при сотрудничестве в области охраны ОС;
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, ноябрь 1972 г.);
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.) с участием стран Европы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. С целью реализации достигнутых соглашений позже приняты:
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха(Женева, 13 ноября 1979 г.);
Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий(Хельсинки, 17 марта 1992 г.);
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и дополнениями от 18 декабря 1971 г. и от 19 ноября 1976 г.);
Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (28 октября 1981 г.), определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества и способствовала формированию экологической политики государств на то время;
Венская встреча представителей государств — участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22 апреля 1985 г.), принявшая итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации: сократить выбросы в атмосферусеры на 30% до 1995 г., а также углеводородов и других загрязняющих веществ; разработать способы захоронения опасных отходов,альтернативных способу захоронения в море; сократить производство озоноразрушающих веществ; провести исследования ролиС02 в глобальных климатических изменениях;
Монреальская встреча (Монреаль, 16 сентября 1987 г.), на которой представители 98 стран приняли Соглашение (Монреальский протокол) о постепенном прекращении серийного производства хлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу; ,.
Лондонская встреча (Лондон, 27—29 июня 1990 г.), где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекратить производство ХФУ к 2000г.;
Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольмской конференции. В Конференции участвовали 179 государств и более 30 международных организаций; на ней встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. В Рио были обсуждены и приняты пять основных документов:
Декларация Рио по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;
Программа действий ООН «Повестка дня на XXI век»— программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения;
Заявление «О принципах в отношении лесов», касающееся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни;
Рамочная конвенция «Об изменении климата», цель которой — стабилизация концентрации в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаданса климата планеты;
Конвенция «О биологическом разнообразии», требующая, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия;
Общеевропейская конференция министров окружающей среды (София, октябрь 1995 г.) приняла итоговые документы, основные из которых:
Экологическая программа для Европы;
Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (Киото, Япония, декабрь 1997 г.), на которой подписан Протокол к Конвенции или Киотский протокол (см. разд. 9.1.1).
Международный конгресс по устойчивому развитию (World Summit on Sustainable Development), 26.08 — 04.09.2002, Йоханнесбург, ЮАР.
Возрастающий интерес международного сообщества к проблемам охраны окружающей среды нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, посвященных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций.
Такие организации позволяют объединить природоохранную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем.
Организационные формы международного сотрудничества стали многообразными. Они подразделяются на международные правительственные организации (МПО) и международные неправительственные объединения (МНПО).
Крупнейшей международной межправительственной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН). В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения в сфере охраны окружающей среды:
ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 года и является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН. С момента создания ЮНЕП внесла достойный вклад в дело охраны возобновляемых природных ресурсов и в постепенный переход человечества к устойчивому развитию. При участии ЮНЕП был подготовлен и заключен целый ряд международных соглашений и конвенций по экологическим проблемам.
ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 года с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 году.
ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), образованная в 1945 году, занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.
ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), созданная в 1946 году, имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной окружающей среды.
ВМО (Всемирная метеорологическая организация) - создана как специализированное учреждение ООН в 1951 году, природоохранные функции которой связаны, прежде всего, с глобальным мониторингом окружающей среды, в том числе:
·оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;
·изучение воздействия на озоновый слой Земли.
МОТ (Международная организация труда) - специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 году при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.
Необходимость международного сотрудничества в области изучения и использования в мирных целях атомной энергии привела к созданию в 1957 году Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением.
В целях исследования значения океана для человечества в 1960 году была создана Межправительственная океаническая комиссия (МОК).
Международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинский комитет по охране Балтийского моря (ХЕЛКОМ) и другие.
Неправительственные международные организации
Важную роль в решении экологических проблем играют международные неправительственные организации: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд охраны природы (ВФОП), Международная молодежная федерация (ММФ), Международный совет научных союзов (МСНС), Всемирная конфедерация организации преподавательских профессий (ВКОПП) и многие другие.
В конце 90-х годов ХХ века в мире насчитывалось несколько сотен (по разным данным 200 - 500) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.
Международный союз по охране природы (МСОП) - создан в 1948 году в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. МСОП - инициатор ведения Красных книг. Им составлены Красные книги всей планеты. МСОП разработал и принял ряд официальных документов Всемирная стратегия охраны природы, Хартия охраны природы и т.д. [2].
Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF) - самая многочисленная частная международная экологическая организация, созданная в 1961 году, объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 году), а также около 5 миллионов индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям. В природоохранные проекты России уже вложено более 12 миллионов долларов США.
ГРИНПИС (Greenpeace - «Зеленый мир») - независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 году. Она насчитывает около 1,5 миллиона членов, одна треть которых - американцы. ГРИНПИС имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране окружающей среды, имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 года.
Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 году, уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны окружающей среды.
Римский клуб (РК) - международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности - организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области. Римский клуб положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой». Членство в Римском клубе ограничено (100 человек). Это люди, не занимающие официальные правительственные посты и не представляющие интересы каких-либо стран. В работе Римского клуба участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. В разное время действительными членами клуба были академики Д.М. Гвишиани, Е.К. Федоров, В.Е. Примаков, А.А. Логунов, Ч. Айтматов, почетными членами - М.С. Горбачев и Б.Е. Патон [7].
Международный экологический суд (МЭС) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 года. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России. Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права охраны среды, национального законодательства сторон и прецедентов.
Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.п.
Аннотация: показана необходимость международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды в условиях глобализации. Дана характеристика международных организаций и программ по охране окружающей среды.
Цель лекции: ознакомиться с международной стороной деятельности по охране окружающей среды.
Международное сотрудничество лежит в основе концепции устойчивого развития. Многие экологические проблемы носят трансграничный и даже глобальный характер. Вмешательство в природную среду не только наносит прямой ощутимый ущерб , но и постепенно разрушает экосистемы, создавая отдаленные негативные последствия. Последствия нарушения баланса в экосистемах сказываются на состоянии природной и окружающей сред всей планеты. Поэтому необходимость международного сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды очевидна.
Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды включает в себя:
- Работу международных организаций по контролю за состоянием окружающей среды и соблюдением международных экологических соглашений.
- Учреждение международных экологических программ и проектов.
- Обмен опытом в сфере охраны окружающей среды.
Одной из основных международных организаций является Организация Объединенных наций (ООН). Еще в 1972 году ООН включила в сферу своей деятельности глобальные экологические проблемы. В ООН существует отдельное подразделение по охране окружающей среды – ЮНЕП (United Nations Environment programme – Программа ООН по окружающей среде). Штаб-квартира ЮНЕП находится в г. Найроби (Кения). Программа ЮНЕП действует на постоянной основе. Основные направления деятельности ЮНЕП [12.1]:
- Противодействие изменению климата.
- Снижение угрозы от природных и техногенных катастроф.
- Внедрение в странах мира системы экологического менеджмента на макроуровне в целях сохранения природных ресурсов и обеспечения устойчивого развития.
- Содействие внедрению экологического руководства и обеспечение международного сотрудничества по вопросам природопользования.
- Минимизация воздействия химических веществ на человека и окружающую среду.
- Обеспечение уровней производства и потребления, необходимых для достижения устойчивого развития.
- Предоставление свободного доступа у информации о состоянии окружающей среды.
Организационная структура ЮНЕП включает в себя региональные представительства, секретариаты, подразделения и центры сотрудничества. Региональные представительства включают в себя:
- Отдел регионального сотрудничества ЮНЕП.
- Региональное бюро для стран Африки (г. Аддис-Абеба).
- Региональное бюро для стран Азии и Тихоокеанского бассейна (г. Пекин).
- Европейское региональное бюро (г. Москва, г. Брюссель, г. Вена).
- Региональное бюро для стран Латинской Америки и Карибского бассейна (г. Мехико, г. Рио-де-Жанейро).
- Региональное бюро для стран Северной Америки.
- Региональное бюро для стран Западной Азии (г. Каир).
- Офис ЮНЕП в Нью-Йорке.
Деятельность секретариатов ЮНЕП связана с конвенциями по различным проблемам (изменению климата, озону, биоразнообразию и др.). В ЮНЕП действуют следующие подразделения :
- Отдел коммуникаций и информирования общественности.
- Отдел экологического права и природоохранных конвенций.
- Отдел по осуществлению природоохранной политики.
- Отдел технологий, промышленности и экономики.
- Отдел раннего предупреждения и оценки.
В рамках ЮНЕП действуют центры сотрудничества по различным экологическим проблемам, например, Базельское агентство по устойчивой энергетике, глобальная база данных по ресурсам, центр экоустойчивых зданий, Франкфуртская школа финансов и менеджмента и др.
Помимо ЮНЕП, охраны окружающей среды касаются в своей деятельности и другие независимые международные организации , действующие под эгидой ООН:
- ЮНЕСКО - Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Education, Scientific an Cultural Organization). Некоторые программы и комитеты ЮНЕСКО напрямую связаны со сбережением природного капитала, например [12.2]:
- программа "Человек и биосфера": наблюдение за глобальными экологическими изменениями, изучение и сохранение биоразнообразия, создание мировой сети биосферных заповедников, издание справочников и создание баз данных по биоразнообразию.
- Межправительственная океанографическая комиссия: исследование климата, изучение морских и океанических экосистем, изучение взаимодействия моря и суши в прибрежных зонах и другие исследования, связанные с океаном.
- Международная программа по геонаукам: изучение геологических объектов, решение глобальных экологических проблем, экологический мониторинг, решение проблем добычи и использования природных ресурсов, предсказание экологических и природных катастроф, предотвращение стихийных бедствий.
- "Вода, санитария и гигиена": обеспечение доступа к качественной питьевой воде на всей планете, мониторинг состояния водных ресурсов и водоснабжения.
- "Гигиена окружающей среды в условиях чрезвычайных ситуаций".
- "Здоровье детей и окружающая среда".
- "Изменение климата и здоровье людей".
- "Ионизирующая радиация": поиск способов защиты людей от воздействия радиации при техногенных авариях, в окружающей среде, на рабочих местах.
- международная программа по химической безопасности: предотвращение острых и хронических отравлений химическими веществами, в том числе в результате промышленных выбросов и сбросов.
- "Окружающая среда и социальные детерминанты здоровья": изучение влияния экологического и социального факторов на здоровье населения. Поиск и использование резервов оптимизации социально-природных взаимодействий.
Ряд международных организаций , работающих не под эгидой ООН, также занимаются проблемами окружающей среды. Наиболее известные из них:
- Римский клуб – международная неправительственная организация, занимающаяся изучением проблем устойчивого развития, эколого-экономических и социально-природных взаимодействий в масштабе всей планеты. Участники Римского клуба не занимают должностей в правительствах и действуют не в интересах отдельных государств, а в интересах всего человечества.
- Гринпис (Greenpeace) – независимая международная общественная организация, цель которой – предотвращение негативных воздействий на окружающую среду. Гринпис привлекает внимание общественности к экологическим проблемам, проводит акции протеста против разрушения природы в процессе хозяйственной деятельности, контролирует охрану окружающей среды в разных странах мира, является официальным наблюдателем во многих международных конвенциях по охране окружающей среды. Гринпис имеет отделения в 32 странах мира.
- Международный экологический суд рассматривает конфликты в сфере экологии, затрагивающие интересы нескольких государств. Решение об обращении в Международный экологический суд принимают сами участники конфликта. Дело рассматривается по принципу третейского суда на основании норм международного права, национальных законодательств и международных экологических соглашений.Всемирный фонд дикой природы (WWF). Основная цель WWF – сохранение биоразнообразия, охрана редких видов животных. Направления работы – создание особо охраняемых природных территорий, охрана вымирающих видов животных, устойчивое управление лесами, устойчивое морское рыболовство, борьба с климатическими изменениями, развитие возобновляемой энергетики, снижение показателя "экологический след" [12.6].
- Международный союз охраны природы (МСОП) ставит своей целью обеспечение рационального природопользования и решение глобальных экологических проблем. Именно МСОП ведет Международную Красную книгу. МСОП включает в себя комиссии, занимающиеся отдельными проблемами:
- Комиссия по выживанию видов;
- Всемирная комиссия по охраняемым территориям;
- Комиссия по экологическому праву;
- Комиссия по экологической, экономической и социальной политике;
- Комиссия по образованию и коммуникации;
- Комиссия по управлению экосистемами.
Международные отношения в сфере охраны окружающей среды регулируются международным экологическим правом (интерэкоправо). Объекты международно-правовой охраны подразделяются на два типа:
Государствами мира подписано множество конвенций, соглашений, протоколов по общим и частным вопросам охраны окружающей среды. Международные соглашения регулируют загрязнение окружающей среды , использование морских ресурсов, флоры и фауны, обращение опасных веществ и многие другие частные аспекты охраны окружающей среды. Национальное законодательство, регулирующее природопользование в странах, подписавших международные соглашения, разрабатывается с учетом требований этих соглашений. Подписание конвенции или соглашения налагает на государство определенные обязательства в сфере экологии. Наиболее существенные международные соглашения в области охраны окружающей среды [12.8]:
- Конвенция о биологическом разнообразии.
- Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры.
- Венская конвенция об охране озонового слоя.
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.
- Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
- Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнения.
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов.
- Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием.
- Рамочная конвенция ООН об изменении климата.
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
- Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.
- Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.
Финансирование международных программ и проектов, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, осуществляется за счет экологических фондов. Крупнейшим из них является Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Деятельность ГЭФ тесно связана с ООН, в частности, с ЮНЕП, а также со Всемирным банком. Фонд формируется за счет внесения средств разными государствами. ГЭФ финансирует проекты, связанные с климатическими изменениями, сохранением биоразнообразия, сохранением озонового слоя Земли, загрязнением водоемов и атмосферы. Финансирование проектов и программ осуществляется в форме грантов и льготных кредитов. Гранты, как правило, предоставляются на научные исследования, экологический мониторинг и т.п., а льготные кредиты – на проведение природоохранных мероприятий, реализацию проектов по внедрению малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий. Помимо ГЭФ, финансирование природоохранной деятельности осуществляют такие международные финансовые организации, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), фонд ЮНЕП, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др. [12.8].
Российская федерация принимает участие практически во всех формах международного сотрудничества, что отражено в статьях 81-82 Федерального закона "Об охране окружающей среды" [12.8].
Ключевые термины: международное сотрудничество, международная организация.
Автор статьи
Читайте также: