Международное сотрудничество органов прокуратуры рф в сфере уголовного судопроизводства это

Обновлено: 18.04.2024

Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве

В ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. В развитие этого направления деятельности прокуратуры Российской Федерации был подготовлен приказ Генпрокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. № 67 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации».

В соответствии с указанным приказом прокуроры должны проявлять инициативу в развитии международно-правовых отношений, вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами государственной власти и международными организациями актуальных вопросов в борьбе с преступностью.

Исходя из координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностью, прокуроры должны принимать активное участие в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств по вопросам правового характера, имеющим международное значение, при этом добиваться формирования у участников объективных позиций и выводов о характере деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и их роли в борьбе с преступностью, обеспечении законности, защите прав и свобод человека.

В соответствии с приказом от 12 марта 2009 г. № 67 прокурорам необходимо усилить прокурорский контроль за исполнением международных поручений о правовой помощи, регулярно обобщать практику исполнения органами прокуратуры международных договоров Российской Федерации.

Кроме того, приказ обязывает уполномоченных прокурорских работников повысить качество подготовки заключений по проектам международных договоров и соглашений, поступающих в Генеральную прокуратуру, а также подготовки проектов таких актов в прокуратуре, не допускать формализма в этой работе, вносить конкретные предложения с тем, чтобы в международно-правовом переговорном процессе проводилась четкая линия на защиту и отстаивание интересов Российской Федерации, включение в проекты договоров и соглашений, оправдавших себя на практике положений и принципов российского законодательства.

На специальных прокурорских работников возложены обязанности по анализу и обобщению практики исходя из направлений деятельности подразделений, накопление информационного материала и разработку соответствующих предложений для руководства Генеральной прокуратуры РФ.

Прокурорским работникам, ответственным за данное направление деятельности, следует обращать внимание на положительный опыт работы правоохранительных организаций, который можно использовать в практической деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, широко разъяснять отечественный опыт и методы борьбы с преступностью в Российской Федерации.

В целях обеспечения комплексной проработки конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международных правовых актов и программ, касающихся борьбы с преступностью, органам прокуратуры необходимо наладить постоянное и действенное взаимодействие с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел, правоохранительных ведомств Российской Федерации, а также Исполнительного секретариата и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Советов правоохранительных ведомств государств СНГ, а также установить тесный контакт и обмен информацией с секретариатом Координационного совета генеральных прокуроров государств СНГ и Научно-методическим центром при этом совете.

Ответственным прокурорским работникам необходимо регулярно анализировать и обобщать практику и эффективность международного сотрудничества Генеральной прокуратуры и ее органов на местах и вносить руководству Генеральной прокуратуры предложения о мерах по ее совершенствованию.

Прокурорам субъектов РФ при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями исходить из того, что псе сношения по этим вопросам должны осуществляться через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами Российской Федерации.

Взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Первым заместителям и заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры РФ в пределах своей компетенции поручается:

  • обеспечить неукоснительное соблюдение и исполнение органами прокуратуры требовании международных договоров и соглашений, участником которых является Российская Федерация, и внутреннего законодательства, регулирующего вопросы международного сотрудничества, при этом уделить особое внимание исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, добиваться реальной защиты интересов Российской Федерации, прав и свобод человека;
  • обеспечить участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях международного характера, проводимых международными организациями и правоохранительными органами других государств. по вопросам, относящимся к компетенции органов прокуратуры;
  • готовить и вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами Российской Федерации и международными организациями актуальных вопросов борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка, о совершенствовании законодательства, заключении международных договоров.

Главному управлению международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ необходимо:

  • обеспечить организацию выполнения обязательств и реализацию прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства в пределах компетенции органов прокуратуры;
  • организовывать участие Генеральной прокуратуры РФ в разработке проектов международных договоров Российской Федерации;
  • координировать деятельность органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества;
  • осуществлять непосредственное взаимодействие с компетентными органами иностранных государств, международными органами и организациями в целях решения возложенных на прокуратуру Российской Федерации задач;
  • готовить предложения об участии Генеральной прокуратуры РФ в мероприятиях международного характера;
  • контролировать своевременность и полноту исполнения в соответствии с требованиями международных договоров и законодательства Российской Федерации запросов о выдаче лиц и правовой помощи;
  • регулярно анализировать и обобщать практику и эффективность работы органов прокуратуры в сфере международного сотрудничества.

Главной военной прокуратуре, главным управлениям и управлениям Генеральной прокуратуры РФ в соответствии с компетенцией следует:

  • направлять в Главное управление международно-правового сотрудничества предложения по организации, проведению и участию в мероприятиях международного характера, обосновывая их необходимость задачами, стоящими перед органами прокуратуры, представлять необходимые информационно- аналитические материалы, представлять информацию о результатах участия в международных мероприятиях;
  • представлять в Главное управление международно-правового сотрудничества материалы, прилагаемые к запросу о выдаче лиц (в том числе материалы судов), и запросы о правовой помощи по материалам и уголовным делам, находящимся в производстве федеральных органов расследования, за процессуальной деятельностью которых осуществляется надзор. Запросы и материалы представлять в двух экземплярах и в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, — с переводом на иностранный язык, включая прилагаемые уголовные дела;
  • организовывать в пределах своей компетенции исполнение запросов компетентных органов иностранных государств в порядке, определенном указанием Генерального прокурора РФ.

Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур необходимо:

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных Наций (ООН), Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС). Развивается сотрудничество с прокуратурами государств прикаспийского региона.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российских делегаций участвуют в работе сессий и/или рабочих групп органов и профильных структур:

ООН (Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, конференция государств–участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции);

БРИКС (антикоррупционная и антитеррористическая рабочие группы).

Успешно осуществляется международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации на многосторонней основе в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств–участников СНГ (КСГП).

На базе Университета прокуратуры Российской Федерации (ранее – Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации) с 1995 года функционирует Научно-методический центр КСГП, которым обеспечена подготовка и направление в генеральные прокуратуры государств–участников СНГ методических пособий по борьбе с преступностью на территории СНГ. Решением Совета министров иностранных дел СНГ от 10.12.2020 Университету прокуратуры Российской Федерации придан статус базовой организации по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников органов прокуратуры государств–участников СНГ.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по вопросам выдачи, оказания правовой помощи по уголовным делам и правоохранительного содействия, а также по вопросам принятия и передачи Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.

Основными международными договорами для Российской Федерации в указанной области являются:

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;

Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Второй дополнительный протокол от 8 ноября 2001 г.;

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями,внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.;

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г.;

Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.

Кроме того, российское законодательство предусматривает возможность международного сотрудничества в отсутствие международных договоров – на условиях взаимности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет исключительные полномочия в сфере выдачи.

Не менее значимым является международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам. Важнейшим направлением этой работы сегодня является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа имущества, добытого преступным путем.

Генеральная прокуратура Российской Федерации – субъект международного сотрудничества не только в области уголовного судопроизводства (правовой помощи в широком смысле), но и правоохранительного (полицейского) содействия и является компетентным органом по международным договорам и межправительственным соглашениям о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

Кроме того, главой 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Генеральная прокуратура Российской Федерации определена одним из компетентных органов по вопросам оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 103 соглашения и иные договоренности о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 78 государств.

Федеральным законом от 01.07.2021 № 265-ФЗ на Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложены полномочия по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).

Главное управление международно-
правового сотрудничества, март 2022 г.

В статье рассматриваются правовые основы международного сотрудничества органов прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства, а также документы, регламентирующие международное сотрудничество, основные международные договора Российской Федерации в рассматриваемой деятельности.

В последние годы международное сотрудничество органов прокуратуры, в том числе в сфере уголовного судопроизводства становится все более востребованной и значимой. Ее правовой основой являются Конституция РФ, международные договоры РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 и другие федеральные законы.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ, полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Часть 5 статьи 129 Конституции РФ по вопросу определения полномочий, организации и порядка деятельности Прокуратуры РФ в сфере участия в международном сотрудничестве отсылает к федеральному закону.

В соответствии с пунктами «к» и «о» статьи 71 Конституции РФ, международные отношения и международные договоры РФ находятся в ведении Российской Федерации.

В ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Если существует противоречие между международным договором РФ и Конституцией РФ, то оно разрешается в пользу Конституции на том основании, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Документы, регламентирующие международное сотрудничество можно классифицировать следующим образом:

  1. договоры, конвенции, стандарты, соглашения на мировом уровне (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания);
  2. документы, которые регламентируют сотрудничество на региональном уровне (Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 г.);
  3. документы, которые регламентируют сотрудничество двух и более сторон (Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации от 8 октября 1992 г.).

На Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложена реализация многосторонних и двусторонних межведомственных соглашений о международном сотрудничестве с партнерами из иностранных государств [3, c.38]. Генеральной прокуратурой Российской Федерации на постоянной основе проводится работа по укреплению правовой базы межведомственного сотрудничества. Так, в рамках СНГ подписаны Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств – членов СНГ по борьбе с коррупцией от 25 апреля 2007 года, Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств – членов СНГ по борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 3 декабря 2009 года.

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, а также по вопросам принятия и передаче Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.

Основными международными договорами для Российской Федерации в указанной области являются [2]:

  • Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;
  • Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;
  • Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 г.;
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.

Важное место в международной деятельности прокуратуры РФ отводится национальному законодательству. Так, кроме Конституции Российской Федерации, сферу международного сотрудничества прокуратуры РФ регулирует ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, а также приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации.

Так, как уже отмечалось, действует Положения Генерального прокурора РФ «О Главном управлении международно-правового сотрудничества», на основании которого производятся организационно-правовых мероприятия в рамках сотрудничества, а также оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе к выдаче лиц, совершивших преступления [4, с.145].

Кроме того, в целях обеспечения комплексной проработки конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международных правовых актов и программ, касающихся борьбы с преступностью, органы прокуратуры взаимодействуют с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел РФ, правоохранительных ведомств РФ, а также Исполнительного Секретариата и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, советов правоохранительных ведомств государств СНГ. Однако следует уточнить, что прокуроры субъектов РФ при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями должны исходить из того, что все отношения с правоохранительными органами иностранных государств необходимо осуществлять через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами РФ.

Вообще деятельность Прокуратуры Российской Федерации в сфере международных связей более обширна, чем это нормировано в законодательстве. Так формами международного сотрудничества Прокуратуры РФ являются:

  1. непосредственная реализация на практике положений международных договоров как двустороннего, так и многостороннего характера о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;
  2. разработка и заключение соглашений между прокуратурами различных государств о правовой помощи и сотрудничестве, как двустороннего, так и многостороннего характера;
  3. выполнение международных обязательств РФ по выдаче граждан иностранных государств, при наличии соответствующих соглашений;
  4. участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств, при этом прокурорские работники, участвующие в таких совещаниях должны добиваться формирования у участников объективных позиций и выводов о характере деятельности правоохранительных органов РФ и их роли в борьбе с преступностью, обеспечении законности, защите прав и свобод человека.

Именно с последней формой возникают множество проблем, так как даже если такая база есть, то она является закрытой. Но поскольку она не содержит в себе элементов секретности, разглашение которых нанесло бы вред безопасности России, Генеральной прокуратуре РФ создать специальный журнал, отражающий международную жизнь органов прокуратуры [1, с.139].

Таким образом, Генеральная прокуратура Российской Федерации в соответствии с возложенными на неё задачами активно участвует в международном сотрудничестве и эффективно применяет нормы международных договоров, направленные на оказание взаимной правовой помощи. Однако, чтобы обеспечить открытость международной деятельности необходимо издавать специализированную публикацию, по данным вопросам. В частности, возложить данные обязательства на отдел документационного обеспечения, входящий в состав Главного управления международно-правового сотрудничества.

В статье рассматривается международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как одно из направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, а также значение международного сотрудничества правоохранительных органов различных стран по защите интересов личности, общества, государства и международного сообщества от преступных посягательств, имеющих международный характер.

На сегодняшний день наиболее важной и актуальной для прокуратуры Российской Федерации становится проблема развития международного сотрудничества правоохранительных структур соответствующих государств, которые осуществляют борьбу с преступностью.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства представляет собой основанное на международном договоре или принципе взаимности взаимодействие российских судей, органов прокуратуры, органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств либо международными организациями по вопросам оказания правовой помощи [3, с.347].

В числе правоохранительных органов, которые участвуют в международном сотрудничестве, особое место занимает прокуратура РФ. Она является активным участником международных правовых отношений, а также в рамках надзорной функции осуществляет надзор за исполнением международных договоров, которые являются составной частью правовой системы РФ.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, международное сотрудничество прокуратуры РФ с соответствующими органами зарубежных стран является одним из направлений ее деятельности.

Деятельность Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере международного сотрудничества осуществляется, по мнению Е.В. Баркаловой, по следующим направлениям:

  1. организация международного сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) и других международных межправительственных организаций;
  2. организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;
  3. участие в разработке двусторонних и многосторонних международных договоров и заключение международных соглашений по вопросам оказания правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства и борьбы с преступностью;
  4. направление и исполнение запросов о выдаче лиц для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора;
  5. осуществление контроля за направлением и исполнением запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам, в том числе решение вопросов возврата имущества, полученного в результате совершения преступления;
  6. направление и исполнение запросов о передаче материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования [1, с.15].

В настоящее время для реализации и обеспечения данных направлений действует Главное управление международно-правового сотрудничества, которое осуществляет проверку документов на предмет соответствия их требованиям законодательства и международным правовым актам и обмен ими с компетентными органами других стран.

Главное управление международно-правового сотрудничества состоит из следующих подразделений [2]:

  • управление экстрадиции в составе трех отделов;
  • управление правовой помощи и правоохранительного содействия в составе трех отделов;
  • организационно-правовое управление в составе четырех отделов;
  • отдел международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления);
  • отдел документационного обеспечения.

Основные функции управления экстрадиции:

  • рассматривает и организует исполнение запросов компетентных органов иностранных государств по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора;
  • организует подготовку и направление в иностранные государства запросов по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора;
  • организует работу по принятию и передаче Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера;
  • взаимодействует с НЦБ Интерпола МВД России по вопросам международного розыска с целью ареста и выдачи лиц для уголовного преследования, и исполнения приговора суда.

Основная функция управления правовой помощи и правоохранительного содействия – осуществляет выполнение обязательств и реализацию прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также оказания международного правоохранительного содействия.

Основные функции организационно-правового управления:

  • обеспечивает установление, развитие и координацию связей органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с компетентными органами, организациями, учреждениями иностранных государств и территорий, международными органами и организациями;
  • организует участие представителей органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в проводимых в Российской Федерации и за рубежом мероприятиях международного характера;
  • обеспечивает развитие договорно-правовой базы участия органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в международном сотрудничестве;
  • осуществляет организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности органов прокуратуры по осуществлению международного сотрудничества, обеспечивает участие в правотворческой деятельности, правовом просвещении и информировании по вопросам международного сотрудничества в порядке, установленном организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;
  • обеспечивает выполнение письменных и устных переводов с иностранных языков и языков народов Российской Федерации на русский язык, а также с русского языка на иностранные языки.

Основные функции отдела международного сотрудничества по особо важным делам (на правах управления) – это осуществление сотрудничества с компетентными органами иностранных государств и международными организациями в сфере выдачи и оказания правовой помощи по особо важным уголовным делам.

Генеральная прокуратура Российской Федерации выполняет важные функции, в том числе относящиеся к правовой помощи. Правовая помощь осуществляется на основании международных договоров, под которыми понимаются соглашения о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также универсальные и локальные конвенции, направленные на борьбу с международными преступлениями, вопросы правовой помощи, а также межправительственные соглашения о сотрудничестве правоохранительных органов государств в борьбе с преступностью.

Закон о прокуратуре впервые наделил органы прокуратуры в лице Генеральной прокуратуры РФ значительными полномочиями по осуществлению международно-правового сотрудничества. В соответствии со ст. 2 этого Закона Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменительными службами, иными компетентными органами зарубежных государств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности действий по противодействию организованной, транснациональной и иной преступности, по оказанию правовой помощи.

Это направление деятельности органов и учреждений прокуратуры получило развитие и актуальность также в связи с конституционным закреплением (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) положения о вхождении в качестве составной части правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного крова и международных договоров РФ. При этом, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Прямое действие международных договоров на территории РФ, а также определенные ими наряду с Конституцией РФ, и федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре) организации и порядок деятельности прокуратуры РФ, налагают на органы прокуратуры не только обязанности по надзору за их соблюдением и исполнением, но и по участию в работе по их разработке.

Развитие международной деятельности Генеральной прокуратуры РФ осуществляется в соответствии с ее компетенцией по следующим направлениям:

  • организация международного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ);
  • организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы;
  • организация международного сотрудничества в рамках ООН и ряда других международных организаций;
  • участие в разработке международных многосторонних и двусторонних договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;
  • экстрадиция (выдача иностранных граждан за преступления совершенные вне пределов России, а также передача для отбытия наказания иностранных граждан, совершивших преступления на территории РФ).

Организация международного сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ состоит в налаживании связей с прокуратурами других государств с использованием таких форм взаимодействия, как обмен делегациями специалистов для передачи опыта, консультации по правовым вопросам, научное и научно-практические конференции, семинары, встречи генеральных прокуроров и др.

Правовую базу международной деятельности прокуратуры РФ составляют различные международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения, заявления, обращения и иные документы, в том числе и продолжающие действие в порядке правопреемства Россией договоры, заключенные СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров.

Во взаимоотношениях со странами СНГ следует выделить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в г. Минске 22 января 1993 г., а также Соглашение между Генеральными прокурорами государств — участников Протокола к данной конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам, вступившим в действие с января 2001 г.

Согласно требованиям этих международно-правовых актов поручения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны санкционировано прокурором (судом), направляются для исполнения на территории запрашиваемой договаривающейся стороны прокурором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовному делу, по которому дается поручение.

Поручения по вопросам выполнения действий, требующих санкции прокурора (суда) адресуются прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов органом следствия и дознания, к компетенции которого относится выполнение действий. В случаях, когда точное место выполнения процессуальных и иных действий неизвестно, поручение направляется в адрес Генеральной прокуратуры, не имеющей областного деления, или прокуратуры области (приравненной к ней прокуратуры), на территории которой они должны выполняться.

С момента вступления России в Совет Европы, а также подписания и ратификации Европейских конвенций «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 г. и «О выдаче» 1957 г. и соответствующих протоколов к ним, которые для Российской Федерации вступили в силу 9 марта 2000 г., Генеральной прокуратурой РФ выполняется значительный объем работы как по реализации программы этого Совета, так и по оказанию взаимной правовой помощи и экстрадиции с европейскими странами.

В соответствии с Конвенцией 1959 г. к вопросам оказания правовой помощи относятся:

  • исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов;
  • вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых;
  • передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;
  • информировании государств — участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан.

В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступности Совета Европы разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать ряд обязательных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и т.п. реквизиты, также может содержать просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.

При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г. обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:

  • просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим или связанным с политическим;
  • запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны;
  • преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иные случаи.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ о ратификации Конвенции «О выдаче» 1957 г. Генеральная прокуратура РФ — орган Российской Федерации, к компетенции которого отнесено решение вопроса о выдаче. Указанным Федеральным законом, предусмотрена возможность судебного обжалования лицом решения компетентного органа о его выдаче иностранному государству.

Данная новация, так же как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличает Конвенцию 1957г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распространять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.

Выполнение поручений на территории России в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением действующих законов. Взаимодействие прокуроров, судов, следователей, органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международных организаций в сфере уголовного судопроизводства осуществляется в порядке, установленном гл. 53 вновь принятого УПК РФ.

Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубежными странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уголовным делам вправе обращаться к компетентным органам сотрудничающих с Россией стран и по иным вопросам: о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в установленном законом порядке; о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам и другим.

В Генеральной прокуратуре РФ с г. функционирует международно-правовое управление, которое выполняет основную работу по всем направлениям международного сотрудничества прокуратуры РФ, включая вопросы экстрадиции. Вместе с тем исполнение поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ.

Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосредственно поступившие поручения либо организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи.

Особое внимание в международной деятельности прокуратуры уделяется формированию надежной системы антикриминального взаимодействия в рамках Совета генеральных прокуроров СНГ. Он создан в целях укрепления сотрудничества органов прокуратуры в сфере обеспечения законности, борьбы с транснациональной преступностью в СНГ, обмена необходимой информацией, оказания взаимной помощи по конкретным вопросам, выработки единой политики по соглашениям правоохранительного характера.

Для организации работы Совета в г. образована постоянно действующая исполнительная группа из числа представителей прокуратур СНГ — Секретариат Координационного Совета.

Деятельность Координационного Совета в первую очередь направлена на реализацию межгосударственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ, Концепций взаимодействия государств — участников СНГ по борьбе с преступностью, которая одобрена решением глав государств СНГ 2 апреля 1999 г.

Генеральная прокуратура России является одним из инициаторов и активным участником учрежденной в 1996 г. международной ассоциации прокуроров, объединяющей органы прокуратуры 37 стран мира, которая ставит своей главной задачей налаживание тесного сотрудничества прокуратур всех государств мирового сообщества.

Кроме многосторонних международных соглашений прокуратура укрепляет двусторонние связи с отдельными государствами. Особо следует выделить быстро развивающиеся связи между прокуратурами России и Китайской Народной Республики, результатом которых стало подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве, проведение совместного совещания приграничных прокуроров двух стран, подписание протокола о взаимоотношениях между органами прокуратуры России и КНР в приграничной зоне.

Представитель Генеральной прокуратуры участвует в работе Международного Трибунала в Югославии. Усилиями прокуратуры развивается сотрудничество с прокуратурами Финляндии, Швейцарии, Швеции, Кипра, Монголии, Вьетнама, Венгрии и ряда других государств. Налажено взаимодействие с прокуратурами Англии, Франции и Германии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: