Межамериканский суд по правам человека это

Обновлено: 23.04.2024

Межамериканская комиссия по правам человека состоит из 7 членов, избираемых в личном качестве Г енеральной Ассамблеей ОАГ, из списка кандидатов, предложенных государствами-членами [154] .

Кандидаты должны быть лицами, обладающими высокими моральными качествами, и общепризнанными авторитетами в области прав человека [155] .

Члены Комиссии избираются сроком на 4 года и могут быть переизбраны один раз [156] .

Межамериканская комиссия находится в Вашингтоне, округ Колумбия, где также расположена штаб-квартира ОАГ. Такое расположение Межамериканской комиссии неоднократно подвергалось критике, Комиссию обвиняли в двойных стандартах. Действительно, такое положение дел вызывает вопросы, ведь Соединенные Штаты Америки, где расположена штаб-квартира Межамериканской комиссии, не ратифицировали Американскую конвенцию 1969 г. и ни один договор по правам человека в рамках ОАГ. Например, в 2013 г. в своих

предложениях по реформе Межамериканской комиссии Президент Эквадора Рафаэль Корреа предложил перенести штаб-квартиру Комиссии в Аргентину и заявил, что такое положение дел «невозможно терпеть» и что «это двойной стандарт, который длится уже десятилетия» [157] .

Рассматривая полномочия Комиссии в отношении государств-членов ОАГ, в первую очередь, необходимо отметить, что в зависимости от того, ратифицировало ли государство Американскую конвенцию 1969 г. или нет, зависит и объем полномочий Комиссии в отношении государства.

В соответствии со своим Статутом, Комиссии предоставлены следующие полномочия:

1) в отношении всех государств-членов ОАГ полномочия Комиссии следующие [158] :

- развивать осведомленность о правах человека в этих странах;

- рекомендовать меры в области прав человека в рамках национального законодательства и международных обязательств;

- подготавливать доклады, которые он считает целесообразным;

- запрашивать правительства о мерах, принятых на национальном уровне;

- запрашивать у государств отчеты о мерах в области прав человека, принятых в государстве;

- проводить наблюдения на местах (in loco) с согласия государства или приглашения государства;

2) в отношении государств-членов ОАГ, которые не являются участниками Американской конвенции, Комиссия имеет следующие особые полномочия [159] :

- обращать особое внимание на соблюдение следующих прав, содержащихся в Американской декларации: право на жизнь, свободу и личную неприкосновен- ность; право на равенство перед законом; право на свободу вероисповедания и отправления культа; право на свободу исследований, мысли, слова и распространения информации; право на справедливое судебное разбирательство; право на защиту от произвольного ареста; право на надлежащую правовую процедуру [160] ;

- рассматривать жалобы, запрашивать информацию и давать рекомендации, когда он убедится, что внутренние средства правовой защиты были исчерпаны;

3) в отношении государств-участников Американской конвенции Статут имеет следующие дополнительные полномочия [161] :

- рассматривать петиции и жалобы;

- передавать дело в Межамериканский суд по правам человека;

- запрашивать Межамериканский суд по правам человека о временных мерах в серьезных и неотложных случаях;

- консультировать Межамериканский суд о толковании Американской конвенции или других договоров по правам человека;

- представлять проекты дополнительных протоколов к Американской конвенции для того, чтобы включать постепенно другие права и свободы в соответствии с системой Конвенции;

- представлять Г енеральной Ассамблее ОАГ через Г енерального секретаря ОАГ предлагаемые поправки к Американской конвенции.

Комиссия в рамках своих полномочий может рассматривать межгосударственные или индивидуальные жалобы.

Несмотря на наличие у государств права подавать жалобы, данное право на практике было использовано лишь однажды. Первой и единственной межгосударственной жалобой стала жалоба Никарагуа против Коста-Рики, поданная в 2007 г. Никарагуа обвиняла Коста-Рику в систематической дискриминации граждан Никарагуа. Однако жалоба была признана Комиссией неприемлемой в соответствии со ст. 46 Американской конвенции [163] .

В целом полномочия Комиссии вытекают из ее двойственной природы: с одной стороны, это орган ОАГ с уставным документом, основанным на Американской декларации, с другой - она также является органом, действующим на основании Американской конвенции. Как упоминалось выше, полномочия и функции Комиссии в отношении каждого государства будут варьироваться в зависимости от того, ратифицировало ли государство Конвенцию и признало ли юрисдикцию Суда. Тем не менее различные сферы деятельности тесно связаны между собой, и они являются, скорее, взаимодополняющими, чем взаимоисключающими.

В результате Комиссия может использовать результаты своей деятельности, полученные при осуществлении одного из своих полномочий, например, при подготовке «страновых» докладов, и использовать их при реализации другого своего полномочия [164] .

На протяжении всей своей истории Комиссия расширяла свои полномочия. Комиссия определила несколько «инструментов», необходимых для мониторинга и защиты прав человека в Западном полушарии, в частности, поездки на места (визиты in loco/on-site) и доклады по странам, а также рассмотрение обращений граждан. Одним из последних примеров такого расширения полномочий было принятие новых Правил процедуры в 2009 г. с последующими изменениями и дополнениями в 2011 г. и изменениями и дополнениями, вступившими в силу в 2013 г.

Мониторинг ситуации с правами человека на Американском континенте Комиссия осуществляет, получая информацию из разнообразных достоверных источников, в том числе по итогам визита на места (визиты in loco/on-site), а также из жалоб на нарушение прав и свобод человека, гарантированных согласно Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 г. и Конвенции 1969 г.

Итогом мониторинга являются «пострановые» и тематические доклады, анализ которых позволяет получить представление о системных и структурных проблемах, характерных для отдельных государств или всего региона в це- лом [165] . Практика последних 10 лет свидетельствует о том, что Комиссия отдает предпочтение тематическим докладам [166] .

Полномочия для подготовки докладов были закреплены в ст. 9 первоначального Статута Комиссии. Формулировка этой статьи была позже воспроизведена в ст. 41 (с) Американской конвенции и в ст. 18 (с) действующего Статута [167] . Полномочия по подготовке докладов подробно регламентируется Правилами процедуры [168] . Хотя это прямо не оговаривается, государства добровольно должны соблюдать установление обязательного характера рекомендаций, изложенных Комиссией в таких докладах после принятия и/или ратификации Межамериканских документов в области защиты прав человека. Таким образом, Комиссия была создана, чтобы контролировать соблюдение прав человека, государства же обязаны соблюдать рекомендации, содержащиеся в отчетах комиссии.

Существует множество факторов, руководствуясь которыми Комиссия может выступить с инициативой или предложением к государству о подготовке доклада. В ст. 41 (с) Конвенции и ст. 18 (с) Устава говорится, что Комиссия может подготавливать исследования или доклады «в тех случаях, когда она посчитает это целесообразным» [169] . Статья 56 Правил процедуры также подтверждает дискреционные полномочия Комиссии инициировать отчет от конкретной страны.

В 1998 г. Комиссия представила ежегодный доклад о своей деятельности за 1997 г. В гл. IV доклада МКПЧ перечислила факторы, которыми руководствуется при решении вопроса о целесообразности подготовки доклада о стране [170] :

- первый критерий применяется к государствам, где правительство пришло к власти не через всенародные выборы путем тайных, периодических и свободных выборов, в соответствии с международными стандартами. Комиссия неоднократно подчеркивала, что представительная демократия и ее механизмы имеют важное значение для обеспечения законности и уважения прав человека. Кроме того, Комиссия оставляет за собой право информировать государства- члены ОАГ о том, что в конкретном американском государстве не соблюдаются политические права, закрепленные в Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 г. [171] и Американской конвенции;

- второй критерий применяется к государствам, где полностью или частично невозможна реализация прав и свобод человека, изложенных в Американской конвенции и/или Американской декларации в силу чрезвычайного или военного положения или необходимости принятия исключительных мер безопасности;

- третий критерий - это наличие убедительных доказательств того, что государство совершает (допускает) массовые и грубые нарушения прав человека, гарантированных Американской конвенцией и/или Американской декларацией, а также иными межамериканскими договорами по правам человека, ратифицированными соответствующей страной. Комиссия неоднократно подчеркивала, что ограничение абсолютных права человека недопустимо, выражая особую обеспокоенность по поводу таких нарушений, как внесудебные казни, пытки и насильственные исчезновения.

- четвертый критерий относится к государствам, которые находятся на пути повышения уровня обеспечения прав человека, однако реально существующая в них ситуация требует повышенного внимания со стороны Комиссии (переходный период в государствах от любой из трех указанных выше ситуаций);

- пятый критерий касается так называемых временных и структурных кризисов, которые могут возникнуть в государстве-члене ОАГ по разным причинам, однако серьезно влияют на осуществление прав и свобод человека, закрепленных в Американской конвенции или Американской декларации. Речь идет, прежде всего, о факторах, препятствующих осуществлению верховенства закона, серьезном институциональном кризисе, процессе институциональных изменений, имеющими негативные последствия для реализации прав человека, или пороках национального законодательства и правоприменительной практики, которые препятствуют эффективному осуществлению прав че-

Раздел II гл. V Правил процедур Комиссии регламентирует порядок принятия и публикации доклада. Правила Процедуры гласят, что в подготовке доклада «Комиссия может собирать информацию из всех источников, которые она сочтет необходимыми для защиты прав человека» [172] [173] . После того, как Комиссия одобрит проект доклада, документ направляется в государство. Комиссия устанавливает срок для представления государством своих возражений и замечаний [174] . Получив ответ Правительства, Комиссия принимает решение о внесении изменений в итоговый доклад, который впоследствии публикуется [175] . В случае, если государство не представляет комментарии или замечания, Комиссия публикует доклад в определяемой ею самой редакции [176] .

Финальный доклад передается Постоянному совету ОАГ, Генеральной Ассамблее ОАГ и соответствующему государству.

Структура и содержание докладов не регламентированы ни в Конвенции, ни в Статуте Комиссии, ни в Правилах процедуры Комиссии. Однако проанализировав практику Комиссии, можно сделать вывод, что, как правило, Комиссия использует стандартную схему.

Отчеты обычно включают в себя разделы, содержащие общую информацию о государстве, политической организации государства, особенностях его правовой системы и соответствия действий государства Американской декларации и/или Американской конвенции. В некоторых национальных докладах Комиссия включила разделы о правах коренных народов, детей, женщин, беженцев и перемещенных лиц [177] . В отчеты по странам, пострадавшим от внутренних конфликтов, включены разделы, посвященные деятельности нерегулярных вооруженных групп [178] .

Важно отметить, что, описывая ситуацию с правами человека, закрепленными в Декларации и Конвенции, Комиссия может включать в отчет конкретные примеры их нарушений. В некоторых случаях индивидуальные жалобы, о которых идет речь в докладе, еще находятся на рассмотрении Комиссии, поэтому МКПЧ разъясняет, что замечания по этим делам не означают предубеждения по существу и что жалобы в любом случае будут рассматриваться в соответствии с установленными правилами. Некоторые отчеты содержат окончательное решение, вынесенное по конкретному делу и опубликованное Комиссией.

Межамериканский суд по правам человека (сокр. МАСПЧ, исп. Corte Interamericana de Derechos Humanos, порт. Corte Interamericana de Direitos Humanos, фр. Cour interaméricaine des droits de l'homme, англ. Inter-American Court of Human Rights) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на государства-члены Организации американских государств (ОАГ), ратифицировавшие Американскую конвенцию о правах человека (АКПЧ).

Американская конвенция о правах человека или Пакт Сан-Хосе — региональная конвенция о защите прав человека (главным образом гражданских и политических), принятая в 1969 году и вступившая в силу в 1978 году. Участниками могут являться страны-члены ОАГ; на сентябрь 2012 года в конвенции участвуют 23 из 34 членов ОАГ; ещё две страны ранее были участницами конвенции, но денонсировали её (Венесуэла, Тринидад и Тобаго).

Процедура ампаро (исп. recurso de amparo, juicio de amparo) — средство для защиты конституционных прав, характерное для ряда правовых систем. В некоторых правовых системах, преимущественно испаноязычного мира, ампаро является эффективным и недорогим инструментом защиты индивидуальных прав.

Комитет против пыток (англ. Committee Against Torture, CAT) — исполнительный орган Организации Объединённых Наций, осуществляющий надзор за исполнением Конвенции против пыток. Создан 1 января 1987 года, спустя шесть месяцев после вступления Конвенции в силу. Наряду с Комитетом существует Подкомитет по предотвращению пыток (состоящий из 25 экспертов), имеющий право наносить визиты в государства-участники Факультативного протокола к Конвенции.

Комиссар по правам человека — независимое должностное лицо в рамках Совета Европы, задача которого — способствовать образованию в области прав человека, вниманию к правам человека и их соблюдению в странах СЕ.

Союз южноамериканских наций (исп. Unión de Naciones Suramericanas (UNASUR), порт. União de Nações Sul-Americanas (UNASUL), англ. Union of South American Nations, нидерл. Unie van Zuid-Amerikaanse Naties, другое название — Декларация Ку́ско) — региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года.

Междунаро́дное пра́во в о́бласти прав челове́ка — совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права. Международное право в области прав человека является отраслью международного публичного права. Основа — договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные — в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств). Международное.

Междунаро́дно-правовы́е са́нкции — коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству, которое нарушило нормы международного права.

Государственный терроризм — термин, используемый для обозначения государственного насилия против гражданских лиц. Под актами государственного терроризма обычно понимают незаконные задержания, убийства, похищения, пытки и казнь граждан без суда и следствия, выполняемые сотрудниками силовых структур (полицией и иными органами правопорядка). Государственным терроризмом также называют террористические акты, совершаемые сотрудниками специальных органов государства. Отличают также терроризм поддерживаемый.

Омбудсмен (от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение») — гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

«Патриотический акт» (англ. USA PATRIOT Act; полное наименование: Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of 2001, «Акт „О сплочении и укреплении Америки путём обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму“ 2001 г.») — федеральный закон, принятый в США в октябре 2001 года, который дает правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами. Принят после террористического.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) — объединение экономического сотрудничества 13 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа Ассоциации — Договор Монтевидео, подписанный 12 августа 1980 года. Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.

Импи́чмент (англ. impeachment — недоверие, от лат. impedivi — «воспрепятствовал, пресёк») — процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента, как правило, уличает лицо в актах, совершённых незаконно, то есть в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.

Права́ челове́ка — такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Операция «Ко́ндор» (исп. Operación Cóndor) — кампания по преследованию и уничтожению политической оппозиции (главным образом коммунистов и социалистов) в ряде стран Южной Америки в 1970—1980 годах. Проводилась диктаторскими режимами Чили, Аргентины, Уругвая, Бразилии, Парагвая, Боливии при поддержке спецслужб США.

Экстради́ция (вы́дача) (от лат. ех — «из», «вне» и traditio — «передача») — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающаяся в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, уже осуждённых судебными органами другого государства (для исполнения приговора). По отношению к штатам США термин «экстрадиция» используется также для обозначения.

Об акте 1679 г. см. Хабеас корпус актХабеас корпус (лат. habeas corpus, буквально «ты должен иметь тело», содержательно — «представь арестованного лично в суд») — это существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века — и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления хабеас корпус, имеющего силу судебного предписания.

Бессрочное задержание — лишение свободы арестованного правительством или правоохранительным органом без суда. Является спорной практикой со стороны любого правительства или органа, нарушающей многие национальные и международные законы, включая законы о правах человека. В последние годы правительства бессрочно задерживали подозреваемых в причастности к терроризму, объявляя их вражескими комбатантами.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.

Захват посольства Японии — террористический акт Революционного движения имени Тупака Амару (РДТА), совершённый 17 декабря 1996 года в столице Перу Лиме.

Европейская социальная хартия — конвенция Совета Европы, закрепляющая ряд социальных прав человека (в отличие от ЕКПЧ, закрепляющей главным образом гражданские и политические права). Принята в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. Страны-участницы обязуются признать обязательными для себя как минимум 10 статей или 45 частей статей части II хартии, в том числе как минимум 5 из следующих статей: 1, 5, 6, 12, 13, 16 и 19. Доклады об исполнении Хартии предоставляются раз в два года. Всего часть II.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человеческого существа до достижения им 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей.

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам), означающий наличие у определённых лиц особых прав. Точнее, для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Чрезвыча́йное положе́ние, или ЧП — особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, вводимый в стране или отдельных её районах для защиты от внешней или внутренней угрозы, поддержания общественного порядка.

Меры пресечения — в уголовно-процессуальном праве, принудительные меры, временно ограничивающие права личности, применяемые органами дознания, следователем и судом к обвиняемым, в исключительных случаях к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с целью лишить их возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу или продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

Имплемента́ция (англ. implementation «осуществление, выполнение, практическая реализация») — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.

Заочное решение суда — документ судебной инстанции, составленный и выдаваемый судом по результатам заочного рассмотрения дела.

Гуманитарная интервенция или гуманитарная война — применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.

Досрочные выборы (также внеочередные выборы) — выборы в представительный орган власти или на выборную должность, проводимые до окончания срока полномочий действующего созыва органа или лица, занимающего должность. Основанием для проведения досрочных выборов может быть роспуск представительного органа, отставка выборного лица, отрешение его от должности или смерть. Условия и порядок процедуры определяются национальным законодательством и в разных странах могут существенно различаться. В ряде парламентских.

Суд пе́рвой инста́нции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.

Фальсифика́ция ито́гов голосова́ния — изменение с корыстной целью результатов голосования на выборах или референдуме. Действия должностных лиц, ответственных за организацию выборов, членов избирательных комиссий и иных лиц, направленные на умышленную манипуляцию итогами голосования, классифицируются как преступные действия. Является одним из видов нарушений на выборах.

Конвенция о статусе беженцев — конвенция (международный договор), принятая 28 июля 1951 года в Женеве конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 года. Вступила в силу 22 апреля 1954 года.

Право на жизнь с момента зачатия — одно из прав эмбриона. Обусловливается представлениями о том, что человеческий эмбрион обладает всеми человеческими правами, а человеческая жизнь свята и неприкосновенна с момента зачатия.

Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ею была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных актов, противоречащих положениям Конвенции. Присоединяясь к СЕ, Россия заверила организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие.

Закон о защите брака (англ. Defense of Marriage Act, кратко DOMA, официально Public Law No. 104—199, 110 Stat. 2419) — принятый 21 сентября 1996 года федеральный закон США, который описывает брак как правовой союз между мужчиной и женщиной и провозглашает супругами лиц разного пола. Кроме того, согласно закону, ни одна административная единица не обязана признавать союз двух людей одного пола браком и не обязана соблюдать их брачные права, даже если их брак официально признан в другом государстве.

Универса́льная юрисди́кция — один из видов экстерриториальной уголовной юрисдикции, подразумевающий компетенцию государства по привлечению к уголовной ответственности и наказанию индивидов безотносительно к месту совершения преступления либо гражданству обвиняемого или потерпевшего. Данный вид юрисдикционной компетенции основывается, главным образом, на характере преступлений, уголовное преследование которых представляет «универсальный» интерес для всего международного сообщества.

Признание геноцида армян — официальное признание факта, констатирующего, что в 1915 году властями Османской империи на контролируемых ею территориях был организован и осуществлен геноцид армянского населения. Оно может быть сделано как на уровне международно-признанного государства (обычно решением парламента), так и властями отдельной административной единицы (например, области или муниципалитета). Решение о признании обычно вызывает негативную реакцию у властей Турции. Также признание геноцида.

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Ответственность во время защиты (англ. — the responsibility while protecting (RwP) — это концепция, озвученная президентом Бразилии Дилмой Руссефф на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 г., призванная дополнить принятую ранее концепцию «ответственность по защите». Главная идея концепции «ответственность во время защиты» заключается в предотвращении массовых жертв среди мирного населения во время осуществления гуманитарного вмешательства.

Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.

Право убежища для ЛГБТ — предоставление статуса политического беженца лицам, заявившим о преследованиях на родине по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Вопрос о предоставлении представителям ЛГБТ статуса беженца в той или иной стране неоднозначен.

Резолюция (лат. resolution — решение, разрешение) — решение, принятое должностным лицом или совещательным органом, международной организацией (например, Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций или же Генеральной конференцией ЮНЕСКО).

Незаконное обогащение — приобретение имущества публичным должностным лицом на средства, происхождение которых оно не может объяснить или они получены с нарушением закона. Это понятие государствам предлагается ввести в уголовный кодекс в 20-й статье Конвенции ООН против коррупции. Документ был принят на 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 год и вступил в силу 14 декабря 2005 года.

«Кубинская пятёрка» — Херардо Эрнандес, Рамон Лабанино, Антонио Герреро Родригес, Фернандо Гонсалес и Рене Гонсалес — пятеро сотрудников кубинских спецслужб, приговорённых в США к длительным срокам заключения по обвинению в шпионаже, сговоре с целью убийства и совершении других преступлений. Члены «пятёрки» проникли в американо-кубинские организации, ставящие цель свержение правительства Кубы, и передавали информацию о них. По кубинской версии, члены «пятёрки» собирали информацию о готовящихся терактах.

Правозащи́тники — люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур или должностных лиц.

  • Межамериканский суд по правам человека (сокр. МАСПЧ, исп. Corte Interamericana de Derechos Humanos, порт. Corte Interamericana de Direitos Humanos, фр. Cour interaméricaine des droits de l'homme, англ. Inter-American Court of Human Rights) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на государства-члены Организации американских государств (ОАГ), ратифицировавшие Американскую конвенцию о правах человека (АКПЧ).

Вместе с Межамериканской комиссией по правам человека составляет систему защиты прав человека в Южной и Северной Америке.

Резиденция суда находится в Сан-Хосе в Коста-Рике.

Суд был создан в 1969 году, но начал функционировать только в 1979 году, после того как Конвенция вступила в силу.

В состав суда входят семь судей, избираемых Генеральной ассамблеей ОАГ на шестилетний срок. Один судья может переизбираться только один раз. Председатель суда и его заместитель избирается судьями. Государство ОАГ может иметь только одного своего судью в составе Суда. Если государство не имеет своего судью в составе Суда при рассмотрении касающегося данной страны дела, то оно имеет право выдвинуть дополнительного судью. Заседание суда проходят раз в полгода, но возможны и внеочередные заседания.

Суд компетентен толковать Американскую конвенцию о правах человека и любой другой американский документ, относящийся к области правам человека. Суд выполняет две основные функции: судебную и консультативную. В первом случае он рассматривает конкретные случаи нарушения прав человека в государствах, ратифицировавших АКПЧ. Во втором он консультирует государства ОАГ по поводу соответствия тех или иных законов и законопроектов АКПЧ и другим правозащитным документам.

В отличие от Европейского суда по правам человека физические лица не могут обращаться непосредственно в суд. Передача дел на рассмотрения осуществляется Межамериканской комиссией по правам человека и государствами, подписавшими АКПЧ. Физические лица могут обращаться в Комиссию.

Связанные понятия

Межамериканская комиссия по правам человека — орган ОАГ, действует с 1959 года. Рассматривает жалобы на нарушения АКПЧ участвующими в конвенции государствами и может передавать эти жалобы в Межамериканский суд по правам человека, если государство-ответчик согласно на рассмотрение дела судом. Вправе также рассматривать соблюдение положений Американской декларации прав и обязанностей человека, во всех странах ОАГ. Состоит из 7 экспертов, избираемых сроком на 4 года Генеральной Ассамблеей ОАГ из кандидатов.

Американская конвенция о правах человека или Пакт Сан-Хосе — региональная конвенция о защите прав человека (главным образом гражданских и политических), принятая в 1969 году и вступившая в силу в 1978 году. Участниками могут являться страны-члены ОАГ; на сентябрь 2012 года в конвенции участвуют 23 из 34 членов ОАГ; ещё две страны ранее были участницами конвенции, но денонсировали её (Венесуэла, Тринидад и Тобаго).

Процедура ампаро (исп. recurso de amparo, juicio de amparo) — средство для защиты конституционных прав, характерное для ряда правовых систем. В некоторых правовых системах, преимущественно испаноязычного мира, ампаро является эффективным и недорогим инструментом защиты индивидуальных прав.

Междунаро́дное пра́во в о́бласти прав челове́ка — совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права. Международное право в области прав человека является отраслью международного публичного права. Основа — договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные — в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств). Международное.

Комитет против пыток (англ. Committee Against Torture, CAT) — исполнительный орган Организации Объединённых Наций, осуществляющий надзор за исполнением Конвенции против пыток. Создан 1 января 1987 года, спустя шесть месяцев после вступления Конвенции в силу. Наряду с Комитетом существует Подкомитет по предотвращению пыток (состоящий из 25 экспертов), имеющий право наносить визиты в государства-участники Факультативного протокола к Конвенции.

Упоминания в литературе

Индивиду предоставлен доступ в универсальные комитеты по правам человека, а также в региональные международные судебные учреждения. Среди судебных органов это Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека , Африканский суд по правам человека и народов, Суд ЕС.

Связанные понятия (продолжение)

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) — объединение экономического сотрудничества 13 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа Ассоциации — Договор Монтевидео, подписанный 12 августа 1980 года. Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.

Союз южноамериканских наций (исп. Unión de Naciones Suramericanas (UNASUR), порт. União de Nações Sul-Americanas (UNASUL), англ. Union of South American Nations, нидерл. Unie van Zuid-Amerikaanse Naties, другое название — Декларация Ку́ско) — региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года.

Суд пе́рвой инста́нции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.

Суд апелляционной инстанции, апелляционный суд (от англ. appeal - призыв, обращение) — суд второй инстанции. В уголовном и гражданском судопроизводстве в апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность решений, вынесенных мировыми и федеральными судьями. В судах общей юрисдикции апелляционной инстанцией выступают вышестоящие суды по отношению к судам первой инстанции. В арбитражном судопроизводстве в апелляционном порядке проверяются все решения арбитражных судов, вынесенных в первой.

Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

Представительство в суде — процессуальная деятельность, которая осуществляется от имени и в интересах лиц, участвующих в деле: сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.

Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.

Статья содержит перечень стран мира, в современном законодательстве которых разрешен вопрос юридического признания или непризнания однополого брака, а также сведения о ходе и результатах рассмотрения законопроектов, направленных на легализацию или запрет однополых браков и других форм однополых союзов. В завершение приводится краткий обзор места однополых союзов в истории человечества.

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.

Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.

Омбудсмен (от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение») — гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

Междунаро́дно-правовы́е са́нкции — коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству, которое нарушило нормы международного права.

Коми́ссия междунаро́дного пра́ва — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, состоящий из тридцати четырех юристов-международников, пользующихся признанным авторитетом в области международного права, которые выступают в своем личном качестве, а не как представители соответствующих правительств, имеющий целью поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Незаконное обогащение — приобретение имущества публичным должностным лицом на средства, происхождение которых оно не может объяснить или они получены с нарушением закона. Это понятие государствам предлагается ввести в уголовный кодекс в 20-й статье Конвенции ООН против коррупции. Документ был принят на 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 год и вступил в силу 14 декабря 2005 года.

Универса́льная юрисди́кция — один из видов экстерриториальной уголовной юрисдикции, подразумевающий компетенцию государства по привлечению к уголовной ответственности и наказанию индивидов безотносительно к месту совершения преступления либо гражданству обвиняемого или потерпевшего. Данный вид юрисдикционной компетенции основывается, главным образом, на характере преступлений, уголовное преследование которых представляет «универсальный» интерес для всего международного сообщества.

Европейская социальная хартия — конвенция Совета Европы, закрепляющая ряд социальных прав человека (в отличие от ЕКПЧ, закрепляющей главным образом гражданские и политические права). Принята в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. Страны-участницы обязуются признать обязательными для себя как минимум 10 статей или 45 частей статей части II хартии, в том числе как минимум 5 из следующих статей: 1, 5, 6, 12, 13, 16 и 19. Доклады об исполнении Хартии предоставляются раз в два года. Всего часть II.

Преюди́ция (от лат. praejudicialis — относящийся к предыдущему судебному решению) — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица.

Об акте 1679 г. см. Хабеас корпус актХабеас корпус (лат. habeas corpus, буквально «ты должен иметь тело», содержательно — «представь арестованного лично в суд») — это существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века — и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления хабеас корпус, имеющего силу судебного предписания.

Импи́чмент (англ. impeachment — недоверие, от лат. impedivi — «воспрепятствовал, пресёк») — процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента, как правило, уличает лицо в актах, совершённых незаконно, то есть в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.

Закон о защите брака (англ. Defense of Marriage Act, кратко DOMA, официально Public Law No. 104—199, 110 Stat. 2419) — принятый 21 сентября 1996 года федеральный закон США, который описывает брак как правовой союз между мужчиной и женщиной и провозглашает супругами лиц разного пола. Кроме того, согласно закону, ни одна административная единица не обязана признавать союз двух людей одного пола браком и не обязана соблюдать их брачные права, даже если их брак официально признан в другом государстве.

Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.

Комиссия ООН по праву международной торговли, ЮНСИТРАЛ (англ. United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли.

Определение (в праве) — вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.

Имплемента́ция (англ. implementation «осуществление, выполнение, практическая реализация») — фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование имплементации — строгое следование целям и содержанию международного установления.

Комиссар по правам человека — независимое должностное лицо в рамках Совета Европы, задача которого — способствовать образованию в области прав человека, вниманию к правам человека и их соблюдению в странах СЕ.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Понятие подве́домственность употребляется в теории, законодательстве и традиции в различных смыслах.

Судебная система Испании — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Испании.

Заочное решение суда — документ судебной инстанции, составленный и выдаваемый судом по результатам заочного рассмотрения дела.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам), означающий наличие у определённых лиц особых прав. Точнее, для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Следственный судья (также именуемый судья-следователь, расследующий магистрат, допрашивающий судья) — должностное и процессуальное лицо в правовой системе ряда европейских и южноамериканских стран (как правило, тех из них, где указанный правовой институт исторически произрастает из светского инквизиционного процесса), отвечающее за единоличное проведение судебного расследования по административным и уголовным делам, совмещающее функции судьи и следователя, занимающееся разбором дела самостоятельно.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

С момента патриации Конституции Канады в 1982 было произведено лишь десять небольших поправок. Однако было и несколько неуда́вшихся прое́ктов попра́вок к Конститу́ции согласно новой процедуре внесения поправок.

Экстради́ция (вы́дача) (от лат. ех — «из», «вне» и traditio — «передача») — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающаяся в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, уже осуждённых судебными органами другого государства (для исполнения приговора). По отношению к штатам США термин «экстрадиция» используется также для обозначения.

Суды по делам о банкротстве США (англ. United States bankruptcy courts) — система судебных органов, созданная в соответствии с первой статьёй Конституции США. Действующая система судов образована решением Конгресса США в 1978 году, начала функционировать с 1 апреля 1984 года. Суды по делам о банкротстве являются структурными подразделениями федеральных окружных судов, к исключительной компетенции которых относится рассмотрение дел о банкротстве. Рассмотрение таких дел является юрисдикцией только.

«Патриотический акт» (англ. USA PATRIOT Act; полное наименование: Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of 2001, «Акт „О сплочении и укреплении Америки путём обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму“ 2001 г.») — федеральный закон, принятый в США в октябре 2001 года, который дает правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами. Принят после террористического.

Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге — документ, являющийся приложением к Соглашению об уголовном преследовании и наказании главных военных преступников Европейской оси (обычно именуемое Нюрнбергским или Лондонским уставом), принятый решением Лондонской конференции от 8 августа 1945 года, устанавливавший правила и процедуры проведения Нюрнбергского процесса.

Бразильское агентство разведки (порт. Agência Brasileira de Inteligência; ABIN) — ведущая спецслужба Бразилии, осуществляющая координацию разведывательной и контрразведывательной деятельности; является центральным органом бразильской системы разведки (Sistema Brasileiro de Inteligência, SISBIN).

Принимаю Наш сайт сохранит анонимные идентификаторы (cookie-файлы) на ваше устройство. Это способствует персонализации контента, а также используется в статистических целях. Вы можете отключить использование cookie-файлов, изменив настройки Вашего браузера. Пользуясь этим сайтом при настройках браузера по умолчанию, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и сохранение информации на Вашем устройстве.

Категории

Указатель

Другое

Американская конвенция о правах человека была принята 22 ноября 1969 года под эгидой Организации американских государств (ОАГ). Она вступила в силу 18 июля 1978 года. На ее основе была создана система защиты прав человека, опирающаяся на Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека, предусмотренные в статье 33. Работа этого механизма включает два этапа: жалобы, подаваемые в Суд, сначала рассматриваются Комиссией.

Компетенция Комиссии распространяется на все государства-члены Американской конвенции о правах человека. Из тридцати пяти государств-членов ОАГ только двадцать пять ратифицировали эту Конвенцию. Тринидад и Тобаго, а также Венесуэла вышли из Конвенции в 1998 и 2012 годах соответственно. Осталось, таким образом, 23 действительных участника.

Юрисдикция Суда распространяется только на государства, заявившие о ее признании, т. е. на 22 страны (см. перечень в конце раздела).

Комиссия состоит из семи независимых членов, избираемых на Генеральной Ассамблее ОАГ из списка, представляемого государствами-членами этой организации. Срок их полномочий составляет четыре года, с возможностью разового продления. Комиссия собирается на три сессии в году, проходящие обычно в ее штаб-квартире в Вашингтоне, однако она может собираться и в каком-либо другом месте. Комиссия представляет ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ОАГ.

Межамериканская комиссия не была образована в рамках Американской конвенции о правах человека. Она была создана в 1959 году посредством Американской декларации прав и обязанностей человека, принятой в Боготе (Колумбия) в 1948 году. Тем не менее Американская конвенция возлагает на нее миссию защиты и поощрения прав человека (ст. 34 по 51).

1. Приемлемость

2. Урегулирование споров

Целью процедуры рассмотрения по существу не является вынесение приговора. Комиссия является несудебным органом и предоставляет себя в распоряжение сторон с целью достижения мирного урегулирования в свете письменной и устной информации, предоставленной заинтересованными государствами. В серьезных и неотложных случаях собственно процедуре может предшествовать расследование, проводимое с согласия государства, на чьей территории было совершено предполагаемое нарушение. В других случаях расследование остается средством, которым располагает Комиссия, но оно начинается в ходе рассмотрения вопроса (ст. 48 Американской конвенции о правах человека).

В случае достижения мирного соглашения Комиссия составляет доклад, который направляется автору петиции и заинтересованным государствам, а затем направляется Генеральному секретарю ОАГ для опубликования. В таком докладе содержится краткое изложение фактов и достигнутое решение (ст. 49).

Если урегулирование не было достигнуто, Комиссия передает заинтересованным государствам доклад с изложением фактов и своих заключений, иногда сопровождаемый предложениями и рекомендациями. Такой доклад не подлежит опубликованию. Если в трехмесячный срок дело не было передано в Суд, Комиссия может продолжить изучение вопроса. Она излагает свое мнение и выводы, формулирует рекомендации и определяет срок, в который привлекаемое к ответственности государство должно принять меры, необходимые для урегулирования ситуации. По истечении этого срока Комиссия решает вопрос о том, приняло ли государство указанные меры и следует ли опубликовать ее доклад.

Вместо подготовки второго доклада Комиссия может также, в трехмесячный срок, считая с даты передачи первого доклада заинтересованному государству, принять решение о передаче вопроса на рассмотрение Межамериканского суда.

3. Прочие функции Комиссии

Помимо мандата, заключающегося в обеспечении уважения и защиты прав человека, Комиссия выполняет также следующие функции:

— она наблюдает за общей ситуацией прав человека в государствах-участниках и публикует в случае необходимости специальные доклады;

— она привлекает внимание общественного мнения к соблюдению прав человека в Америке, в частности, путем опубликования исследований по таким вопросам, как независимость правосудия, деятельность военизированных группировок, положение детей, женщин и меньшинств;

— она рекомендует странам-членам ОАГ принимать меры, благоприятствующие защите прав человека;

— она отвечает на заявления государств в области прав человека;

— она обращается к Суду с просьбой принять постановление о «временных мерах» в неотложных случаях, представляющих опасность для людей, даже если данный вопрос еще не был представлен на рассмотрение Суда;

— она запрашивает мнение Суда относительно толкования Американской конвенции о правах человека (статья 41).

Это судебный орган Организации американских государств, расположенный в Сан-Хосе (Коста-Рика), был создан в 1969 году на основе Американской конвенции о правах человека, но начал свое функционирование только в 1979 году, после вступления в силу Конвенции. Суд состоит из семи независимых судей, избираемых государствами-членами Конвенции на шестилетний срок с возможностью разового переизбрания.

Обычно Суд проводит два заседания в году (раз в полугодие); возможно также проведение внеочередных заседаний. Он назначает своего председателя и заместителя председателя на двухлетний срок с возможностью разового продления, а также секретаря. Генеральный секретарь ОАГ обращается к последнему за консультацией для назначения других членов секретариата. Суд принял свой регламент в 1980 году, изменения в последний раз были внесены в 2009 году.

1. Компетенция

Компетенция Суда распространяется на толкование Американской конвенции о правах человека, любого иного американского документа, относящегося к правам человека, а также на любые вопросы, относящиеся к компетенции органов ОАГ, по запросу государств-членов ОАГ. В частности, Суд сообщает государствам, подавшим соответствующий запрос, свое мнение относительно совместимости национальных законодательств с инструментами защиты прав человека.

  • Юрисдикция Суда при принятии к производству дел, связанных с нарушением прав человека, является факультативной (ст. 62). Государства имеют возможность принять ее раз и навсегда (на сегодняшний день это сделали 22 страны) (ст. 62.1). Они могут также признавать эту юрисдикцию только в отношении определенных дел (ст. 62.2).
  • Передача дела на рассмотрение Суда осуществляется Комиссией и государствами-участниками (ст. 61). Физические лица не могут обращаться непосредственно в Суд, но имеют право подать Комиссии петицию.
  • Таким образом, жалобы, подаваемые в Межамериканский суд, относятся к делам, по которым Комиссия не смогла достичь полюбовного решения и для которых заинтересованные государства приняли юрисдикцию данного Суда. Одним из условий приемлемости дела является исчерпание Комиссией всех предусмотренных процедур (ст. 61.2). Решения, принятые Межамериканским судом по правам человека, могут включать возмещение ущерба жертвам нарушений этих прав. Следует отметить, что международные механизмы соблюдения прав человека редко предусматривают такую возможность.

Суд компетентен также следить за применением Американской конвенции о правах человека и выносить решения при рассмотрении жалоб о нарушении прав человека. Тем не менее юрисдикция Суда не является обязательной для всех государств, за исключением восемнадцати стран, заявивших о ее принятии (см. ниже). Они могут принять ее раз и навсегда, либо для каких-то конкретных случаев.

2 Решения

Если Суд приходит к выводу, что нарушение прав или свобод, охраняемых Американской конвенцией о правах человека, имело место, он может распорядиться об обеспечении потерпевшей стороне возможности пользоваться нарушенным правом или попранной свободой. Он может также отдать распоряжение о возмещении ущерба, связанного с последствиями меры или ситуации, повлекшей за собой нарушение этих прав, и о выплате справедливой компенсации пострадавшей стороне (ст. 63). Суд выносит решения, обязательные для исполнения и не подлежащие обжалованию, и Генеральная Ассамблея ОАГ следит за их исполнением (ст. 67).

В крайне серьезных или экстренных случаях Суд может также отдать распоряжение о принятии временных мер — либо по своей инициативе, если жалоба уже была им принята, либо по ходатайству Комиссии, если речь идет о случаях, которые еще не были ему представлены (ст. 63).

Суд представляет годовой доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ОАГ, в котором он может, при необходимости, отметить государства, не подчинившиеся его решениям (ст. 65). В свою очередь ОАГ может указать на государства, которым не удалось надлежащим образом выполнить решения Суда.

Перечень государств, признавших юрисдикцию Суда: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор и Сальвадор.

перечень государств-участников международных конвенции по гуманитарному праву и правам человека (№ 11); права человека ▸ индивидуальные жалобы (средства правовой защиты)

Контакты

Межамериканская комиссия по правам человека: Inter-American Commission for Human Rights

1889 F Street, NW, Washington DC — USA 20006.

Тел.: (00 1) 202 458 60 02 / Факс: (00 1) 202 458 39 92

Межамериканский суд по правам человека: Inter-American Court of Human Rights

PO Box 6906–1000

San José, Costa-Rica

Тел.: (00 506) 234 05 81 / Факс: (00 506) 234 05 84.

MARTIN F., «Application du droit international humanitaire par la Cour interaméricaine des droits de l’homme», Revue internationale de la Croix-Rouge, décembre 2001, vol. 83, n° 844, p. 1037-1066.

TIGOURDJIA H. Et Panoussis I., La Cour interaméricaine des droits de l’homme: analyse de la jurisprudence consultative et contentieuse, Bruylant, «Droit et Justice», n° 41, 2003, 330 p.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: