Методы судебной исследовательской фотографии

Обновлено: 28.03.2024

Криминалистическая исследовательская фотография представляет собой систему научных положений, средств и методов фотосъемки, используемых для фиксации и исследования объектов в ходе криминалистической экспертизы. Она призвана дать в распоряжение экспертов фотографические средства и методы анализа криминалистических объектов, а также обеспечить наглядную фиксацию их общего вида и состояния, иллюстрацию результатов проведенных исследований.

Фотографические методы чаще всего применяются при экспертизе документов, когда какие-либо фрагменты текстов дописаны, замазаны, залиты, удалены механическим или химическим способом либо записи исчезли (угасли) от длительного хранения в неблагоприятных условиях.

Для исследования криминалистических объектов желательно фотографическое изменение контрастов. Оно позволит получить фотоизображение с необычным соотношением яркостей при черно-белой съемке или цветопередачи – при цветной. В экспертной практике изменение контрастов чаще всего проводится в сторону его усиления в целях выявления нужных деталей изображения. Оно может быть получено как в процессе съемки, так и путем специальной обработки негатива. В сложных случаях для достижения нужного эффекта эти подходы используются в комплексе.

В отличие от черно-белого, цветовой контраст обусловлен различием в спектральном составе отражаемого объектом света, т.е. соотношением разных хроматических тонов, например синего и оранжевого, фиолетового и желтого. Усилить такой контраст при съемке помогает продуманный выбор освещения, светофильтров и фотоматериалов, а также химикатов для их обработки. Для ослабления фона и выделения деталей требуется светофильтр того же цвета, который нужно погасить.

Максимальный эффект усиления достигается подбором светофильтров противоположного цвета. Так, противоположным фиолетовому является желтый, синему – оранжевый. Выбрать подходящий светофильтр можно и визуально, разглядывая через него фотографируемый объект. Если в процессе первичного усиления не удалось получить изображение нужного контраста, негатив подвергают дополнительной химической обработке или многократному перекопированию на контрастных фотоматериалах – контратипированию.

Фотосъемка в невидимых лучах спектра основана на их способности проникать через некоторые объекты, непрозрачные для обычного света, а также иначе, чем видимые лучи, отражаться и поглощаться многими материалами. Эксперты в своей работе чаще используют съемку в инфракрасных и ультрафиолетовых отраженных лучах и фиксацию картины люминесценции объектов в этих лучах. Подобную фотосъемку, а также рентгенографию проводят для выявления признаков, не воспринимаемых визуально и не воспроизводимых фотографическими средствами в видимом свете, например для прочтения вытравленных и залитых текстов.

Микрофотосъемка предназначена для исследования изображений очень мелких криминалистических объектов при большом увеличении. Фотосъемку с увеличением в 4–5 раз легко осуществить обычной малоформатной зеркальной фотокамерой, применяя удлинительные кольца или микроприставку. В экспертной практике для увеличения в десятки и сотни раз применяют специальные микрофотоустановки с микроскопами МИН-10, МБИ, МП-8, МБС, МИМ, МСК и др. Микрофотосъемку можно провести и обычным зеркальным фотоаппаратом, соединенным с микроскопом*.

* См. подробнее: Ищенко Е.П., Ищенко П.П., Зотов В.А. Криминалистическая фотография и видеозапись: Учеб.-практ. пособие/Под ред. проф. Е.П. Ищенко.М., 1999. С. 236-373.

Фототехническая экспертиза имеет своими объектами фотоснимки, диапозитивы (слайды), негативы, кинофильмы, а также материалы и средства для их получения. С ее помощью решаются идентификационные и диагностические задачи. К первым относятся: отождествление фотоаппаратов, увеличителей и других принадлежностей для изготовления фотоизображений, установление класса, рода, вида, сорта фотоматериалов и химикатов. Диагностические задачи – это выявление истинных размеров объектов, запечатленных фотографически, определение точки съемки, расстояния до каждого из объектов. По фотоснимку нередко удается установить, не подвергался ли он ретушированию, на каком глянцевателе отглянцован, каким резаком обрезаны его края и др.

Судебно-исследовательская фотография - это совокупность средств криминалистической техники и специальных средств и методов съемки вещественных доказательств с целью получения доказательственной информации, которую трудно получить с помощью обычной фотосъемки [1] .

Судебно-исследовательская фотография использует комплекс фотографических средств и методов в зависимости от характера исследуемого объекта и поставленных перед исследованием задач:

1. Фиксация общего вида исследуемого объекта,

2. для проведения сравнительного исследования объектов по фотоизображениям,

3. для выявления невидимого (плоховидимого) и различий деталей в объектах.

Возможно выделение трёх основных назначений судебно-исследовательской фотографии:

1) Используется для проведения судебных экспертиз непосредственно как средство осуществления исследования объектов;

2) Выполняет функцию иллюстрации, фиксации полученных в результате исследования результатов.

3) Используется для изучения и фиксации свойств криминалистических объектов в ходе проведения следственных действий (например, осмотра места происшествия, обыска).

Содержание

Методы исследовательской фотосъемки

Фотографическая съемка при особых условиях освещения

В криминалистической фотографии используются следующие способы освещения объектов:

  • диффузное (рассеянное) освещение - создает на объекте невысокий интервал яркостей, создается с использованием люминесцентных ламп, кольцевых осветителей и специальных рассеивателей, например, матового стекла.
  • бестеневое освещение – освещение, при котором осветительные приборы располагаются вокруг объекта фотосъемки и закрываются рассеивателем, как правило, матовым стеклом, в результате чего каждый источник не дает направленного светового луча и при этом нейтрализует тень, образуемую иными источниками.
  • проходящее освещение – освещение, при котором источник света располагается за объектом фотосъемки, и его свет, проходя через объект фотосъемки, формирует изображение (используется при фотосъемке следов рук) (возможно использование рассеивателя или контрастного фона).
  • лобовое освещение – создается световым потоком, направленным от фотокамеры под углом 75-90 градусов к поверхности объекта. Используется для фотосъемки объектов с четко выраженным рельефом.
  • боковое освещение – лучи света направляют под углом от 30 до 60 градусов к плоскости объекта.
  • косонаправленное освещение - образуется световым потоком, направленным под углом от 3 до 15 градусов к плоскости объекта.
  • контровое освещение – применяется для получения четкого контура фотографируемого предмета, при этом световой поток направляется параллельно оптической оси объектива.
  • фоновое освещение – предназначено для выявления контуров объекта, создается с использованием двух источников света, направленных на рабочий стол под углом от 30 до 60 градусов.

Микрофотосъемка

Микрофотосъемка предназначена для получения фотоснимков объектов с большим увеличением и закреплением деталей, не видимых невооруженным глазом. Фотосъемка осуществляется с помощью микроскопа, путем установки на него специальной цифровые камеры, изготовленные с применением инновационных технологий оптического производства, данные камеры предназначены для оснащения различных моделей микроскопов и стереомикроскопов. С их помощью можно передать увеличенное изображение на экран компьютера, производить эффективную запись и первичную обработку и сохранить в нужном формате и качестве.

Фотосъемка в невидимых лучах спектра

Фотосъемка в невидимых лучах спектра осуществляется в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах.

  • для выявления записей, выполненных красителями, поглощающими ИК лучи (графит, черкая тушь, черная типографская краска, черная лента пишущих машин и черная копировальная бумага) и залитых красителями, прозрачными для этих лучей.
  • для выявления признаков подделки подписей, оттисков печатей и штампов перекопированных через копировальную бумагу или давлением, предварительно перерисованных карандашом, а затем обведенных чернилами;
  • для выявления текстов на сожженных документах, если эти тексты были выполнены веществами, поглощающими ИК лучи (графит, черная типографская краска и т.п.);
  • для дифференцирования штрихов записей с целью решения вопроса о дописке или исправления цифр;
  • для восстановления подчищенных или плохо видимых по иным причинам записей, если они выполнены веществами, поглощающими инфракрасные лучи;
  • для выявления и фиксации скрытых и плохо видимых кровоподтёков на теле человека, внедрившихся под кожу инородных тел, например, дроби, а также для выявления следов выстрела (копоти, внедрившихся порошинок) на предметах темного цвета.

Съемка в ультрафиолетовых лучах

Позволяет получать изображение видимого люминесцентного свечения. Некоторые вещества, например анилиновые красители, под воздействием ультрафиолетовых лучей начинают люминесцировать, а другие вещества (например, кровь) гасят люминесценцию. При использовании искусственных источников УФЛ (ртутные, кварцевые лампы и др.), на него помещается светофильтр, который пропускает на запечатлеваемый объект световые волны определенной длины.

Второй способ – съемка в отраженных УФЛ. Для этого на объектив фотоаппарата надевается светофильтр, пропускающий только ультрафиолетовые лучи, и съемка проводится при обычном освещении.

Съемка в инфракрасном спектре излучения

Обусловлена способностью ИК-лучей, проникать через непрозрачные объекты (среды). Источником такого излучения является солнце, дуговые и электрические лампы накаливания. С изменением температуры тела меняется длина волны излучения. Например, кровь, анилиновые красители являются прозрачными средами для этих лучей, поэтому, используя их, можно прочесть (сфотографировать) тексты, залитые такими веществами. При фотосъемке в инфракрасных лучах используют на объектив помещается светофильтр (например, Ноуа К72), который не пропускает видимый участок спектра и те лучи (по длине волны), к которым чувствительна цифровая матрица или фотопленка. В экспертной практике для проведения такого рода фотосъемки могут применяться электронно-оптические преобразователи (ЭОП).

Фотографирование в рентгеновских лучах

Используется для получения изображения внутреннего устройства предметов (оружия, взрывных устройств, пломб, текстов, выполненных невидимыми чернилами, содержащих соли тяжелых металлов и.др.). Источником рентгеновских лучей являются специальные установки. Фотографирование осуществляется с использованием рентгеновской пленки или обычных фотоматериалов. Фотографируемый (просвечиваемый) объект помещается на фотоматериал, который находится в пакете из черной бумаги или в специальной кассете. Аналогичным образом используются для фотосъемки альфа-, бета - и гамма-лучи, источником которых являются радиоактивные вещества, находящиеся в специальных устройствах и приспособлениях.

Метод криминалистического цветоделения


Цветоделительная съемка производится с целью усиления или ослабления лучей спектра. Светофильтры, используемые для съемки, бывают жидкостные, пластмассовые, стеклянные, газовые. Часто используют светофильтр ЖС-18 (расшифровывается как «желтое стекло полностью 18»). Чем больше цифровое обозначение, тем плотнее (темнее) светофильтр. Подбираются светофильтры по специальным таблицам. Например, для фотографирования следов обуви на снегу, который отражает большое количество сине-голубого спектра, используют желтый светофильтр. В результате изображение получается более контрастным, с проработкой теней и тонов цветовой гаммы.

Метод усиления контрастов


Контрастирующая съемка применяется для усиления контрастности изображения при помощи подбора специальных фотоматериалов или специальных методик фотографирования. Такая съемка, в частности, позволяет выявить в документах слабовидимые тексты. При использовании цифровой фототехники в большинстве случаев эффекта цветоделительной и контрастирующей съемки, возможно добиться программными средствами самой фотокамеры либо путем использования при последующей обработке снимков программного обеспечения (наибольшее распространение получили продукты компании Аdobe System, например Рhotoshop). Бесплатным аналогом Photoshop является, например, программа GIMP.

Фотографирование в токах высокой частоты

Данный метод основан на эффекте Кирлиана. При фотографировании подобным методом к исследуемому объекту прикрепляются плоский электрод, на который подается напряжение в виде последовательности коротких биполярных импульсов амплитудой от 3 до 20 кВ с непрерывно/ступенчатой регулировкой. Поверх располагается непроявленная фотопленка, которая накрывается вторым электродом. На снимке отчетливо проявляется свечение любого объекта.

Сравнительная съемка

Сравнительная съемка - съемка объектов экспертного исследования, выпол­ненная для сравнительного исследования полученных изображений с целью их идентификации.

Чтобы получить пригодные изображения для производства сравнительного ис­следования запечатленных объектов и их деталей, при съемке соблюдается ряд требований: изображения исследуемых объектов должны быть выполнены в одном масштабе, в одном ракурсе, в одинаковых условиях; полученные изображения должны быть смонтированы на одном экране или фототаблице, где сопоставляются путем монтажа (аппликация).

Сравнительная съемка может выполняться с помощью сравнительного микроскопа, при этом возможно совмещение (наложение) трасс двух объектов для проведения их идентификационного исследования.

Контрольные изображения объектов, используемых в сравнительном исследо­вании, сохраняются.

Голографическя съёмка

Голография (от греч. holos – весь, полный и grapho – пишу) – метод съемки объекта, основанный на интерференции волн. Позволяет получать на фотопластинку объемное изображение объекта. Как метод исследования используется в судебной экспертизе, ведутся разработки по использованию голографии в целях криминалистической регистрации.

Судебно-оперативная фотография (криминалистическая запечатлевающая фотография) — это система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, слежащая для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств.

Под её методами понимаются правила и рекомендации, которые обеспечивают получение качественных фотографических изображений запечатлеваемых криминалистических объектов.

Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершившее.

Основное назначение судебной фотографии – фиксация фактов или действий.

Содержание

Виды судебно-оперативной фотографии

Виды судебно-оперативной фотографии - совокупность методов и приемов фотографирования, применяемых при съемке отдельных видов объектов

Виды судебно-оперативной фотографии можно разделить по виду следственного действия:

По объекту съёмки:

1) фотосъёмка живых лиц;

2) фотосъёмка трупов;

4) фотосъёмка вещественных доказательств;

5) фотосъёмка документов.

Методы судебно-оперативной фотографии

Методы судебно-оперативной фотографии - совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств, условий съемки с целью получения изображения, отвечающего требуемым характеристикам

Существуют следующие методы судебно-оперативной фотографии:

Панорамный метод

Это последовательная съемка объекта, изображение которого при заданном масштабе не может поместиться в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок - панораму. При съемке панорамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватывалась небольшая часть предыдущего кадра (10—15% площади от края предыдущего снимка), т.е. на смежных кадрах дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир.

Различают следующие виды панорамы:

Линейная панорама


Фотосъемка производится с нескольких точек, расположенных на одной линии параллельно снимаемому объекту. Бывает горизонтальная (например, панорама многоподъездного дома) и вертикальная (панорама высотного дома с одним подъездом).

1) линия съёмки должна быть параллельна плоскости снимаемого объекта;

2) точки съёмки должны располагаться на линии съёмки;

3) точки съёмки должны быть выбраны таким образом, чтобы каждый последующий кадр имел с предыдущим общую границу;

4) Зона перекрытия между снимками должна быть не менее 10-15%, то есть снимки должны делаться "внахлёст";

5) снимки должны печататься в одном масштабе и при одной и той же выдержке.


кликнуть для увеличения


кликнуть для увеличения

Круговая панорама


Производится с одной точки, при этом фотоаппарат желательно закрепить на штативе и производить съемку с последующим поворотом вокруг вертикальной оси.

кликнуть для увеличения

Ярусная панорама

Используется в тех случаях, когда снимаемый объект располагается в пространстве не только по линии горизонта, но и имеет значительную высоту. Ярусная панорама — это комбинация вертикальной и горизонтальной панорамы. В некоторых случаях ярусная панорама может называться ступенчатой и использоваться, например, для фотографирования дорожки следов ног.

Yarus.jpg

Измерительная (метрическая) съёмка

Фотосъемка с линейным масштабом


Фотосъемка с линейным масштабом позволяет определить размеры предметов, следов повреждений, а также позволяет увеличивать масштаб изображения и производить по снимку измерения.

Для данного метода существуют следующие правила:

1. Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета и не должна маскировать его;

2. Фотоаппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом, и для этого его желательно закрепить на штативе;

3. Для того чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

Фотосъемка с глубинным масштабом


Фотосъемка с глубинным масштабом используется, когда необходимо запечатлеть на снимке значительный по размеру участок местности или закрытого помещения. По данным снимкам можно определить размеры предметов, а главное, расстояния между ними, как в глубину снимаемого пространства, как и в ширину. Глубинный масштаб представляет собой длинную ленту с нанесенными на нее делениями, используют бумажную ленту с делениями в виде черно-белых квадратов, со сторонами, равными кратному фокусному расстоянию объектива фотоаппарата.

Для данного метода существуют следующие правила:

1. фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы его оптическая ось была параллельна полу (поверхности местности);

2. необходимо уложить масштабную ленту вглубь от фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. При этом начало ленты должно быть расположено строго под объективом - для этого используется отвес, прикрепляемый к фотоаппарату.

Фотосъемка с квадратным масштабом


Этот метод применяется, если необходимо запечатлеть объекты, расположенные на различном расстоянии от фотоаппарата по ширине. Представляет собой разновидность фотосъемки с глубинным масштабом и отличается от последней тем, что вместо ленты в кадре помещают квадратный масштаб, изготовленный из картона, со сторонами, также равными кратному расстоянию объектива - 25, 50, 100см.

Фотография с различных ракурсов

При производстве судебно-оперативной фотосъемки запечатлеваются объекты с одной, двух и нескольких точек. Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек – (метод встречной съемки) необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый. Этот метод используется при фотосъемке объектов, вытянутых в длину: коридоров, трупов.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «перекрестная съемка». Таким методом, как правило, фотографируют транспортные средства и небольшие строения.

Cross.jpg

Cross1.jpg

Репродукционная съёмка


Производится для получения копий, схем, чертежей, фотографий, различных текстов и различных изображений на плоскости. Репродукционная фотосъемка позволяет получить точную копию оригинала путем использования обычных фотоаппаратов и специальных репродукционных установок.

В настоящее время для получения значительного количества копий документа используются способы компьютерного копирования с использованием оперативной множительной техники, однако данные копии документа не всегда отражают весь объем информации и имеющиеся вещественные следы преступления.

Элементы репродукционной установки на примере ПАПИЛОН-ЭкспертЛаб:

2 – осветитель заполняющего света,

3 – осветитель узконаправленный,

4 – осветитель инфракрасный,

5 – держатель линеек,

6 – светильник ламповый,

7 – держатель предметов [1]

Фотокопии с документов могут быть получены и без применения фотоаппарата — методом рефлексной фотографии (устаревший метод). Этот метод прост и позволяет в короткий срок изготовить большое количество фотокопий. Однако качество снимков в этом случае значительно хуже, чем при репродукции с помощью фотоаппарата. Это особенно сказывается в полутонах, которые при этом методе скрадываются. Кроме того, все изображение в целом теряет нормальную контрастность.

Рефлексная фотосъемка производится следующим образом. На поверхность документа при красном или оранжевом свете накладывается эмульсионной стороной и плотно к нему прижимается специальная рефлексная фотобумага. Затем на рефлексную бумагу со стороны ее подложки направляют свет, т. е. дают выдержку. Рефлексная бумага при экспонировании должна освещаться равномерно.

Во время выдержки свет, пройдя через толщу фотобумаги, отражается светлыми и поглощается темными участками документа. Отражённые лучи вызывают появление скрытого негативного изображения на фотобумаге.

Опознавательная съёмка

Signalet.jpg

В криминалистике она считается средством уголовной регистрации живых лиц и трупов (сигналетическая фотография). Кроме этого, опознавательная съемка применяется для фотографирования предметов, в целях последующего их опознания.

Фотографирование живых лиц для уголовной регистрации производится в анфас, правый профиль и ¾ левого полупрофиля. Левый профиль фиксируют в том случае, если на левой половине лица имеются какие-либо особые приметы. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Масштаб изображения на фотоснимке должен составлять 1/7 от натуральной величины (расстояние между зрачками на снимке должно быть около 1 см). Фотография лица производится без головного убора и без очков, даже если человек носит их постоянно. Волосы зачёсываются назад, чтобы были видны ушные раковины (независимо от того, какую причёску человек носит в повседневной жизни).

Если для опознания предполагается предъявить не самого человека, а его портретное изображение, целесообразно сделать дополнительный снимок во весь рост, в 3/4 поворота головы, в головном уборе и очках, если их носит данное лицо.

При опознавательной съемке неопознанных трупов в необходимых случаях перед фотографированием проводится «туалет» трупа для придания ему прижизненного вида (припудривание, гримирование имеющихся повреждений, восстановление прически). После завершения этой процедуры фотографируют левый, правый профиль, анфас, в полный рост в одежде, в которой он был обнаружен, а иногда для фиксации особых примет - обнаженным. Решение о возможности опознавательной съёмки трупа принимает эксперт.

Освещение при павильонной (стационарной) опознавательной съемке должно быть двухсторонним. Основной, более сильный источник света располагается несколько выше фотоаппарата, а дополнительный – справа от фотоаппарата (при съемке в правый фас) и слева (при съемке в левый фас). При этом фотографируемое лицо усаживают на специальный стул со спинкой. В полевых условиях положение снимаемого лица и трупа и освещение выбираются с учетом сложившейся ситуации.

Опознавательная съемка предметов производится по правилам детальной съемки.

Стереоскопическая съёмка

Stereo.jpg

Даёт возможность запечатлеть участок местности с объектами (или отдельные сложные объекты) объемными, т. е. так, как мы их видим в действительности двумя глазами. Трёхмерное изображение на плоскости отличается от двумерного тем, что включает построение геометрической проекции трёхмерной модели сцены на плоскость (например, экран компьютера) с помощью специализированных программ.

Трехмерную съемку применяют в случаях, когда на месте происшествия находится множество различных предметов и передать их форму, размеры, расположение друг относительно друга с помощью обычной фотографии трудно (например, при авариях на предприятиях, стройках, крупных дорожно-транспортных происшествиях). На узловых участках, где находятся наиболее важные следы или предметы размещаются масштабные линейки, которые могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от размеров снимаемого участка линейки могут достигать 1м и более. Для съемки используют обычную фотокамеру со специальными насадками для объектива или специальные фотоаппараты.

Трехмерный фотоаппарат имеет два (или более) объектива, которые удалены друг от друга на расстояние, равное среднему расстоянию между человеческими глазами. Это позволяет фотоаппарату объект с разных углов, в результате чего достигает объемная картинка. Для просмотра объемных цифровых фотографий сделанные на трехмерную фотокамеру существуют специальные трехмерные мониторы, стереоскопические фоторамки, которые позволяют показывать трехмерные картинки при помощи генерирования разного изображения для каждого глаза, также существуют трехмерные принтеры, на которых можно распечатать объемные картинки. Принтер наносит фотографию на полимерное покрытие, в структуре которого огромное количество мельчайших линз. До сих пор широкого применения в следственно-криминалистической практике трехмерная фотография не нашла, в виду все еще остающихся высоких затрат на ее производство.

Макросъёмка (крупномасштабная съёмка)

Макросъёмка – это съёмка мелких объектов в натуральную величину либо с небольшим увеличением. Более широко термин макросъёмка употребляется в случаях фотографирования с более близких расстояний, чем расстояния, указанные на шкале дистанций объективов фотокамер. Макросъёмка - это принцип формирования увеличенного изображения с передачей деталей, видимых невооруженным глазом. Для этих целей используются цифровые фотоаппараты с повышенной разрешающей способностью матрицы - более 10 мегапикселей.

Приёмы судебно-оперативной фотографии

Приёмы судебно-оперативной фотографии - это правила и рекомендации по применению выбираемой фототехники, а так же действия, касающиеся не всего процесса съемки, а его отдельных элементов, например построения кадра. Если методы фотографии обусловлены техническими аспектами съемки, то приёмы составляют тактическую часть фотосъемки. Выбор приёмов судебно-оперативной фотографии входит в компетенцию следователя.

Ориентирующая съёмка

Предполагает запечатление объекта вместе с окружающей обстановкой.

Ориентиры: близлежащие дороги, сооружения.

Позволяет ответить на вопрос: Где расположено место происшествия?

Снимок может выполняться панорамным методом либо одиночным кадром (это зависит от характера объекта и обстоятельств).

Обзорная съёмка

Фиксация места происшествия без окружающей обстановки, осуществляется с нескольких точек. Обзорная фотосъемка, как правило, проводится на этапе общего осмотра сразу после производства ориентирующей фотосъемки, либо после того как место происшествия будет разбито на участки. Основная задача данной фотосъемки создание общей картины места происшествия в целом.

Позволяет ответить на вопрос: Что собой представляет место происшествия?

Методы обзорной съемки: метрическая съёмка с глубинным и квадратным масштабом

Узловая съёмка

Фиксация «узловых точек», места наибольшего сосредоточения следов и иной значимой информации, вместе с окружающей обстановкой.

Узловая фотосъемка делается для уяснения взаиморасположения, пространственной связи обнаруженных следов и предметов с окружающей обстановкой и другими следами и предметами.

Узловая фотосъемка проводится с расстояния 2-4 м, при этом в кадре, помимо следов, обязательно должен находится хотя бы один неподвижный объект места происшествия. Желательно, чтобы данный объект прослеживался на одном из обзорных фотоснимков. Основная задача узловой фотосъемки – создание образной картины отдельного небольшого участка места происшествия, с привязкой к основным неподвижным объектам данной местности.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядит место происшествия и следы на нём?

Методы узловой съемки: опознавательная съёмка, встречная, крестообразная, макросъёмка.

Детальная фотосъемка

Фиксация отдельного объекта (следа и т.п.), без окружающей обстановки выполняется масштабным методом.

При производстве детальной фотосъемки необходимо строго соблюдать ее правила:

1. Фотосъемка осуществляется строго под прямым углом к плоскости фотографируемого объекта;

2. Фотосъемка осуществляется с минимально возможного расстояния;

3. Фотографируемый объект или след и масштабная линейка должны точно вписываться в размер кадра;

4. Масштабная линейка должна находиться в одной плоскости с поверхностью фотографируемого объекта, если объект круглый, то линейка помещается в одной плоскости с осью симметрии объекта.

Позволяет ответить на вопрос: Как выглядят следы, предметы или объекты на месте происшествия?

Fotograf 125.jpg

Судебная (криминалистическая) фотография — одна из отраслей криминалистической техники, представляющая совокупность научных положений и разработанных на её основе фотографических методов и средств, используемых для запечатления и исследования криминалистических объектов.

Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.

Основоположником судебной фотографии является российский учёный Евгений Фёдорович Буринский.

Содержание

Задачи судебной фотографии:

1) разработка фотографических приёмов съёмки различных объектов в следственных или судебных целях;

2) запечатление хода и результатов производства отдельных следственных или оперативно-розыскных действий;

3) разработка фотографических методов исследования вещественных доказательств.

Направления:

1) запечатление событий:

2) исследование вещественных доказательств, следов;

Виды судебной фотографии:

История фотографии

Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.

В 1726 году А. П. Бестужев-Рюмин (1693—1766) химик-любитель, впоследствии политический деятель и Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет . В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра. Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле. Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии. В 1818 г. русский ученый X. И. Гротгус (1785—1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.


Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.

Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке — решётчатое окно дома Тальбота.

Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.

Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.

В фотографии использовалась как негативные, так и обращаемые фотоматериалы.

В 1889 году в Санкт-Петербурге Е. Ф. Буринским была открыта первая в мире судебно-фотографическая лаборатория при Санкт-Петербургском окружном суде. В этой лаборатории были впервые применены фотографические методы для исследования документов, в том числе архивных документов 14 века, выполненных на коже.

Как уже отмечалось, содержание судебно-экспертной фотографии со­ставляют в основном исследовательские методы. Они применяются пре­имущественно в лабораторных условиях, в том числе и при производстве криминалистических экспертиз. В судебно-экспертную фотографию наря­ду с общими методами входят специально разработанные для целей экс­пертного исследования. С их помощью не только выявляются, но и фикси­руются признаки, обнаруженные при использовании других технических средств (например, фотосъемка изображения, полученного с применением микроскопа).

В зависимости от особенностей объекта и задач, стоящих перед иссле­дователем, различают следующие виды судебно-экспертной фотографии:

1) выявление и исследование деталей и признаков, которые по своей величине недоступны обычному зрению (например, микроскопически ма­лого рельефа в следах, возникших на пуле при выстреле; в следах, остав­ленных орудием преступления);

§ 4. Судебно-экспертная фотография

2) выявление и исследование в объектах различий, невидимых невоору­женным глазом (например, анализ подделки в документе, прочтение зали­тых или угасших текстов, выявление копоти выстрела).

Для выполнения указанных задач используют следующие методы: а) фотосъемку с непосредственным увеличением, б) фотографическое из­менение контрастов, в) фотосъемку в невидимых лучах.

Фотосъемка с непосредственным увеличением позволяет получить уве­личенное изображение объекта при его фотографировании.

Различают два способа такой съемки: макро- и микрофотосъемку. Предпринималось немало попыток разграничить эти понятия и дать опре­деление каждому из них. Наиболее удачным представляется следующее.

При макрофотосъемкеизображение объекта в натуральную величину или с некоторым увеличением проецируется на негатив с помощью объек­тива фотоаппарата или специального короткофокусного микрофотообъек­тива 1 . Она осуществляется обычными фотоаппаратами, имеющими двой­ное или тройное растяжение меха, т. е. позволяющими удалять объектив от негативного фотослоя на 2—3 фокусных расстояния.

При микрофотосъемкеизображение объекта образуется оптической сис­темой микроскопа. Существует ряд моделей микрофотоустановок, в кото­рых микроскоп и фотографическая часть составляют одно целое. К их чис­лу относится универсальная установка ФМН-2.

Наряду с установками есть и различные микрофотонасадки, которые с помощью переходных колец можно укрепить на тубусе любого микроскопа. Такие насадки очень удобны, так как позволяют наблюдать через особый окуляр изображение, видимое в микроскоп, и в любой момент фотографи­ровать его. Имеются фотонасадки, предназначенные для бинокулярных стереоскопических микроскопов. С их помощью получают стереоскопиче­ское изображение объекта.

Фотосъемка при микрофотографировании производится либо на кино-, фотопленку, либо на пластинки, что зависит от конструкции установки или насадки (рис. 12.14). Фотоматериалы подбирают высокочувствитель­ные с большой разрешающей способностью.

Важное значение при микрофотосъемке имеет освещение объектов. Прозрачные объекты фотографируются на просвет, а непрозрачные — как правило, в отраженных лучах. В зависимости от характера объекта и целей съемки освещение может быть вертикальным (съемка пересекающихся штрихов) или косо падающим (съемка трасс в следах). Окрашенные объек­ты для повышения контраста снимаются со светофильтрами или методами цветной фотографии.

Выбор увеличения, как и при визуальном микрокопировании, зависит от характера объекта и целей исследования. Следы пальцев рук, оттиски печати и штампа, тексты, отпечатанные на пишущей машинке, фотографи­руют с увеличением в 4—5 раз. Следы на пулях и гильзах, следы разреза (разруба) и тому подобные — при увеличении в 10—20—30 раз, а волокна бумаги, картона, ткани, микроскопически малые включения (в пыли, в краске) — в 200—400 раз.

1 Термином «макрофотосъемка» в специальной литературе обозначают съемки в масштабе от 1 : 5 до 20 : 1, 30 : 1, т. е. от пятикратного уменьшения до двадцати— тридцатикратного непосредственного увеличения объекта.


Рис. 12.14.Одна из моделей сравнительного микроскопа

Микрофотосъемка может проводиться в невидимых лучах спектра (ультрафиолетовых, инфракрасных). Для этих целей существуют специаль­ные микроскопы.

Фотографические методы изменения контрастов.Различают два вида кон­трастов: яркостный и цветовой. Под яркостным понимают различие объек­тов, одинаковых по цвету, но различающихся по его густоте (один светлее, другой темнее).

Разновидностью яркостного является теневой контраст, основанный на выявлении неровностей рельефа поверхности в результате их освещения. К выявлению теневого контраста при криминалистических исследованиях прибегают для того, чтобы прочесть вдавленный текст, установить подчи­стку в документе, изучить микроскопический рельеф поверхности следа. Усиление теневого контраста позволяет правильнее передать форму пред­мета или отдельных его деталей, дать представление о материале поверхно­сти (фактуре). Чтобы выявить неровности поверхности объекта, его осве­щают направленными лучами, падающими под острым углом к фотографи­руемой поверхности (косо падающий свет).

Осветив след косыми лучами, направленными перпендикулярно к ли­ниям трасс, удается получить фотоснимок, наглядно отображающий рель­еф следа (рис. 12.15).

В иных случаях выявление теневого контраста не зависит от направлен­ности косо падающего света, например при беспорядочной взъерошенно-сти волокон бумаги, возникшей при подчистке текста.


Рис. 12.15. Фотосъемка трасс в следе разруба в косо падающем свете

К усилению яркостного контраста прибегают также при исследовании слабовидимых текстов (поблекших, удаленных). Это усиление может быть достигнуто: а) при самом фотографировании; б) при обработке фотомате­риалов; в) в процессе печати фотоизображений; г) приемами цифровой фотографии. Целью всех перечисленных способов является усиление ярко­сти одних деталей и ослабление яркости других с тем, чтобы они больше отличались друг от друга.

Для усиления яркостных контрастов в процессе фотосъемки прибегают к достаточно сильному освещению и используют фотографические мате­риалы с большей степенью контрастности.

Не довольствуясь усилением яркостного контраста только за счет выбо­ра фотоматериалов, иногда прибегают к обработке самих материалов (глав­ным образом при проявлении). Для этой цели могут быть использованы специальные контрастно работающие проявители. В других случаях прояв­ленные в обычных условиях негативы подвергаются дополнительной хими­ческой обработке.

При изготовлении фотоотпечатков яркостный контраст может быть уве­личен несколькими путями. Наиболее простой — применение особо- или сверхконтрастного позитивного фотоматериала. Другим способом является


Рис. 12.16. Цветоделительная фотосъемка документа с использованием инфракрас­ных лучей: вверху — документ, залитый тушью, снимок в видимом свете; внизу — тот же документ, сфотографированный в инфракрасных лучах

печать с нескольких совмещенных негативных изображений объекта. Для этого производят снимки на фотопленках. Накладывая их друг на друга, добиваются совмещения фотоизображений, а затем печатают проекцион­ным способом.

Усиление контраста может быть достигнуто методами цифровой фото­графии при компьютерной обработке полученного изображения. Подоб­ный прием повышает наглядность при выявлении невидимых и слабовиди­мых следов, исследовании залитых, зачеркнутых текстов, при восстановле­нии первоначального содержания документа.

К усилению цветового контраста прибегают в случаях, когда: а) необ­ходимо различить объекты исследования, имеющие один цвет, но разные оттенки; б) объекты различаются по цвету, но при обычном фотографиро­вании этого не усматривается; в) цвет одного объекта маскирует изображе­ние другого.

Усиление контраста достигается цветоделением или цветоразличением.

В судебно-экспертной фотографии цветоделение применяется в отно­шении различных объектов. При исследовании документов оно позволяет

§ 4. Судебно-экспертная фотография

устанавливать дописки и исправления, выполненные красителем, отлич­ным от красителя основного текста, и прочесть залитые и зачеркнутые тек­сты (рис. 12.16).

Цветоделение дает возможность выявить следы крови и иных веществ на одежде и других объектах. С его помощью могут быть установлены сле­ды близкого выстрела (опаление, копоть, порошинки), неразличимые в обычных условиях.

При цветоделительной фотосъемке один какой-либо цвет выделяется за счет удаления (гашения) всех остальных. При цветоразличительной стре­мятся получить на фотоснимке передачу всех цветовых градаций объекта в виде различных участков почернения. Например, на ткани красного цвета имеются красные следы крови. При осмотре и фиксации в белом свете раз­личие в оттенке следов почти не наблюдается. Однако если исследовать объект в красных лучах, то удается установить различие между следами и фоном. Другой пример: на пожелтевшей бумаге имеется выцветший текст, выполненный синими чернилами. Фотографируя объект в желтых или си­них лучах, наблюдают усиление цветового контраста. В зоне желтых лучей штрихи будут представляться более темными на светлом фоне, а в зоне си­них лучей фон будет казаться более темным, чем штрихи. В обоих случаях достигается главная цель — увеличение цветового контраста. Как отмеча­лось выше, эта задача может быть решена с помощью цифровой фотогра­фии.

Чтобы получить изображение объекта в определенной зоне спектра, ис­пользуют светофильтры. Светофильтром называется окрашенная среда, из­бирательно поглощающая свет, т. е. пропускающая лучи определенной длины волны. Они могут быть твердыми, жидкими и газообразными. В су­дебно-экспертной фотографии чаще всего применяются твердые фильт­ры — стеклянные, выпускаемые промышленностью в виде наборов (назы­ваемых каталогом цветного стекла), включающих более ста различных фильтров.

При цветоделительной съемке светофильтр обычно ставят перед объек­тивом фотоаппарата, а объект освещают достаточно сильным белым све­том. В соответствии с заданной при изготовлении характеристикой свето­фильтр пропускает лучи определенной зоны, задерживая все остальные. Таким образом на фотоматериале возникает изображение объекта в лучах определенной зоны спектра.

Немалую роль при этом играет выбор светочувствительных фотомате­риалов (пластинок пленок). Их подбирают с таким расчетом, чтобы они были чувствительны (сенсибилизированы) к свету, пропускаемому свето­фильтром.

Отметим, что в экспертной практике нередко приходится решать задачу одновременного усиления нескольких контрастов. Для успешной передачи всей гаммы объекта (цветоразличение) применяется цветная фотография. Для этого могут быть использованы цветографические материалы (для не­гативно-позитивного процесса) или обращаемые фотопленки. При исполь­зовании обращаемой пленки позитивное изображение получают прямо на ней (слайды). Иногда процесс обращения осуществляется в самом аппара­те (фотоаппараты класса «Полароид»).

Цветные снимки наклеивают на таблицы. Слайды изучают по изобра­жению на экране.

Глава 12. Криминалистическая фотография

Фотосъемка в невидимых лучах спектра(инфракрасных, ультрафиолето­вых, рентгеновских, (3- и у-лучах) широко распространена в судебной фо­тографии. Она позволяет выявлять и фиксировать особенности объектов, которые не удается различать при исследовании в видимой зоне спектра.

Фотосъемка в инфракрасных лучах (ИК-лучах) осуществляется с помо­щью обычных фотоаппаратов и объективов. Объект освещают светом ламп накаливания (200, 300, 500 Вт), в спектре которых много ИК-лучей. Перед объективом помещают плотный красный или инфракрасный светофильтр. Специальные инфрахроматические фотоматериалы, которые при этом ис­пользуют, чувствительны к ИК-лучам. На них указывается длина волны ИК-лучей, к которым они чувствительны в наибольшей степени (напри­мер, «Инфра-760»).

Изображение, наблюдаемое в ИК-лучах с помощью электронно-оптиче­ского преобразователя 1 , также может быть сфотографировано. Ввиду того что на экране электронно-оптического преобразователя создается видимое изо­бражение, оно может быть сфотографировано на обычных фотоматериалах.

Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах (УФ-лучах). К данному виду от­носится съемка люминесценции, вызванной УФ-лучами, и съемка в отра­женных УФ-лучах.

В первом случае УФ-лучи возбуждают видимую люминесценцию. Ис­точниками ультрафиолетового света являются ртутно-кварцевые лампы. Фотосъемка люминесценции может проводиться с помощью любого фото­аппарата, снабженного обычной (стеклянной) оптикой. Для того чтобы полностью задержать УФ-лучи, отражаемые люминесцирующим объектом, перед объективом помещают желтый светофильтр. Фотосъемку производят на обычных фотоматериалах, которые подбирают, ориентируясь на цвет люминесценции (рис. 12.17).

При съемке в отраженных УФ-лучах используют кварцевую оптику, ко­торая пропускает УФ-лучи. Перед объективом фотоаппарата ставят свето­фильтры, пропускающие УФ-лучи и поглощающие все остальные (УФС-2, УФС-3).

Съемку проводят на любых фотоматериалах, так как все они высокочув­ствительны к ультрафиолету.

Фотосъемка в УФ-лучах применяется для восстановления вытравленных, выцветших и смытых текстов, для прочтения тайнописи и других целей.

В экспертной практике используются современные универсальные уста­новки, позволяющие осуществлять фотосъемку как в инфракрасных, так и в ультрафиолетовых лучах.

При съемке в рентгеновских лучах объект помещается под источником рентгеновского излучения — на кассете, в которой находится специальная рентгеновская пленка. Вместо кассеты можно использовать конверт из черной плотной бумаги.

Пропуская через объект рентгеновские лучи, в пленке создают скрытое изображение просвеченного объекта (рис. 12.18). Обрабатывают ее обыч­ным способом (проявление, фиксирование, промывка). Подобным обра­зом производят съемку и в р- и у-лучах. Кроме изложенного контактного способа рентгенографирования используют также и фотосъемку изображе­ния, полученного с помощью рентгеновских лучей и наблюдаемого на эк­ране криптоскопа.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: