Методы исследования деятельности по отправлению правосудия

Обновлено: 24.04.2024

Предмет учебной дисциплины. Происхождение и закономерности формирования судебной власти. Существенные и несущественные признаки правосудия. Содержание правосудия и предпосылки его осуществления. Назначение судебной власти в современном обществе. Государственные и третейские суды.

Методы исследования деятельности по отправлению правосудия. Философское осмысление предмета и его составных частей (анализ и синтез, индукция и дедукция, выводы и силлогизмы, диалектический метод познания в теории правосудия). Социологические приемы сбора и обработки информации, инструментальный подход и моделирование. Сравнительное правоведение. Догматический (формально-юридический) метод познания правовых явлений. Психологические методы исследования деятельности в сфере отправления правосудия. Нетрадиционные способы познания, включая метод конфессиональных оценок. Соотношение научного анализа и практического опыта.

Научные абстракции, их значение в познании проблем правосудия. Формирование абстракций как результата многих обобщений. Абстракция как момент истины, одна сторона, грань или связь между явлениями. Правосудие, истина, справедливость, беспристрастность, компетентность, судопроизводство, верховенство права, государственная служба как основные абстракции в теории правосудия.

Уровни научного знания о судебной деятельности.

Доктринальный уровень. Совокупность научных идей по поводу реализации государством правосудной деятельности. Понимание правосудия в контексте социальной практики. Европейские стандарты правосудия.

Нормативный уровень. Обеспечение правосудия правовыми средствами. Конституционные федеральные и федеральные законы о судебной системе, статусе судей, порядке их назначения, полномочиях и гарантиях независимости. Основные принципы отправления правосудия.

Реальный уровень реализации судебной власти и защиты права. Доступность и эффективность правосудия, его основные признаки. Кризисные проявления при осуществлении судебной власти. Современная судебная реформа. Объективные пределы возможностей судебной системы. Судебная практика и ее значение для обеспечения предсказуемого правосудия.

Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 6.2 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда:

- определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

- распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

- осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

- осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

- принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

- организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

- обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

- организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Правила внутреннего распорядка суда регулируют совместный труд судей и других работников суда, основные права и обязанности председателя суда, судей, работников суда, администратора суда, режим работы и отдыха и другие положения. Правила внутреннего распорядка суда устанавливаются на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Важное место в организации работы суда занимает работа с кадрами. В этих целях председатель суда организует мероприятия по повышению квалификации судей, решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса, обращается в соответствующую квалификационную коллегию с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда, проводит учебные занятия с работниками суда.

Председатель суда осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей или в соответствующем подразделении суда, за соблюдением процессуальных сроков их рассмотрения, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве. В этих целях проводятся оперативные совещания, заслушиваются отчеты судей, руководителей соответствующих подразделений суда, проводятся служебные проверки и т.д.

В целях улучшения судебной деятельности председатель суда регулярно организует обобщение судебной практики.

Важный участок работы в каждом суде - обеспечение организации, сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства суда. Председатель назначает приказом ответственного за делопроизводство и контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований инструкции по судебному делопроизводству.

Организационно-штатная работа - один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование кадровых ресурсов, выделяемых федеральным судам и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ для выполнения возложенных на них задач и функций.

Организационно-штатная работа в суде ведется под руководством председателя суда в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе.

В районных судах и гарнизонных военных судах организационно-штатную работу осуществляет отдел государственной службы и кадров (государственный гражданский служащий, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда) совместно с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации.

Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего суда.

Правильное распределение обязанностей между работниками суда является важнейшим условием слаженной работы всего суда. При распределении служебных обязанностей председатель суда должен учитывать уровень подготовки судей, работников аппарата суда, их квалификацию, способность решать поставленные задачи. В целом работа по распределению служебных обязанностей должна обеспечить равномерную нагрузку между всеми работниками суда.

При этом судьи должны быть освобождены от обязанностей выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей.

Судьи призваны осуществлять правосудие путем рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях и экономических споров. Обязанности и права судей предусмотрены в процессуальных кодексах.

Работники аппарата судов исполняют должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами по направлениям деятельности, утвержденными председателем соответствующего суда. Содержание конкретного должностного регламента зависит от организационно-штатной структуры соответствующего суда.

Планирование работы в судах - важный элемент организации работы. План является организующим документом в работе суда. Он дисциплинирует и мобилизует работников суда на выполнение стоящих задач.

В судах составляются перспективные (на полугодие) и текущие (на квартал) планы работы. Кроме того, могут составляться отдельные планы по направлениям деятельности суда (например, юридической и специальной учебы судей и работников аппарата суда, устранению недостатков, выявленных в ходе изучения деятельности суда или какого-то подразделения суда, проведения отдельных мероприятий и т.д.).

Организация контроля и проверки исполнения принятых решений - одно из условий надлежащей организации работы суда. Поскольку председатель суда отвечает за организацию работы суда, он лично осуществляет контроль и проверку исполнения всеми судьями и работниками аппарата служебных обязанностей и плановых заданий, выполнения поручений. По указанию председателя суда отдельные направления деятельности суда могут контролировать его заместитель и иные работники аппарата суда.

Действенной формой контроля в судах являются служебные совещания, которые проводятся по итогам работы за неделю, месяц, квартал и по мере необходимости. На этих совещаниях судьи и работники аппарата суда отчитываются о рассмотрении дел, выполнении ими служебных заданий и плановых мероприятий. Это повышает чувство личной ответственности работников аппарата суда, мобилизует их на повышение исполнительской дисциплины.

Глубокое исследование организации и деятельности су­да возможно при использовании двух уровней познания: эмпи­рического и теоретического. Правда, различие их носит не­сколько условный характер, поскольку при эмпирическом ис­пользуются теоретические конструкции, а теоретическое опира­ется на данные эмпирического исследования как фактофиксирующего исследования. Ярким проявлением сочетания этих уровней является законодательство. При разработке норматив­но-правовых актов учитываются теоретические конструкции и эмпирические данные. Говоря о сочетании теоретического и эмпирического познания в судоустройстве, необходимо иметь в виду преобладание одного из них. На этапе реформирования судоустройства преобладает эмпирическая стадия, в дальней­шем начинает развиваться теоретическая система. Теоретический и эмпирический уровни исследования выработали свои методы. Метод исследования - это построение и обоснование знаний, совокупность приемов, ведущих к истинным знаниям. Приращение новых знаний о суде и правосудии возмож­но как логическим путем, с помощью метода, так и эмпириче­ским, через опыт, факт, эксперимент, при условии, если они со­ответствующим образом организованы. иалектический метод в исследовании проблем судоус­тройства не утратил своего значения. Дело в том, что в обществе, наряду с закономерными процессами, имеют место случайные явления. Объяснить их, используя диа­лектический метод, невозможно. Открытия в области естест­венных наук привели к разработке концепции индетерминизма, согласно которой принципы причинности не всегда применимы к объяснению человеческого выбора и поведения.

Применительно к судоустройству, методы исследования можно разделить на теоретические и эмпирические.

1. Теоретические методы. Взависимости от конкрет­ной цели исследования в судоустройстве используются такие методы как институциональный, нормативно-ценностный, функциональный, исторический, сравнительный, социологиче­ский, системный и др.

Институциональный метод ориентирует на изучение соотношения суда с другими государственными органами и об­щественными организациями. Используя его, можно выяснить место суда в системе государства и гражданского общества.

Нормативно-ценностный метод позволяет выявить и обосновать оптимальную модель судоустройства и предложить правовые нормы для закрепления их в законодательстве.

Функциональный метод позволяет выявить зависимость статуса судебной власти от статуса законодательной и исполни­тельной властей, а также от политического режима, установив­шегося в государстве.

Исторический метод основан на изучении статуса суда в его развитии. Достоинство метода состоит в том, что он дает возможность изучить суд в контексте определенной историче­ской обстановки. Он позволяет анализировать неоднократно повторяющиеся в истории суда явления. Например, формы уча­стия представителей общественности в осуществлении право­судия.Сравнительный метод направлен на анализ судоустрой­ства различных государств в целях выявления как общих для них свойств, так и характерных для одного государства.

Социологический метод помогает выявить зависимость судоустройства от развития общества в целом, его социальной системы, экономических отношений, господствующей идеоло­гии, состояния культуры общества.

Системный метод предполагает рассмотрение судоуст­ройства как целостной, саморегулирующей системы, которая, во-первых, исследуется как имеющая в своем составе системо­образующее ядро судебную власть; во-вторых, она проявляется в виде взаимосвязи судов, входящих в судебную систему го­сударства; в-третьих, судам как органам судебной власти, спо­собным к саморегуляции в виду наличия принципа независимо­сти судей и подчинения их только закону.

2. Эмпирические методы. В судоустройстве, наряду с теоретическими методами, важную роль играют эмпирические методы, которые стали использоваться с начала XX в. Посте­пенно их значимость возрастала, поскольку в основе этих мето­дов лежат конкретные факты. Благодаря использованию эмпи­рических методов, факты обобщаются и служат надежным ис­точником получения информации о суде. Система эмпириче­ских методов позволяет комплексно изучать явления в сфере правосудия.

Эмпирические исследования включают следующие эта­пы: 1) разработка программы эмпирического исследования; 2) сбор эмпирических данных; 3) обработка эмпирической ин­формации, ее анализ и интерпретация.

Каждый из этих этапов разделяется на более мелкие. Например, разработка программы эмпирического исследования исключает: 1) разработку теоретической концепции, которая бу­дет положена в основу эмпирического исследования; 2) разработку методической стороны программы (план исследо­вания, эмпирические методы, определение методики обработки и т.д.); 3) разработку организационного раздела программы (расчет финансовых затрат, трудоемкость исследова­ния, участники исследования и т.д.)

К наиболее распространенным эмпирическим методам, применяемым в судоустройстве, относятся: изучение юридических документов, опрос (анкетирование и интервьюирование).

Козявин А.А., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Юго-Западного государственного университета, г. Курск, кандидат юридических наук.

Каждый, кто занимается научной и педагогической деятельностью в сфере отправления правосудия по уголовным делам, уголовно-процессуального права да и юридических наук вообще, не раз ловил себя на мысли, что сущность исследуемого и преподаваемого им, все богатство процессуальной теории, весьма развитой и неисчерпаемо обогащающейся новыми взглядами и знаниями, содержание уголовно-процессуального законодательства, ориентированного на нравственные и политические ценности нового социально-экономического устройства, требующего демократического и состязательного правосудия по уголовным делам, явно не совпадают с тем, что демонстрирует правоприменительная практика при возбуждении, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел. Более того, системный и систематический анализ судебной и следственной практики, неформальные контакты с оперативными, следственными, прокурорскими работниками, адвокатами и судьями постоянно приводят к актуализации претензий правоприменителей да и выпускников юридических вузов, которые предъявляются ученым и преподавателям. Суть обвинений, выдвигаемых против людей науки и педагогики, состоит в том, что знания, получаемые и передаваемые студентам, бесполезны на практике и вообще ей не соответствуют, ибо они идеалистичны, наивны и оторваны от реалий жизни. Сегодня эту проблему принято именовать противоречием теории и практики уголовно-процессуальной деятельности.

В связи с этим представляется важным проанализировать данный вид противоречия, оказывающего существенное воздействие на развитие всей уголовно-процессуальной системы. Очевидно, что уголовный процесс как социальная система, существующая в конкретном общественно-политическом формате, не есть только уголовно-процессуальная деятельность и регулирующее ее право. Это, как следует из научной парадигмы такой фундаментальной сферы юридического знания, как теория права, еще и иные активные компоненты правовой системы: правовая идеология, правовая психология, правовая культура, юридическая наука, педагогика и, наконец, правовое сознание . Поэтому характеристика сущности противоречия теории и практики, проблем практической полезности процессуальной науки, вопросов формирования юридических кадров весьма актуальна. Очевидно, обозначенный предмет теоретического осмысления также зиждется на нравственных ценностях, пусть и в окружающей уголовный процесс сфере.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С. 409.

У нравственного противоречия теории и практики уголовного процесса имеется ряд причин социального характера. Во-первых, это объективные причины, обусловленные не зависящей от человека и организованных союзов людей (общества и государства) внутренней формально-логической сущностью права, в т.ч. и уголовно-процессуального. Это явление одновременного сосуществования, взаимодействия и противоречия юридического, речевого и логического смысла норм уголовно-процессуального закона и его толкования - доктринального, судебного и т.д. .

См. подробнее об этом: Белоносов В.О. Проблемы толкования норм уголовно-процессуального права России: Монография. Самара, 2006. С. 51 - 74; Он же. Толкование норм права в системе теоретической и практической деятельности в сфере уголовного судопроизводств: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Самара, 2009. 43 с.

Во-вторых, это идеологическая причина, по справедливому замечанию профессора В.А. Лазаревой, состоящая в стереотипах мышления ученых и практиков, воспитанных советской школой уголовно-процессуального права, имеющих советское же мировоззрение, которое не принимает состязательного уголовного процесса, да и демократических нравственных ценностей вообще . Это и понятно, ведь состязательный процесс повернут лицом к человеку, а не к государственной машине уголовной репрессии, эффективность которой оценивается по статистической отчетности, а не по уровню защищенности прав участников судопроизводства. При этом такое мировоззрение передается и новым поколениям юристов, включающихся под руководством опытных коллег в правоприменительный процесс.

Наконец, субъективные причины, о которых написана масса научных, публицистических и прочих работ, высказывающих острую озабоченность. Речь идет и о резко упавшем качестве подготовки юристов в бесконтрольно учреждаемых юридических вузах, и о разрушении системы передачи опыта в следственном, прокурорском и судейском сообществах, к сожалению, превращающихся в закрытые корпорации вместо выстраивания отношений наставничества, и о беспрецедентном падении престижа профессии следователя , и о низком профессиональном уровне законодателя, под которым подразумевается не столько депутатский корпус, сколько состоящий из чиновников мелкой и средней руки аппарат Федерального Собрания России и действующих в нем политических фракций.

Ищенко Е.П. Кто в современной России ведет борьбу с преступностью? // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: Сб. науч. статей: В 2 ч. / Отв. ред. Т.К. Рябинина, А.А. Козявин. Курск, 2007. Ч. 1. С. 11 - 17.

Отталкиваясь от понятия противоречия в формальной логике, диалектике и социальных науках , можно в самом общем виде определить нравственное противоречие теории и практики уголовного процесса. Под ним следует понимать отрицание правоприменительной практикой уголовно-процессуальной деятельности отдельных научных положений, их совокупности, а также образовательных программ, раскрывающих социально-правовые параметры уголовно-процессуальной формы возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, механизмы регулирования процессуальных отношений на основе доктринального толкования норм уголовно-процессуального права.

Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С. 969; Петров Ю.А. Теория познания. М., 1988. С. 37; Краткий словарь по социологии. М., 1989. С. 261.

По своей внутренней сущности указанное противоречие следует признать диалектическим, ибо оно динамически отражает отрицание практикой теории по одним свойствам и одновременное предполагание друг друга по другим, стремление к норме, в которой оба данные социально-правовые явления должны совпадать. Руководствуясь этим, и ученые, и практики как минимум всегда исходят из желания осуществлять сближение. Так, ученые именно на основе обобщения материалов практики внесли в научных исследованиях не одно предложение по совершенствованию действующего УПК РФ.

Противоречие теории и практики, безусловно, социально, ибо возникает, развивается и прекращается в общественной среде - среде уголовно-процессуальных отношений, выражая противоположные или расходящиеся тенденции, являясь как способом решения проблем, так и источником новых противоречий . Например, опираясь на теоретические рассуждения, разработчики УПК РФ в 2002 г. упразднили институт возвращения уголовных дел на дополнительное расследование, разрешив таким образом противоречие между научным взглядом на то, как должен поступить суд при недостаточности доказательств виновности подсудимого (его следует оправдать), и правоприменительной практикой, когда суд не брал на себя смелость выносить оправдательный приговор, а предоставлял "второй шанс" стороне обвинения, часто, кстати, бесполезный шанс. Но судебная практика, соответствующим образом истолковав норму ст. 237 УПК РФ, по-прежнему отправляла прокурору уголовные дела с явным намеком на дополнительное расследование. Возникло новое противоречие, к решению которого впоследствии неоднократно привлекался и Конституционный Суд России , и законодатель.

Другой пример. При разработке УПК РФ, опять же руководствуясь теоретическими идеями о состязательном уголовном процессе и независимом суде, разработчики УПК РФ изменили традиционную форму обвинительного заключения (ст. 220 УПК РФ), заменив в нем анализ доказательств на их перечень. Это вызвало противоречие теории и практики, ибо следователи продолжили составлять обвинительное заключение по старым правилам, соответствующим образом истолковав ст. 220, хотя ученые предполагали, что указание в законе на перечень определенно подразумевает только перечисление источников доказательств. Таким образом предполагалось предупредить возникновение предубеждения у суда, да и желание переписать обвинительное заключение в обвинительный приговор. Но Верховный Суд РФ поддержал следственную практику , углубив это противоречие, хотя параллельно разрешил другое - между требованием обоснованности процессуальных актов следователя (а обвинительное заключение - это все-таки итоговый процессуальный акт стадии предварительного расследования) и отсутствием в законе обязательности изложения содержательной стороны доказательств в нем.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 25 марта.

Наконец, противоречие теории и практики уголовного судопроизводства является аксиологическим. Это подтверждают и указанные выше примеры: и в первом, и во втором случае научный взгляд на процессуальную форму имел ярко выраженную ориентацию на ценность справедливого правосудия в демократическом государстве, утверждающую независимый, объективный и ответственный суд, обеспечивающий права личности, в т.ч. обвиняемого. Практика же стала исходить из коллективистского, в некотором роде советского понимания справедливости, предполагающего исключить всякую возможность непривлечения к уголовной ответственности виновного. Поэтому она предпочла дополнительное расследование и обоснованность доказательствами обвинительного заключения. Напомним, что идеологические причины возникновения анализируемого противоречия, отрицание стереотипами прошлого, присущими практикующим юристам, нового состязательного и демократического уголовного процесса, по сути, и делают данное противоречие аксиологическим.

Таким образом, по своему содержанию противоречие теории и практики уголовного процесса является динамическим взаимодействием несовпадающих замысла права, каким его видят ученые и преподаватели уголовно-процессуального права, и реализации права на практике.

Важнейшая особенность противоречия видится в ее двойственном или даже тройственном характере: объективно в системе анализируемого социального взаимодействия может быть неверным или замысел уголовно-процессуального права, или его реализация, или и то, и другое вместе. Только активный, систематический процесс определения социальной ценности и эффективности тех или иных норм уголовно-процессуального права через сочетание различных методов оценки (анализа отчетности, судебных и следственных ошибок, проведение социологических опросов и учета общественного мнения и т.д.) может расставить все точки над "i" в тройственной характере противоречия теории и практики уголовного процесса. Но это - сверхсложная задача, для выполнения которой необходимо создавать институты общественного контроля над деятельностью правоохранительных и судебных органов. Учитывая, что только с 1 июля 2010 г. суды общей юрисдикции получили обязанность информировать общество о своей деятельности через сеть Интернет , можно считать данные институты находящимися лишь в стадии становления.

Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" // Российская газета. 2008. 26 декабря.

Пока же, следует констатировать, источником дискуссии о противоречии теории и практики уголовного судопроизводства являются правоприменители. Однако, защищая ученых-процессуалистов и процессуалистов-педагогов, поставим вопрос диалектически: случайно ли анализируемое противоречие или оно сопровождает человечество с момента возникновения системы подготовки юридических кадров? Кому, наконец, надлежит изменить себя: практикам, теоретикам или педагогам?

Учитывая обоснованную нами выше диалектическую и социальную сущность противоречия теории и практики уголовного процесса, можно с уверенностью заключить, что данное противоречие имманентно и всегда будет в той или иной степени характеризовать уголовный процесс, ибо, кроме всего прочего, у теоретиков, педагогов и практиков объективно различны задачи повседневной профессиональной деятельности, методология их реализации и в итоге функциональное насыщение трудовой функции.

Первые осуществляют исследование социально-правовых феноменов в уголовном процессе, выявляют закономерности социальных связей при расследовании и разрешении уголовных дел, вносят предложения по совершенствованию закона и практики его применения. Вторые обучают студенчество действующему праву и правоприменению в рамках лишь доминирующих концепций и толкований. Третьи же преследуют системные "цели дела" - применять конкретные нормы УПК РФ посредством стандартизированных и до мелочей отработанных действий. При этом качество правоприменения определяется отнюдь не соответствием между практикой и смыслом закона, а статистикой, отчетностью, соблюдением сроков, стабильностью приговоров и решений и т.д.

Кроме того, в каждом из этих видов деятельности рождаются специфические условия ее осуществления, а равно и особые нравственные императивы, ее регулирующие. Так, ученые, исследуя свой вопрос, например процессуальный статус обвиняемого, стремятся прописать его максимально выгодно и полно, оттеняя таким образом статусы других участников уголовного процесса, или же, прорабатывая свой институт, искусственно абстрагируют его относительно всей системы процессуальных норм. В итоге научные исследования становятся системно отчужденными и "ярко эгоистичными".

Практикам для бесперебойного функционирования системы требуется выпускник, сразу же знающий и умеющий до автоматизма выполнять набор конкретных действий по пунктам инструкций, способный не рассуждать, а выполнять то, что требует устоявшийся стандарт работы. Выпускник в некотором роде имеет вначале более масштабный юридический кругозор, нежели практик. Стандарт же, стремясь к временной оптимизации дела и оптимизации трудозатрат за счет отсечения всего ненужного и того, что "не требует отчет", неизбежно меняет смысл правоприменения, может одобрить даже нарушение действующих норм уголовно-процессуального права, если система с ними молчаливо согласится.

Ну а педагоги сами по себе являются заложниками классических образовательных схем (лекция, семинар и т.д.), предполагающих с дореволюционных времен аттестацию каждого студента (а не того, кто хочет учиться), развитие аналитического мышления, динамической памяти при записывании лекций и т.д. Семинары, по сути, сводятся к проверке усвоения учебного материала, а не к отработке конкретных юридических навыков. А главное, непоколебимо действует правило, что от студента можно что-либо требовать только после выдачи ему учебного материала. За рубежом же уже давно лекции проводятся лишь в подготовленных аудиториях. Поэтому российские педагоги не успевают многое за отведенные часы, упрощают материал и неверно организуют самостоятельную работу студентов. К тому же еще и тратят время на повально увеличивающееся число не желающих учиться студентов, которых из-за экономической целесообразности университет не желает отчислять.

Кто же в итоге виноват в очевидном укоренении исследуемого противоречия? Конечно, в голову приходит желание обвинить во всех смертных грехах законодателя, ибо кто только не писал о низком качестве юридической техники действующего уголовно-процессуального закона, который, мягко говоря, не вдохновляет ни ученых, ни практиков, ни творчески мыслящих педагогов. Однако падение юридического и логического качества закона - это следствие передачи социальной функции формулирования норм права от ученых (в советские времена законы писали в научно-исследовательских институтах) чиновникам мелкой и средней руки в аппарате Федерального Собрания России и политических фракций. А у них, как никогда, сильны интересы бюрократического дела, исчисляемого объемами подготовленных актов и сроками их разработки. Да и нет у них профессиональных навыков обобщенного нормотворчества. Но эта проблема, думается, в принципе разрешима. Нужна лишь политическая воля сродни той, которая удерживает во главе нормотворческого процесса в сфере гражданского права ведущих ученых-цивилистов, таких как В.Ф. Яковлев, Е.А. Суханов, В.В. Витрянский, не позволяя чиновникам и даже депутатам Государственной Думы корректировать нормы Гражданского кодекса России - самого стабильного и юридически качественного из всех кодифицированных нормативно-правовых актов нашей страны.

А вот действительно актуальными проблемами являются, во-первых, отсутствие оптимальных образовательных программ развития навыков будущего правоприменителя (это явная вина педагогов). Во-вторых, это политизируемый монополизм на научность концепций в конкретных диссертационных советах и бессистемность научных исследований (здесь просчет ученых). В-третьих, упрощение закона до инструкций по бездушному делопроизводству и абсолютное, поразительное равнодушие к реформе высшего юридического образования (недоработка правоприменителей).

В общем в правовой системе России и системе отправления правосудия по уголовным делам в особенности назрела необходимость модернизации - комплексной, коренной и предполагающей активное включение в ее процесс и теоретиков, и практиков, и законодателя.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Развитие российского правосудия: информатизация и технологизация

Центр развития современного права опубликовал доклад «Информационные технологии в правосудии. Состояние и перспективы. Россия и мир». Эксперты центра оценили уровень информатизации судебной системы России, сравнили его с достижениями зарубежных стран и спрогнозировали дальнейшие пути развития судопроизводства. Не обошли авторы доклада и влияние пандемии на отечественное правосудие, которое неожиданно оказалось положительным.

Информатизация и доступ к правосудию: почему это связано

В последнее время во многих странах мира существенно возросла нагрузка на судебные органы. Из-за этого граждане, имея формальную возможность обращения в суд, не могут получить доступ к правосудию, обращают внимание авторы доклада.


Впрочем, даже при нормальной загруженности судов процесс восстановления нарушенных прав для многих потенциальных заявителей является достаточно дорогим, сложным и забюрократизированным. По оценке World Justice Project, около 1,5 млрд человек не в состоянии добиться такого восстановления в судебном порядке.
Решить проблему доступности правосудия, по мнению экспертов Центра развития современного права, можно с помощью информационных технологий. Их внедрение ускорит судопроизводство, сократит нагрузку на персонал суда, снизит стоимость процедур и повысит уровень открытости судебной системы, говорится в докладе.

Онлайн-заседания и аудиопротоколирование: какие технологии уже работают

Первая технология, которая успешно используется российскими судами не первый год, – это электронный документооборот. Как отмечают авторы доклада, безусловным лидером в его развитии является система арбитражного правосудия. Подать иск и разместить документы в электронном виде в арбитражном процессе можно вне зависимости от типа судопроизводства и инстанции. Такую возможность предоставляет сервис «Мой Арбитр». Более того, с этого года через этот сервис стороны могут дистанционно ознакомиться с материалами дела. Не только с документами, которые изначально были поданы в электронном виде, но и с печатными материалами, отсканированными канцелярией суда, а также с аудиозаписями судебных заседаний, говорится в документе.

Следующим важным результатом информатизации правосудия явилась возможность принимать участие в судебном заседании дистанционно с помощью видео-конференц-связи (ВКС). Подобная система есть не только в России, но и в других странах мира.



Впрочем, российские правила использования ВКС существенно отличаются от условий ее применения в других странах, отмечают авторы доклада. В России система видео-конференц-связи не имеет выхода в интернет. Чтобы воспользоваться ВКС, участник должен находиться в специально отведенном для этого месте (например, в суде или в учреждениях ФСИН). В других странах участие в заседании по ВКС, как правило, регламентируется менее строго. Например, отсутствует требование о нахождении лица в определенном учреждении.


Антикоронавирусные ограничения вынудили российское правосудие обратить внимание на зарубежный опыт. В конце апреля президиумы Верховного суда и Совета судей рекомендовали всем судам проводить судебные заседаний в формате веб-­конференции с использованием личных средств связи. Так появился еще один способ дистанционного участия в процессе, который активно развивается как в СОЮ, так и в арбитражных судах, отмечают авторы доклада. Последние проводят онлайн-процессы на базе сервиса, который интегрирован с картотекой арбитражных дел и системой «Мой Арбитр».
Впрочем реальную эффективность таких заседаний, по мнению управляющего партнера Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) Профайл компании × Дениса Литвинова, удастся определить лишь спустя какое-то время: «Мой опыт показал, что основные проблемы дистанционных процессов возникают на стороне судов, их нужно решать с помощью развития технических навыков работников аппарата суда». Другая сложность заключается в том, что сроки и порядок рассмотрения ходатайств о проведении онлайн-процессов не регламентированы, добавляет Михаил Степкин из юркомпании Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. × . А партнера Юридическое партнерство «Курсив» Юридическое партнерство «Курсив» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании × Юлию Макаренко удручает, что отсутствует мгновенная онлайн-поддержка: «Нет возможности в момент сбоя связи с судом сообщить техническому сервису, который максимально быстро отреагирует на информацию о неполадках».


Думаю, такой формат участия в судебных процессах будет востребован в несложных разбирательствах, а также в случае необходимости участия в предварительных судебных заседаниях. В сложных судебных разбирательствах, многоэпизодных и многокомпонентных делах преимущества использования системы онлайн-заседаний не так очевидны.

Владислав Варшавский, управляющий партнер Варшавский и партнеры

Но плюсов от нововведения значительно больше, замечает Павел Шефас из юрфирмы Avelan Avelan Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании × . Помогает экономить время на посещении судов, позволяет комфортно чувствовать себя «на заседании» и стимулирует к добросовестному поведению участников процесса, перечисляет эксперт: «Стороны вынуждены заранее раскрывать доказательства». И некоторым судам действительно удалось привести обсуждаемую опцию в рабочее состояние, отмечает Мария Бояринцева из АБ Адвокатское бюро «А2» Адвокатское бюро «А2» Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × .


Во время карантина я очень часто судился онлайн и уже забыл, что такое огромная папка с документами, которую таскаешь с собой на заседание. На онлайн-заседании от этой кучи бумажных документов толку нет никакого, потому что показать все равно ничего не сможешь. А для собственного использования достаточно сканов на ноутбуке.

Кирилл Коршунов, юрист Линия Права Линия Права Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Рынки капиталов группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Цифровая экономика группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Банкротство (включая споры) (high market) ×

Еще одна технология, которая активно используется как российскими, так и зарубежными судами, – это система аудиопротоколирования судебных заседаний. Она, как отмечается в докладе, упрощает работу секретарей судебных заседаний, а также позволяет судьям и сторонам в случае необходимости максимально детально восстановить ход судебных слушаний.

В отечественных арбитражных судах, по данным экспертов центра, аудиопротоколированием охвачено 100% судебных заседаний, на которых оно является обязательным. В СОЮ аудиопротоколирование обычно ведется при рассмотрении только уголовных дел в апелляции и кассации.

Аудиопротоколирование – очень важный инструмент гласности судебного разбирательства, констатирует Литвинов. Тем не менее, по его словам, многие судьи до сих пор позволяют себе начинать судебное заседание «не под запись». Он признается, что сталкивался с ситуациями, когда важные части протокола с допросом свидетеля не сохранялись: «Нужно автоматизировать процедуру протоколирования, сделать ее независимой».

Виталия Скалацкая из юркомпании Нортия ГКС Нортия ГКС Региональный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры × обращает внимание на неочевидные плюсы такой технологии: аудиопротоколы из одного дела порой можно использовать как доказательства в других спорах. «Если сторона разбирательства в первом деле устно признает какие-то обстоятельства, важные для второго», – поясняет она. Кроме того, аудиозаписи судебных заседаний можно использовать и для подготовки к процессу, добавляет советник КА Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Морское право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Частный капитал группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Уголовное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) 14 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 17 место По количеству юристов 24 место По выручке Профайл компании × Илья Котляров: «Многие коллеги перед заседанием еще раз слушают записи предыдущих заседаний, что позволяет более тщательно проанализировать их ход и расставить акценты».

Электронная база дипломов и новые формы исков: перспективы российского правосудия

В целом российское правосудие характеризуется достаточно высоким уровнем информатизации, который превышает показатели Австралии, Германии, Канады и примерно соответствует уровню Китая и Сингапура. К такому выводу авторы доклада пришли, когда проанализировали сведения о судебных системах 11 стран. Государства для анализа были выбраны по принципу наибольшей доступности данных. При этом оценка уровня информатизации судебной системы России производилась экспертами на основе данных о системе арбитражных судов.


Главные преимущества российских информационных систем арбитражного правосудия – это доступность и всеобъемлемость. Например, за пользование КАД не нужно платить, при этом в ней публикуется информация обо всех арбитражных делах. Во многих зарубежных странах в открытом доступе размещаются далеко не все судебные акты. Те, которые все же проходят ценз на персональные данные и публикуются, можно найти только по точным реквизитам.

Авторы доклада выделили основные направления, в которых, по их мнению, должна развиваться система судопроизводства в России. Вот некоторые из них:

  • перенос положительного опыта системы арбитражных судов на СОЮ;
  • закрепление возможности подачи исков в виде заполнения интерактивных форм;
  • исключение «избыточных» элементов судопроизводства;
  • упрощение требований к проведению дистанционных видеопроцессов и расширение практики их использования;
  • внедрение технологий искусственного интеллекта в процесс рассмотрения бесспорных требований;
  • создание электронной базы доверенностей, дипломов, удостоверений представителей.

Под «избыточными» элементами судопроизводства эксперты центра подразумевают те части процесса, которые происходят в офлайне. Некоторые споры не требуют проведения обязательного очного слушания, отмечают авторы доклада. По их мнению, позиции сторон, доказательства по делу и другие материалы можно подать онлайн в рамках процедуры «длящихся онлайн­-слушаний». Она предусматривает, что «судья и представители сторон в течение определенного периода времени асинхронно имеют возможность знакомиться с имеющимися материалами дела, комментировать их, корректировать собственную позицию, запрашивать и предоставлять недостающие доказательства, разрешать выявленные спорные ситуации».

Расширить практику использования дистанционных процессов авторы доклада предлагают с помощью изменения правил организации видео-конференц-связи. По их мнению, лица, участвующие в заседании по ВКС, должны иметь возможность самостоятельно определять место своего нахождения и используемые для подключения гаджеты.

Особое внимание эксперты центра уделили опции заполнения исков в интерактивных формах. Этот механизм ориентирован на людей без юридического образования, которые не имеют возможности прибегнуть к услугам профессионалов. Таким заявителям будет проще обратиться в суд за защитой своих прав, считают авторы доклада. Кроме того, «интерактивные» иски помогут контролировать материалы, которые поступают в суд. Это положительно скажется на судебной нагрузке, уверены эксперты.

Такую же цель преследует автоматизация приказного производства. Сейчас уже разрабатывается соответствующая платформа, которая примерно в 10 раз сократит временные и трудовые затраты судов за счет использования технологий искусственного интеллекта, отмечают авторы доклада.

Шефас активно выступает за обязательный переход к электронным материалам дела: «В бумажном виде должны остаться только те оригинальные документы, без которых никак нельзя рассмотреть дело». По его словам, тонны бумаг, судебные работники с телегами этих документов, передвигающиеся из кабинета в кабинет, – это не только бесполезный и затратный процесс, но и вредный для участников дела. «Электронный формат позволял бы скачивать материалы удаленно и хранить их на ноутбуке или планшете, чем существенно облегчил бы работу юристов и судей в процессе исследования доказательств», – говорит он.

С точки зрения перспектив Алексею Артюху из TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование Профайл компании × кажется важным в первую очередь предоставить удаленный доступ к материалам дела, чтобы была возможность ознакомиться с ними и аудиопротоколами без дополнительных ходатайств и визитов в суд.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: