Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Обновлено: 18.04.2024

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет). (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ)

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

1. Правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования). (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

(Часть в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)

4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

5. (Дополнение частью - Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ) (Утратила силу - Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ)

Статья 31. Публично-правовая компания, осуществляющая полномочия в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

1. В сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отдельные полномочия и оказание отдельных государственных услуг могут осуществляться публично-правовой компанией, созданной в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - публично-правовая компания).

2. Публично-правовая компания в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав осуществляет следующие полномочия и оказывает следующие государственные услуги:

1) выездной прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, выдача посредством курьерской доставки документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, иных документов, подлежащих выдаче заявителям после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом в форме документов на бумажном носителе, в том числе удостоверяющей осуществленные государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав выписки из Единого государственного реестра недвижимости, составленной публично-правовой компанией в форме документа на бумажном носителе, подтверждающего содержание электронного документа, направленного публично-правовой компании по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав, а также уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (В редакции Федерального закона от 28.06.2022 № 185-ФЗ)

2) предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

3) ведение реестра границ, указанного в пункте 3 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона;

4) обеспечение информационного взаимодействия органа регистрации прав с кадастровыми инженерами в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

5) создание, эксплуатация, модернизация и развитие в соответствии с законодательством государственных информационных систем, в том числе федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных информационных систем, используемых при осуществлении органом регистрации прав своих полномочий, выполнение функций оператора таких систем;

6) перевод документов, содержащихся в реестровых делах (в том числе открытых до 1 января 2017 года кадастровых делах, делах правоустанавливающих документов), хранение которых осуществляется (осуществлялось) в форме документов на бумажном носителе, в форму электронных образов таких документов;

7) разработка, внедрение и информационная поддержка электронных сервисов, необходимых для оказания услуг в сфере государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе личного кабинета правообладателя объекта недвижимости), а также оказание таких услуг посредством этих электронных сервисов;

8) определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, определение площади таких земельных участков, координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении ошибок в соответствии с частью 73 статьи 61 настоящего Федерального закона;

9) иные полномочия, предусмотренные актом Правительства Российской Федерации, за исключением полномочий, установленных пунктом 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона.

3. На публично-правовую компанию при осуществлении ею полномочий и оказании услуг, указанных в настоящей статье, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к публично-правовой компании постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

4. Публично-правовая компания вправе осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, указанных в пункте 3 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.

(Дополнение статьей - Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 449-ФЗ)

Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости

1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.

3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

5. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.

Статья 6. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости

1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специал

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Рекомендации) разработаны на основании и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон), Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Правила ведения ЕГРП), Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 273 .

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 5, ст. 410; 2001, N 49, ст. 4552.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; 2001, N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 30, ст. 3081; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; Российская газета, 30.12.2004, N 290; 31.12.2004, N 292.

(сноска в ред. Приказа Минюста РФ от 19.01.2005 N 4)

(см. текст в предыдущей редакции)

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст. 963; 1999, N 52, ст. 6416; 2002, N 41, ст. 3983; 2003, N 37, ст. 3584; 2004, N 47, ст. 4652.

(сноска в ред. Приказа Минюста РФ от 19.01.2005 N 4)

(см. текст в предыдущей редакции)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1602.

2. Рекомендации направлены на оказание практической помощи Федеральной регистрационной службе (далее - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) и территориальным органам Федеральной регистрационной службы (далее - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) в целях совершенствования ими практики проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 19.01.2005 N 4)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственная регистрация прав проводится в порядке, установленном Законом (пункт 6 статьи 131 Кодекса), и включает в себя:

прием документов, необходимых для государственной регистрации сделки с объектом недвижимого имущества и (или) права (его возникновения, перехода, прекращения), ограничения (обременения) права и отвечающих требованиям Закона, и их регистрацию в книге учета входящих документов (статьи 12, 13, 16, 17, 18 Закона);

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации (статьи 9, 13 Закона);

удостоверение проведенной государственной регистрации посредством совершения специальных регистрационных надписей на документах, выражающих содержание сделки, и выдачу свидетельства о государственной регистрации права, подлинных экземпляров документов, представленных заявителем на государственную регистрацию (статьи 9, 13, 14, 18 Закона).

(в ред. Приказа Минюста РФ от 19.01.2005 N 4)

(см. текст в предыдущей редакции)

Внесение записей в Единый государственный реестр прав осуществляется в порядке, установленном статьями 12, 13 Закона, Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом, в том числе актами Министерства юстиции Российской Федерации (статьи 10, 12, 22 Закона).

О формах документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, см. Приказ Минэкономразвития России от 22.03.2013 N 147.

(в ред. Приказа Минюста РФ от 12.11.2003 N 288)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Приказа Минюста РФ от 12.11.2003 N 288)

(см. текст в предыдущей редакции)

Совершение специальных регистрационных надписей на документах, выражающих содержание сделки, осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона, Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом, в том числе актами Министерства юстиции Российской Федерации (статьи 10, 12 Закона).

4. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона установленный им срок проведения государственной регистрации начинает течь со дня подачи (представления) документов на государственную регистрацию. При исчислении окончания срока проведения государственной регистрации рекомендуется руководствоваться положениями главы 11 Кодекса.

5. В соответствии с Законом не позднее чем в предусмотренный им срок проведения государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (государственным регистратором), должно быть осуществлено одно из следующих действий:

(в ред. Приказа Минюста РФ от 19.01.2005 N 4)

(см. текст в предыдущей редакции)

внесена запись в Единый государственный реестр прав и удостоверена проведенная государственная регистрация (статьи 9, 12, 13, 14 Закона);

приостановлена государственная регистрация (статья 19 Закона);

принято решение об отказе в государственной регистрации или о прекращении государственной регистрации (статья 20 Закона).

(в ред. Приказа Минюста РФ от 12.11.2003 N 288)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При проведении государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 13 Закона такая регистрация возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Марина Крицкая

Безбумажный документооборот, который вводится между МФЦ и Росреестром при предоставлении госуслуги по кадастровому учету и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оптимизирует процесс и сокращает сроки предоставления услуги. Кроме того, исключается вариант направления документов и заявлений на регистрацию по почте.

С 29 июня 2022 года Росреестр и МФЦ приступили к реализации проекта под названием «Стоп бумага». Он направлен на обеспечение ЭДО между офисами МФЦ и регистрирующим органом, оцифровку архивов и сокращение бумажных документов.

С разъяснениями о том, как этот проект повлияет на процесс оформления недвижимости и что изменится для заявителей, выступили на конференции «Интерфакса» «О новых правилах регистрации сделок с недвижимостью» заместитель руководителя управления Росреестра по Свердловской области Юлия Иванова и директор МФЦ Свердловской области Анастасия Девятых. Делимся ключевыми тезисами.

  • Изменения в процедуре оформления недвижимости с 29 июня 2022 года
  • Какие процедуры с недвижимостью затронули изменения
  • Ускорение оформления недвижимости в Росреестре до одного дня
  • Упрощение процедуры подачи заявления по договорам долевого участия
  • Причины отказа в регистрации
  • Как предотвратить мошеннические действия с недвижимостью
  • Цифровизация архива Росреестра

Изменения в процедуре оформления недвижимости с 29 июня 2022 года

Для заявителя ничего не меняется. Он так же будет сдавать документы в МФЦ для проведения учетно-регистрационных действий. При этом меняется сам порядок доставки документов: если раньше они направлялись в Росреестр в бумажном виде, то сейчас регистрирующий орган будет получать электронные образы поданных документов через защищенный канал связи.

МФЦ будет преобразовывать бумажные документы в электронную форму и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью.

Таким образом, порядок оформления услуги оптимизирован: это касается и сроков, и внутренних процессов, а именно логистики. Благодаря новшествам упрощается процесс передачи документов из МФЦ в Росреестр.

Ранее для заявителя процесс выглядит следующим образом: он обращался в МФЦ, бумажные документы направлялись в территориальный орган Росреестра, а после проверки подлинности возвращались в МФЦ и выдавались заявителю.

С 29 июня на МФЦ возлагается больше обязанностей, он должен:

  • проверять качество и подлинность документов, которые заявитель представляет для получения услуг Росреестра;
  • переводить их в электронную форму и заверять усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • направлять документы в Росреестр уже в электронном виде.

На сайте Росреестра уточняется, что по окончании срока оказания госуслуги документы поступят в МФЦ в электронном виде, где перед выдачей будут распечатаны и заверены должным образом.

Какие процедуры с недвижимостью затронули изменения

По словам заместителя руководителя управления Росреестра по Свердловской области Юлии Ивановой, изменения затронули кадастровый учет и так называемую «единую процедуру», когда заявитель подает заявление сразу и на кадастровый учет, и на регистрацию прав.

Сегодня, чтобы зарегистрировать право на недвижимость, заявителю нужно собрать базовый комплект правоустанавливающих документов, оплатить госпошлину и подать заявление в МФЦ для проведения учетных регистрационных действий.

Оформляйте сделки без визитов в МФЦ. Для агентств недвижимости, банков и застройщиков

Ранее у заявителя была возможность подать документы в Росстреестр посредством почтового отправления. Но с 29 июня этот способ подачи документов упразднен. При этом продолжают действовать следующие способы подачи:

  • через МФЦ;
  • посредством подачи заявления в филиал Кадастровой палаты;
  • через личный кабинет на сайте Росреестра.

Директор МФЦ Свердловской области Анастасия Девятых обращает внимание на то, что МФЦ предлагает ряд сервисов, с помощью которых заявитель может быстро оформить услуги. Например, мобильное приложение «Вне очереди» позволяет заявителям записаться на регистрацию прав на текущий день. Чтобы пользоваться приложением, нужно указать ФИО, электронную почту, номер телефона

Ускорение оформления недвижимости в Росреестре до одного дня

Ранее, с учетом логистики бумажных документов, на принятие госрегистратором решения о внесении записи в ЕГРН на осуществление учетных регистрационных действий в среднем требовалось 5-6 дней.

Сейчас документы будут сразу поступать на рассмотрение госрегистратору. Он проведет правовую экспертизу и примет решение, после чего документы по защищенному каналу связи вернутся в МФЦ для выдачи заявителю.

По документам, которые поступают в Росреестр в электронном виде — через личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра, срок совершения регистрационных действий составляет 1 рабочий день.

Упрощение процедуры подачи заявления по договорам долевого участия

Позитивные изменения затронули объекты, уже принятые в эксплуатацию, то есть когда многоквартирный дом поставлен на учет и застройщик передает объекты долевого участия своим дольщикам.

Дольщик может обратиться к застройщику, чтобы он подал в Росреестр документы на государственную регистрацию права без доверенности. То есть у застройщика есть право подачи документов для регистрации права собственности на объект долевого участия. Это позволяет сократить сроки регистрации.

При этом заявителю не нужно обращаться в МФЦ. И госпошлину, и необходимые документы предоставляет застройщик.

Причины отказа в регистрации

Директор МФЦ Свердловской области Анастасия Девятых назвала несколько причин, когда центр не принимает документы на регистрацию недвижимости:

  • если заявитель не предоставляет документ, удостоверяющий личность (это обязательное требование в соответствии с законодательством);
  • если представитель заявителя не предоставляет документ, удостоверяющий его полномочия;
  • если документы сформированы не должным образом, например, содержат непонятные корректировки, зачеркивания.

Как предотвратить мошеннические действия с недвижимостью

Сегодня для предотвращения мошенничества в сфере недвижимости есть различные возможности. В частности, можно проверить объект с помощью электронных сервисов, а также подать заявление, запрещающее без личного участия проводить с недвижимостью какие-либо регистрационные действия.

Невозможность регистрации права без личного участия правообладателя

Сегодня очень популярна такая услуга, как подача заявления о невозможности регистрации права без личного участия (форма утверждена Приказом Росреестра от 19.08.2020 № П/0310), когда правообладатель объекта, обращается в МФЦ или в офис Кадастровой палаты с заявлением об установке запрета на проведение каких-либо регистрационных действий с недвижимостью без его личного участия. Заявление также можно подать в электронном формате.

В заявлении указывается невозможность госрегистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие заявителю объекты недвижимости без его личного участия или участия его законного представителя. В этом случае в ЕГРН вносится запись о таком заявлении.

В случае поступления документов от иного лица при наличии в ЕГРН записи Ростреестр уведомляет об этом правообладателя, а поступившие документы возвращаются без рассмотрения.

При этом запись в ЕГРН о невозможности госрегистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) не является препятствием для регистрации права, если вступило в законную силу решение суда или требование судебного пристава-исполнителя.

По данным, озвученным заместителем руководителя управления Росреестра по Свердловской области Юлией Ивановой, за 2021 год было подано около 6 500 таких заявлений от правообладателей, а за I кв. 2021 года их уже порядка 1 500.

Проверка объекта недвижимости

Перед покупкой объекта недвижимости потенциальный покупатель может запросить о нем информацию:

  • на сайте Росреестра (с помощью электронного сервиса);
  • в офисе Кадастровой палаты;
  • в МФЦ (заказать выписку общедоступных сведений по объекту).

В выписке общедоступных сведений по объекту указываются ФИО (без паспортных данных) правообладателя объекта.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

(с изменениями на 19 января 2005 года)

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 1996, N 5, ст.410; 2001, N 49,

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594; 2001, N 11, ст.997; 2001, N 16, ст.1533; 2002, N 15, ст.1377; 2003, N 24, ст.2244; 2004, N 27, ст.2711; 2004, N 30, ст.3081; 2004, N 35, ст.3607; 2004, N 45, ст.4377, Российская газета, 30.12.2004, N 290; 31.12.2004, N 292 (сноска в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст.963; 1999, N 52, ст.6416; 2002, N 41, ст.3983; 2003, N 37, ст.3584; 2004, N 47, ст.4652 (сноска в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст.1602.

2. Рекомендации направлены на оказание практической помощи Федеральной регистрационной службе (далее - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) и территориальным органам Федеральной регистрационной службы (далее - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) в целях совершенствования ими практики проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).

3. Государственная регистрация прав проводится в порядке, установленном Законом (пункт 6 статьи 131 Кодекса), и включает в себя:

прием документов, необходимых для государственной регистрации сделки с объектом недвижимого имущества и (или) права (его возникновения, перехода, прекращения), ограничения (обременения) права и отвечающих требованиям Закона, и их регистрацию в книге учета входящих документов (статьи 12, 13, 16, 17, 18 Закона);

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации (статьи 9, 13 Закона);

удостоверение проведенной государственной регистрации посредством совершения специальных регистрационных надписей на документах, выражающих содержание сделки, и выдачу свидетельства о государственной регистрации права, подлинных экземпляров документов, представленных заявителем на государственную регистрацию (статьи 9, 13, 14, 18 Закона).

Внесение записей в Единый государственный реестр прав осуществляется в порядке, установленном статьями 12, 13 Закона, Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом, в том числе актами Министерства юстиции Российской Федерации (статьи 10, 12, 22 Закона).

Совершение специальных регистрационных надписей на документах, выражающих содержание сделки, осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Закона, Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом, в том числе актами Министерства юстиции Российской Федерации (статьи 10, 12 Закона).

4. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона установленный им срок проведения государственной регистрации начинает течь со дня подачи (представления) документов на государственную регистрацию. При исчислении окончания срока проведения государственной регистрации рекомендуется руководствоваться положениями главы 11 Кодекса.

5. В соответствии с Законом не позднее чем в предусмотренный им срок проведения государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (государственным регистратором), должно быть осуществлено одно из следующих действий (абзац в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию):

внесена запись в Единый государственный реестр прав, и удостоверена проведенная государственная регистрация (статьи 9, 12, 13, 14 Закона);

приостановлена государственная регистрация (статья 19 Закона);

принято решение об отказе в государственной регистрации или о прекращении государственной регистрации (статья 20 Закона) (абзац в редакции приказа Минюста России от 12 ноября 2003 года N 288 - см. предыдущую редакцию).

6. При проведении государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 13 Закона такая регистрация возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (пункт в редакции приказа Минюста России от 12 ноября 2003 года N 288 - см. предыдущую редакцию).

II. Порядок приема документов на государственную регистрацию прав и требования к представляемым документам

7. Прием документов на государственную регистрацию прав осуществляется в порядке, установленном Законом, в том числе его статьями 16-18. Рекомендуется учитывать, что особенности приема документов на государственную регистрацию могут быть также установлены иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Например, согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 648 "Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности" заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, подается лицом, в пользу которого устанавливается такое ограничение (обременение), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 37, ст.3718; 2002, N 24, ст.2310.

8. В соответствии с Законом на государственную регистрацию представляются:

заявление о государственной регистрации (статьи 13, 16 Закона) за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 28 Закона (абзац в редакции приказа Минюста России от 12 ноября 2003 года N 288 - см. предыдущую редакцию);

документ, об уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13, пункт 4 статьи 16 Закона) (абзац в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию);

документы, подтверждающие полномочия представителя правообладателя и участников сделок, в том числе полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (статья 16 Закона);

документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) права (статьи 16, 17 Закона);

кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (представление кадастрового плана земельного участка не требуется, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов) (статьи 17, 18 Закона) (абзац в редакции приказа Минюста России от 12 ноября 2003 года N 288 - см. предыдущую редакцию).

Физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель юридического лица также предъявляет учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица (статья 16 Закона) (абзац в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также если представленные документы не отвечают требованиям статьи 18 Закона, на государственную регистрацию могут потребоваться дополнительные документы (пункт 2 статьи 17 Закона).

Необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах - подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов (абзац дополнительно включен приказом Минюста России от 12 ноября 2003 года N 288).

На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие Закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (абзац дополнительно включен приказом Минюста России от 12 ноября 2003 года N 288).

Заявление о государственной регистрации права представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в единственном экземпляре - подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов (абзац дополнительно включенный приказом Минюста России от 12 ноября 2003 года N 288; в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию)

Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (абзац дополнительно включен приказом Минюста России от 12 ноября 2003 года N 288).

Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (пункт 5 статьи 18 Закона) (абзац дополнительно включен приказом Минюста России от 12 ноября 2003 года N 288).

от 7 июня 2007 года N 112

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 16.11.2007 N 01/11769-АБ
(Информация из Минюста России на 3 декабря 2007 года).
______________________________________________________________

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной
регистрационной службы
от 7 июня 2007 года N 112

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 1996, N 5, ст.410; 2001, N 49, ст.4552.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст.4532.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3012.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594; 2001, N 11, ст.997; 2001, N 16, ст.1533; 2002, N 15, ст.1377; 2003, N 24, ст.2244; 2004, N 30, ст.3081; 2004, N 35, ст.3607; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 1 (ч.I), ст.15; 2005, N 1 (ч.I), ст.22; 2005, N 1 (ч.I), ст.40; 2005, N 1 (ч.I), ст.43; 2005, N 50, ст.5244; 2006, N 1, ст.17; 2006, N 17 (ч.I), ст.1782; 2006, N 23, ст.2380; 2006, N 27, ст.2881; 2006, N 30, ст.3287; 2006, N 50, ст.5279; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 31, ст.4011.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст.963; 1999, N 52, ст.6416; 2002, N 41, ст.3983; 2003, N 37, ст.3584; 2004, N 47, ст.4652; 2006, N 48, ст.5038.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст.1602.

Рекомендации направлены на оказание практической помощи Федеральной регистрационной службе и ее территориальным органам (далее - органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании судебных актов проводится в порядке, установленном Законом, Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом.

К отношениям, возникающим при государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, применяются также нормативные правовые акты, изданные Министерством юстиции Российской Федерации в порядке реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст.1.

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, составляющие систему судов субъектов Российской Федерации.

2. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах) в Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3019.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК, пунктом 1 статьи 17 Закона вступившие в законную силу решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции (далее - судебные акты) являются одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Требования к содержанию решений судов и порядку их вступления в законную силу установлены статьями 198, 209, 329, 335, 367, 375, 391 ГПК, статьями 170, 180, 195, 271, 307 АПК.

5. Решение третейского суда считается принятым в месте третейского разбирательства и в день, когда оно подписано третейскими судьями, входящими в состав третейского суда (пункт 4 статьи 32 Закона о третейских судах).

II. Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных вступившим в законную силу судебным актом

6. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях (пункт 1 статьи 28 Закона).

Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 Закона (пункт 1 статьи 28 Закона в редакции Федерального закона от 2 октября 2007 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступает в силу с 1 февраля 2008 года).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст.4845.

7. Копии актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (абзац пятый пункта 5 статьи 18 Закона).

"Российская газета", N 246, 05.11.2004.

В случае если решение суда не содержит сведений, которые государственный регистратор обязан внести в ЕГРП, государственный регистратор или правообладатель при наличии в письменной форме заключения государственного регистратора вправе запросить суд о порядке исполнения данного решения (абзац второй пункта 1 статьи 28 Закона).

9. При проведении правовой экспертизы в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебного акта рекомендуется проверить:

правильность оформления копии судебного акта;

вступление судебного акта в законную силу;

наличие в судебном акте описания объекта, указания правообладателя и вида подлежащего государственной регистрации права.

III. Особенности государственной регистрации ограничений (обременений) прав, установленных судебным актом

Государственная регистрация арестов недвижимого имущества проводится без уплаты государственной пошлины.

Поступившая в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копия решения (определения, постановления) о наложении ареста на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации ограничения права, которая проводится без заявления правообладателя.

В случае если копия решения о наложении ареста не содержит необходимых для внесения в ЕГРП сведений, рекомендуется запросить орган, наложивший арест на недвижимое имущество, о порядке исполнения решения о наложении ареста.

12. В случае когда заверенная копия решения о наложении ареста (пункт 3 статьи 28 Закона) представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не органом, наложившим арест на недвижимое имущество, а иными лицами (например, истцом), в целях проведения государственной регистрации ареста рекомендуется предварительно запросить у названного органа сведения о том, не снят ли данный арест на момент рассмотрения вопроса о его государственной регистрации.

В случае когда иными лицами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, представлена незаверенная копия решения о наложении ареста, рекомендуется запросить у соответствующего органа, наложившего арест, заверенную копию решения о наложении ареста (пункт 3 статьи 28 Закона), а также сведения о том, не снят ли данный арест на момент рассмотрения вопроса о его государственной регистрации.

При поступлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копии судебного акта не от органа, наложившего арест на недвижимое имущество, а от иных лиц в книгу учета входящих документов рекомендуется вносить сведения о лице, представившем копию решения о наложении ареста, в графу "Особые отметки регистратора" соответствующего подраздела ЕГРП рекомендуется внести запись о наличии правопритязания в отношении объекта недвижимого имущества.

13. В случае если копия судебного акта поступила в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, из органа, наложившего арест на объект недвижимого имущества, и содержит все необходимые для внесения в ЕГРП сведения, государственную регистрацию ареста рекомендуется осуществлять в срок, не превышающий трех рабочих дней.

14. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации ограничения права обязан в письменной форме уведомить правообладателя о проведении государственной регистрации с указанием основания для государственной регистрации ограничения права (пункт 3 статьи 28 Закона).

15. В случае если орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, осуществил государственную регистрацию ареста (запрещения) на основании судебного акта и впоследствии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступило постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и (или) наложении ареста на объект недвижимого имущества на основании указанного судебного акта, рекомендуется уведомить судебного пристава-исполнителя, возбудившего исполнительное производство, о фактическом исполнении судебного акта, что в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 27 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" является основанием для окончания исполнительного производства.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3591; 2001, N 32, ст.3412; 2002, N 52 (ч.I), ст.5132; 2003, N 2, ст.160; 2003, N 50, ст.4847; 2003, N 52 (ч.I), ст.5038; 2004, N 10, ст.837; 2004, N 27, ст.2711; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 42, ст.4213; 2006, N 1, ст.8; 2006, N 45, ст.4627.

16. В случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу (часть 4 статьи 96 АПК).

В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу (часть 5 статьи 96 АПК).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: