Метод направленный на обеспечение государством строго обязательного поведения субъектов

Обновлено: 19.04.2024

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

- в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

- в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

- они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

- они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

- поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики и политики, гражданского общества и государственного строя, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан; нормы-принципы, выражающие принципы права; определительно-установочные нормы, формулирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования; нормы-дефиниции, содержащие определение правовых понятий и категорий.

Под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права.

Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п.

2. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права.

3. В зависимости от их характера делятся на материальные и процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а вторые - «как?». Процессуальные правовые нормы - правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.

4. По методу правового регулирования нормы права классифицируются на:

1) императивный (властный), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта. Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания.

2) диспотизивтный, предписывающий вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.

3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение. Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

4) рекомендательный вариант поведения. Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия.

5. По субъекту правотворчества, т.е. в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

6. По сфере действия юридические нормы разграничиваются на:

Нормы общего действия (федеральные) не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, все конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти РФ.

Нормы ограниченного действия (региональные) - это предписания, пределы действия которых определяются пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся: нормы республиканского, краевого, областного, окружного значения; нормы, адресованные специальным субъектам (работникам определенных министерств и ведомств) и т.д.

Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.

7. В зависимости от способа правового регулирования нормы права подразделяются на:

Управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств),

Обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги),

Запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);



Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад


Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад


Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад


Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад


Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад


Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад


Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад


Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад


Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад


Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад


Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад


Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад


Дарья неделю назад

Иван, помощь с обучением неделю назад

Важное место в теории и практике действия юридических норм принадлежит их классификации. Научно обоснованная классификация юридических норм позволяет, во-первых, опре­делить место каждого вида юридических норм в системе права, во-вторых, лучше уяснить функции и роль правовых норм в ре­гулировании общественных отношений, в-третьих, точнее опре­делить границы и возможности регулирующего воздействия пра­ва на общественные отношения, в-четвертых, значительно усо­вершенствовать правотворческую и правоприменительную дея­тельность.

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего от выбора ее основания, которым выступает наиболее существен­ный признак, определяющий все остальные признаки классифи­цируемого явления. В настоящей главе предлагаются четыре ос­нования классификации юридических норм (хотя в правовой ли­тературе их значительно больше): функции в правовом регули­ровании общественных отношений, предмет правового регулиро­вания, метод правового регулирования, форма выражения пред­писания.

1. По функциям в механизме правового регулирования выде­ляются: исходные правовые нормы, нормы — правила поведения, общие и специальные нормы.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы за­нимают высшую ступень в законодательстве, имеют наиболее общий характер (наиболее высокую форму абстрагирования) и выполняют особую роль в механизме правового регулирования общественных отношений. Эти нормы определяют исходные на­чала, основы правового регулирования общественных отноше­ний. В этом их основное назначение. Посредством названных норм определяются цели, задачи, принципы, пределы, направле­ния, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия.

Исходные правовые нормы получают логическое развитие и конкретизацию в иных нормах, правилах поведения, что не ис­ключает их прямого действия. На них можно ссылаться также при решении конкретного юридического дела — если надо обо­сновать правоприменительный акт тем или иным принципом права, особенно если этот принцип прямо не выражен в законо­дательстве, либо подтвердить незыблемость какого-либо законо­дательного положения, либо усилить авторитетность принимае­мого решения.

Исходные правовые нормы довольно неоднородны по свое­му характеру, содержанию и целевому назначению. В их соста­ве можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

Нормы-нача­ла это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и госу­дарственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Конституции государства. Они получают разви­тие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и прежде всего в нормах-принципах.

Нормы-принципы зако­нодательные предписания, выражающие и закрепляющие прин­ципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значитель­нее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законода­тельном предписании, становится нормой-принципом.

Определителъно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляю­щие целевые установки законодателя. Примером таких норм слу­жат предписания Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (ст. 1): «Судебная власть в Российской Федерации осуществля­ется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, на­родных и арбитражных заседателей»; ст. 2 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации» от б февраля 1997 г., где определяются задачи внутренних войск, и др.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых катего­рий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступ­ления в уголовном законе, административного проступка — в ад­министративном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. Дефинитивные нормы вы­полняют, главным образом, эвристическую, направляющую и ориентирующую функции в механизме правового регулирова­ния. Их отсутствие в системе права лишило бы законодатель­ство ясности, а процесс его применения стал бы невозможным либо крайне затруднительным.

Именно поэтому российское за­конодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основ­ные понятия, термины. Так, принятый в 1997 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 2 закрепляет определения основных понятий и терминов, исполь­зуемых в этом законе, в частности, «агитация предвыборная», «выдвижение кандидата», «депутат», «избиратель», «избира­тельный блок» и др.

Нормы — правила поведения, в отличие от исходных, — это нормы непосредственного регулирования поведения людей, обще­ственных отношений. Они указывают на взаимные права и обя­занности субъектов, условия реализации этих прав и обязаннос­тей, виды и меру реакции государства по отношению к право­нарушителям.

Специфическая особенность непосредственно регулятивной юридической нормы состоит в представительно-обязывающем ха­рактере, соответственно которому она устанавливает для участ­ников общественных отношений (субъектов) охраняемые и гаран­тируемые государством взаимные субъективные права и юриди­ческие обязанности. В результате такого целенаправленного ре­гулятивного воздействия нормы — правила поведения на то или иное фактическое общественное отношение последнее приобретает характер правового, а его участники становятся субъектами дан­ного правоотношения.

В нормах — правилах поведения получают логическое разви­тие и детализацию исходные правовые нормы.

Нормы — правила поведения основательно изучены в юриди­ческой науке. Определение юридической нормы и ее теории в целом до недавнего времени ориентировались исключительно на нормы — правила поведения, оставляя вне поля зрения многие иные виды нормативных предписаний, относящихся к исходным, отправным нормам.

В правовой литературе нормы — правила поведения делятся иногда, с учетом их назначения, на регулятивные и охранитель­ные. Не возражая в принципе против такого деления, подчер­кивающего функциональную направленность соответствующих норм, отметим, вслед за некоторыми другими авторами, услов­ность данной классификации, ибо охрана — один из способов ре­гулирования, вследствие чего одну и ту же норму одновременно можно назвать и регулятивной, и охранительной.

Общие и специальные нормы.

Они различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие нормы это пред­писания, охватывающие своим действием, как правило, все пра­вовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы груп­пируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты. В отличие от них, специальные нормы — это предписания, кото­рые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых обще­ственных отношений, с учетом присущих им особенностей.

Спе­циальные нормы детализируют общие предписания, корректиру­ют временные и пространственные условия их реализации, спо­собы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей сово­купности Особенную часть той или иной отрасли права. Примером специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в граждан­ском праве; нормы, предусматривающие ответственность за ху­лиганство, разбой, кражу и другие составы преступлений в уго­ловном праве, и т.д.

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права): нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей российского права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловлива­ют особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют от­расль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и про­цессуальные. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют организаци­онные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отно­шению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер. Далеко не всегда процессуальные правовые нормы группируются в отдельные отрасли. Если же это и проис­ходит, то на определенном этапе развития системы права. Про­цессуальные нормы зарождаются, образуя своеобразную право­вую совокупность, создают определенный раздел соответствую­щей отрасли права.

3. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов:

1) властно-побудительный (императивный), направленный на обес­печение предписанного государством, строго обязательного пове­дения субъектов;

2) автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления;

3) поощри­тельный, стимулирующий желательное для государства и обще­ства правомерное и социально активное поведение;

4) рекоменда­тельный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения го­сударства вариант поведения. В соответствии с ними и классифи­цируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.

Императивные нормы категорические, строго обязатель­ные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются большинство норм права, отно­сящихся к различным его отраслям, а исходные юридические нормы будут таковыми всегда.

Диапозитивные нормы, предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах за­конных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделя­ются участники отношений, регулируемых диспозитивной нор­мой, заключается в том, что сторонам предоставляется возмож­ность самим договориться о своих взаимных правах и обязаннос­тях, и лишь на случай, если они этого не сделают, предписывается определенный обязательный вариант поведения. Это обусловли­вает и особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно это формулируется следующим образом: «Если иное не предусмотрено (не установлено) законом или договором».

Самостоятельность субъектов права проявляется, таким об­разом, в предоставленной им возможности поступить по своему усмотрению.

Диспозитивные нормы есть во многих отраслях российского права. В трудовом праве, например, это норма, содержащаяся в ст. 30 КЗоТ РФ, которая устанавливает, что если по истечении срока трудового договора (контракта) трудовые отношения фак­тически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их пре­кращения, то действие договора (контракта) считается продол­женным на неопределенный срок. Однако в наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву, так как специ­фический метод правового регулирования данной отрасли бази­руется на автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полез­ный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводитель­ный труд людей, их творческую и социальную активность (нор­мативные предписания о государственных наградах, премиях и др.).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования обще­ственных отношений.

Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, ак­ционерным обществам, государственным предприятиям, научно-производственным объединениям. По мере развития рыночных отношений рекомендательные нормы ожидает двоякая судьба:

многие из существующих ныне потеряют свой смысл и будут от­менены, поскольку государство освободит от своей мелочной опеки предприятия, сельскохозяйственные объединения, предо­ставив им полную хозяйственную и организационную самостоя­тельность. Однако получат развитие рекомендательные нормы, приходящие на смену нормам императивным.

Такая замена будет свидетельствовать о «смягчении» метода правового регулирования в условиях рыночных отношений.

4. По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предо­ставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «впра­ве», «имеет право», «может». Например: осужденные имеют пра­во на получение информации о своих правах и обязанностях;

имеют право на вежливое обращение со стороны персонала уч­реждения, исполняющего наказание; имеют право на охрану здо­ровья и др. (ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения оп­ределенных положительных действий. Для этих норм характер­ны слова «обязан», «должен». К примеру: «Государственная лес­ная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами обя­зана обеспечивать в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (ст. 77 Лесного ко­декса РФ).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты — это государственно-властные веления, основная цель которых пред­отвратить возможное нежелательное для личности и общества по­ведение. Запрещенный вариант поведения при этом сопровожда­ется словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др. Например: «Брачный договор не может огра­ничивать правоспособность или дееспособность супругов. » (ч. 3 ст. 42 Семейного кодекса РФ); «Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается» (ст. 51 КЗоТ РФ);

«Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституци­онного Суда Российской Федерации не допускается» (ст. 29 Фе­дерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.) и т.д.

Среди других оснований классификации юридических норм в литературе нередко предлагаются субъекты правотворчества и сфера действия юридических норм. Но они в большей степени под­ходят для классификации не юридических норм, а нормативных актов.

Система права – внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, субинститутов, институтов, подотраслей, и отраслей права, объединяемых в две большие правовые области – частное и публичное.

Норма права - установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность.

Гипотеза - элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, при наличии которых действует правовая норма.

Диспозиция - модель правомерного поведения субъекта права, зафиксированная в норме права.

Санкция - составная часть правовой нормы, которая рассматривается как последствие для субъекта, соблюдающего либо не соблюдающего норму права.

Институт права – совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений.

Субинститут – общность правовых норм внутри правового института.

Отрасль права – группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

Предмет правого регулирования – совокупность общественных отношений, которые регулируются правом.

Метод правого регулирования – воздействие права на общественные отношения.

Частное право – совокупность отраслей и институтов права, регулирующих отношения, в которых выражаются частные интересы.

Публичное право – совокупность отраслей и институтов права, которые обеспечивают общественный интерес.

Материальное право – совокупность юридических норм, в которых прописаны варианты правового поведения и установлены общеобязательные правила.

Процессуальное право – регулирует процедуру применения норм материального права.

Правотворчество – деятельность по созданию, изменению или отмене правовых норм.

Законодательная инициатива – право на внесение в органы представительной власти законопроекта.

Парламентское слушание – широкое обсуждение законопроекта в комитете законодательного органа.

Ключевые слова: система права; институт права; субинститут права; отрасль права; предмет правового регулирования; метод правового регулирования; частное право; публичное право; материальное право; процессуальное право.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – стр.69-80

На уроке мы узнаем, что такое норма права, система права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний на применение знаний о системе права.

Сможем классифицировать отрасли права и приводить примеры отраслей права.

Основное содержание урока.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементами системы права являются:

1. Норма права (определение было дано ранее) это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, за нарушение которого наступает юридическая ответственность. Она является первичным компонентом. Например, ответственность за совершение кражи.

2. Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

3. Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права на отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений. Примеры: административное право, уголовное, финансовое и пр.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

1. Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

2. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

3. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

4. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

5. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

1. Принятие нормативных актов полномочными органами государства;

2. Принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3. Принятие нормативных актов непринужденно народом путем референдума;

4. Заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

При регулировании общественных отношений всегда возникает два вопроса:

1) Каким объемом прав и обязанностей наделить субъектов права?

2) В каком порядке применять меры государственного принуждения за невыполнение или ненадлежащее выполнение субъектами права своих обязанностей?

Эти вопросы решаются соответственно материальными и процессуальными нормами права. Материальное право состоит из прав и обязанностей, связанных с удовлетворением субъектами права своих непосредственных потребностей и интересов.

Процессуальное право направлено на удовлетворение субъектами права потребностей и интересов, возникающих в связи с принудительным исполнением норм материального права. Иными словами, нормы процессуального права производны от материального права. Они регламентируют процедуру применения санкций норм материального права.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице


Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, решите ребус-соответствие о делении отраслей права на публичное и частное:


Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовые термины

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: