Метод лидирования судов что это

Обновлено: 19.04.2024

Цель обеспечения безопасности плавания судна в соответствующем районе характерна и для участников договора об оказании лоцманских услуг. А вот что касается защиты морской среды, то она не может быть целью как таковой применительно к конкретному договору об оказании лоцманских услуг, а скорее является общим пожеланием, обращенным ко всем участникам правоотношений в сфере морского права.

Для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должно находиться следующее материально-техническое обеспечение и оснащение:

1) средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.);

2) автомобильный транспорт, функционирующий в круглосуточном режиме;

3) необходимые средства связи с судами, службами морского порта, ЦУДС и СУДС;

4) индивидуальная система позиционирования и идентификации судов, сопряженная с информационной базой СУДС и портовых служб;

5) помещения для работы и отдыха морских лоцманов, соответствующие санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и необходимой оргтехникой;

6) помещение и оборудование для проведения технической учебы морских лоцманов;

7) помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи;

8) морские навигационные карты и пособия на район лоцманской проводки судов, откорректированные по последним "Извещениям мореплавателям";

9) навигационная, гидрометеорологическая и гидрологическая информация по району лоцманской проводки судов;

10) необходимые документы, связанные с лоцманской деятельностью;

11) спецодежда в соответствии с климатическими условиями района лоцманской проводки судов;

12) индивидуальные спасательные средства и средства индивидуальной связи одобренного типа;

13) медицинские средства оказания первой помощи.

Морской лоцман при осуществлении лоцманской проводки судна имеет право:

1) пользоваться судовой радиостанцией и другими средствами связи;

2) пользоваться всеми судовыми средствами навигационного оборудования и вспомогательными средствами;

3) сверять данные, записанные в лоцманской квитанции и лоцманской карточке, с данными, указанными в судовых документах;

4) получать от капитана судна сведения о конструктивных, эксплуатационных особенностях и текущем состоянии навигационных приборов, двигательной установки, рулевого, подруливающего, якорного и других устройств, обеспечивающих управление движением и маневрирование судна;

5) получать от капитана судна сведения о названии судна, его характеристиках (длина, ширина, осадка, высота мачт над водой, скорость, наличие подруливающих устройств и т.п.), позывные, данные об осадке, загрузке, остойчивости и непотопляемости;

6) получать от капитана судна сведения о маневренных характеристиках и особенностях управляемости судна, необходимые для лоцманской проводки судна;

7) получать информацию от капитана судна о дате и времени прихода к месту посадки морского лоцмана, месте назначения, причале (борт швартовки), названии морского агента судна;

8) получать от капитана судна любую иную информацию, необходимую для лоцманской проводки судна;

9) в случае если погодные условия не позволяют морскому лоцману подняться на борт судна, по согласованию с капитаном судна и капитаном морского порта осуществлять лоцманскую проводку судна методом лидирования до места, где посадка морского лоцмана на борт судна станет возможной и безопасной.

Перед началом лоцманской проводки судна морской лоцман обязан:

1) по прибытии на судно предъявить капитану судна лоцманское удостоверение;

2) проинформировать капитана судна о навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условиях предстоящего плавания, состоянии судоходства, наличии на пути следования навигационных и других опасностей и особенностей;

3) проинформировать капитана судна о характеристиках средств навигационного оборудования и навигационных ориентиров на пути следования, способах и особенностях их использования;

4) проинформировать капитана судна об имеющихся в районе лоцманской проводки СУДС, других системах обеспечения безопасности мореплавания и о порядке взаимодействия с ними;

5) согласовать с капитаном судна план предстоящей лоцманской проводки судна;

6) согласовать с капитаном судна план предстоящей постановки судна на бочки, якорную стоянку, съемки с них, швартовки к причалу или выносному перегрузочному устройству и отхода от них;

7) согласовать с капитаном судна порядок прохождения информации и распоряжений по управлению судном, а также контроля за последствиями исполнения таких распоряжений в процессе предстоящей лоцманской проводки судна.

Во время лоцманской проводки морской лоцман обязан:

1) постоянно вести наблюдение за любыми изменениями навигационных, гидрометеорологических и иных условий плавания, имеющих значение для безопасности проводимого судна и иных судов в районе лоцманской проводки судна;

2) иметь лоцманскую квитанцию, подтверждающую право лоцмана на лоцманскую проводку данного судна, в которой также фиксируются факт проводки судна лоцманом и возможные замечания к его работе;

2) непрерывно контролировать местоположение судна, используя методы графического счисления, анализа, инструментального и глазомерного определения навигационных параметров;

3) знать размеры, осадки, эксплуатационные, маневренные характеристики проводимого судна, характеристики судовых средств движения и управления, а также характер и количество перевозимого груза и пассажиров;

4) знать состояние судоходства в районе лоцманской проводки судна (количество и названия судов, следующих по главным и примыкающим фарватерам, порядок их следования, наличие судов, осуществляющих швартовные операции и маневрирование по постановке и съемке с якоря, судов, ограниченных в маневрировании, аварийных, с опасными грузами на борту и др.);

5) пользоваться информацией и рекомендациями, получаемыми от СУДС и других систем обеспечения безопасности мореплавания;

6) сообщать немедленно капитану морского порта о:

- любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;

- любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;

- невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

Морской лоцман не вправе осуществлять лоцманскую проводку судов в случае:

- систематического нарушения установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха;

- несоответствия здоровья морского лоцмана предъявляемым к нему медицинским требованиям;

- несоответствия материально-технического обеспечения и оснащения морского лоцмана;

- если характеристики, размеры судна и условия проводки не отвечают квалификации (категории) морского лоцмана.

Морской лоцман не вправе одновременно осуществлять лоцманскую проводку более одного судна.

Морской лоцман дает рекомендации капитану судна при плавании судна в районе лоцманской проводки судов.

Используя знание правил плавания в районе лоцманской проводки судна, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических и других условий и местных особенностей района лоцманской проводки судна, а также влияния этих условий на плавание судна и свой практический опыт, морской лоцман оказывает помощь капитану судна в оценке навигационной обстановки и управлении судном.

По поручению капитана судна лоцман может отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

Если капитан судна, лоцманская проводка которого осуществляется, без достаточных на то оснований не следует рекомендациям морского лоцмана, морской лоцман незамедлительно сообщает об этом капитану порта и имеет право потребовать, чтобы о факте невыполнения капитаном судна рекомендаций морского лоцмана была сделана запись в судовом журнале.

В указанном случае морской лоцман обязан оставаться на мостике и сообщать сведения, необходимые для безопасного плавания судна.

В случае требования капитана судна о возобновлении лоцманской проводки судна, морской лоцман обязан продолжить ее.

Морской лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим морским лоцманом.

По окончании лоцманской проводки судна по просьбе капитана судна морской лоцман может остаться на судне при необходимости догрузки или разгрузки судна, неисправности судовых механизмов, в случае ожидания полной воды, нахождения судна в карантине и других обстоятельств, при которых, по мнению капитана судна, он нуждается в советах морского лоцмана.

По результатам лоцманской проводки судна в лоцманскую квитанцию в качестве примечания могут быть внесены претензии к лоцманской проводке судна.

Морской лоцман на протяжении всей лоцманской проводки судна должен обмениваться с капитаном судна информацией в отношении судовождения, местных условий и правил плавания.

Обмен информацией между лоцманом и капитаном судна должен включать в себя:

1) предоставление лоцману перед началом лоцманской проводки заполненной лоцманской карточки, содержащей точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, его технико-эксплуатационных и маневренных характеристиках, наличии и степени готовности судовых средств движения, управления, навигации, сигнализации и связи;

2) достижение согласия по плану и процедурам планируемой проводки, включая планы действий на случай чрезвычайных ситуаций;

3) обсуждение особых условий, таких как погода, приливо-отливные течения и ожидаемый на переходе судопоток;

4) обсуждение любых необычных маневренных характеристик судна, а также других обстоятельств, могущих оказать влияние на лоцманскую проводку судна (неполадки в механизмах, неисправности навигационного оборудования, ограничения в кадровом составе экипажа, которые могут повлиять на эксплуатацию, управление или безопасное маневрирование судна);

5) информацию о швартовке, использовании и числе и характеристиках буксиров, швартовых катеров, прочих внешних услугах;

6) информацию о швартовых концах;

7) подтверждение используемого языка для общения на мостике и с внешними участниками лоцманской проводки судна;

8) иное необходимое взаимодействие лоцмана и капитана судна для обеспечения безопасности мореплавания и охраны окружающей среды.

Задайте вопрос юристу:

Одним из неотъемлемых элементов системы обеспечения безопасности мореплавания является лоцманская проводка. В соответствии со ст. 86 КТМ РФ лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды.
Лоцманская проводка судов в РФ осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах. Морской лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства и иными правовыми актами РФ.
Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством РФ. На лоцмана возлагается выполнение обязанностей публично — правового характера. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:
любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;
любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;
невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.
Министерство транспорта РФ осуществляет контроль за деятельностью государственных лоцманских служб в морских портах, а также контроль в отношении негосударственных организаций лоцманов. В порядке осуществления такого контроля Министерство, в частности, вправе решать:
будут ли и в каком объеме морские лоцманы таких организаций осуществлять обязательную проводку судов, если такая проводка установлена в соответствующем районе или в отношении определенных судов;

удовлетворяют ли такие организации в отношении оснащённости, численности и обученное™ их работников целям лоцманского обслуживания.
Министерство транспорта РФ утверждает Положение о морских лоцманах России, устанавливает районы обязательной и необязательной лоцманской проводки и доводит об этом до всеобщего сведения в обязательных постановлениях морских портов, лоциях и «Извещениях мореплавателям».
В районах обязательной лоцманской проводки судно не имеет право осуществлять плавание без лоцмана, если только судно не относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки.
Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются капитанами морских портов.
В районах, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан судна может взять лоцмана, если он найдет это необходимым.
Лоцманские службы в РФ независимо от их правового статуса являются неотъемлемой частью государственной системы обеспечения безопасности мореплавания.
Все лоцманские организации лицензируются и их работа контролируется органами государственного надзора капитанами портов. Официальным языком при лоцманской проводке является русский или английский.
Морские лоцманы могут входить (объединяться) в лоцманские службы портов и гидротехнических баз, а также в самостоятельные лоцманские организации.
Деятельность ледовых лоцманов на трассе Северного морского пути и лоцманов открытого моря регламентируется соответствующими положениями о них.
Лоцманские организации осуществляют свою деятельность на основании КТМ РФ, Положения о морских лоцманах России, собственного Устава лоцманской организации, согласованного с органом государственного надзора и утвержденного в установленном порядке, других законодательных и подзаконных актов по безопасности мореплавания.
По вопросам обеспечения безопасности мореплавания лоцманские службы непосредственно подчиняются капитану порта.
Любая лоцманская служба (организация) должна иметь сертификат на право осуществления своей деятельности, выданный органом, осуществляющим надзор за торговым мореплаванием.

Сертификат на право деятельности лоцманской службы может быть изъят органом, его выдавшим, в случаях грубых нарушений требований нормативных актов по безопасности мореплавания или до представления капитана порта.
Не допускается работа двух или более лоцманских служб на одном участке лоцманской проводки.
Лоцманские службы содержатся за счет лоцманских сборов, используемых на развитие и обеспечение их деятельности. Лоцманские службы осуществляют свою деятельность на основе полной финансово-экономической самостоятельности.
Тарифы на лоцманскую проводку разрабатываются и устанавливаются лоцманскими организациями и согласовываются с Министерством транспорта РФ.
Устанавливаются следующие квалификационные лоцманские категории: а) морской лоцман 2 класса; б) морской лоцман 1 класса.
Морскими лоцманами могут быть граждане РФ, имеющие высшее или среднее судоводительское образование и звание не ниже капитана малого плавания и имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы лоцманом.
Присвоение квалификации категории «морской лоцман 2 класса» кандидату в лоцманы производится в следующем порядке:
а) рассмотрение документов кандидата в лоцманы в лоцманской службе (организации) совместно с капитаном порта и собеседование с кандидатом;
б) стажировка в лоцманской службе (организации) под началом опытного лоцмана в течение не менее 6 месяцев, но не более одного года, с получением отзыва о готовности кандидата;
в) сдача экзамена в квалификационной комиссии под председательством капитана порта и состоящей не менее чем из пяти человек: трех опытных лоцманов, опытного судоводителя и капитана порта.
Лоцманские сертификаты выдаются лоцманам, сдавшим экзамен, капитаном морского порта.
Лоцманский сертификат является бессрочным и требует подтверждения не реже одного раза в пять лет путем прохождения курсов повышения квалификации и тренажеров, либо при повышении категорий.

Факт выдачи лоцманского сертификата не предполагает какой-либо ответственности органа, выдавшего сертификат, за любой ущерб, причиненный любым действием (бездействием лоцмана).
Присвоение квалификационной категории морского лоцмана 1 класса лоцманам 2 класса осуществляется по представлению руководителя лоцманской службы при условии безупречной, безаварийной работы их в должности лоцмана сроком не менее пяти лет и успешной сдачи экзамена в квалификационной комиссии под председательством капитана порта. Все лоцманы, осуществляющие проводку в районах действия систем управления движения судов (СУД С), должны пройти стажировку в течение не менее семи дней на СУДС в качестве лоцмана-оператора.
Никто не может выполнять функции морского лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки, не имея соответствующего сертификата, выданного уполномоченным государством должностным лицом (капитаном морского торгового порта).
Любой аттестованный лоцман, проявивший халатность или неспособность к выполнению своих обязанностей, отказывающийся проводить судно, кроме как по объективным причинам (реальной опасности или запрета в правилах и т.п.) подлежит временному отстранению от проводок без изъятия сертификата либо увольнению со службы.
В случае увольнения по вышеуказанным причинам сертификат лоцмана теряет юридическую силу и подлежит сдаче органу, его выдавшему.
Количество лоцманов в районе лоцманской проводки определяется руководством лоцманской службы по согласованию с органом государственного надзора с учетом количества работ, подлежащих выполнению в данном районе, и необходимостью затраты объема рабочего времени на переподготовку, стажировку и обучение лоцманов. Количество стажеров не должно превышать 10% от числа действующих лоцманов. Режим рабочего времени лоцманов устанавливается руководством службы в соответствии с действующим законодательством.
В районах обязательной лоцманской проводки судно не имеет права осуществлять плавание без морского лоцмана.

В районах необязательной лоцманской проводки капитан судна имеет право, если найдет это необходимым, взять на судно лоцмана с отнесением расходов за счет судовладельца.
Время проводки (круглосуточно, в светлое время суток, с полной водой и т.п.) определяется капитанами морских портов и объявляется в обязательных постановлениях по морским портам или в местных правилах.
Капитан морского порта вправе запретить проводку судов, когда безопасной проводке препятствуют гидрометеорологические обстоятельства (плохая видимость, шторм, ледовые условия и т.д.), а также при наличии других обстоятельств.
Порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные акватории, устанавливается капитаном морского торгового порта по согласованию с капитаном морского рыбного порта.
Ответственность за аварийные случаи, происшедшие по вине морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет лоцманская организация, которой подчинен лоцман. Эта ответственность ограничивается десятикратной стоимостью лоцманского сбора, причитающегося за данную проводку судна.
Ни морской порт, ни независимые организации лоцманов не несут ответственности за вред, причиненный в результате ненадлежащего исполнения лоцманской проводки перед третьей стороной.
Если капитаном судна заявка на лоцмана подана в сроки, указанные в обязательном постановлении по порту, лоции или местных правилах, лоцман должен прибыть на судно к указанному в заявке времени. В случае невозможности прибытия лоцмана к указанному сроку, агент судна, дежурный диспетчер порта или инспекции государственного надзора (ИГН) обязаны сообщить капитану судна о времени и месте прибытия лоцмана.
Вместе с лоцманом на судно может быть направлен лоцманский стажер.
Если судно, следующее в порт, не прибыло к месту приема лоцмана в указанное в заявке капитаном время, лоцман, направленный на это судно, может быть использован по другому назначению. Опоздавшее судно в таких случаях обеспечивается лоцманской проводкой в порядке очереди.

Капитан судна обязан обеспечить быстрый и безопасный прием лоцмана и стажера на борт судна и не допустить при этом повреждений лоцманского бота. Во время приема и высадки лоцмана и стажера капитан судна должен держать связь с лоцманским ботом (судном) и согласовывать с ним свои действия. С момента прибытия лоцмана и до ухода его на судне должен быть поднят флажный сигнал по Международному своду сигналов « Н « (Hotel) — «У меня на борту есть лоцман».
Если во время проводки с лоцманом или стажером произойдет несчастный случай, судовладелец обязан возместить причиненный ущерб в порядке и размере, установленных законом государства, под флагом которого плавает судно, нормами международного права или законодательством России (по выбору истца (потерпевшего) или его правопреемников).
В случае непогоды, когда невозможно высадить лоцмана с лоцманского бота на идущее с моря судно, по согласованию с капитаном последнего лоцман может осуществить проводку методом лидирования до места, где можно будет безопасно принять лоцмана на борт судна. Метод лидирования по согласованию с капитаном судна может быть применен и при выводе судна из порта. Между судном и лоцманским ботом при этом должна быть обеспечена надежная связь. Метод лидирования должен быть также согласован со службой движения судов.
Прибывший на судно лоцман обязан предъявить лоцманский сертификат и вручить капитану лоцманскую квитанцию. Капитан судна должен заполнить квитанцию, удостоверив все данные, внесенные в нее, своей подписью и судовой печатью. При необходимости капитан судна дополнительно может указать в квитанции свои замечания относительно обстоятельств, касающихся проводки судна лоцманом.
В период нахождения на борту судна лоцмана и стажера капитан обязан безвозмездно предоставлять им отдельное помещение и питание наравне с лицами командного состава.
Капитан судна обязан по требованию лоцмана предоставлять ему в бесплатное пользование судовую радиостанцию для связи по вопросам его служебной деятельности.
При возникновении обстоятельств, отражающихся на безопасности лоцманской проводки (ухудшение видимости, туман, уменьшение глубин на фарватере и т.п.), капитан судна обязан по требованию лоцмана использовать средства судового электрорадионавигационного оборудования (эхолот, радиолокатор, радиопеленгатор и др.), а при наличии в районе лоцманской проводки СУДС воспользоваться ее услугами.

Присутствие лоцмана на судне не снимает с капитана ответственности за управление судном. Лоцман является только советчиком капитана. Последний использует практические знания лоцмана и его опыт плавания в данном районе. Все приказания рулевому и в машину капитан отдает лично. Если же в целях ускорения выполнения маневра капитан разрешает лоцману самому отдавать приказания, то и в этом случае они будут считаться как выполненные по приказанию капитана, за которые последний несет ответственность.
В случае ухода капитана с мостика он обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие.
Если капитан, приняв на судно лоцмана, не будет следовать его рекомендациям, последний имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна. Лоцман обязан потребовать, чтобы об этом было записано в судовом журнале и в лоцманской квитанции. Кроме того, лоцман должен, по возможности немедленно, сообщить о происшедшем в портнадзор. Однако и после отказа от проводки лоцман обязан оставаться на мостике и, если капитану потребуются сведения, необходимые для безопасного плавания, он обязан сообщать их. Если же капитан потребует, чтобы лоцман возобновил проводку, то он не вправе отказаться и обязан продолжить проводку.
В случае сомнения в правильности рекомендаций лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг. При этом в районе необязательной лоцманской проводки он может, а в районе обязательной проводки обязан вызвать другого лоцмана. В последнем случае, по возможности, капитан должен остановить движение своего судна.
Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно прежде, чем оно не будет в безопасном месте поставлено на якорь, ошвартовано, выведено в море или пока лоцман не будет сменен другим лоцманом.
Штатное место оставления судна лоцманом в море может быть изменено по условиям погоды или другим причинам, о чем капитан должен быть своевременно поставлен в известность.

С судов, пользующихся услугами морских лоцманов, в том числе и при методе лидирования, взимается лоцманский сбор в установленном порядке. Это относится и к случаям, когда один лоцман осуществляет проводку нескольких судов, следующих друг за другом. Основанием для взыскания с судна лоцманского сбора служит лоцманская квитанция, подписанная капитаном судна, или радиотелеграфное подтверждение.
За неправильное объявление наибольших длины, ширины, высоты судна (для расчета модуля) и наибольших осадки и высоты надводного борта капитан судна обязан уплатить штраф в размере двукратной ставки причитающегося лоцманского сбора, независимо от установленной законом ответственности за последствия, которые могут произойти из-за указания неверных сведений.
В случае, если лоцман и лоцманский стажер увезены проводимым судном за пределы обслуживаемого района, капитан обязан возместить лоцману и стажеру стоимость обратного проезда (стоимость билета на том или ином виде транспорта, суточные за время возвращения и при необходимости стоимость проживания в гостинице) и, кроме того, уплатить за каждые сутки пребывания их за пределами района лоцманской проводки лоцманское вознаграждение, считая со дня оставления района по день возвращения лоцмана и стажера к месту постоянной работы.
Капитан судна обязан уплатить лоцманской организации особое вознаграждение в установленном размере в случае, когда лоцман задерживается на судне свыше одного часа вследствие необходимости догрузки или разгрузки судна, неисправности судовых механизмов, ожидания полной воды, нахождения судна в карантине и других обстоятельств, если они не вызваны действием непреодолимой силы.
В целом положения российского законодательства, регламентирующие лоцманское дело, соответствуют нормам международного права.

Цель обеспечения безопасности плавания судна в соответствующем районе характерна и для участников договора об оказании лоцманских услуг. А вот что касается защиты морской среды, то она не может быть целью как таковой применительно к конкретному договору об оказании лоцманских услуг, а скорее является общим пожеланием, обращенным ко всем участникам правоотношений в сфере морского права.

Для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должно находиться следующее материально-техническое обеспечение и оснащение:

1) средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.);

2) автомобильный транспорт, функционирующий в круглосуточном режиме;

3) необходимые средства связи с судами, службами морского порта, ЦУДС и СУДС;

4) индивидуальная система позиционирования и идентификации судов, сопряженная с информационной базой СУДС и портовых служб;

5) помещения для работы и отдыха морских лоцманов, соответствующие санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и необходимой оргтехникой;

6) помещение и оборудование для проведения технической учебы морских лоцманов;

7) помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи;

8) морские навигационные карты и пособия на район лоцманской проводки судов, откорректированные по последним "Извещениям мореплавателям";

9) навигационная, гидрометеорологическая и гидрологическая информация по району лоцманской проводки судов;

10) необходимые документы, связанные с лоцманской деятельностью;

11) спецодежда в соответствии с климатическими условиями района лоцманской проводки судов;

12) индивидуальные спасательные средства и средства индивидуальной связи одобренного типа;

13) медицинские средства оказания первой помощи.

Морской лоцман при осуществлении лоцманской проводки судна имеет право:

1) пользоваться судовой радиостанцией и другими средствами связи;

2) пользоваться всеми судовыми средствами навигационного оборудования и вспомогательными средствами;

3) сверять данные, записанные в лоцманской квитанции и лоцманской карточке, с данными, указанными в судовых документах;

4) получать от капитана судна сведения о конструктивных, эксплуатационных особенностях и текущем состоянии навигационных приборов, двигательной установки, рулевого, подруливающего, якорного и других устройств, обеспечивающих управление движением и маневрирование судна;

5) получать от капитана судна сведения о названии судна, его характеристиках (длина, ширина, осадка, высота мачт над водой, скорость, наличие подруливающих устройств и т.п.), позывные, данные об осадке, загрузке, остойчивости и непотопляемости;

6) получать от капитана судна сведения о маневренных характеристиках и особенностях управляемости судна, необходимые для лоцманской проводки судна;

7) получать информацию от капитана судна о дате и времени прихода к месту посадки морского лоцмана, месте назначения, причале (борт швартовки), названии морского агента судна;

8) получать от капитана судна любую иную информацию, необходимую для лоцманской проводки судна;

9) в случае если погодные условия не позволяют морскому лоцману подняться на борт судна, по согласованию с капитаном судна и капитаном морского порта осуществлять лоцманскую проводку судна методом лидирования до места, где посадка морского лоцмана на борт судна станет возможной и безопасной.

Перед началом лоцманской проводки судна морской лоцман обязан:

1) по прибытии на судно предъявить капитану судна лоцманское удостоверение;

2) проинформировать капитана судна о навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условиях предстоящего плавания, состоянии судоходства, наличии на пути следования навигационных и других опасностей и особенностей;

3) проинформировать капитана судна о характеристиках средств навигационного оборудования и навигационных ориентиров на пути следования, способах и особенностях их использования;

4) проинформировать капитана судна об имеющихся в районе лоцманской проводки СУДС, других системах обеспечения безопасности мореплавания и о порядке взаимодействия с ними;

5) согласовать с капитаном судна план предстоящей лоцманской проводки судна;

6) согласовать с капитаном судна план предстоящей постановки судна на бочки, якорную стоянку, съемки с них, швартовки к причалу или выносному перегрузочному устройству и отхода от них;

7) согласовать с капитаном судна порядок прохождения информации и распоряжений по управлению судном, а также контроля за последствиями исполнения таких распоряжений в процессе предстоящей лоцманской проводки судна.

Во время лоцманской проводки морской лоцман обязан:

1) постоянно вести наблюдение за любыми изменениями навигационных, гидрометеорологических и иных условий плавания, имеющих значение для безопасности проводимого судна и иных судов в районе лоцманской проводки судна;

2) иметь лоцманскую квитанцию, подтверждающую право лоцмана на лоцманскую проводку данного судна, в которой также фиксируются факт проводки судна лоцманом и возможные замечания к его работе;

2) непрерывно контролировать местоположение судна, используя методы графического счисления, анализа, инструментального и глазомерного определения навигационных параметров;

3) знать размеры, осадки, эксплуатационные, маневренные характеристики проводимого судна, характеристики судовых средств движения и управления, а также характер и количество перевозимого груза и пассажиров;

4) знать состояние судоходства в районе лоцманской проводки судна (количество и названия судов, следующих по главным и примыкающим фарватерам, порядок их следования, наличие судов, осуществляющих швартовные операции и маневрирование по постановке и съемке с якоря, судов, ограниченных в маневрировании, аварийных, с опасными грузами на борту и др.);

5) пользоваться информацией и рекомендациями, получаемыми от СУДС и других систем обеспечения безопасности мореплавания;

6) сообщать немедленно капитану морского порта о:

- любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;

- любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;

- невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

Морской лоцман не вправе осуществлять лоцманскую проводку судов в случае:

- систематического нарушения установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха;

- несоответствия здоровья морского лоцмана предъявляемым к нему медицинским требованиям;

- несоответствия материально-технического обеспечения и оснащения морского лоцмана;

- если характеристики, размеры судна и условия проводки не отвечают квалификации (категории) морского лоцмана.

Морской лоцман не вправе одновременно осуществлять лоцманскую проводку более одного судна.

Морской лоцман дает рекомендации капитану судна при плавании судна в районе лоцманской проводки судов.

Используя знание правил плавания в районе лоцманской проводки судна, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических и других условий и местных особенностей района лоцманской проводки судна, а также влияния этих условий на плавание судна и свой практический опыт, морской лоцман оказывает помощь капитану судна в оценке навигационной обстановки и управлении судном.

По поручению капитана судна лоцман может отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

Если капитан судна, лоцманская проводка которого осуществляется, без достаточных на то оснований не следует рекомендациям морского лоцмана, морской лоцман незамедлительно сообщает об этом капитану порта и имеет право потребовать, чтобы о факте невыполнения капитаном судна рекомендаций морского лоцмана была сделана запись в судовом журнале.

В указанном случае морской лоцман обязан оставаться на мостике и сообщать сведения, необходимые для безопасного плавания судна.

В случае требования капитана судна о возобновлении лоцманской проводки судна, морской лоцман обязан продолжить ее.

Морской лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим морским лоцманом.

По окончании лоцманской проводки судна по просьбе капитана судна морской лоцман может остаться на судне при необходимости догрузки или разгрузки судна, неисправности судовых механизмов, в случае ожидания полной воды, нахождения судна в карантине и других обстоятельств, при которых, по мнению капитана судна, он нуждается в советах морского лоцмана.

По результатам лоцманской проводки судна в лоцманскую квитанцию в качестве примечания могут быть внесены претензии к лоцманской проводке судна.

Морской лоцман на протяжении всей лоцманской проводки судна должен обмениваться с капитаном судна информацией в отношении судовождения, местных условий и правил плавания.

Обмен информацией между лоцманом и капитаном судна должен включать в себя:

1) предоставление лоцману перед началом лоцманской проводки заполненной лоцманской карточки, содержащей точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, его технико-эксплуатационных и маневренных характеристиках, наличии и степени готовности судовых средств движения, управления, навигации, сигнализации и связи;

2) достижение согласия по плану и процедурам планируемой проводки, включая планы действий на случай чрезвычайных ситуаций;

3) обсуждение особых условий, таких как погода, приливо-отливные течения и ожидаемый на переходе судопоток;

4) обсуждение любых необычных маневренных характеристик судна, а также других обстоятельств, могущих оказать влияние на лоцманскую проводку судна (неполадки в механизмах, неисправности навигационного оборудования, ограничения в кадровом составе экипажа, которые могут повлиять на эксплуатацию, управление или безопасное маневрирование судна);

5) информацию о швартовке, использовании и числе и характеристиках буксиров, швартовых катеров, прочих внешних услугах;

6) информацию о швартовых концах;

7) подтверждение используемого языка для общения на мостике и с внешними участниками лоцманской проводки судна;

8) иное необходимое взаимодействие лоцмана и капитана судна для обеспечения безопасности мореплавания и охраны окружающей среды.

Проводка лидированием Ледокол, Электропроводка, Лепота

Вот и я встретил ту, кого надо добиваться⁠ ⁠

Собственно заголовок говорит за себя. Познакомились в тиндере (т9 сначала исправил на тандыр). Художник она. Общались. Что понравилось - писала сама, спрашивала всякую мелочь, интересовалась в общем. Общение перешло в телеграмм. Обменивались фотками, дикпиков с моей стороны не было, с её тоже, что хорошо, я приверженец старой школы. В общем - прошла неделя плотного такого общения. Виртуального. Решили встретиться.

Встречу назначили в центре города. Встретились. Погуляли. Неловкого молчания не было, я сыпал остротами и шутил, она смеялась. Немного раздражал её смех, похожий на скрип пружин старого дивана, но кто не без греха. Потом я перестал обращать на это внимание. Взяли по кофе.

Первый звоночек прозвенел когда она начала говорить про энергию. Про энергетическую совместимость людей. Рассказала что ходила на массаж, но отказала массажисту. Да, отказала в том, что бы он сделал ей массаж. На мой закономерный вопрос о внешности сказала что он был симпатичный и стройный. Просто не тянуло к нему. Не сошлись ауры. А я вот её притягиваю. Есть, мол, контакт у нас. Собственно говоря, меня это радовало - контакта хотелось: дамой она была симпатичной и, не смотря на двоих детей, стройной и с нужными выпуклостями в нужных местах. Классным завершением это вечера стал блюз-концерт на одной из молодёжных площадок.

Так мы общались ещё три дня и решили опять погулять. Я ей привёз клубнику с огорода. Ей вроде как это понравилось. Мы опять говорили друг о друге. Все было классно, вот правда. Идём. И тут она просто замолчала. Спрашиваю: почему у нас монолог, а не диалог. И тут ещё один звонок. Точнее маленький гром. "У меня настроение пропало. Я домой хочу". Вызови, говорит, мне такси, не хочу гулять. Оки. Вызвал. Ладно, думаю, посмотрим.

Вечером, в переписке, на мой вопрос о том, мол, что это было, мне пришёл ответ что я должен был её остановить, уговорить остаться и вообще включить мужика. Ладно, думаю, глянем.

Решили встретиться ещё раз. Она была инициатором - соскучиласьвседела. Приятно конечно было слышать, но такой уставший с работы был, что хотелось только принять душ и завалиться на диван, предварительно полив огород конечно, ибо стояла жара +30. В общем решил приехать. Вызвал такси, ибо автобус уже не ходит. В одну сторону от меня в это время в центр города выходит 500-600р, что для нашего города не сказать что мало. Приехал к её дому. Написал что я на месте, жду только её. Купил ведёрко мороженого, думал прикольно будет его идти и кушать, романтика ж. Ложки естественно тоже купил. Целый набор, блин, ибо поштучно не продавались. Фигня. Жду. Пишу. Вижу что читает, не не отвечает. Чувствую что пахнет гавной, но жду. Начал есть мороженое. А, я звонил ей раза три, она не брала трубку. Прошло минут двадцать, ведёрко ополовинилось. Звонит. И я просто обалдел. Привет, говорит, как дела, я малину кушала, вкусная такая. Я: дамочка, вы ничего не забыли? Я так-то тут. Занята была она! Выбирала малину, она её очень любит. Честно говоря, я такое первый раз видел. Обиделся, спрашивает. Нет, говорю, все ништяк, подумаешь, приехал из своих ебеней в центр, после работы, реально уставший, все нормально. Сарказмом в моем голосе можно было пробить броник сапера, но, видимо, её броня была как у танка. Аааа, ну ладно, говорит, хорошо добраться до дома, пока.

В полном ахтунге от такого я приехал домой. Не писал ей дня два, ибо нахер мне это надо. Тут позвал сосед на плов на огне. Стоим, пьём пиво, смотрим на его детей плещущихся в бассейне, идиллия. И тут пишет она. Приветиккакделачтонепишешьчтоделаешь. Пфф, думаю. Даже привет не буду писать. Отправил фотку плова. Сказала что тоже хочет и было бы крутым мужским поступком привезти ей горячего плова прямо с костра. А я посчитал крутым мужским поступком закинуть её везде в чс и забыть как о страшном деревенском туалете.

Основная цель разрабатываемого международного Полярного кодекса – обеспечение безопасной эксплуатации судов и предотвращение загрязнения в полярных водах. Полярный кодекс должен охватывать вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией полярных судов, включая подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях и при низких температурах наружного воздуха.

Всеволод Пересыпкин, д.т.н. ЗАО «ЦНИИМФ»,
Лолий Цой, д.т.н. ЗАО «ЦНИИМФ»,
Владимир Шурпяк, к.т.н.Российский морской регистр судоходства.

В целях безопасности

Впервые решение о разработке международного Полярного кодекса было принято Международной морской организацией (ИМО) в 1996 г. Подготовка проекта кодекса была поручена Подкомитету по проектированию и оборудованию судов (DE). В процессе работы над Полярным кодексом в 1999 г. по предложению США Комитет ИМО по безопасности на море (КБМ) принял решение в качестве первого шага разработать вместо кодекса рекомендательное Руководство по безопасной эксплуатации судов во льдах полярных районов в виде циркуляра КБМ.

В 2001 г. рабочая группа Подкомитета DE подготовила проект «Руководства для судов, эксплуатируемых в покрытых льдом арктических водах» (MSC/Circ.1056 и MEPC/Circ.399), который был одобрен 76-й сессией КБМ (MSC 76) в 2002 г.

В 2008 г. Подкомитет DE приступил к пересмотру Руководства для судов, эксплуатируемых в покрытых льдом водах Арктики, с целью разработки обязательных требований к судам полярного плавания, обеспечивающих их безопасную работу в полярных льдах, то есть обязательного Полярного кодекса. Основным доводом в пользу разработки обязательного Полярного кодекса были представленные данные об интенсификации судоходства и рыболовства в приполярных районах и интенсивная эксплуатация пассажирских круизных судов в районе Антарктики. Особый резонанс получили две крупные аварии у берегов Антарктиды: гибель в ноябре 2007 г. круизного лайнера «Эксплорер» и спасательная операция в декабре 2008 г. пассажиров и экипажа с терпящего бедствие круизного лайнера «Ушуая».

В 2010 г. в ИМО на Подкомитете DE 53 была создана Корреспондентская группа (КГ) по разработке Полярного кодекса под руководством госпожи Turid Stemre (Норвегия). Российская Федерация поддержала целесообразность разработки Полярного кодекса и делегировала своих представителей в Корреспондентскую группу по подготовке проекта кодекса. Первоначально планировалось завершить работу группы в 2012 году, но на подкомитете ИМО DE 56 в феврале 2012 года было решено продлить срок разработки документа до 2014 года и предусмотреть его дальнейшее развитие до 2016 года.

В качестве дополнения

Полярный кодекс ИМО должен представлять собой дополнение к существующим обязательным конвенциям и кодексам по безопасности мореплавания, включающее особенности эксплуатации судов в ледовых условиях и при низких температурах наружного воздуха. Поскольку общие положения конвенций SOLAS, STCW и MARPOL не охватывают все проблемы, которые возникают при эксплуатации судов в полярных водах, разрабатываемый кодекс будет посвящен аспектам полярной навигации, не учитываемым этими конвенциями, а также мерам, считающимся необходимыми для обеспечения безопасности жизни и предотвращения загрязнения полярных вод. На первом этапе Полярный кодекс разрабатывается для судов, к которым применяется Конвенция SOLAS, то есть ко всем пассажирским судам и грузовым судам с валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более.

Кодекс будет состоять из двух частей. Первая, основная часть A должна содержать обязательные требования, вторая часть В – рекомендательные положения. Общая часть должна включать назначение, функциональные требования и условия окружающей среды, представляющие собой дополнительные факторы риска. Требования к судам предполагается дифференцировать в зависимости от категории и класса судна, района и сезона эксплуатации в полярных водах Арктики и Антарктики.

Основываясь на отечественном многолетнем опыте обеспечения безопасности плавания судов в Арктике и Антарктике, российская сторона рекомендовала при формировании Полярного кодекса в первую очередь рассмотреть такие важные вопросы, как деление судов полярного плавания на категории, их классификация, требования к ледовым качествам (ледовой прочности и ледовой ходкости), регламентирование потребности в ледокольном обеспечении, установление соответствия предлагаемых полярных классов существующим ледовым классам различных классификационных обществ и снабжение судов рекомендациями по ледовой безопасности (Ледовыми сертификатами). При разработке Полярного руководства ИМО эти вопросы не нашли должного отражения. Учитывая это, ниже изложены конкретные предложения по требованиям и рекомендациям, которые представляется необходимым включить в Полярный кодекс.

Деление полярных судов на категории и их классификация

По предложению делегаций Финляндии и Германии решено разделить все суда полярного плавания на категории.

Учитывая большое разнообразие условий плавания в полярных водах, а также имеющийся опыт эксплуатации в Арктике и Антарктике судов с различными ледовыми классами, было принято решение разделить все суда полярного плавания на три категории (А, В и С) с четким определением их возможностей и условий работы в полярных районах. При дальнейшей разработке различные требования Полярного кодекса будут применяться к судам в зависимости от их категории.

Соглашаясь с предложением деления судов на категории для определения возможности их эксплуатации в тех или иных условиях, российская сторона считает, что основополагающим при определении категории должен быть принцип, учитывающий возраст льда, для плавания в котором предназначено судно. При этом категория А может быть присвоена только судам, ледовый класс которых позволяет совершать плавание в многолетних полярных льдах, а категория В – судам, предназначенным для эксплуатации только в однолетних льдах.

Суда категории А, ледовая прочность которых оценивается с учётом возможности встречи с многолетними льдами, целесообразно подразделять в соответствии с Унифицированными требованиями МАКО на полярные классы РС1-5, как это предлагается Канадой, или эквивалентные им.

Для судов категории В предполагается эксплуатация в условиях однолетних льдов различных стадий их развития, что связано с конструктивным риском. Представляется целесообразным включить в эту категорию все существующие ледовые классы классификационных обществ и морских администраций различных государств. При этом по аналогии с Рекомендациями ХЕЛКОМ 25/7, принятыми в 2004 году, за основу могут быть взяты ледовые классы Финско-Шведских правил. Эквивалентные им классы других правил могут быть установлены в соответствии с прилагаемой к Рекомендациям ХЕЛКОМ таблицей примерного соответствия ледовых классов Финско-Шведских правил (балтийских классов) классам других классификационных обществ.

Суда категории С могут не иметь ледовых подкреплений и должны эксплуатироваться в свободных ото льда полярных водах. При оценке возможности безопасной работы судов категории С нужно учитывать, как об этом справедливо отметила Новая Зеландия, что из-за удалённости и большей протяжённости полярных районов речь идёт о длительных рейсах, исчисляемых днями, неделями и месяцами. В то же время, как известно, надежность долговременных метеорологических и ледовых прогнозов невелика. В результате судно лишено гарантии, что оно в течение продолжительного рейса не встретит на своем пути лед. Для уменьшения такого риска предлагается разрешать допуск судов без ледовых подкреплений в полярные районы только в летне-осенний период и при условии, что судно будет обязательно оборудовано соответствующим терминалом для приёма спутниковых снимков района плавания, чтобы иметь возможность своевременного уклонения от встречи со льдами.

С учётом изложенного выше предлагается представить в Полярном кодексе деление судов на категории в приведенном в табл. 1 виде.

Таблица 1. Категории судов ледового плавания

Определение

Меры по смягчению риска

Рассматриваемые факторы опасности

Полярные воды, покрытые льдом, включая двух- и многолетние льды

Судно этой категории может работать в покрытых льдом водах в условиях, когда многолетний лёд не создает конструктивный риск для судна

Суда ледового класса, соответствующего полярным классам РС1-5 или эквивалентным.
Все смягчающие меры, описанные в настоящем кодексе.
Обязательное использование в рейсе спутниковых ледовых карт и соответственно подготовленного судового персонала

Работа во всех полярных льдах, включая тяжелые многолетние льды и ледовые сжатия. Крайне низкие температуры (ниже -40°С).
Удаленность – отсутствие или очень ограниченные возможности получения надлежащей помощи и пополнения запасов топлива/медицинского обслуживания в случае необходимости.
Нанесение вреда окружающей среде

Полярные воды, покрытые льдом в условиях однолетнего льда

Судно этой категории может работать в водах, покрытых льдом, в том числе старым льдом

Суда с ледовым классом, подходящим для плавания преимущественно в условиях однолетнего льда различных стадий развития.
Смягчающие меры, описанные в настоящем кодексе (за исключением требований к подкреплениям судов категории А), должны включать спутниковые ледовые карты и соответственно подготовленный судовой персонал или ледового навигатора (лоцмана)

Работа в однолетнем льду. От очень низких до низких температур (до -40°С).
Удалённость – отсутствие или очень ограниченные возможности получения надлежащей помощи и пополнения запасов топлива/медицинского обслуживания в случае необходимости.
Нанесение вреда окружающей среде

Полярные воды, свободные ото льда

Суда этой категории могут работать в полярных водах только в летне-осенний период, когда лед не представляет конструктивного риска для судна

Требований к ледовым подкреплениям нет. Но корпус судна должен иметь двойной борт. Смягчающие меры, описанные в настоящем кодексе, должны обязательно включать прием спутниковых карт района плавания

Низкие температуры (до -10°С).
Удалённость – отсутствие или очень ограниченные возможности получения надлежащей помощи и пополнения запасов топлива/медицинского обслуживания в случае необходимости.
Возможность нанесения вреда окружающей среде

Касаясь мер по смягчению риска для судов категории С, не имеющих ледовых подкреплений, учитывая всё же существование вероятности столкновения с отдельно плавающей льдиной, представляется целесообразным предъявлять требование к наличию двойного борта у этих судов. Согласно статистике водотечных ледовых повреждений подавляющее количество пробоин располагается в носовой половине корпуса судна. Поэтому при кормовом расположении машинного отделения требование к двойному борту достаточно предъявлять только к грузовым отсекам. При этом следует отметить, что многие суда неледового плавания имеют двойной борт (танкеры, контейнеровозы, балкеры и др.), что не позволяет считать выполнение этого требования чрезмерным.

Учитывая, что находящиеся в эксплуатации суда арктического и антарктического плавания были построены под наблюдением различных классификационных обществ для возможности применения к этим судам требований разрабатываемого Полярного кодекса и оценки их соответствия новым полярным классам, необходимо выполнить идентификацию эквивалентности всех существующих ледовых классов. Попытка такой идентификации была предпринята в рамках разработки международного проекта Европейской комиссии ARCOP в 2006 г. Составлена таблица примерного соответствия между полярными классами ИМО/МАКО и ледовыми классами ведущих классификационных обществ и морских администраций. Откорректированная по замечаниям классификационных обществ идентификационная таблица приводится ниже (табл. 2).

Таблица 2. Примерное соответствие между полярными классами ИМО/МАКО и ледовыми классами других классификационных обществ

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: