Место судов среднего звена в системе судов рф порядок формирования состав полномочия судов

Обновлено: 28.03.2024

2. Порядок формирования и состав судов среднего звена.

3. Полномочия судов среднего звена.

4. Структура судов среднего звена. Полномочия структурных подразделений.

5. Особенности рассмотрения дел судом присяжных.

6. Организация работы судов среднего звена.

1. Место судов среднего звена в судебной системе рф.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа — это суды второго (среднего) звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации.

Они признается высшими судебными органами соответствующего субъекта Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Эти суды рассматривают (в пределах своей компетенции) дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховному суду республики принадлежит право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах республики.

Верховный Суд РФ прямо требует от судов среднего звена:

— осуществлять постоянный судебный надзор за качественным и своевременным рассмотрением уголовных и гражданских дел; принимать иные меры воздействия вплоть до прекращения полномочий судей, допускающих факты волокиты, ущемляющие законные права граждан на судебную защиту и умаляющие авторитет судебной власти; регулярно обобщать практику соблюдения судами процессуальных сроков разрешения дел; анализировать причины, порождающие волокиту, и целенаправленно вести работу по их устранению;

— принимать дополнительные меры, направленные на усиление надзора за правильным применением судами законодательства об ответственности за хулиганство;

— периодически обобщать практику рассмотрения судами уголовных дел о нарушениях правил и норм охраны труда и производственной санитарии, анализировать причины допускаемых ошибок и принимать необходимые меры к повышению уровня рассмотрения дел этой категории;

— повышать уровень осуществления судебного надзора за строгим соблюдением нижестоящими судами уголовно-процессуального законодательства; постоянно совершенствовать методическую работу и т.п.

2. Порядок формирования и состав судов среднего звена.

Состав судов среднего звена:

Суды среднего звена состоят из Президиума суда, судебных коллегий и аппарата суда.

При верховных судах республик, краевых и областных судах могут действовать Научно-консультативные советы.

Организованные в субъектах Российской Федерации управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в состав соответствующих судов не входят и при таковых не находятся, хотя начальники управлений (отделов) Судебного департамента и назначаются на должность (освобождаются от должности) по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа.

В составе судов среднего звена помимо Президиума действуют следующие судебные коллегии:

— Судебная коллегия по уголовным делам,

— Судебная коллегия по гражданским делам.

Порядок формирования:

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа формируется в составе Председателя, заместителей председателя и членов суда.

Председатель.

Председатель верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и его заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность также Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

Но основывается данное представление Президента РФ на заключении не Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а на заключении квалификационной коллеги судей того суда, судьи которого подлежат назначению. Данное заключение тоже подлежит согласованию с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Создание и упразднение.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

2. Порядок формирования и состав судов среднего звена.

3. Полномочия судов среднего звена.

4. Структура судов среднего звена. Полномочия структурных подразделений.

5. Особенности рассмотрения дел судом присяжных.

6. Организация работы судов среднего звена.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа — это суды второго (среднего) звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации.

Они признается высшими судебными органами соответствующего субъекта Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Эти суды рассматривают (в пределах своей компетенции) дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховному суду республики принадлежит право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах республики.

Верховный Суд РФ прямо требует от судов среднего звена:

— осуществлять постоянный судебный надзор за качественным и своевременным рассмотрением уголовных и гражданских дел; принимать иные меры воздействия вплоть до прекращения полномочий судей, допускающих факты волокиты, ущемляющие законные права граждан на судебную защиту и умаляющие авторитет судебной власти; регулярно обобщать практику соблюдения судами процессуальных сроков разрешения дел; анализировать причины, порождающие волокиту, и целенаправленно вести работу по их устранению;

— принимать дополнительные меры, направленные на усиление надзора за правильным применением судами законодательства об ответственности за хулиганство;

— периодически обобщать практику рассмотрения судами уголовных дел о нарушениях правил и норм охраны труда и производственной санитарии, анализировать причины допускаемых ошибок и принимать необходимые меры к повышению уровня рассмотрения дел этой категории;

— повышать уровень осуществления судебного надзора за строгим соблюдением нижестоящими судами уголовно-процессуального законодательства; постоянно совершенствовать методическую работу и т.п.

Суды среднего звена состоят из Президиума суда, судебных коллегий и аппарата суда. При верховных судах республик, краевых и областных судах могут действовать Научно-консультативные советы.

Организованные в субъектах Российской Федерации управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в состав соответствующих судов не входят и при таковых не находятся, хотя начальники управлений (отделов) Судебного департамента и назначаются на должность (освобождаются от должности) по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа.

В составе судов среднего звена помимо Президиумадействуют следующие судебные коллегии:

- Судебная коллегия по уголовным делам;

- Судебная коллегия по гражданским делам.

Порядок формирования.Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа формируется в составе Председателя, заместителей председателя и членов суда.

Председатель верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и его заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность также Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Но основывается данное представление Президента РФ на заключении не Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а на заключении квалификационной коллеги судей того суда, судьи которого подлежат назначению. Данное заключение тоже подлежит согласованию с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Создание и упразднение.Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч.1 ст.17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Суды среднего звена рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Уголовное судопроизводство.Согласно ч.3 ст.31 УПК РФ судам среднего звена подсудны по первой инстанции следующие уголовные дела:

1) ряд категорий сложных уголовных дел о наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлениях против жизни, здоровья, свободы личности, общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, о преступлениях против правосудия, против мира и безопасности человечества.

Например, это дела о преступлениях, предусмотренных следующими статьями УК РФ: ч.2 ст.105 (убийство с квалифицирующими признаками), ст.205 (террористический акт), ст. 209 (бандитизм), ст.211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава); ст.227 (пиратство); ст.275 (государственная измена), ст.276 (шпионаж), ст.277 (посягательство на жизнь общественного или государственного деятеля), ст.278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), ст.279 (вооруженный мятеж), ст.281 (диверсия), ст.305 (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта), ст.317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и др.;

2) уголовные дела, переданные в данные суды с соблюдением правил об изменении территориальной подсудности, которые установлены в ст.34 и ст.35 УПК РФ;

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Гражданское судопроизводство.Согласно ст.26 ГПК РФ суды среднего звена рассматривают в качестве судов первой инстанции следующие гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (кроме конституций и уставов субъектов Федерации.

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

К числу судов среднего звена среди судов общей юрисдик­ции, являющихся общегражданскими судами, относятся: Вер­ховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автоном­ного округа.

Данные суды являются непосредственно вышестоящими су­дебными инстанциями по отношению к районным судам, дей­ствующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции:

1) рассматривают дела в качестве суда первой инстанции;

2) рассматривают дела в качестве суда второй – кассаци­онной – инстанции;

3) рассматривают дела в порядке надзора и по вновь от­крывшимся обстоятельствам;

4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В качестве суда первой инстанции суды среднего звена рас­сматривают уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство при отягчающих обстоятельствах), ч. 3 ст. 126 УК РФ (похищение человека, повлекшее тяжкие последствия), ч. 3 ст. 131 УК РФ (изнасилование при особо отягощающих обстоятельствах), ч. 3 ст. 152 (торговля несовершеннолетними, повлекшая тяжкие последствия), ст. 205 УК РФ (терроризм), ст. 275 УК РФ (государственная измена), ст. 276 УК РФ (шпионаж), ст. 279 УК РФ (вооруженный мятеж) и другие, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.

Кроме этого, они рассматривают в качестве суда первой инстанции и иные уголовные дела, переданные им в порядке ст. 34 и 35 УПК РФ в связи с передачей уголовных дел по подсудности, а также в связи с изменением территориальной подсудности уголовного дела.

Гражданские дела в качестве судов первой инстанции суды среднего звена могут рассматривать по ходатайству сторон.

Суды среднего звена рассматривают по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, связанные с государствен­ной тайной.

Выступая в качестве судов второй – кассационной – ин­станции – суды среднего звена осуществляют проверку за­конности, обоснованности и справедливости не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений район­ных и приравненных к ним судов по уголовным делам, а также приговоров, вынесенных судами апелляционной инстанции.


Кроме этого, они осуществляют проверку законности и обо­снованности судебных решений районных и приравненных к ним судов по гражданским делам. Поводом для рассмотрения дела в кассационной инстанции является подача жалобы либо представления прокурора на незаконное и необоснованное ре­шение суда первой либо апелляционной инстанции.

Суды среднего звена выступают и в качестве суда надзор­ной инстанции. Они осуществляют пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда по уголовным делам. По гражданским делам осуществля­ется пересмотр вступивших в законную силу судебных поста­новлений. Эти функции возлагаются на президиум соответству­ющего суда. Кроме этого, суды среднего звена могут пересмат­ривать решения, определения суда, вступившие в законную силу и по вновь открывшимся обстоятельствам.

С принятием нового уголовно-процессуального законода­тельства областной, краевой и приравненные к ним суды при­обрели дополнительные полномочия. Это обусловлено повышением роли суда в уголовном судо­производстве и расширением его полномочий применительно к досудебным стадиям уголовного судопроизводства. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 109 и ч. 2 ст. 107 УПК РФ только судья областного, краевого и приравненного к ним суда может продлить содержание обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления под стражей либо домашний арест на срок свыше 12 месяцев.

Возможность обжалования судебных решений, принятых судьями районных судов в порядке досудебного производства по уголовному делу предопределила и еще одну функцию су­дов среднего звена, ранее им не свойственную. Теперь в соот­ветствии с ч. 1 ст. 127 УПК РФ в областной, краевой и прирав­ненные к ним суды могут быть направлены в установленном законом порядке жалобы на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по делу, которые должны рас­сматривать их по существу.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей) и народных заседателем. Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.

Структура суда обшей юрисдикции среднего звена:

- судебная коллегия по гражданским делам;

- судебная коллегия по уголовным делам;

В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда. Судебные коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, ранее рассмотренные этой же коллегией. Составы судебных коллегий при рассмотрении судебных дел:

• по первой инстанции:

а) судья-профессионал и два народных заседателя;

б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей (рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ);

в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции (рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ);

• в кассационной инстанции - три судьи-профессионала.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании. В крупных судах общей юрисдикции среднего звена судебные коллегии делятся на судебные составы, председателей которых назначает председатель соответствующего суда. Председатель судебного состава председательствует на заседаниях состава и распределяет судебные дела между судьями - членами состава.

3. Состав президиума суда общей юрисдикции среднего звена:

• заместители председателя суда;

• наиболее квалифицированные и опытные судьи (члены суда). Численность и персональный состав президиума конкретного суда общей юрисдикции среднего звена утверждается Президентом РФ. Кандидатуры судей для утверждения их в качестве членов президиума представляются Председателем Верховного Суда РФ при положительном заключении коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Заседания президиума суда обшей юрисдикции среднего звена проводятся не реже двух раз в месяц при участии прокурора соответствующего субъекта РФ. Постановления принимаются при открытом голосовании большинством присутствующих членов президиума (президиум вправе принимать постановления при присутствии на заседании более половины его членов). Полномочия президиума суда обшей юрисдикции среднего звена:

• проверка законности и обоснованности в порядке надзора по протестам Генерального прокурора РФ, его заместителей, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, прокурора субъекта РФ, председателя соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена:

а) вступившего в законную силу приговора, определения либо решения районного суда;

б) постановления районного судьи о назначении судебного заседания;

в) кассационного определения судебных коллегий соответствующего суда общей юрисдикции среднего звена;

• разрешение вопросов организационного характера: заслушивание и обсуждение судебной практики, заслушивание отчетов о работе судебных коллегий, аппарата суда, работе с населением, данных о состоянии законности и преступности в субъекте РФ и т. п.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: