Меры безопасности к участникам уголовного судопроизводства могут применяться на основании принципа

Обновлено: 24.04.2024

Данная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», который устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.

Кроме того, данная деятельность регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 21 сентября 2012 г. № 953 «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 14 июля 2015 г. № 705 «О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице».

Какие основания необходимы для применения в отношении участников уголовного судопроизводства мер государственной защиты?

Для применения мер государственной защиты необходимо наличие установленных органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты, данных о реальной угрозе убийства участника уголовного судопроизводства, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних – на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.

Кто принимает решение о применении мер безопасности в отношении участника уголовного судопроизводства?

В отношении кого могут быть применены меры государственной защиты?

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» государственной защите подлежат участники уголовного судопроизводства, к которым относятся:

подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено;

эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог;

гражданский истец, гражданский ответчик;

законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.

Кроме того, государственной защите также подлежат установленные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации близкие родственники, родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного судопроизводства.

Могут ли применяться меры государственной защиты до возбуждения уголовного дела либо после постановления приговора?

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Частью 5 статьи 2 Федерального закона установлено, что меры государственной защиты в отношении защищаемых лиц могут быть применены после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера

Каков порядок принятия решения о применении мер безопасности?

О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

Меры безопасности, способы их применения избираются и определяются органом, осуществляющим меры безопасности.

Орган, осуществляющий меры безопасности, для избрания мер безопасности, предусмотренных пунктами 1 – 8 части 1 статьи 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», заключает с защищаемым лицом письменный договор, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанности органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при ее применении.

Кроме того, орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица.

Можно ли обжаловать решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении?

Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

Какие органы исполняют мотивированное постановление (определение) о применении в отношении участника уголовного судопроизводства мер безопасности?

Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда (судьи) или Следственного комитета Российской Федерации, осуществляются по решению суда (судьи), руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации или следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации органами внутренних дел Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности, таможенными органами Российской Федерации или органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенными по местонахождению защищаемого лица.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.

Органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации меры безопасности осуществляются в отношении лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания.

Какие меры безопасности могут быть применены в отношении участника уголовного судопроизводства?

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» в отношении защищаемого лица могут применяться следующие меры безопасности:

личная охрана, охрана жилища и имущества;

выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

переселение на другое место жительства;

изменение места работы (службы) или учебы;

временное помещение в безопасное место;

применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4 – 7 части 1 статьи 6 Федерального закона, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Каков порядок принятия решения об отмене мер безопасности?

Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, если защищаемое лицо отказывается от заключения договора об условиях применения мер безопасности, правах и обязанностях сторон при их применении, либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий данного договора, а также по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об осуществлении государственной защиты.

Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.

Постановление (определение) об отмене мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

от 27 октября 2006 г. N 630

ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ОТНОШЕНИИ

ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 854,

от 29.10.2010 N 868, от 07.12.2011 N 1013, от 16.02.2013 N 127,

от 15.10.2014 N 1054, от 19.03.2015 N 254, от 14.07.2015 N 705,

от 10.09.2016 N 904, от 27.06.2017 N 754, от 10.07.2020 N 1017)

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (далее - Федеральный закон), регулируют применение отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (далее - защищаемое лицо) органами внутренних дел Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности, таможенными органами Российской Федерации, учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, а также военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации и командованием соответствующих воинских частей по находящимся в их производстве либо в производстве суда или следственных органов Следственного комитета Российской Федерации уголовным делам (далее - орган, осуществляющий меры безопасности).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 854, от 07.12.2011 N 1013, от 19.03.2015 N 254, от 27.06.2017 N 754)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При поступлении в установленном порядке мотивированного постановления (определения), вынесенного органом, принимающим решение о применении мер безопасности, орган, осуществляющий меры безопасности, самостоятельно избирает необходимые меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом, и определяет способы их применения, о чем выносит соответствующее постановление по форме согласно приложению N 1.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 854, от 14.07.2015 N 705)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Личная охрана защищаемого лица обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, при наличии реальной угрозы его убийства или насилия над ним. Перечень подразделений (служб), непосредственно задействованных в обеспечении личной охраны защищаемого лица, порядок привлечения сотрудников других подразделений (служб), режим несения службы (выполнения служебных обязанностей), а также оснащение и вооружение этих подразделений (служб) определяются руководителем органа, осуществляющего меры безопасности.

5. Сотрудникам подразделений (служб), непосредственно задействованным в обеспечении личной охраны защищаемого лица, для подтверждения их полномочий может выдаваться постановление об избрании меры безопасности.

6. Организация, тактика, формы и методы работы по обеспечению личной охраны защищаемого лица определяются в пределах компетенции задействованных для этих целей подразделений (служб) на основании сведений о защищаемом лице.

7. Охрана жилища и имущества защищаемого лица при наличии реальной угрозы их уничтожения или повреждения обеспечивается органом, осуществляющим меры безопасности, путем заключения договора с подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице, если законодательством Российской Федерации они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.02.2013 N 127, от 14.07.2015 N 705, от 10.09.2016 N 904)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия в регионе подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, а также недостаточности в указанных подразделениях сил и средств по решению руководителя органа, осуществляющего меры безопасности, к обеспечению охраны жилища и имущества защищаемого лица могут привлекаться иные подразделения (службы) этого органа.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.02.2013 N 127, от 10.09.2016 N 904)

(см. текст в предыдущей редакции)

При обращении органа, осуществляющего меры безопасности, подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, принимают меры к первоочередному оснащению жилища защищаемого лица средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации с подключением к пультам централизованного наблюдения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.02.2013 N 127, от 10.09.2016 N 904)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отсутствия технической возможности организации централизованной охраны жилище защищаемого лица оборудуется средствами автономной сигнализации. Для принятия мер по оснащению жилища защищаемого лица средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации на договорной основе могут привлекаться организации, имеющие лицензию на осуществление указанной деятельности.

Подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, при обеспечении мероприятий по охране жилища и имущества защищаемого лица немедленно информируют орган, осуществляющий меры безопасности, о каждом случае угрозы или попытке осуществить противоправные действия в отношении указанных жилища и имущества.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.02.2013 N 127, от 10.09.2016 N 904)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оборудование жилища и имущества защищаемого лица противопожарной сигнализацией осуществляется Государственной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий путем заключения договора с органом, осуществляющим меры безопасности, с соблюдением конфиденциальности сведений о защищаемом лице, если законодательством Российской Федерации они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2015 N 705)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оборудование жилища и имущества защищаемого лица техническими средствами наблюдения обеспечивается в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.

8. Для обеспечения самообороны и личной безопасности защищаемого лица орган, осуществляющий меры безопасности, в случае необходимости выдает защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.

В качестве специальных средств защищаемому лицу могут выдаваться бронежилет, электрошоковое устройство, аэрозольный распылитель с раздражающим составом.

Тип выдаваемых специальных средств определяется в соответствии с перечнями специальных средств, состоящих на вооружении органа, осуществляющего меры безопасности.

Для обеспечения защищаемого лица средствами связи и оповещения об опасности орган, осуществляющий меры безопасности, в случае необходимости выдает защищаемому лицу переносное портативное радиоустройство, телефон сотовой связи и (или) пейджер.

Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности производится в соответствии с нормативными правовыми актами органа, осуществляющего меры безопасности.

9. Орган, осуществляющий меры безопасности, проводит обучение или инструктаж защищаемого лица в части правил хранения, ношения и применения специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, а также осуществляет контроль за соблюдением защищаемым лицом правил обращения с указанными средствами.

10. Защищаемое лицо, получившее специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечивает их сохранность. Продажа, залог или передача другим лицам указанного имущества, выданного в пользование защищаемому лицу для обеспечения его безопасности, а равно утрата или порча этого имущества влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

11. Замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица в связи с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также изменение внешности защищаемого лица в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона производятся только в случае, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена путем применения в отношении его других мер безопасности.

При принятии решения о замене документов и (или) изменении внешности защищаемого лица орган, осуществляющий меры безопасности, может заключить с защищаемым лицом договор в письменной форме о взаимных обязательствах и взаимной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Замена документов, удостоверяющих личность, и иных документов может носить как временный, так и постоянный характер.

Перечень документов, подлежащих замене, определяется органом, осуществляющим меры безопасности, в зависимости от обстоятельств и степени опасности, угрожающей защищаемому лицу.

При замене документов защищаемого лица орган, осуществляющий меры безопасности, обязан обеспечить установление подлинности заменяемых документов. Орган, осуществляющий меры безопасности, несет ответственность за достоверность сведений о защищаемом лице, предоставляемых в органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, отвечающие за замену и выдачу документов (далее - организации, ответственные за замену и выдачу документов), а также ответственность за соблюдение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, если законодательством Российской Федерации они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2015 N 705)

(см. текст в предыдущей редакции)

Замена и выдача документов, удостоверяющих личность, и иных документов (документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, документов гражданско-правового характера, документов, выдаваемых органами социальной защиты, документов, подтверждающих специальные права, документов, выдаваемых внебюджетными фондами, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, и иных документов, связанных с работой, документов, выдаваемых органами и учреждениями здравоохранения, налоговых документов и др.) защищаемого лица осуществляются организациями, ответственными за их замену и выдачу, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.10.2010 N 868, от 15.10.2014 N 1054, от 10.07.2020 N 1017)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основанием для замены и выдачи защищаемому лицу указанных документов является постановление об избрании меры безопасности.

Замена и выдача защищаемому лицу документов, удостоверяющих личность, производятся в сроки, определяемые органом, осуществляющим меры безопасности, в пределах сроков, установленных законодательством Российской Федерации для организаций, ответственных за замену и выдачу документов. Организации, ответственные за замену и выдачу документов, удостоверяющих личность, не вправе отказать в их замене и выдаче органу, осуществляющему меры безопасности.

Замена и выдача документов, удостоверяющих личность, производятся как по месту жительства, так и по месту пребывания или фактического проживания защищаемого лица.

При замене документов, удостоверяющих личность, защищаемое лицо передает свои документы на хранение органу, осуществляющему меры безопасности. Учет и хранение замененных документов защищаемого лица обеспечиваются органом, осуществляющим меры безопасности, в течение всего периода применения меры безопасности. Порядок их хранения и обеспечения соблюдения конфиденциальности сведений о защищаемом лице, если законодательством Российской Федерации они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется органом, осуществляющим меры безопасности.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2015 N 705)

(см. текст в предыдущей редакции)

Замена и выдача защищаемому лицу иных документов осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для замены документов, удостоверяющих личность. Решение о замене иных документов защищаемого лица является обязательным для исполнения должностными лицами организаций, ответственных за их замену и выдачу.

Оформление, учет и регистрация документов, удостоверяющих личность, и иных документов защищаемого лица организациями, ответственными за их замену и выдачу, и их передача в орган, осуществляющий меры безопасности, производятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, по согласованию с органами, осуществляющими меры безопасности.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 868)

12. В целях сохранения конфиденциальности сведений о защищаемом лице, если законодательством Российской Федерации они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, орган, осуществляющий меры безопасности, направляет предупреждение по форме согласно приложению N 3 должностным лицам организаций, ответственных за замену и выдачу документов, удостоверяющих личность, и иных документов, о неразглашении сведений, которые были им доверены или стали известны в связи с применением соответствующей меры безопасности в отношении защищаемого лица. Учет сведений о замене и выдаче документов, удостоверяющих личность, и иных документов производится с соблюдением требований, предъявляемых к конфиденциальности информации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2015 N 705)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Изменение внешности защищаемого лица является исключительной мерой безопасности. Для обеспечения применения этой меры безопасности могут использоваться специальные средства для изменения внешности.

В исключительных случаях на основании договора, заключаемого в письменной форме между органом, осуществляющим меры безопасности, защищаемым лицом и медицинским учреждением, может быть произведена операция по изменению внешности в пределах, обеспечивающих эффективность этой меры безопасности.

14. Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица как мера безопасности применяется органом, осуществляющим меры безопасности, по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в целях защиты жизни и здоровья защищаемого лица.

Орган, осуществляющий меры безопасности, оказывает содействие в подборе и устройстве на временное или постоянное (подходящее защищаемому лицу) место работы (службы) или учебы, аналогичное прежнему, с привлечением органов занятости населения, органов, осуществляющих управление в сфере образования, и органов местного самоуправления.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2014 N 1054)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменение места работы (службы) осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о государственной службе Российской Федерации с предоставлением равноценной должности либо иной должности по специальности с сохранением страхового (трудового) стажа, дающего право на пенсию. Изменение места учебы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.10.2014 N 1054)

(см. текст в предыдущей редакции)

При устройстве защищаемого лица на временное место работы (службы) или учебы за ним сохраняется право на восстановление по прежнему или аналогичному месту работы (службы) или учебы.

Орган, осуществляющий меры безопасности, письменно предупреждает руководителей соответствующих организаций о неразглашении сведений, которые были им доверены или стали известны в отношении защищаемого лица.

15. Командирование и перевод военнослужащего, являющегося защищаемым лицом, предусмотренные статьей 13 Федерального закона, осуществляются с его согласия, выраженного в письменной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе. При переводе военнослужащему предоставляется равноценная должность либо иная должность по специальности с сохранением страхового (трудового) стажа, дающего право на пенсию. При этом должно быть обеспечено его использование по основной или профильной военно-учетной специальности.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) в отношении защищаемого лица могут применяться следующие меры безопасности:

1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение в безопасное место;

9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4-7 осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Меры безопасности и способы их применения избираются и определяются органом, осуществляющим меры безопасности.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 119-ФЗ органами, осуществляющими меры безопасности, являются органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности.

В случае необходимости орган, осуществляющий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

Статья 18. Порядок применения мер безопасности

1. Порядок применения мер безопасности определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ часть 2 статьи 18 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1

2.1. Суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа вправе по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности, продлить указанный в части 2 настоящей статьи срок до 30 суток.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.2

2.2. Результаты проверки с указанием фактов, свидетельствующих о наличии либо об отсутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества, на основании которых принимается решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении, орган, осуществляющий меры безопасности, представляет в письменной форме в орган, принимающий решение об осуществлении государственной защиты.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.3

2.3. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

3. Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

4. Орган, осуществляющий меры безопасности, избирает необходимые меры безопасности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и определяет способы их применения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в часть 5 статьи 18 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 7-ФЗ часть 6 статьи 18 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

6. В соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации орган, осуществляющий меры безопасности, для избрания мер безопасности, предусмотренных пунктами 1 - 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанности органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при ее применении. В договоре с соблюдением условий конфиденциальности сведений о защищаемом лице могут отражаться сведения о семейном положении защищаемого лица, находящемся в его собственности имуществе, об имеющихся у защищаемого лица гражданско-правовых и иных юридических обязательствах, о возбуждении в отношении защищаемого лица уголовного дела либо административного производства, о привлечении защищаемого лица в качестве обвиняемого, гражданского ответчика по уголовному делу либо в качестве гражданского ответчика, другие сведения, имеющие значение для применения мер безопасности. Порядок заключения договора с защищаемым лицом определяется нормативными правовыми актами органов, осуществляющих меры безопасности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ статья 18 настоящего Федерального закона дополнена частью 7

7. Орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица.

Участие гражданина в уголовном судопроизводстве не должноснижать его безопасность. Обеспечение безопасности лиц, которые оказывают содействиеуголовному правосудию, является гарантией самого правосудия, гарантией не менееважной, чем право обвиняемого на защиту.

Однако ещё существует проблема противоправного воздействия преступниковна потерпевших, свидетелей, их близких и родных, а также иных лиц, содействующих уголовному судопроизводству.

Когда на гражданина государством возлагаются уголовно - процессуальныеобязанности, выполнение которых сопряжено с угрозой противоправноговоздействия, государство обеспечивает безопасность гражданина.

Федеральным законом от 20. 08. 2004г. №119 - ФЗ «Огосударственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»установлены принципы осуществления и виды государственной защиты, включающиемеры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающиегосударственную защиту, и порядок применения мер.

Вопросы осуществления государственной защиты затрагиваютсферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализацияФедерального закона в полной мере возможна только при условии консолидации ихусилий по решению проблем обеспечения безопасности защищаемых лиц.

В Российской Федерации законодательная основа дляобразования системы государственной защиты указанных лиц сформирована. Основополагающимиявляются изложенные в части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерацииправовые предписания, гарантирующие государственную защиту прав и свободчеловека и гражданина.

В настоящее время действует Государственная программа «Обеспечениебезопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовногосудопроизводства на 2009 - 2013 годы», которая утверждена постановлениемПравительства Российской Федераций от 02 октября 2009 года №792.

В соответствии с уголовно - процессуальным законодательствомна государственную защиту в уголовном процессе могут претендовать толькоучастники уголовного судопроизводства, которые указаны в части 3 статьи 11 УПКРФ: потерпевший, свидетель и иные участники уголовного судопроизводства, атакже их близкие родственники, родственники или близкие лица.

На основании Федерального закона от 20 августа 2004 года№119 - ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участниковуголовного судопроизводства» меры государственной защиты могут быть применены идо возбуждения уголовного дела в отношении: заявителей,

очевидцев или жертвы преступления, либо иных лиц, неявляющихся участниками процесса, но способствующих предупреждению или раскрытиюпреступления.

Средствами государственной защиты лиц, содействующихуголовному судопроизводству, являются процессуальные и другие мерыбезопасности, которые предусмотрены в УПК РФ, а также статье 6 Федеральногозакона от 20. 08. 2004г. №П9 - Ф3.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15. 03. 2010№ 107 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключениис подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве поуголовным делам» установлена обязанность прокуроров в целях надлежащегоприменения мер безопасности в отношении подозреваемых (обвиняемых), заключившихдосудебное соглашение о сотрудничестве, их близких родственников и других лицобеспечить неукоснительное исполнение требований ч. З ст. 11 УПК РФ, Федерального закона от 20. 08. 2004 №119 - ФЗ «О государственной защитепотерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», других федеральныхзаконов и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующихпорядок применения таких мер в отношении участников уголовного судопроизводства.

В соответствии со статьей Федерального закона от 20. 08. 2004№ 119 - ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколькоили одна из следующих мер безопасности: личная охрана, охрана жилища иимущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещенияоб опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности, изменение места работы (службы) или учебы, временное помещение в безопасноеместо, применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в томчисле его перевод из одного места содержания под стражей или отбываниянаказания в другое.

Приведённый комплекс мер является основным средством правоохранительныхорганов против каких бы то ни было форм противодействия на различных стадияхуголовного процесса в части оказания воздействия на свидетелей, потерпевших ииных лиц, содействующих расследованию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: