Мера государственного принуждения применяемая к нарушителям установленных правовых норм

Обновлено: 28.03.2024

Ответьте на вопросы теста. Внимание - в тесте может быть только один правильный ответ.
1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:
а) норма; б) порядок;
в) право; г) санкция.
2. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом:
а) привычка; б) натура;
в) обряд; г) поведение.
З. Политические права:
1) ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека;
2) обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.
4. Правило, которое устанавливает государство:
а) закон; б) аксиома;
в) порядок; г) мораль.
5. Возможность каждого получать то, на что он имеет право:
а) справедливость; б) закон;
в) мораль; г) желание.
6. К внешним угрозам нашей стране относится:
а) создание незаконных вооруженных формирований; б) торговля наркотиками на улицах;
в) военный конфликт в соседнем государстве; г) распространение оружия.
7. Обязанности гражданина России:
1) обеспечиваются Конституцией Российской Федерации;
2) определены в статьях Декларации прав человека.
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.
8. Сознательная дисциплина или самодисциплина:
а) общеобязательная; б) специальная;
в) внешняя; г) внутренняя.
9. Законопослушное поведение:
1) всегда связано с несовершеннолетними;
2) должно быть полезно обществу.
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.
10. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?
а) нотариус; б) частный детектив;
в) адвокат; г) прокурор
Вторая часть
Дайте определение понятиям.
Этикет 2. Конституция З. Правонарушение 4. Дееспособность
Третья часть
Какое из понятий лишнее и почему?
Адвокат, нотариус, прокурор, судья.
Подстрекатель, преступник, свидетель, соучастник.
Патрульно-постовая служба, паспортно-визовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск.

Адвокат, нотариус, прокурор, судья. (нотариус, он оформляет разного рода юридические документы, а все остальные – участники судебного процесса)
Подстрекатель, преступник, свидетель, соучастник. (свидетель, он лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах преступления, все остальные – участники совершения преступления)
Патрульно-постовая служба, паспортно-визовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск. (уголовный розыск, так как эта служба входит в состав криминальной полиции, а все остальные – в состав полиции общественной безопасности)

Этикет – принятая в особых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где- либо.
Конституция – основной закон государства.
Правонарушение – любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права.
Дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их.

Термин «ответственность» употребляется в различных смыслах. Наиболее часто под ней понимают «долг», «обязанность», либо «наказание», «взыскание». Юридическая ответственность означает наказание или взыскание.

Юридическая ответственность наступает, когда совершается правонарушение, при установлении всех элементов состава правонарушения. Это требование является обязательным в случае привлечения обвиняемого к уголовной и административной ответственности. Однако закон делает некоторые исключения из правила: субъект может нести ответственность при определенных обстоятельствах и без вины (в гражданско-правовых от ношениях ответственность предпринимателей по своим долгам возникает без вины, если иное не установлено законом или договором).

Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами к рамках процессуального порядка, строго определенного законом.

Признаки юридической ответственности:

  • один из видов государственного принуждения
  • возмездие (кара), установленная правом
  • обязанность правонарушителя претерпеть лишения
  • тесная взаимосвязь с правовыми нормами
  • наступает только за совершенное правонарушение

Наиболее распространена классификация юридической ответственности по отраслям права.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность всегда носит имущественный характер и выражается в применении к правонарушителю (должнику — того, кто взял или должен), в интересах другого лица (кредитора — того, кто дал) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера (возмещение вреда, уплату неустойки и т. д.). Гражданско-правовая ответственность направлена на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов кредитора. Должник-правонарушитель расплачивается своим имуществом.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации. Например, в ст. 192 ТК РФ предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. Кроме, того, установлена материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей, например, рабочий во время работы сломал станок или испортил оборудование.

Административная ответственность

Административная ответственность выражается, в частности, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т. п. Административные взыскания могут налагаться судом, должностными лицами и органами, которым это право предоставлено по закону (например, работниками ГИБДД, пожарной охраны и т. д.).

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия. Они направлены преимущественно на личность виновного. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по приговору суда и в соответствии с законом. Основной формой реализации уголовной ответственности является уголовное наказание в виде лишения свободы, штрафа, исправительных работ и т. д.

К юридической ответственности люди могут привлекаться с определенного возраста:

  • к гражданско-правовой - частично с 14, полностью с 18 лет
  • к дисциплинарной - с 16 лет
  • к административной - с 16 лет
  • к уголовной - с 16 лет, а за некоторые преступления, как, например, убийство, нанесение телесных повреждений, приведших к расстройству здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, злостное хулиганство, — с 14 лет.

К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Невменяемые не могут привлекаться к юридической ответственности. Это лица, страдающие хронической душевной болезнью, временным расстройством душевной деятельности, слабоумием и другими болезненными состояниями, когда человек теряет способность контролировать свои действия и руководить ими.

Кроме граждан, юридическую ответственность за правонарушения несут также и организации. Они называются обычно юридическими лицами и действуют по единой воле как живой организм, как один человек. Отдельный сотрудник этой организации действует по единому плану, его служебное поведение является поведением самой организации. Естественно, что организации обязаны подчиняться законам и другим нормативным актам, касающимся их деятельности. При правонарушениях они привлекаются к юридической ответственности. Организации несут гражданско-правовую ответственность — за нарушение своих обязательств или причинение вреда; административно-правовую — за нарушение предписаний органов управления, например неуплату налогов, нарушение строительных, природоохранных и других правил.

Юридическая ответственность - действенное средство в борьбе с правонарушениями в обществе, воспитания граждан в духе уважения законности и правопорядка, перевоспитания правонарушителей.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Тест по обществознанию Человек и закон 7 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

А1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил

1) норма
2) порядок
3) право
4) санкция

А2. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом

1) привычка
2) натура
3) обряд
4) поведение

А3. Верны ли суждения о политических правах:

а) они ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека;
б) они обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. Правило, которое устанавливает государство

1) закон
2) аксиома
3) порядок
4) мораль

А5. Возможность каждого получать то, на что он имеет право

1) справедливость
2) закон
3) мораль
4) желание

А6. К внешним угрозам нашей стране относится

1) создание незаконных вооруженных формирований
2) торговля наркотиками на улицах
3) военный конфликт в соседнем государстве
4) распространение оружия

А7. Верны ли суждения об обязанностях гражданина России:

а) они обеспечиваются Конституцией Российской Федерации;
б) они определены в статьях Всеобщей декларации прав человека?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А8. Сознательная дисциплина, или самодисциплина

1) общеобязательная
2) специальная
3) внешняя
4) внутренняя

А9. Верны ли суждения о законопослушном поведении:

а) оно всегда связано с несовершеннолетними;
б) оно должно быть полезно обществу?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?

1) нотариус
2) частный детектив
3) адвокат
4) прокурор

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «участники судебного процесса». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) адвокат
2) нотариус
3) прокурор
4) судья
5) секретарь

В2. Что из перечисленного относится к правам человека?

1) право получать медицинскую помощь
2) право получать образование
3) право приобретать недвижимость
4) право посещать музеи
5) право платить налоги
6) право соблюдать законы

В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) этикет
2) конститу­ция
3) правона­рушение
4) дееспо­собность

А) основной закон страны
Б) способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их
В) принятая в особых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо
Г) любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права

Вариант 2

А1. Совокупность норм и правил, отражающих представ­ления о должном поведении

1) закон
2) привычка
3) этикет
4) диспут

А2. Особые действия, совершаемые специальными лицами в строгой последовательности

1) привычка
2) ритуал
3) обряд
2) закон

А3. Верны ли суждения о гражданских правах:

а) они могут быть названы исходными;
б) они обеспечивают право на духовное развитие личности?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А4. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?

1) с 12 лет
2) с 14 лет
3) с 16 лет
4) с 18 лет

А5. Армия, имеющая правильную и постоянную организацию

1) регулярная
2) ополчение
3) наемная
4) войска специального назначения

А6. К внутренним угрозам нашей стране относится

1) угроза ядерной войны
2) рост преступности
3) военные конфликты с соседними государствами
4) деятельность международных террористических организаций

А7. Верны ли суждения о свободе человека:

а) свобода человека ограничена правами других людей;
б) свобода человека состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому человеку?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А8. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации?

1) министр обороны
2) начальник Генштаба
3) Президент
4) Председатель Правительства

А9. Верны ли суждения о противозаконном поведении:

а) противозаконное поведение причиняет вред обществу;
б) противозаконное поведение направлено на создание новых законов?

1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А10. Кто представляет интересы государства в судебном процессе?

1) нотариус
2) частный детектив
3) адвокат
4) прокурор

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «участник преступления». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1) подстрекатель
2) исполнитель
3) свидетель
4) соучастник
5) организатор

В2. Что из перечисленного является примером внутренних угроз безопасности страны?

1) угроза ядерной войны
2) деятельность террористических организаций
3) вооруженные конфликты на Кавказе
4) нелегальное распространение оружия на территории страны
5) создание незаконных вооруженных формирований

В3. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) закон
2) преступление
3) кодекс
4) табу

А) собрание нескольких законов, объединенных в один закон
Б) система запретов на совершение определенных действий
В) общественно опасное деяние, запрещенное уголовным правом
Г) нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

В научной литературе и законодательстве почти всех стран термин «санкция» употребляется в самом широком смысле и в разных значениях.

Санкция — часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении правонарушителя. Санкция — государственная мера, применяемая к нарушителю установленных норм и правил, это формы и меры ответственности, предусмотренные в правовых нормах и носящие карательный характер. В связи с развитием законодательства и правовой теории в юридической литературе стали поднимать вопрос о санкциях-поощрениях, которые присутствуют практически во всех отраслях права. Таким образом, существует и другое значение термина «санкция» — поощрение. «Однако во всех значениях санкция рассматривается как нечто властное, исходящее от авторитета, стремление что-то вытеснить и запретить (несправедливое) и, напротив, что-то разрешить, поощрить».

Несмотря на то, что проблематике санкций в юридической литературе уделялось и уделяется значительное внимание, ее актуальность не исчерпала себя, а наоборот, приобретает все большую значимость. Нам хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты в исследовании понятия «санкция». Во-первых, необходимо разработать общее понятие «санкция», которое охватывало бы все разновидности санкций, существующие в действующем законодательстве; следует выявить общие и отличительные черты различных санкций. Разработка четкого понятия санкции имеет для юридической науки не только терминологическое, но и важное практическое значение, тем более что ни один нормативно-правовой акт не дает четкого определения понятия санкции. Во-вторых, необходимо уточнить видовые понятия санкций и отграничить их друг от друга. В-третьих, в рамках видовых понятий санкции требуется провести более детальную классификацию.

Санкция как структурный элемент правовой нормы

В теории государства и права норма права определяется «в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного (общего) правила поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности». Структурный анализ правовой нормы показывает, что в ней заключена модель ответственного поведения (поступка) субъекта, поскольку содержится указание не только на то, как нужно, можно или нельзя поступать в гипотетически определенной ситуации, но и на то, что последует (положительное или отрицательное) за этим для него.

Наиболее распространенным является трехчленное деление правовой нормы на диспозицию, гипотезу и санкцию. Некоторые ученые определяют в правовой норме два структурных элемента, а некоторые — четыре. На мой взгляд, проблема состоит в соотношении правовой нормы с нормативно-правовым актом и статьей закона. Правовые санкции не являются обязательным элементом всех нормативно-правовых актов, но в то же время защита (охрана) с помощью санкций обязательная для каждой нормы. Гипотеза — это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции. Диспозиция — структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты поведения. Если в определении гипотезы и диспозиции ученые практически единодушны, то на определении санкции такое «единодушие» заканчивается. Санкция — структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний. Юридическая санкция — часть нормы юридической ответственности, определяющая последствия правонарушения в виде наказания (кары) правонарушителя. Так же можно считать, что в правоохранительной норме санкция отражает меру юридической ответственности. Она указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. Можно исходить из разных мнений в определении данного понятия. Например, что в санкции закрепляется исключительно вид и мера юридической ответственности, другие считают, что не любое нарушение правовой нормы может влечь юридическую ответственность, как и не в любой санкции правовой нормы закреплена мера юридической ответственности. Не всякие неблагоприятные последствия, которые предусмотрены санкцией правовой нормы, выступают мерами юридической ответственности. На мой взгляд, меры защиты закрепляются не в санкции, а в диспозиции, а нарушение такой нормы охраняется санкцией другой нормы. Так же санкция — одно из юридических средств охраны права от нарушения. Ее социальная функция — прежде всего предупреждение правонарушений и воспитательное воздействие на членов общества. В санкциях могут фиксироваться различные формы воздействия на нарушителя диспозиции, которые не всегда являются мерами юридической ответственности. Санкция есть не что иное, как нормативное закрепление мер государственного принуждения, но опять не все меры государственного принуждения выступают мерами юридической ответственности. Одни и те же формы принуждения могут применяться как в качестве предупредительных мер, так и в качестве санкций. На мой взгляд, санкция не может обладать подобной «двойственной» природой. Не любое нарушение диспозиции правовой нормы выступает правонарушением, то есть виновным общественно опасным деянием, за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность. Меры юридической ответственности содержатся только в особой разновидности правовых норм — нормах юридической ответственности. Другие разновидности правовых норм могут закреплять меры защиты, и их нельзя относить к санкциям, предусматривающим меры юридической ответственности. Широко такие меры представлены в семейном праве, которое, как уже указывалось, лишено собственного института юридической ответственности. Санкция как структурный элемент правовой нормы неразрывно связана с диспозицией. Именно в своем единстве (гипотезы, диспозиции и санкции) правовая норма может (способна) выступать как властный регулятор общественных отношений. В юридической литературе представлена точка зрения о существовании правовых норм, лишенных санкции, возникшая в связи с существованием правовых норм, не являющихся правилами поведения. Итак, в санкции как структурном элементе правовой нормы могут закрепляться: во-первых, меры юридической ответственности, меры государственного принуждения; во-вторых, меры поощрения. Общими признаками для всех разновидностей санкций выступает их формальная определенность, авторитетный, властный характер, неразрывная связь с гипотезой и диспозицией правовой нормы. Государственное принуждение — это своеобразный общий «знаменатель», объединяющий две разновидности санкции. Поощрение, закрепленное в санкциях правовых норм, отражает государственное убеждение, а не принуждение, но и оно обеспечивается авторитетом государства и авторитетом права.

Санкции, определяющие меры юридической ответственности

Выполнение диспозиции большинства правовых норм обеспечивается санкциями, в которых закрепляются меры юридической ответственности. В них закрепляется наиболее суровый, наиболее жесткий вид государственного принуждения — юридическая ответственность. Санкция выступает нормативным закреплением мер юридической ответственности. Понятие санкции нетождественно понятию юридической ответственности и понятию мер государственного принуждения. Отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступают содержащиеся в них указания на неблагоприятный характер последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции и изменяют правовой статус правонарушителя. В них закреплено государственное осуждение и государственное принуждение правонарушителя. Санкция может быть мерой юридической ответственности, но не мерой государственного принуждения, так как государственное принуждение связано исключительно с властной деятельностью государственных органов, с чем можно не согласиться. В санкции фиксируются меры государственного принуждения, а государственные органы действуют исключительно в рамках предоставленных им правомочий, которые определяются и в санкции правовой нормы. Государственное принуждение не всегда связано исключительно с деятельностью компетентных органов, так как оно возможно в виде психологического воздействия (в виде угрозы). Главный смысл права заключается в урегулировании и разрешении конфликтов, предупреждении правонарушений. В санкциях, закрепляющих меры юридической ответственности, определены неблагоприятные последствия, изменяющие правовой статус правонарушителя, ведущие к появлению новых обязанностей, которых не существовало до нарушения диспозиции правовой нормы.

Санкции закрепляют не саму юридическую ответственность, а только ее меры. Закрепление юридической ответственности в целом происходит на уровне правовой нормы в единстве всех трех элементов (гипотезы, диспозиции и санкции). Определение мер юридической ответственности в санкции правовой нормы — это тот существенный признак, который отличает санкцию от иных мер государственного принуждения. Применение многих мер государственного принуждения не влечет последствий, которые можно охарактеризовать как юридическую ответственность. Например, в ст. 12 ГК РФ перечисляются возможные гражданско-правовые способы защиты, не все из них можно отнести к закрепляющим меры юридической ответственности. Признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, пресечение действий, нарушающих право, признание сделки недействительной, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и т.д. не выступают санкциями, закрепляющими юридическую ответственность. Аналогичные меры существуют и в других отраслях права. Другой отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступает наличие у них карательной функции. Основная цель и функция мер защиты — восстановление нарушенного права. Наличие карательной функции — это специфический признак, отличающий санкции, закрепляющие меры юридической ответственности, от мер защиты. С другой стороны, санкции, предусматривающие меры юридической ответственности, в зависимости от их функционального и целевого назначения, классифицируются на восстановительные или карательные. При этом, карательными и восстановительными являются не сами санкции, а функции, которые они выполняют. Если санкция закрепляет меру юридической ответственности, она выполняет как восстановительную, так и карательную функцию. Отсутствие у санкции карательной функции означает и невозможность сопоставить её с санкцией, закрепляющей меру юридической ответственности. Их, сопряжена с осуждением (порицанием) правонарушителя. Основанием реализации такой санкции выступает правонарушение (в единстве всех его признаков). Осуждение, порицание правонарушителя подчеркивает неразрывную связь таких санкций с особым порядком их реализации и с юридической ответственностью. Отличительной чертой санкций, предусматривающих юридическую ответственность, является определение в них вида и общих пределов наказания (взыскания, мер юридической ответственности), которые, в свою очередь, конкретизируются в акте применения права. В ст. 43 УК РФ указывается: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». Как следует из определения наказания, они фиксируются в УК РФ, а если быть точнее — в санкциях уголовно-правовых норм, которые применяются исключительно по приговору суда. Сам термин «мера» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, мера — это рамки осуществления, проявления чего-либо. Следовательно, в указанных санкциях определяются пределы реализации ответственности. Во-вторых, мера — это определенные мероприятия, совокупность самих действий, направленных на достижение определенных целей. «Итак, можно говорить о мере ответственности в смысле пределов ее возложения и о мере ответственности в смысле ее осуществления в совокупности реальных действий соответствующих субъектов». Следовательно, санкции фиксируют не только пределы возложения ответственности, но и пределы деятельности.

Санкции-поощрения

Термин «поощрение» также может употребляться в нескольких значениях. Во-первых, как поощрительная санкция, то есть структурный элемент правовой нормы, предусматривающий положительные последствия в случае выполнения диспозиции. «Поощрения и наказания, выступая полярными средствами на уровне санкций правовой нормы, влекут за собой различные юридические последствия: положительные и отрицательные соответственно». Во-вторых, как конкретная мера, применяемая к субъекту за соответствующие заслуги. А.В. Малько приводит следующие аргументы существования поощрительных санкций. Во-первых, этимологическое значение слова «санкция» подразумевает не только негативные, но и позитивные последствия. Во-вторых, позитивные санкции при- сущи всем социальным нормам. В-третьих, санкции поощрения признают не только в отечественной, но и в зарубежной науке. В-четвертых, структура юридических норм, содержащих санкции поощрения, внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих санкции наказания. В-пятых, определенным доказательством существования поощрительных санкций является то, что они во многих нормативно-правовых актах расположены рядом с мерами наказания. Об отнесении поощрений и наказаний к общей для них категории санкции свидетельствует наличие у них схожих признаков. Они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц; для них установлены определенные процедуры применения… они обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантируются законом; они выступают одновременно в качестве наиболее сильных обеспечивающих факторов других правовых средств; они связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи будут зависеть от того, что применяется — поощрение или наказание

. Казалось бы, самое «наказательное» из существующих отраслей права — уголовное — должно содержать только санкции наказания, но исследования ученых доказывают существование в уголовном праве поощрительных санкций. Особенность уголовного права состоит не в отсутствии поощрительных санкций, а в специфике их проявления. Так, в качестве санкций поощрения в науке уголовного права рассматривают освобождение от уголовной ответственности в случае совершения правомерных действий, направленных на примирение с потерпевшим, заглаживание причиненного вреда и т.п. Особенно широко представлены поощрительные санкции в трудовом праве, муниципальном праве, административном праве. Общее, на наш взгляд, состоит в следующем. Во-первых, они неразрывно связаны с правовой нормой, предусмотрены ею; во-вторых, обеспечиваются и защищаются государством; в-третьих, носят авторитетный, властный характер; в-четвертых, формально определены. Итак, санкция как элемент правовой нормы — это структурная часть правовой нормы, закрепляющая вид и меру государственно-правового воздействия в отношении субъекта, нарушившего или выполнившего диспозицию правовой нормы. Санкция-поощрение — это структурный элемент правовой нормы, закрепляющий вид и меру позитивной ответственности субъекта, применяемый в случае соблюдения (выполнения) правила поведения, закрепленного в диспозиции. Санкция-наказание (взыскание) — это структурный элемент правовой нормы, закрепляющий вид и меру негативного аспекта реализации ответственности субъекта, предусматривающий негативные последствия для правонарушителя в виде лишений материального, личного или организационного характера.

Меры защиты предполагает, во-первых, субъективных прав, меры процессуального пресечения, санитарно-медицинские меры.

Меры юридической ответственности связаны с правонарушением.

Кроме юридической ответственности, которая выступает важным видом государственного принуждения, существуют и иные меры государственного принуждения: меры предупреждения, меры пресечения, правовосстановительные меры.

Меры предупреждения подразделяются на меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений, к примеру, проверка документов, досмотр багажа, груза, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и др., и меры, обеспечивающие общественную безопасность при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (прекращение или ограничение доступа к объекту, подвергшемуся аварии и др.) такие меры носят превентивный, профилактический характер. Принуждение проявляется в том, что они осуществляются без согласия лиц, обязанных подчинится предписанным действиям, либо воздержаться от каких-либо действий и, кроме того, в том, что они ограничивают права людей, хотя и применяются государственными органами и должностными лицами, уполномоченными государством.

Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода. Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов. Меры пресечения преследуют единственную цель прекратить противоправные деяния и не допустить новых правонарушений. Они должны быть оперативными и осуществляются в интересах общества, государства или в интересах самого правонарушителя. К примеру, помещение пьяного правонарушителя в медицинский вытрезвителей, в психиатрическую больницу, применение огнестрельного оружия и др.

Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 У К РФ). Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст. 99 УК РФ).

Специфическая мера государственного принуждения — реквизиция — изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Правовосстановительные меры. Применяются за проступки, обладающие минимальной степенью общественной опасности или за деяния, незначительно отклоненные от нормального правопорядка, не приобретшее характер правонарушения. К примеру, восстановление на работе незаконно уволенного работника, взыскание ошибочно выплаченных работнику суммы денег и т.д.

Такое разграничение юридической ответственности и иных видов государственного принуждения важно, так как позволяет выбрать наиболее целесообразное и эффективное средство государственного регулирования для защиты интересов личности, государства, общества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: