Маяк это башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов

Обновлено: 28.03.2024

сооружение башенного типа, служащее ориентиром для опознавания берегов, определения места судна и предупреждения о навигационной опасности.

М. оборудуются светооптическими системами, а также другими техническими средствами сигнализации: акустическими воздушными (Наутофон, диафон, сирена и др.) или подводными (подводный колокол, Осциллятор); радиотехническими (см. Радиомаяк); радиоакустическими (приёмно-передающее устройство радиомаяка, синхронно работающее с наутофоном или осциллятором).

М. обычно устанавливаются на выступающих в море частях берега, при входе в порты, заливы или устья рек, иногда на скалах, рифах или отмелях. Для предупреждения о расположенных в море (в отдалении от берега) опасностях или в качестве приёмных при подходе к портам используются плавучие М., представляющие собой суда специальной конструкции, устанавливаемые на якорях и несущие на себе маячное оборудование. Для уверенного опознавания каждому М. присваиваются световые, акустические и радиосигналы определённого характера.

Основные характеристики М.: отличительная архитектура башни, сектор освещения, высота огня над уровнем моря, цвет огня и его характер (непрерывный ровный свет, одинарные проблески или группы проблесков через равные промежутки времени, затмевающийся свет, постоянный огонь, усиливающийся через равные промежутки времени и др.). Характеристики радиомаяков — рабочая частота, расписание их работы и кодовый сигнал. Акустические сигналы также характеризуются расписанием (обычно работают только при плохой видимости) и кодом.

Дальность действия М. (км): светящих 20—50, радиомаяков 30—500 и более, с воздушными акустическими сигналами от 5 до 15, гидроакустическими до 25.

Использование М. началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания. Вначале это были костры, разжигаемые на высоких точках берега, а затем искусственные сооружения. Одно из «семи чудес» древнего мира — Александрийский, или Фаросский, светящий М. высотой 143 м, сооруженный из белого мрамора в 283 до н. э., просуществовал около 1500 лет. В России первые светящие М. были построены в 1702 в устье реки Дон и в 1704 на Петропавловской крепости в Петербурге.

Светооптическая система М. состоит из источников света, оптического аппарата и фонарного сооружения, предохраняющего оптического устройства от атмосферных воздействий. Источниками света служат электрические лампы накаливания, газосветные трубки, импульсные лампы; используются также ацетиленовые (реже керосино-калильные) лампы.

Оптический аппарат включает систему отражательных или преломляющих линз, концентрирующую излучаемый источником света поток в пучок с небольшим углом рассеяния.

Данные о М. приводятся в так называемых описательных книгах, Лоциях и на морских навигационных картах.

посёлок городского типа в Донецкой области УССР, в 2 км от железнодорожной станции Ливенка (на линии Макеевка — Иловайское). Молочно-овощеводческий совхоз.

круглосуточная информационно-музыкальная радиопрограмма в СССР; 2-я программа Всесоюзного радио (См. Всесоюзное радио). Впервые её позывные (музыкальная фраза из песни В. П. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера») прозвучали в эфире 1 августа 1964. Расписание «М.» позволяет информировать слушателей с максимальной оперативностью. Через каждые 30 мин передаются 5-минутные информационные выпуски. Кроме того, с 06.00 до 08.30 по московскому времени (кроме отрезка 07.05—07.30), как правило, каждые 10—12 мин в эфир идут дополнительные 2-минутные выпуски новостей. «М.» информирует о событиях общественно-политической, экономической и культурной жизни страны и за рубежом, ежедневно знакомит с основными материалами газет «Правда», «Известия», «Советская Россия», передаёт заметки о спорте, сведения о погоде, а также ведёт прямые трансляции и репортажи с места события. Музыкальная часть «М.» в отрезках времени между информационными выпусками содержит сборные и тематические концертные программы, репортажи из концертных и театральных залов. Волновое расписание предусматривает устойчивый приём передач «М.» для разных районов страны.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов.

2. Символ, эмблема надежды (книж., ритор.). Спасительный маяк.

Словарь топонимов Новосокольнического района Псковской области

Частые названия урочищ – высших точек холмов в наших краях. Иногда причиной названия служило то, что там устанавливали геодезический сигнал (Маяк у дд. Сешково Окнийской; Золотково, Олохово Первомайской волостей).

Словарь Военных Терминов

стационарное или плавучее сооружение с известными координатами места установки, оборудованное светооптической системой п предназначенное для определения местоположения корабля н обеспечения безопасности плавания. М. также оснащаются радиотехническими, акустическими н гидроакустическими установками. М. — важная часть навигационного оборудования морского (океанского) ТВД. Кроме общих имеются М. только для кораблей ВМФ (в закрытых районах) ; гидроакустические маяки-ответчики, устанавливаемые на период боевых действий. М. для ориентирования ЛА называется аэромаяком.

Архитектурный словарь

1. Башнеобразное сооружение для ориентировки судов.

2. Светлый кирпичик (прямоугольный либо с ласточкиными хвостами на широких сторонах) из гипса, алебастра, цемента либо стеклянная пластинка, закрепленные строительным раствором на поверхности кладки, пересекая трещину, - для контроля за динамикой разрушающих усилий.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Военно-морской Словарь

средство навигационного оборудования морей, служащее для определения местоположения судна, ориентирования и т. д. Для исключения ошибки каждый маяк имеет характерный вид, окраску, индивидуальный световой сигнал. Кроме маячных огней, маяк оборудуют средствами подачи звуковых сигналов (во время тумана), радиотехническими и гидроакустическими устройствами. Сооружают маяки на берегу или мелководье, иногда устанавливают плавучие. Данные о маяках приводятся в сборниках «Огни и знаки», лоциях и на морских картах. Маяк для обеспечения ориентирования летательных аппаратов называется аэромаяком.

Тюркизмы в русском языке

м башня с сильным источником света для указания пути проходящим судам || устар. условный знак, сигнал. Рос. Целлариус, 1771, 298 маяк, маячу, Нордетет, 1780 маячить; Даль, 2, 310, 311 (на сл. маячить) маяк всякий знак, признак и примета. шест, веха, жердь. ср. Радлов ма]ак (казан, из рус.) маяк, веха (4, 2012). "ср. туркм. майак, тат.-башк. маяк. По мнению одного весьма авторитетного тюрколога, маяк - параллельная форма к туркм. байдак и тюрк. байрак знамя, штандарт. В Поволжье и на Урале маяком называют межевой знак, поставленный на возвышенных местах" (Дмитриев, 1958, 42).

Энциклопедический словарь

сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон и др.), радиотехническими устройствами (см. Радиомаяк, Радиолокационный маяк).

Словарь Ожегова

МАЯК, а, м. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, на острове, в устье реки. Береговой м. Плавучий м. (на якорях).

| уменьш. маячок, чка, м. Проблесковый м. (мигающий световой фонарь на специальных автомашинах).

| прил. маячный, ая, ое. М. смотритель. М. огонь.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. :
      1. Высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов.
      2. Деревянный столб с фонарем, указывающий переход фарватера от одного берега реки к другому; перевальный знак, веха.
      3. Светосигнальное устройство, указывающее летчику местоположение аэродрома.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      или " С.-Петербургский комитет для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития " . Устав его утвержден в 1903 г., но деятельность его открылась еще в 1900 г. при усердном участии члена американского "Христианского Общества молодых людей", Джемса Стокса, пожертвовавшего для этой цели 50000 руб. и поручившего ближайшее исполнение его плана в Петербурге Франклину Гэлорду. Председателем комитета состоит Н. С. Таганцев. Цель учреждения — давать молодым людям полезные знания, доставлять им добрых друзей и создавать для них приятную обстановку, охранять их от влияния городских соблазнов. Так как комитет находится в сношениях с такими же заграничными учреждениями, то его члены могут получать рекомендации к любому из этих обществ в Европе, Америке и Азии. Комитет состоит из членов почетных, действительных и сотрудников. Управление делами сосредоточивается в совете "Маяка". Посетителями могут быть молодые люди мужского пола не моложе 17 лет, изъявившие желание пользоваться устраиваемыми комитетом развлечениями, научными и другими пособиями, лекциями и беседами. При "Маяке" состоят комиссии религиозно-нравственных чтений, библиотечная, литературно-научных собраний, музыкального образования, устройства экскурсий, велосипедистов и финансовая. Вечерние научные курсы по языкам, бухгалтерии и коммерческой арифметике. На вечерних же курсах давались уроки музыки и пения, каллиграфии, гимнастики. По отчету за 1903 — 1904 г. академический год посетителей "Маяка" было 1050; всех литературно-научных собраний было 155. Врачебная помощь членам давалась бесплатно. Итог всех поступлений — 19371, расход — 19695 р.

      — высокое, в виде башни, строение, стоящее на морском берегу, на пути следования судов — для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на искусственных возвышениях дна; они служат главным образом для того, чтобы дать возможность судну, приближающемуся к берегу, ориентироваться относительно своего положения и проверить правильность своего курса. Предостерегательные М. указывают опасные места фарватера. Портовые М. помещаются при входе в порт, на головах портовых молов. Знаменитейший из всех М. древности был М. александрийский, на острове Фаросе, вследствие чего название острова сделалось нарицательным именем для М. вообще. Александрийский фарос причислялся к так наз. семи чудесам света. Вышина его была 170 м. Он был построен Состратом ок. 283 г. по Р. Х., существовал еще в 1317 г. Не меньшей известностью пользовался в древности маяк Родосский (Родосский колосс). К известнейшим маякам позднейшего времени принадлежит построенный в 1584-1610 г. кордуанский маяк. М. вангерокский и скагенский, на северной оконечности Ютландии, существуют более 300 лет. По трудностям, представившимся при его постройке, замечателен М. эдистонский (I, фиг. 1), и М. на скале Инч-кап, или Бель-рок (см.). Из современных самым старинным считается М. Коруния, построенный императором Траяном, возобновленный в 1634 г. и недавно снабженный проблесковым освещением. К наиболее смелым новейшим сооружениям принадлежит построенный несколько лет тому назад ротерзандский М. в устье р. Везер. Днем М. легко распознаются по внешнему очертанию их и окраске, а также по характеру окружающей местности. Для возможности же различения М. и в темное время и для предотвращения весьма опасных ошибок в этом отношении, необходимо каждому из них присвоить характерное освещение. Введенные для этой цели цветные стекла фонарей не всегда могут быть применяемы, так как на больших расстояниях цвет огня теряется. Поэтому различие маячных огней достигается переменами света. Для этого установлено следующее подразделение.

      1. Эдистонский маяк. 2. Свинемюнденский маяк. 3. Переменный огонь. 4. Постоянный огонь. 5. Катодиоптрический аппарат.

      1. Общий тип круглой маячной башни. 2. Маяк Верхне-Дагерортский на острове Даго. 3. Толбухин маяк, у входа на Б. Кронштадтский рейд. 4. Маяк Магнусхольм в устье реки Западная Двина. 5. Маяк Мессарагоцем в Рижском заливе. 6. Маяк Руно на острове того же имени.

      При Толбухином М. (II, ф. 3) помещение для смотрителя и маячной прислуги устроено в связи с маячной башней. На фиг. 4 представлен тип чугунной башни. В связи с башней находится чугунная же, внутри обшитая деревом, пристройка, для помещения двух человек маячных служителей. Такого рода башни ставятся на концах дамб или в воротах гаваней. На фиг. 5 и 6 представлены два типа железных башен. В первой из них центральная труба из котельного железа содержит винтовую лестницу. Она поддерживается 8 наружными контрфорсами из таврового железа и несколькими рядами горизонтальных связей из такого же железа. Во втором типе центральная труба из котельного железа, содержащая спиральную лестницу, поддерживается четырьмя железными подпорами, представляющими тонкие трубы, также из котельного железа. Они соединены между собой и с центральным цилиндром несколькими рядами горизонтальных связей. Иногда применяются также деревянные маячные башни, главным образом при неимении средств для постройки каменных и преимущественно на внутренних водных путях (М. Ладожского озера). Описания русских М., по отдельным морям, издаются главным гидрографическим управлением морского министерства. В этих описаниях помещаются: географическое положение каждого М., число, вид и цвет огней, промежуток между проблесками, освещаемое пространство, горизонт огня, цвет М., высота огня и пр. сведения, характеризующие М.

      Ср. профессор А. Г. Нюберг, "Курс портовых сооружений" (СПб., 1896); контр-адм. Баженов, "Маяки, их осветительные аппараты и звуковые приборы" (СПб., 1884).

      МАЯК
      сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью, чтобы предупредить моряков об опасностях и помочь им в определении безопасного курса судна. Очень важна идентификация каждого маяка, в том числе координаты его местоположения. Маяки опознаются по характерному очертанию башни (днем) и по отличительным изменениям яркости света, его цвету, характеру световых импульсов маячных огней и т.д. (ночью). Благодаря разработке в первой половине 20 в. дополнительных навигационных средств безопасности маяки теперь часто оснащают другим важным сигнальным оборудованием. К нему относятся звуковая сигнализация, включаемая в условиях плохой видимости, и радиомаяки. Последние, обладающие большим радиусом действия (300 км и более), часто работают по установленному графику в ясную погоду, а также дополнительно включаются во время тумана, задымления или снегопада. Маяки оборудуют также радиолокационными станциями для помощи в навигации близ места их расположения или радионавигационными системами дальнего действия (типа "Лоран") с целью проводки судов в открытом море. Система "Лоран" имеет радиус действия 2100 км. По характеру выполняемых функций с маяками тесно связаны разнообразные плавучие вспомогательные навигационные средства, которые стали важным элементом безопасности судов и управления их движением. Хотя термин "маяк" обычно связывается с управлением движением судов, эти сооружения часто используются также для управления воздушным движением, особенно когда применяются радиотехнические средства. Сооружения, расположенные главным образом вдали от водных пространств и вдоль установленных воздушных трасс для указания пути самолетам, часто называют авиационными маяками ввиду большого сходства с их более ранней разновидностью. Наиболее известный из маяков древности - Александрийский, или Фаросский - был построен в 283-247 до н.э. на острове Фарос вблизи египетского города Александрия. Маяки условно делятся на крупные и малые, а те, в свою очередь, на расположенные на берегу или в море. Крупные маяки представляют собой высокие башни, они создают свет большой мощности и часто имеют дополнительные средства оповещения, например радиомаяки и звуковые устройства. На крупных береговых маяках обычно постоянно присутствует обслуживающий персонал. Малые маяки играют второстепенную роль, чаще всего работают в автоматическом режиме без постоянного присутствия персонала и располагаются вдоль внутренних или других близлежащих водных путей в судоходных водах либо на побережье между крупными маяками. Важные средства оповещения о навигационной опасности должны сооружаться вблизи опасного места или прямо над ним. В подобных случаях стационарное сооружение башенного типа может быть непрактичным, поэтому используются плавучие буи или бакены при малых размерах опасного места либо плавучие маяки на якорях с сигнальными огнями при больших размерах опасного места. На крупных плавучих маяках обычно постоянно присутствует экипаж; они требуют больших затрат на постройку и эксплуатацию, однако их можно снабдить теми же мощными сигнальными средствами, что и большие наземные маяки, и поэтому их установка в особо ответственных местах с интенсивным судоходством оправдана. Там, где это позволяют условия, вместо плавучих маяков оборудуются стационарные, закрепленные на морском дне. При проектировании и постройке подводных опор следует учитывать воздействие приливов и отливов, подводных течений, морских солей, льда и возможную эрозию дна. Поскольку сооружения, возведенные в море, подвергаются большему воздействию природных сил, чем где-либо еще, проектированию и строительству таких сооружений должно уделяться особое внимание. Общая проблема для всех сооружений, возведенных в открытом море, - коррозия металлов. Эта проблема усугубляется в условиях тропического климата. Материалами башен маяков могут служить камень, бетон, кирпич, чугун, качественная сталь, древесина и даже обычная сталь, когда коррозия не слишком велика, как на пресноводных озерах. Кирпичная кладка и гранит в качестве строительных материалов для сооружения важных маяков предпочтительны. Для изготовления световой камеры и арматуры широко применялась бронза, стойкая по отношению к коррозии. Однако сегодня вместо бронзы используется алюминий. На легких подводных грунтах для сооружения фундамента маяка используется конструкция кессонного типа, погружаемая в грунт и заполняемая бетоном. Песчаные отмели - самые трудные места для строительства маяков, и история дает немало примеров сооружения фундаментов в таких местах - порой удачных, но часто катастрофических. В качестве источника светового сигнала на маяках обычно используются прожекторы с лампами накаливания большой мощности. Разнообразие режимов работы, точная фокусировка светового пучка в оптических системах, чистота, безопасность, широкий набор точно определяемых характеристик, высокая и легко изменяемая концентрация световой мощности - главные факторы, обеспечившие успех ламп накаливания. На малых маяках местного значения широко применяются низковольтные лампы накаливания, питаемые током от переносных аккумуляторных батарей. Вероятно, важнейшим усовершенствованием оптического оборудования маяков стало применение линзы Френеля около 1820. Такие линзы, изготовленные из шлифованного и полированного стекла, быстро вошли в общее употребление, а при их повороте и комбинировании с цветными светофильтрами оказалось возможным получать большое разнообразие световых вспышек высокой мощности. Многообразие мощностных и световых характеристик еще более увеличилось с разработкой электрических ламп накаливания. В большинстве стран маяками и их навигационными средствами занимаются специально организованные службы. Эти службы имеют специальные суда для строительства, ремонта и эксплуатации маяков, а также установки и обслуживания бакенов и буев. В последнее время уменьшается количество крупных световых станций и плавучих маяков, и увеличивается число радиомаяков и дальнодействующих систем, а также бакенов и буев. Эти изменения вызваны не только необходимостью использования более мощных и современных радиотехнических сигнальных средств, но и более дешевой стоимостью эксплуатации. В случае светящих бакенов очень важна возможность точного указания места опасности. Чтобы маяки и другие сигнальные средства использовались в морской навигации с наибольшей эффективностью, моряки должны иметь всю необходимую информацию о них. Поэтому страны, осуществляющие морские перевозки, периодически публикуют перечни своих морских сигнальных средств, где указываются точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики действующих в данное время маяков и других сигнальных средств. Например, светящие средства характеризуются цветом и частотой световых вспышек, чтобы избежать ошибок при опознавании. Разные стороны отмелей обозначаются навигационными знаками разного цвета, указывающими безопасный курс судна. Звуковые сигналы, подаваемые в условиях плохой видимости, различаются длительностью гудков и порядком их следования, а сигналы радиомаяков - комбинациями "точек" и "тире", передаваемых на частоте, закрепленной за данным маяком. Для моряков также важно знать высоту светящего средства над уровнем моря и дальность его видимости, в связи с чем необходима информация о яркости и силе света источника. Радиомаяк излучает сигналы, пользуясь которыми штурман может определить положение своего судна. Радиолокационный маяк представляет собой приемо-передающую навигационную радиостанцию, которая позволяет определить, кроме своего местоположения, направление на маяк и расстояние до него. Некоторые маяки осуществляют синхронизированную раздельную передачу звукового сигнала и радиосигнала. Измеряя временную задержку между моментами приема этих сигналов, переданных одновременно, штурман может преобразовать ее в расстояние с учетом того, что задержка в 3 с приблизительно соответствует дальности в 1 км - такое расстояние проходит звуковой сигнал за 3 с при обычных погодных условиях. См. также НАВИГАЦИЯ.

      ВНЕБЕРЕГОВОЙ МАЯК Береговой охраны США в заливе Баззардс (шт. Массачусетс) - тип маяка, устанавливаемого теперь в местах, которые прежде считались слишком глубокими для возведения обычных подводных опор. Станция закреплена на скальном основании и обслуживается суточной сменой из пяти человек. Мелкие грузы доставляются вертолетами, для которых предусмотрена посадочная площадка. Крупные грузы, например топливо, перевозятся судами Береговой охраны США. Жилые и рабочие помещения находятся на высоте 20 м (примерно семиэтажного дома) над уровнем моря. Главный светильник создает луч мощностью 10 млн. кд. Высота конструкции от уровня моря до предупредительного авиационного огня на вершине антенны радиомаяка 52 м.


      ВНЕБЕРЕГОВОЙ МАЯК Береговой охраны США в заливе Баззардс (шт. Массачусетс) - тип маяка, устанавливаемого теперь в местах, которые прежде считались слишком глубокими для возведения обычных подводных опор. Станция закреплена на скальном основании и обслуживается суточной сменой из пяти человек. Мелкие грузы доставляются вертолетами, для которых предусмотрена посадочная площадка. Крупные грузы, например топливо, перевозятся судами Береговой охраны США. Жилые и рабочие помещения находятся на высоте 20 м (примерно семиэтажного дома) над уровнем моря. Главный светильник создает луч мощностью 10 млн. кд. Высота конструкции от уровня моря до предупредительного авиационного огня на вершине антенны радиомаяка 52 м.

      СТАРИННЫЙ МАЯК Фаро в Марселе.


      СТАРИННЫЙ МАЯК Фаро в Марселе.

      МАЯК на мысе Фанад (Ирландия).


      МАЯК на мысе Фанад (Ирландия).

      Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

      Полезное

      Смотреть что такое "МАЯК" в других словарях:

      Маяк — Маяк, Великобритания. МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      МАЯК — (Light house) 1. Искусственное сооружение, служащее для определения места судна при плавании в виду берегов и для лучшего опознания берега с целью избежания опасностей. Обыкновенно маяк представляет собой башню, на которой ночью обязательно… … Морской словарь

      Маяк — (Кирилловка,Украина) Категория отеля: Адрес: Улица Калинина 150, Кирилловка, 72563, Украина … Каталог отелей

      Маяк — (Челябинск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Дарвина 2А, Челябинск, Росс … Каталог отелей

      МАЯК — МАЯК, башнеобразное строение с высоко расположенной световой камерой, находящееся на берегу моря для того, чтобы судна не сбились с курса ночью. Маяки строят на суше и в море, иногда вблизи порта или гавани, а иногда в знак того, что в том или… … Научно-технический энциклопедический словарь

      Маяк — Приспособление для наблюдения за развитием трещин: гипсовая или алебастровая плитка, прикрепляемая к обоим краям трещины на стене; две стеклянные или плексигласовые пластинки, имеющие риски для измерения величины раскрытия трещины и др. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      маяк — передовик, путеводная звезда, стахановец, маячок, флагман, ударник, правофланговый, башня Словарь русских синонимов. маяк 1. путеводная звезда 2. см. передовик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М … Словарь синонимов

      МАЯК — МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов, радиосигналов (радиомаяк) … Современная энциклопедия

      МАЯК — сооружение башенного типа, устанавливаемое на выступающих в море частях берега, в устьях рек, на скалах, отмелях; служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется светооптической системой, а также др. средствами сигнализации (сирена, диафон … Большой Энциклопедический словарь

      МАЯК — МАЯК, маяка, муж. 1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов. 2. Символ, эмблема надежды (книжн., ритор.). Спасительный маяк. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

      МАЯК — МАЯК, см. маячить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля


      МАЯ́К, -а́, м. Высокое сооружение башенного типа с сигнальными огнями, а также с другими средствами сигнализации (звуковой, радиотехнической, радиоакустической, воздушной или подводной), служащее навигационным ориентиром для судов. Тринадцатого сентября увидели огонь маяка. Маяк то вспыхивал, то погасал. Соколов-Микитов, К Земле Северной. || перен.; чего или какой. То, что является символом, знаком чего-л. [Москва] привлекает к себе теперь внимание народов мира. Над башнями ее Кремля маяками свободы светятся рубиновые звезды. Телешов, Записки писателя. Для всех этот дом был маяком мысли, культуры, знания. Никулин, У Горького.

      Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

      • Мая́к — средство навигационного оборудования побережья крупных водоёмов в виде капитального сооружения, нередко башенного типа, предназначенное для сопоставления наблюдаемой судоводителем картины с определённым местом на географической карте, имеющим точно установленные координаты. Это способствует установлению места судна на водной поверхности.

      В качестве постоянных или временных береговых маяков применяются бакены и навигационные знаки со световой или звуковой сигнализацией.

      МАЯ'К, а́, м. 1. Башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов. 2. Символ, эмблема надежды (книжн. ритор.). Спасительный м.

      Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

      мая́к

      1. морск. сооружение башенного типа с сигнальными огнями или с другими средствами сигнализации, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье, служащее ориентиром для судов ◆ В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землёю и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днём и ночью, точно бешеный бык. А. И. Куприн, «Гранатовый браслет», 1911 г. ◆ С наступлением ночи слева от нас, на вышке мыса, приветливо замигал одинокий маяк. А. С. Новиков-Прибой, «Цусима», 1932–1935 гг. г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мигал рубиновым глазом маяк в конце мола, и часто заходили, медленно вдвигались и застывали в порту красивые, освещённые, белые пароходы. Юрий Казаков, «Проклятый север», 1964 г. (цитата из НКРЯ)

      2. спец. устройство, оборудованное звуковой, световой или радиотехнической сигнализацией для навигационного ориентирования судов, самолётов и т. п., для предупреждения кого-либо, чего-либо об опасности, для определения местонахождения кого-либо, чего-либо и т. п.

      3. перен. высок. то, что является символом, знаком чего-либо, важным ориентиром для кого-либо ◆ Как жаль, что они́ не чу́вствуют вы́год кни́ги: э́то ве́рный друг, э́то мая́к в сомне́нии, э́то я́корь в бу́ре страсте́й! А. А. Бестужев-Марлинский, «Следствие вечера на кавказских водах», 1830 г. (цитата из НКРЯ)

      4. строит. изделие (обычно металлическое), которое крепят на стену, пол или потолок для последующего их выравнивания

      5. устар. военн. на сторожевых постах : шест, обвитый соломой, который зажигается, как сигнал к тревоге, в случае внезапного нападения неприятеля ◆ Маяк легко и быстро загорался. Заметив это зловещий сигнал, дежурившие при других маяках зажигали свои. Евгений Альбовский, «Харьковские казаки», вторая половина XVII ст. (по архивным источникам), 1915 г. ◆ Вторую вышку строили капитально, долго, но с расчётом на несколлько лет. Её поставили на горе. Высотой в шесть саженей (12 метров), с «маяком» наверху. Маяк должен был быть всегда заполнен свежими сосновыми ветками, сеном или соломой, чтобы дымил смоляным чёрным столбом, видным на несколько вёрст. С. М. Куделко, О. С. Фалько, «Повести о героях края Слобожанского казаке Харько и кошевом атамане Иване Сирко», 2011 г.

      6. устар. всякий знак, примета, специально устроенные на местности

      7. устар. крупное старое дерево среди молодого леса

      9. перен. военн. место сбора ◆ После истории с Косульниковым мы вынуждены были отказаться от гостеприимства Жигадло, а вместо его хутора в тридцати километрах от Ровно был организован новый, ещё более удобный «маяк». Д. Н. Медведев, «Сильные духом», (Это было под Ровно), 1948 г. (цитата из НКРЯ)

      10. устар. рыбол. деревянный обрубок, плавающий на веревке; поплавок

      Фразеологизмы и устойчивые сочетания

      1. река в России ◆ Маяк — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.





      Маяк — средство навигационного оборудования побережья крупных водоёмов в виде капитального сооружения, нередко башенного типа, предназначенное для сопоставления наблюдаемой судоводителем картины с определённым местом на географической карте, имеющим точно установленные координаты. В конечном счёте, это способствует установлению места судна на водной поверхности.

      В качестве временных, простых береговых сооружений применяются бакены и вехи.

      Основное требование, предъявляемое к маякам, это возможность их обнаружения и безошибочной идентификации в любую погоду и в любое время суток с использованием как средств визуального наблюдения, так и средств радиолокации и обнаружения по звуку.

      Содержание

      Классификация

      По месту установки маяки разделяются на:

      • Береговые — маяки, устанавливаемые на берегу либо в непосредственной близости от него, например, на прибрежных островах.
      • Морские или плавучие — маяки, устанавливаемые на кораблях, используются вдали от береговой линии и при входах в порт в качестве лоцманской станции.

      По выполняемой функции береговые маяки различаются на:

      • Опознавательные (одиночные), служащие для обозначения определённой точки на земной или водной поверхности, которые, в частности, служат знаками при входе в порт или в том месте, где суда меняют курс, а также для обозначения опасных участков.
      • Створные (работающие обязательно в паре) — служат для обозначения определённой линии на карте и используются для указания места изменения курса судна, например для входа в гавань или порт.

      В этом случае используются два маяка разной высоты. Дальний маяк всегда выше ближнего — таким образом, если судно на правильном курсе, то с него можно наблюдать одновременно оба маяка, находящихся на линии курса, визуально один над другим. Благодаря разнице высот створных знаков можно точно определить, в какую сторону производить корректировку курса. Такая система обозначения была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «ведущих огней» (англ. Leading Lights ). Она применяется не только в морской, но и в речной навигации. Створными огнями оборудован путь на Эльбе от Гамбурга до устья реки.

      Несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остаётся важнейшим средством ориентации на море, и потому маячным сооружениям придают характерную форму и окраску, визуально выделяющую их на фоне окружающей обстановки.

      Для обеспечения своей оптической заметности в неблагоприятных условиях наблюдения маяки оснащаются сильным источником света и, как правило, снабжаются оптическими устройствами, служащими для концентрации света в заданных направлениях и увеличения силы света используемого источника излучения. Чрезвычайно часто используется модуляция по заданному временному закону силы света с тем, чтобы отличить световые сигналы маяка от света постоянных источников (как береговых, так и ходовых огней судов) и отличить от сигналов других маяков.


      Типичный береговой маяк Бюссе.

      Береговой маяк на острове. Kjeungskjær, Норвегия.


      Плавучий маяк «Noord Hinder».



      Створные маяки. Nantucket, Massachusetts.


      Навигационные свойства маяков

      Для упрощения прохождения судами опасных мест и мелей башня маяка может иметь характерную цветную окраску из нескольких полос, так называемая «дневная метка» (англ. day mark ), в ночное время применяются секторные огни (англ. sector lights ), устроенные таким образом, что позволяют определить, с какой стороны судно подходит к маяку.

      Цвета секторных огней:

        — обозначает безопасный для прохода сектор. — обозначает левую (англ.port ) от безопасного сектора область для приближающихся судов. — обозначает правую (англ.starboard ) от безопасного сектора область для приближающихся судов.

      Принцип работы маячного излучателя




      Маячный излучатель представляет собой не что иное, как прожектор, сила света которого пропорциональна площади собирающего свет элемента (зеркала или линзы), а телесный угол, в котором распространяется свет, обратно пропорционален этой площади. Так достигается увеличение силы света в заданном направлении, то есть его концентрация.

      Поскольку изготовление цельного оптического элемента больших размеров связано с увеличением его веса, его собирают из отдельных элементов. При этом оказалось, что технологически более выгодным стало эти элементы делать не отражающими, а работающими на просвет, т. е использовать для концентрации света составную линзу, предложенную Френелем. Для простейшей модуляции силы света оказалось целесообразным использовать сборку линз, вращающихся вокруг излучающего во всех направлениях источника и постоянного по интенсивности света.

      В очень старых маяках источником света были керосиновые лампы, вращение линз осуществлялось часовым механизмом с пружиной или грузом, приводимым в рабочее состояние мускульной силой смотрителя маяка. Тяжёлая сборка линз для уменьшения трения делалась плавающей на поверхности ртути. В современных маяках с вращающимися зеркалами часовой механизм приводится в движение электродвигателями, а для уменьшения трения используются подшипники различных видов.

      Источниками энергии в современных маяках служат электроэнергия, подводимая от электростанций на берегу, солнечная батарея или дизель-генераторы. В морских маяках могут применяться радиоизотопные термоэлектрические генераторы. Например, такой генератор был смонтирован на Ирбенском морском маяке, расположенном в районе банки Михайловская в Ирбенском проливе Балтийского моря (в настоящее время Ирбенский маяк работает от солнечной энергии и имеет резервный дизель-генератор) [1] .

      В современных автоматизированных маяках система вращающихся линз заменена источником импульсного света, который совместно с оптической системой даёт направленный пучок света, причём сила излучения такого маяка может изменяться по определённому закону, свойственному только этому маяку.

      Применение источника, сила света которого меняется по определённому закону, позволяет создать для каждого маяка определённую световую схему, позволяющую наблюдателю идентифицировать маяк. К примеру, маяк в Схевенингене даёт вспышки с интервалами 2,5 и 7,5 секунд. В дневное время дополнительным средством опознавания маяка является окраска и форма башни.

      Более того, применение импульсного источника света позволяет обеспечить отличающиеся как по цвету, так и по направлению сигналы для разных секторов обзора со стороны маяка

      Маяк может также подавать судам звуковые сигналы и (или) передавать радиосигнал, чтобы выполнять свою функцию и в условиях недостаточной видимости (вре́менной, как во время тумана, или постоянной — например, вызванной условиями рельефа местности). Требование туманной сигнализации является необходимым условием эксплуатации маяка. Для этих же целей применяется и установка отражателей радиолокационных сигналов (в виде уголковых отражателей), позволяющих для различных секторов сформировать характерные для них радарные метки.

      Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

      История развития маяков



      Маяки строились с древнейших времён. Самым известным маяком в истории является одно из чудес света — Александрийский маяк, построенный в III веке до н. э. Греки и финикийцы огнями костров размечали опасные проходы.

      По мере усложнения конструкции маяков в качестве источника света использовался каменный уголь, рапсовое масло, керосин. Важным этапом развития оптического оснащения маяков стало изобретение в 1820 году линз Френеля [2] , позволивших значительно увеличить силу света маяка в определённых направлениях. Совершенствовалась и несущая конструкция, появилось несколько типов маяков. Первый речной плавучий маяк появился в 1729 году в устье Темзы, а первый морской плавучий маяк [2] — спустя 60 лет в Северном море.

      Самым первым маяком на территории России принято считать маяк Дагерортский (Кыпу), построенный в 1531 году [1] . Интенсивность строительства маяков в России связана с развитием флота при Петре I. 8 июля 1807 года по указу Александра I все маяки России были переведены из частного владения в подчинение морского ведомства [3] . Делалось это для обеспечения надлежащего надзора за состоянием маяков и, следовательно, безопасности мореплавания. С 1997 года 8 июня стало профессиональным праздником маячников России.

      В Северной Америке первый деревянный маяк близ Бостона был построен в 1716 году. Вообще же строительство маяков шло очень медленно, во всём мире к началу XIX века их было не более ста [1] .

      Существенный вклад в совершенствование конструкции маяков был сделан в начале XX века шведским учёным Густавом Даленом, изобретателем солнечного клапана, который позволил автоматизировать работу маяков, включая маяк ночью и выключая при солнечной погоде. Дален получил за это изобретение одну из первых Нобелевских премий по физике.

      В настоящее время необходимость в смотрителях маяков практически отпала, их задачи теперь сводятся только к экстренному ремонту маяков. Наиболее важные маяки полностью автоматизированы.

      Усовершенствования в навигации, применение системы GPS привели к сокращению маяков, требующих постоянного присутствия обслуживающего персонала. Последний такой маяк был демонтирован в 1990-е годы.

      Сигналы маяков

      Сигналы, даваемые современными маяками могут быть:

      • оптическими — маячные огни (лампы накаливания, светодиоды); огонь маяков бывает постоянным, проблесковым, группопроблесковым, постоянным с проблесками, постоянным с группой проблесков.
      • акустическими воздушными— наутофон, диафон, сирена.
      • акустическими подводными — подводный колокол, осциллятор.
      • активными радиосигналами, что превращает маяк в радиомаяк.
      • Отражёнными радиосигналами

      Интересные факты

      • Самым известным происшествием, связанным с маяками, было таинственное исчезновение одновременно трёх смотрителей маяка на Островах Фланнана в декабре 1900 года.
      • Во Франции береговая линия не обозначалась огнями вплоть до XVII века, делалось это для предотвращения нападения пиратов[4] .
      • Одна из немногих, действующая до сих пор, церковь-маяк — Вознесенская церковь, сооружена в 1862 году на Секирной горе Большого Соловецкого острова (см. Соловецкие острова) [5] . с 1886 по 1902 год использовалась как маяк [6] .
      • Самый западный маяк России, построенный в 1813—1816, находится в городе Балтийске[3] . Он указывает путь кораблям, следующим в порты Балтийска, Светлого и Калининграда.
      • Маяк Вестерлихтторен (Westerlichttoren) был изображён на нидерландской банкноте в 250 гульденов.
      • Самый высокий, 106-метровый маяк в виде стальной башни установлен в Иокогаме (Япония).
      • Cамый древний из ныне действующих маяков, построенный ещё во времена римского императора Траяна (II в.), находится в испанской провинции Ла-Корунья, недалеко от города Эль-Ферроль.

      Маяки как объекты морского наследия

      В связи с бурным развитием систем навигации, роль маяков в ХХ — XXI вв. падает, за многими из них перестают следить, что приводит к их разрушению. С целью сохранения исторических маяков в некоторых странах приняты специальные законы. Так, в США в 2000 г. принят закон National Historic Lighthouse Preservation Act, в Канаде в 2008 г. Heritage Lighthouse Protection Act. В России по предварительным данным порядка 200 маяков и навигационных знаков, можно отнести к объектам морского наследия, представляющим историческую и культурную ценность для России. По различным причинам состояние маячных сооружений катастрофически ухудшается. Помимо того, что большинство зданий и сооружений обветшало и требует капитального восстановительного ремонта, но и те объекты, которые ремонтируются, в процессе ремонта варварски переделываются, что приводит к их утере как памятников. Лишь по 13 из 200 маяков по ходатайству ГУНиО МО были приняты решения соответствующих государственных органов по их охране как памятников.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: