Массовые публичные мероприятия как форма политического участия граждан в управлении государством

Обновлено: 19.04.2024

Статья 5. Организатор публичного мероприятия

1. Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

2. Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

1.1) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

3. Организатор публичного мероприятия имеет право:

1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

2) проводить предварительную агитацию в поддержку указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 497-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации;

6) требовать от уполномоченного представителя органа внутренних дел удалить с места проведения публичного мероприятия лиц, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.

(п. 6 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

4. Организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии его предложения об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором) проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия, либо о неприятии предложения соответствующих органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и об отказе от проведения публичного мероприятия в указанных в таком уведомлении месте, времени и форме;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 497-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) в случае изменения в одностороннем порядке целей, формы публичного мероприятия и (или) заявленного количества его участников подать не позднее дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) новое уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона. При этом ранее направленное организатору публичного мероприятия согласование его проведения считается отозванным;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 497-ФЗ)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ч. 4 ст. 5 во взаимосвязи с другими нормами см. Постановление КС РФ от 18.05.2012 N 12-П.

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ч. 4 ст. 5 см. Постановление КС РФ от 18.06.2019 N 24-П.

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

7.1) принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак. Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти, депутат представительного органа муниципального образования может не иметь отличительного знака организатора публичного мероприятия при наличии у него нагрудного знака депутата;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 107-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

(п. 11 введен Федеральным законом от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

12) в случае отказа от проведения публичного мероприятия не позднее чем за один день до дня его проведения принять меры по информированию граждан и уведомить в письменной форме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в которые подано уведомление о проведении публичного мероприятия, о принятом решении.

(п. 12 введен Федеральным законом от 11.10.2018 N 367-ФЗ)

5. Организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 497-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Норма, которой введена ч. 6 данной статьи, признана частично не соответствующей Конституции РФ (Постановление КС РФ от 14.02.2013 N 4-П).

6. Организатор публичного мероприятия в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Формы осуществления права граждан на публичные мероприятия

Осуществление права граждан на публичные мероприятия предполагает не только различные цели их проведения, но и большое разнообразие форм. В науке конституционного права и в законодательстве не сформулированы конкретные признаки публичного мероприятия, а также признаки, отличающие собрание, митинг, уличное шествие, демонстрацию, пикет. Это в значительной степени осложняет их правовую регламентацию. Не во всех случаях сбор людей в определенном месте можно рассматривать как собрание или митинг.

Чтобы быть признанным таковым, указанный сбор должен отвечать ряду критериев. Законодательство их не формулирует.

Думается, что в самом общем виде они таковы:

  1. общий интерес у определенной категории граждан;
  2. их соглашение собраться вместе в публичном месте по поводу общего интереса;
  3. постановка и достижение общей цели;
  4. добровольность.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова читаем: «Собрание — совместное присутствие где-нибудь людей, чем-нибудь объединенных, заседание членов какой-нибудь организации»; «Митинг — массовое собрание для обсуждения политических и других неотложных вопросов текущей жизни»; «Демонстрация — массовое шествие для выражения общественно-политического настроения»; «Шествие — торжественное прохождение, процессия».

Выделенные формы осуществления права на проведение публичных мероприятий можно разделить (исходя из приведенных определений) на статические (собрания, митинги) и динамические (демонстрации, уличные шествия). Собрания, митинги проводятся в одном определенном месте, будь то здание, площадь или парк. Демонстрации, шествия отличает движение, смена места событий.

Способ выражения общественного мнения дает возможность говорить еще об одном различии. Для собраний, митингов характерно словесное обсуждение, а для демонстраций, шествий — привлечение общественного мнения путем действий (передвижение в колоннах, факелы) и наглядной агитации.

Собрание — единичный акт добровольного, согласованного друг с другом нахождения в определенном месте нескольких лиц, имеющий целью обсуждение, рассмотрение значимого для них вопроса, а также выражение ими не противоречащих закону пожеланий и настроений в соответствии с утвержденной повесткой дня под руководством избираемого из числа собравшихся органа (председателя, президиума). Итоговым документом собрания является принятое большинством собравшихся решение, постановление, иной акт.

Митинг — спонтанная, заранее не спланированная реакция граждан на те или иные события общественной жизни. Цель митинга — протест, давление на кого-либо, поддержка кого-либо, одобрение каких-либо действий. Митинг — единичный акт добровольного массового нахождения на открытом месте граждан по предварительному о том объявлению, для публичного выражения своего мнения (солидарности, протеста, призыва лиц и организаций) по общественно-политическим и другим злободневным вопросам текущей жизни. Результат митинга — воззвания, обращения.

Уличное шествие и демонстрация — это организованное движение граждан (что отличает их от толпы) по определенному маршруту, который заранее сообщается соответствующему органу власти.

Уличное шествие можно определить как акт выражения общественного мнения, настроения путем добровольного, массового, организованного движения людей в определенном направлении по пешеходной или проезжей части дороги в населенном пункте без использования плакатов, лозунгов, транспарантов, других агитационных средств с целью привлечения внимания граждан, компетентных органов власти к значимому явлению общественной жизни.

Демонстрация — единичный акт добровольного, публичного выражения человеком или группой лиц общественно-политических настроений, требований, несогласия или поддержки конкретных позиций и взглядов путем использования во время передвижения плакатов, транспарантов, лозунгов и других предметов, содержание которых не противоречит закону.

Формой права на публичные мероприятия, не упомянутой в Конституции РФ, является манифестация. Она сочетает в себе статические и динамические черты. Под манифестом обычно понимается письменное обращение, воззвание, а под манифестацией — массовое уличное шествие. Группа граждан становится манифестацией при наличии манифеста, принятого на собрании или митинге. Чтобы принять манифест, нужно собраться на собрание или митинг. Таким образом, манифестация есть завершающая фаза процесса выражения общественного мнения, воплощенного в уличном шествии или демонстрации, а также способ передачи требований, постановлений, решений, резолюций, принятых на собраниях и митингах.

Еще одна форма реализации права на публичные мероприятия — марш. Его цель — выражение общественно-политических настроений и привлечение внимания окружающих на протяжении одного пути следования. Этот путь определяется расстоянием как минимум между двумя населенными пунктами, что отличает марш от демонстрации и уличного шествия.

Использование лозунгов, плакатов, транспарантов при проведении марша дает возможность судить о родстве с демонстрацией. У собраний, митингов марш «позаимствовал» способ общения с гражданами в тех населенных пунктах, через которые он проходит, т.е. словесные обсуждения предмета, представляющего интерес для участников марша. В силу сказанного марш — единичный акт Добровольного, массового, специально организованного в определенном направлении движения людей по дорогам между населенными пунктами с использованием средств наглядной агитации в пути следования и проведения собраний, митингов в местах остановки марша, с целью пропаганды, обсуждения, заявления идей, вопросов, требований, представляющих интерес для его участников. Необходимо отметить, что марши в большинстве своем длятся сравнительно долго — День, неделю, месяц и т.д.

Своеобразной формой публичного мероприятия является цепь. Как и уличное шествие, демонстрация, цепь по результирующему моменту относится к незавершенной форме осуществления права на публичные мероприятия. Совокупность людей, расположившихся в «сплошной ряд, одну линию», не может принять одного документа, в котором формулировались бы их требования, ибо для констатации таких требований нужно собраться в одном месте и принять решение, резолюцию, требование по поводу своих нужд.

Свое настроение или мнение участники цепи выражают через плакаты, транспаранты и другими способами. По протяженности линия цепи может быть от нескольких сот метров до десятков километров. С учетом отмеченного цепь можно определить как единичный акт добровольного публичного выражения политических настроений, требований или выражения в поддержки людьми, расположенными на одной линии, через плакаты, лозунги и другие средства агитации и пропаганды.

Еще одно явление, с которым сталкиваются органы власти, — пикет. Это одна из форм осуществления права на публичные мероприятия граждан, характеризуемая привязанностью граждан к определенному месту (объекту). Участники пикета стараются искусственно создать преграду, которая мешает гражданам перемещаться в определенном направлении. Создание принудительного ограничения либо прекращение движения имеют тесную связь с выдвигаемыми требованиями.

Пикетчик (пикетчики) в своей акции могут использовать средства агитации, при помощи которых он (они) выражает свои требования, имеющие для него (них) общий интерес. Цель пикета — создание препятствий в передвижении главным образом лицам, от которых зависит решение их требований; привлечение внимания общественности к своим требованиям при помощи средств агитации. Пикет — акция, добровольно предпринимаемая гражданином либо группой граждан в целях принудительного ограничения либо прекращения движения в определенном направлении посредством блокирования улиц, зданий, площадей и других общественных мест.

И, наконец, забастовка, которую иногда относят к одной из форм осуществления права на публичные мероприятия. Общеизвестно, что коллектив людей при помощи забастовок старается разрешить свои узкопрофессиональные проблемы, часто используя бойкоты и пикетирования, а также другие формы права на публичные мероприятия. Однако в ходе забастовки порой наряду с социально-трудовыми требованиями люди начинают выдвигать требования политические.

Забастовка — выступление какого-либо коллектива работников, заключающееся в организации давления на администрацию предприятия либо на органы власти ради достижения определенных экономических и политических целей путем, полного или частичного прекращения работы, использования иных способов препятствования нормальному ходу производственного процесса.

Что такое публичное мероприятие и какие виды публичных мероприятий выделяют?

В Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» для обозначения всех собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований используется обобщенный термин «публичное мероприятие» (этот термин будем использовать далее и мы).

Публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Как следует из названия закона - «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в нем регулируется пять видов публичных мероприятий. Они различаются по способу проведения и числу участников. Виды публичных мероприятий указаны в статье 2 данного федерального закона.

Митинг - это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Как правило, на митинге принимается обращение с определенным требованием к властям или призывом к гражданам.

Демонстрация - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Демонстрация может начаться или завершиться митингом. Иногда демонстрация может быть «сидячей» - участники не движутся, а сидят массой в людном месте. В последнее время в некоторых странах стали проводиться «стоячие» демонстрации: демонстранты, держась за руки, образуют кольцо вокруг какого-либо объекта либо непрерывную линию, обычно вдоль шоссе, порой на десятки или сотни километров.

Шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Разновидностью шествий являются марши - шествия через многие населенные пункты, через всю страну или несколько стран. В шествиях и маршах обычно участвуют заранее сорганизовавшиеся люди.

Пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Особой разновидностью пикета является палаточный городок, существующий более или менее продолжительное время.

Собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Отметим, что такое законодательное определение собрания может рассматриваться в качестве родового понятия для всех мероприятий с количеством участников более трех человек.

Но не все собрания носят публичный характер, что, на наш взгляд, неправомерно расширяет круг регулируемых Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» правоотношений, большинство из которых не являются предметом этого закона. Это нередко вводит в заблуждение граждан, желающих провести какое-либо собрание, что подтверждается и судебной практикой. Приведем один из характерных примеров.

Л. обратился в суд с заявлением о признании недействующими глав 2 и 3 Закона Калининградской области № 110 от 12 февраля 1999 г. «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области», ссылаясь на то, что в соответствии с законом субъекта собрание граждан допускается только после получения соответствующего разрешения от представительного органа местного самоуправления. Между тем, согласно Федеральному закону от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», процедура созыва собрания носит уведомительный характер.

Также в соответствии с данным федеральным законом организаторами собрания могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, политические партии и другие общественные объединения, а в соответствии с местным законом организация собрания граждан (подготовка, проведение и подведение итогов собрания) лежит на комиссии по проведению собрания, члены которой назначаются представительным органом местного самоуправления. По мнению заявителя, Закон Калининградской области № 110 противоречит Федеральному закону № 54-ФЗ и не направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации.

В судебном заседании Л. свои требования поддержал и уточнил, что оспариваемые им положения Закона Калининградской области № 110 нарушают его права как гражданина Российской Федерации. Представители Калининградской областной Думы и администрации Калининградской области с требованиями Л. не согласились, пояснили суду, что Закон Калининградской области № 110 «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области» не противоречит Федеральному закону № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», так как имеет другой предмет регулирования. Решением Калининградского областного суда от 21 октября 2004 г. в удовлетворении заявленного Л. требования отказано.

В кассационной жалобе заявитель просил отменить указанное решение суда, утверждая, что оно основано на выводах суда, не соответствующих действительным обстоятельствам дела, и на неправильном понимании судом законодательства, регулирующего вопросы проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 26 января 2005 г. дело по заявлению Л. о признании недействующими и не подлежащими применению глав 2 и 3 Закона Калининградской области № 110 от 12 февраля 1999 г. «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области» по кассационной жалобе заявителя на решение Калининградского областного суда от 21 октября 2004 г., которым ему в удовлетворении заявленного требования отказано. Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оставила вынесенное судом решение без изменения по следующим основаниям.

В силу Федерального закона № 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Калининградской области № 31 от 18 января 1996 г. «Об основах местного самоуправления в Калининградской области» граждане Российской Федерации вправе осуществлять свое право на местное самоуправление путем прямого волеизъявления в отношении вопросов местного значения, к коим относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

В этой связи судом правильно обращено внимание на то, что одной из форм прямого волеизъявления является собрание (сход) граждан (статья 24 Федерального закона № 154-ФЗ и статья 29 Закона Калининградской области № 31). При этом Федеральным законом № 154-ФЗ правовое регулирование вопросов порядка созыва и проведения собраний граждан отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

В то же время, как усматривается из преамбулы Закона Калининградской области «О собраниях (сходах) граждан в Калининградской области», данный закон регулирует порядок проведения собрания (схода) граждан, проживающих на территории муниципального образования, с целью решения вопросов местного значения, при этом согласно статье 1 данного закона под собранием (сходом) понимается форма прямого волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования, связанная с решением вопросов местного значения. Анализируя содержание и предмет правового регулирования оспариваемого заявителем закона в сравнении с положением федерального законодательства, суд правильно отметил принципиальное различие в характере регулируемых правоотношений.

Действительно, Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

В соответствии с положениями данного федерального закона (статья 2) под собранием граждан (как публичным мероприятием) понимается совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; при этом участники публичного мероприятия вправе принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

В этой связи был признан правильным вывод суда о том, что, хотя в оспариваемых заявителем положениях Закона Калининградской области и Федеральном законе № 54-ФЗ регулируется порядок проведения собраний граждан, Л. ошибочно полагал, что этот порядок должен быть единым для всех случаев проведения собрания, независимо от правовых оснований их созыва.

Между тем Федеральный закон № 54-ФЗ регулирует порядок созыва и проведения собрания граждан как публичного мероприятия, а Закон Калининградской области № 110 устанавливает порядок осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления. При этом понятия «собрания» в приведенных законах носят различный правовой характер, как, собственно, и правовые последствия принятых на этих собраниях решений.

При таких обстоятельствах суд обоснованно сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного Л. требования и в этом ему отказал. Поскольку выводы суда полностью соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном понимании и применении положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, то вынесенное Калининградским областным судом решение является законным.

Кассационная жалоба заявителя не могла быть признана состоятельной, так как не содержала доводов, имеющих правовое значение. С учетом изложенного и руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение Калининградского областного суда от 21 октября 2004 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.

В данном деле судебные органы справедливо пришли к выводу, что Федеральный закон № 54-ФЗ регулирует порядок созыва и проведения собрания граждан как публичного мероприятия, а Закон Калининградской области № 110 устанавливает порядок осуществления гражданами Российской Федерации своего права на местное самоуправление в форме прямого волеизъявления.

Однако причиной самого спора, по нашему мнению, явилось именно то, что понятийный аппарат в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» страдает юридической непроработанностью и терминологической неточностью.

Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование

Конституция РФ (ст. 31) закрепила за гражданами России право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (далее — право на публичные мероприятия). Данное право относится к политическим правам российских граждан, ибо иностранные граждане и лица без гражданства таковым не обладают, что, однако, не противоречит международным стандартам и актам.

Нормативную основу нрава граждан на публичные мероприятия составляют Конституция РФ; Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» от 28 июня 1988 г.; Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 г.

Публичные мероприятия должны носить мирный характер, не нарушать права и свободы других лиц. Во время их проведения не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также Действия его организаторов и активных участников, направленные на Насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований. Согласно ст. 6 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. (в ред. от 10 января 2003 г.), во время публичных мероприятий запрещается ношение оружия.

Право на проведение публичных мероприятий неразрывно связано с политическим строем, на почве которого оно возникает. Расширение пределов этого права, переход к менее стесненным формам регламентации, ограничение полномочий надзора, понижение мер ответственности за нарушение отдельных постановлений — все эти изменения в законодательстве тесно связаны с укреплением авторитета народного представительства и с демократизацией государства.

Право проводить публичные мероприятия необходимо в любом государстве, но широкую постановку оно может получить лишь в государстве, политическое устройство которого основывается на сочетании принципов парламентаризма и демократии.

Право на проведение публичных мероприятий, как всякое иное право, может стать предметом злоупотребления. История знает множество примеров, когда публичные мероприятия, как форма выражения общественного мнения, перерастали в массовые беспорядки, насильственные действия, терроризировавшие мирное население. Подобные злоупотребления особенно часты в переходные периоды, когда политический строй ломается и государство меняет форму своего устройства.

Повышенная возбудимость масс, объясняемая исключительно условиями периода, проявляется в злоупотреблениях при реализации права проводить публичные мероприятия. По названной причине переходный период в истории государства можно считать наименее благоприятным для законодателя. Законы, принимаемые в таких условиях, несут в себе отпечаток исключительных действий законодателя, направленных против повторения эксцессов переходного периода.

Чем выразительнее данные эксцессы, тем дольше у законодателя подозрительное отношение к праву на публичные мероприятия, тем дольше оно рассматривается не как необходимый институт конституционного права, обеспечивающий правильное функционирование народного представительства, а исключительно как средство возбуждения населения против власти и общественного порядка.

В силу сказанного и российское законодательство, которое формировалось именно в переходный для России период (конец 80-х — начало 90-х гг.) имеет явно разрешительный уклон. Государственная власть не может обойтись без стеснения права проводить публичные мероприятия, но оно должно ограничиваться рамками необходимости, определяться не произволом органов исполнительной власти, а законом, соответствующим международно-правовым актам.

Государство должно стремиться к такой организации государственной и общественной жизни, при которой каждый человек может рассчитывать на предсказуемость, последовательность, надежность нормативных актов, в том числе касающихся политического права проводить публичные мероприятия, иметь твердую уверенность в том, что его права, свободы, обязанности четко установлены и обеспечены.

По этой причине государство должно решить две задачи:

  • создать максимально благоприятные условия для привлечения граждан через названный институт к участию в управлении государственными и общественными делами, выработке предложений, инициатив по экономическим, политическим, социальным вопросам;
  • исключить возможность злоупотребления названным правом, использования его в антиконституционных целях.

Из права на проведение публичных мероприятий как естественного права гражданина вытекает обязанность государства обеспечить полное осуществление этого права и его защиту от злоупотреблений со стороны кого бы то ни было.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2010 N 344-ФЗ, от 07.06.2017 N 107-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 61-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции;

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 61-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

8) регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 344-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: