Малый а ф государственная власть как правовая категория

Обновлено: 24.04.2024

доцент кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университете им. И.Т. Трубилина", исполнительный директор юридической консалтинговой корпорации "Ассоциация независимых правозащитников"

350051, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Гаражная, 93

Goncharov Vitalii Viktorovich

Associate Professor at the Department of State and International Law of Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Executive Director of the Legal Consulting Corporation "Association of independent human rights defenders"

350051, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Garazhnaya, 93

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: В настоящей статье проведен анализ понятия исполнительной власти, исследовано ее место в механизме государственной власти в Российской Федерации. Рассмотрены современные проблемы обеспечения принципа разделения властей на три самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную). В работе представлены авторские определения понятий государственной власти, исполнительной власти, судебной власти, законодательной (представительной власти). Автором разработаны предложения по совершенствованию баланса властей на федеральном и региональном уровне.


Ключевые слова: Юриспруденция, исполнительная власть, государственный механизм, судебная власть, законодательная (представительная) власть, государственный аппарат, государственное управление, полномочия, правовой статус, государственной власти.

2. Чиркин, В.Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России // История становления и современного состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. [Текст] - М., 2003. - С. 114, 116.

3. Бельский, К.С. Феноменология административного права. [Текст] - Смоленск: Изд-во СГУ, 1995. - С. 31.

4. Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти [Текст] / К.С. Бельский // Государство и право. - 1997. - № 3. - С. 14.

5. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук Бачило И.Л. [Текст] - М.: Юристъ, 1998. - С. 31.

6. Алехин, А.П., Кармолицкий, А.И., Козлов, Ю.М. Административное право Российской Федерации. [Текст] - М., 1996. - С. 15.

7. Тихомиров, Ю.Я. О концепции развития административного права и процесса [Текст] / Ю.Я. Тихомиров // Государство и право. - 1998. - № 1. - С. 11.

8. Малый, А.Ф. Государственная власть как правовая категория [Текст]/ А.Ф. Малый // Государство и право. - 2001. - № 3. - С. 98.

9. Хаманева, Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. [Текст] – М.: ООО «Новая правовая культура», 2004 г. // Справочная правовая система Гарант.

10. Бобылев, А.И., Горшкова, Н.Г., Ивакин, В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. [Текст] - М., 2003. - С. 24-25.

11. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. [Текст]- М., 2001. - С. 382.

12. Теория государства и права. Учебник для вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. [Текст] - М., 2002. С. 140.

13. Бельский, К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. [Текст] - М., 1990. С. 76.

14. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебник. [Текст] - М.: БЕК, 1993. - С.58.

15. Осадчая, Н.В., Гончар, Н.В. Правовая природа терминов «государственное управление» и «исполнительная власть» и их судьба в российском законодательстве [Текст] / Н.В. Осадчая, Н.В. Гончар // Законодательство и экономика. - 2004. - № 5.

16. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д-ра юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. [Текст] - М.: Издательство НОРМА, 2001. - С. 584.

17. Старилов, Ю.Н. Исполнительная власть в структуре современного административно-правового регулирования: проблемы и основные направления разрешения // История становления и современного состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. [Текст] - М., 2003.

18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. [Текст] - М., 1975. - С. 321.

19. Алехин, А.П., Кармолицкий, А.А., Козлов, Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. [Текст] - М., 1997. - С. 10.

20. Бельский, К.С. К вопросу о предмете административного права [Текст] / К.С. Бельский // Государство и право. - 1997. - № 11. - С. 14-21.

21. СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.

22. Астафичев, П.А. Институт народного представительства в современной России. [Текст] - Орел, 2003. - С. 63.

23. Лучин, В.О., Матузов, А.В. Президент - гарант Конституции [Текст]/ В.О. Лучин, А.В. Матузов // Политика и право. - 2000. - № 3. - С. 34.

24. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. [Текст] // Парламентская газета. - 2005. - № 76.

25. СЗ РФ. - 2006. - № 1. - Ст. 7.

26. СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

27. СЗ РФ. - 2004. - № 50. - Ст. 4950.

28. СЗ РФ. - 2006. - № 3. - Ст. 336.

29. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «О политических партиях» [Текст] // СЗ РФ. - 2006. - №1.- Ст. 13.

30. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 12 октября 1977 г. - № 41. - Ст. 617.

31. Стрельцова, М.М. Институциональные условия создания правительственных ведомств в России и США (на примере МЧС России и Министерства внутренней безопасности США) [Текст] / М.М. Стрельцова // Полис. - 2004. - № 4. - С. 148.

32. Гранкин, И.В. Определение статуса Федерального Собрания Российской Федерации и проблемы его совершенствования [Текст] / И.В. Гранкин // Государство и право. - 2005. - № 6. - С. 8.

33. Салищева, Н.Г., Хаманева, Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие [Текст] / Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева // Государство и право. - 2000. - № 1. - С. 5.

34. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук Бачило И.Л. [Текст] - М.: Юристъ. - 1998. - С. 352.

35. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 1994. № 13. - Ст. 1447.

36. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан» [Текст] // СЗ РФ. - 2003. - № 30. - Ст. 3101.

38. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1589.

39. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан» [Текст] // СЗ РФ. - 2006. - № 3. - Ст. 336.

40. Кряжков, В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). [Текст] - М.: Формула права, 1999.

42. СЗ РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.

43. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06 марта 2003 г. №103-О «По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2003. - № 17. - Ст. 1658.

44. Сборник законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII. - 1993. - Ст. 117.

45. СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Гончаров В.В., кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заведующий кафедрой общепрофессиональных юридических дисциплин Краснодарского филиала Академии труда и социальных отношений.

Сущность понятия "государственная власть" в настоящее время до конца не познана и поэтому является предметом изучения таких наук, как социология, философия, история, теория государства и права.

Как очевидно, указанное понятие состоит из двух многогранных и до настоящего времени дискуссионных терминов - "государство" и "власть", каждый из которых необходимо рассмотреть.

Власть является категорией, к которой обращались практически все исследователи, начиная с Древних Греции, Рима, Китая, Индии и вплоть до наших дней. Однако продолжительность изучения не повлияла на единообразие подходов к определению этого понятия. По мнению В.Г. Ледяева, это вызвано тем, что лишь немногие исследователи обращаются к анализу области и пределов применения данного понятия, его содержательной специфики и места в общей понятийной структуре .

См.: Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ // Политические исследования. 2000. N 1. С. 97; Чиркин В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы) // Государство и право. 2003. N 10. С. 8 - 15.

Понятие "власть" трактуется неоднозначно даже учеными-филологами. В словаре русского языка С.И. Ожегова власть - это право и возможность распоряжаться кем- или чем-либо, подчинять своей воле, а также политическое господство, государственное управление и органы его . В других источниках власть определяется как право управления государством, политическое господство, и одновременно это органы государственного управления, правительство . Налицо дуализм понятий.

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1988. С. 71.
См.: Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Ин-т русского языка; под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1. А - Й. М.: Русский язык, 1981. С. 184.

Как известно, большинство понятий рассматривается в широком (философском, общесоциологическом) и узком смыслах, не является исключением из этого правила и понятие "власть".

Практически во всех определениях власти, данных советскими учеными, доминирует идея господства одного субъекта властеотношения над другим, насильственное подчинение последнего воле и интересам первого, осуществляемое при помощи принуждения . Основой таких выводов послужили взгляды классиков марксизма-ленинизма, рассматривавших власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой - подчинение подвластного воле властвующего .

См.: Голунский С.А., Строгович М.С. Конспект по теории государства и права. М., 1940; Теория государства и права. М., 1955.
См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 302.

В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе понятие "власть" связывается с концепциями властных отношений, созданными на базе определенного философского или общесоциологического учения . Так, сторонники классической теории власти рассматривают ее как ens realissimum ("реальное сущее" - лат.) политики, высший уровень политического действия и его первопричину, являющуюся количественно и качественно измеряемым материальным благом, существующим только в поле потенциального конфликта и проявляющимся в одностороннем отношении - от причины (власть) к действию (вынужденное изменение поведения слабой стороны).

См.: Технология власти (философско-политический анализ). М., 1995; Исаев И.А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти М.: Юристъ, 2002.

Сторонники консенсусной теории считают, что власть соответствует человеческой способности не только действовать и что-то предпринимать, но и объединяться с другими, действовать в согласии с ними .

См.: Arendt H. Macht und Gewalt. Munchen, 1970.

Реляционный подход в определении понятия "власть" включает в себя три направления: теорию сопротивления, теорию обмена ресурсами и теорию раздела зон влияния . Общим моментом всех трех теорий является интерпретация властеотношения как отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия.

См.: Dahl R.A. Power // International Encyclopedia of Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 12. P. 407; French J.R., Raven B. The Bases of Social Power // Cartwright D., Zander A. Group Dynamics: Research and Theory. L., 1960. P. 609.

Проанализировав все названные выше теории, можно обобщить перечисленные в них признаки власти:

  • властеотношение характеризуется наличием двух субъектов, обладающих неравными правами и обязанностями; кроме того, властвующий принуждает подвластного к совершению действий или к бездействию в той мере, в какой это удовлетворяет его интересам и потребностям, применяя для этого все возможные методы;
  • имеет программно-целевой характер вследствие наделения одного из субъектов властеотношения индивидуальным либо групповым сознанием, осуществляющим планирование и прогноз событий во имя достижения конкретного результата;
  • является разновидностью и механизмом регулирования тех ресурсов и потребностей, сил и возможностей, которыми располагает каждое конкретное общество;
  • непосредственно зависит от уровня социально-культурного развития общества;
  • носит политический характер, структурирована и иерархизирована в той мере, в какой структурированы и иерархизированы социальные отношения в данном обществе.

Таким образом, власть представляет собой механизм существования и развития всякой социальной общности, соответствующей достигнутому характеру и уровню общественной жизни, характеризующейся подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений руководящей в данном сообществе воле, подкрепленной возможностью принудительного ее исполнения.

Для определения понятия "власть" в узком смысле (через понятие "государство") также выработано множество подходов (нормативистский, теологический, естественно-правовой, культурологический и др. ). Некоторыми учеными государство определяется как "основная политическая организация классового общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры" , как "политическая организация общества во главе с правительством и его органами, а также страна с такой политической организацией" или как "социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью" .

См.: Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права // Государство и право. 2005. N 12. С. 71 - 79.
Ожегов С.И. Указ. соч. С. 115 - 116.
Словарь русского языка. С. 339.
Российская юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 207.

Анализ вышеприведенных определений показывает, что существование государства немыслимо без наличия власти, понятия "государственная власть" и "политическая власть" органично связаны, а термины "государственная власть" и "политическая власть" синонимичны (хотя есть и противники этого утверждения).

Таким образом, государство представляет собой организацию публичной власти, необходимую как для достижения удовлетворения интересов и потребностей отдельных классов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

В ходе развития мировой и отечественной истории процесс возникновения государства, а с ним и государственной власти в различных регионах протекал по-разному. Под влиянием этих особенностей зарождения государства и государственной власти по мере смены общественно-экономических формаций, политических режимов и в силу особенностей формы правления и государственного устройства формировались различные точки зрения на сущность понятий "власть" и "государственная власть".

В нашей стране понятие "государственная власть" конституционально персонифицировано, т.е. содержит действующий субъект - государство в лице его органов, которым народ делегирует принадлежащую ему власть .

См.: Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. N 5. С. 19.

В современной отечественной научной литературе имеется как минимум четыре подхода к определению понятия "государственная власть":

как системы государственных органов ;

См.: Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. N 3. С. 98.

как особого волевого отношения (в котором одной из сторон является особый политический субъект - государство, его орган или должностное лицо );

См.: Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 16.

как системы полномочий (подтверждением характеристик государственной власти как совокупности властных полномочий служит практика реализации федеративных отношений в Российской Федерации. Разделение власти на федеральном уровне есть не что иное, как разделение компетенции );

См.: Малый А.Ф. Указ. соч. С. 99.

как функции (сами органы власти и акты, ими принимаемые, являются функциями власти подобно тому, как и вообще все функции, осуществляемые отдельными органами живого . Власть рассматривается как необходимая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей любого коллектива ).

См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1894. С. 250.
См.: Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение. Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 42.

Использование термина "государственная власть" в нормотворчестве указывает на то, что законодатель также неоднозначно трактует содержание данного понятия. Например, в контексте ст. 10 Конституции Российской Федерации очевидно, что государственная власть отождествляется с реализацией властных полномочий, но никак не с самими органами власти.

Общая логика построения конституционных норм позволяет говорить о неоднозначности рассмотрения власти. Так, ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации содержит положение о запрете присвоения или захвата власти в стране ("власть" = "полномочие"), а ст. 18 подразумевает под властью органы власти, указывая, что деятельность власти определяется правами и свободами человека и гражданина.

Различные научные определения не всегда можно формализовать и использовать в категориальном аппарате законотворческого процесса. Представляется, что наиболее правильным вариантом формализации понятия "государственная власть" является отождествление его со свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственно-властных полномочий, так как именно посредством реализации данного свойства государственного аппарата народ осуществляет принадлежащую ему власть.

В свою очередь, понятие "полномочие" в широком смысле рассматривается в тесной связи с такими терминами, как "предмет ведения" и "компетенция" (хотя некоторыми учеными эти понятия противопоставляются ).

В российской Конституции понятие "полномочия" понимается трояко: как характеристика прав и обязанностей конкретного органа (ст. 83); как характеристика совокупных прав и обязанностей Российской Федерации (ст. ст. 73 и 79); как конкретные полномочия (ч. 4 ст. 3 и др.). Однако в ст. ст. 5 и 11 речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, т.е. "предметы ведения" выделены в самостоятельное понятие. Конкретное полномочие органа, являясь юридически закрепленным за ним правом, одновременно представляет собой обязанность по принятию правовых актов и иных действий, направленных на исполнение поставленных перед данным органом задач и функций .

См.: Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. С. 160.

Однако вернемся к государственной власти. Помимо термина "государственная власть" существует и производное от него понятие "система государственной власти", рассматриваемое рядом ученых на основании ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, согласно которой федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов .

См.: Дахин А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006. N 3. С. 29 - 41; Мартышин О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности // Государство и право. N 10. С. 31 - 37; Кочев В.А. Государственная власть в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы корреляции. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000.

В научной литературе для обозначения системы государственных органов и системы государственной власти используются термины "законодательная власть", "судебная власть", "исполнительная власть" . При определении системы государственной власти как совокупности трех ветвей власти через призму принципа разделения властей необходимо учитывать, что в подобном случае функционирует целостная конструкция построения органов и в этом случае ветви власти не представляют собой совокупности взаимосвязанных элементов.

См.: Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. N 1. С. 5 - 11; Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук И.Л. Бачило. М.: Юристъ, 1998.

Таким образом, рассмотрев с различных точек зрения все составляющие понятия "государственная власть", можно сделать следующие выводы:

  • государственная власть в Российской Федерации является свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственных властных полномочий;
  • в действующем законодательстве Российской Федерации не содержится единого понимания государственной власти, что свидетельствует о дискуссионности и сложности данной категории;
  • разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную достаточно условное; в Конституции Российской Федерации упоминаются лишь системы исполнительной и судебной власти, в которые не включен ряд субъектов власти, в том числе и органы местного самоуправления, обладающие огромными властными полномочиями, а судебная власть подразделена на отдельные самостоятельные в организационном и правовом плане участки;
  • система государственной власти в России обладает признаком единства , не исключающим, однако, самостоятельности различных государственных органов, со строго определенными полномочиями, которые могут перераспределяться между субъектами, но в своей совокупности составляют неизменный набор и регулируют весь объем общественных отношений.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Основные характеристики государственной власти как разновидности социальной, средства и механизм реализации. Тенденции властных отношений в современном обществе. Отличительные признаки и черты государственной власти в России от власти в других странах.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 21.03.2015
Размер файла 41,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В данной курсовой работе феномен государственной власти рассматривался с разной высоты теоретического изучения, а именно:

- как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти;

- как аппарат государственной власти, совокупность властных органов и должностных лиц и их отношения, связи между ними;

- как систему государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Исследование природы государственной власти показало, что государственность должна оставаться основной ценностью гражданина России. С твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений.

Успешное строительство экономически развитого федеративного государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти.

Смысл демократии не в том, что народ провозглашается источником власти, не в том, что органы государственной власти объявляют себя органами, через которые «народ осуществляет свою власть», а в том, что все полноправные граждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мере допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем самым - к формированию государственной воли.

Среди важные предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:

- повышение эффективности законодательного процесса;

- усиление результативности в реализации принятых законов;

- повышение взаимодействия между различными ветвями власти;

- совершенствование законодательной техники и планирования;

- всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями;

- дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы Российского государства и общества.

В заключение хотелось бы выразить надежду о том, что законодательные и представительные органы в нашей стране будут вносить весомый вклад в развитие нашей страны, обеспечение достойной жизни наших сограждан и процветания нашего Отечества.

Список использованной литературы

1. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. 1996, №2.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и прав Ч. 2. Теория права Т.1. Москва, 1996.С. 71-78,84.

4. Дегтярев.А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения. Полис: политические исследования. 1996 г. №3.

5. Корельский В.М. Теория государства и права. Москва, 1997, С. 212

6. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория» Государство и право, 2001, №3

7. Пикулькин Система государственного управления: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. - М. - Юристъ, 1999

8. Спиридонов. Л. Теория государства и права. Учебник для Вузов. М :Феникс, 1998

9. Теория государства и права Учеб. для вузов / Под ред. Г.Н. Маннова. Москва, 1995.С171-177

10. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. Под общ. ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2001.

11. Власть силы, сила власти. Сборник научных трудов. Под ред. И.А. Исаева, М.: Юрист. 1994.

Теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти: понятие, признаки и свойства. Формы, методы и способы осуществления государственной власти. Легитимность и легальность власти, ее единство и разделение.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 01.02.2010
Размер файла 49,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

6. Законодательная, исполнительная и судебная власти образуют систему государственной власти, характерную для демократических государств и отвечающую волеизъявлению Российского общества.

7. Главной целью Российского государства должно быть обеспечение благополучия граждан России на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества.

8. Среди важных предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в России необходимо выделить следующие: повышение эффективности законодательного процесса; усиление результативности в реализации принятых законов; повышение взаимодействия между различными ветвями власти; совершенствование законодательной техники и планирования; всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями; дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы Российского государства и общества. Таким образом, цель исследования, заключающаяся в анализе теоретической базы и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти достигнута, задачи выполнены.

Список литературы

Законодательные и нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета №237 от 25.12.93 г.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями на 8 декабря 2003 года // Российская газета. - N 252. - 16.12.2003.

3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СПС Гарант.

4. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС Гарант.

5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Гарант.

6. Федеральный конституционный закон 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 N 3-ФКЗ, от 19.06.2004 N 4-ФКЗ, от 03.11.2004 N 6-ФКЗ) // Российская газета. - №245. от 23 декабря 1997.

7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» // Российская газета. 6.01.1997. № 3.

8. Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Научная, учебная и специальная литература

9. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. - 2006. - № 2. - С. 45-48.

10. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. - 2003. - №3. - С. 25-34.

11. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть 1. - М.: Зерцало, 2006. - 234 с.

12. Громыко Ю.Б. Легитимность и власть // Российское аналитическое обозрение. - 2006. - № 2. - С. 72-79.

14. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. - 2004. - № 7. - С. 67-72.

15. Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. - 2004. - №6. - С. 27-31.

16. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд. - М.: Спарк, 2004. - 511 с.

17. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. - 2004. - № 6. - С. 56-62.

18. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. - 2001. - № 3. - С. 45-49.

19. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 640 с.

20. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. - 2003. - №3. - С.12-20.

21. Новиков С.С. Проблемы теории государства и права. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 324 с.

22. Общая теория права и государства. / Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Норма, 2003. - 640 с.

23. Пикулькин В.А. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 439 с.

24. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. Под общ. ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2007. - 352 с.

25. Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право. - 2009. - № 2. - С. 14-22.

26. Спиридонов Л. Теория государства и права. Учебник для Вузов. - М.: Феникс, 2008. - 421 с.

27. Сукиасян М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. - М., 2006.

28. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005. - 670 с.

29. Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. - М.: Норма, 2003. - 640 с.

30. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 613 с.

31. Теория государства и права / Под ред. Мамонова Г.Н. Учебник. - М.: БЕК, 2007. - 420 с.

32. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2005. - 776 с.

33. Уваров А.А. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления // Государство и право. - 2002. - № 10. - С. 45-49.

34. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Т.Н. Редько. - М.: Норма, 2004. - 580 с.

35. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обновление // Правоведение. - 2008. - № 2. - С. 34-42.

36. Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. - 2000. - № 10. - С. 65-71.

37. Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Государство и право. - 2009. - № 8. - С. 67-73.

доцент кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университете им. И.Т. Трубилина", исполнительный директор юридической консалтинговой корпорации "Ассоциация независимых правозащитников"

350051, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Гаражная, 93

Goncharov Vitalii Viktorovich

Associate Professor at the Department of State and International Law of Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Executive Director of the Legal Consulting Corporation "Association of independent human rights defenders"

350051, Russia, Krasnodarskii krai, g. Krasnodar, ul. Garazhnaya, 93

Дата направления статьи в редакцию:

Дата публикации:

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу понятия и сущности государственной власти через призму понятий «власть» и «государство». Дано авторское определение власти как философской и общесоциологической категории. В статье разработан категориальный аппарат исследования. Автором проведен анализ и оценка исторически сложившихся и современных различных отечественных и зарубежных концепций в определении понятия государственной власти, на основании которых предложена собственная авторская концепция определения понятия государственная власть. Изучены понятия системы государственной власти; системы государственных органов как совокупности законодательной (представительной), исполнительной, судебной власти через призму принципа разделения властей. Проведено исследование сложившихся в Российской Федерации ветвей государственной власти. Даны авторские определения понятий законодательной (представительной), исполнительной, судебной власти.


Ключевые слова: Юриспруденция, государственная власть, право, полномочия, государственный аппарат, судебная власть, исполнительная власть, законодательная (представительная) власть, механизм, система

2. Кокорев, Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права [Текст] / Р.С. Кокорев // Государство и право. - 2005. - № 12. - С. 71-79.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. [Текст] - М.: Русский язык, 1988. С. 115-116.

4. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2 - е изд., испр. и доп. [Текст] - М.: Русский язык. 1981. Т. 1. А-й. 1981. С. 339.

5. Российская юридическая энциклопедия. [Текст] - М.: Издательский Дом «ИНФРА – М», 1999. Х. С. 207.

6. Дмитриев, Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества [Текст] / Ю.А. Дмитриева // Государство и право. - 1994. - № 7. - С. 33-34.

7. Чиркин, В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма [Текст] / В.Е. Чиркин // Государство и право. - 1997. - №1. - С. 7.

8. Гражданское общество, правовое государство и право («круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») [Текст] // Государство и право. - 2002. - № 1. - С. 14.

9. Макаров, О.В. Соотношение права и государства [Текст] / О.В. Макаров // Государство и право. - 1995. - № 5. - С. 19.

10. Малый, А.Ф. Государственная власть как правовая категория [Текст] / А.Ф. Малый // Государство и право. - 2001. - № 3. - С. 98.

11. Ушаков, Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. Уч. пособие. [Текст] - М., 1997. - С. 14,15.

12. Бобылев, А.И., Горшкова, Н.Г., Ивакин, В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. [Текст] - М., 2003. - С. 24.

13. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права. [Текст] - СПб., 1894. С. 250.

14. Манов, Г.Н. Признаки государства: новое прочтение / Политические проблемы теории государства. [Текст] - М., 1993. - С. 42.

15. Хвостов, В.М. Общая теория права. [Текст] - СПб., М., Варшава, Вильно, 1914. С. 15 и след.

16. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. [Текст] - СПб., 1907. С. 192.

17. Чиркин, В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. [Текст] - М., 1994. С. 16.

19. Авакьян, С.А. Правовое регулирование деятельности Советов. [Текст] М., 1980.

20. Кутафин, О.Е., Шеремет, К.Ф. Компетенция местных Советов. [Текст] - М., 1982.

21. Фадеев, В.И. Муниципальное право России. [Текст] - М., 1994.

22. Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. [Текст] - М., 1998. - С. 160.

23. Федерация в зарубежных странах. [Текст] - М., 1993. - С. 17-18.

24. Дахин, А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит [Текст] / А.В. Дахин // Полис. - 2006. - № 3. - С. 29-41.

25. Мартышин, О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности [Текст] / О.В. Мартышин // Государство и право. - № 10. - С. 31-37.

26. Кочев, В.А. Государственная власть в Российской Федерации. Конституционно-правовые основы корреляции. [Текст] - Пермь: изд-во Пермского ун-та, 2000.

27. Салищева, Н.Г., Хаманева, Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие [Текст] / Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева // Государство и право. - 2000. - № 1. - С. 5-11.

28. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. д-р юрид. наук Бачило И.Л. [Текст] - М.: «Юристъ». 1998.

29. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России [Текст] / С.В. Бородин, В.Н. Кудрявцев // Государство и право. - 2001. - № 10. - С. 22.

30. Петрухин, И.Л. Проблема судебной власти в современной России [Текст] / И.Л. Петрухин // Государство и право. - 2000. - № 7. - С. 15-21.

31. Барциц, И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации [Текст] / И.Н. Барциц // Законодательство. - 2001. - № 9. - С. 37-44.

32. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран. [Текст] -М., 1999. - С. 145.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: